Перекуры в рабочее время по Трудовому кодексу
Перекуры на работе по Трудовому кодексу = периоды отдыха
В Трудовом кодексе РФ понятия «перекур» в значении «отдых некоторое время с сигаретой в руке» нет. Поэтому, говоря о перекурах с точки зрения законодательства, мы имеем в виду периоды отдыха, предоставляемые в обязательном порядке работодателем и используемые работниками по своему усмотрению.
Перерывы для отдыха и питания оговорены в ст. 108 ТК РФ. Этой нормой устанавливаются их максимальная и минимальная продолжительность и возможность отказа от них. Конкретные же правила предоставления отдыха отданы на откуп работодателям, поскольку важную роль в утверждении распорядка рабочего времени с учетом всех перерывов и перекуров играют особенности технологического процесса предприятия и специфика работы каждого конкретного сотрудника.
Таким образом, решение о количестве перекуров и их продолжительности закрепляют в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) либо в отдельных соглашениях или трудовых договорах.
Сколько перекуров по Трудовому кодексу обязан предоставить работодатель
Количество перекуров, т. Е. перерывов, положенное одному работнику в течение дня, никак не регламентируется российскими законодателями, чего нельзя сказать об их длительности. Так, общая продолжительность перерывов для отдыха и питания не может быть меньше 30 минут и больше двух часов в течение одного рабочего дня или смены. Об этом сказано в уже упомянутой нами ст. 108 ТК РФ. Это время не включается в рабочее и оплате не подлежит.
Если рабочий день длится менее четырех часов, то от перерывов на обед и прочий отдых можно отказаться в принципе.
Одним из популярных графиков является трудовой день с 8:00 до 17:00 с перерывом на обед с 12:00 до 13:00. То есть сотрудник отрабатывает по 8 часов в день, а один час посередине использует для отдыха, когда можно поесть, отдохнуть от компьютера (если мы говорим об офисном сотруднике) либо дать отдых рукам (если говорим о рабочем). Однако довольно часто встречаются режимы с получасовым обедом и с отдельными 15-минутными перекурами в первой и во второй половинах дня.
Время обеда и остальных перерывов разрешено устанавливать как фиксированным, так и плавающим в течение рабочего дня. Эти моменты необходимо закреплять в локальных нормативно-правовых актах.
Мнение специалиста о том, как правильно предоставить работнику перерыв для отдыха от компьютера и нужно ли при этом учитывать нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, представлено в консультации эксперта справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Для знакомства с ней бесплатно воспользуйтесь демодоступом.
Специальные перерывы для отдыха
Кроме перерывов на перекур по Трудовому кодексу ряду работников положены и так называемые специальные перерывы для обогревания и отдыха, о которых говорится в ст. 109 ТК РФ. В отличие от перерывов, предусмотренных ст. 108, специальные перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются.
Трудовым кодексом такие перерывы предусмотрены для лиц, работающих в холодное время года на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, а также грузчиков, занятых на тяжелых погрузочно-разгрузочных работах. Такие перерывы могут предоставляться и другим сотрудникам в зависимости от специфики и условий выполняемых работ.
По ТК РФ работодатель должен обеспечить сотрудников во время специальных перерывов помещениями, где они могли бы спокойно поесть и погреться.
Если вернуться к понятию перекуров, то фактически во время специальных перерывов у работников появляется возможность перекурить сигарету-другую. Однако злоупотреблять такой возможностью не стоит, поскольку эта привычка негативно влияет на здоровье, да и не все работодатели приветствуют курение в рабочее время.
Перерывы для кормления
К специальным перерывам относятся и те, которые предоставляются сотрудницам, имеющим маленьких детей (до 1,5 лет), и предназначаются для кормления последних. Конечно, данные перерывы сложно отнести к перекурам в прямом значении этого слова, однако как перерывы в течение рабочего дня они предоставляться обязаны, поэтому не упомянуть о них в нашей статье мы не можем. Регламентирует время кормления детей ст. 258 ТК РФ. В ней определено, что:
- Перерывы для кормления должны предоставляться не реже, чем через каждые три часа, с продолжительностью не менее 30 минут каждый.
- Если у женщины несколько маленьких детей, то перерыв должен длиться не менее одного часа.
- По заявлению женщины указанные перерывы могут быть перенесены на начало и конец рабочего дня с соответствующим его сокращением.
Время, выделенное сотруднице на кормление детей, считается рабочим. Оплата за него производится исходя из среднего заработка.
Нужно ли составлять график перекуров?
Как работодателю правильно оформить, сколько перерывов, какого вида, какому работнику полагается в течение рабочего дня?
В качестве одного из вариантов мы предлагаем прописать в соглашении с каждым работником, на сколько минут и в какое конкретное время последнему разрешено покидать рабочее время на перекур.
Другой вариант — составить по всему предприятию в целом или отдельно по подразделениям график перекуров на работе – образец из ПВТР может выглядеть следующим образом:
Помимо перерыва на обед, установленного в п. 7.5 настоящих Правил, установить работникам подразделения А перерывы в работе продолжительностью 10 минут, используемые каждым работником по своему усмотрению:
- в 9:30;
- 14:30.
Для работников подразделения Б перерывы в работе продолжительностью 10 минут, используемые каждым работником по своему усмотрению, установить:
- в 10;00;
- 15;00.
Указанное время в рабочее не включается и оплате не подлежит.
Возможно, составление графиков не всегда целесообразно, однако в большинстве случаев они помогут предотвратить возникновение конфликтов между работодателями и работниками, поскольку будут четко регулировать время работы и отдыха.
В технологиях управления рабочим временем разбираются эксперты К+: что такое тайм-менеджмент, насколько он эффективен и как внедрить его в работу? На все эти вопросы вы получите ответы, познакомившись со статьей «Тайм-менеджмент в компании». Для этого оформите бесплатный пробный доступ к системе.
Можно ли запретить перекуры на работе?
Работодатель не может запретить работникам делать перерывы в работе. Напротив, он должен выделить специальное время для отдыха. А вот перекуры в прямом смысле этого слова запретить реально, если работодатель или руководитель подразделения является противником вредных привычек.
Запрет можно ввести прямо, либо издав приказ, либо прописав данное положение в ПВТР, или косвенно, например с помощью дополнительных поощрений для некурящих сотрудников. Причем работодатель не будет нести ответственности, если он прямо запретит курение сотрудников, ведь в этом случае его действия согласуются со cт. 10 и 12 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Курящему сотруднику в такой ситуации придется несладко: нарушение правил внутреннего распорядка обычно приводит к различного рода дисциплинарным взысканиям. Насколько они будут жесткими, зависит от работодателя. Если запрет введен, то, конечно, лучше отказаться от курения в течение рабочего дня, оставив сигарету на время после работы. В противном случае возможны конфликты с руководством компании или подразделения.
Итоги
Перерывы на обед, отдых, обогрев, перекур и т. д. регулируются положениями Трудового кодекса и внутренними нормативно-правовыми актами работодателя.
Ответ на вопрос, входят ли перекуры в рабочее время, отрицательный: время, потраченное на отдых, в соответствии со ст. 108 ТК РФ, работодатель оплачивать не обязан. А вот специальные перерывы, например на кормление детей или обогрев при работе в мороз, входят в рабочее время сотрудников.
На предприятии желательно четко согласовать время работы и отдыха, чтобы не было недопонимания со стороны работников и угрозы дисциплинарного взыскания со стороны работодателя.
Сколько можно курить на работе по закону
В организации есть сотрудники, которые курят. Должен ли работодатель оборудовать специальные места для курения?
Работодатель не обязан оборудовать для работников места для курения. При этом он может полностью запретить курение на своей территории. Обосновывается это следующим.
Курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, запрещено законом (п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ, далее – Закон № 15-ФЗ).
Работодатель имеет право запретить курение на территориях и в помещениях, используемых в процессе своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 15-ФЗ).
Запрет на курение на территории работодателя может быть установлен отдельным локальным нормативным актом или закреплен в Правилах внутреннего трудового распорядка.
Требования к оснащению мест для курения утверждены приказом Минстроя России № 32/пр, Минздрава России № 33 от 30.01.2021 (далее – Требования).
Согласно Требованиям специальные места для курения должны соответствовать:
- гигиеническим нормативам содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений (разд. I СанПиН 1.2.3685-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2);
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к обеспечению качества атмосферного воздуха (разд. III СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
Если место для курения организовано на открытом воздухе, его следует оснастить:
- знаком «Место для курения или потребления никотинсодержащей продукции»;
- пепельницами;
- искусственным освещением в темное время суток.
Если место для курения организуется в изолированном помещении, оно оснащается:
- дверью, препятствующей проникновению загрязненного воздуха в другие помещения;
- знаком «Место для курения или потребления никотинсодержащей продукции» с внешней стороны двери;
- информационными материалами о вреде курения;
- пепельницами;
- искусственным освещением;
- огнетушителями;
- приточно-вытяжной системой вентиляции.
Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение запрещено, работодатель должен использовать специальный знак о запрете курения, требования к которому утверждены приказом Минздрава России от 20.02.2021 № 129н.
Несоблюдение требований к знаку о запрете курения и порядку его размещения влечет наказание в виде штрафа (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ):
- для должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- для организаций – от 30 000 до 60 000 руб.
Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест для курения влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ):
- на должностных лиц и ИП в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
- на организации – от 50 000 до 80 000 руб.
Курение работников и посетителей в не предназначенных для этого местах на территории работодателя повлечет наказание в виде штрафа (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ):
- для ИП в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
- для организаций – от 60 000 до 90 000 руб.
Смотрите также
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Сколько можно курить на работе по закону
Роструд разъясняет: делу время, курению час
В свете современной жизни, когда человек не успевает совладать с развитием экономического прогресса и подстроиться под него, чтобы сохранить свое здоровье, многие, даже заядлые курильщики начинают задумываться, а стоит ли продолжать курить или необходимо побороть эту пагубную привычку?
Отчасти на такие размышления надвигает не только желание остаться здоровым, но и изменения законодательства принятые в ходе борьбы с курением. Созданные ограничения пресекли, исчезло то комфортное состояние, позволяющее курение в любом месте. Это коснулось и рабочих мест, где работодателю стало невыгодно держать работников-курильщиков, которые часто прерываются для курения и, следовательно, работают меньше по сравнению с некурящими коллегами.
В этой связи работники столкнулись с принятием работодателями локальных актов или внесением в коллективные договоры условий запрещающих курение в рабочее время или наоборот поощряющих работников отказавшихся от курения, работающих в течение года без болезни. Несмотря на все меры, принимаемы в ходе борьбы с курением, остается еще много работников-курильщиков.
Что нужно знать работнику, у которого существует потребность в перекуре?
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит возможности предоставления перерыва для курения и предусматривает исключительно время для отдыха и питания, которое можно использовать по своему усмотрению.
Однако в трудовом договоре с лицом, испытывающим потребность в курении, может быть закреплено условие о времени перерыва на эти цели, за счет дробления времени для отдыха и питания, оставив например, минимум 30 минут для обеда, а остальное время отдыха распределить в течение дня для обеспечения потребности в курении (максимально до двух часов).
Поскольку перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается и не оплачивается, то рабочее время курящего работника (за счет удлинения перерыва) по сравнению с некурящим сотрудником может стать больше. И это справедливо, т.к. работодатель обязан оплачивать только рабочее время, а если работник не отработал положенное время за счет перекуров, то оно останется без оплаты.
Если условия курения во время работы в организации не регламентированы, то работнику, нуждающемуся в курении можно покидать рабочее место на законных основаниях, только во время перерыва для отдыха и питания. Во всех остальных случаях за курение, пусть даже в специально оборудованных местах, но в рабочее время, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. И судебная практика по данному вопросу свидетельствует о законности таких мер.
Поэтому, если вы не готовы отказаться от курения, которое помимо эстетической и физиологической стороны создает трудовые проблемы, знайте, что если час курения по условиям трудового договора, правилам внутреннего трудового распорядка не настал, то это время только для работы.
Сколько можно курить на работе по закону
Статья 12. Запрет курения табака или потребления никотинсодержащей продукции на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах;
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях;
14) в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
(п. 14 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
3) в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака, потреблением никотинсодержащей продукции или использованием кальянов из других помещений.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 512-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов запрещены, размещается знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, требования к которому и порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов в отдельных общественных местах и в помещениях.