Как проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Перейти к содержимому

Как проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

  • автор:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова»

Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции.

Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведения получили свое регулирование в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее Постановление Правительства РФ, которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

В частности, в качестве принципов можно отметить:

  • обязательность проведения экспертизы;
  • проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
  • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
  • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
  • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.

2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

5. Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

  • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
  • проведение оценки принятия подобного проекта;
  • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие «методика» включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д.

Согласно действующему законодательству антикоррупционная экспертиза проводится:

  • как государственными;
  • так и независимыми экспертами.

Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

  • государственная;
  • независимая.

Экспертиза может проводиться:

  • прокуратурой;
  • министерством юстиций;
  • другими органами и их служащими;
  • независимыми экспертами.

В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

Например, Минобрнауки РФ и БГТУ им. В.Г. Шухова проводят экспертизу тех правовых актов, которые были ими приняты.

Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.

Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.

Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2018 г. №488-пп «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Белгородской области и проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Белгородской области»

Приказ Минобрнауки России от 26 июля 2018г. №9н (ред. от 18 мая 2020г.) «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации»

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172 – ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Как проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

( в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

2. Установить, что Порядок и Методика вступают в силу по истечении шестидесяти дней, следующих за днём официального опубликования настоящего Постановления.

3. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу настоящего Постановления разработать и утвердить нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений Закона Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Порядка и Методики.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, иным государственным органам и организациям Донецкой Народной Республики осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с учетом рекомендаций, изложенных в разделе IV Порядка, с составлением заключения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы согласно примерной форме бланка (прилагается).

5. Министерству юстиции Донецкой Народной Республики в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу настоящего Постановления:

разработать и подать на утверждение Правительству Донецкой Народной Республики нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений Порядка;

разработать и утвердить методику осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

( в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В настоящем Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Порядок) нижеприведенные термины употребляются в следующем значении:

1) административная процедура – установленный в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) порядок действия физических и юридических лиц, направленный на реализацию их прав и выполнение обязанностей или определение полномочий государственного органа, его должностного и служебного лица;

2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – деятельность по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) и подготовке заключений, содержащих предложения (рекомендации) по устранению таких факторов;

3) дискреционные полномочия – совокупность прав и обязанностей органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, предоставляющих им возможность по собственному усмотрению определить полностью либо частично вид и содержание принимаемого управленческого решения или возможность выбора по собственному усмотрению одного из нескольких вариантов управленческих решений, предусмотренных нормативным правовым актом (проектом нормативного правового акта);

( подпункт 3 пункта 1.1 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

4) индикатор коррупциогенности – признак нормативного правового предписания, свидетельствующий о наличии в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов;

5) коррупциогенные факторы – положения (предписания) нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и (или) организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, коррупционных явлений и (или) возникновения коррупционных ситуаций;

6) коррупционный риск – условие (вероятность) проявления коррупции, коррупционных явлений и (или) возникновения коррупционных ситуаций;

7) правотворческий орган (должностное лицо) (далее – правотворческий орган) – Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики.

1.2. Настоящий Порядок определяет организационные основы и требования к процедуре проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства Министерством юстиции Донецкой Народной Республики (далее – Минюст ДНР), а также устанавливает организационные основы проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

1.3. Минюст ДНР осуществляет с учетом требований, предусмотренных разделами II и IV настоящего Порядка, проведение антикоррупционной экспертизы:

1) проектов законов, проектов указов Главы Донецкой Народной Республики и проектов постановлений Правительства Донецкой Народной Республики, разрабатываемых органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями;

2) проектов поправок Правительства Донецкой Народной Республики к проектам законов, подготовленным органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями;

3) нормативных правовых актов органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов (положений) муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы (положения) муниципальных образований, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

1.4. Институты гражданского общества (юридические лица) и граждане (физические лица), аккредитованные Минюстом ДНР, осуществляют проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (далее – органы власти и управления), с учетом требований и рекомендаций, предусмотренных разделами III и IV настоящего Порядка соответственно.

( пункт 1.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

II. ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МИНЮСТОМ ДНР

2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1.3 настоящего Порядка (далее – проекты актов), осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР, в задачи которого входит проведение антикоррупционной экспертизы проектов актов (далее – уполномоченное структурное подразделение Минюста ДНР), с учетом требований, предусмотренных настоящим разделом, разделом IV Порядка, и согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Методика).

2.2. Один экземпляр проекта акта до его внесения на рассмотрение в правотворческий орган направляется в Минюст ДНР с сопроводительным письмом о проведении антикоррупционной экспертизы за подписью руководителя органа власти и управления, разработавшего соответствующий проект акта (далее – Разработчик).

В Минюст ДНР направляются проекты актов, не прошитые и не скрепленные иным способом, препятствующим разделению проекта акта на отдельные листы без повреждения бумажного носителя.

В случае если проектом акта вносятся изменения в нормативный правовой акт, который не был опубликован (обнародован), Разработчик вместе с проектом акта направляет в Минюст ДНР заверенную копию актуальной редакции нормативного правового акта (основной и вспомогательные акты), а также заверенную копию актуальной редакции нормативного правового акта, предусматривающего полномочия (компетенцию) правотворческого органа на издание (принятие) соответствующего нормативного правового акта, если он не был опубликован (обнародован).

( пункт 2.2 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

2.3. Антикоррупционная экспертиза проекта акта осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем поступления в Минюст ДНР сопроводительного письма о проведении антикоррупционной экспертизы, с приложенным к нему экземпляром проекта акта.

2.4. В процессе проведения антикоррупционной экспертизы проекта акта уполномоченное структурное подразделение Минюста ДНР имеет право привлекать экспертов и профильных специалистов, выносить проект акта на обсуждение в рабочих группах, приглашать на рабочие встречи представителей Разработчика для обсуждения и предоставления пояснений относительно выявленных в проекте акта индикаторов коррупциогенности.

( пункт 2.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

2.5. В случае необходимости (в связи с проведением анализа проекта акта с привлечением экспертов и профильных специалистов, изучением значительного количества актов законодательства, проведением рабочих встреч с представителями Разработчика, вынесением проекта акта на обсуждение в рабочих группах и прочее) срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен Министром юстиции Донецкой Народной Республики (далее – Министр юстиции) по обоснованному представлению руководителя уполномоченного структурного подразделения Минюста ДНР, но не более чем на пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем окончания общего срока проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего Порядка.

Решение о продлении срока отражается в резолюции Министра юстиции на поданном представлении.

В течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проведения антикоррупционной экспертизы Разработчику направляется соответствующее письменное уведомление за подписью Министра юстиции.

2.6. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР подготавливается заключение о результатах проведения антикоррупционной экспертизы по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее – заключение Минюста ДНР).

При выявлении в проекте акта коррупциогенных факторов в заключении Минюста ДНР отражаются все выявленные коррупциогенные факторы с указанием структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) проекта акта, в которых они содержатся, со ссылкой на положения Методики, а также предложения (рекомендации) о способах устранения выявленных коррупциогенных факторов.

( абзац второй пункта 2.6 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

2.7. Заключение Минюста ДНР подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения Минюста ДНР и утверждается Министром юстиции или его заместителем.

2.8. Заключение Минюста ДНР не позднее следующего рабочего дня со дня его утверждения Министром юстиции или его заместителем направляется Разработчику и в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IHC «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» подлежит обязательному рассмотрению им.

( пункт 2.8 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

2.9. Коррупциогенные факторы устраняются Разработчиком самостоятельно с учетом предложений (рекомендаций) о способах устранения выявленных коррупциогенных факторов, отраженных в заключении Минюста ДНР, до направления проекта акта на рассмотрение в правотворческий орган.

( пункт 2.9 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

2.10. Заверенная Разработчиком копия заключения Минюста ДНР с приложенным к нему проектом акта в обязательном порядке направляется им в правотворческий орган.

Копия заключения Минюста ДНР, заверенная сотрудниками соответствующего уполномоченного структурного подразделения Минюста ДНР, также может быть предоставлена Минюстом ДНР в соответствующий правотворческий орган по письменному запросу такого правотворческого органа (государственного органа, обеспечивающего деятельность правотворческого органа).

( пункт 2.10 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

2.11. Антикоррупционная экспертиза проектов актов, разработчиком которых является Минюст ДНР, осуществляется в соответствии с настоящим разделом, а также с учетом предписаний, предусмотренных регламентом взаимодействия структурных подразделений Минюста ДНР, утвержденным приказом Министра юстиции.

2.12. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, указанных в подпункте 3 пункта 1.3 настоящего Порядка, осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР при проведении государственной регистрации нормативных правовых актов согласно разделу IV настоящего Порядка, Методике, а также с учетом требований и в сроки, предусмотренные Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 05 декабря 2019 года № 39-13.

( пункт 2.12 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

3.1. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится институтами гражданского общества (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами), аккредитованными Минюстом ДНР в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – эксперты), в соответствии с Методикой и с учетом рекомендаций, предусмотренных разделом IV настоящего Порядка.

3.2. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы, составленного по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее – заключение о НАКЭ).

3.3. После проведения независимой антикоррупционной экспертизы эксперты направляют:

3.3.1. Оригинал на бумажном носителе и (или) электронную копию заключения о НАКЭ (с приложением копии документа, подтверждающего аккредитацию эксперта):

1) проектов законов, проектов указов Главы Донецкой Народной Республики, проектов постановлений Правительства Донецкой Народной Республики – в органы власти и управления, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;

2) нормативных правовых актов органов власти и управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также проектов указанных нормативных правовых актов – в органы власти и управления, являющиеся издателями (разработчиками) соответствующих нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

3.3.2. Копию на бумажном носителе и (или) электронную копию заключения о НАКЭ проектов законов, проектов указов Главы Донецкой Народной Республики, проектов постановлений Правительства Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов органов власти и управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов – в Минюст ДНР.

3.4. Органы власти и управления, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения электронных копий заключений о НАКЭ, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение семи дней со дня размещения информируют об этом Минюст ДНР.

При этом одним органом власти и управления указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения электронных копий заключений о НАКЭ.

В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения электронных копий заключений о НАКЭ, орган власти и управления, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, размещает информацию о новом адресе электронной почты не позднее дня, следующего за днем его изменения, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение семи дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Минюст ДНР.

3.5. Заключения о НАКЭ, поступившие в орган власти и управления, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются органом власти и управления путем внесения соответствующей записи в журнал учета заключений о проведении независимой антикоррупционной экспертизы, который ведется по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

Заключение о НАКЭ носит рекомендательный характер и в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» подлежит обязательному рассмотрению органом власти и управления, в который оно направлено в течение тридцати дней со дня его получения.

В течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения заключения о НАКЭ орган власти и управления обязан направить эксперту мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении о НАКЭ отсутствует информация о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.

Копия указанного мотивированного ответа не позднее чем на следующий день со дня его направления эксперту также направляется органом власти и управления в Минюст ДНР.

3.6. В случае если поступившее заключение о НАКЭ не соответствует установленной форме либо направлено в орган власти и управления, не являющийся издателем (разработчиком) нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), орган власти и управления оставляет его без рассмотрения и в течение пятнадцати дней со дня получения такого заключения возвращает его эксперту с сопроводительным письмом, в котором указываются причины оставления без рассмотрения и возврата заключения о НАКЭ.

Копия указанного сопроводительного письма не позднее чем на следующий день со дня его направления эксперту также направляется органом власти и управления в Минюст ДНР.

Не допускается оставление без рассмотрения и возврат эксперту заключения о НАКЭ по иным причинам, не предусмотренным настоящим пунктом.

3.7. Проекты законов, проекты указов Главы Донецкой Народной Республики, проекты постановлений Правительства Донецкой Народной Республики вносятся органами власти и управления – разработчиками проектов нормативных правовых актов Главе Донецкой Народной Республики и (или) в Правительство Донецкой Народной Республики с приложением к ним заключений о НАКЭ (в случае их поступления) и мотивированных ответов на них (при их наличии).

IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)

4.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится комплексно. При этом учитывается, что большинство указанных в Методике коррупциогенных факторов взаимосвязаны, поскольку один и тот же индикатор корупциогенности может свидетельствовать о наличии в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) различных коррупциогенных факторов.

4.2. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) осуществляются выявление и оценка коррупциогенных факторов, а также указываются предложения (рекомендации) о способах их устранения.

( пункт 4.2 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

4.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в три этапа:

1) первый – общая оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).

На первом этапе определяется принадлежность к актам с потенциально высокой степенью коррупционных рисков, дается общая характеристика нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), оценивается уровень обоснованности и своевременности его принятия, анализируются результаты независимой антикоррупционной экспертизы (в случае ее проведения);

2) второй – антикоррупционная оценка положений нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).

На втором этапе проводится оценка каждого положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) на предмет наличия коррупциогенных факторов, анализ полноты урегулирования общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), и степень внутренней согласованности и доступности для понимания положений нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), а также устанавливаются выявленные коррупциогенные факторы и оценивается их влияние на возможность возникновения предпосылок для совершения коррупционного правонарушения;

3) третий – подготовка заключения, содержащего предложения (рекомендации) о способах устранения коррупциогенных факторов.

( абзац первый подпункта 3 пункта 4.3 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

На третьем этапе подготавливается заключение, в котором отражаются все выявленные коррупциогенные факторы с перечислением структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), в которых они содержатся, со ссылкой на положения пунктов 3 и 4 Методики, а также указываются предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов способами и с учетом рекомендаций, предусмотренных пунктом 4.4 настоящего Порядка.

4.4. Выявленные коррупциогенные факторы могут быть устранены следующими способами:

1) исключением соответствующего текста из нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);

2) уточнением редакции нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);

3) подготовкой новой редакции нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);

4) отменой нормативного правового акта.

4.4.1. В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов могут применяться следующие рекомендации:

1) исключение из нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) дискреционных полномочий или ограничение их объема;

2) уменьшение (исключение) количества решений, которые орган власти и управления имеют право принимать по своему усмотрению;

( подпункт 2 подпункта 4.4.1 пункта 4.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

3) введение отдельных элементов административной процедуры во время реализации дискреционных полномочий, в частности сроков и оснований принятия решений;

4) введение дополнительных запретов на принятие отдельных решений;

5) передача дискреционных полномочий государственному органу высшего уровня или его определение в акте высшей юридической силы;

6) внедрение процедуры согласования применения дискреционных полномочий;

7) снижение уровня и объема требований, обязанностей и запретов, установленных для физических и (или) юридических лиц;

8) уменьшение количества органов власти и управления, их должностных лиц, участвующих в принятии одного решения, которое обеспечивает реализацию прав и (или) сокращение сроков принятия такого решения;

9) сокращение перечня документов (объема информации), которые физические и (или) юридические лица для реализации своих прав обязаны подать органам власти и управления;

( подпункт 9 подпункта 4.4.1 пункта 4.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

10) сокращение перечня критериев, которым должны отвечать физические и (или) юридические лица, претендующие на получение права или блага;

11) делегирование выполнения обязанностей физических и (или) юридических лиц органам власти и управления;

( подпункт 11 подпункта 4.4.1 пункта 4.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

12) устранение языковых ошибок в целях устранения неопределенных правовых или оценочных понятий;

13) подготовка предложений относительно установления положений, необходимых для реализации нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);

14) внедрение административной процедуры;

15) включение в нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта) отдельных элементов административной процедуры;

16) определение исчерпывающего перечня оснований, необходимых для принятия акта, нормативное закрепление обязанности должностных лиц органов власти и управления относительно обоснования решения, которое ими принимается;

17) внедрение конкурсных процедур;

18) определение реальной стоимости переданного по результатам конкурса имущества или имущественных прав;

19) обеспечение надлежащего информирования о проведении конкурса (аукциона);

20) создание равных условий для участников конкурса (аукциона);

21) создание надлежащих условий для обнародования информации обо всех участниках конкурса (аукциона) и его результатах;

22) предотвращение возникновения конфликта интересов членов конкурсной комиссии;

23) введение четких критериев определения победителя конкурса (аукциона);

24) дополнение нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), регулирующих вопросы в сферах с потенциально высокой степенью коррупционных рисков, положениями, которыми устанавливаются ограничения и запреты антикоррупционного характера для должностных лиц органов власти и управления в целях предотвращения коррупционных проявлений;

( подпункт 24 подпункта 4.4.1 пункта 4.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

25) определение дополнительных обязанностей и запретов для должностных лиц органов власти и управления;

( подпункт 25 подпункта 4.4.1 пункта 4.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

26) дополнение нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) положениями, которые дают возможность должностным лицам органов власти и управления определить ответственных за выполнение той или иной функции такого органа или предоставление государственной (административной, муниципальной) услуги;

27) определение в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) положений о видах ответственности должностных лиц органов власти и управления, которые соотносятся с соответствующим актом, устанавливающим юридическую ответственность для таких лиц;

28) исключение определенных ограничений для физических и юридических лиц в части получения информации;

29) подготовка предложений о невозможности принятия нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) в связи с несоответствием предложенной редакции задекларированным целям;

30) упрощение механизма урегулирования вопроса, определенного в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта);

31) устранение юридической коллизии путем исключения противоречивых положений из нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);

32) определение ответственных лиц (органов) и установление сроков разработки и принятия актов, необходимых для реализации нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);

33) указание предостережений относительно возможности возникновения коррупционных рисков и иных последствий в будущем в случае сохранения в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) положений, свидетельствующих о наличии деяний, которые могут допускать или провоцировать совершение коррупционных правонарушений.

4.4.2. В процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) могут быть сформулированы иные предложения (рекомендации) относительно способов устранения коррупциогенных факторов.

( подпункт 4.4.2 пункта 4.4 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

5.1. Антикоррупционный мониторинг законодательства – комплексная систематическая деятельность по сбору, анализу и оценке информации о практике применения нормативных правовых актов, принятых органами власти и управления и зарегистрированных в Минюсте ДНР в целях выявления по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и последующего устранения в них коррупциогенных факторов.

5.2. Объектом антикоррупционного мониторинга законодательства выступают:

1) нормативный правовой акт;

2) совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений.

5.3. Антикоррупционный мониторинг законодательства осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР в отношении нормативных правовых актов, принятых органами власти и управления, в соответствии с методикой, разработанной и утвержденной Минюстом ДНР.

Установление в рамках антикоррупционного мониторинга законодательства факта наличия коррупциогенных факторов в положениях соответствующих нормативных правовых актов осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченными структурными подразделениями Минюста ДНР и составления по ее результатам заключения Минюста ДНР (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку).

5.4. При выявлении в процессе проведения антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, Минюст ДНР уведомляет соответствующий орган власти и управления о необходимости устранения выявленных коррупциогенных факторов в порядке, предусмотренном настоящим разделом.

5.5. В органах власти и управления координацию деятельности структурных подразделений по устранению выявленных в рамках антикоррупционного мониторинга законодательства коррупциогенных факторов осуществляют юридические службы, а в случае их отсутствия – структурные подразделения, определяемые руководителями органов власти и управления.

5.6. Осуществление антикоррупционного мониторинга законодательства включает в себя следующие этапы:

1) сбор, обобщение и анализ информации относительно объекта антикоррупционного мониторинга законодательства;

( подпункт 1 пункта 5.6 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

2) проведение антикоррупционной экспертизы и составление по ее результатам заключения Минюста ДНР;

3) направление в соответствующий орган власти и управления уведомления Минюста ДНР о выявлении в положениях нормативного правового акта коррупциогенных факторов и предложениях (рекомендациях) о способах их устранения с приложением к такому уведомлению заключения Минюста ДНР.

( подпункт 3 пункта 5.6 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

4) анализ и обобщение информации по результатам осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства.

5.7. При проведении антикоррупционного мониторинга законодательства используются:

1) информация, содержащаяся в обзорах практики применения законодательства, подготовленных государственными органами (Генеральной прокуратурой Донецкой Народной Республики, Верховным Судом Донецкой Народной Республики, иными государственными органами);

2) информация, содержащаяся в заключениях о НАКЭ, направляемых в Минюст ДНР экспертами в соответствии с подпунктом 3.3.2 пункта 3.3 настоящего Порядка;

3) результаты анализа и обобщения обращений граждан в государственные органы и рассмотрения актов прокурорского реагирования, судебных решений относительно практики применения нормативных правовых актов;

4) материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, посвященных проблемам законодательства Донецкой Народной Республики, а также материалы, предоставляемые институтами гражданского общества;

5) информация, содержащаяся в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в научных публикациях;

6) результаты социологических исследований по вопросам правоприменения;

7) информация органов власти и управления о выявлении индикаторов коррупциогенности в действующих нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики;

( подпункт 7 пункта 5.7 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

8) информация, содержащаяся в справках Минюста ДНР по результатам осуществления мероприятий контроля соблюдения законодательства в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов;

9) аналитические и иные данные.

5.8. При выявлении в рамках осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте органа власти и управления уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР оформляется и направляется в соответствующий орган власти и управления, издавший нормативный правовой акт, подписанное Министром юстиции уведомление о выявлении в положениях нормативного правового акта коррупциогенных факторов и предложениях (рекомендациях) о способах их устранения (далее – уведомление), подготовленное по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку, к которому прилагается экземпляр заключения Минюста ДНР.

( пункт 5.8 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

5.9. В целях устранения выявленных в рамках осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства коррупциогенных факторов орган власти и управления обязан в течение тридцати дней со дня получения уведомления разработать и представить на государственную регистрацию в Минюст ДНР нормативный правовой акт о внесении изменений либо признании утратившим силу (отмене) соответствующего нормативного правового акта.

В случае если изменение либо признание утратившим силу (отмена) соответствующего нормативного правового акта, по мнению органа власти и управления, приведет к возникновению законодательного пробела, указанный срок, по решению Министра юстиции, принятому на основании обоснованного обращения органа власти и управления, может быть продлен на период до устранения органом власти и управления соответствующего законодательного пробела.

( абзац пункта 5.9 введен Постановлением Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

5.10. В случае если орган власти и управления не согласен с выводами, изложенными в заключении Минюста ДНР, руководитель такого органа в течение десяти дней со дня получения уведомления инициирует рабочее совещание, которое проводится в Минюсте ДНР с участием Министра юстиции и (или) уполномоченных представителей Минюста ДНР.

5.10.1. По результатам проведения рабочего совещания в случае неурегулирования разногласий по оценке указанных в заключении Минюста ДНР коррупциогенных факторов:

5.10.1.1. Орган исполнительной власти, издавший нормативный правовой акт, оформляет протокол, который подписывается Министром юстиции и руководителем такого органа исполнительной власти.

Руководитель органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт, в течение десяти дней со дня проведения совещания направляет в Правительство Донецкой Народной Республики для рассмотрения протокол совещания с приложением нормативного правового акта и изложением своей позиции по вопросу наличия (отсутствия) в нем коррупциогенных факторов.

Указанные материалы рассматриваются в течение одного месяца Председателем Правительства Донецкой Народной Республики или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей) с участием Министра юстиции и руководителя органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт (либо уполномоченных лиц).

По решению Председателя Правительства Донецкой Народной Республики материалы могут быть рассмотрены на заседании Правительства Донецкой Народной Республики.

5.10.1.2. Орган местного самоуправления, организация, издавшие нормативный правовой акт, имеют право обратиться в суд для разрешения соответствующих разногласий в судебном порядке.

5.10.2. В случае принятия (по результатам проведения рабочего совещания, рассмотрения материалов Председателем Правительства Донецкой Народной Республики или судом) решения о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов орган власти и управления, издавший такой акт, в течение пяти рабочих дней, если иные сроки не предусмотрены соответствующим решением суда (для органов местного самоуправления, организаций), разрабатывает и представляет на государственную регистрацию в Минюст ДНР нормативный правовой акт о внесении изменений либо признании утратившим силу (отмене) нормативного правового акта, в отношении которого Минюстом ДНР было направлено уведомление.

5.10.3. В случае принятия (по результатам проведения рабочего совещания, рассмотрения материалов Председателем Правительства Донецкой Народной Республики или судом) решения об отсутствии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов Минюст ДНР в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения отзывает соответствующее уведомление в отношении такого нормативного правового акта.

( пункт 5.10 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

5.11. Минюст ДНР ежегодно анализирует, обобщает информацию о результатах проведения антикоррупционного мониторинга законодательства и отражает ее в годовом отчете о результатах осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства, который оформляется в виде таблицы по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

Годовой отчет о результатах осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства до 15 февраля года, следующего за отчетным, направляется в Правительство Донецкой Народной Республики и размещается на официальном сайте Минюста ДНР в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

( пункт 5.11 в ред. Постановления Правительства ДНР от 15.03.2022 № 23-3 )

1. Настоящая Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Методика) применяется для обеспечения проведения прокуратурой Донецкой Народной Республики, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Настоящей Методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Памятка по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

В первую очередь рекомендуется определить, относится ли предмет правового регулирования акта к вопросам местного значения или переданным полномочиям либо он отнесен к полномочиям органов местного самоуправления федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

При определении компетенции следует иметь ввиду, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут приниматься:

а) непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения;

б) органами местного самоуправления и (или) должностными лицами местного самоуправления — по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с частями 3, 4 и 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Во вторую очередь рекомендуется определить, к компетенции какого именно из органов местного самоуправления (в соответствии со структурой и полномочиями органов местного самоуправления, определенными уставом муниципального образования) относится регулирование правоотношений.

Например, в соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Принятие конкретных решений по вопросам управления и распоряжения им относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация.

В третью очередь необходимо определить пределы правового регулирования органов местного самоуправления в рамках данных правоотношений (как правило, они отражены в преамбуле акта).

Разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти осуществляется в соответствии с законом.

После определения компетенции принявшего акт органа местного самоуправления следует произвести оценку нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в определенной сфере.

Необходимо учитывать, что принятие двух и более актов, регулирующих одни и те же правоотношения, способно привести к возможности применения любого из указанных актов «на выбор», то есть по усмотрению органов (должностных лиц) местного самоуправления, что само по себе порождает возможность проявления коррупционных проявлений.

Пример: правила благоустройства, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, в которые включается глава о правилах проведения земляных работ либо правилах уборки территорий и правила проведения земляных работ (правила уборки территорий) в виде отдельного правового акта местной администрации.

Далее следует переходить к непосредственному анализу коррупциогенности (антикоррупционной экспертизе) нормативного правового акта.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы указываются конкретные нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы, указанные в Методике, и предложены способы их устранения.

Это может быть общий вывод о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, вывод о необходимости отмены нормативного правового акта, об отклонении или доработке проекта нормативного правового акта.

При этом допустимо предлагать конкретные изменения и дополнения, а также антикоррупционные формулировки норм с тем, чтобы разъяснить коррупциогенности анализируемых норм.

Также в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы могут быть даны рекомендации по включению в текст превентивных (предупреждающих) антикоррупционных норм.

Последним этапом антикоррупционной экспертизы является принятие мер по ее результатам.

Составленное по результатам антикоррупционной экспертизы заключение направляется в орган местного самоуправления, принявший нормативный правовой акт либо орган (структурное подразделение, ответственное за разработку проекта муниципального нормативного правового акта).

При этом необходимо помнить, что в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Перечень и примеры типичных коррупциогенных факторов

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:

1) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Дискреционные полномочия – совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, их должностных лиц, предоставляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого решения либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких вариантов решений.

Необходимо сузить до минимума возможность свободного усмотрения должностных лиц органов местного самоуправления, а при установлении права выбора точно определить условия и основания принятия того или иного решения.

Пример: «При необходимости, заявителю необходимо предоставить копию документа воинского учета».

Коррупциогенный фактор: широта дискреционных полномочий. Отсутствуют случаи необходимости представления данного документа.

Рекомендации: необходимо конкретизировать случаи представления данного документа или представлять его в обязательном порядке.

2) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

Необходимо помнить, что в теории административного права компетенция органа местного самоуправления понимается через единство прав и обязанностей, то есть они неразрывно связаны. Разделение прав и обязанностей в формулах «вправе», «может» создает иллюзию того, что в определенных случаях можно использовать полномочие как право (то есть не осуществлять его).

Пример: «…При наличии у местной Администрации сведений, необходимых для принятия решения о выплате, граждане могут быть освобождены по решению главы местной Администрации от обязанности представления всех или части документов, указанных в настоящем пункте Порядка».

Коррупциогенный фактор: применение формулировки «могут быть» является диспозитивным установлением возможности совершения действий должностными лицами учреждений в отношении граждан.

Рекомендации: слова «могут быть освобождены» заменить словом «освобождаются».

3) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Коррупционно опасным является любое изменение объема прав заявителя, процедура реализации которых ставится в зависимость от уполномоченной стороны (установление запретов или ограничений, либо, напротив, исключений и предоставление преимуществ, привилегий).

Пример: «… В случае, если в представленных заявителем документах выявлены недостатки, являющиеся основанием для их возвращения без рассмотрения по существу, но которые можно устранить без возврата этих документов, и заявитель не настаивает на их возврате, местная Администрация устанавливает срок для устранения таких недостатков, не превышающий 30 дней.».

Коррупциогенные факторы: выборочное изменение объёма прав; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами). Данный пункт предоставляет возможность установления исключений из общего порядка. При этом: — не указан закрытый перечень недостатков, которые могут быть устранены без возвращения документов заявителю; — не указан способ уведомления, которым заявитель должен сообщить о том, что он не настаивает на возврате документов. Таким образом, отсутствует чёткая регламентация прав заявителя, имеются дискреционные полномочия должностных лиц.

Рекомендации: привести закрытый (исчерпывающий) перечень недостатков, которые устраняются в определённый срок без возврата документов заявителю. Предусмотреть действия должностных лиц, если в установленный срок недостатки не были устранены заявителем.

4) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

Пример: Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» утверждено Постановлением местной Администрации.

Коррупциогенный фактор: нарушение компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов — статья 8-1 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2000 N 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» устанавливает, что «Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.».

Рекомендации: утвердить Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» решением Муниципального Совета.

5) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

В целях исключения данного коррупциогенного фактора органы местного самоуправления должны разработать административные регламенты в отношении каждой предоставляемой муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Пример: «Основаниями принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: а) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 3 Порядка;

б) представление недостоверных сведений;

в) снятие с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории Санкт-Петербурга».

Коррупциогенный фактор: Однако в документе отсутствуют порядок и сроки проверки достоверности предоставленных сведений.

Рекомендации: установить порядок и сроки проверки достоверности предоставленных сведений.

6) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Снижению коррупциогенности способствует использование специальных процедур, именуемых в гражданском праве «торги» (аукционы и конкурсы).

Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:

1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Условия (требования), необходимые для реализации субъектом своего права либо исполнения обязанности, обременительны настолько, что превышают уровень разумного. Проявляется при реализации разрешительных и регистрационных полномочий.

Как правило, обнаружить данный фактор в формулировке требований к заявителю можно при анализе оснований для отказа в совершении действия, приема документов. Коррупциогенность повышается, если перечень оснований для отказа:

а) открытый, то есть не исчерпывающий;

б) содержит ссылки к основаниям для отказа, установленном в других актах;

в) содержит «размытые», субъективно-оценочные основания отказа (например, представленные заявителем сведения не соответствуют действительности или представлены не в полном объеме).

Пример: «Копия документа, удостоверяющего личность, при подаче заявления гражданином, заверенная нотариально.»

Коррупциогенный фактор: Условия (требования) о предоставлении нотариально заверенных копий документов, необходимые для реализации гражданином своего права слишком обременительны и в данном случае необязательны.

Рекомендации: изложить пункт в следующей редакции: «Копия документа, удостоверяющего личность, при подаче заявления гражданином. Документы, удостоверяющие личность гражданина, предоставляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются гражданину. В случае предоставления гражданином нотариально заверенных копий предоставление оригиналов документов не требуется».

2) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

Анализ возможного способа выбора способа или срока совершения действия субъектом права необходимо проводить во взаимосвязи с последующими указанными действиями правомочиями уполномоченной стороны.

Пример: «Для получения субсидий заявитель представляет в местную Администрацию следующие документы:

а) заявление о предоставлении субсидии;

б) расчет размера субсидий по форме, устанавливаемой местной Администрацией, подписанный заявителем (в 2-х экземплярах) и в сроки, устанавливаемые местной Администрацией по согласованию с заявителем».

Коррупциогенный фактор: Предоставление заявителю права свободного выбора сроков совершения действий, сопровождаемое отсутствием их четкой регламентации после вступления в административное правоотношение, создает возможности дискреционного поведения муниципальных служащих.

Рекомендации: изложить пункт в следующей редакции: «Для получения субсидий заявитель представляет в местную Администрацию следующие документы:

а) заявление о предоставлении субсидии;

б) ежемесячно расчет размера субсидий по форме, устанавливаемой местной Администрацией, подписанный заявителем (в 2-х экземплярах) и в сроки, устанавливаемые местной Администрацией».

3) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Пример: «Основанием для отказа в исполнении муниципальной услуги является:

— отказ органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в абзацах 2 и 3 подпункта «б» пункта 3.3.5 Административного регламента;

— предоставление заведомо недостоверной или искаженной информации в обращении.

Коррупциогенный фактор: Формулировки «заведомо недостоверной или искаженной информации» является формулировкой оценочного характера, с неясным, неопределённым содержанием, допускающими различные трактовки. В связи с чем, правоприменение может стать избирательным и выборочным. Федеральный закон от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит подобных оснований для отказа в рассмотрении обращения. Кроме того, представляется невозможным объективно установить прямой умысел лица на предоставление недостоверной или искажённой информации.

Рекомендации: исключить из пункта слова «предоставление заведомо недостоверной или искаженной информации в обращении.».

Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора — Прокуратура Нижегородской области

Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора

  • 1 апреля 2019, 20:31

В числе мер предупреждения коррупции, предусмотренных действующим законодательством, отдельное место занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой изучение положений как действующих нормативных правовых актов, так и проектов планируемых к принятию нормативных документов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой, где приведен перечень коррупциогенных факторов.

Антикоррупционная экспертиза подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от субъектов, ее проводящих.

В первую очередь антикоррупционная экспертиза проводится самим органом, издавшим нормативный правовой акт (т.н. ведомственная антикорруцпионная экспертиза).

Проведение антикоррупционной экспертизы также возложено на органы прокуратуры и министерство юстиции Российской Федерации.

Кроме того законодательством предусмотрено проведение независимой антикоррупционной экспертизы гражданами и юридическими лицами, аккредитованными в качестве независимых экспертов в министерстве юстиции Российской Федерации.

Выявленные по результатам антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы подлежат исключению посредством внесения необходимых изменений в положения нормативного правового акта или его проекта.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Нижегородской области

Прокуратура Нижегородской области

1 апреля 2019, 20:31

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, как мера предупреждения коррупции

В числе мер предупреждения коррупции, предусмотренных действующим законодательством, отдельное место занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой изучение положений как действующих нормативных правовых актов, так и проектов планируемых к принятию нормативных документов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой, где приведен перечень коррупциогенных факторов.

Антикоррупционная экспертиза подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от субъектов, ее проводящих.

В первую очередь антикоррупционная экспертиза проводится самим органом, издавшим нормативный правовой акт (т.н. ведомственная антикорруцпионная экспертиза).

Проведение антикоррупционной экспертизы также возложено на органы прокуратуры и министерство юстиции Российской Федерации.

Кроме того законодательством предусмотрено проведение независимой антикоррупционной экспертизы гражданами и юридическими лицами, аккредитованными в качестве независимых экспертов в министерстве юстиции Российской Федерации.

Выявленные по результатам антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы подлежат исключению посредством внесения необходимых изменений в положения нормативного правового акта или его проекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *