Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права обладают правоспособностью
Перейти к содержимому

Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права обладают правоспособностью

  • автор:

Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Организация, созданная для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, и не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, является некоммерческой организацией (НКО). Основная ее деятельность должна соответствовать целям, для которых НКО была создана и которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах потребительских кооперативов, общественных, благотворительных фондов, учреждений, товариществ собственников жилья, федеральных нотариальных палат, садоводческих, огороднических и дачных товариществ либо партнерств, государственных корпораций, страховщиков, ассоциаций и союзов и многих других организационно- правововых формах. Наряду с основной некоммерческой уставной деятельностью предпринимательскую деятельность вправе вести НКО любой организационно-правовой формы.

Однако в общем правиле есть исключения — извлечение прибыли не должно являться основной целью деятельности НКО, а служить лишь достижению целей, ради которых организация создана. Кроме того, и ст. 50 ГК РФ, и п. 3 ст. 26 Закона РФ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 11 февраля 2013 г.) к НКО предъявляется дополнительное требование: полученная прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) организации. Но и в этом правиле есть исключение — потребительские кооперативы имеют право распределять прибыль между своими членами. Такое разрешение видится логичным, так как целью создания данной некоммерческой организации является удовлетворение материальных потребностей участников в отличие от НКО других организационно-правовых форм, которые имеют цели, направленные в первую очередь на достижение общественных нематериальных благ.

Согласно п. 2 ст. 24 Закона РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ к видам предпринимательской деятельности относятся следующие виды, приносящие доход:

  • (1) производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО;
  • (2) приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
  • (3) участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, перечень видов предпринимательской деятельности НКО, которые легально считаются предпринимательскими, является закрытым.

Исходя из определения предпринимательской деятельности, содержащегося в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 2), возможно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности НКО.

  • 1. Предпринимательская деятельность НКО носит систематический, целенаправленный и самостоятельный характер. Систематичность получения прибыли для НКО не может рассматриваться в качестве ее основной цели (ст. 50 ГК РФ). Самостоятельность предпринимательской деятельности свидетельствует о возможности ее осуществления некоммерческой организацией своей волей и в своих интересах. Для обеспечения устойчивости хозяйственного оборота законодатель установил государственную регистрацию юридических лиц. НКО, планирующая получить в будущем доход от предпринимательской деятельности, должна зарегистрироваться в установленном законодательством порядке. Вместе с тем согласно ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях» данным организациям предоставлено право не регистрироваться, т.е. осуществлять свою деятельность без образования юридического лица. В этом случае общественное объединение не обладает гражданской правосубъектностью и будет лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
  • 2. НКО осуществляют предпринимательскую деятельность на свой страх и риск. Это требование неразрывно связано с ответственностью за неблагоприятные последствия такой деятельности. При этом в отличие от коммерческих организаций в отношении НКО законодатель не предусмотрел каких-либо обязательных требований к составу и размеру имущества НКО. Помимо имущественной ответственности НКО при осуществлении предпринимательской деятельности возможно также и наступление так называемой личной ответственности, например лишение права заниматься определенным видом деятельности.
  • 3. Предпринимательская деятельность НКО имеет строго определенные источники прибыли, перечисленные в ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Некоторым видам некоммерческих организаций законодательство запрещает осуществлять предпринимательскую деятельность, а в некоторых случаях — вести какие-либо виды предпринимательской деятельности. Например, полный запрет на ведение предпринимательской деятельности установлен для адвокатских палат.

Объединения юридических лиц — ассоциации и союзы — не вправе получать прибыль от производства товаров или оказания услуги, но они могут создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. В аналогичной ситуации находятся профсоюзы, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через созданные ими организации, закон допускает также приобретение профсоюзами ценных бумаг.

Специализированные фонды управления целевым капиталом вправе осуществлять деятельность, связанную исключительно с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала. Следовательно, никакой предпринимательской деятельности они вести не могут. Иные НКО, имеющие целевой капитал, вправе осуществлять только определенные Правительством РФ виды платной деятельности.

Саморегулируемые организации не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность и не могут учреждать хозяйственные товарищества и общества, которые будут заниматься предпринимательской деятельностью, являющейся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации.

Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Политические партии вправе осуществлять лишь определенные виды предпринимательской деятельности, к которым относятся информационная, рекламная, издательская и полиграфическая, для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; могут изготавливать и продавать сувенирную продукцию с символикой и (или) наименованием политической партии, издательскую и полиграфическую продукцию; продавать и сдавать в аренду имеющееся в их собственности движимое и недвижимое имущество.

Кредитный потребительский кооператив граждан не вправе: вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц; эмитировать собственные ценные бумаги; покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Для прочих некоммерческих организаций полный или частичный запрет предпринимательской деятельности может быть установлен только их уставами.

Таким образом, нельзя не обратить внимание на тот факт, что законодательство, регулирующее предпринимательские отношения с участием некоммерческих организаций, носит крайне противоречивый и непоследовательный характер с множеством исключений из общих правил. Появление новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которых в настоящее время насчитывается уже более двух десятков и которые не обладают принципиальными различиями гражданско-правового характера, порой неоднозначно оценивается в плане соответствия действующему законодательству. Несовершенство действующего законодательства и неэффективность правоприменительной практики часто приводят к злоупотреблению субъективными правами со стороны некоторых некоммерческих организаций, вынужденных заниматься предпринимательской деятельностью.

Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права обладают правоспособностью

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

2.2. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не является иностранным агентом, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг).

(п. 2.2 в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющая зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, имеет право участвовать в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, по приглашению задействованных в организации и (или) проведении таких мероприятий государственных органов, органов местного самоуправления и (или) организаций, указанных в абзацах седьмом — тринадцатом настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

Государственные органы, органы местного самоуправления и (или) организации, указанные в абзацах седьмом — тринадцатом настоящего пункта, при проведении мероприятия с участием иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющей зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, уведомляют о таком участии федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), или его территориальный орган не позднее чем за 10 рабочих дней до проведения указанного мероприятия. Информация о проведении мероприятия с участием иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющей зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

Порядок и сроки размещения информации о проведении мероприятия с участием иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющей зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, а также форма уведомления о проведении мероприятия с участием такой организации утверждается уполномоченным органом.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

Организациями, которые в соответствии с положениями настоящей статьи вправе пригласить иностранную некоммерческую неправительственную организацию для участия в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, являются:

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

организации, учредителями которых является Российская Федерация или государственный орган;

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

публично-правовые компании, государственные корпорации и государственные компании;

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

государственные внебюджетные фонды;

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

общественно-государственные и государственно-общественные объединения;

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем государственных органов, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

организации, созданные на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)

(п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

6. Утратил силу с 1 декабря 2022 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ.

Правоспособность некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

В данной статье исследована сущность некоммерческих организаций как субъектов российского гражданского права. Приведена классификация организационно-правовых форм некоммерческих организаций , а также проанализирована их специальная правоспособность .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алиева Наида Сайдалиевна

Текст научной работы на тему «Правоспособность некоммерческих организаций»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

Правоспособность некоммерческих организаций Алиева Н. С.

Алиева Наида Сайдалиевна / Alieva Naida Sajdalievna — магистрант, кафедра финансового, банковского и таможенного права, Институт магистратуры Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Аннотация: в данной статье исследована сущность некоммерческих организаций как субъектов российского гражданского права. Приведена классификация организационно-правовых форм некоммерческих организаций, а также проанализирована их специальная правоспособность.

Abstract: the article deals with subject matter of noncommercial organization as subject of civil law. Classification of legal forms of non-profit organizations is given and also their special legal capacity is analyzed.

Ключевые слова: некоммерческая организация, специальная правоспособность, правосубъектность.

Keywords: noncommercial organization, special legal capacity, legal standing.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены две категории юридических лиц, в основе деления которых лежит такой критерий как «направленность их деятельности на систематическое извлечение прибыли». Деятельность коммерческой организации прямо направлена на осуществление предпринимательской деятельности.

Общее понятие о некоммерческой организации дается в статье 50 ГК РФ, согласно которой некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Здесь же приведен перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Так юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме:

— товариществ собственников недвижимости;

— казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

— общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— автономных некоммерческих организаций;

— адвокатских образований [1 ].

Легальное определение некоммерческой организации приведено в ст.2 Закона «О некоммерческих организациях» (Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О

некоммерческих организациях»): «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. Под правоспособностью современная правовая наука понимает предусмотренную правовыми нормами способность иметь гражданские права и нести обязанности, а под правоспособностью юридического лица в общем понимании представляет собой способность юридического лица иметь гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления своей деятельности. В гражданском праве России выделяется общая и специальная правоспособность юридических лиц. Под общей правоспособностью понимается способность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащего действующему законодательству. Под специальной правоспособностью понимается наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые отдельно регулируются законом, соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Отталкиваясь от данного определения, можно сделать вывод о том, что правоспособность некоммерческой организации является специальной. Объем специальной правоспособности определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах. Наряду с понятием «правоспособность» некоторые авторы по отношению к юридическим лицам применяют понятие «правосубъектность». Так, О. В. Гриднева в своей монографии указывает на то, что правосубъектность некоммерческих организаций ограничивается определёнными целями, ради которых создаётся некоммерческая организация. Специальная правосубъектность означает, что её объем и содержание у разных организаций существенно различаются [2, 380]. Правовая наука сегодня рассматривает правосубъектность как категорию, характеризующую социально-правовую возможность субъекта быть участником правоотношений. В составе выделяют правоспособность и дееспособность.

Проанализировав ч. 1 ст. 49 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что коммерческие организации (кроме унитарных) в отличие от некоммерческих обладают общей правоспособностью, так как в соответствии с указанной статьей коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Для некоммерческих организаций ГК РФ устанавливает специальную правоспособность. Прежде всего, она находит свое отражение в учредительных документах организации. В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ устав некоммерческой организации должен содержать сведения о предмете и ее цели деятельности. Законом определены несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.1.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») [3]. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, и могут извлекать прибыль, но

такая деятельность может быть только неосновной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для достижения уставных целей. Важно разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческой организации и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Кроме того, объем специальной правоспособности может дополнительно ограничиваться федеральными законами. Так, казенные учреждения не могут выступать учредителями других юридических лиц, на совершение крупных сделок бюджетным учреждениям необходимо согласие учредителя (п. 13 ст. 9.2. от 12.1.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») и др. За учредителем некоммерческой организации сохраняется право сузить пределы правоспособности, внеся соответствующие ограничения в учредительные документы организации. Ограничения деятельности, предусмотренные для всех некоммерческих организаций, направлены, прежде всего, на недопущение искажения некоммерческой природы этих организаций. Так, сделки, совершенные некоммерческой (благотворительной) организацией с выходом за пределы специальной правоспособности, являются ничтожными как несоответствующие требованиям закона. Специальный (целевой) характер правоспособности некоммерческих организаций представляется обоснованным, поскольку освобождение таких организаций от уставных ограничений приведет к игнорированию интересов учредителей, преследующих вполне определенные общественно полезные цели.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. № 7. Монографические исследования / Под ред. проф. П. С. Гуревича и проф. С. В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016. С. 544.

3. Федеральный закон от 12.1.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. ст. 145.

36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и, подчеркнем, соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным критериям:

1) по форме собственности;

2) правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества;

3) наличию института членства;

4) присутствию иностранного элемента;

5) территориальной сфере деятельности.

В зависимости от формы собственности некоммерческие организации делятся на публичные (государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Некоммерческое партнерство, государственная корпорация, государственная компания, автономная некоммерческая организация согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они создана, и соответствующую этим целям.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком РФ (открытие и ведение счетов юридических лиц, расчеты по их поручениям, организации инкассации, купля-продажа иностранной валюты).

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное наименование;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей и 18 миллионов рублей для не ходатайствующей о получении такой лицензии.

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Центральным банком РФ.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, отсутствие высшего юридического или экономического образования, опыта руководства; судимость за преступлении в сфере экономики; совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, несоответствие деловой репутации;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям законов и нормативных актов;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *