Какие элементы входят в стратегию управления безопасностью труда и охраной здоровья
Перейти к содержимому

Какие элементы входят в стратегию управления безопасностью труда и охраной здоровья

  • автор:

Какие элементы входят в стратегию управления безопасностью труда и охраной здоровья

5 Система управления охраной труда в организации

Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда — политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.

Права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, должны и могут быть реализованы на всех рабочих местах всех работодателей. Работодатель, являющийся собственником рабочих мест, средств и орудий труда, организатором производства и нанимателем рабочей силы, имеет все законные основания (права собственности и распоряжения) и все материальные, финансовые и трудовые ресурсы для обеспечения этих прав нанятых им работников. Именно поэтому общество в лице государства возлагает на работодателя обязанности и ответственность по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда. Однако работодатель несет не только обязанности и связанную с ними ответственность, он может абсолютно добровольно взять на себя дополнительные обязательства по охране труда и безопасности производства (и связанную с ними ответственность за их выполнение).

От реальных действий работодателя и его должностных лиц зависят поведение и действия остальных работников, а потому работодателю (и его должностным лицам, особенно первому руководителю) следует быть примером и лидером в вопросах охраны труда, проявлять активность и явную заинтересованность в эффективной системе управления охраной труда и тем самым показывать свою приверженность в выполнении установленных государством требований и взятых на себя обязательств.

Приверженность руководства организации к вопросам охраны труда — основная составляющая успешного функционирования системы управления охраной труда. Для обеспечения максимальной эффективности системы управления охраной труда этот принцип должен распространяться сверху вниз на все уровни управления организации.

Приверженность и личный пример высшего руководства организации обеспечивают реальную значимость системы управления охраной труда и гарантируют поддержку каждому из ее элементов. Для обеспечения наиболее эффективных результатов функционирования системы управления охраной труда в рамках всей организации высшему руководству следует постоянно подтверждать своими действиями, что обеспечение безопасности и сохранения здоровья и трудоспособности работников являются такими же важными составляющими деятельности организации, как завоевание рынков сбыта, обеспечение высокого качества продукции и/или услуг, их низкой себестоимости, выполнение всех договорных обязательств и т.п.

Приверженность охране труда всех руководителей организации должна быть очевидной и наглядной, носить характер, обеспечивающий непрерывное совершенствование. Наглядная и активная приверженность руководителей принципам системного управления охраной труда и так называемым «культуре безопасности» и/или «культуре профилактики в охране труда» состоит в осуществлении таких действий, как:

— поощрение любых инициатив любого работника, связанных с улучшением состояния условий и охраны труда, и руководство внедрением этих инициатив в практику;

— проявление личной инициативы и активного участия в руководстве деятельностью по улучшению условий труда, соблюдению требований охраны труда, повышению эффективности и результативности функционирования системы управления охраной труда;

— строгое личное выполнение и постоянный контроль за выполнением работниками требований охраны труда и требований безопасности, определенных технологическими регламентами (инструкциями).

При этом всем руководителям в своих подразделениях в пределах полномочий и по своим направлениям следует обеспечивать наличие людских (человеческих), материальных и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно разрабатывать, внедрять, пересматривать и поддерживать систему управления охраной труда.

При возникновении противоречий между стратегическими целями в области охраны труда, провозглашенными в политике, и другими производственными задачами организации высшее руководство организации должно разрешать их таким образом, чтобы принятые решения отвечали требованиям системы управления охраной труда.

Основными разделами системы управления охраной труда являются:

— политика <1>, то есть стратегия и стиль управления, совокупность видения организацией своей миссии в сфере безопасности производства и в охране труда, концепции и стратегии деятельности по реализации этого видения и миссии, стратегических целей и задач;

<1> От английского «policy» — курс, направление действий. Следует отличать от английского «politics» — политическая деятельность.

— организация <1>, то есть организационная деятельность по созданию всех необходимых системе управленческих структур, процедур, распределения обязанностей между работниками и подразделениями и т.п.;

<1> От английского «organizing» — организационная структура. Следует отличать от английского «organization» — процесс.

— планирование <1> и применение <2>, то есть сочетание элемента системы управления, направленного на установление целей и определяющего необходимые действия и соответствующие ресурсы для достижения заданных целей с элементом системы управления, направленным на осуществление/выполнение требуемых для достижения целей мероприятий;

<1> От английского «planning» — см. 3.12.

<2> От английского «implementation» — внедрение, реализация.

— оценка <1>, то есть оценка результативности системы, внесение корректив в деятельность и тем самым поддержание процесса непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности/эффективности;

<1> От английского «evaluation».

— действия по совершенствованию <1>, то есть постоянный процесс, состоящий из предупредительных/превентивных действий, то есть действий по устранению причины/причин потенциального возникновения несоответствия или другой нежелательной, но потенциально возможной ситуации; корректирующих действий, то есть действий по устранению причины/причин выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации, предпринимаемых для предотвращения повторного возникновения несоответствия и собственно действия по непрерывному усовершенствованию/постоянному улучшению системы управления охраной труда.

<1> От английского «action for improvement».

Каждый из вышеназванных разделов системы управления охраной труда сам представляет систему элементов (или как принято говорить в теории систем — подсистему) мероприятий и процедур.

Система управления охраной труда (СУОТ) – что это такое и как внедрить?

СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 776 н “Примерное положение СУОТ” ЗДЕСЬ
Приказ 77 “Методические рекомендации СУОТ” ЗДЕСЬ

СУОТ - это система управления охраной труда

Инструкция для специалиста по охране труда:

I Разработка положения СУОТ

Положение “СУОТ” на предприятии разрабатывается на основе примерного положения Минтруда N 776 н от 29.10.2021 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.

СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.

II Внедрение СУОТ на предприятии

Каждая организация России, независимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 214 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.

1. Проведите предварительную оценку охраны труда

Специалист по охране труда проверяет как ведется на предприятии:

    ; (СОУТ – не путать с СУОТ) ;
  • учет травматизма и профзаболеваний;
  • прохождение всеми работниками инструктажей и обучения по охране труда; ; .

Все эти направления должны быть реализованы. Если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.

2. Распределите обязанности по охране труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами – элемент обеспечение функционирования СУОТ.

Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.

Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.

Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за все виды обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.

Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).

Согласно ст. 214 ТК РФ за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.

В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.

Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.

Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!

3. Разработайте политику по охране труда

Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.

Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.

В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.

4. Поставьте цели в области охраны труда

Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, работниками, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.

Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов, обучить столько-то сотрудников и т.д.

Основные цели политики в области охраны труда:

– предупреждение несчастных случаев.
– предупреждения профессиональных заболеваний.
– выполнение нормативно-правовых актов по охране труда.
– исполнение обязательств коллективного договора.
– обязательство учитывать мнения работников организации.
– обязательство совершенствовать систему управления охраной труда.

5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:

  • процедура подготовки работников по охране труда согласно постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. N 2464. Для этих целей разработайте:

– документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
– перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда на рабочем месте с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
– перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
– перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
– перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
– вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
– вопросы, включаемые в обучение требованиям ОТ внутри организации;
– приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
– порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.

  • процедура организации и проведения специальной оценки условий труда с учетом закона 426-ФЗ;
  • процедура управления профессиональными рисками;
  • процедура проведения медосмотров, психиатрических освидетельствований и пр.
  • процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников (описываются в трудовых договорах, правилах внутреннего распорядка и проч.);
  • процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами на основании Приказа 766н от 29.10.2021 г.;
  • процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами на основании Приказа Минздрава 45н;
  • процедура безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.

6. Составьте план мероприятий

После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.

7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.

По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)

Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.

Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.

8. Запланируйте улучшения СУОТ

Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.

Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».

Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).

По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.

9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания

Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.

10. Наладьте документооборот по СУОТ

Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 “Методические рекомендации СУОТ”. В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Какие документы по СУОТ должны быть в организации?

  • Приказ об утверждении Положения о системе управления охраной труда.
  • Положение о системе управления охраной труда.
  • Приказ об утверждении Политики в области охраны труда.
  • Политика в области охраны труда.
  • Программа действий по улучшению условий и охраны труда.
  • Комплект нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда.
  • Приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ.
  • План проведения внутреннего аудита СУОТ.
  • Отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ.
  • Журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам СУОТ.

Что проверит ГИТ по СУОТ?

При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.

В этом листе прописано лишь два пункта: “Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ”.

При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года “Методические рекомендации по СУОТ”. Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия примерного положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.

Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:

Блок схема СУОТ - это алгоритм проверки инспектора ГИТ

Какие штрафы за необеспечение СУОТ?

Согласно статье 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.

При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 5000 руб.;
  • для организации – до 80 000 руб.

По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 руб.;
  • для организации – до 150 000 руб.

Особенности СУОТ для малых предприятий

Согласно примерного положения 776 н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.

Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.

В нее могут входить элементы СУОТ:
• положение “СУОТ”;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.

В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Система управления охраной труда, или СУОТ по охране труда, включает в себя меры по безопасности и охраны жизни и здоровья работников предприятия и организации. В нее входит не только предупреждение и защита от несчастных случаев, но и борьба с развитием профессиональных заболеваний, минимизация их последствий. СУОТ представляет собой единое типовое положение о системе управления охраной труда. Рассмотрим основные элементы системы управления охраной труда, базовые процессы СУОТ.

Система управления охраной труда, или СУОТ по охране труда, включает в себя меры по безопасности и охраны жизни и здоровья работников предприятия и организации. В нее входит не только предупреждение и защита от несчастных случаев, но и борьба с развитием профессиональных заболеваний, минимизация их последствий. СУОТ представляет собой единое типовое положение о системе управления охраной труда. Рассмотрим основные элементы системы управления охраной труда, базовые процессы СУОТ.

С какой целью разрабатывается СУОТ

Согласно законодательству Российской Федерации, трудовой процесс работника должен быть безопасным. Все организации и предприятия, использующие наемных сотрудников, должны обеспечить их безопасность. СУОТ работодателю рекомендуется разработать до начала производственной деятельности, и непрерывно совершенствовать. СУОТ является частью общей системы управления организации и основана на философии TQM (Total Quality Management).

Основной принцип СУОТ – учет всех подсистем и элементов, составляющих систему управления, в управлении организацией (предприятием), которые устанавливают обязанности и ответственность в области охраны труда. Менеджмент согласно этой философии заключается в постоянном совершенствовании всех элементов деятельности организации.

Что включает в себя СУОТ:

  • Выявление ключевых вопросов деятельности организации и постановка целей и стандартов качества деятельности в области охраны труда.
  • Выбор методов достижения целей в соответствии с конкретными стандартами и процедурами и принятие мер по достижению предполагаемых целей в области охраны труда.
  • Измерение достигнутых достижений в области охраны труда.
  • Оценку и принятие соответствующих корректирующих действий в области охраны труда.

В каких целях разрабатывается СУОТ в организации

Основная задача системы управления охраной труда – это выявление и устранение опасностей в рабочей среде. Базовый процесс системы управления охраной труда организации, необходимый для точного и достоверного выявления и устранения опасностей в производственной среде, это оценка профессионального риска на рабочих местах.

Детально цели ОТ можно рассмотреть так:

  • Предупреждение возникновения несчастных случаев, минимизация последствий несчастного случая.
  • Снижение риска профессиональных заболеваний.
  • Строгое исполнение нормативно-правовых актов РФ в области трудовой защиты работников;
  • Исполнение пунктов коллективного договора.
  • Непрерывное совершенствование системы, ее интеграция в производственные процессы так, чтобы не снижать качество работы при сохранении безопасных условий.
  • При организации СУОТ для обеспечения функционирования предприятия учитывать мнения работников предприятия, рассматривать предлагаемые ими улучшения и т.д.

В систему управления ОТ включены все работники – от директора до любого из сотрудников. Для обеспечения функционирования СУОТ работодателю рекомендуется разработать принципы проведения аудита системы управления охраной труда.

Кто устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ

На каких работников распространяются положения СУОТ? Абсолютно на всех. Должностные лица на предприятии распределяют между собой обязанности по ОТ в своей зоне ответственности:

  • Работодатель (владелец компании) отвечает за организацию работ и за их безопасность.
  • Директор отвечает за организацию труда и безопасность работников на вверенном ему предприятии, а также за внедрение СУОТ и за улучшение защитных мер.
  • Руководители структурных подразделений несут ответственность за безопасность на своем участке.
  • Специалист по кадрам отвечает за обучение работников принципам охраны труда, проведение инструктажей.
  • Аудитор проверяет работу системы.
  • Отдел снабжения отвечает за обеспечение работников средствами защиты, приборами безопасности, ограждающими и страховочными конструкциями и т.д.
  • Специалист по охране труда несет ответственность за координацию и контроль исполнения требований безопасности работниками.
  • Работники обязаны выполнять требования системы ОТ, и имеют право предлагать меры по ее улучшению, которые сделают их труд безопаснее.

Положения российского трудового законодательства в целом обязывают работодателя и всех ответственных лиц в совокупности на следующие меры:

  • Оценку и документирование профессионального риска, связанного с выполняемой работой.
  • Применение необходимых профилактических мер по снижению профессионального риска.
  • Обеспечение организации труда (в том числе организации рабочих мест), защиты работников от аварийно-опасных ситуаций и воздействия опасных факторов рабочей среды.
  • Устранение угроз здоровью и жизни работников путем изменения технологии, замены машин и оборудования, замены материалов и веществ на более безопасные.
  • В рамках СУОТ работодатель информирует работников о профессиональном риске, связанном с выполняемой ими работой, о принципах защиты от опасностей в рабочей среде, вытекающих из оценки профессионального риска.

Профессиональный риск означает вероятность причинения вреда кому-либо в связи с существующей угрозой в производственной среде. Оценка профессионального риска – это тщательное обследование выполняемой работы и места ее выполнения с последующим определением того, какие факторы (опасности, приводящие к травмам или смерти, шум, химические вещества, освещение и т.п.) могут оказать неблагоприятное воздействие на работников и их здоровье.

Срок действия СУОТ

Для принятия мер по улучшению необходимо отслеживать работу СУОТ на предприятии. Нужно регулярно проверять систему на соответствие принятым положениям и качество их исполнения. Этим занимаются аудиторы. Аудиторы знают, какие вопросы помогут оценить эффективность СУОТ. Законодательство РФ не регламентирует сроки аудита, оставляя регулярность мер на усмотрение работодателя. В итоге сроки проведения СУОТ зависят от размера организации и от характера ее деятельности. Работодатель привязывает изменения в СУОТ к локальным событиям в организации, таким как серьезное происшествие, внедрение нового оборудования, смена штатного расписания, расширение штата.

Система управления охраной труда в организации подлежит добровольной сертификации. Действие сертификата составляет 1 год. Поэтому срок аудита системы управления охраной труда и ее пересмотра рационально связать со сроком ее сертификации.

Штрафы за отсутствие СУОТ

Согласно статье 214 ТК РФ, любой работодатель обязан иметь положение о системе управления охраной труда на предприятии или в организации. Санкции за нарушение предусмотрены КоАП РФ, статьей 5.27.1. Оштрафовать могут за невыдачу работникам средств защиты или за отсутствие в положении о СУОТ пункта об обязательном обеспечении СИЗ всех работников.

Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если не прописана выдача СИЗ:

  • Для должностного лица – до 5 тыс. руб.;
  • Для организации – до 80 тыс. руб.

Размер штрафов по статье 5.27.1 КоАП РФ, если СИЗ работнику не выдается:

  • Для должностного лица – до 30 тыс. руб.;
  • Для организации – до 150 тыс. руб.

Также, если при проверке из ГИТ на предприятии не окажется принятого Положения, организация будет оштрафована. Также наказывается неверное заполнение приказов о назначении ответственных лиц.

Положение о СУОТ

Положение о системе управления охраной труда 2023– это нормативный документ, содержащий рекомендации для работодателя о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда на предприятии. Основываясь на пунктах этого документа, разрабатывается внутреннее положение. При проверке предприятия Трудовой Инспекцией инспекторы проверяют исполнение рекомендаций из этого Положения.

Примерное положение о системе управления охраной труда должно включать:

  • Разъяснение терминов и информацию о соответствии данного положения текущему трудовому законодательству.
  • Стратегию охраны труда на предприятии, обязанности работодателя в этой сфере.
  • Подробный план мероприятий по улучшению условий работы и снижению профессионального риска.
  • Квалификационные требования для ответственных лиц, повышение их квалификации по профилю ОТ.
  • Выполнение и контроль мероприятий по ОТ, оценка результатов работы системы.
  • Меры по коррекции, улучшению СУОТ.
  • Распределение обязанностей по охране труда между работниками.

Во внутреннем положении должна присутствовать политика и цели организации в области охраны труда, и назначены ответственные лица, контролирующие исполнение пунктов положения. Допускается ли упрощение структуры СУОТ, зависит от размера предприятия и от его хозяйственной деятельности.

Система управления охраной труда (СУОТ)

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА ( СУОТ ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Система включает:

  • организационную структуру;
  • деятельность по планированию;
  • распределение ответственности;
  • процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда.

Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

  • постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;
  • формулировать цели и политику в области ОТ;
  • разрабатывать и реализовывать способы их достижения;
  • осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;
  • оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

  • уточнение целей и политики организации в области ОТ;
  • разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;
  • подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;
  • оценка, учет и контроль основных рисков;
  • анализ причин аварий, аварийпроизводственных травм и профессиональных заболеваний;
  • координация работ, направленных на предупреждение аварий;
  • расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь.

Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.

Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Происходит:

  • взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления;
  • формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму;
  • формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов;
  • координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах – незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам , случаям со смертельным исходом – по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам – ежеквартально.

Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:

  • готовит предложения по улучшению работы СУОТ;
  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состоянием ОТ;
  • организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по ОТ;
  • оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;
  • информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.

Профком также участвует:

  • в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении административно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением;
  • в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы ОТ;
  • в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.

Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются:

  • травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения;
  • результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • техническое состояние оборудования, зданий и сооружений;
  • санитарно-гигиенические УТ;
  • предписания государственных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы.

Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

  • повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-технических работников, рабочих, служащих;
  • аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттестованных или вновь организуемых объектов;
  • нормализация санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;
  • лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;
  • механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;
  • комплексные и целевые проверки состояния ОТ в подразделениях организации.

В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11).

В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических документах) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации.

Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подразделениях организации и включает следующие вопросы: состояние ОТ, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля за состоянием ОТ.

Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ – это соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.

Новые принципы управления охраной труда. В современных условиях возможен переход на новые принципы управления ОТ в организациях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяющие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций (в т. ч. Академии труда и социальных отношений), позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.

В конце 90-х гг. прошлого столетия в западных странах стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям.

Научные разработки Академии труда и социальных отношений направлены на создание принципиально новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфере ОТ, таким, как расследование и учет (микро)травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руководителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийности, травматизма и профессиональных заболеваний, а также создание стимулов к положительным результатам этой работы.

Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествуют 10–30 тяжелых травм, около 100–300 легких травм (с потерей трудоспособности на 1 день и более), 1–3 тыс. микротравм и 10–30 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически каждый из 10–30 тыс. опасных факторов при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифицировать. На 1-м этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по УТ и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски.

Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области ОТ организации, для составления программ мероприятий по улучшению УТ и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.

Изменилась также оценка работы руководителей высшего и среднего уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание т. н. неписаные правила в обеспечении ОТ.

С документами (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Они вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

Роль руководителей среднего уровня – обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области ОТ, а также требований ОТ, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах ОТ.

Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению ОТ в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002). С 1 января 2003 г. указанный стандарт вводится в организациях. Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.

Разработка системы управления охраной труда. Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ:

  • изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков;
  • изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;
  • выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;
  • выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
  • определяют структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы ОТ и др. подразделений – пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;
  • анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;
  • изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;
  • выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;
  • проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

План опроса:

  1. Изучение существующей практики управления ОТ и определение сильных и слабых сторон действующих регламентов и стандартов.
  2. Изучение всех производственных операций и определение проблем в области ОТ.
  3. Определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересованными лицами (пользователями).
  4. Выявление барьеров на пути формирования культуры труда.

Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2–3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. Дополнительно используют опросные листы по специально разработанной форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации.

Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда – для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

Исходя из этих принципов была выстроена «звезда безопасности». Наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных УТ.

ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000–2000 «Управление качеством» и серии ISO 14000–1996 «Управление окружающей средой» (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

Документация. Следует определить, каким образом документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию:

  • Руководство по СУОТ – это своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации.
  • Стандарты – более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (напр., методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (напр., безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и т. п.).
  • Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.
  • Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся:

  • обеспечение выполнения нормативных требований ОТ;
  • соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам;
  • динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ;
  • проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации;
  • своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.;
  • организация рационализаторской работы;
  • эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ;
  • финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров , от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют:

  • на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ;
  • связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации;
  • связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

  • дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;
  • премирование работников за длительную безаварийную работу;
  • выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);
  • выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;
  • выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;
  • введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *