Какие действия обязан провести заказчик при приемке результатов исполнения контракта
Перейти к содержимому

Какие действия обязан провести заказчик при приемке результатов исполнения контракта

  • автор:

Приёмка товаров, работ и услуг по 44-ФЗ

вопросы

Приёмка товара, работ или услуг (ТРУ) — ответственный процесс, являющийся ключевым этапом исполнения контракта. Рассказываем, как происходит приёмка товара по 44-ФЗ, на что следует обратить внимание, какие акты составляются во время проведения приёмки и о других нюансах.

Что такое приёмка ТРУ

Условия о порядке и сроках проведения приёмки поставленных товаров, выполненной работы или оказанной услуги заказчиком являются обязательной частью контракта (ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). При приёмке заказчик проверяет соответствие количества, комплектности и объёма товаров, работ или услуг требованиям, которые были установлены в контракте.

Для проведения приёмки ТРУ либо результатов по отдельным этапам исполнения контрактных обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик может создать специальную комиссию. В составе приёмочной комиссии должно быть не менее пяти человек. При этом полномочия по приёмке ТРУ и подписанию приёмочной документации остаются только за заказчиком, передавать их третьим лицам он не может.

Поскольку с 1 января 2022 года введено обязательное электронное актирование (электронная приёмка) и документы о приёмке товаров, работ и услуг должны подписываться только в электронной форме в ЕИС, заказчику потребуется квалифицированная электронная подпись. Такая подпись будет необходима для работы в ЕИС, с госпорталами, а также для отчётности.

Помимо проверки соответствия условиям контракта количества, объёма и комплектности товаров, при приёмке также проверяется, насколько товары соответствуют требованиям качества и безопасности, упаковки и маркировки, а также требованиям, прописанным в нормативно-технической документации.

Электронная приёмка является обязательной:

  • при исполнении контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур (конкурентные закупки + закупка у единственного поставщика по ч.12 ст.93);
  • при осуществлении закупок, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок с 1 января 2022 года (с учётом положений ч.1 ст. 9 ч. 5 ст. 8 Закона № 360-ФЗ);
  • по контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по новым основаниям (по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (ч.1 и 2 ст.15 Закона № 46-ФЗ в ред. 104-ФЗ);
  • по контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ч.3 ст.22 Закона № 46-ФЗ в ред. 104-ФЗ).

На что следует обратить внимание на этапах заявки и заключения контракта

В первую очередь необходимо убедиться, что в проекте указаны конкретные характеристики требуемых товаров и критерии приёмки. Кроме того, в контракте должны быть установлены чёткие сроки приёмки, а также время, которое отводится для устранения исполнителем выявленных недостатков.

Для определения характеристик товаров могут использоваться определённые ГОСТы и иные нормативы. В качестве критериев приёмки заказчик может прописать различные требования. Например, требование о том, что упаковка товаров не должна быть нарушена, продукты питания и лекарства должны иметь определённые сроки годности и тому подобное.

При приёмке работ и услуг проверяется их соответствие ГОСТам, СНиПам и иным нормативам. Также заказчик проверяет, уложился ли исполнитель в установленные контрактом сроки и были ли по результатам выполнения работ или оказания услуг достигнуты поставленные цели.

Если закупочная документация не содержит конкретных критериев и сроков проведения приёмки, участнику закупки следует запросить у заказчика разъяснения

Как проводится приёмка по 44-ФЗ

Приёмка проводится в несколько этапов:

  • проверяется соответствие количества, объёма и комплектности требованиям, указанным в сопроводительных документах;
  • проводится визуальный осмотр товара или результатов выполнения работ (оказания услуги) с целью выявления недостатков (заводского брака, скрытых дефектов);
  • выявленные недостатки (в том числе устраняемые) фиксируются в акте приёмки.

Если при приемке товара по 44-ФЗ претензий нет

Если поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга устраивает заказчика и он не имеет каких-либо претензий по исполнению контракта, он должен подписать в ЕИС акт приёмки.

Акт приёмки будет свидетельствовать о том, что заказчик получил необходимый товар или результат выполнения работы (оказания услуги) и у него нет претензий. Если заказчик обнаруживает недостатки в оформлении документов о приёмке или в отношении качества и количества принимаемых ТРУ, то в зависимости от ситуации в ЕИС оформляется:

  • уведомление об уточнении;
  • корректировочный документ;
  • мотивированный отказ.

