Что меняет мусорная реформа
В 2019 году начались серьезные изменения в системе обращения с твердыми коммунальными отходами. Этот процесс называют «мусорной реформой». Формально федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ) был принят в 1998 году. В него многократно вносили различные поправки. Самые значительные поправки были внесены в 2014 году. Их целью стало сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Фактически это означает ликвидацию незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами.
Ожидаемые результаты этой реформы были прописаны в нацпроекте «Экология», который был создан после «майских» указов президента 2018 года. Там появилась цифра 36% утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2024 году. Сейчас перерабатывается всего 3% ТКО в среднем по стране, 97% идет на полигон.
Реформа предполагает серьезные системные изменения на разных уровнях и развитие рынка утилизации ТКО.
На практике ее реализация встречает протесты и непонимание со стороны жителей и бизнеса по всей стране. Во многом это связано с несовершенством текущего законодательства. «Снижение полигонного захоронения не должно быть целью, а должно быть следствием минимизации потребления ресурсов. Мы должны снижать объем полигонного захоронения за счет превентивных мер — предотвращение образования отходов, упрощение процесса сбора, сортировки и переработки. На текущий момент главный вопрос к реформе: почему ничего не делается для уменьшения производства отходов», — говорит руководитель по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша.
Глава «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов о реформе
Реформа очень масштабная, она охватывает не только территорию Российской Федерации, но и международные отношения, экспортные и импортные операции.
Реформа для крупных городов
Все города-миллионники в России заслуживают отдельного внимания в реформе. В них проживает основное население, плотность образования отходов выше, больше ресторанов, магазинов, которые создают много коммерческих отходов. И возникает естественный «конфликт» между объемами ТКО граждан и объемами коммерческого сектора.
Например, Москва и Московская область с точки зрения реформы должны быть единой агломерацией, где рождается единый социум в части проживания и перемещения людей. Здесь очень развита межсубъектовая торговля и перемещение товаров. И это всё влияет на образование отходов. То же самое касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и еще ряда крупных городов-миллионников. Это, в том числе, требует дальнейшей более тонкой законодательной настройки.
Модель замкнутого цикла
Ни один перспективный элемент реформы — к ним относятся сортировочные комплексы, комплексы по переработке отходов (КПО), раздельный сбор и транспортировка, переработка в электроэнергию или во вторичные материальные ресурсы — сам по себе не работает эффективно. Эффективна только комплексная система, модель замкнутого цикла. Все элементы развиваются параллельно, но приоритет — это сокращение потребления. Такую культуру потребления нужно подращивать.
Второй элемент — это внедрение простого раздельного сбора, чтобы не вызвать отторжения. Когда говорят, что в каком-то месте 11 баков и это лучше, чем два бака (для смешанных отходов и вторсырья), как сейчас внедряется в Московской области и Москве, надо помнить, что десять лет назад еще не применялись специальные лазерные опознаватели, которые при помощи машинного обучения распознают любой сорт фракций, а дальше сепараторы позволяют их разделить. Из-за этого уже нет необходимости ставить 11 баков, достаточно двух. Они дают лишь на 2–5% меньше вторичных ресурсов.
Потребление надо сокращать, но все равно отходов становится больше, потому что растет качество жизни. Если количество отходов снижается, это говорит о том, что мы начинаем хуже жить, поэтому дай бог, чтобы он рос. При этом надо учитывать среднегодовой темп роста — отходы больших городов растут в среднем на 3–5%. И этот темп не снижается.
Если будет все правильно сделано, будут сознательные предприниматели, а правительство — последовательно регулировать эту отрасль, то к 2030 году порядка 40% отходов будет перерабатываться во вторичные материальные ресурсы, еще 15–20% — в электроэнергию. Оставшиеся 40% — это все равно пока полигонные захоронения. Это тот баланс, к которому мы можем стремиться.
Сегодня в среднем по стране перерабатывается лишь 3% отходов, а 97% отправляется на полигоны.
Союз трех сторон
Эту реформу нельзя будет сделать без равноправного партнерства между бизнесом, населением и властью. Здесь союз трех сторон. Это очень важно. Если случится перекос в одну из этих сторон, реформа окажется неуспешной.
Государство знает, сколько зарабатывает бизнес, и помогает ему решать проблемы. Население должно понимать, что не все зависит от бизнеса, доверие к которому в нашей стране, к сожалению, очень низкое. В социально ответственный бизнес, особенно в отрасли с отходами, верить не хотят. Но надо опираться на факты. Поэтому первое, над чем нужно работать, — это доверие.
Если посмотреть вглубь, то законный бизнес по обращению с отходами абсолютно не богатый. Да, он стабильный, но доходы здесь умеренные, кратно ниже, чем в других отраслях. Огромные затраты и финансовые нагрузки, в том числе на строительство новой инфраструктуры, которой сейчас в нашей стране нет — она только формируется.
«Мусорная реформа» началась в 69 регионах России
Москва. 14 января. INTERFAX.RU — Около 70 российских регионов полностью либо частично перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин.
«С 1 января стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами. Идет реформа, на мой взгляд, неплохо. Большая часть субъектов РФ перешли на новую систему обращения с ТКО. Это 69 субъектов. Часть из них перешла полностью», — заявил Кобылкин в понедельник журналистам.
«Мы создали определенные условия для планового входа в эту непростую реформу. Мы понимали, что нам нельзя сделаться (реформу) некомфортный потому, что там задействовано очень большое количество людей», — сказал министр.
«Мусорная реформа»
Новая система обращения с ТКО официально введена в РФ с начала 2019 года. Ранее ее уже внедрили 16 субъектов Федерации, однако Москве, Петербургу и Севастополю разрешили отложить «мусорную реформу» до 1 января 2022 года.
По информации Минприроды, новая комплексная система обращения с ТКО направлена на кардинальное изменение принципов и механизмов сбора, сортировки, переработки и утилизации мусора, формирование в обществе новой бытовой культуры, повышение экологического благополучия.
Согласно действующему законодательству, не позднее 1 января 2019 года во всех регионах РФ должны начать работу региональные операторы по обращению с ТКО. При этом захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено.
Фактически в России создается новая отрасль экономики и современная инфраструктура, предполагающая создание новых современных мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, соответствующих всем мировым экологическим стандартам, отмечали ранее в Минприроды.
Еще раз о мусорной реформе в России
Депутат Госсовета Татарстана Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает о ключевых проблемах схемы обращения с отходами в стране и предлагает меры по их устранению.
Для того, чтобы обсуждать вопрос, как выходить из кризисного состояния, в котором оказалась отрасль обращения с отходами в результате начатой в 2019 году реформы, надо сначала вспомнить о ее главной цели.
Главная цель так называемой мусорной реформы – это создание полноценной отрасли по переработке отходов, значительное увеличение доли перерабатываемых отходов с целью сокращения экологически вредного полигонного захоронения, вовлечение отходов во вторичный оборот в рамках концепции цикличной экономики.
То есть речь идет о развитии сектора переработки отходов. Все остальное, о чем сейчас любят говорить региональные операторы, а это в первую очередь вопросы качества вывоза отходов из жилого сектора и компаний, оптимальная тарифная политика и прочее – это все вторичные элементы, которые должны быть подчинены главной цели – развитию переработки отходов. Иначе говоря — это комплексная задача. То есть необходимо создать систему или модель обращения с отходами, в рамках которой сектор переработки будет ключевым звеном, под интересы которого должна выстраиваться и логистика, и тарифная политика, и сортировочные мощности. Потому что именно от состояния перерабатывающего сектора зависит способность обеспечить достижение главной цели мусорной реформы.
На первый взгляд кажется, что инициаторы мусорной реформы в России прекрасно понимали эту особенность, так как за основу была взята финская модель, которая уже много лет успешно работает в этой стране. В Финляндии именно региональные операторы выполняют функции координатора в рамках всей схемы обращения с отходами. Но есть целый ряд моментов, которые наши реформаторы сознательно или нет не учли, тем самым заложив проблемы, с которыми мы вынуждены сталкиваться уже в ходе нашей реформы.
Например, принципиальным является вопрос о том, кому принадлежит региональный оператор, так как от этого во многом зависит и результат реформы. На мой взгляд, это один из ключевых проблемных вопросов.
В Финляндии региональный оператор принадлежит муниципалитетам, в зоне которых он работает. Эта компания обладает монопольными правами в зоне своей операционной деятельности, но – ключевой момент – она не является обычной коммерческой структурой, то есть у нее не стоит задача обеспечивать прибыль, она поддерживает свою деятельность на уровне чуть выше рентабельности. Это обусловлено тем, что главная задача финского регионального оператора – это выстроить оптимальную экономическую систему взаимодействия между образователями отходов (население и юридические лица), перевозчиками, инфраструктурой сбора и сортировки, а также переработчиками. Перевозка и инфраструктура сбора и сортировки находится под контролем регионального оператора. В такой системе закладывается финансовая модель, равномерно распределяющая издержки. И в этом случае негативное влияние фактора монопольного положения регионального оператора сведено к минимуму, потому что перед ним стоит задача создать эффективно действующую систему, а не зарабатывать прибыль.
В России же, взяв финскую модель за основу, извратили ее суть. Региональный оператор-монополист стал частной коммерческой компанией, для которой ключевой фактор эффективности – это прибыль. В рамках такой модели все остальные сегменты оказались в ущемленном положении от регионального оператора. В результате реформа не дала нужного результата, так как коммерческие интересы частной компании оказались выше интересов остальных субъектов рынка, а это прежде всего образователи отходов, которые стонут от завышенных тарифов, и переработчики отходов, которые не имеют должных объемов качественного сырья по оптимальной цене. В результате в России, и особенно в Татарстане, реформа не заработала. Мы в нашей республике до сих пор обсуждаем тарифы, качество вывоза отходов, кризис полигонного хозяйства, при том что сектор переработки у нас до сих пор так и не заработал. Он существует в виде отдельных предприятий, но эти предприятия функционируют сами по себе, независимо от деятельности регионального оператора и никак не вовлечены в процесс обращения с отходами в рамках реформы. Это именно та ситуация, которая сложилась в Татарстане.
Да, если говорить про западную, где оперирует УК «ПЖКХ», здесь кризис в какой-то мере усугублен затягиванием вопроса ввода в строй мусоросжигательного завода (МСЗ). На фоне западных санкций МСЗ стал тем камнем на шее, который потянул вниз. Ведь предполагалось с учетом его мощностей в 550 тысяч тонн большую часть образуемых на западе отходов сжигать. Понадеявшись на это, не стали вкладываться в переработку. Однако вмешалась внешняя политика и вся схема, внешне красивая, полетела. И сейчас перспективы ввода МСЗ до конца не ясны, так как, по информации премьер-министра Татарстана Алексея Песошина, необходимы большие деньги для разработки и адаптации отечественного оборудования под МСЗ, а этих денег пока нет.
Но это не единственная проблема. Если мы с вами откроем территориальную схему обращения с отходами в Республике Татарстан, утвержденную в начале реформы, то мы увидим, что к настоящему времени в республике должны быть введены в строй пять межмуниципальных полигонов, а также новые сортировочные комплексы, которые должны были повысить объемы сырья для переработки. Уже прошло 4,5 года с начала реформы, но ничего этого нет, хотя в инвестиционных планах региональных операторов, которые рассматривались в 2018 году, когда Минстрой РТ проводил конкурс, все эти объекты были. Они не просто так появились в терсхеме. Но на данный момент ни одного объекта нет.
Отчасти причина этого в том, что финансовая схема российской модели реформ выстроена таким образом, что она не стимулирует развитие переработки, а стимулирует полигонное захоронение.
Какие из этого следуют выводы?
1) При такой существующей модели реформы она никогда не даст нужного результата, а все проблемы будут и далее касаться лишь вопросов качества вывоза отходов из жилого сектора и строительства новых полигонов взамен тех, что исчерпали ресурс.
2) В рамках действующей модели принципиальных изменений добиться невозможно. Можно лишь несколько улучшить работу перевозчиков через выстраивание грамотной логистики. Но без развития переработки проблема исчерпания полигонов будет постоянной. И эта проблема будет головной болью не только регионального оператора и властей, но и жителей прилегающих к полигонам жилых комплексов, которые станут постоянно испытывать дискомфорт от соседства с ними.
Что можно предложить в качестве первичных мер?
1) Следует отказаться от частных компаний в лице региональных операторов – они должны быть либо государственными, либо муниципальными, то есть контролироваться объединением муниципалитетов либо самым крупным муниципалитетом, хотя в последнем случае есть определенные риски.
2) Будучи государственным или муниципальным предприятием, региональный оператор не должен работать на прибыль. Его задача – выстроить сбалансированную модель, которая будет стимулировать переработку отходов. Здесь ключевая задача – это изменение финансовой модели в пользу наращивания объемов переработки. Тут тоже есть проблема, так как в схемах некоторых региональных операторов присутствуют компании-прокладки, которые увеличивают финансовые издержки в рамках действующей модели.
3) Под новую модель с приоритетом интересов сектора переработки должны выстраиваться сортировочные мощности, а также должен запускаться раздельный сбор отходов, так как раздельный сбор позволяет на раннем этапе вычленить из общей массы отходов полезные фракции, пригодные к переработке (это мировой опыт!). Но для этого надо предусмотреть стимулирующие факторы в виде пониженной платы за вывоз отходов. Это позволит нарастить объем сырья, пригодного для переработки, сократив выход на полигоны. В рамках частных региональных операторов этого добиться невозможно, так как эти компании не готовы отказаться от дополнительной маржи, максимизируя свою прибыль, а в этом случае пониженный стимулирующий тариф в рамках раздельного сбора запустить проблематично.
4) Есть вопросы, которые касаются оптимизации логистики. В частности, целесообразно на уровне республики или муниципалитетов принять директивное решение о закрытии мусоропроводов и создании мусорных площадок во всех дворах. Это позволит сэкономить на логистике мусоровозов и создаст лучшие условия для запуска раздельного сбора. Поскольку мусоропроводы в основном существуют в домах советской постройки микрорайонного типа, то просторная микрорайонная застройка советского времени, как правило, позволяет выделить участок для мусорной площадки без проблем. Это решение следует принять в том числе исходя из санитарно-гигиенических соображений.
Автор материала: депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов
Мусорная реформа в России
Проблема мусора в России всегда стояла довольно жёстко. Например, в Европе половина всех отходов перерабатывается во вторичное сырьё, в России – только 5%. Поэтому уже несколько лет открыто стоял вопрос о реорганизации всей «мусорной» системы. Необходимо было менять порядок сбора, вывоза, переработки. Так в 2019 году началась мусорная реформа.
Необходимость мусорной реформы
Каждый год количество ТБО увеличивается почти на 50 млн. тонн. Это катастрофические цифры! В России не так много заводов, которые могут перерабатывать мусор в достаточном количестве – всего лишь 10% от ежегодно вывозимого объёма.
По этой причине почти все мусорные полигоны переполнены, они наносят вред окружающее среде. Кроме того, близлежащие населённые пункты становятся «зоной отчуждения», что наносит вред экономике региона и страны в целом.
Поэтому был принят закон о мусорной реформе, который вступил в силу с января 2019 года. Разработчики законопроекта предлагают, в первую очередь, создать современные мусорные полигоны, на которых будут располагаться перерабатывающие заводы. Отвечать за утилизацию ТБО будут собственники участков или организации, которые взяли на себя ответственность за переработку.
Предполагается, что все нелегальные свалки и полигоны будут ликвидированы в ближайшие годы. Для этих целей выделяются средства из федерального и регионального бюджета. В обязанности местных властей входит разработка планов по рекультивации этих участков с целью возрождения плодородности.
Цели и задачи мусорной реформы
Мусорная реформа с 1 января 2019 года преследует определённые цели. Основная из них – ликвидация незаконных свалок и полигонов, возрождение испорченных земель, их последующее целевое использование. Есть и другие цели:
- Переход на раздельный сбор мусора. Это означает, что ТБО различного назначения должны собираться в разные контейнеры, вывозиться на разных машинах, складироваться на отдельных полигонах и перерабатываться по-разному.
- Правильная сортировка отходов.
- Их своевременная переработка.
Мусор должен быть рассортирован уже в момент выбрасывания
Примечание. Согласно системе, которая действовала до принятия соответствующего законопроекта, компании, которые занимались сбором мусора, могли отвезти его в любое место, даже в лес. К ответственности их привлекали редко. Эту систему необходимо искоренить!
Внедрить и осуществить эти цели в короткие сроки – основная задача внедрённого законопроекта. Последние новости мусорной реформы таковы – к 2024 году объём сжигаемого и перерабатываемого мусора должен увеличиться с 5% до 60%. К началу 2021 году в России должно быть ликвидировано подавляющее большинство нелегальных свалок.
Суть мусорной реформы
Она заключается в следующем:
- передача полномочий по организации системы обращения с ТБО на региональный уровень;
- данная услуга должна быть выделена в отдельную строку в платёжных документах граждан за коммунальные услуги. То есть, собственники жилья должны знать, за что они платят;
- полная замена схемы по обращению с твёрдыми бытовыми отходами;
- в качестве исполнителя реформы необходимо привлечь региональных операторов;
- платежи за сбор и вывоз должны формироваться по новой схеме.
Основные направления мусорной реформы
Обратите внимание! Плату за сбор и вывоз мусора должны теперь осуществлять все – собственники квартир в многоквартирных домах, владельцы нежилых помещений, жители частных домов, различные товарищества и общества, осуществляющие садоводческую и огородническую деятельность.
Закон о вывозе мусора
Отдельного закона о мусоре не существует. Мусорная реформа вступила в силу с 01.01.2019 года и является изменениями в Закон № 503-ФЗ. В этом законопроекте сказано, что все регионы, кроме городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, должны были представить к началу прошлого, 2019 года, план по обращению с твёрдыми отходами у себя в регионе.
Выбор регионального оператора происходит посредством проведения публичного конкурса. Те регионы, которые провели конкурс, но по его итогам не выявлен победитель, могут отсрочить выбор регоператора до января текущего, 2021 года. То есть, с наступлением нового календарного года все регионы, список которых представлен в законопроекте, уже должны перейти на новые правила сортировки, вывоза и переработки мусора.
Также у субъектов федерации появилось новое право – самостоятельно устанавливать нормативы по накоплению мусора и определять порядок его сортировки и раздельного сбора. Для городов федерального значения переход на новую систему предполагается начать с января 2022 года. До этого времени идёт подготовительный этап к эффективному внедрению нововведений.
Как формируются тарифы?
Когда речь пошла о нововведениях в «мусорной» сфере, самым спорным вопросом стали тарифы для физических лиц. Ранее они были включены в общедомовые расходы, и собственники жилья «не замечали» их в общей сумме коммунальных платежей.
С 01.01.2019 года ТБО вывели отдельной строкой в квитанции за услуги ЖКХ. Многие собственники возмутились высокой платой за вывоз и переработку мусора. Многие считают, что она необоснованно высока. Кроме того, некоторые отказываются платить, поэтому долги перед региональным оператором растут. Отсюда проблемы с вывозом мусора на территориях жилых комплексов и во дворах многоквартирных домов.
Определение платы за вывоз и переработку ТБО – обязанность региональных властей с 2019 года. Но тарифы должны определяться в строгом соответствии с нормативными актами. Формирование их в произвольной форме запрещено.
Кроме регионального законодательства, власти регионов должны руководствоваться Законом № 89-ФЗ. Многие регионы вели расчёт, исходя из годового объёма выбрасываемого мусора для различных категорий собственников. Например, жители ЖК и МКД в год выкидывают меньше мусора, чем жильцы частных домов в сельской местности. Отсюда разница в тарифах.
Кто занимается сбором мусора?
Теперь этим должны заниматься региональные операторы. Выбор такового происходит в каждом регионе с помощью проведения открытого конкурса. В одном регионе может работать несколько операторов.
Если предприятие прошло конкурсный отбор, с ним заключается договор. Как правило, срок его действия – 10 лет и более. Но если подрядчик не будет справляться со своими обязанностями, он будет лишён возможности осуществлять свою деятельность.
Чтобы предприятие или частное лицо могло участвовать в тендере, необходимо соблюсти несколько условий. Основное из них – внесение денежного залога, который будет являться гарантией качественного исполнения обязанностей. Поэтому недобросовестному оператору грозят серьёзные финансовые потери.
Обратите внимание! Если мусор не вывозится не по вине регоператора, то ответственность за загрязнение мусорной площадки лежит на УК, местных властях или собственнике участка, на котором эта площадка располагается.
Реализация реформы
К реализации норм нового законопроекта приступили 70 субъектов РФ с начал прошлого, 2019 года. В 9 регионах принято решение об отсрочке до 2020-2022 года. Причинами тому стали:
- отсутствие регионального оператора и возможности его выбора;
- отсутствие необходимых предприятий для переработки мусора;
- отсутствие возможностей для формирования новых современных полигонов.
В городах федерального значения отсутствует возможность обустройства новых современных полигонов. Поэтому здесь реформа начнёт своё действие позже – с января 2022 года. Пока эти города плавно переходят на раздельный сбор мусора. Однако эти положения не касаются близлежащих областей.
Регион Москва и Московская область: особенности
К 2022 году планируется построить и оборудовать 4 новых мусороперерабатывающих полигона в Московской области. С этого момента ТБО из Москвы будут вывозить туда. Сейчас «московский» мусор складируется в Ярославской области.
Мусорная реформа в Московской области, в отличие от Москвы, начала своё действие с января прошлого, 2019 года. Как показала практика, регион совершенно не был готов к нововведениям в этой сфере. Область должны была перейти полностью на раздельный сбор мусора, для чего были оборудованы мусорные площадки и закуплены разноцветные баки.
На сегодняшний день, в области работает 7 региональных операторов. За 2019 год объём перерабатываемого мусора увеличился с 7% до 20% от общего объёма привозимого. Дополнительно строится ещё 4 полигона с заводами по переработке мусора. Это позволит значительно увеличить объёмы переработки.
Но существует ряд проблем:
- население крайне недовольно тарифами на ТБО;
- строительство новых полигонов также вызвало крайнее недовольство;
- рекультивация ранее работавших полигонов и свалок также доставляет жителям близлежащих населённых пунктов неудобства.
Поэтому власти предприняли меры поддержки. Те собственники помещений, которые живут вблизи полигонов, получили 70% скидки по тарифам на ТБО.
Регион Санкт-Петербург и Ленинградская область: особенности
Аналогичная ситуация с мусорной реформой в Ленинградской области. Регион оказался не готов к нововведениям, проходят митинги. Существуют явные проблемы с вывозом мусора с площадок. Собственники помещений не хотят платить.
Кроме того, выбранные региональные операторы не справляются со своими задачами. То есть, новый тариф за ТБО включён в платёжные документы с января 2019 года, а по факту контейнеров для раздельного сбора мусора нет до сих пор во многих населённых пунктах области.
Предварительные итоги и проблемы реформы
Россия – большая страна. С введением новых законодательных «мусорных» норм в некоторых регионах стали разделять мусор по разным контейнерам, а в некоторых радуются, что его вообще стали вывозить куда-то. Нередко в деревнях мусорным баком и полигоном служит ближайший овраг.
Подводить итоги ещё рано, но жалобы на некачественную работу регионального оператора, высокие тарифы на вновь оказываемую услугу стали поступать со всех уголков страны. В некоторых регионах были проведены проверки, которые выявили необоснованное завышение тарифов. У региональных операторов тоже проблемы – они столкнулись с тем, что граждане не хотят им платить.
Проблему несовершенной мусорной реформы затронули во время ежегодной прямой линии с Президентом. Ему были заданы вопросы относительно возросшей платы и заваленных мусором дорог. Президент обещал доработать законопроект.
Заключение
Перемены в «мусорных делах» России необходимы. Нельзя допускать образование стихийных свалок, их нужно ликвидировать. Ориентируясь на Европу нужно организовать раздельный сбор мусора, оборудовать современной техникой перерабатывающие заводы.