Россия
Россия, другое официальное название — Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км 2 ; население страны (в пределах её заявленной территории) составляет 146 748 590 чел. (на 2020). Занимает первое место в мире по территории, шестое — по объёму ВВП и девятое — по численности населения.
Россия на карте мира.
Светло-зелёным обозначена территория Крыма, присоединение которой к России не получило международного признания
Столица — Москва. Государственный язык — русский.
Государственный строй — президентско-парламентская республика с федеративным устройством. С 31.12.1999 года (с перерывом в 2008—2012 годах когда Дмитрий Медведев был президентом) должность президента Российской Федерации занимает Владимир Владимирович Путин. C 16.01.2020 года должность председателя Правительства РФ занимает Михаил Мишустин.
Плотность населения России по муниципальным образованиям на 01.01.2013 (данные Республики Крым и Севастополя на 2016 год)
В состав нашей страны входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью. Всего в стране около 157 тысяч населённых пунктов.
Наша страна имеет 25 границ (18 сухопутных и 7 морских).
Россия — многонациональное государство с широким этнокультурным многообразием. Большая часть населения (около 75 %) относит себя к православию, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире.
Наша страна — ядерная держава; одна из ведущих промышленных и космических держав мира; занимает 2-е место в рейтинге самых влиятельных стран мира (2020). Русский язык — язык мирового значения, один из шести официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.
темно-зеленым: Страны, где русский язык имеет государственный или официальный статус.
зеленым: Страны, где русским языком владеет значительная часть населения.
Государственное устройство
Государственная символика
Флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.
Герб России представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит. Внутри него расположен золотой двуглавый орёл с поднятыми и расправленными крыльями. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Основы государственного строя
Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Россия является федерацией. Основным законом государства является Конституция, принятая в 1993 году. В настоящее время Конституция России действует с рядом поправок, основные из которых были приняты в 2008 году. Данные поправки, увеличившие срок полномочий президента Российской Федерации с 4 до 6 лет, а Государственной думы с 4 до 5 лет, получили значительный международный резонанс. В основе государственного строя России, согласно Конституции, находятся следующие базовые принципы: народовластие, федерализм, социальное государство, разделение властей, светское государство, приоритет прав и свобод человека, местное самоуправление, многопартийность, идеологическое и политическое многообразие, верховенство права, многообразие форм собственности, форма правления и государственного устройства, государственный суверенитет. По мнению исследователей, публично-правовая ответственность носителей публичной власти должна иметь субсидиарный характер и её основы должны быть закреплены в Конституции РФ; необходима детальная проработка и совершенствование правового механизма защиты основ конституционного строя Российской Федерации.
Федеративное устройство
Россия — государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа и 1 федеральная территория.
Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (законодательное собрание, дума) и исполнительный орган (правительство). Во всех субъектах существует должность высшего должностного лица (глава, губернатор), которые избираются на срок не более 5 лет и не могут замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Российская Федерация также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента РФ.
Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными административно-территориальными единицами в составе субъекта федерации являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.
Президент
Владимир Владимирович Путин — президент Российской Федерации
Главой государства является Президент Российской Федерации, в настоящее время — Владимир Владимирович Путин. В исполнении обязанностей главы государства Президенту оказывает содействие председатель Правительства России, в настоящее время им является Михаил Владимирович Мишустин. Председатель Правительства РФ занимает пост президента в случае смерти или отставки последнего.
Президент избирается сроком на шесть лет тайным голосованием на всеобщих прямых выборах, один и тот же человек не может занимать президентский пост более двух сроков подряд. Конституционные нормы, предусматривающие шестилетний срок полномочий президента, введены в 2008 году, ранее глава государства избирался раз в четыре года.
Президент обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной думы председателя Правительства, принимает решение об отставке правительства. По предложению председателя Правительства назначает на должности заместителей председателя Правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной думы кандидатуры на должность председателя Центрального банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное собрание. Обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории России (указы не должны противоречить федеральным законам). Обладает также целым рядом других полномочий.
Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.
Основы российского права
Россия — государство с республиканской формой правления
Республиканский строй в России означает, что:
- правление государством является коллективным, а не единоличным, как в монархии;
- высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом, причем выборы не носят формальный характер, а являются свободными;
- государственные органы, высшие должностные лица избираются на определенный срок, а не выполняют свои функции пожизненно;
- осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Несмотря на то, что еще имеются нарушения этого принципа, разделение властей утверждается повсеместно (на федеральном и республиканском уровнях);
- высшие должностные лица несут ответственность за злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности. Уход в отставку, освобождение от занимаемой должности, импичмент, непереизбрание на новый срок — таковы санкции, носящие скорее политический характер. Помимо этого к «проштрафившимся» могут быть применены и юридические санкции (уголовные, реже санкции имущественного характера, поскольку обычно материальный ущерб, причиненный должностным лицом, многократно превышает его возможности по возмещению вреда). Приходится с сожалением констатировать, что принцип ответственности за ошибки в государственном управлении далеко не всегда выполняется на практике. Нередки случаи, когда виновные должностные лица «пересаживаются» из одного руководящего кресла в другое. Здесь проблема, думается, упирается в повышение сознания народа, его желание или нежелание на себе претерпевать все издержки деятельности нерадивых лиц.
Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — также и главы исполнительной власти. Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, Правительство формируется Президентом, а не парламентом.
Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.
Президентская республика — это необходимый шаг при переходе общества, от правления, основанного на принципе единовластия (именно так может быть охарактеризовано правление Россией до революции 1917 г., правление И. Сталина, Н. Хрущева, частично Л. Брежнева и М. Горбачева), к обществу плюрализма центров власти. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках Президента больших полномочий. Это оправданно:
- на первых порах перехода общества к товарно-денежным, рыночным отношениям;
- в государствах, где сильны монархические традиции;
- в ситуациях, не отличающихся стабильностью;
- в странах, имеющих обширную территорию;
- в многонациональных государствах, поскольку национальный фактор чаще имеет для государства значение центробежной силы и требует жесткого «сцепления» частей государственного механизма;
- в период проведения реформ.
Все эти факторы имеются в России на сегодняшний день. Поэтому фактическое установление президентской республики в России вполне оправданно. Сведение к минимуму права Президента распускать парламент повышает устойчивость последнего, снимает конъюнктурность в принятии парламентом законов. Право Президента самому формировать Правительство позволяет избежать «правительственного вакуума», а также обеспечить стабильность в государственном управлении.
Форма правления в современном российском государстве
Степанян, Д. А. Форма правления в современном российском государстве / Д. А. Степанян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/263/61073/ (дата обращения: 17.09.2023).
В данной статье подробно описана проблема определения современной формы правления в РФ. Дана краткая характеристика видов республик, анализируются мнения учёных относительно данного дискуссионного вопроса. Итогом работы является выделение специфики формы правления современной России, определяются критерии разграничения видов республик.
Ключевые слова: монархия, республика, президентская республика, смешанная республика, суперпрезидентская республика.
This article describes in detail the problem of determining the modern form of government in the Russian Federation. A brief description of the types of republics is given, the opinions of scientists on this controversial issue are analyzed. The result of the work is to highlight the specifics of the form of government of modern Russia, the criteria for distinguishing the types of republics.
Key words: monarchy, Republic, presidential Republic, mixed Republic, super-presidential Republic.
Форма правления является одной из важных элементов формы государства. Она даёт основное представление о государстве, так как она указывает на то, как формируются высшие органы государственной власти, как они взаимодействуют между собой и с населением, кто стоит во главе государства. Также она является показателем участия населения в формировании высших органов государственной власти. По форме правления государства делятся на монархии и республики. [1]
Прежде чем рассмотреть конкретные особенности республиканской формы правления в РФ, необходимо выявить общие признаки, которые характерны для всех видов республик.
В отличие от монархий, в республиках народ является источником власти, который посредством демократических выборов делегирует свои властные полномочия законодательному органу. Глава государства выбирается на определённый срок реализации своих полномочий, который указан в конституции. Так президент выбирается либо народом (в президентских и смешанных республиках), либо парламентом (в парламентских республиках), а, следовательно, за свои действия он несёт ответственность.
Непонятность данной формулировки обусловлена тем, что разрабатывалась Конституция 1993 г. в условиях политического и экономического кризисов, в условиях становления новых принципов организации государственной власти, неопределённости положения президента в системе государственных органов.
Мнение учёных по поводу вида республики в России разделились на 3 основных группы.
Одни, например, А. Н. Мещеряков и Р. А. Клычев считают, что Россия является президентской республикой. Для президентской республики характерно сосредоточение в руках главы государства (президента) исполнительной власти. В президентских республиках избирает президента народ, поэтому ответственен он за свои действия перед народом. Так как президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти, то он формирует правительство, которое ему же подотчётно. Парламент же не имеет права объявить вотум недоверия правительству, но может поднять вопрос об отрешении президента от должности, при наличии определённых причин, указанных в конституции.
Так, в ст.110 Конституции РФ сказано, исполнительная власть принадлежит Правительству, но так ли это на самом деле?
Во-первых, президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, который в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу. В соответствии со ч.4 ст.111 Президент имеет право роспуска Государственной Думы и назначения без согласия её членов Председателя Правительства если они 3 раза отклонили представленные кандидатуры. Также Президент РФ назначает по представление Председателя Правительства министров Правительства и заместителей Председателя. Описанные положения Конституции РФ свидетельствуют, что исполнительную власть осуществляет не только правительство, но и Президент РФ. Также, согласно Указу Президента РФ от 26 ноября 2001 года Правительство обязано согласовывать свои некоторые постановления и распоряжения с Администрацией Президента [6]. Это свидетельствует о возрастании влияния не только президента, но и его Администрации на исполнительную власть, что свидельствует о том, что Россия является президентской республикой.
О усилении влияния президента на законодательную власть свидетельствует тот факт, что Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием, в котором изложены стратегии развития страны на ближайшее будущее. Так президент может посредством конституционных процедур влиять на основы внутренней и внешней политики государства. А в соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 г. № 849 [7] появился институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, который должен обеспечить реализацию решений президента и федеральных органов власти. Не смотря на то, что они не имеют никаких конституционных полномочий, они могут влиять на политические процесс, происходящие в федеральных округах [8]. О существовании в Росси президентской республики заявлял нынешний Председатель Правительства Д. А. Медведев, на его взгляд, России подходит только президентская республика, где ключевая роль в политической системе страны принадлежит президенту. [9]. Возможность же перехода к парламентской республике Д. М. Медведев считает неприемлемой, ведь это погубит страну.
Сторонниками же второго направления являются, О. Е. Кутафин, А. Н. Кокотов. Так, О. Е. Кутафин считает, что для современной России характерна полупрезидентская республика, называя её, правда президентско- парламентской республикой. [10]А. Н. Кокотов, исходя из конституционных норм, характеризует Россию как смешанную республику с широкими полномочиями президента [11]. Для данной формы правления характерно, что правительство формируется президентом, но оно должно получить вотум доверия парламента. Поэтому у правительства двойная ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. Право роспуска нижней палаты парламента принадлежит президенту, который является главой государства. Руководство исполнительной властью возлагается на председателя правительства-премьер-министра. По Конституции РФ (ст.81) президент избирается путём всеобщих равных и прямых выборов сроком на 6 лет. Президент не возглавляет ни одну ветвь власти, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 ч.3), представляет РФ в международных отношениях и внутри страны (ст.80 ч.4). Президент назначает премьер- министра. А по его представлению президент назначает министров правительства.
Смешанная форма республики является неким миксом президентской и парламентской республик. Ведь согласно ч.1 ст.111 Конституции РФ Председателя назначает Президент РФ, но с согласия Государственной Думы. Ответственны же они за свои действия перед Президентом и Государственной Думой.
Профессор М.Краснов считает, что Россия является суперпрезидентской республикой. Так, исследовав законодательную практику последних 17 лет, он пришёл к выводу, что с каждым годом расширяется компетенция президента РФ. [11]. За данный промежуток времени было принято 115 законов, которые делегировали президенту 469 дополнительных полномочий. Следовательно, увеличилось воздействие президента на экономику, федеративные отношения, культуру, образование. Другим признаком суперпрезидентской республики в РФ является право роспуска парламента в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур на должность председателя правительства, а также издание указов без санкционирования со стороны парламента. [12] В суперпрезиденских республиках разделение властей только декларируется, но в действительности вся власть сосредоточена в руках Президента и подконтрольных ему административных институтов.
Итак, анализируя один и тот же текст Конституции 1993 г. учёные пришли к совершенно противоположным выводам относительно существующей формы правления в современной РФ. Это подтверждает тот факт, что действующая Конституция содержит в себе много неопределённы норм, которые порождают дискуссии среди учёных относительно многих вопросов.
Таким образом, важным критерием разграничения видов республик является степень юридической самостоятельности президента, его место в системе органов государственной власти и взаимодействие с ними.
Россия как государство с республиканской формой правления
В пункте 1 статьи 1 Конституции Россия провозглашена государством с республиканской формой правления. Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В мире известны три основных разновидности республики – президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская). В президентских республиках президент, избираемый всеобщим голосованием, является одновременно главой государства и главой исполнительной власти, правительство как самостоятельный орган отсутствует, министры непосредственно подчинены президенту.
Парламентская республика характеризуется всевластием парламента, который формирует правительство и отправляет его в отставку. Президент в парламентских республиках, как правило, избирается парламентом либо более широкой коллегией, но с участием парламента, и выполняет чисто представительные функции.
Смешанная (полупрезидентская) республика отличается тем, что имеет некоторые черты президентской и некоторые черты парламентской. В частности, в ней имеется «сильный» президент, избираемый всеобщим голосованием, наделенный широкими полномочиями в разных сферах, и в то же время имеется правительство как высший орган исполнительной власти во главе с председателем, которое формируется по результатам парламентских выборов и несет ответственность за свою деятельность как перед президентом, так и перед парламентом.
Конституция РФ не дает четкого ответа, какая разновидность республики имеется в современной России. По некоторым внешним признакам (существование правительства как коллегиального органа во главе с председателем, возможность со стороны Государственной Думы выражать правительству недоверие) нашу республику можно отнести к полупрезидентским республикам. Однако полномочия российского Президента в отношении Правительства РФ столь значительны, что позволяют эту точку зрения поставить под сомнение. К тому же у нас отсутствует главный признак полупрезидентской республики – формирование правительства по результатам парламентских выборов. Правительство у нас формируется Президентом РФ на срок своих полномочий, если Президент РФ не решит отправить его в отставку досрочно.
Нельзя нашу республику отнести и к президентским республикам, так как юридически Президент РФ не является главой исполнительной власти. Кроме того, у него есть ряд полномочий, которых нет у президентов президентских республик, в частности, он может распускать одну из палат парламента.
Вероятно, правы те, кто считает, что в Конституции РФ закреплена особая разновидность республики, которая не вписывается в классические модели.
Социальные основы конституционного строя
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран появилась формула «социальное государство» (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства, и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу.
В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие (ст. 7). Это конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
охрана труда и здоровья людей;
установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;
развитие системы социальных служб;
установление государственных пенсий, пособий;
иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию РФ термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула « социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, было бы существенным дополнением к раскрытию понятия социального государства.