Как оформить авторские права на персонажа
Перейти к содержимому

Как оформить авторские права на персонажа

  • автор:

Авторское право на персонажа

Патентование персонажа

При слове “персонаж” многие думают, что это что-то основательное, похожее на Чебурашку, Винни Пуха, Микки Мауса или как минимум Машу и Медведя, за которыми стоят сильные бренды (такие, как Disney) или зарегистрированный товарный знак. Но на самом деле, каждый автор может создать персонажа и заработать миллионы долларов, как это получилось у Маргрит ван Бреворт (автора Ждуна).

Ждун — это персонаж. Причем то, что он выполнен в виде скульптуры, не важно, поскольку авторское право охраняет любую форму воплощения. Поэтому нельзя делать фотографии скульптуры или срисовывать с нее картинки и распространять в сети интернет. Собственно, поэтому с автором и договариваются. Ведь у нее не было возможности зарегистрировать в каждой стране свой товарный знак.

А если вы делаете персонажей серийно, то есть вероятность того, что с вами захочет работать Сбербанк. К примеру, летом 2020 года он приобрёл 8,06% акций в российской компании-разработчике виртуальных персонажей Malivar в обмен на 10 млн рублей инвестиций.

А теперь о том, за счет чего это получается у других и может получиться у вас независимо от страны происхождения (многие думают, что авторское право охраняет только американских и европейских граждан).

Персонаж как объект авторского права

Персонаж как объект авторского права

Разберемся, может ли охраняться авторским правом персонаж произведения.
Итак, предположим, что вы нарисовали гусеницу.

Получили ли вы персонажа?
Нет. Даже высокохудожественная и тщательно проработанная гусеница осталась обыкновенной картинкой (тоже охраняемой авторским правом, но вот гусениц можно рисовать любых, а ждунов нет).

Что должно произойти, чтобы получился “персонаж”?
Во-первых, вы ее нарисовали, описали словами, сделали скульптуру (или каким-то еще образом сделали в “объективной форме”). Это значит, что другой человек может ее увидеть так же, как это сделали вы. Уже с этого момента можно регистрироваться в IREG, чтобы защитить права на персонажа.

Во-вторых, персонаж должен быть творческим.
Вопросы, на которые вы при этом отвечаете: “Достаточно ли персонаж узнаваем, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения? Присущ ли герою творческий характер?”
Характер — это определенная модель поведения, которую статичная картинка дать не может.

Предположим, что вы берете ту же гусеницу, и теперь она курит кальян и спрашивает: “Кто ты?” Независимо от того, читали или смотрели вы “Алису в стране чудес” и знаете ли этого героя, вы вспомните этого персонажа, потому что он “харизматичный”.

Творческий характер персонажа предполагается. Доказывать его не нужно. Он может быть оспорен, но это в любом случае судебная процедура. Поэтому достаточно ответить на вопрос: “Что делает картинку/описание харизматичным персонажем?” Ответ: “Это его поведение”. Причем необязательно описывать все возможные ситуации.

Например, как описан кот Матроскин:
“Кот Матроскин — хозяйственный и практичный герой, рационалист, склонен экономить, из всего стремится извлечь пользу. Собственную кличку называет фамилией. Сначала жил в Москве, у некоего профессора, который изучал язык животных. Там Матроскин, в свою очередь, выучил человеческий русский язык и начал разговаривать с людьми”.

Поэтому часто вместе с картинкой персонажа в IREG прикладывают и описание.

Что в персонаже охраняется авторским правом?

Чтобы это понять нужно разобраться в том, как работает авторское право на морковках. Есть слово “морковка”, и каждый представляет свою (обычно оранжевую, но также бывают белые, фиолетовые, розовые и желтые, разной величины, с ботвой и без). Если потом предложить нарисовать морковку, то получится рисунок разной степени детализации и связи с реальностью, а креативные ребята нарисуют руки, ноги и солнцезащитные очки и получат персонажа.

Авторское право не охраняет морковку как класс и не запрещает людям ее рисовать. Авторское право основано на том, что люди всегда должны будут рисовать разные морковки. Поэтому не все полосатые коты — это кот Матроскин.

В отношении авторского права не работает “сходство до степени смешения”, как для товарных знаков. Поэтому нет теста “различительной способности”, которая указывает “процент заимствований”, чтобы разрешить или запретить этот “процент”. И нет фокус-группы, которая сравнивает полосатых котов и определяет, кто из них Матроскин. Поэтому защитить персонажа товарным знаком — правильная и разумная идея (как раз чтобы работало сходство до степени смешения).

Нельзя взять, немного изменить цвет и размер и получить другого персонажа. Автороведческая экспертиза способна увидеть разницу и сказать, что персонаж производный, а следовательно, авторские права нарушены.

Охрана персонажей в России и за рубежом. В чем разница?

Авторское право международно. Это означает, что оно работает одинаково независимо от того, в какой стране автор, нарушение и нарушитель. Другое дело, что доказательства тоже должны соответствовать международным стандартам, быть доступны на английском языке (в целом коммуникация скорее всего будет на английском).

В соответствии с параграфом 1 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений произведения охраняются во всех странах, независимо от страны, в которой они были созданы. В соответствии с пунктом 2 Бернской конвенции правовая охрана предоставляется объектам, представленным в объективной форме. Объективная форма подтверждается свидетельством о депонировании, выданным в соответствии со статьей 4.5 Бернской конвенции и ст. 12 Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, а именно: фиксация формы, электронная подпись, установка справочного времени.

Образ человека в видеоиграх

Санкция в размере 10 млн долларов и запрет на показ игры в сторах или блокирование сайта в случае с сетевой игрой – такие последствия могут ожидать разработчиков в сфере GamDev, неправомерно использующих образ человека в видеоиграх

Образ человека в видеоиграх

10 млн за узнаваемую внешность персонажа игры?

Видеоигры быстро приобрели огромную популярность по всему миру, став символом цифровой эпохи у молодого поколения. Но развитие индустрии GamDev породило проблему неправомерного использования образа человека в игровой вселенной.

Недавно известный футболист Златан Ибрагимович выразил недовольство по поводу использования его внешности компанией Electronic Arts в FIFA. Многие футболисты поддержали Златана 1 .

Житель Минеаполиса (США) Эрик Льюис обнаружил в игре «The Sims 4» персонажа, который был внешне схож с ним и даже имел аналогичное имя. Но Эрик не стал направлять претензии создателям его гейм-двойника 2 .

Некоторое время назад в Сети появилась информация, что внешность Селены Гомез была использована в мобильной игре «Clothes Forever – Styling Game» для дизайна одного из персонажей. Только вот разработчики игры голливудскую знаменитость о заимствовании ее внешности не предупредили. Узнав об игре, Селена подала 10-миллионный иск против игровой компании. В основе иска лежало утверждение о необходимости брать согласие у «правообладателя» образа на его использование в коммерческих целях и для извлечения прибыли. Размер требования – 10 млн долларов – был определен исходя из размера прибыли, которую выручила компания за время неправомерного использования образа селебрити.

Чтобы избежать подобных проблем, разработчикам игр нужно понимать, что значит «образ человека» и в каких случаях его использование будет считаться правомерным.

Что такое образ человека?

В настоящий момент отсутствует законодательное определение понятия «образ человека». Гражданское законодательство РФ оперирует термином «изображение человека». Опустим научный диспут о дифференциации этих терминов и сконцентрируемся на том, что для нас важнее: под образом человека можно понимать целостное восприятие окружающими совокупности индивидуализирующих лицо черт. Причем нельзя сузить данное понятие лишь перечислением признаков внешности. Образ человека – это совокупность как внешних отличий, так и личностных (манера говорить, использование определенных фраз, стиль одежды), помогающих идентифицировать человека 3 .

Какие права человека может нарушить создатель персонажа?

Российское законодательство не знает права на образ человека (как, например, законодательство США), но дает инструменты защиты образа 4 . Может показаться, что, раз речь о видеоиграх, искать эти инструменты надо в нормах, посвященных интеллектуальной собственности, но все не так просто. В Гражданском кодексе РФ есть ст. 152.1 «Охрана изображения гражданина». То есть можно говорить о праве на изображение.

Что такое «изображение гражданина» – ст. 152.1 ГК РФ не объясняет, но дает примеры: фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства. Формулировка закона не позволяет сделать вывод о закрытом перечне примеров, поэтому изображение гражданина в видеоиграх также можно сюда отнести.

В ст. 152.1 ГК РФ закреплено, что обнародование и использование изображения гражданина возможно только с его согласия, в случае его смерти – с согласия детей, пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Обнародование означает действия, которые впервые делают изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа или любым другим способом, включая размещение его в Интернете. Причем обнародование и, как следствие, общедоступность изображения не дают право иным лицам на свободное использование его без согласия (хотя есть исключения, о которых будет сказано ниже) 5 .

Мнение о природе согласия на обнародование и использование изображения гражданина высказал Верховный Суд РФ: согласие представляет собой сделку по смыслу ст. 153 ГК РФ. Это влечет правовые последствия – к примеру, форма такого согласия определяется общими правилами Гражданского кодекса о форме сделки. Отсюда следует вывод, что согласие на обнародование и использование изображения можно дать в письменной, устной форме или путем совершения конклюдентных действий, например позирования (ст. 158 ГК РФ), если иное не установлено законом (так, использование изображения гражданина в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения возможно лишь с письменного согласия гражданина в соответствии с п. 9 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В согласие можно включить условия, которые определят порядок и пределы обнародования и использования изображения гражданина. Это могут быть условия о сроке, на который дается согласие, и способе использования изображения. Так, можно попросить, чтобы персонаж, который создан на основе изображения, был по сюжету видеоигры добрым.

Человек, дающий согласие, может его отозвать в любое время. Однако ст. 15 ГК РФ обязывает возместить убытки по требованию лица, которому было дано право использовать изображение.

Есть также важный процессуальный момент. Учитывая положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, при обращении в суд факт обнародования и использования изображения подлежит доказыванию гражданином, изображение которого используется. А факт правомерности обнародования и использования изображения подлежит доказыванию лицом, которое эти действия осуществило.

Можно ли использовать изображение человека без его согласия?

Согласие – необходимое условие для использования изображения гражданина. Но оно не всегда обязательно. Случаи, когда согласие не требуется, перечислены в ст. 152.1 ГК РФ.

1. Случай первый: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Что такое публичный интерес? Верховный Суд привел несколько примеров. О публичном интересе можно говорить, когда гражданин – публичная фигура (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или иной области), а обнародование и использование изображения осуществляются в связи с политической или общественной дискуссией, либо интерес к данному лицу является общественно значимым.

Однако если при указанных выше условиях единственной целью обнародования и использования изображения человека является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни или извлечение прибыли, то согласие необходимо. Это разработчикам игр следует иметь в виду.

2. Случай второй: изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Например, на трибуне стадиона сидит человек. Если вы фотографируете матч и в кадр попадает этот человек, то его изображение использовать можно, так как он не основной объект съемки. Но если сделать фотографию, переместив акцент с игры на человека, то его согласие будет необходимым условием для использования изображения.

3. Случай третий: гражданин позировал за плату.

Верховный Суд обратил внимание, что согласие на обнародование и использование изображения не требуется в случае смерти гражданина и отсутствия перечисленных в законе лиц – его супруга, детей и родителей.

Как не нарушить авторские права?

Спор, предметом которого является неправомерное использование изображения гражданина, может быть связан и с нормами части IV Гражданского кодекса РФ. Речь пойдет об интеллектуальной собственности.

Допустим, разработчик создал в игре персонажа, похожего на человека, которого он увидел на одной из работ на фотовыставке. Казалось бы, должен работать механизм ст. 152.1 ГК РФ. Но тут есть нюанс, который заключается в источнике вдохновения разработчика. В описанных выше случаях он срисовывал персонажа с человека, а тут это происходит опосредованно, через фотографию. Фотограф и модель, положим, договорились и сделали все в рамках ст. 152.1 ГК РФ. На выходе получилось фотографическое произведение, которое является объектом авторских прав. Значит, наш разработчик должен был получить разрешение на использование этого объекта у правообладателя (вероятно, это будет фотограф).

Таким образом, при использовании изображения человека возможны нарушения как по ст. 152.1 ГК РФ, так и по нормам части IV Гражданского кодекса. Разграничить эти ситуации можно, ответив на вопрос: есть ли в данном случае объект авторских прав?

Как разработчику игры правомерно использовать образ человека?

Чтобы не нарушить требования ст. 152.1 ГК РФ, следует принять следующие меры.

  • Получите согласие на использование изображения у человека, а в случае его смерти – у супруга, детей или родителей.
  • Получите изображение таким образом, чтобы согласие не требовалось: при съемке в месте, открытом для свободного посещения, или на публичном мероприятии; при позировании человека за плату.
  • В случае смерти человека и отсутствия у него супруга, детей и родителей согласие для обнародования и использования его изображения не требуется. Это актуально для изображений исторических личностей. Но следует помнить, что в данном случае возможно нарушение авторского права, если вы срисовали персонажа с картины или фотографии.

Чтобы не нарушить нормы части IV Гражданского кодекса, следует придерживаться одной из моделей поведения:

  • используйте образ с разрешения правообладателя;
  • используйте персонажа, который находится в свободном обороте. Да, и такое бывает, ведь существует «открытый код»;
  • используйте несуществующие образы. Создание такого персонажа избавит вас от юридических сложностей, связанных с претензиями реальных людей. Только после создания персонажа не забудьте позаботиться о его правовой охране, закрепив за собой права на него.

1 Степорук Н. Триста футболистов хотят отсудить у ЕА миллиарды долларов за использование своей внешности в FIFA: [Электронный ресурс] // 3DNews – Daily Digital Digest. URL: https://3dnews.ru/1026473/trista-futbolistov-hotyat-otsudit-u-ea-milliardi-dollarov-za-ispolzovanie-svoey-vneshnosti-v-fifa.

2 Семенов А. Главные юридические конфликты в игровой индустрии (отчет за май – декабрь 2020 г.): [Электронный ресурс] // WN Media Group. URL: https://app2top.ru/pravo/glavny-e-yuridicheskie-konflikty-v-igrovoj-industrii-otchet-za-maj-dekabr-2020-179213.html.

3 Гринь Е.С. Виртуальный образ как объект правовой охраны // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-obraz-kak-obekt-pravovoy-ohrany.

4 Куприянов А. Образ знаменитости в игре – что такое «право на образ»: [Электронный ресурс] // DTF. URL: https://dtf.ru/gamedev/618386-obraz-znamenitosti-v-igre-chto-takoe-pravo-na-obraz.

5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Как разработчику защитить права на компьютерную игру?

Компьютерные игры популярны, индустрия уверенно развивается. Разработчики не хотят терять то, что создано с огромными усилиями и приносит доход. Компании разрабатывают инновации, чтобы стимулировать пользователей к использованию IT-продукта. Нередко компьютерные игры крадут, копируют или просто используют без разрешения правообладателя. Права на разработку необходимо защищать. Пока единого закона для защиты компьютерных игр нет, но в целом существующие нормы позволяют регулировать отношения в этой сфере.

Как защитить права на компьютерную игру, расскажем в статье.

Из чего состоит компьютерная игра и кому она принадлежит?

Традиционно компьютерные игры приравниваются к программам для ЭВМ либо воспринимаются, как составные произведения. Второй подход, на наш взгляд, логичнее. Потому что в состав игры входит код программы, музыкальное оформление, графические элементы, сценарии, персонажи и другие компоненты.

Каждый объект нужно защищать от копирования и незаконного использования. Такой подход существует в зарубежных правовых системах. Это сложно и затратно, но иначе есть риск потерять права на часть игры.

Каждый объект изначально принадлежит автору – тому, кто его создал. В создании игры обычно участвуют геймдизайнеры, программисты, звукорежиссеры, копирайтеры и другие специалисты. Они должны передать права на использование объектов одному лицу – тому, кто организовал процесс.

Авторами не являются люди, которые вложили в проект финансы или выполнили какие-либо организационные действия. Для того чтобы быть автором нужно внести творческий вклад.

Если вы привлекли к созданию игры одного или нескольких специалистов, с каждым из них нужно заключить договор отчуждения или лицензионное соглашение, в котором указано, что права на объект в полном объеме переходят к вам.

Ситуация схожа с созданием кинофильма. Там тоже авторы передают права одному лицу – продюсеру. Способ передачи прав на уже готовый объект – заключение лицензионного соглашения или договора об отчуждении. Авторы не теряют свой статус. За ними сохраняются личные неимущественные права, например, право на имя, право авторства.

Если объект еще не создан, то заключают договор авторского заказа с передачей исключительных прав выбранному лицу. А со штатными сотрудниками работа строится на основе трудового договора.

Если объект создается в процессе исполнения трудовых обязанностей, по закону права принадлежат работодателю. Только нужно соблюдать ряд правил:

указать в трудовом договоре и должностной инструкции, что создание объекта входит в обязанности специалиста;

оформить четкое и подробное техническое задание и выплатить автору вознаграждение за его исполнение;

передать объект и подписать акт-приема передачи.

При заказе услуги у стороннего специалиста в договоре также нужно прописать, какой результат вы намерены получить. Важно, правильно зафиксировать договоренности, чтобы в будущем между автором и правообладателем не возникло споров.

Помимо этого, отдельные части компьютерной игры можно отнести к объектам патентования и средствам индивидуализации. Дизайн можно зарегистрировать как промышленный образец, а персонажа – в качестве товарного знака. Принадлежат эти объекты лицам, указанным в качестве правообладателей. Лучше если это будет один человек или компания.

Если разработчиков несколько, можно передать в рамках соглашений исключительные права на игру одному лицу или открыть юридическое лицо, которое станет правообладателем.

Защита авторских прав

Авторским правом автоматически защищена вся графика, название, шрифты, видео, логотип, музыка, тексты. То есть с момента создания объекта вы или наемный специалист – автор. У автора есть две категории прав: личные неимущественные и имущественные.

Личные неимущественные права не передаются. Если шрифт для вашей игры создал дизайнер, он навсегда останется его автором. А вот имущественные права он может вам передать по договору. Тогда вы сможете использовать шрифт в своих целях.

Доказать авторство можно при наличии исходников, договоров со специалистами и официальных документов, выданных Роспатентом. Из этого следует, что документы на игру получить желательно.

Регистрация товарного знака

В качестве товарного знака регистрируют имена и изображения персонажей, название игры, уникальные графические элементы. В этом случае никто не сможет законно использовать аналогичные или схожие объекты. Наличие свидетельства о регистрации товарного знака – обязательное условие для размещения программы в некоторых магазинах приложений.

Например, названия игр и логотипы GTA, The Sims, S.T.A.L.K.E.R. зарегистрированы в Роспатенте.

Для регистрации товарного знака нужно убедиться, что обозначение уникально: тождественных и схожих знаков в реестре нет. Дополнительно сопоставить с требованиями законодательства и убедиться в охраноспособности. Основания для отказа в регистрации есть в ст. 1483 ГК РФ. Преимущество регистрации товарного знака для защиты компьютерной игры – возможность наносить обозначение на атрибутику для геймеров.

Товарный знак регистрируется в течение 3-18 месяцев. Действует свидетельство 10 лет, потом нужно охрану продлить.

Персонажа можно зарегистрировать в качестве товарного знака, но в то же время при наличии уникальных характеристик он охраняется как объект авторского права. Это подтвердило Постановление Пленума ВС от 23.04.2019 года №10.

На исполнение возникают смежные права, если в игре использованы голоса и образы актеров.

Регистрация исходного кода

Регистрация кода в качестве программы ЭВМ помогает защитить его от плагиата. Программа ЭВМ – это код, самая уязвимая часть игры. Доказать, что код у вас украли почти невозможно без документов. Нарушитель может сказать в суде, что сам написал аналогичный код. И на практике такое совпадение действительно реально. Свидетельство о регистрации программы ЭВМ не подтверждает, что регистрируемый код уникален.

Исходный код могут переписать другим языком программирования, тогда доказать нарушение не получится. Процедура регистрации кода не защищает от использования другими лицами функционала и других частей компьютерной игры.

Свидетельство на программу ЭВМ поможет доказать, что вы раньше создали код, если у оппонента не найдется опровержений. В судебных спорах это весомое доказательство. Еще регистрация кода позволит передавать права на него по лицензионному договору и получать дополнительную прибыль.

В реестре программ ЭВМ зарегистрировано много игр, например «Медиэвалаж», «Эпоха», «Новая эра», «ЗОДИАК». Обратите внимание, что в заявках указаны авторы и правообладатели. У компьютерной игры «ЗОДИАК» два автора, но правообладатель один – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Регистрация кода длится в течение 1-2 месяцев. При этом защищает именно код в качестве литературного произведения, а не суть программы. Защита действует на весь мир.

Получение патента

Получить патент на изобретение можно для неочевидных способов взаимодействия игроков между собой, например правообладатель игры World of Tanks сделал именно так.

Помимо способа, можно зарегистрировать аппаратно-программный комплекс. В данном случае под защиту попадает не только алгоритм работы, но и само устройство.

Не каждый алгоритм или АПК можно зарегистрировать в Роспатенте. Есть три обязательных условия, которым должен соответствовать объект:

Из всех вариантов защиты программы патент на изобретение – самый затратный. Зато он действует 20 лет. Сама процедура патентования длится больше 1 года.

АПК можно запатентовать в качестве полезной модели. Это дешевле и быстрее, но защита действует только 10 лет. Аппаратно-программный комплекс должен отвечать следующим критериям:

Для защиты интерфейса и его элементов можно получить патент на промышленный образец. В этом случае защищается только внешнее решение. Так правообладатель игры World of tanks зарегистрировал в качестве промышленного образца танк. Можно запатентовать даже одну единственную кнопку, если ее внешний вид имеет ключевое значение, или наоборот всю программу. Известны случаи патентования внешнего вида персонажей.

К промообразцам тоже есть требования. Объект должен отвечать критериям:

Патент на промышленный образец действует 5 лет, потом его можно снова продлить на тот же срок.

Если вы получили патент, значит, ваша разработка уникальна. Патент – подтверждение этого факта.

Все ли процедуры необходимы?

Защитить компьютерную игру полностью, значит:

зарегистрировать код в качестве программы ЭВМ;

запатентовать дизайн интерфейса как промышленный образец;

зарегистрировать иконку как товарный знак;

запатентовать важные алгоритмы и аппаратно-программные комплексы как изобретения.

Регистрировать все объекты – дорого и не всегда оправданно. Лучше проанализировать, какая часть игры имеет ключевое значение. Ее стоит защитить в первую очередь.

Отметим, что всегда важно заключать договоры с авторами и получать исключительные права.

Судебная практика пока недостаточно развита в отношении компьютерных игр, но мы замечаем ежегодный прирост количества споров. Не стоит пренебрегать возможностями для защиты программы.

Что нельзя использовать при создании игры?

Использовать в своей игре чужие объекты интеллектуальной собственности нельзя. Автор может в любой момент предъявить права на объект и взыскать компенсацию. В идеале создавать все объекты самостоятельно или с привлечением специалистов по договору.

Иногда в играх используются образы известных медийных личностей. Нельзя делать это без разрешения человека. Иначе вы нарушите право на изображение, которое есть у каждого из нас.

Ответственность за нарушение прав разработчика

Разработчик имеет право запретить использовать игру или ее часть без разрешения, требовать от нарушителей компенсацию или возмещение убытков, если он сможет их доказать. Для получения компенсации достаточно доказать только факт нарушения и принадлежность исключительных прав.

Вариант компенсации выбирает правообладатель.

Есть три варианта:

от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;

в двойном размере стоимости контрафакта;

в двойном размере стоимости права использования игры.

Окончательный размер компенсации устанавливает суд, исходя из обстоятельств дела. Второй и третий вариант выплат лучше выбирать, когда точно известно количество нелицензионных копий.

Споры с привлечением к гражданско-правовой ответственности самые частотные. За незаконное распространение нарушителя могут привлечь к административной и уголовной ответственности. Первый вариант встречается чаще, нарушитель платит штраф до 40 000 рублей и у него изымают контрафакт и средства для его производства.

Если вашу игру незаконно разместили на таких площадках как App Store и Google Play, можно подать жалобу там же. После чего подать в суд, если ситуация не разрешилась в досудебном порядке.

Отметим, что в игровых стримах, которые сейчас популярны, по закону нельзя использовать трансляцию игры без разрешения правообладателя. Однако некоторые разработчики лояльно относятся к стримам, потому что это повышает популярность игры. В этой ситуации все зависит от вашего отношения к явлению. Но разработчик всегда имеет право предъявить претензию.

Если gamedev-проект не позаботиться о защите компьютерной игры до ее выпуска в свет, можно увидеть, как части разработки безнаказанно внедряют в свои продукты конкуренты. Обидно, когда уникальный сюжет практически без изменений попадает в чужую игру. Разработчик теряет прибыль.

Мы рассказали о существующих возможностях для охраны игр. На практике требуется оценка объекта, чтобы определить, как оптимально построить защиту. Опираясь на данные статьи, вы можете самостоятельно понять, какие части игры требуют охраны в первую очередь.

Мы уже писали в других статьях подробно о том, как зарегистрировать товарный знак и программу ЭВМ, получить патенты. Заходите к нам в блог и читайте интересующие материалы.

В некоторых случаях компьютерную игру не получается защитить даже при условии, что у вас есть документы на какую-то ее часть. Это случается редко, но исключать такую возможность нельзя. Относитесь к своей интеллектуальной собственности серьезно.

Инструкция: как выпустить и продать товар с героями известных мультфильмов и не получить судебный иск Статьи редакции

Максимальный размер штрафа за незаконное использование товарного знака составляет 5 млн рублей.

Российские правообладатели и юристы рассказали, как получить лицензию на производство детских товаров и игрушек под известным брендом, сколько это стоит и что грозит предпринимателям, которые выпускают контрафакт.

В первую очередь стоит выбрать персонажа и узнать, кому принадлежат на него права. А затем — связаться с правообладателем и задать ему несколько вопросов.

У каждого мультсериала, киновселенной или серии игр существует свой жизненный цикл.

Некоторые персонажи популярны в течение ограниченного времени — например, пока длится прокат фильма с их участием («Суперсемейка» или «Головоломка»). В этом случае правообладатели рекомендуют выпускать брендированные товары ограниченной серией.

Другие персонажи остаются популярными независимо от новых фильмов, мультфильмов и мультсериалов. Например, — «Микки Маус», «Тачки», «Звёздные войны» и так далее. Такой вариант подойдёт производителям, которые планируют выпускать одну и ту же продукцию в течение длительного времени.

Также можно выбрать проекты, чья популярность только растёт — например, «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» и так далее.

Затем стоит поинтересоваться у правообладателей о планах по развитию бренда. Например, планирует ли создатель анимационного сериала выпускать полнометражный фильм, комиксы, книги, проводить маркетинговые и PR-кампании.

Директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова («Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль» и другие) советует работать с теми правообладателями, которые гарантируют выход новых сезонов и ротацию на телевидении.

Также стоит изучить портрет аудитории бренда и её возраст: чем старше потребитель, тем менее его интересуют товары с популярными персонажами.

Ещё один важный аспект — география проекта. Не факт, что проект с высокими рейтингами в Москве будет таким же успешным в Краснодаре или Новосибирске, и наоборот.

Необходимо узнать, с какими производителями и на какие товарные категории правообладатель планирует заключать сделки в будущем. Бывали случаи, когда владелец бренда продавал лицензии двум конкурирующим компаниям, и их товары оказывались на одной полке.

«Тогда лицензия теряла смысл, и в итоге проигрывали все – и оба лицензиата, и правообладатель, который терял доверие и живые деньги из-за снижения продаж обеих компаний», — вспоминает Валентина Курсанова.

Во время переговоров лицензиар запросит информацию о производителе и продукте, для которого покупается лицензия. Стоит подготовить:

  • Учредительные документы компании.
  • Список сетей, с которыми работает производитель.
  • Список регионов, в которых продаётся его продукция.
  • Данные о продукте, для которого запрашивается покупка лицензии.

Кроме того, правообладатель может запросить дополнительные документы — например, если производитель планирует выпускать продукты питания.

Мы просим предоставить состав продукции. Мы работаем с детской аудиторией, поэтому это один из приоритетных факторов.

Например, мы не разрешаем использовать красители и консерванты, запрещённые на территории Европы, но разрешённые в РФ.

Директор лицензионного департамента «Мармелад Медиа» (представляет бренды «Смешарики», «Фиксики» и другие) Юлия Голова добавляет, что они также обращают внимание на сайт компании-производителя — чтобы он соответствовал целевой аудитории бренда.

Кроме того, правообладатель может запросить план продвижения товара для b2b- и b2с-аудитории или образцы похожих товаров.

Например, одна компания-производитель игрушек переделывала медведя из мультфильма «Маша и Медведь» для студии «Анимаккорд» четыре раза, но так и не смогла получить лицензию — студию не удовлетворило качество игрушки.

Юлия Голова объясняет это тем, что не все товары могут концептуально подойти тому или иному бренду. Правообладателю важно, чтобы продукт был качественным, а его наполнение адаптировано под бренд и визуально отражало его ценности.

Если обе стороны пришли к соглашению, то они утверждают:

  • Линейку продукции (перечень товарных позиций).
  • Объём производства и географию распространения товара.
  • Розничную стоимость.
  • Размер роялти и сумму минимальный гарантии.

Стоимость лицензии складывается из роялти и суммы минимальной гарантии.

Роялти — это процент от оптовой отпускной цены без НДС за использование интеллектуальной собственности правообладателя. Размер роялти зависит от товарной категории, стоимости продукции и широты продуктовой линейки.

«Также размер роялти меняется в зависимости от географии, — рассказывает Людмила Цой. — В России в среднем более 40% доходов домохозяйств тратится на продукты питания. Поэтому в нашей стране одни из самых низких процентных ставок по роялти для продуктов питания».

В каждой товарной категории свой роялти, и эти величины зафиксированы участниками международного лицензионного рынка.

Роялти нужно выплачивать только после того , как фактические объёмы продаж начинают превышать объём, заявленный производителем до подписания договора.

До этого момента оплачивается только сумма минимальной гарантии — это средства, которые производитель выплатит лицензиату, даже если не произведёт и не продаст ни одной единицы товара.

Минимальная гарантия зависит от объёма продукции, оптовой цены и ставки роялти.

Например, производитель хочет приобрести лицензию для выпуска плюшевой игрушки и игрушки-антистресс по мотивам персонажей полнометражного фильма.

Он планирует за год выпустить по 5 тысяч единиц продукции и продавать оптом по 1000 и 550 рублей соответственно. Таким образом, его годовой оборот составит 7,75 млн рублей: (5000 * 1000) + (5000 * 550) = 7 750 000.

Размер роялти в категории «игрушки» составляет 12%, таким образом производитель сразу заплатит правообладателю 930 тысяч рублей в качестве минимальной гарантии.

«Важно, чтобы в расчётах принимал участие сотрудник, который имеет чёткое представление о возможных объёмах продаж, — поясняет Людмила Цой из «Кинокомпании СТВ». — На территории нашей страны очень низкая степень прозрачности бизнеса. Правообладатель старается указать в договоре объёмы, приближенные к реальным, а не стартовые партии, как это практикуется, например, в Европе».

Сумма минимальной гарантии можно разбить на аванс, который вносится после подписания договора, и несколько выплат. Чаще всего выплаты начинаются после старта продаж.

По словам Людмилы Цой, минимальная гарантия и отчисления роялти — не единственные затраты, которые ожидают производителя.

Ему стоит учитывать затраты на распространение товаров в торговых сетях (ретро-бонусы, проведение акций), участие в выставках, промо в местах продаж, работу с конечной аудиторией.

Кроме договора, производители получают свод правил, в которых прописаны стандарты использования персонажей: цветовая палитра, рекомендации по шрифтам и так далее, рассказывает директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова.

Некоторые правообладатели устанавливают дополнительные требования. Так, Disney разрешает производить товары только на фабриках, которые прошли сертификацию.

Кроме того, студия не разрешает каким-либо образом обыгрывать бренд или создавать своё видение героя. Каждое изменение необходимо согласовывать с правообладателем. Чтобы облегчить задачу, студия предоставляет производителям готовые изображения героев и шрифтов.

По словам управляющего партнёра компании «Башук Чичканов, юридическая фирма» Алексея Башука, почти все известные персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Кроме того, персонаж может быть признан самостоятельным результатом творческого труда, а значит, авторское право будет защищать его отдельно от произведения.

Например, если производитель без разрешения выпустил постельное бельё с Человеком пауком, то он нарушает право на товарный знак и авторское право.

По статье 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака правообладатель может потребовать компенсировать:

  • От 10 тысяч до 5 млн рублей.
  • Или двойной размер стоимости товаров, на которых незаконно размещён товарный знак.
  • Или двойной размер стоимости права на использование товарного знака.

Все пять миллионов, например, за кружку с «Машей и Медведем», конечно, никто не взыщет. Суд оценивает, какой ущерб был нанесен истцу, и по своему усмотрению устанавливает компенсацию.

Обычно сумма компенсации составляет около 20–30 тысяч рублей за одного персонажа.

По статье 1301 ГК РФ за нарушение авторского права выплачивается такая же компенсация, как и за товарный знак.

Иногда правообладатели требуют одновременно взыскать компенсацию и за нарушение авторского права, и за незаконное использование товарного знака.

Но на этом дело не заканчивается — правообладатель может обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и полицию, продолжает Алексей Башук: раз предприниматель использует бренд без разрешения, значит он ведёт недобросовестную конкуренцию, нарушает закон о рекламе и вводит потребителей в заблуждение.

За недобросовестную конкуренцию суд по заявлению ФАС оштрафует юридическое лицо минимум на 100 тысяч рублей по статье 14.33 КоАП РФ.

По иску Роспотребнадзора компанию-нарушителя оштрафуют ещё раз — на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, а директора компании — от 10 до 50 тысяч рублей по статье 14.10 КоАП РФ.

Если окажется, что нарушение совершалось неоднократно или причинило крупный ущерб, то оно будет рассматриваться по уголовному кодексу (пункт 1 статьи 180 УК РФ). За это грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 тысяч рублей.

Теоретически педприниматель может избежать ответственности, если докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы (третий пункт статьи 1250 ГК РФ). Однако по словам Алексея Башука, на практике это ещё никому не удавалось.

Доход от продажи лицензий составляет существенную долю выручки мультипликационных компаний. Это позволяет студиям развивать существующие проекты и запускать новые.

Например, в портфеле лицензиатов «Мармелад Медиа» более 120 компаний, которые производят 8000 наименований продукции в 40 товарных категориях.

«В среднем количество новых лицензиатов составляет 20 клиентов в год. Доля дохода компании от лицензирования достигает 54%», — сообщает директор лицензионного департамента агентства «Мармелад Медиа» Юлия Голова.

Поэтому правообладатели регулярно подают в суд на производителей контрафакта. Так, в 2017 году обладатель прав на товарный знак «Свинка Пеппа» британская компания Entertainment One UK подала в суд более 200 исков за продажу нелицензионных игрушек с изображением персонажа.

«СТС Медиа» с 2018 по 2019 год планировала подать в суд больше сотни заявлений, связанных с незаконным использованием товарного знака «Три кота».

За продажу нелицензионных товаров наказывают как производителя, так и продавца — даже если продавец не знал, что товар контрафактный (статьи 1515, 1250 и 14.10 КоАП РФ). Поэтому стоит заранее узнать, есть ли у производителя лицензия.

По словам Алексея Башука, самый надёжный способ убедиться в этом — спросить напрямую у правообладателя.

Для начала он советует проверить сайт правообладателя, где могут быть указаны партнёры-производители и продавцы лицензионной продукции.

Если таких данных на сайте нет, то стоит попросить у поставщика копию лицензионного договора, а затем уточнить у правообладателя — подлинный ли он.

Кроме того, подтвердить подлинность товара могут таможенные сертификаты и сертификаты соответствия. Но одним только сертификатам доверять не стоит, предупреждает Башук.

В Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) товарные знаки не попадают сами собой. Внесение знака в ТРОИС — это сложная процедура, которой пользуются не все правообладатели.

Может возникнуть ситуация, когда таможня впустила товар в страну, выдала сертификаты, а потом оказалось, что товар произведён с нарушением прав на чужой знак. В таком случае отвечать за нарушение будет российский ритейлер, и сертификаты не помогут избежать ответственности.

Алексей Башук советует добавить в договор с поставщиком условие о том, что в случае суда с правообладателем тот обязуется принять участие в процессе. Более того — предоставить все документы, подтверждающие, что товар — лицензионный.

Также в договор стоит добавить условие, что поставщик компенсирует ритейлеру весь ущерб, если правообладатель или госорганы взыщут с того компенсацию за контрафакт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *