Какие типы органов включаются в трехзвенную систему федеральных органов исполнительной власти
Перейти к содержимому

Какие типы органов включаются в трехзвенную систему федеральных органов исполнительной власти

  • автор:

31. Система и структура фоив

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» председатель Правительства Российской Федерации имеет девять заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службыосуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов[1]:

1 блок — органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России);

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России);

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России);

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России);

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России);

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации;

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);

Федеральное архивное агентство (Росархив);

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП);

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

2 блок — Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

Федеральное медико-биологическое агентство(ФМБА России);

Министерство культуры Российской Федерации(Минкультуры России);

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм);

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России);

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России);

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Микомсвязь России);

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать);

Федеральное агентство связи (Россвязь);

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России);

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство);

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России);

Федеральная налоговая служба (ФНС России);

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь-регулирование);

Федеральная таможенная служба (ФТС России);

Федеральное казначейство (Казначейство России);

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);

Федеральная служба по аккредитации;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

Федеральная служба по интеллектуальной собственности;

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество);

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).

3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);

Федеральная служба государственной статистики (Росстат);

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребндзор);

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор);

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);

Федеральное агентство по делам национальностей;

Федеральное агентство научных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти

Правительство по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей. Федеральный министр назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Часть 2

Субоч, Е. В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Часть 2 / Е. В. Субоч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 397-400. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81583/ (дата обращения: 18.09.2023).

Главное назначение органов исполнительной власти — исполнение законов. Для выполнения своих функций она осуществляет большую исполнительно-распорядительную деятельность, затрагивающую права и интересы граждан Российской Федерации.

Наиболее важной и сложной проблемой является определение целей, функций и полномочий каждого органа федеральной исполнительной власти с учетом его места в государственном регулировании экономических и социальных процессов в Российской Федерации.

В юридической литературе отмечается, что в настоящее время на законодательном уровне прямо не закреплена единая система и структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор и контроль в той или иной области [1].

Устанавливая рассматриваемую систему, прежде всего, необходимо исходить из смысла понятия «система федеральных органов исполнительной власти», определение которому законодатель не дает, в том числе на конституционном уровне. Специальный федеральный конституционный или федеральный закон, определяющий порядок формирования федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время так и не принят, в отличие от других ветвей власти — законодательной и судебной [2, 3, 4]. Кроме того, в Конституции РФ не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды. Применительно к системе федеральных органов исполнительной власти она регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства Российской Федерации, которое в соответствии с действующими нормативными правовыми актами [5] осуществляет и возглавляет единую систему исполнительной власти России.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ [6], в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В процессе неоднократного реформирования системы государственного управления Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 была образована трехуровневая система федеральных органов исполнительной власти, включающая в себя три их вида: федеральные министерства, службы и агентства.

Представляется, что существенный недостаток Указа Президента РФ № 314 заключается в том, что в нем не было закреплено Правительство РФ в качестве элемента системы федеральных органов исполнительной власти, которую исходя из Конституции РФ и иных нормативных правовых актов оно возглавляет, осуществляя исполнительную власть России. Представляется необходимым устранить указанный пробел.

Исходя из толкования ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, данного Конституционным Судом РФ [6], в понятие «система федеральных органов исполнительной власти» входит понятие «структура федеральных органов исполнительной власти», которое включает перечень конкретных органов, обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий.

В настоящее время в юридической литературе немало внимания уделяется исследованию правового статуса Правительства РФ [7]. При этом внимания заслуживают как вопросы, связанные с осуществляемыми полномочиями, так и со структурой, с порядком формирования высшего исполнительного органа страны.

Конституционный Суд РФ Постановлением от 27 января 1999 г. № 2-П [6] четко разъяснил, что Правительство РФ относится к системе федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем важной характеристикой Правительства РФ является указание на то, что оно является коллегиальным органом, что, пожалуй, подчеркивает значимость личного участия каждого министра, как члена Правительства РФ. Если прежний закон содержал соответствующее упоминание, то новый Закон о Правительстве РФ не содержится данного положения что видится неправильным.

Согласно ч. 2 ст. 110 Конституции РФ Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Стоит отметить, что законодатель не указывает ни на количество заместителей, ни на количество министров[1]. Ни в Конституции РФ, ни в Законе о Правительстве не говорится о других членах Правительства РФ, однако, как показывает практика, в состав исполнительного органа могут входить и так называемые министры «без портфеля», а также руководитель Аппарата Правительства РФ, что имеет место в настоящее время. В частности, руководитель Администрации Правительства РФ является заместителем Председателя Правительства РФ.

Порядок формирования Правительства РФ полностью исходит из Конституции РФ. С данной процедурой тесно взаимосвязано положение ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, которое предусматривает правила определения структуры федеральных органов исполнительной власти. Толкуя данную норму, стоит обратить внимание, что следует говорить о более широком положении, в частности, речь идет, по сути, не только о как таковой системе федеральных органов исполнительной власти, но и о структуре Правительства РФ, так как министры также образуют состав данного органа.

Закон о Правительстве РФ предусматривает возможность формирования в структуре данного органа Президиума, который предназначен решать оперативные вопросы и состоит из руководства Правительства РФ и ключевых министров. При этом речи не идет о подмене исполнения полномочий Правительством РФ в целом.

В структуре Правительства РФ также создаются координационные органы в виде комиссий и комитетов, а также совещательные органы — советы, назначение которых состоит также в разработке рекомендаций.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что порядок формирования Правительства РФ предусмотрен действующей Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ, что создает гарантии конституционности данной процедуры.

Нынешняя система федеральных органов исполнительной власти была установлена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [8] (далее — Указ № 314), с которым связан новый этап административной реформы. Данный указ закрепил трехзвенную систему исполнительной власти РФ, предусмотрев следующие виды органов:

1) федеральные министерства;

3) федеральные агентства.

Федеральное министерство выполняет функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Самостоятельным видом федеральных органов исполнительной власти являются федеральные службы.

На них возлагаются следующие функции: как общие функции по осуществлению контроля и надзора в установленной сфере деятельности, так и специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

В качестве самостоятельной разновидности федеральных органов исполнительной власти выступают федеральные агентства, на которые возложены функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ или Правительству РФ. Руководит деятельностью федерального агентства директор. В пределах своей компетенции федеральное агентство издает индивидуальные правовые акты.

Таким образом, обобщая изложенное, видится возможной реализация следующих предложений:

1) принятие федерального закона «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который бы позволил стабилизировать систему федеральных органов исполнительной власти;

2) подчинение всех федеральных органов исполнительной власти Правительству Российской Федерации, как полномочному конституционному органу, возглавляющему систему исполнительной власти (административный механизм руководства Президентом Российской Федерации, как Верховным Главнокомандующим, блоком административных ведомств, реализующих государственные функции в области обороны и безопасности, необходим, но должен быть иным, отличным от существующего);

3) формирование и закрепление на законодательном уровне федерального реестра государственных функций с точным их описанием, внесение изменений в который должно производиться исключительно путем принятия отдельных федеральных законов (правонаделение отдельных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций полным или частичным исполнением определенной государственной функции должны осуществлять Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, для чего необходимо между ними четко разграничить компетенцию в данном вопросе).

Подытоживая, можно сделать несколько выводов:

Учитывая особенности формы государственного устройства, а также многообразие органов исполнительной власти, можно говорить о существовании большого числа оснований для классификации таких органов. При этом важно отметить, что систему органов исполнительной власти образуют не только органы, но и должностные лица в личном качестве, что говорит о специфике исполнительной власти.

Порядок формирования Правительства РФ предусмотрен действующей Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ, что создает гарантии конституционности данной процедуры. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что фактически Правительство РФ формируется Президентом РФ, так как несмотря на участие в назначении Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров Государственной Думы (утверждает кандидатуру), Совета Федерации (проводит консультации) решающая роль отводится главе государства, который в случае отклонения Государственной Думой представленной кандидатурой Председателя Правительства РФ не лишен возможности в последующем предложить ту же самую кандидатуру.

  1. Туровская В. А. О некоторых проблемах построения эффективной системы федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2.
  2. Федеральный закон от 22.12.2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 52 (Часть I). Ст. 8585.;
  3. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 26 февр.;
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 6 янв.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866
  7. Федотова Ю. Г. Правительство Российской Федерации как субъект обеспечения безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2015. — № 7. — С. 61–64.
  8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.11.2020) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

[1] Интересно заметить, что на законодательном уровне это обычно не делается, однако есть пример: законодательно закреплено, что у Председателя Конституционного Суда РФ есть два заместителя.

Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьёй 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет 9 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

2. Упразднить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, передав его функции Министерству экономического развития Российской Федерации.

3. Установить, что Министерство экономического развития Российской Федерации является правопреемником Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

4. Установить, что:

а) руководство деятельностью Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства осуществляет Правительство Российской Федерации;

б) руководство деятельностью Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

5. Утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти.

6. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

б) определить численность федеральных государственных служащих Министерства экономического развития Российской Федерации в связи с передачей ему функций упраздняемого Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа;

в) представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

г) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

7. Признать утратившими силу:

абзац четвертый сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 173);

абзац четвертый пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2290) в части, касающейся подведомственности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2754) в части, касающейся подведомственности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства;

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 321 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 20, ст. 2496);

пункты 1, 8 и подпункт «а» пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 21, ст. 2981);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 514 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 38, ст. 5834);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 9, ст. 824);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 529 «Об образовании Федеральной пробирной палаты» (Собрание законодательства Российской Федераций, 2019, № 44, ст. 6186).

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21

Структура

федеральных органов исполнительной власти

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная пробирная палата (федеральная служба)

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по туризму

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное медико-биологическое агентство

Федеральное агентство по делам молодёжи

Федеральное агентство по делам национальностей

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 21.01.20 г.

СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

В статье рассматривается соотношение понятий «система федеральных органов исполнительной власти » и «структура федеральных органов исполнительной власти ». Понятие «система федеральных органов исполнительной власти » представляет собой родовую категорию по отношению к видовому, более узкому понятию «структура федеральных органов исполнительной власти », так как последняя находится в зависимости от системы данных органов. Оба понятия устанавливаются в целях определения видов федеральных органов исполнительной власти , закрепления их функционального назначения, установления основ для организации внутренних связей и соподчиненности данных органов. Также, данные понятия в одинаковой степени позволяют сформировать представление о месте федеральных органов исполнительной власти в системе государственного управления в широком смысле.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Логвин Р.Б.

SYSTEM AND STRUCTURE OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES

The article discusses the relationship between the concepts of "the system of federal executive authorities" and "the structure of federal executive authorities". The concept of "system of federal executive authorities" is a generic category in relation to the specific, narrower concept of "structure of federal executive authorities", since the latter is dependent on the system of these bodies. Both concepts are established in order to determine the types of federal executive bodies, to consolidate their functional purpose, to establish the foundations for the organization of internal relations and subordination of these bodies. Also, these concepts equally allow us to form an idea of the place of federal executive authorities in the system of public administration in a broad sense.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

Р.Б. Логвин, аспирант

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (Россия, г. Москва)

Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти». Понятие «система федеральных органов исполнительной власти» представляет собой родовую категорию по отношению к видовому, более узкому понятию «структура федеральных органов исполнительной власти», так как последняя находится в зависимости от системы данных органов. Оба понятия устанавливаются в целях определения видов федеральных органов исполнительной власти, закрепления их функционального назначения, установления основ для организации внутренних связей и соподчиненно-сти данных органов. Также, данные понятия в одинаковой степени позволяют сформировать представление о месте федеральных органов исполнительной власти в системе государственного управления в широком смысле.

Ключевые слова: исполнительная власть, федеральные органы исполнительной власти, система и структура федеральных органов исполнительной власти.

Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) не получили глубокой теоретической проработки, а между тем, представляется, что именно система и структура ФОИВ как организационно-правовая форма является основой для эффективного государственного управления [1, с. 13]. В этой связи данные понятия представляют научный интерес для теоретического осмысления.

Анализируя общефилософское содержание понятия системы, можно заключить, что система представляет собой целостную совокупность или единое объединение элементов, взаимосвязанных между собой и выстроенных в иерархические связи. Любая система представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее целостностью, структурой и организацией [2, с. 569]. Таким образом, для системы характерно наличие нескольких элементов, наличие связей между элементами и определенная иерархия расположения элементов в системе относительно друг друга.

Структура же представляет собой отражение внутренних связей между элементами системы и отношений, которые воз-

никают в процессе взаимодействия элементов. Можно констатировать, что структура обеспечивает взаимосвязь, взаимозависимость и подчиненность элементов системы, а, следовательно, является основой для ее устойчивости и функционирования.

Понятие «система ФОИВ» представляет собой родовую категорию по отношению к видовому, более узкому понятию «структура ФОИВ», так как последняя находится в зависимости от системы данных органов [3, с. 65].

В подтверждение довода, согласно которому ФОИВ образуют систему, необходимо привести постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 № 2-П. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ФОИВ являются неотъемлемыми составными элементами единой системы федеральных органов государственной власти, при этом ФОИВ образуют систему, имеющую собственную структуру.

Понятие «структура ФОИВ» рассматривалось различными исследователями, которые предлагали свои подходы к определению приведенного понятия и его соотношению с понятием «система ФОИВ». Общий подход к определению данного

понятия предполагает, что структура представляет собой определенную взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, или устройство чего-либо [4, с. 297].

Характеризуя структуру ФОИВ, С.Н. Чернов пишет, что структура является формой взаимодействия элементов системы, которая призвана обеспечить эффективную реализацию функций и полномочий ФОИВ [5, с. 209]. В.А. Козбаненко считает, что структура ФОИВ представляет собой перечень конкретных органов исполнительной власти, которые обеспечивают реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ [6, с. 125]. Приведенные научные подходы позволяют сформулировать вывод, в соответствии с которым понятие структуры ФОИВ является производным по отношению к понятию «система ФОИВ». Так, структура ФОИВ определяет виды составных элементов системы и отражает внутреннее строение системы ФОИВ.

Ю.Н. Старилов пишет, что система ФОИВ является стратегическим понятием, которое закрепляет конкретную совокупность государственных органов, входящих в систему ФОИВ, в то время как понятие структуры отражает наличие определенной системы ФОИВ в конкретный период времени [7, с. 25].

Важно отметить, что оба понятия устанавливаются в целях определения видов ФОИВ, закрепления их функционального назначения, установления основ для организации внутренних связей и соподчинен-ности данных органов. Также, данные понятия в одинаковой степени позволяют сформировать представление о месте ФО-ИВ в системе государственного управления в широком смысле.

Мы неслучайно полноценно теоретически рассматривали понятия «система ФОИВ» и структура «ФОИВ». Теоретические выводы, подтверждающие, что ФОИВ образуют самостоятельную систему государственных органов, позволяют нам сформулировать ряд научно-значимых тезисов.

В первую очередь, исполнительная власть характеризуется сложным внутрен-

ним строением, многообразием различных государственных органов, что, естественно, порождает предпосылки инерционности исполнительной власти. Любая система стремится к внутреннему равновесию, и именно подобное стремление порой предопределяет возврат к исходному состоянию после масштабных или единичных преобразований внутри системы. Мы еще не раз увидим и проиллюстрируем, как в структуре ФОИВ происходили раз-новекторные преобразования, когда, например, один орган подчинялся другому на какое-то время, а, в последствие, возвращался в свое исходное положение в структуре ФОИВ.

Мы видим, что стремление исполнительной власти к равновесию определяется не только сложным внутренним строением, но и особым положением ФОИВ в системе государственной власти.

Именно исполнительная власть реализует большинство управленческих функций государства, обеспечивая стабильное социально-экономическое развитие общества, поддержание обороны и безопасности страны, а также политической стабильности. Н.Ю. Хаманева справедливо пишет, что именно эффективность исполнительной власти позволяет объективно оценить состояние государственных механизмов в целом [8, с. 10].

Признание исполнительной власти системой, которая существует в общем механизме государственного управления, позволяет нам наглядно продемонстрировать значимость для исполнительной власти эффективных инструментов управления, самостоятельной системы сдержек и противовесов, а также иных институтов, присущих для государственной власти. Обеспечение стабильности и эффективности системы государственного управления находится в зависимости от состояния исполнительной власти, как важнейшей и неотъемлемой подсистемы, а, следовательно, проблема совершенствования внутреннего устройства исполнительной власти на федеральном уровне приобретает особую значимость.

1. Петров М.П. Исполнительная власть на этапе модернизации Российского государства: опыт правового исследования. — М., 2012. — С. 11-22.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии, 1986.

3. Бочарова Н.Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2013. — №4.

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Русский язык, 2000. — 297 с.

5. Чернов С. Н. Административное право России: учебник. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. — 209 с.

6. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научнопрактическое пособие / В.А. Козбаненко, Г.С. Гуревич. — М.: Изд-во ГУУ, 2002. — С. 125-126.

7. Старилов Ю.Н. Система ФОИВ: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Современные проблемы и стратегии законотворчества. — 2016. — №3.

8. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. — М., 2004.

SYSTEM AND STRUCTURE OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES R.B. Logvin, Postgraduate Student

Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the relationship between the concepts of "the system of federal executive authorities" and "the structure of federal executive authorities". The concept of "system of federal executive authorities" is a generic category in relation to the specific, narrower concept of "structure of federal executive authorities", since the latter is dependent on the system of these bodies. Both concepts are established in order to determine the types of federal executive bodies, to consolidate their functional purpose, to establish the foundations for the organization of internal relations and subordination of these bodies. Also, these concepts equally allow us to form an idea of the place of federal executive authorities in the system of public administration in a broad sense.

Keywords: executive power, federal executive authorities, system and structure of federal executive authorities.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *