Выездная налоговая проверка за какой период могут проверять
Перейти к содержимому

Выездная налоговая проверка за какой период могут проверять

  • автор:

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка в 2022 — 2023 годах: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2022 — 2023 годах, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;

Есть несколько ситуаций — исключений, когда НК разрешает повторные проверки. Все они описаны здесь. Отметим новую, появившуюся с 01.07.2021, — это подача уточненки по НДС или акцизам с увеличением суммы налога к возмещению (п. 10 ст. 89 НК РФ в ред. закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

По каким критериям ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и изучаайте авторитетные материалы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно.

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Как заканчиватся выездная проверка

В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.

Если у проверяемого есть возражения, в течение месяца он вправе их направить на рассмотрение в ФНС. Бланк возражений см. здесь. Если возражения не поступили, налоговики приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.

Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Порядок проведения налоговых проверок

Если налоговая подозревает, что бизнесмен уклоняется от уплаты налогов, она может организовать выездную проверку (ВНП). ВНП проводится в офисе компании или предпринимателя. В статье расскажем, кто может попасть под выездную проверку и как к ней подготовиться.

Документы на офисном столе

Основания для проведения выездной проверки

ВНП — ревизия, в рамках которой инспекция проверяет, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены. Мероприятие проводится на основании решения руководителя соответствующей инспекции или его заместителя.

Выездной контроль проводится, когда налогоплательщик своими действиями вызвал интерес инспекторов и попал в план проверок. При этом нельзя узнать заранее, включена ли компания в план. Условия, на основании которых налоговый орган отбирает кандидатов на ВНП, указаны в приказе ФНС России № ММ-3-06/333 от 30.05.2007. По нему можно самостоятельно оценить риски проведения выездного контроля.

В списке всего 12 критериев:

  1. Низкая налоговая нагрузка — налоги юрлица или предпринимателя ниже средних по отрасли.
  2. По данным декларации бизнес два года или больше несёт убытки — налоговая расценивает это как попытку уйти от налогообложения.
  3. Доля вычета по НДС превышает 89% от суммы исчисленного за 12 месяцев налога.
  4. Расходы бизнеса растут быстрее доходов.
  5. Заработная плата работников ниже отраслевого показателя в регионе.
  6. Плательщики на ПСН, УСН, АУСН, ЕСХН неоднократно приближались к граничным значениям показателей, законодательно установленных для этих спецрежимов, — по доходу, количеству работников и другим критериям. Например, на едином сельскохозяйственном налоге нельзя нанимать больше 300 человек. Кроме того, если у предпринимателя постоянно меняется число работников — то 298, то 299, инспекторы могут заподозрить схему дробления бизнеса с целью не потерять право на использование спецрежима.
  7. Расходы предпринимателя за год практически равны доходам.
  8. Бизнес работает с « цепочками контрагентов » — перекупщиками или посредниками. Например, фирма покупает продукцию через посредников, а не напрямую у поставщика.
  9. Налогоплательщик не отвечает на запросы ИФНС.
  10. Компания или ИП неоднократно перерегистрируются в связи со сменой своего места нахождения.
  11. У бизнеса низкий уровень рентабельности по среднестатистическим данным в этой области.
  12. Деятельность связана с высокими налоговыми рисками, то есть фирма похожа на однодневку. Подозрения может вызвать заключение сделки с контрагентом, которого нет в ЕГРЮЛ, отсутствие информации о местонахождении контрагента или тот факт, что организация числится по адресу массовой регистрации.

Совпадения по одному или нескольким признакам не означают, что юрлицо или ИП обязательно попадёт в план по ВНП. У бизнеса могли быть уважительные причины: например, в последние несколько лет не было прибыли из-за коронавируса и санкций, которые сказались на логистической цепочке. Инспекторы на этапе камеральной проверки могут запросить пояснения, а также вызвать руководителя или предпринимателя в налоговую для проведения беседы.

Кого не проверяют в 2023 году и позже

ВПН не проведут в отношении:

  • фирм, перешедших на налоговый мониторинг;
  • аккредитованных IT-фирм;
  • мобилизованных предпринимателей и учредителей.

Налоговый мониторинг

Это специальная форма контроля для крупных и средних компаний. Суть в том, что ИФНС в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта юридического лица.

Способы взаимодействия с налоговой:

  • организовать прямой доступ в учётную систему фирмы;
  • взаимодействовать по телекоммуникационным каналам связи;
  • предоставить доступ к витрине данных.

Субъекты мониторинга не проходят камеральные и выездные проверки. Есть лишь некоторые исключения:

  • вышестоящая налоговая проводит ВНП в порядке контроля за ИФНС, которая вела мониторинг;
  • мониторинг прекращён досрочно;
  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
  • по окончании проверяемого года организация подала уточнённую декларацию « к уменьшению » за период мониторинга.

IT-фирмы

ФНС России приостановила выездные проверки IT-организаций до 3 марта 2025 года. Основание — Указ Президента РФ № 83 от 02.03.2022. Можно проводить только те проверки, которые назначены с разрешения вышестоящего налогового органа. Если ВНП уже назначена, она должна быть завершена в стандартном порядке. ИФНС запрещено приостанавливать или продлевать сроки таких ревизий.

Мобилизованные

В связи с частичной мобилизацией введён запрет на проведение ВНП в отношении:

  • мобилизованных ИП;
  • организаций, где мобилизованные являются единственными директорами-учредителями (участниками).

ВНП в отношении данной категории лиц приостановлены вне зависимости от этапа, на котором они находились.

Налоговый контроль возобновится 29 числа третьего месяца после демобилизации.

Как и где проходят проверки

Первый этап — предъявление документа о проведении контроля. Сотрудники налоговой службы выносят решение и вручают документ проверяемой фирме или ИП. Решение и есть основание для проверки. В законе не указано, в какие сроки нужно предъявить документ: инспектор может показать его и сразу приступить к ревизии. Срок проведения ВНП отсчитывается с даты, когда было вынесено решение о назначении мероприятия.

Место проведения

Согласно пункту 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ ВНП проводится на территории бизнесмена. Но её могут провести и в инспекции, если фирма или предприниматель не в состоянии предоставить помещение.

Мероприятия налогового контроля

Второй этап — проведение ревизии на месте. ИФНС может проверить любые налоги, сборы или взносы. Правда, если в решении указано, по каким налогам и за какие периоды назначена проверка, то сведения могут запрашивать только по ним. Период, допустимый для ВНП, — три года, предшествующих году назначения. Например, если ревизия назначена в 2023 году, инспекторы могут проверять документы по налогам за 2020, 2021, 2022-й и уже прошедшую часть 2023-го.

В ходе выездного контроля инспектора могут:

  • Требовать документы как у проверяемого, так и у контрагентов.
  • Допросить свидетелей. В этом качестве могут выступать любые физические лица: работники, представители контрагентов.
  • Провести экспертизу, если требуются специальные знания — например, нужно установить подлинность подписей или определить рыночную стоимость работ.
  • Провести осмотр помещений и территорий. Также проверяющие вправе исследовать данные, которые хранятся в памяти компьютеров.
  • Провести инвентаризацию имущества. Порядок установлен Приказом Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Изъять документы и предметы. Процедура проводится, если есть основания полагать, что предметы или документы могут быть уничтожены, изменены или заменены. Процедура проводится только в присутствии бизнесмена или его представителя, а также понятых.

Срок проверки

Срок контроля не может быть больше двух месяцев. Отсчёт ведётся с даты вынесения решения о назначении мероприятия до дня, когда инспектор оформит справку о проведённой проверке. Срок может быть продлён до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Например, такое может произойти, если проверяемый не предоставляет документы или мешает инспектору проводить ревизию. Также налоговый орган может приостановить ВНП, чтобы:

  • запросить документы у контрагентов;
  • получить информацию от иностранных госорганов;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемым на иностранном языке.

Общий срок таких пауз не может превышать шести месяцев. Если проверка была приостановлена, чтобы получить сведения от зарубежных госорганов, срок может быть увеличен ещё на три месяца, то есть всего до девяти.

Во время приостановок инспекция не может:

  • проводить контроль на территории организации или ИП;
  • запрашивать документы;
  • получать объяснения от проверяемого;
  • допрашивать сотрудников.

Оформление результатов проверки

Заключительный этап — оформление инспектором справки. С этого момента проверка считается законченной. Дальше в течение двух месяцев в ИФНС должны составить акт по итогам ревизии. В документе нужно отразить найденные нарушения или указать на их отсутствие. В течение пяти дней инспектор должен вручить акт проверяемому лицу.

Что делать после получения акта выездной проверки ИФНС

Если ИП или фирма не согласна с результатами ревизии, она может их оспорить. Для этого нужно направить аргументированное письменное возражение по адресу налогового органа, составившего акт, с подтверждающими документами. Сделать это нужно в течение месяца со дня получения акта.

Также бизнес вправе обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде по месту нахождения инспекции. Срок, отведённый на обращение в суд, — три месяца с даты принятия УФНС решения по жалобе.

Можно ли подготовиться к ВНП

Узнать заранее о ВНП нельзя. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, нужно периодически самостоятельно организовывать проверку налоговых обязательств бизнеса. Например, раз в год привлекать консультантов, которые проанализируют ошибки и укажут на возможные доначисления. Лучше сейчас доплатить в бюджет, чем делать это по результатам ВНП с большими пенями и штрафами.

Если всё-таки проверки избежать не удалось и получено решение налогового органа, то следует подготовиться:

  • навести порядок в документах и учёте;
  • провести инструктаж работников;
  • найти помещение для проверяющих;
  • назначить сотрудника, который будет общаться с инспекторами.

Когда выездная проверка уже проводится, ведите себя доброжелательно и уверенно. При необходимости предлагайте помощь инспекторам. Например, если определённый договор заинтересовал проверяющих, предложите им допросить в качестве свидетелей конкретных работников или представителей контрагентов, которые могут дать объективную информацию без лишних подробностей.

В помощь руководителю разработаны финтех-продукты для бизнеса от Сбера. Например, сервис выписки в формате ISO позволяет получить информацию о движении по счетам в рублях и иностранной валюте. Сервис гарантированных расчётов даёт возможность блокировать средства на расчётных счетах плательщиков, а затем списывать их или возвращать. Двухэтапная оплата подходит компаниям, которые работают по предоплате или хотят убедиться в платёжеспособности клиента.

Выездная налоговая проверка — 2023: как проводится и как избежать

Выездная проверка — «королева» налогового контроля. При ее проведении инспекторы наделены широчайшими полномочиями: могут запрашивать практически любые документы, присутствовать на территории компании, проводить осмотры, выемки, допросы и даже инвентаризацию. Расскажем, кто может попасть под ВНП, что во время нее проверяют и как снизить риски.

В этой статье:
  • Что такое выездная налоговая проверка
  • Что проверяют при ВНП
  • Какие факторы повышают вероятность ВНП
  • Налоговые критерии
  • Экономические индикаторы
  • Кого не проверяют
  • ВНП и налоговый мониторинг
  • ВНП и IT-компании
  • ВНП и мобилизация
  • Как проводится ВНП
  • Сколько длится проверка
  • Можно ли подготовиться к ВНП

Что такое выездная налоговая проверка

Несмотря на широчайшие полномочия, которые ИФНС получает при выездной проверке, отдельного определения ей Налоговый кодекс не дает. Но определение можно вывести самостоятельно, если проанализировать текст ст. 82, ст. 88 и ст. 89 НК РФ, где говорится про этот вид проверки.

Выездная налоговая проверка — мероприятие налогового контроля, в рамках которого, проверяющие могут присутствовать на территории налогоплательщика и изучать правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период на основании любых документов.

В этом и заключается ее коренное отличие от камеральной проверки, при которой инспекторы находятся исключительно в стенах ИФНС, а ревизия охватывает лишь данные из конкретной декларации или расчета налогоплательщика.

Что проверяют при ВНП

В рамках выездной проверки инспекторы могут изучать любые документы по тем налогам, в отношении которых она назначена — как по одному, так и по нескольким налогам. В том числе, вообще по всем налогам, которые платит компания (ИП).

А вот период, или как еще говорят, «глубина» проверки ограничен. В рамках ВНП можно контролировать уплату налогов не больше, чем за три года, предшествующих тому, в котором она назначена (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом инспекторы могут также изучать и обязательства за текущий год — тот, в котором началась ВНП.

Так, если проверка назначена в 2023 году, то под нее могут попасть 2020, 2021, 2022 годы и уже прошедшая часть 2023 года. А вот «взять под контроль» 2019 год и предшествующие периоды ИФНС не сможет.

Единственное исключение — если сам налогоплательщик подал уточненку во время проверки. В этом случае ИФНС вправе проверить также период, к которому она относится, даже если он выходит за пределы трех лет. Но при этом проверка должна касаться только внесенных уточнений (п. 42 Обзора судебной практики № 3 (2018), утв. Президиумом ВС 14.11.2018).

Какие факторы повышают вероятность ВНП

На протяжении последних 15 лет выездные налоговые проверки носят плановый характер. Известны и критерии, на основании которых составляется этот план: они приведены в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Критерии можно условно разделить на две группы. В первую попадут обстоятельства, связанные с налоговыми обязательствами компании, а во вторую — общеэкономические индикаторы ее деятельности.

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Налоговые критерии

Шансы попасть под ВНП существенно выше у компаний и ИП:

  • с низкой (в сравнении со среднеотраслевым показателем) налоговой нагрузкой;
  • с высокой (более 89 %) долей вычетов по НДС. Показатель рассчитывается за последние 12 месяцев;
  • которые постоянно (на протяжении двух и более лет) показывают налоговый убыток либо ведут деятельность с высоким налоговым риском: через цепочку контрагентов, с привлечением фирм-однодневок и т.д. Или не представляют в налоговую пояснения, документы.

А еще при составлении плана ВНП учитывается «миграция» между налоговыми инспекциями. Если компания меняет ИФНС, то начиная со второго раза риск попасть в план проверок возрастет.

Отдельные налоговые критерии установлены для плательщиков на специальных налоговых режимах, а также для ИП на ОСН. Первые рискуют попасть под ВНП, если в течение года как минимум два раза были на грани (в пределах 5 %) «слета» со спецрежима из-за невыполнения лимитов по доходам, стоимости ОС, количеству работников. А вторые — если профессиональный налоговый вычет (расходы) по декларации составят более 83 % от дохода.

Экономические индикаторы

В качестве экономических индикаторов, повышающих риск проведения выездной проверки, ИФНС учитывает:

  • низкую среднемесячную зарплату в расчете на одного работника — в сравнении со среднеотраслевым показателем;
  • низкую рентабельность деятельности — ниже среднеотраслевого показателя на 10 % и более;
  • несоответствие между доходами и расходами. В зоне риска — все возможные сочетания: рост расходов опережает рост доходов; падение доходов быстрее, чем падение расходов; рост расходов при падающих доходах.

Кого не проверяют

В отношении некоторых плательщиков ФНС не может проводить выездные проверки. Это компании, перешедшие на налоговый мониторинг, аккредитованные ИТ-фирмы, мобилизованные ИП и учредители.

ВНП и налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — особая форма налогового контроля для крупных организаций (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Он предполагает оперативное взаимодействие с ИФНС по раскрытию текущей финансово-хозяйственной информации и указания на допущенные нарушения в режиме реального времени.

Один из плюсов такого взаимодействия — практически полный запрет на проведение выездных проверок за период, в котором проводится (проведен) мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Исключения:

  • ВНП проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за ИФНС, проводившей мониторинг;
  • досрочное прекращение мониторинга;
  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
  • в периоде, за который мониторинг не проводится, подана «уменьшающая» уточненка за период налогового мониторинга.

ВНП и IT-компании

Аккредитованные ИТ-организации на ближайшие два года освобождены от выездных проверок. Такая мера предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Запрет действует до 3 марта 2025 года. Правда, при необходимости ИФНС может его обойти: разрешены проверки, если они назначаются с согласия вышестоящего руководства. Для получения «визы» инспекция-инициатор проверки должна подготовить мотивированный запрос (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Уже назначенные ВНП в отношении IT-фирм должны быть завершены в обычном порядке. При этом инспекциям запрещено приостанавливать проверки, а также продлевать их срок (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

ВНП и мобилизация

Частичная мобилизация, объявленная Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647, повлияла на выездные проверки. Ограничения коснулись мобилизованных ИП, а также компаний, где мобилизованные являются единственными учредителями (участниками) и одновременно выполняют функции руководителя.

Выездные проверки по таким налогоплательщикам приостановлены независимо от этапа, на котором они находились. Также в отношении мобилизованных не будут назначаться новые ВНП.

Контрольные мероприятия, включая назначение новых проверок, возобновятся 29 числа третьего месяца после демобилизации этих лиц (Постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874).

Как проводится ВНП

Название подразумевает, что выездная проверка проходит на территории плательщика. Однако в реальности инспекторов у себя за все время ВНП можно так и не увидеть.

Сегодня практически все контрольные мероприятия в рамках ВНП проводятся без выхода к налогоплательщику: проверяющие присылают требования о предоставлении документов, а проверяемый на эти требования отвечает. Полученные документы ИФНС изучает, сверяет их между собой и с другими имеющимися у нее данными. А затем на основании анализа выносит вердикт по проверке.

Помимо работы с документами, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей. Причем не только контрагентов, но и работников, в т. ч. бывших, а также руководителя проверяемой компании (ст. 90 НК РФ, Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.05.2018 № Ф01-1539/2018 по делу № А43-24714/2017).

При этом представителя компании-работодателя на такие допросы ИФНС вправе не пускать (Определение ВС от 16.06.2020 № 301-ЭС20-8110 по делу № А29-1607/2019). Поэтому если организация хочет контролировать ход допросов своих работников, инициатива должна исходить от самого допрашиваемого: он вправе явиться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Предоставить такого адвоката может и работодатель.

В рамках ВНП инспекторы могут осмотреть помещения и территорию плательщика, а также провести выемку документов и других предметов, в т. ч. жестких дисков или компьютеров. Есть у ИФНС и право на проведение инвентаризации у налогоплательщика (п. 13 ст. 89, ст. 92, ст. 94 НК РФ).

Сколько длится проверка

Формально выездная проверка должна завершиться за два месяца. Отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда издано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и п. 5 ст. 6.1, п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Однако из-за того, что руководство ИФНС вправе приостанавливать проверку, обычно ВНП длится гораздо дольше.

Часто ИФНС приостанавливает проверку на время запроса документов у партнеров компании, банков и других лиц (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ). Ставить на паузу проверку можно только один раз по каждому контрагенту. Общий срок таких приостановок может достигать 9 месяцев.

Во время «тайм-аута» ИФНС не может (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57):

  • проводить мероприятия на территории плательщика;
  • направлять ему требования о предоставлении документов;
  • получать от него объяснения;
  • допрашивать его сотрудников.

Зато допрашивать других свидетелей, рассылать запросы третьим лицам, проводить прочие аналитические и контрольные мероприятия в стенах ИФНС не запрещается.

Можно ли подготовиться к ВНП

Несмотря на то, что ВНП носит исключительно плановый характер, сам план не публикуется. Поэтому узнать о проверке заранее невозможно. А значит, меры по подготовке к ВНП должны носить, скорее, рутинный, чем экстренный характер.

Так, пройти проверку проще, если в компании хорошо организован процесс издания и хранения документации. Выездная проверка — огромный поток запросов о предоставлении документов от ИФНС. Правильно организованный документооборот существенно снижает затраты на подготовку ответов и защищает от штрафов за нарушение сроков представления документов.

А если вспомнить, что игнорирование запросов ИФНС в рамках камеральных и встречных проверок — один из критериев, увеличивающих шансы попасть под ВНП, то налаженный документооборот можно рассматривать и как превентивную меру, позволяющую избежать выездной ревизии.

Еще один способ «подложить соломки» — периодическая самостоятельная проверка налоговых обязательств. Отлично, если хотя бы раз в год вы привлечете квалифицированных специалистов, которые посмотрят на налоговый учет глазами ИФНС и укажут на слабые места и возможные доначисления.

Лучше самостоятельно «снять» спорные расходы или вычеты и сразу доплатить налог с небольшими пенями, чем делать это спустя несколько лет по итогам ВНП, когда сумма пеней вырастет до величины недоимки, да еще и «приправится» штрафами.

Дата, от которой считать три года, подпадающих под выездную проверку

Под выездную налоговую проверку ИФНС подпадают три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Только дата вынесения решения ИФНС имеет принципиальное значение.

Период допустимый для выездной налоговой проверки установлен пунктом 4 статьи 89 НК РФ. Это три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение ИФНС о проведении проверки.

  • проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в одной компании более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за редкими исключениями.

Проверяемый период отсчитывается от даты принятия ИФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Дата отправки решения в адрес организации, дата получения решения, дата начала проверки — значения не имеют. На этот момент обратили внимание судьи в постановлении от 06.04.2022 № Ф01-1000/2022 по делу № А28-3479/2021.

Если налоговая по каким-то причинам не смогла начать проверку на основании уже принятого решения или приостановила проверку, это не может повлиять на отсчет проверяемого трехлетнего периода.

Повторная проверка

Для расчета проверяемого периода при проведении повторной выездной налоговой проверки «работает» тоже самое правило: под проверку подпадают не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Приостановление проверки

Для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля решением руководителя ИФНС налоговая проверка может быть приостановлена. Это также никак не влияет на отсчет трехлетнего периода для проверки.

Уточненка – будьте осторожны

Если компания подала уточненку, проверяется период, за который она подана. Здесь бухгалтерам нужно быть осторожнее.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен.

С одной стороны, организация обязана подать уточненную декларацию, если самостоятельно выявила недоплату налога, даже если с момента подачи декларации прошло больше трех лет.

В этом случае, вы можете сами спровоцировать проверку за пределами трехлетнего периода.

С другой стороны, за пределами трехлетнего периода, ИФНС не вправе проверить начисление налогов.

Перед подачей уточненки спустя три и более лет, заранее взвешивайте все риски.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *