Неразграниченная собственность на землю что это
Перейти к содержимому

Неразграниченная собственность на землю что это

  • автор:

Неразграниченная собственность на землю что это

Ст. 3.3 признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 30.05.2023 N 27-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 2 Постановления.

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3.3

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

(абзац введен Федеральным законом от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

3. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Неразграниченная государственная собственность

История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю

Неразграниченная государственная собственность – это институт отечественного земельного права, опосредующий собственность государства в отношении тех земельных участков, границы которых не установлены и права на которые не зарегистрированы за гражданами, организациями или муниципалитетами.

Использование земельных участков для строительства, производства и пр. напрямую связано с обеспечением развития экономики и благосостоянием общества, поэтому вопросы оптимального земельного регулирования являются приоритетным направлением отечественной политики.

Действующее земельное законодательство относит все земли, границы которых не определены и права на которые в надлежащей форме не установлены за физическими лицами, организациями или муниципалитетами, к неразграниченной государственной собственности.

Демократизация общественно-политических и экономических отношений в стране в период перестройки ставила новые вызовы в вопросах правового регулирования, в том числе земельных правоотношений.

Вопросам регулирования неразграниченной государственной собственности на землю было посвящено специальное законодательство. Так, с 2002 года действовал федеральный закон, регулирующий вопросы разграничения государственной собственности на землю, и нормативно-правовой акт правительства страны, утверждающий правила подготовки и согласования списка земельных участков, на которые у федерации, региона или муниципалитетов возникает право собственности. Названные нормативно-правовые акты предусматривали сложно и длительно реализуемую процедуру разграничения права собственности на землю. Это было обусловлено тем, что всякий земельный участок должен был включаться в специальный перечень участков, на которые у государства, региона или муниципалитета возникает право собственности, а далее производилась проверка такого перечня, его согласование, по результатам которых правительство страны издавало акт о включении соответствующего земельного участка в перечень собственности соответствующего публично-правового образования. Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты характеризовались неэффективностью.

Внесение изменений в 2006 году в законодательство о введении в действие Земельного кодекса РФ и федеральное законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимость, повлекло к утрате юридической силы приведенных выше нормативно-правовых актов.

Новое законодательство преобразовало процедуру государственной регистрации федеральной собственности, региональной собственности, собственности муниципалитета на земельные участки, в том числе и когда решался вопрос о разграничении права собственности на них.

Список документов, которые должны быть представлены для регистрации права собственности за публично-правовым образованиям на соответствующий земельный участок был утвержден постановлением правительства страны. Названный список включал следующие виды документации:

  • документы, подтверждающие право на недвижимость и кадастровый план участка, когда на участке есть недвижимость, принадлежащая собственнику;
  • документы, подтверждающие право на земельный участок и кадастровый план.

Регулирование действующим земельным законодательством неразграниченной государственной собственности

Специальное законодательство, регулирующее введение в действие Земельного кодекса РФ, для разрешения вопроса неразграниченной государственной собственности устанавливает следующие критерии включения земельных участков в собственность Федерации:

  • нахождение на территории земельного участка недвижимого имущества, которое составляет собственность Федерации;
  • предоставление земельного участка органам публичного управления Федерации или их территориальным подразделениям, а также государственным предприятию, учреждению, некоммерческой организации, учрежденных Федерацией;
  • предоставление на праве аренды или пользования (бессрочного или безвозмездного) земельного участка государственным академиям наук или организациям, входящим в их структуру или находившимся в их введении;
  • предоставление земельных участков в аренду государственной компании автомобильных дорог специально уполномоченным федеральным органом публичного управления;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Для решения вопроса неразграниченной государственной собственности на землю действующим земельным законодательством устанавливаются следующие критерии включения в состав региональной собственности земельных участков:

  • нахождение на земельном участке здания, сооружения или иного недвижимого имущества, которое составляет собственность региона;
  • предоставление органам публичного управления регионального уровня земельного участка или предоставление земельного участка региональному казенному предприятию, региональному унитарному предприятию или некоммерческой организация, учрежденной органами публичного управления регионального уровня;
  • организация внутрихозяйственной дороги или коммуникации на земельном участке, нахождение на земельном участке лесных угодий, выполняющих функцию защиты участка от негативного воздействия, водных объектов, когда такой участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения, не относится к собственности Федерации муниципалитета или частных субъектов и не предоставлен частным субъектам на ином вещном праве;
  • в других прямо регламентированных законодательством случаях.

Кроме того, земельным законодательством установлены критерии отнесения земельных участков из неразграниченной государственной собственности в собственность муниципалитетов. К ним относятся:

Неразграниченные земельные участки

Возможно, вы замечали, что в Публичке встречаются участки без опознавательных знаков (без кадастровых номеров), с прочерком вместо формы собственности (нет сведений в реестре), или участки, где написано: “собственность публичных образований”. И задавались вопросом: публичный земельный участок это что?

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Если простыми словами, публичные земельные участки это — участки НЕ в личной собственности (т.е. граждан или юрлиц), по сути — это федеральная или региональная или муниципальная земля. Раньше государственная собственность была основной, а относительно земли — вообще единственной. Затем начался процесс приватизации, и часть земли отошла к частникам.

Тем не менее, большой пласт земли в прямом и переносном смысле до сих пор не принадлежит, как может показаться, никому (хотя это не так). Неразграниченные земельные участки это наделы в собственности у? Правильно- у государства. Неразграниченная государственная собственность — просто в силу закона, а не в силу внесения записи в Росреестр. Самый высокий процент таких земель — это сельхозугодья.

Неразграниченные земельные участки это земли, что изъяли из оборота, в черте поселений, для промышленности, не занятые строениями (обычно это тоже сельхозземли в прошлом, которые перестали быть пригодным по прямому назначению и были переведены в категорию промышленных).

Законодательное регулирование

Любая форма собственности регулируется российским законодательством, в частности Конституцией, Земельным и Гражданским кодексами РФ. Помимо них существуют постановления Правительства и множество других законодательных нормативных актов.

Основания для возникновения

Согласно ЗК РФ, основанием возникновения федеральной или муниципальной собственности являются следующие факты:

  • участки таковыми признаны в соответствии с действующими федеральными законами;
  • участки были приобретены по основаниям гражданского законодательства;
  • право появилось в процессе разграничения госсобственности.

А это что еще такое — разграничение? Попробуем пояснить.

Такое огромное количество земельных ресурсов не может находиться в руках одного органа власти. Неразграниченные земельные участки распределяются между субъектами РФ, т.е по административно-территориальному признаку. Это трехуровневая структура:

  • федеральная собственность;
  • региональная (субъекты РФ);
  • муниципальная.

Когда происходит разграничение неразграниченных земельных участков, то осуществляются кадастровые работы, чтобы определить границы, площадь участка и в будущем поставить образованные ЗУ на кадастровый учет, зарегистрировать на любом из трех уровней власти (по теме: объединение и раздел земельных участко в .) Эдакая безвозмездная передача земли с федерального уровня на региональный или местный.

Однако, для возникновения публичной собственности существуют и специфические основания. Например, РФ или муниципалитет нуждается в определенной территории для строительства какого-нибудь линейного объекта. Тогда они могут изъять ЗУ путем выкупа у частников для муниципальных/государственных нужд. В этом случае публичный земельный участок это изъятая из частной собственности земля ( адвокат по земельным делам ).

Пока земля не передана субъектам РФ, продолжают оставаться неразграниченные земельные участки. Это понятно.

Какие участки могут находиться в публичной собственности

Скажем коротко: любые. Если неразграниченные земельные участки это собственность государства, то публичные земельные участки это участки в собственности федерации, субъектов федерации, муниципалитетов.

Разумеется, публичный участок должен удовлетворять требованиям, предъявляемым ко всем ЗУ: иметь координаты, то бишь установленные границы, конкретный адрес и, само собой, он должен стоять на кадастровом учете, о чем свидетельствует выписка из Росреестра.

Причем некоторые земли могут быть только в федеральной собственности. К ней по умолчанию относятся земли промышленности, занятые объектами связи, атомной энергетики, федеральным транспортом, объектами космической деятельности, объектами оборонки и обеспечивающими защиту государственных границ. Сюда же причислены фондовые земли (лес,вода), особо охраняемые, участки, где под землей недра фед.значения. Это не исчерпывающий список. То же касается региональной собственности.

Муниципалитетам могут быть переданы участки, принадлежащие как государству, так и частникам (н-р, гражданин отказался от земли (и такое бывает), или умер, а наследников нет, от слова “совсем”).

Права и обязанности участников

Данные земли могут быть предоставлены в пользование физ- и юрлицам. Эти лица имеют право использовать землю по своему усмотрению*:

  • выращивать с/х культуры, разводить скот, птицу, рыбу и т.п.;
  • строить;
  • заниматься предпринимательством;
  • в некоторых случаях передавать в пользование другим лицам.

*Однако права владельцев ограничивает основная обязанность — использовать публичный земельный участок полагается ТОЛЬКО в соответствии с его целевым назначением, как говорится “тут без вариантов” (почитайте здесь нецелевое использование земельного участка )

Кроме того владельцы обязаны:

  • использовать надел с соблюдением закона;
  • своевременно платить за землю;
  • предоставлять в ограниченное пользование другим лицам, если по участку проходит сервитут (см. земельный кодекс сервитут );
  • сохранять имеющиеся объекты на ЗУ.

Неважно, взят участок в аренду, или это безвозмездное пользование — сделка оформляется в виде документа и официально. В договоре как раз прописываются права-обязанности участников соглашения.

Отличия от частной собственности

Некоторые склонны публичную собственность считать аналогом частной. Но это абсолютно разные вещи.

Во-первых, при публичной собственности нет конкретного лица-собственника

(н-р, муниципалитет такого-то городского округа в первом случае, ООО такое-то — во втором).

Во-вторых, налогообложение для таких участков отсутствует, в отличие от частной, где собственник обязан платить налог на землю (возможно, будет небезынтересно: банкротство физ лица ), как и возможность передачи третьим лицам (на правах аренды, путем приватизации), а частную — очень даже можно в ходе любой законной сделки. Частник может передать иностранцам свой участок, а публичные земельные участки это то, что передать резидентам другой страны нельзя.

Полученные блага собственник может потратить в личных целях, а блага от использования публичной собственности предназначены для народа.

Как видите, у собственников больше прав. Зато есть преимущества и у публичной собственности: не надо платить налоги, земля защищена от мошенников, юридически “чистая” априори. Публичный земельный участок это — выгода. К тому же его приватизировать можно со временем.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

С 1 января 2017 года вступают в силу положения подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменяющие порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

С 1 января 2017 года вне зависимости от наличия утвержденных правил землепользования и застройки земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения.

В случае если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.

Как следует из положений статей 14 — 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к числу вопросов местного значения муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом № 131-ФЗ о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к числу отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 137-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным законом (в том числе полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Московской области с 1 января 2016 года государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, наделены только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (Закон Московской области от 10.11.2015 № 191/2015-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений»).

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

30 декабря 2016, 00:00

Порядок распоряжения землей

С 1 января 2017 года вступают в силу положения подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменяющие порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

С 1 января 2017 года вне зависимости от наличия утвержденных правил землепользования и застройки земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения.

В случае если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.

Как следует из положений статей 14 — 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к числу вопросов местного значения муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом № 131-ФЗ о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к числу отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 137-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным законом (в том числе полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Московской области с 1 января 2016 года государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, наделены только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (Закон Московской области от 10.11.2015 № 191/2015-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *