Нарушение правил перевозки грузов какая отрасль права
Перейти к содержимому

Нарушение правил перевозки грузов какая отрасль права

  • автор:

Статья 12.21 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

Комментарии к ст. 12.21 КОАП РФ

1. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки грузов, правил буксировки.

3. По комментируемой статье ответственность наступает в случае невыполнения водителем требований, содержащихся в п. п. 20.1 — 20.4, 23.1 — 23.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

В частности, предусмотрено, что масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. На водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения. В случаях, когда состояние и размещение груза не отвечают установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.

Правила буксировки содержатся в п. 20 Правил дорожного движения. Установлены запреты на буксировку: транспортных средств с недействующим рулевым управлением, а также тормозной системой и др.

Если при буксировке автопоезда общая длина состава сцепленных транспортных средств превышает 20 м, то это не следует рассматривать как нарушение п. 23.5 Правил.

4. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, а также должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов.

5. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3), а также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы о таких правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Нюансы перевозки грузов автомобильным транспортом

При перевозке любых грузов нужно строго выполнять предписанные требования. От этого зависит не только сохранность самого груза, но и безопасность на дороге. Все особенности перевозки груза регламентируются правилами дорожного движения.

Правила обеспечения безопасности при автоперевозках

Правила перевозки продуктов питания

Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом

Требования к перевозке грузов автомобильным транспортом

Какие бывают грузоперевозки?

Особенности перевозки на рефрижераторах

Груз можно перевозить при соблюдении следующих требований:

  • если вероятность выпадения вещей из кузова (фургона) сведена к минимуму, т.е. груз уложен по всем правилам и надежно закреплен;
  • если перевозимый груз не создает помех водителю;
  • если открыты все опознавательные знаки, фары, стоп-сигналы, световые сигналы поворота;
  • если груз в движении не издает громких звуков, которые перекрывали звук самой машины;
  • если машина с грузом в движении не загрязняет дорогу и окружающее пространство.

Перевозка автотранспортом крупногабаритных грузов тоже имеет свои особенности. К крупногабаритным относятся любые виды багажа, которые выступают за пределы корпуса машины более чем на 1 метр спереди и сзади, и более чем на 0,4 метра по бокам.

Какую ответственность несет перевозчик за утрату, порчу или недостачу груза

Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента его принятия до передачи адресату (получателю). Перевозчик не несет ответственности в тех случаях, когда порча или утрата произошли по независящим от него причинам.

Если утрата или порча произошли по вине перевозчика, то он обязан компенсировать полную или частичную стоимость (в зависимости от степени ущерба, который понес владелец или получатель груза).

Стоимость определяется на основании цены, которая указана в счете продавца и (или) договоре. Если в этих документах цена не указана, то стоимость определяется на основе цены, которая взимается за аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах.

Кроме компенсации за испорченный или утерянный груз перевозчик обязан вернуть клиентам (отправителю или получателю) плату за перевозку, если она была сделана авансом.

Если перевозчик самостоятельно составил документы о причинах, по которым произошла утеря или порча груза, то в случае конфликтной ситуации с владельцем (отправителем) груза они могут быть оспорены в суде.

Штрафы

Особенности автомобильных перевозок грузов таковы, что если водитель при перевозке грубо нарушает правила, то его ждет административная ответственность в виде штрафа.

Виды нарушений и размеры штрафа

За нарушение правил перевозки во время гололеда штраф может составить не более 500 рублей.

За нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов может быть или штраф в размере 2,5 тыс. рублей, или лишение прав на срок до 6 месяцев. Если водитель – должностное лицо, то размер санкции увеличивается до 15 тыс. рублей, а для юридического лица – до 500 тыс.

Если вес тяжелого груза более чем на 5% превышает тот, что указан в документах, то размер штрафа может составить от 1 до 250 тыс. рублей.

Если размеры крупногабаритного груза превышают размеры более чем на 1/5 или вес на 20%, то штраф составит 3–4 тыс. рублей. Для должностных лиц санкция составит 25–30 тыс. рублей, для юридических – 300 тыс.

Также штрафы предусмотрены для тех случаев, когда при перевозке сыпучих грузов происходит их высыпание на дорогу.

Особенности организации перевозок грузов

Порядок перевозки разных грузов автотранспортом:

  1. заключается договор перевозки или фрахтования машины для транспортировки;
  2. предоставляются машины и контейнеры, производится погрузка;
  3. определяется масса груза, кузов и контейнеры пломбируются;
  4. доставляется груз, производится выгрузка и очистка кузова;
  5. составляются акты и другие документы, при необходимости – оформляются претензии.

Разрешение на перевозку тяжелого груза не требуется, если общая масса груза с машиной превышают допустимые значения не более чем на 2%. Если превышение составляет 2–10%, то разрешение оформляется в упрощенном порядке.

Важно! Нельзя перевозить в качестве тяжелых и крупногабаритных такие виды грузов, которые могут делиться на части. Если какой-то предмет или конструкцию можно разобрать на части без повреждения основных технических и эксплуатационных свойств, то ее перевозить нужно отдельными частями.

Исключением являются те случаи, когда превышения допустимых значений составляют не более 2%. Но и в этом случае требуется предварительно получать разрешение. Также нужно иметь в виду, что в некоторых случаях для перевозки таких грузов требуется специальное сопровождение.

Несмотря на то, что особенности перевозки грузов автомобильным транспортом кажутся совсем не сложными, эта сфера является частью большой экономической отрасли – логистики. Поэтому существует много правил и требований, т.к. без их соблюдения невозможно эффективное решение всех поставленных задач.

12.22. Нарушение правил перевозки опасных грузов

Перевозка опас. грузов водителем, не имеющим св-ва о подготовке водителей т/с, перевозящих опас. грузы, св-ва о допуске т/с к перевозке опас. грузов, спец. разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки сис-мы информации об опас., предусмотренных правилами перевозки опас. грузов, а равно перевозка опас. грузов на т/с, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опас. грузов или на котором отсутствуют элементы сисмы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опас. грузов, либо несоблюдение условий перевозки опас. грузов, предусмотренных указанными правилами,

Наказание

Водители
Штраф

Минимальный: 2000 руб.
Максимальный: 3000 руб.

Лишение прав: 4-6 мес

должностные лица ответственные за перевозку
Штраф

Минимальный: 10000 руб.
Максимальный: 20000 руб.

Лишение прав: 4-6 мес

физические лица-предприниматели и юридические лица
Штраф

Минимальный: 100000 руб.
Максимальный: 300000 руб.

Лишение прав: 4-6 мес

12.22.2

Нарушение

Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи

Наказание

водители
Штраф

Минимальный: 1000 руб.
Максимальный: 2000 руб.

должностные лица ответственные за перевозку
Штраф

Минимальный: 5000 руб.
Максимальный: 10000 руб.

физические лица-предприниматели и юридические лица
Штраф

Минимальный: 50000 руб.
Максимальный: 100000 руб.

Нарушение правил перевозки грузов какая отрасль права

Библиографическая ссылка на статью:
Слюсарь А.А. Основания и условия возникновения ответственности перевозчика при перевозке грузов автомобильным транспортом // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91340 (дата обращения: 05.09.2023).

Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозках грузов наступает лишь при наличии определенных оснований и условий. В исследовательской юридической литературе довольно часто отсутствует видимая граница между основаниями и условиями гражданско-правовой ответственности, в том числе и при исполнении договорных обязательств при перевозках груза. Но, все же, как полагаем, эти категории не идентичны друг другу и имеют свое содержание и отличительные характеристики.

В юридической науке гражданско-правовая ответственность в зависимости от оснований ее возникновения дифференцируется на договорную и внедоговорную. К основаниям возникновения договорной гражданско-правовой ответственности при перевозках грузов относятся деяния, которые можно определить, как нарушения обязательств, установленных условиями согласованного сторонами договора. [4, С. 623] Нарушение обязательства, возникшего не из договора, а по другим основаниям, влечет внедоговорную (деликтную) ответственность. Такая ответственность применяется, в частности, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица, когда вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ), вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества за счет другого лица (ст. 1102 ГК РФ), и в некоторых других случаях. Несмотря на то, что деликтные обязательства могут возникнуть в связи с договором, основанием для применения ответственности все же является не нарушение договорных обязательств, а соответствующий факт причинения вреда [4, С. 623].

В данном случае, мы в основном будем рассматривать договорную ответственность, однако, поскольку при перевозках груза также возможно причинение вреда, следует иметь ввиду, что деликтная ответственность также имеет место быть, в том числе, в рассматриваемых нами примерах.

Итак, основания возникновения ответственности перевозчика при перевозке грузов можно условно разделить на две основные группы исходя из содержания самого нарушения.

Первая группа оснований касается нарушений, выраженных в противоправных действиях или бездействии перевозчика, связанных с подачей транспорта на загрузку груза, которые приводят к неисполнению или ненадлежащему исполнению названного обязательства и могут выражаться в следую­щих формах:

А) Неподача транспортных средств под погрузку (срыв загрузки). Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транс­портных средств была признана выполненной, требует­ся строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора [2, с. 51]. То есть данное основание имеет место быть в случае, когда, несмот­ря на то, что Заказчик своевременно подал заявку на перевозку, а перевозчик ее принял к исполнению, транспортные средства в соответствующие согласованные в заявке или ином договоре сроки не были поданы под погрузку или прибыли в меньшем, чем предусмот­рено заявкой (договором), количестве.

Б) Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов (в том числе предоставление транспортного средства, не соответствующего условиям договора перевозки/конкретной заявки). При этом, следует заметить, что данная форма основания гражданско-правовой ответственности перевозчика формально можно отнести к ненадлежащему исполнению обязательств. Но по своим последствиям она все же равнозначна неисполнению: и в первом, и во втором, и в третьем случае грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (договором) погрузку, что приводит к срыву пере­возки груза в случае, если перевозчик не исправит своевременно (в пределах согласованного срока на подачу транспортных средств под загрузку) данное нарушение. При этом такое определение, как пригодность в коммерческом отношении автотранспортных средств, изначально устанавливается грузоотправителем в соответствии с его потребностями по перевозке конкретного груза. В случае подачи автотранспортных средств, непригодных для перевозки конкретного груза, неисправных или не соответствующих условиям договора перевозчик сохраняет обязанность выделить соответствующие автотранспортные средства для выполнения перевозки согласно условиям договора [3, с. 260].

В) Несвоевременная подача транспортных средств. Данное основание ответственности перевозчика возникает в случае необеспечения подачи автотранспортных средств в конкретный срок, предусмотренный указанной заявкой (договором). При этом в международном законодательстве (КДПГ) не предусмотрена ответственность перевозчика за несвоевременное предоставление транспортного средства под погрузку, поскольку считается, что значение для грузоотправителя и грузополучателя имеет лишь срок доставки груза, за нарушение которого установлена ответственность перевозчика. В российском же законодательстве ответственность за несвоевременную подачу транспорта под погрузку в виде неустойки установлена в п. 3 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Вторая группа оснований связана непосредственно с перевозкой груза. Это:

А) несохранность груза; Сохранность перевозимого груза — прямая обязанность перевозчика, которая вытекает из закона и договора. Неис­полнение этой обязанности влечет за собой ответственность виновной стороны. По правилам, установленным как в российском, так и в международном законодательстве перевозчик отвечает за утрату, недоста­чу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли по вине правомочного по договору лица либо вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 17 КДПГ).

Б) просрочка доставки груза; Надлежащее исполнение автомобильным перевозчиком обязательства, вытекающего из договора грузовой перевозки, предполагает своевременную доставку груза в пункт назначения, т.е. в срок, согласованный и установленный сторонами в договоре, или при отсутствии соглашения сторон – в разумный срок. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность. Если доставка груза по международной грузоперевозке не выполнена в срок, то получатель (именно он чаще всего является заявителем требования) или договорной Заказчик должен доказать, что просрочка нанесла ему ущерб (п. 5 ст. 23 КДПГ). В этом случае перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать размер провозных платежей. Стороны в договоре могут предусмотреть штраф за просрочку в доставке, который может быть установлен в качестве исключительной неустойки и в таком случае, оплата данного штрафа исключает возмож­ность требовать от перевозчика возмещения иного ущерба. В случае с внутрироссийской перевозкой, согласно части 11 статьи 34 Устава перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки [5]. Однако, как в случае возмещения ущерба, так и в случае штрафной неустойки сумма возмещения перевозчиком ущерба или уплаты штрафа не может превышать размер провозной платы.

Таким образом, из описания различных форм нарушений видно, что одно нарушение обязательств может при определённых условиях превращаться из одной формы в другую, а также в зависимости от того, что было согласовано или не согласовано сторонами в договоре, определенные описанные формы нарушений могут не являться таковыми в конкретных правоотношениях сторон или являться нарушениями по закону вне зависимости было ли это согласовано сторонами в договоре.

Однако для решения вопроса об ответственности перевозчика как стороны договорных отношений недостаточно только соответствующего основания, необходимо также наличие условий гражданско-правовой ответственности [3, с. 321].

Превалирующим в юридическом сообществе является мнение о том, что условия юридической ответственности, в том числе при перевозках грузов автомобильным транспортом, включают четыре элемента:

1) противоправность деяния. Это означает, что если отсутствует нарушение транспортных договорных обязательств, то не существует и ответственности их субъектов;

2) наличие отрицательных последствий. В случае с перевозками грузов автомобильным транспортном отрицательными последствиями являются убытки, выраженные в подавляющем большинстве случаев в виде реального ущерба;

Фиксация наличия убытков и неправомерного поведения перевозчика, по общему правилу, осуществляется путем составления акта, отвечающего положениям законодательства Российской Федерации [6, п. 80, 82].

3) причинная связь между противоправным деянием и отрицательными последствиями. Данное условие означает, что перевозчик несет ответственность за последствия ущерба, вызванного лишь его противоправными действиями, а не какими-то другими причинами. То есть между неправомерными действиями перевозчика и причиненными убытками должна просматриваться связь. На практике установление этого факта не вызывает затруднений в случае, если стороны в договоре и/или заявке к нему максимально подробно закрепили условия и порядок перевозки. При этом какое-либо несоответствие действий перевозчика или же состояния транспорта положениям договора /или заявке к нему является неисполнением обязательства, а причинная связь вытекает из этих несоответствий [7, с. 125].

Однако надо отметить, что это работает лишь при установлении причинной связи в случае возмещения ущерба. В отношении же ответственности, влекущей неустойку, наблюдается обратное – устанавливать причинную связь нет необходимости, а порой и невозможно, так как в ряде случаев отсутствует сам вред;

4) вина причинителя вреда. Данное условие практически не применимо к перевозчикам, поскольку ответственность перевозчика установлена независимо от вины. Так, постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 14.12.2010 г. № 9587/10 признается, что вина перевозчика при утрате груза презюмируется. Иные основания для привлечения перевозчика к ответственности также предусматривают наступление ответственности только при наличии самого факта нарушения договорных обязательств. В случае, если перевозчик считает, что привлечение к ответственности в конкретном случае является незаконным, бремя доказывания лежит именно на нем.

Таким образом, проанализировав каждое из оснований и условий ответственности перевозчика, можно сделать вывод, что наиболее уязвимым с точки зрения действующего законодательства представляется не выбор оснований ответственности, а процесс доказывания нарушений обязательств, установленных сторонами в договоре или законом, при чем этот процесс может представлять сложность при определённых условиях как для перевозчика, так и для заказчика перевозки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *