Кто является плательщиком страховых взносов
Перейти к содержимому

Кто является плательщиком страховых взносов

  • автор:

Кто является плательщиком страховых взносов

О взыскании/списании недоимки по страховым взносам за периоды до 01.01.2023 см. ФЗ от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

НК РФ Статья 419. Плательщики страховых взносов

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 419 НК РФ

1. Плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе — плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Кто является плательщиками страховых взносов?

Плательщиками страховых взносов, иначе страхователями, являются лица, которые должны, в соответствии с п. 2 ст. 6 закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ, перечислять во внебюджетные фонды страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Плательщики страховых взносов — это лица, которые осуществляют оплату физическим лицам за выполненные работы по заключенным трудовым и гражданско-правовым договорам.

Законодательством установлено, кто относится к плательщикам страховых взносов (ст. 419 НК РФ):

  1. российские и иностранные организации, филиалы и представительства иностранных компаний, которые созданы на территории РФ;
  2. расположенные на территории РФ обособленные подразделения организаций, если они самостоятельно производят оплату физическим лицам за выполненные работы, а также пользуются собственным расчетным счетом, представляют отчетность, имеют отдельный баланс;
  3. индивидуальные предприниматели, к которым также относятся частные детективы (п. 4 ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ») и главы крестьянских или фермерских хозяйств;
  4. физические лица, которые пользуются услугами каких-либо лиц для решения собственных вопросов (например, ремонт квартиры, дизайнерские работы и т.д.), но не являются индивидуальными предпринимателями.

Кто уплачивает страховые взносы самостоятельно?

В ст.419 НК РФ определены лица, которые уплачивают страховые взносы самостоятельно. Это плательщики страховых взносов, которые занимаются частной деятельностью: нотариусы, адвокаты, индивидуальные предприниматели и др. самозанятые граждане (не путать с теми самозанятыми, которые применяют систему налогообложения НПД).

Если страхователь является плательщиком страховых взносов за физических лиц и за себя одновременно, то и страховые взносы он уплачивает по двум основаниям соответственно.

Пример:

Частный детектив О. Н. Воробьев открыл ИП по частному сыску, ведет частную деятельность, в штате у него работают три сотрудника по гражданско-правовому договору. О. Н. Воробьев уплачивает взносы:

  • за работников, т.к. он является индивидуальным предпринимателем, и физические лица получают от него вознаграждения;
  • за себя, т.к. он индивидуальный предприниматель, который занимается частной деятельностью и получает доход от своей практики.

Платятся ли страховые взносы при применении специальных налоговых режимов?

Если организации или предприниматели находятся на таких специальных налоговых режимах, как ЕСХН, ПСН, УСН, то они тоже уплачивают страховые взносы.

ВНИМАНИЕ! Предприниматели на НПД и плательщики АУСН не уплачивают страховые взносы ни за себя (в случае с ИП), ни за работников. При этом ИП на НПД или АУСН вправе уплачивать взносы добровольно. Подробности см. в материале «Идет ли стаж у самозанятых».

Некоторые из этих организаций и индивидуальных предпринимателей имеют возможность использовать пониженные тарифы при расчете и уплате страховых взносов.

О применении пониженных тарифов страховых взносов рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы и являющиеся плательщиками страховых взносов, имеют определенные возможности при исчислении и уплате страховых взносов.

Так, например, если применяется ПСН или УСН с объектом налогообложения «доходы», страхователи могут сократить размер налога или авансового платежа на сумму страховых взносов. При этом с 2023 года в уменьшение налогов берутся взносы, подлежащие уплате, сам факт перечисления денег больше не учитывается. Индивидуальные предприниматели на указанных режимах при отсутствии наемных работников могут ставить фиксированные платежи к уменьшению налога полностью (абз. 1 пп. 1.2 п.1 ст. 346.51, абз. 6 п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Организации и предприниматели, использующие наемный труд, уменьшают сумму налога или авансового платежа на сумму страховых взносов, рассчитанную с вознаграждений работников, но не более чем на 50% (п. 1.2 ст. 346.51, абз. 5 п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Алгоритм уменьшения патента на взносы приведен в КонсультантПлюс. Оформите пробный онлайн-доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение. это бесплатно.

При применении ЕСХН или УСН (объект налогообложения «доходы минус расходы») страхователь может сократить базу по налогу на сумму страховых взносов, которые являются расходами (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Итоги

Плательщиками страховых взносов являются все работодатели, выплачивающие вознаграждения физлицам. Так же страховые взносы за себя обязаны перечислять частнозанятые лица, за исключением физлиц, применяющих налог на профессиональный доход и АУСН.

Статья 419 НК РФ. Плательщики страховых взносов (действующая редакция)

1. Плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе — плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

2. Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 419 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает круг плательщиков страховых взносов.

Предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие таких выплат.

В первой категории выделяются организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Пункт 7.2 ст. 83 НК РФ предусматривает, что постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии с комментируемой статьей, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Как разъяснено в письме Минфина России от 1 июля 2016 г. N 03-02-08/38619, до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в п. п. 1 — 6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица. Такое заявление в соответствии с действующим порядком представляется в налоговые органы по месту жительства физического лица.

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

Вторую категорию составляют лица, занимающиеся частной практикой.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т.е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию. Например, это может быть индивидуальный предприниматель, заключивший в качестве работодателя трудовые договоры с работниками. Такой индивидуальный предприниматель выступает в качестве плательщика страховых взносов как за себя, так и с выплат лицам, которые он производит в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Произошло, однако, одно существенное изменение. Арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные не были прямо указаны среди плательщиков страховых взносов в ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ. Теперь же НК РФ содержит указание на таких плательщиков страховых взносов. Данное изменение призвано исключить сомнения в толковании такого понятия, как «лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой».

Ранее существовала судебная практика, согласно которой в силу положений ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей (см., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2016 г. N Ф07-1264/2016 по делу N А56-33700/2015).

Оценщики, медиаторы и патентные поверенные впервые станут плательщиками страховых взносов.

В силу п. 6 ст. 83 НК РФ постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Пунктом 4.1 ст. 85 НК РФ закрепляется, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о внесении изменений в ранее сообщенные сведения.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о патентных поверенных, зарегистрированных в реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, о внесении изменений в ранее сообщенные сведения.

Еще один важный момент, который необходимо учитывать при применении комментируемой статьи, — указание на то, что плательщиками страховых взносов признаются «следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования». Ранее в Федеральном законе N 212-ФЗ указывалось, что соответствующими федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могли устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов. Теперь получается, что хотя отдельные федеральные законы определяют страхователей, круг плательщиков страховых взносов четко закрепляется комментируемой статьей НК РФ. Данное изменение является прямым следствием включения страховых взносов в систему налогов и сборов.

При этом ст. 2 НК РФ дополнена п. 3, исходя из которого к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Объясняется это тем, что с 1 января 2017 г. существенно изменяется Федеральный закон N 125-ФЗ. В данном Законе будут действовать новые главы IV.1 — IV.3, регламентирующие вопросы обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, контроля за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения, а также ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, в соответствии со ст. 26.14 Федерального закона N 125-ФЗ страховщик проводит камеральную и выездную проверки, целью которых является контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.

Федеральный закон N 125-ФЗ будет предусматривать ответственность за:

— нарушение страхователем срока регистрации (ст. 26.28);

— неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов (ст. 26.29);

— непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 26.30);

— отказ в представлении или непредставление страховщику документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 26.31);

— нарушение банком (иной кредитной организацией) срока исполнения поручения страхователя на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 26.32);

— неисполнение банком (иной кредитной организацией) поручения страховщика на перечисление страховых взносов (ст. 26.33);

— несообщение банком (иной кредитной организацией) сведений о счете страховщика (ст. 26.34).

Как пояснено в информации ФСС РФ «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», размещенной на официальном сайте фонда 24 августа 2016 г., за ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС РФ в порядке, установленном Федеральным законом N 125-ФЗ, на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС РФ.

Межведомственный обмен информацией между ФСС РФ и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным руководителями ФНС России и ФСС РФ 22 июля 2016 г. N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.

Таким образом, с 1 января 2017 г. налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части доходов; администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняется за ФСС РФ.

За ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе право проводить проверки:

— камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

— камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

— выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанные проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ с 1 января 2017 г. в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом N 125-ФЗ.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией направляются территориальным органом ФСС РФ в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанных решений.

Страхователь имеет право обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом N 125-ФЗ, или в суд.

Статьи 2 и 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ) теперь будут предусматривать, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено Федеральным законом N 167-ФЗ.

Статья 4.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) теперь будет закреплять, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 22 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» также теперь будет предусматривать, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговые органы же должны представлять сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды в порядке, который будет определен соглашением об информационном обмене, утверждаемым ФНС России и ФФОМС. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ.

Рассмотрим спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с применением положений комментируемой статьи.

Минздравсоцразвития России в письме от 26 января 2010 г. N 20-1/253427 разъяснило, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ временно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов и соответственно подлежат обязательному медицинскому страхованию. Данные выводы полностью применимы и в отношении комментируемой статьи, поскольку она иного не устанавливает.

Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями осуществляется независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно Определению КС РФ от 22 марта 2012 г. N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Аналогичная позиция приведена в Определениях КС РФ от 20 марта 2014 г. N 528-О и от 23 октября 2014 г. N 2345-О.

Таким образом, уплата страховых взносов индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.

Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы.

Следует отметить, что в Определении ВАС РФ от 8 июня 2009 г. N 7105/09 указано, что утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам.

Таким образом, в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность уплаты страховых взносов (за себя) за тот период, в котором он имел статус индивидуального предпринимателя.

Необходимо отметить, что в гл. 34 НК РФ, как и ранее в Федеральном законе N 212-ФЗ, не установлено исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Единственное положение, упоминающее военную службу, — это норма п. 7 ст. 430 НК РФ, согласно которой плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды военной службы по призыву.

Конституционный Суд РФ в Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. п. 1 — 3 ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, в силу правовых позиций, выраженных КС РФ в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 23 декабря 2004 г. N 19-П и данном Определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 35 (ч. ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Следует иметь в виду, что данные выводы КС РФ сформулированы в отношении Федерального закона N 167-ФЗ до вступления в силу гл. 34 НК РФ.

Применительно к положениям Федерального закона N 212-ФЗ КС РФ в Определении от 18 октября 2012 г. N 1948-О рассмотрел жалобу гражданина, являющегося пенсионером Министерства обороны РФ и имеющего статус адвоката, на нарушение его конституционных прав положениями ст. ст. 5 и 14 Федерального закона N 212-ФЗ.

Так, гражданин считал возложение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на адвокатов, получающих пенсию в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», притом что трудовая пенсия по старости назначается им без фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, а их медицинское обслуживание осуществляется за счет средств Министерства обороны РФ, нарушающим его права.

Конституционный Суд РФ в Определении от 18 октября 2012 г. N 1948-О указал, что адвокаты, получающие пенсии по указанному Закону РФ и осуществляющие в силу предписаний Федерального закона N 212-ФЗ уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, с 2008 г. имеют право — при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), — помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанные лица в случае продолжения своей деятельности после установления им трудовой пенсии по старости при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ имеют право на перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов, а следовательно, уплата страховых взносов позволяет им на равных условиях с иными застрахованными лицами увеличить размер получаемых трудовых пенсий.

Конституционный Суд РФ отметил, что такое правовое регулирование закрепляет правовой механизм, гарантирующий адвокатам, получающим пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, предоставление страхового обеспечения в виде части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, и само по себе не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение.

Минздравсоцразвития России в письме от 7 мая 2010 г. N 10-4/325038-19 разъяснило, что Федеральный закон N 212-ФЗ не предусматривает освобождения индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, от уплаты страховых взносов в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Представляется, что данные подходы применимы и в отношении гл. 34 НК РФ при решении вопроса об отнесении к плательщикам страховых взносов индивидуальных предпринимателей — военных пенсионеров.

Плательщики страховых взносов

Как известно, все граждане России являются застрахованными лицами. Однако обязательство по уплате страховых взносов в различные внебюджетные фонды не ложится на собственно граждан, а осуществляется другими заинтересованными сторонами.

Зачем платить страховые взносы

Прежде чем рассказывать куда, кто, в какие сроки и на каких основаниях должен выплачивать страховые взносы, необходимо коротко обозначить их смысл.

Суть обязательных фиксированных страховых платежей заключается в том, что плательщику приходится регулярно перечислять определенные средства страхователям, которые впоследствии, при наступлении страховых случаев, производят по ним необходимое возмещение. Это гарантирует гражданам РФ бесплатную помощь в сложных жизненных ситуациях, а также оплачиваемую пенсию.

Куда платить страховые взносы

Адресатами страховых взносов являются:

Внимание! На данный момент единственным адресатом страховых взносов является ИФНС!

  • ПФР или Пенсионный фонд РФ. В данном случае деньги, отчисляемые в ПФР, накапливаются на специальных пенсионных счетах граждан и служат основой для будущей пенсии;
  • ФФОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — сюда производятся выплаты на всевозможные медицинские цели;
  • ФСС или Фонд социального страхования – еще один фонд, выплаты в который являются обязательными. Отсюда в дальнейшем идет возмещение средств, полагающихся к выплатам работницам организаций, ушедших в отпуск по беременности и родам, а также уходу за ребенком. Сюда же, в случаях предусмотренным трудовым законодательством, идут отчисления по страховке от различных травм, полученных в процессе выполнения трудовых задач и профессиональных заболеваний.

Как правило, выплаты в ФФОМС и ФСС по большей части покрывают затраты государственных медицинских учреждений на медикаменты, оборудование, транспортные расходы, зарплату персонала и т.д.

При этом, обязательная страховка необходима для бесплатной реализации услуг населению. по:

  • базовой поликлинической помощи;
  • стоматологии;
  • скорой помощи;
  • вакцинации;
  • протезированию;
  • некоторых других видах медицинской помощи.

Плательщики страховых взносов

Как уже говорилось выше, граждане не обязаны оплачивать за себя взносы во всевозможные государственные страховые фонды. Вместо них это должны делать их работодатели. В частности:

  • организации, предприятия, юридические лица, использующие труд наемного персонала;
  • индивидуальные предприниматели, не привлекающие к своему бизнесу других людей — в этом случае они должны отчислять страховые выплаты за себя лично;
  • индивидуальные предприниматели при наличии наемных сотрудников или подрядчиков по договорам, должны в полном объеме вносить взносы за каждого из них;
  • физические лица, не имеющие статуса ИП, но занимающиеся профессиональной деятельностью. Этом могут быть адвокаты, врачи или юристы;
  • граждане, нанимающие работников для повседневных услуг, например, домработниц, водителей, садовников, нянь или гувернанток.

Важно! Встречаются ситуации, когда работодатель или плательщик по данным страховкам относится сразу к нескольким вышеозначенным категориям. К примеру, индивидуальный предприниматель в частном порядке пользуется услугами горничной и охранника. В этом случае обязательство по оплате страховых взносов разграничивается и наступает по каждому отдельному основанию.

К сведению! Оплачивать страховые взносы должны коммерческие организации и ИП, независимо от того, на какой системе налогообложения они работают.

Юридические лица должны начислять и оплачивать страховые взносы ежемесячно, а вот индивидуальные предприниматели в данном случае имеют более широкий выбор: они могут производить страховые выплаты ежемесячно, поквартально или единовременно по итогам года. Каждый ИП самостоятельно определяет тот режим выплаты, который ему наиболее удобен.

С каких выплат производятся страховые взносы

Перечень тех выплат, с которых происходит начисление страховых взносов, строго определен законодательством. Это:

  • заработная плата сотрудников;
  • ежемесячные, поквартальные и годовые премии;
  • компенсации за отпуск, не использованный работником;
  • отпускные.

Кроме того, страховые отчисления должны производиться с выплат гражданам, являющихся подрядчиками индивидуальных предпринимателей и организаций, но только в тех случаях, если они не имеют статуса ИП. Основанием для выплат частным подрядчикам являются авторские и гражданско-правовые договоры.

Однако надо помнить, что есть виды выплат, с которых страховые взносы не производятся. Исключения составляют:

  • командировочные расходы (в полном объеме: на оплату проезда, наем жилья, питание и т.д.);
  • пособия, выплачиваемые беременным женщинам, а также молодым мамочкам;
  • компенсации по больничным листам;
  • материальная помощь, выплаченная работодателям сотруднику, но только в случае, если ее размер не превышает 4 тыс. руб.

Размеры страховых выплат

Размер страховых взносов в каждый фонд является строго фиксированным и закреплен в процентном соотношении к зарплате сотрудников.

  • Пенсионный фонд России. С 2014 года этот вид страховки не надо делить на накопительную и страховую части, а необходимо оплачивать в размере 22 % по страховой составляющей одной платежкой;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Здесь фиксированный размер выплат сотставляет 5,1% от выплаченной работнику заработной платы;
  • Фонд социального страхования. В данном случае размер взноса составляет 2,9% от начисляемой з/п. Отдельно страхователи должны отчислять еще два взноса в ФСС:
    1. на случай ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам, или для присмотра за ребенком;
    2. на случай травм, полученных на производстве, а также развития профессиональных заболеваний.

Стоит отметить, что некоторые категории плательщиков могут рассчитывать на пониженные страховые тарифы. К примеру, предприятия и ИП, занимающиеся текстильным производством или изготовлением пищевых продуктов, платят в Пенсионный фонд РФ взносы по ставке в 20%.

И, напротив, некоторые работодатели обязаны делать взносы в более высоком размере, например за тех сотрудников, которые работают во вредных и опасных условиях труда, горячих цехах и т.п.- за них отчисления в ПФР должны быть на 9% выше стандартного тарифа.

Общие суммы по годам и более подробную информацию смотрите на странице страховых взносов ИП.

Сделать онлайн-расчет конкретно вашей суммы вы можете в специальном калькуляторе страховых взносов ИП.

Возмещение налоговых выплат за счет страховых взносов

Фиксированные страховые взносы, выплачиваемые регулярно и без задержек могут в дальнейшем сослужить представителям бизнеса хорошую службу. Например:

  • ИП, не имеющие наемных работников могут возместить оплаченные налоги в 100% размере суммы, выплаченной по страховым взносам;
  • ИП, пользующиеся трудом наемных сотрудников, имеют право уменьшить налоговые выплаты на 50% от общей суммы внесенных страховых взносов за сотрудников;
  • предприятия и организации, также при своевременной оплате взносов в государственные страховые фонды, могут зачесть их в качестве компенсации по налогам в 50% размере от выплат за всех работников.

То есть, производить страховые выплаты в полном размере и в правильные сроки работодателям крайне выгодно.

Таким образом, при начислении и внесении страховых взносов нужно помнить про множество факторов. Тем не менее, первое, о чем точно не следует забывать – то, что все предприятия, ИП, ровно как и обычные граждане РФ, пользующиеся услугами наемного персонала, или говоря иначе, являющиеся работодателями, обязаны оплачивать во все внебюджетные фонды соответствующие фиксированные страховые взносы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *