Специфика бюджетных отношений состоит в том что они возникают в процессе
Перейти к содержимому

Специфика бюджетных отношений состоит в том что они возникают в процессе

  • автор:

45. Роль бюджета в макроэкономическом регулировании. Понятие бюджета, его экономическое значение.

прочие финансы (финансы страхования); финансы домохозяйств.

Через гос. финансы, в том числе через гос. бюджет перераспределяется до 50% ВВП (реально в России – до 35%).

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и ОМСУ (по БК РФ).

Функции бюджета:

распределительная, перераспределительная — ее сущность проявляется в распределении и перераспределении ВВП по отраслям, территориям, между сферами.

контрольная – обеспечение контроля за формированием, распределением, использованием гос. средств.

ВСЕ ДРУГИЕ ФУНКЦИИ – ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ:

регулирующая – государство влияет на хозяйственную жизнь страны с помощью налогов.

стимулирующая – предоставление льгот, снижение налоговых ставок, применение регрессивных шкал по НДФЛ,; за счет расходов бюджета предоставление гос. гарантий, льгот и кредитов.

фискальная – мобилизация доходов бюджета.

обеспечивающая – обеспечение финансирования задач и функций государства.

воспроизводственная – перераспределяет деньги, нацелена на расширенное воспроизводства, т.е. необходимо создавать условия, чтобы предприятия увеличивали свои финансовые ресурсы.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой центральный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, ВС., для выполнения необходимых социально-экономических и других функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования и воздействия на финансово-хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Бюджет представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие функций государства и финансовых отношений, складывающихся у государства с населением, предприятиями, организациям, учреждениями и местными органами самоуправления субъектов РФ.

Специфика бюджетных отношений состоит в том, что они:

возникают в процессе распределения государственных финансовых ресурсов;

связаны с формированием и использованием централизованного фонда государства.

Бюджетные отношения носят объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля НД, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач и т.д.

Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет как самостоятельная экономическая категория имеет свои особенности:

государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части НД в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

с помощью бюджета происходит перераспределение НД или части национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития;

область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, то обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях:

образование бюджетного фонда (доходы бюджета). Эту функцию выполняют налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от эмиссии бюджетных денег. Основным источником бюджетных доходов являются заработная плата работников, доходы лиц, работающих не по найму, предпринимательская прибыль, рента собственников земли, ссудный процент;

распределительная функция. Ее содержание определяется процентами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия этой функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью. За счет бюджетного фонда содержатся учреждения и организации непроизводственной сферы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между субъектами РФ. Различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяются от 30 – 40% НД;

контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно, через формирование и использование централизованного фонда отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает, какие отрасли народного хозяйства прибыльны, а какие убыточны.

Сущность бюджета, его роль в социально-экономических процессах

Финансовые отношения, складывающиеся у государства (муниципальными образованиями) с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений состоит в том, что они:

— возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (муниципалитет);

— связаны с формированием и использованием централизованного денежного фонда, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

На формах бюджетных отношений сказываются методы ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граждан, а также задачи, решаемые государством на каждом этапе его развития.

Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться доля НД.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы являются финансовой основой претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на наиболее важных участках экономического и социального развития, осуществлять единую финансовую политику. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики субъектов Федерации.

Бюджет можно рассматривать в трех аспектах:

1. Бюджет как экономическая категория.

2. Бюджет в материальном смысле.

3. Бюджет как правовая категория.

Бюджет как экономическая категория – это денежные отношения, возникающие у государства (муниципалитета) с юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного на финансирование н/х, социально-культурного обслуживания граждан, нужд обороны и управления.

Являясь составной частью финансов, бюджет характеризуется теми же чертами, однако имеются особенности, отличающие его от других звеньев финансовой системы:

· бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части НД в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

· с помощью бюджета происходит перераспределение НД (реже НБ) между отраслями н/х, территориями страны и т. д.;

· пропорции перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

· область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных и муниципальных финансов.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения потребностей общества. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств.

Реальным воплощением бюджетной политики выступает бюджетный механизм, который отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение общегосударственных задач. Бюджетный механизм позволяет использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики. Бюджетный механизм тесно связан с финансовой политикой государства: меняется политика – меняется механизм.

Бюджет в материальном смысле представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

· бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальность не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы (смета НКО и финансовый раздел бизнес-плана) имеют более узкую сферу действия;

· бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных ВФ) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Используется для расчетов и анализа межбюджетных отношений. Правовым актом не является.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Специфика бюджетных отношений состоит в том что они возникают в процессе

БК РФ Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации

1. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы казначейского сопровождения, применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 199-ФЗ, от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

Сущность и специфика бюджетных отношений

Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных отношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетные отношения представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, — с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач.

При всем многообразии взглядов разных экономистов на сущность бюджетных отношений общим для них является то, что данные отношения признаются частью объективно существующих финансовых отношений и соответственно обладают основными их признаками: денежным и распределительным характером.

Отличительные черты бюджетных отношений, позволяющие их выделить из общей системы финансовых отношений, следует искать в характере распределительных отношений, составе участников и особом назначении данных отношений, а также в их материальном воплощении.

Специфика бюджетных отношений определяется тем, что они:

  • 1. Представлены в основном перераспределительными отношениями, т.е. связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распределения валового внутреннего продукта (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.д.). Результатом такого перераспределения является формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений.
  • 2. Связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения выполняют особое назначение — распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, являющиеся материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме — в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *