Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" (с изменениями и дополнениями)
22 апреля, 17 октября 2009 г., 13 июля, 14 ноября 2011 г., 5 июня 2013 г., 18 апреля 2014 г.
В соответствии со статьей 30 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
2. Установить, что функции, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, выполняются в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусматриваемых указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307 «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1443).
Председатель Правительства
Российской Федерации
10 апреля 2007 г.
Положение
об осуществлении государственного мониторинга водных объектов
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219)
С изменениями и дополнениями от:
22 апреля, 17 октября 2009 г., 13 июля, 14 ноября 2011 г., 5 июня 2013 г., 18 апреля 2014 г.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов (далее — мониторинг).
2. Мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 в пункт 3 внесены изменения
3. Мониторинг осуществляется в следующих целях:
своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 в пункт 4 внесены изменения
4. Мониторинг включает в себя:
регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;
сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
5. Мониторинг является частью государственного мониторинга окружающей среды.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 в пункт 6 внесены изменения
6. Мониторинг состоит из:
мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты.
7. Мониторинг осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 572 в пункт 8 внесены изменения
8. Организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — участники ведения мониторинга).
При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами и водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с которыми взаимодействуют участники ведения мониторинга (далее — заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), а также сведения, полученные в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователями и недропользователями.
Ведение мониторинга осуществляется на основе унификации программных (информационных и технических) средств, обеспечивающих совместимость его данных с данными других видов мониторинга окружающей среды.
Методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления мониторинга утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 830 в пункт 9 внесены изменения
9. Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на безвозмездной основе.
Формы и порядок представления в Федеральное агентство водных ресурсов данных мониторинга, полученных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральным агентством по недропользованию и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — формы и порядок представления данных), формы и порядок представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями (далее — формы и порядок представления сведений), а также порядок информационного обмена данными мониторинга между участниками ведения мониторинга (далее — порядок информационного обмена) устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с участниками ведения мониторинга (за исключением уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 в пункт 10 внесены изменения
10. Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга:
обеспечивает разработку автоматизированных информационных систем мониторинга;
ведет регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, наблюдения за находящимися в федеральной собственности водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, а также наблюдения за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты на всех водных объектах;
обеспечивает развитие сети пунктов наблюдений за водохозяйственными системами, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, а также за состоянием дна, берегов, водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации;
координирует ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, мониторинга состояния дна, берегов таких водных объектов, ведение наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, находящимися в федеральной собственности, участниками ведения мониторинга, а также иными федеральными органами исполнительной власти;
координирует ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, ведение регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также осуществляет обобщение и оценку результатов такого учета и таких регулярных наблюдений;
осуществляет сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате наблюдений как Федеральным агентством водных ресурсов и организациями, находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а также сведений, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями;
проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;
формирует банк данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации;
обеспечивает включение сведений, полученных в результате наблюдений при осуществлении мониторинга, в государственный водный реестр;
обеспечивает предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга в соответствии с водным законодательством и Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 11 внесены изменения
11. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении мониторинга поверхностных водных объектов:
осуществляет регулярные наблюдения за состоянием поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации на базе государственной наблюдательной сети;
проводит оценку и прогнозирование изменений состояния поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов;
обеспечивает сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, и представление в Федеральное агентство водных ресурсов данных мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, а также порядком информационного обмена;
обеспечивает предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга поверхностных водных объектов в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
12. Федеральное агентство по недропользованию при осуществлении мониторинга подземных вод:
обеспечивает развитие опорной наблюдательной сети, предназначенной, в частности, для ведения мониторинга подземных вод с учетом государственного мониторинга состояния недр;
организует регулярные наблюдения за состоянием подземных водных объектов, в том числе наблюдения за качеством подземных вод по физическим, химическим, радиационным и микробиологическим показателям, координирует ведение недропользователями наблюдений за состоянием недр, связанных с использованием подземных вод;
осуществляет сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений, обобщает сведения, полученные в результате наблюдений недропользователями, проводит оценку и прогнозирование изменений состояния подземных водных объектов;
представляет данные мониторинга подземных вод в Федеральное агентство водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, а также порядком информационного обмена;
обеспечивает предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга подземных вод в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 в пункт 14 внесены изменения
14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга:
организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований;
осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
15. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, эксплуатирующие находящиеся в федеральной собственности гидротехнические сооружения:
осуществляют наблюдения за соответствующими водохозяйственными системами, в том числе гидротехническими сооружениями;
осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате указанных наблюдений, и представление их в Федеральное агентство водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления сведений, а также порядком информационного обмена;
обеспечивают предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе гидротехническими сооружениями, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 в пункт 16 внесены изменения
16. Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества;
ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;
представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 в пункт 17 внесены изменения
17. Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды взаимодействуют при осуществлении мониторинга со следующими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования — в части использования сведений, получаемых при осуществлении федерального государственного экологического надзора, в том числе федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору — в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений;
с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в части использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического мониторинга, об оценке качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об оценке состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;
с Федеральным агентством по рыболовству — в части использования сведений, получаемых при ведении мониторинга состояния водных биологических ресурсов в части оценки состояния водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;
с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта — в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора в сфере морского (включая морские порты) и внутреннего водного транспорта.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают сбор, обработку, хранение и представление в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов сведений, указанных в настоящем пункте, необходимых для ведения мониторинга.
В связи с введением в действие с 1 января 2007 г. нового Водного кодекса РФ разработано новое Положение, устанавливающее порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов. Ранее действующее Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 г. N 307, признано утратившим силу.
Мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Основными целями проведения мониторинга являются: своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, а также разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий таких процессов; оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
Мониторинг включает в себя: регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон; сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений; внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
Организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. Установлены конкретные полномочия указанных органов по проведению мониторинга.
Формы и порядок взаимодействия названных органов между собой, а также с собственниками водных объектов и водопользователями в процессе проведения мониторинга устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.
Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 апреля 2007 г. N 16 ст. 1921
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2011 г. N 933
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 572
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 830
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Мониторинг подземных вод кто осуществляет
ВК РФ Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:
1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора).
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:
1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.
(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.
7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Мониторинг подземных вод кто осуществляет
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.
Вид документа: Постановление
Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики
Дата документа: 15.06.2017
Номер документа: 7-7
Заголовок документа: Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики
Действие документа: Действующий
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена правотворческим органом ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Совет Министров
Донецкой Народной Республики
Постановление
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики
1. Государственный мониторинг состояния недр (далее – ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
2. Целью ГМСН является информационное обеспечение управления республиканским фондом недр и рационального недропользования в части, вытекающей из задач и функций ГМСН.
3. Основными задачами ГМСН являются:
— получение, обработка и анализ данных о состоянии недр;
— оценка состояния недр и прогнозирование его изменений;
— своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр;
— учет состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения;
— разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов;
— регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке;
— межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования.
4. Система государственного мониторинга состояния недр включает следующие подсистемы:
— мониторинг подземных вод;
— мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
— мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
— мониторинг месторождений углеводородов;
— мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;
— мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— мониторинг участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием;
— мониторинг геологической среды континентального шельфа.
а) Подсистема мониторинга подземных вод (подземных водных объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета эксплуатационных запасов подземных вод и их использования; ведение государственного водного кадастра по разделу «подземные воды». Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов. Результаты мониторинга водных объектов в необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.
б) Подсистема мониторинга опасных экзогенных геологических процессов предназначена для выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования развития опасных экзогенных геологических процессов.
в) Подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов предназначена для оперативного контроля изменения напряженно-деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон с целью прогноза сильных землетрясений.
г) Подсистема мониторинга месторождений углеводородов предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.
д) Подсистема мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений и прогнозирования изменений этого состояния, включая наблюдения за состоянием массива горных пород и деформациями земной поверхности в соответствии с требованиями республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей твердых полезных ископаемых.
е) Подсистема мониторинга участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предназначена для оценки состояния недр и прогноза изменения этого состояния при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении радиоактивных и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
ж) Подсистема мониторинга участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием, предназначена для оценки состояния недр и прогноза изменения этого состояния, включая загрязнение недр, активизацию экзогенных и эндогенных процессов, под воздействием различных объектов хозяйственной деятельности.
з) Подсистема мониторинга геологической среды континентального шельфа предназначена для оценки изменения состава и свойств донных отложений; состояния подземных вод и развития экзогенных геологических процессов в пределах шельфа, влияния разработки месторождений полезных ископаемых на шельфе на другие компоненты окружающей природной среды (морские воды, биоту и др.).
5. Организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами государственной власти в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
По вопросам ведения ГМСН с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр взаимодействует в пределах компетенции:
— Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики в части координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера;
— Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики — при ведении социально-гигиенического мониторинга в части оценки качества воды подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также состояния подземных вод, относящихся к природным лечебным ресурсам;
— республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведению Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии;
— республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, который реализует государственную политику по охране окружающей среды — при ведении мониторинга поверхностных вод суши, морской среды, атмосферы и почв в части оценки влияния изменения состояния указанных компонентов окружающей природной среды на состояние недр; при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении радиоактивных и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов;
— республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, который реализует государственную политику в сфере горного надзора и промышленной безопасности — при ведении мониторинга месторождений углеводородов, минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, твердых полезных ископаемых, а также участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении радиоактивных и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
6. Нормативное, методическое и организационное обеспечение ведения ГМСН осуществляет республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
7. Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на республиканском, муниципальном и объектном (локальном) уровнях.
а) Порядок организационного и финансового обеспечения работ по ведению ГМСН на республиканском уровне определяет Совет Министров Донецкой Народной Республики.
б) На муниципальном уровне ведение ГМСН обеспечивают органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики во взаимодействии с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр совместно со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования Донецкой Народной Республики.
в) Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
8. Информационной основой осуществления ГМСН являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологоразведочных, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам, объединяемым в государственную опорную, ведомственные, муниципальные и локальные (объектные) наблюдательные сети.
а) Пункты наблюдений, участки и полигоны государственной опорной сети, созданные за счет средств республиканского бюджета, являются государственной собственностью и размещаются на площадях как с естественным, так и с нарушенным состоянием недр.
б) Наблюдательные пункты ведомственных и муниципальных сетей находятся в ведении соответствующих ведомств Донецкой Народной Республики.
в) Организации вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
9. Информация о состоянии недр, получаемая при ведении ГМСН, относится к республиканским информационным ресурсам ГМСН, являющимся составной частью республиканского фонда геологической информации.
10. Порядок и условия поступления в информационный фонд ГМСН конфиденциальной и закрытой информации, содержащей государственную тайну, определяются действующим законодательством.
11. Информация о состоянии недр, получаемая при ведении ГМСН, ежегодно представляется республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр в обобщенном виде органам государственной власти Донецкой Народной Республики для использования при принятии решений в области природопользования.
12. Информационные ресурсы ГМСН используются при подготовке Государственных докладов о состоянии минерально-сырьевой базы Донецкой Народной Республики, о состоянии окружающей природной среды Донецкой Народной Республики, о состоянии и использовании земель Донецкой Народной Республики, при осуществлении государственного геологического и водного контроля.
13. Финансирование работ по функционированию и развитию системы государственного мониторинга состояния недр осуществляется за счет:
— средств республиканских программ, в которых предусмотрены мероприятия по ведению ГМСН;
— собственных средств недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности;
— прочих источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Экологическая информация о состоянии подземных вод и опасных геологических процессов по данным государственного мониторинга состояния недр
Федеральное агентство по недропользованию сообщает, что информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), полученная по результатам работ по государственному мониторингу состояния недр, размещается на интернет-сайте ФГБУ «Гидроспецгеология», расположенном по электронному адресу: http://geomonitoring.ru.
Государственный мониторинг состояния недр (далее – ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки, анализа информации с целью оценки состояния недр и прогноза его изменений под влиянием природных и техногенных факторов.
Целевым назначением ГМСН является обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан Российской Федерации достоверной и актуальной информацией о состоянии недр и его изменении под влиянием природных и техногенных факторов.
Основные задачи, решаемые при ведении ГМСН:
— формирование информационных ресурсов для оценки состояния недр и прогноза его изменения под влиянием природных и техногенных факторов;
— анализ и оценка состояния недр территории Российской Федерации;
— прогноз изменения состояния недр территории Российской Федерации под воздействием природных и техногенных факторов.
Ведение ГМСН территории Российской Федерации осуществляется в рамках трех подсистем:
— подсистема мониторинга подземных вод;
— подсистема мониторинга опасных экзогенных геологических процессов;
— подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов.
Мониторинг подземных вод
Подсистема мониторинга подземных вод предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета запасов подземных вод и их использования.
Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов, а также частью функциональной подсистемы мониторинга состояния недр единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг подземных вод осуществляется в естественных и техногенно-нарушенных условиях, в том числе на эксплуатируемых месторождениях подземных вод, разрабатываемых месторождениях полезных ископаемых, на участках, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, а также в пределах населенных пунктов.
Основными информационными материалами мониторинга подземных вод являются прогнозы сезонных уровней грунтовых вод, данные по выявленным участкам загрязнения подземных вод и данные о выявленном загрязнении подземных вод на водозаборах питьевого назначения.
Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов
Подсистема мониторинга опасных экзогенных геологических процессов предназначена для выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования развития опасных экзогенных геологических процессов. Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов является частью функциональной подсистемы мониторинга состояния недр единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов осуществляется в естественных и техногенно-нарушенных условиях в местах их активного воздействия на населенные пункты, объекты инфраструктуры и экономики.
Основными информационными материалами мониторинга опасных экзогенных геологических процессов являются прогнозы развития опасных экзогенных геологических процессов, карты районирования территорий по степени активизации процессов.
Мониторинг опасных эндогенных геологических процессов
Подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов предназначена для оперативного контроля за изменением напряженно — деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон с целью прогноза сильных землетрясений.
Мониторинг опасных эндогенных геологических процессов осуществляется в сейсмоактивных регионах, в платформенных и горных регионах интенсивного хозяйственного освоения.
Основными информационными материалами мониторинга опасных эндогенных геологических процессов являются прогнозы развития опасных эндогенных геологических процессов, карты районирования по степени активизации процессов.