Если по результатам исполнения контракта между заказчиком и подрядчиком возникнет спор, вышеуказанные документы понадобятся при обращении в суд.

В соответствии с ч.13 статьи 94 Закона №44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приёмке, который должен содержать

  1. идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), единицу измерения ТРУ;
  2. наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  3. наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
  4. информацию о количестве поставленного товара;
  5. информацию об объёме выполненной работы, оказанной услуги;
  6. стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом;
  7. иную информацию с учётом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 44-ФЗ.

Перед приёмкой ТРУ проводится экспертиза, которую заказчик осуществляет самостоятельно или с привлечением сторонних экспертов (экспертных организаций). В случае проведения экспертизы сторонними специалистами их заключение оформляется в отдельном документе.

Если при приемке товара по 44-ФЗ есть устранимые недостатки

Бывает, что товар (работа, услуга) устраивает заказчика не в полной мере, поскольку были выявлены недостатки. Если эти недостатки устранимые, заказчик вправе осуществить приёмку после их устранения. Например, из поставленных 100 единиц товара 10 оказались с истёкшим сроком годности. В этом случае заказчик оформляет в ЕИС акт о частичной приёмке (на товар, соответствующий всем требованиям — 90 единиц), а поставщик устраняет недостатки и формирует корректировочный документ о приёмке.

Отказ в приёмке товара и услуг по 44-ФЗ

Если товар (работа, услуга) полностью не устраивает заказчика и он решает отказать в его приёме, заказчик должен оформить в ЕИС мотивированный отказ и направить его через ЕИС поставщику (исполнителю, подрядчику).

Если поставщик получил от заказчика обоснованный и подтверждённый экспертизой отказ, для него могут наступить негативные последствия, связанные с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и внесением в РНП. При одностороннем расторжении у поставщика есть 10 дней на исправление ситуации.

Если заказчик откажет в приёмке без каких-либо обоснований, исполнителю следует запросить пояснение причин отказа. В случае отсутствия ответа на запрос исполнитель может составить претензию либо обратиться в суд, если заказчик на неё никак не отреагирует.

Особенности повторной приёмки товара или услуг по 44-ФЗ

Внесение исправлений в документ о приёмке, оформленный в соответствии с ч.13 статьи 94, осуществляется путём формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени поставщика, заказчика, и размещения в ЕИС исправленного документа о приёмке.

Составление акта приёмки по 44-ФЗ

Перед поставкой контрагент (поставщик, подрядчик, исполнитель) формирует в ЕИС электронный документ приёмки. Часть информации подтянется в него из контракта, часть – контрагент заполняет сам.

Контрагент не должен распечатывать электронный документ о приёмке и привозить вместе с товаром или предоставлять заказчику при приёмке результатов работ или услуг.

К структурированной форме документа о приёмке контрагент может приложить дополнительные неструктурированные документы (сканы накладных и пр.). Прилагаемые документы не должны противоречить электронному документу о приёмке. Если есть расхождения – приоритет имеет информация в электронном документе о приёмке

Все файлы, прикрепляемые в личных кабинетах поставщика и заказчика в ЕИС, а также документ о приёмке в неструктурированной форме, подписываются электронной подписью (автоматически при подписании документа о приёмке).

В соответствии с п.8 ч.13 статьи 94 Закона №44-ФЗ датой приёмки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приёмке, подписанного заказчиком.

Какие действия обязан провести заказчик при приемке результатов исполнения контракта

Статья 94. Особенности исполнения контракта

Готовые решения. Вопросы применения ст. 94

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 512-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

7.2. При исполнении контракта жизненного цикла оформление документа о приемке поставленного товара или выполненной работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы) осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком) в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, обеспечения исполнения контракта в части последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9 — 12. Утратили силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. При исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона):

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;

е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

2) к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке;

3) документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

4) в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:

а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;

б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

5) в случае создания в соответствии с частью 6 настоящей статьи приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части:

а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;

б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов;

6) документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 или подпунктом «б» пункта 5 настоящей части направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

7) в случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью;

8) датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.

(часть 13 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

14. Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с частью 13 настоящей статьи, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.

(часть 14 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

15. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, документы, указанные в частях 13 и 14 настоящей статьи, не размещаются на официальном сайте.

(часть 15 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

16. В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.

(часть 16 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

Приемка результатов исполнения контракта

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта. В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?

На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.

Частью 6 данной статьи определено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия.

Не всегда заказчики понимают, то ли им создавать приемочную комиссию, то ли проводить экспертизу, а может, делать все это одновременно? Давайте разберемся, как же принимать результат исполнения контракта.

Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа

В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:

по изучению и оценке предмета экспертизы;

по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.

Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Осуществляем приемку

Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения контракта или его отдельного этапа.

Приемочная комиссия

Повторим, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика создавать такую комиссию. На это обращало внимание Минэкономразвития еще в 2015 году (Письмо от 22.05.2015 № Д28и-1464). Однако в некоторых случаях ее наличие все же желательно. Например, если объект закупки технически сложен или требует познаний экспертов в различных областях, для надлежащей приемки потребуется коллегиальное решение.

К сведению: мы рекомендуем создавать приемочную комиссию в исключительных случаях, а большинство приемок поручить отдельным работникам. Это связано с тем, что документ о приемке должны подписать все члены комиссии. А обеспечить присутствие всех может быть затруднительно.

Если учреждение приняло решение создать приемочную комиссию, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что число членов такой комиссии не может быть менее пяти (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, в котором определяется ее состав. Отметим, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы.

Для обеспечения надлежащей работы комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, закрепив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. В нем, кстати, можно
утвердить форму решения о приемке или об отказе в приемке товаров (работ, услуг) – акт или заключение.

Если документы о приемке будут подписаны несколькими работниками заказчика, но обязанности по проведению приемки и экспертизы на них не возложены (отсутствуют приказы о возложении таких обязанностей, локальный акт о порядке проведения приемки), это может быть признано нарушением Закона № 44-ФЗ (Постановление АС ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 по делу № А45-8564/2016).

Документальное оформление приемки

Частью 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения контракта, а также отдельного этапа его исполнения:

осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом;

Обратите внимание: документ о приемке результатов исполнения отдельного этапа контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги готовится контрактным управляющим или работником контрактной службы.

Следовательно, если приемка прошла успешно, заказчик должен составить соответствую-щий документ. Унифицированной формы для такого документа нет, поэтому на практике часто используют акт приема-пе-редачи товаров (работ, услуг).

В акте указывается информация, позволяющая определить соответствие поставленного товара (работы, услуги) требованиям контракта. Например, если его предметом является товар, целесообразно указать:

наименование, ассортимент, характеристики, комплектность поставленного товара;

цену за единицу;

сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;

иную информацию, имеющую значение для установления соответствия товара условиям контракта.

Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 06.02.2018 № 24-03-08/6839).

Если для приемки привлекались сторонние эксперты, при принятии решения о приемке приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения. Соответственно, к акту нужно приложить экспертное заключение.

Если же приемка осуществлялась без сторонних экспертов, оформлять документ о проведенной силами заказчика экспертизе и прилагать его к акту не нужно. Об этом говорилМинфин в Письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70501.

Обратите внимание: если не составить документ о приемке результатов исполнения контракта или его отдельного этапа, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней с даты приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заказчик направляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, указанных в ч. 7 ст. 54 ГрК РФ). Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Отказ в приемке

В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.

Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.

Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке. Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Приемка товаров по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 22 сентября

Как осуществляется приемка товаров по 44-ФЗ

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Порядок приемки товара по 44-ФЗ
  • Этапы приемки товаров по 44-ФЗ
  • Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ
  • Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ
  • Как осуществить приемку товаров по 44-ФЗ: инструкция для заказчика
  • Как составить акт приемки товаров по 44-ФЗ
  • Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ

Приемка товаров по 44-ФЗ считается самым важным этапом при исполнении контрактов. От того, насколько юридически точно и грамотно проведена приемка, во многом зависит необходимость последующей защиты прав заказчика. А потребоваться она может, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствует заявленным в контракте характеристикам.

Чтобы не возникло проблем и негативных последствий, приемка товаров по 44-ФЗ должна осуществляться с учетом всех юридических тонкостей. Об основных особенностях данного процесса мы вам расскажем в статье.

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ заказчик после получения товара должен произвести его осмотр в срок, установленный на законодательном уровне, в договоре поставки или обычаями делового оборота. Обязательна также проверка соответствия поступившего товара по количеству и качеству условиям контракта. Порядок проверки определяет закон. Если покупатель обнаруживает, что товар имеет недостатки или характеристики, отличные от заявленных, то он обязан сразу же отправить письменное уведомление об этом поставщику.

Как заказчик должен принимать товар, необходимо прописывать в контракте. Можно посвятить этому отдельный раздел, отразив в нем следующие моменты:

  • где должен приниматься товар;
  • как обязан действовать покупатель, принимая товар (к примеру, проверять по упаковочным листам, соответствует ли номенклатура поставленного товара спецификации и техническим требованиям, все ли оформлены сопроводительные документы и правильно ли, не повреждена ли упаковка снаружи, доставлен ли товар в полном комплекте и целостности);
  • в какие сроки должна быть проведена приемка товара заказчиком по 44-ФЗ.

Если у участников госзакупки возникают вопросы, как нужно принимать товар, то им следует обращаться к тексту заключенного ими контракта и внимательно изучать прописанные там правила приемки товаров по 44-ФЗ.

Этапы приемки товаров по 44-ФЗ

Этапы приемки товаров по 44-ФЗ

Итак, чтобы принять товар, необходимо:

1. Сформировать комиссию (этот этап не является обязательным)

Если покупатель хочет создать приемочную комиссию, то в качестве ее участников нужно привлекать сотрудников, имеющих профессиональные компетенции в области предмета контракта, а также представителей поставщика (подрядчика, исполнителя). Допускается создавать единую комиссию для приемки товаров по всем контрактам или для каждой поставки отдельную.

Возможна и не комиссионная приемка товаров, работ и услуг. В таком случае ее проводит сотрудник, имеющий такие полномочия (в соответствии с должностной инструкцией или специально изданным приказом о приемке товаров по ФЗ № 44).

2. Проверить, все ли предоставлены сопроводительные документы

Полный перечень необходимых документов содержится в контракте. Обычно требуются счета, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, технические и гарантийные паспорта, сертификаты, различные инструкции и т. п.

Если заказчик устанавливает, что каких-либо документов недостает, то комиссия (или уполномоченный сотрудник) составляет акт рекламации, где указывает, какие именно документы не предоставлены и в какой срок их нужно прислать.

3. Принять товар по количеству, ассортименту и комплектности

Приемку товаров по контракту 44-ФЗ нужно проводить по адресу поставки, основываясь на данных, указанных в сопроводительных документах (товарных накладных, УПД, актах и т. п.). При этом возможны два результата процедуры:

  • Товар поставлен в количестве, ассортименте и комплектности, соответствующими прописанным в контракте. В таком случае осуществляется переход приемки на следующий этап после подписания сопроводительных документов уполномоченным представителем заказчика.
  • Выявляется несоответствие количества, ассортимента и комплектности поставленного товара указанным в контракте. При этом составляется акт рекламации (претензия) и передается лично в руки представителю поставщика (подрядчика, исполнителя) или направляется в его адрес заказным письмом. Унифицированной формы претензии не существует, она составляется организацией или может быть свободной, однако в ней обязательно нужно указывать:

— на каком основании предъявляется претензия (пример текста: «В соответствии с контрактом Ваша компания обязалась поставить товар со следующими характеристиками…»);

— в чем суть претензии (например, несоответствие требованиям по качеству, недостача, наличие повреждений…);

— какие требования выставляет заказчик (пример текста: «Предлагаем в течение недели поставить (заменить, выполнить, оказать) …»).

4. Проверить результаты, предусмотренные контрактом, в части их соответствия условиям контракта (провести экспертизу)

В случае самостоятельного проведения экспертизы заказчиком необходимо назначение сотрудников, которые будут полномочны проводить экспертизу результатов, предусмотренных в контракте. Чтобы они могли проверить поставленные товары, у них должны быть достаточные для этого знания, опыт и квалификация.

Оценивать соответствие поставки условиям контракта можно с помощью выборочной (частичной) или сплошной проверки.

Сплошная проверка предполагает оценку каждой единицы товара. В ходе выборочной же производится отбор нескольких экземпляров из поставленной партии, и после их проверки результаты распространяются на всю поставку.

Оформление результатов экспертизы осуществляется в форме заключения.

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 6 ст. 94 44-ФЗ для приемки товара покупателем возможно создание приемочной комиссии. Единственное требование к ней – состав в количестве не менее 5 человек. И это необязательно должны быть только работники покупателя.

Однако, если в контракте указано, что заказчик должен обязательно применять Инструкцию по приемке, необходимо соблюдение еще одного требования к приемочной комиссии – в ее составе должны быть лица, имеющие компетенции в вопросах качества и комплектности принимаемого товара. В таком случае при формировании комиссии по приемке товара по ФЗ № 44 принимается во внимание род деятельности, образование, стаж работы кандидатов.

Для создания приемочной комиссии требуется утверждение положения о ее работе и издание приказа о ее формировании.

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

Если при экспертизе товаров выявляется их полное соответствие требованиям покупателей, составляется документ о приемке. Его подписывает заказчик, а в случае комиссионной проверки подпись должны поставить все члены приемочной комиссии. Требуется также утверждение документа о приемке заказчиком. Если экспертиза проводилась с привлечением сторонней компании или эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ составляется с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении. Это заключение можно прилагать к акту приемки.

Если заказчик признает поставленный товар не соответствующим условиям контракта, то ему необходимо написать мотивированный отказ принимать его. Этот документ направляется в адрес исполнителя заказа.

Обязательного шаблона отказа от приемки не существует, он составляется в свободной форме. Желательно, чтобы он содержал:

  • информацию о товаре и сумме контракта;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом экспертного мнения;
  • перечень обнаруженных несоответствий;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Если в контракте прописано обязательное соблюдение требований Инструкции по приемке, то составление акта приемки следует осуществлять с учетом положений данного документа.

Перечисленные документы о приемке товара по 44-ФЗ необходимо оформлять в сроки, которые установлены законодательно или прописаны в контракте.

Для скачивания есть шаблон акта приемки товара, работы, услуги по 44-ФЗ

Как осуществить приемку товаров по 44-ФЗ: инструкция для заказчика

П. 1 ч. 13 ст. 34 гласит, что порядок и срок приемки товара, работ, услуг по 44-ФЗ являются обязательными условиями контракта. Поэтому при их определении следует учитывать технологическую сложность объекта договора, объем поставки и другие характеристики.

Некоторые покупатели практикуют разработку и утверждение отдельного положения приемки товаров по 44-ФЗ, включая в него принципы и правила ее проведения, формы документов и порядок создания приемочной комиссии. Принимать товар нужно в строгом соответствии с правилами, прописанными в контракте.

Итак, инструкция по приемке товара по 44-ФЗ, образец:

  1. Подготовка помещения для приемки, освобождение проезда и прохода к нему.
  2. Отправка ответственного за приемку товара по 44-ФЗ или приемочной комиссии.
  3. Получение товара в день, указанный в договоре.
  4. Проверка соответствия поставки указанным в накладной сведениям и состояния упаковки.
  5. Подписание товарной накладной в качестве подтверждения, что получено определенное количество мест товара.
  6. Сохранение товара или результатов работ/услуг при приемке.
  7. Приглашение поставщика/исполнителя или его представителей осмотреть и проверить продукцию или результаты работ/услуг, если это требуется.
  8. Проверка количества, качественных характеристик, комплектности и других параметров в установленные контрактом сроки.
  9. Проведение внутренней экспертизы поставленного товара.
  10. Оформление акта о приемке или об отказе от приемки товара по 44-ФЗ.

Если вы отказываетесь принимать поставленную продукцию или ее часть, то ее нужно обязательно сохранить до возврата поставщику (п. 1 ст. 514 Гражданского кодекса РФ).

Также вам нужно подготовить все необходимое, чтобы можно было принять товар (п. 1 ст. 513 Гражданского кодекса РФ).

При наличии в документации требования к поставщику обеспечить гарантийные обязательства оформлять акт следует только после предоставления такого обеспечения по 44-ФЗ в порядке и в сроки, прописанные в контракте (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

Как составить акт приемки товаров по 44-ФЗ

Как составить акт приемки товаров по 44-ФЗ

Фиксация исполненных обязательств (общих или для каждого этапа в отдельности) осуществляется в документе – акте приемки товара, работ, услуг. Он необходим для документирования факта перехода продукции, результатов услуг, работ. Принять товар может как один уполномоченный сотрудник покупателя, так и несколько человек в составе приемочной комиссии. В последнем случае в акте должны поставить подпись все, кто участвовал в приемке.

В результате либо проходит приемка поставленных товаров, либо поставщику отказывают в ней, направляя бумагу с описанием причин отказа и выявленных несоответствий, подлежащих исправлению. При этом в расчет принимаются предложения, которые были разработаны в ходе внутренней экспертизы (ч. 3, 5 ст. 94 44-ФЗ).

Ч. 8 ст. 94 44-ФЗ гласит о том, что покупатель имеет право принимать результаты отдельного этапа исполнения контракта, если были выявлены несоответствия положениям контракта, при условии возможности приемки и устранения этих несоответствий исполнителем.

В 44-ФЗ не установлено обязательного шаблона этого акта, он составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать:

  1. Перечень поставленных товаров.
  2. Сумму контракта.
  3. Документы, составленные по результатам внутренней экспертизы.
  4. Решение покупателя с учетом мнения экспертов.
  5. Обоснование обнаруженных несоответствий (при наличии).
  6. Подписи покупателя или членов комиссии.

За отсутствие этого акта должностным лицам грозит штраф в размере 20 000 руб. (в соответствии с ч. 9 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Такую же сумму придется выложить заказчику, если он не направит исполнителю контракта мотивированный отказ.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ

В 44-ФЗ четко прописано, в каком порядке должна осуществляться приемка, в том числе и в какие сроки. Однако бывает, что заказчик их нарушает и не подписывает своевременно бумаги.

Если покупатель отказывается подписывать приемочные документы, нарушая сроки приемки товара по 44-ФЗ, то в первую очередь необходимо узнать у него, какие на это есть причины. Если он считает, что контракт исполнен с нарушением условий, то должен отправить исполнителю мотивированный отказ принимать товар. Форма такого отказа свободная, но он обязательно должен содержать перечень выявленных несоответствий, препятствующих приемке. Доставка отказа поставщику должна быть осуществлена не позднее окончания установленного срока приемки результата исполнения контракта.

После получения такого документа поставщик решает, возможно ли удовлетворение требований покупателя и устранение обнаруженных несоответствий. Однако заказчик может не направить мотивированный отказ в приемке. В таком случае следует написать ему претензию. Так же нужно поступить и при несогласии с заключениями заказчика о нарушениях. Форма претензии свободная. В ней необходимо изложить все обстоятельства и факты.

Покупатель отказывается платить

Ст. 34 закона 44-ФЗ гласит, что срок оплаты госконтракта составляет 30 дней с даты подписания акта о приемке. Если исполнитель контракта – предприятие из числа СМП или СОНО, то рассчитаться за поставку заказчик должен в течение 15 дней. Если он задерживает оплату, то обязан выплатить неустойку согласно п. 5 ст. 34 44-ФЗ.

Итак, оплата заказа своевременно не была осуществлена. В таком случае поставщик должен написать покупателю претензию. Если она не возымеет действия, то правомерно обращение исполнителя в суд для взыскания с заказчика оплаты.

Однако существуют механизмы, позволяющие решить проблему и без привлечения суда. Так, поскольку заказчики по 44-ФЗ являются бюджетниками, иногда достаточно просто обратиться в вышестоящую организацию. К примеру, если закупку проводила школа, можно попробовать воздействовать на нее через региональное отделение Министерства образования. Для этого необходимо направить ему обращение с указанием всех обстоятельств. А именно – написать, что конкретный заказчик отказывается проводить оплату и объясняет это тем, что в бюджете недостаточно средств. И попросить разъяснений по этой ситуации и содействия в ее разрешении.

Куда еще можно обратиться в таком случае:

  • в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
  • в местное представительство Общероссийского народного фронта.

Допустим, заказчик оставляет претензии без внимания и не называет причину отказа принимать товар. Тогда поставщик может подписать акт о приемке товара по 44-ФЗ со своей стороны и направить почтой заказчику.

Таким образом, существует несколько механизмов досудебного урегулирования с заказчиком проблем с приемкой товаров, работ или услуг. Если их применение не дает положительного результата, выходом может стать обращение в арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *