Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 2. Основные термины и понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ)
городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ)
поселение — городское или сельское поселение;
муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ)
городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ)
городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)
внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)
внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ)
муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; (В редакции федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)
межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ)
вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;
органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения; (В редакции федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)
должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ; от 29.11.2010 № 315-ФЗ; от 30.11.2011 № 361-ФЗ; от 03.02.2015 № 8-ФЗ)
член выборного органа местного самоуправления — лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования); (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ)
лицо, замещающее муниципальную должность, — депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 30.10.2018 № 387-ФЗ, от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, — председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ)
правила благоустройства территории муниципального образования — муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 463-ФЗ)
муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ)
административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. (В редакции федеральных законов от 03.04.2017 № 62-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)
2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Словосочетания «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)
Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
2. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;
Охарактеризуйте способы которыми граждане осуществляют местное самоуправление
Как граждане осуществляют местное самоуправление?
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Ещё по теме
Является ли Россия правовым государством?
Основы конституционного строя Российской Федерации. Докажите, что Россия является демократическим государством, а народ — источник власти.
Президент Российской Федерации. В каком государстве избирается президент?
Российское общество в начале XXI века. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Как часто вы читаете книги?» Результаты опросов представлены в таблице.
Мораль и право. Как нравственные качества характеризуют человека?
Чем опасно для человека незнание норм права.
Как закон регулирует отношения в семье?. Почему закон устанавливает определенный возраст вступления в брак (в России с 18 лет)?
Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине?. Какими качествами обладают мальчики (юноши, мужчины), которые способны оскорбить, обидеть девочку (девушку, женщину).
Что такое правовая культура и правосознание?. Какая бывает правовая культура? Охарактеризуйте особенности ее видов (см. Словарь урока)
Глобальные проблемы современности. Почему проблема терроризма стала одной из опаснейших проблем человечества? Приведите примеры.
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
Охарактеризуйте способы которыми граждане осуществляют местное самоуправление
Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
4. Государство и местное самоуправление
Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Такие «местные» вопросы население может решать непосредственно путем проведения местных референдумов, на общих собраниях, сходах, либо через органы местного самоуправления (муниципальные органы), которые формируются самим населением.
Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления (муниципальные органы) — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наименования этих органов и лиц, их возглавляющих, могут быть различными: «муниципалитет», «мэрия», «администрация», «атаманское управление», «городской (районный) совет», «глава администрации», «мэр», «сельский староста», и др.; это зависит от исторических особенностей, местных традиций, действующего в стране законодательства и т.п.
История политической и правовой мысли знает несколько теорий местного самоуправления («общественная», «государственная», «политическая» и т. д.)
Так сторонники «общественной теории» делают акцент на принципиальном различии государственного управления и местного самоуправления, всячески подчеркивая специфику последнего, самобытность его природы. Приверженцы «государственной теории» рассматривают органы местного самоуправления лишь как особую разновидность государственных органов, один из способов децентрализации государственной власти.
Фактически западная и российская модели местного самоуправления основаны на признании сочетания в деятельности муниципальных органов одновременно и государственных и общественных начал.
С одной стороны, муниципальные органы обладают отдельными государственно-властными полномочиями. Например, они вправе издавать муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, за неисполнение которых субъекты права несут ответственность в соответствии с действующим национальным законодательством.
Кроме этого к вопросам, которые решают органы местного самоуправления Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года относит:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Как и государственные органы, муниципальные органы занимаются управленческой деятельностью, государственная и муниципальная служба основывается на общих принципах (приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, законность, профессионализм и компетентность государственных и муниципальных служащих, их внепартийность и т. д.).
С другой стороны, общественные начала местного самоуправления проявляются в том, что эти органы создаются на основе непосредственного прямого волеизъявления населения и ему подотчетны, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, их правовое положение закрепляется в соответствующих уставах. Население вправе заслушивать на местных сходах, собраниях отчеты депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления органами государства и государственными должностными лицами не допускается.
Наверное, тот факт, что муниципальные органы наделены некоторыми государственно-властными полномочиями, участвуют в осуществлении государственных функций, объясняет то, что многие не видят разницы между органами государственной власти и муниципальными органами.
Поэтому еще раз особо следует подчеркнуть, что муниципальные органы в Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Например, Волгоградская областная дума — это представительный орган законодательной государственной власти субъекта федерации — Волгоградской области, тогда как Совет народных депутатов города Волгограда — это представительный орган местного самоуправления. Администрация Волгоградской области — орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, а вот администрация города Волгограда — исполнительный орган местного самоуправления.
Иными словами, органы местного самоуправления — это особый, самостоятельный элемент российской политической системы.
История института местного самоуправления в России имеет достаточно богатые традиции. Так, в XVIII веке на территории российской империи действовала Жалованная грамота городам (1785 г.), в 1870 году было введено Городовое Положение, измененное в 1892 году в результате проведенной контрреформы.
Примером местного самоуправления в дореволюционной России были также земства, учрежденные правительственным Положением 1864 года. Это была выборная форма местного самоуправления, в круг ведения которой входили забота о школах, больницах, местных дорогах, учреждениях общественной призрения, службах пошива, ремонте ведение земской статистики, земского страхования и т. п. Доминирующую роль в этих органах играли дворянство купечество, активное участие в их работе принимала разночинная интеллигенция. Это, несомненно, был шаг к учреждению основ гражданского общества, причем с учетом особых условий России.
При всех недостатках местное самоуправление позволило более эффективно решать местные вопросы с учетом интересов проживающего населения.
Но даже такая «безобидная» для властей форма самоуправления встревожила апологетов самодержавия, особенно после того, как земские собрания и съезды стали требовать расширения сферы своей деятельности и усиления полномочий, участия в принятии более масштабных решений. Тогда и появилась записка С.Ю. Витте (министра финансов, а, в последствии — Председателя кабинета министров): «Последовательное развитие всесословного представительства в делах местного управления неизбежно приведет к народному представительству в сфере центрального управления, а затем и к властному участию народа в законодательстве и в управлении верховном».
Известно, что В. И. Ленин весьма скептически относился к системе местного самоуправления царской России, он называл ее «пятым колесом в телеге государственного управления», полагая, что участие населения в работе органов местного самоуправления отвлекает народ от «решительных революционных действий». Сложившаяся в нашей стране после 1917 года советская система управления практически ликвидировала местное самоуправление, существовавшее в царской России. Советы депутатов, которые возникли как творчество «революционных масс» в ходе революции 1905 года именно как форма местного самоуправления, после прихода большевиков к власти были преобразованы в единую систему государственных органов «сверху донизу».
В конечном счете, местные советские органы стали простыми проводниками решений вышестоящих государственных органов, партийных указаний на местном уровне. Реформирование советской государственной системы, начатое в конце 80-х годов ХХ столетия, привело к необходимости возрождения в нашей стране традиций местного самоуправления.
Система российского местного самоуправления находится в процессе становления. Опыт развитых западных стран доказывает, что существование органов местного самоуправления позволяет, хотя бы в некоторой степени, разрешить часть противоречий между обществом и государством, привлечь к управлению обществом широкие слои населения, консолидировать общественные и государственные усилия в деле укрепления общества при сохранении демократических институтов. Самостоятельность муниципальных органов можно рассматривать и как социальную гарантию демократии, свободы гражданского общества, ограничения всевластия государственной власти.