Топ-20 направлений дополнительного образования для школьников 2023
Дополнительное образование для школьников — возможность интересно провести время, определиться с будущей профессией, пообщаться с единомышленниками, прокачать soft skills. Рассказываем о самых популярных направлениях внешкольных занятий.
Сейчас существует огромное количество вариантов детского досуга: курсы программирования для детей, иностранные языки, фотография, музыка и многое другое. Но выбрать подходящий кружок для школьника не так-то просто. Родителям необходимо учесть множество нюансов, чтобы занятия по-настоящему увлекали ребенка, приносили пользу и положительные эмоции.
Мы составили топ-20 популярных направлений дополнительного образования для школьников 2023. Надеемся, что наша статья поможет определиться с выбором и найти идеальные курсы для вашего ребенка.
Итак, какие курсы дополнительного образования в 2023-2024 учебном году пользуются наибольшим спросом:
Программирование постепенно становится базовым навыком, одной из составляющих компьютерной грамотности. Современные дети с раннего возраста открывают для себя мир высоких технологий, поэтому с легкостью осваивают азы кодинга. Онлайн-школы программирования для школьников предлагают разнообразные профильные курсы, есть из чего выбрать. Увлечение кодингом может со временем превратиться в востребованную специальность, первым источником заработка.
В детских компьютерных школах есть занятия в IT для детей разного возраста: дошкольников, младшеклассников, старшеклассников. Ребята занимаются web-разработкой, созданием игр, разработкой мобильных приложений, веб-дизайном.
На компьютерных занятиях дети могут приобрести широкий спектр навыков для будущей профессиональной деятельности:
- Делают игры в Скретч (среда визуального программирования) — создают объекты, перемещают их по экрану, выстраивают алгоритмы взаимодействия между ними, углубляют знания математики, работают с графикой и звуками.
- Тренируют дизайнерское мышление — учатся понимать потребности целевой аудитории, анализировать информацию, генерировать и развивать идеи совместными усилиями. Занимаются прототипированием продуктов (игр, сайтов, мобильных приложений), защищают свои проекты.
- Знакомятся с основами Питон, пробуют применять свои знания в мире Майнкрафт.
- Пробуют свои силы в Codu Game Lab.
Изучение иностранных языков — одно из самых востребованных направлений дополнительного образования. Уверенное владение иностранным языком дает преимущества для успешной карьеры.
В школе Вильяма Рейли есть курсы английского языка для дошкольников и школьников. Дети могут заниматься удаленно или очно, в группах от 8 человек или индивидуально. Это не просто выполнение домашнего задания, которое присылает учитель, а полноценные уроки. Занятия проходят в Zoom. Функционал программы отлично подходит для занятий английским языком — есть интерактивная доска, режим презентации. Также можно выполнять онлайн-задания. Это легко, интересно, доступно и весело.
В школе есть образовательный интернет-портал. На нем можно выполнять дополнительные задания и тесты по материалам, которые изучают на уроках. Ребята найдут задания по отработке грамматики, лексики, произношения. Они смогут сразу проверить, все ли сделали правильно. Ученики выполняют задания и отслеживают свой прогресс. Кроме того, на портале есть все аудио и видео из учебника, по которым можно закрепить знания.
Люди в 21 веке воспринимают роботов как нечто обыденное. Автоматизированные устройства выполняют задачи на производстве, в быту и даже в космосе! Постоянно появляются новые модели с более совершенным функционалом. Поэтому спрос на специалистов в этой сфере растет. На курсы робототехники записывается все больше дошкольников и школьников.
Курсы лего-конструирования в детской компьютерной школе рассчитаны на юных инженеров 5-10 лет. Курсы имеют четкую структуру, занятие состоит из 3 частей:
- Теория. Ребята узнают, как устроен мир, как действуют разнообразные механизмы и передачи, знакомятся с кодингом в визуальной среде программирования.
- Сборка моделей. Юные инженеры собирают роботов из элементов лего-конструктора. Они учатся работать по схеме и придумывать свои конструкции. Продумывают движения робота и подбирают для этого соответствующие детали.
- Кодинг. Ребята составляют алгоритмы для роботов в Lego WeDo 2.0 — визуальной среде программирования. Элементы на экране напоминают детали конструктора. Механизмы подключают к компьютерам с помощью проводов, и происходит настоящая техническая магия — они «оживают»!
«Моя мечта» — онлайн-школа музыки. Здесь можно заниматься регулярно или по свободному графику. Изучать предмет базово или углубленно, либо заниматься только тем, чем хочется. Все уроки проводятся по видеосвязи с преподавателем. Программа формируется индивидуально, в зависимости от интересов и целей ученика, его уровня. Музыкальные удаленные занятия принесут ребятам много пользы и радости, помогут развить умственные и художественные способности, эмоциональный интеллект.
Направления занятий музыкой для детей зависят от возраста:
- До 3 лет — занятия в привычной домашней обстановке, создание творческой атмосферы в семье. Малыши знакомятся с фольклорными, классическими, современными композициями. Развивают чувство ритма, певческое дыхание, дикцию. Играют с шумовыми и звучащими игрушками. Уроки включают игры, упражнения, аудио и видеоматериалы, которые родители могут использовать во время домашних музыкальных занятий.
- 4-7 лет — долгосрочное подготовительное обучение. Ребят обучают музыкальной грамоте и вокалу. Ребята учатся выразительно читать, подбирать на слух простые мелодии, импровизировать. На занятиях развивается чувство ритма, музыкальный слух, координация.
- Уроки для детей-билингвов — совмещение музыкального образования и общения на русском языке. На занятиях развивают слуховые, двигательные, интонационные умения. Возможна подготовка к урокам по инструменту и вокалу.
- Слушание музыки — знакомство ребят с классическими, народными, эстрадными композициями в соответствии с возрастом. Дети учатся различать музыкальные направления, анализировать мелодии и рассказывать о них, получать удовольствие от прослушивания разнообразных композиций.
- Ритмика — сочетание двигательной активности, развития координации, чувства ритма, музыкально-слуховых навыков, памяти, мышления. Во время уроков дети освобождаются от психологических и мышечных зажимов, развивают артистичность, выразительность, эмоциональность, пластичность, правильную осанку.
- Танцы — возможность направить излишки энергии в созидательное русло, сбросить стресс. В зависимости от возраста, ребята выполняют упражнения на растяжку, разучивают танцевальные комбинации, отрабатывают движения по выбранному направлению.
Сайты в digital-пространстве — важная часть самопрезентации и бизнес-гигантов, и представителей среднего и малого бизнеса. На web-страницах люди рассказывают о продукте, об истории и философии бренда, делятся полезной информацией. Сейчас собрать небольшой интернет-магазин, портфолио, блог сможет даже школьник. Этому учат на онлайн-курсах по программированию для школьников.
Современные дети с раннего возраста получают доступ в интернет, заходят на разнообразные web-сайты. Поэтому они интуитивно понимают, как устроены IT-сервисы, и быстро учатся создавать digital-проекты.
Этапы создания сайтов:
- Проработка идеи, постановка целей.
- Генерирование контента: ребенок ищет или сам делает фото, придумывает и пишет текст. Можно нарисовать дизайн-макет страницы в простом графическом редакторе или на листе бумаги. Так будет легче представить конечный продукт и избежать большого количества правок.
- Создание страниц с нуля с помощью Python, JavaScript, HTML или конструкторов WIX, Weebly, WordPress, Тильда. Заполнение разделов контентом, подготовленным заранее. Верстка таблиц, картинок, текста, заголовков.
- Перенесение проекта на хостинг — запуск в интернете.
Занятия шахматами — постоянные упражнения для ума, которые отлично прокачивают soft-skills:
- Вербальные навыки — игра задействует участки мозга, связанные с языком.
- Психосоциальное взаимодействие — участники взаимодействуют между собой во время занятий и турниров.
- Улучшение математических способностей — распознавание образов, логика, игры с переменными в уме.
- Комплексный подход к решению проблем.
- Интуиция — ребята тренируются из двух равных по силе ходов выбирать именно тот, который приблизит к победе.
- Терпение — умение спокойно ждать ответного хода соперника, в течение длительного времени сосредоточиваться на своей стратегии.
- Мышление победителя — игра в шахматы тренирует веру в успех, необходимую для достижения целей.
- Умение проигрывать.
В школе Skysmart детей и подростков обучают игре в шахматы онлайн. Новички запоминают правила игры через сказки и мультфильмы, решают веселые задачи. Опытные игроки изучают стратегию и тактику, позиционное преимущество, приемы борьбы за центр. Ребят ждет общение с тренером в видеочате, интерактивные задания, активные физкультминутки. Они узнают секреты игры и научатся побеждать, станут более внимательными и собранными, улучшат успеваемость в школе.
Разумное обращение с деньгами — очень полезный навык, которому необходимо научиться уже в детском возрасте. Школьники распоряжаются карманными деньгами, совершают покупки в интернет-магазинах, ведут блоги и зарабатывают на них, покупают различные способности и артефакты в онлайн-играх.
Самостоятельность в планировании расходов и сбережений влечет и финансовые риски. Поэтому важно обучать детей финансовой грамотности уже с начальной школы.
Школа интеллектуального развития детей Smarty kids приглашает ребят на курс финансовой грамотности: очно и в дистанционном формате. Курс состоит из увлекательной теории и практики — смоделированных ситуаций, ролевых игр. Учебную мотивацию повышает игровой формат уроков — на «индивидуальный счет» начисляются баллы. В качестве домашних заданий ученики будут прорабатывать ситуации из реальной жизни. Например, закупить продукты на неделю на определенную сумму, чтобы накормить всю семью. Помимо искусства общения с деньгами, на курсе тренируют память, мышление, внимание.
Например, уже за несколько месяцев занятий ребенок:
- Познакомится с основными экономическими понятиями.
- Научится видеть рекламные ходы (скидки, акции) и правильно выбирать товары.
- Сможет планировать семейный бюджет.
- Научится безопасно пользоваться банковской картой, обеспечивать свою экономическую безопасность, избегать контакта с мошенниками.
- Будет знать, как увеличить свой доход.
Тренинги полезны детям, которые хотят изучить свой внутренний мир, выявить и устранить психологические проблемы, развить качества, необходимые для успешной учебы и карьеры, построения здоровых межличностных отношений. Тренинги бывают индивидуальными и групповыми, краткосрочными и длительными. Они также делятся по целям и по возрасту.
«Открывандия» предлагает дистанционные психологические тренинги для детей и подростков. Ребята тренируют навыки эмоционального интеллекта и общения. Развивающая психологическая работа сочетается с увлекательной игрой.
Что получают дети на психологических тренингах и программах личностного развития:
- Становятся более уверенными в себе.
- Восполняют психологический ресурс.
- Лучше узнают себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны.
- Развивают мыслительные способности.
Геймдев — одно из самых популярных и востребованных IT-направлений. Работа специалистов в этой сфере высоко ценится и хорошо оплачивается. Создание крутых игр под силу не только выпускникам крутых вузов, и дошкольникам от 5 лет. Дети осваивают компьютерные игры раньше, чем начинают говорить. Можно превратить увлечение гаджетами в полезное хобби, не откладывая дело в долгий ящик — записать ребенка на профильные компьютерные курсы для детей.
В онлайн-школе программирования для детей «Пиксель» учат делать игры на платформах Скретч, Юнити, Роблокс, Майнкрафт. На занятиях ребята смогут взглянуть на game-индустрию со стороны инженера-разработчика.
Программы для дошкольников:
- Scratch Junior — визуальная среда программирования для самых маленьких (от 5 лет). Посередине экрана расположена игровая сцена, в нижней части — блоки и область для составления алгоритма. Ребенок перетаскивает блоки движения, управления, внешнего вида, окончания, пусковые блоки, «примагничивает» их друг к другу в нужном порядке. Также он может выбрать персонажа, для которого будет создавать программу. Элементы обозначены картинками. Так юный программист легко может понять, за что они отвечают.
- Kodu Game Lab — визуальная среда для несложных 3D игр. С помощью инструментов Kodu дошкольник может создать свой виртуальный мир — изменить рельеф, построить лабиринт, добавить освещение, небо, ветер и т. д. Спрайтов (персонажей можно добавлять из встроенной библиотеки.
Курсы создания игр для школьников — онлайн-программирование для детей от 8 лет:
Дополнительное образование
- Дополнительное образование — совокупность форм образования, получаемого в дополнение к основному в целях получения новых или развития существующих компетенций учащегося.
* Дополнительное образование детей — образование, получаемое детьми параллельно с общим (школьным).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
На сегодняшний момент оценивание стало на Западе неотъемлемой частью эффективной реализации программ и проектов в той или иной отрасли (секторе). Спрос на специалистов высокого уровня в данной области растет с каждым годом. Поэтому неудивительно, что с каждым годом увеличивается и количество программ и курсов, так или иначе затрагивающих данную предметную область. К настоящему времени кристаллизовались пять основных видов подготовки специалистов по оцениванию.
Информация о дополнительном образовании
Федеральный закон определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании, а не на повышение образовательного уровня.
Персональный цифровой сертификат на дополнительное профобразование
Автор: Ольга Велейко
Учреждения ДПО
Автор: Вероника Реутова
ДПО в системе СПО
Автор: Виктория Шейх Халиль
ДПО – дистанционное обучение
Автор: Анна Окружко
Проектная деятельность в ДО
Автор: Оксана Киреева
Диплом о дополнительном образовании
Автор: Оксана Киреева
Направления допобразования
Автор: Оксана Киреева
Персонифицированное дополнительное образование
Автор: Оксана Киреева
Мониторинг дополнительного образования
Автор: Оксана Киреева
БАРС – электронное дополнительное образование
Автор: Оксана Киреева
ФГОС дополнительного образования
Автор: Оксана Киреева
Технологии дополнительного образования детей
Автор: Оксана Киреева
Что такое программа ДО
Автор: Алексей Кузнецов
Ее цели, задачи, содержание. План рецензии.
Формы занятий
Автор: Алексей Кузнецов
Корректный подбор модели занятий способствует максимальной эффективности учебного процесса.
Закон о дополнительном образовании 2015
Автор: Алексей Кузнецов
Его задачи и цели в учебном процессе.
Интеграция с общим образованием
Автор: Алексей Кузнецов
Взаимодействие между учебными учреждениями и центрами ДО.
Нормы СанПиН
Автор: Алексей Кузнецов
Изменения, которым подверглись Санитарные нормы и правила в 2015 году.
Послевузовское профессиональное образование
Автор: Алексей Кузнецов
Как проходит послевузовское профессиональное образование, на основании каких законов и по каким этапам осуществляется.
Концепция дополнительного образования
Автор: Алексей Кузнецов
Текст Концепции ДОД 2014 и направления ее реализации.
Система
Автор: Алексей Кузнецов
Ее значение в формировании успешной личности.
Доп. образование в Москве
Автор: Елена Новикова
Лучшие программы дополнительного бизнес-образования в столице.
Как его получать
Автор: Виктория Бондаренко
В современном мире дополнительное образование необходимо как воздух. Где, как и зачем учиться?
Федеральный закон № 273 определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании. При этом цель повышения образовательного уровня не ставится.
Уровни ДО
Дополнительное образование входит в систему непрерывного учебного процесса, который состоит из следующих уровней:
- дошкольный (детский сад);
- начальный (младшие классы);
- основной (9 классов);
- общий средний (11 классов);
- средний профессиональный (СПО – колледжи, техникумы, училища);
- высший (вузы).
Причем для каждого из этих уровней – от дошкольного до высшего – разрабатываются соответствующие программы дополнительного образования, и по окончании их изучения уровень имеющегося базового образования не повышается.
Это значит, что девятиклассник, получивший сертификат курсов робототехники, так и останется обладателем основного образования, а одиннадцатиклассник, пять лет изучавший на курсах иностранный язык, – общего среднего образования. Выпускник колледжа, пройдя программу повышения квалификации, не получит вузовский диплом и соответствующую ему квалификацию. Бакалавр после профессиональной переподготовки не станет магистром.
Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.
Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:
- Общеобразовательные:
- общеразвивающие;
- предпрофессиональные.
- Профессиональные:
- повышение квалификации;
- профессиональная переподготовка.
По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).
Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.
Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.
Цели дополнительного образования
Функции и задачи дополнительного образования детей при всем разнообразии форм проведения занятий и методов обучения сводятся к достижению следующих целей:
- Раскрытие творческого потенциала учащихся.
- Удовлетворение личностных потребностей в развитии по всем направлениям – от спортивного до интеллектуального.
- Укрепление физического здоровья.
- Выявление и поддержка талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности.
- Профессиональное обучение.
- Создание условий для непрерывного индивидуального развития.
- Помощь в осознанном выборе будущей сферы профессиональной деятельности или вида творчества.
На достижение этих целей работают десятки тысяч специализированных учреждений и организаций дополнительного образования: мастерских, объединений, студий, центров, домов творчества, секций. Такие же задачи ставят перед собой и кружки при школах или вузах.
Все эти заведения работают в нескольких направлениях дополнительного общеразвивающего образования:
- техническое;
- художественное;
- краеведческое;
- спортивное;
- туристическое;
- естественно-научное;
- социальное;
- физкультурное;
- педагогическое.
Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей и педагогов в стране развивается множество интегрированных или, наоборот, узкоспециализированных направленностей дополнительного образования. Так, например, в естественно-научном направлении – эколого-биологический профиль, в техническом творчестве – робототехника. Социально-педагогическая ориентация дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с группами детей, нуждающихся в особом уходе, или с талантливыми и одаренными школьниками.
Дополнительное образование формирует устойчивую потребность в приобретении новых знаний, стимулирует внутреннее развитие и творчество, помогает реализовать себя по максимуму. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают ДО как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, который ведется при помощи специальных дополнительных программ.
Профессиональное ДО
Дополнительное профобразование направлено на повышение квалификации или приобретение новых умений работниками, уже имеющими высшее или среднее профессиональное образование. Объем знаний, которые слушатели получают на курсах, зависит от задач учебных программ:
-
– кратковременные циклы, нацеленные на пополнение багажа знаний в конкретной отрасли. Это могут быть разной продолжительности курсы, семинары, тренинги, симпозиумы. – более продолжительные программы, ориентированные на получение новых глубоких знаний в рамках одной специальности или направления профдеятельности.
Исторические вехи дополнительного образования
В России система ДО начала формироваться на заре ХХ столетия, когда появились кружки, клубы, мастерские, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. Единичные организации открывались по инициативе прогрессивных педагогов.
Культурологическое направление в дополнительном образовании стало первой ласточкой всей внешкольной учительской деятельности. В начале ХХ века в Москве основатели культурно-просветительского общества «Сетлемент», что значит «комплекс» или «поселение», ставили перед собой задачу удовлетворить духовные и социальные потребности детей и молодых людей из малообеспеченных семей.
Октябрьская революция выдвинула лозунг о необходимости перехода от внешкольного воспитания к детскому ДО. Сначала появились станции юных любителей природы – так дополнительное образование в Москве и крупных городах молодого советского государства сделало свои первые шаги. Уже через год состоялся съезд по вопросам внешкольного обучения, посвященный проблемам дальнейшего совершенствования ДО. В 30-е годы бурно развивались все формы внеклассных учреждений. К 1940 году в стране насчитывалось уже 1 846 заведений внешкольного воспитания.
После войны восстанавливались не только заводы и фабрики, но и организации дополнительного образования. Массово строились дворцы пионеров, загородные лагеря труда и отдыха, станции юннатов и техников, спортшколы для детей всех возрастов.
Работа учебных заведений до конца 80-х годов строилась строго в рамках советской идеологии, учреждения дополнительного образования тоже подчинялись четко определенным установкам. Единичные альтернативные движения и структуры быстро подавлялись и закрывались, несмотря на достигнутые ими высокие результаты и приобретенную популярность. Тем не менее организации дополнительного образования накопили уникальный опыт в сфере воспитания талантливых молодых людей.
Сложная ситуация 90-х годов прошлого века, к счастью, не привела к полному распаду системы внеклассной работы. На новом витке развития все учреждения, функционировавшие во внешкольном обучении, не просто сменили вывески, перестав называться домами пионеров или юных ленинцев, – изменилось качество, содержание и формы деятельности этих организаций.
Сегодня в инфраструктуру отрасли дополнительного образования только детей (не говоря уже о взрослых) входит более 11 тысяч учреждений, в которых занимаются примерно 10 миллионов учащихся разного возраста. Занятия в центрах, дворцах, домах, кружках и секциях преимущественно платные, но в рамках государственной стратегии развития дополнительного образования введена система персонифицированного ДО, которая предусматривает целевое индивидуальное финансирование из бюджета страны занятий каждого конкретного ребенка.
Более подробно обо всем, что касается дополнительного образования детей и взрослых, вы узнаете из материалов раздела.
Какие виды дополнительного образования бывают и как его получить
«Учение — свет, а неучение — тьма». Эта пословица никогда не теряет актуальности. Чтобы добиться успехов в работе, необходимо постоянное развитие и обучение. В статье рассмотрим, что такое дополнительное образование.
Дополнительное профессиональное образование — что это такое
Цель дополнительного профессионального образования (ДПО) — улучшить профессиональные навыки и дать дополнительные знания, позволяющие добиться определенных высот в карьере.
Если основное базовое образование должно быть у всех, то ДПО получают на добровольной основе, по желанию. Оно доступно всем людям, которые хотят не только углубить свои профессиональные познания, но и расширить кругозор и обучиться чему-то новому.
Существуют четыре уровня профобразования:
- среднее профессиональное образование (техникум, колледж, училище и другое),
- бакалавриат,
- магистратура или специалитет,
- аспирантура.
Особенность ДПО в том, что его возможно получить только как дополнение к среднему профессиональному или высшему образованию.
ДПО — отличная возможность «прокачать» знания и умения, узнать об изменениях и нововведениях, касающихся специальности. Курсы по профессиональной подготовке не сравнятся с университетскими программами. Чтобы получить диплом о высшем образовании, необходимо успешно законичить вуз.
Чем отличается ДПО от дополнительного образования
Многие путают данные понятия и думают, что они тождественны. Но это не так. Разница состоит не только в одном слове. Они отличаются и по другим критериям:
- дополнительное образование (ДО) может длиться несколько лет, в то время как ДПО можно получить за более короткий срок. К примеру, средняя продолжнительность курсов по повышению квалификации составляет от двух недель до нескольких месяцев;
- прохождение программ ДО не гарантирует вручение каких-либо документов об образовании, а по результатам окончания ДПО, как правило, выдают свидетельство или диплом о повышении квалификации;
- к организации ДПО предъявляют более строгие требования. Образовательная программа должна строиться согласно российским государственным стандартам.
У ДПО и ДО, как и любого образования в принципе, есть основная задача — освоение новых знаний. Поэтому между ними есть свои сходства.
- Обучение по программам дополнительного образования не должно мешать основному образованию. Поэтому ДО и ДПО получают только в свободное время — после работы или учебы в университете.
- Проходить какие-либо дополнительные образовательные курсы или нет — добровольный выбор каждого. ДПО может входить в обязанности работника. Но это скорее исключение из правил. Не все работодатели требуют от сотрудников регулярного повышения квалификации.
У Халвы более 250 тысяч партнеров, среди которых есть обучающие центры. Оплатите курсы картой и получите хороший кешбэк. Оформите продукт Совкомбанка сейчас и узнайте о всех его преимуществах.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 15% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Какие виды дополнительного профессионального образования существуют
К ДПО относят повышение квалификации и профессиональную подготовку.
Повышение квалификации
Для чего необходимы курсы по повышению квалификации? Они позволяют улучшить профессиональные знания и умения, освоить новые навыки, необходимые в трудовой деятельности.
Современный рынок труда «кишит» специалистами в разных сферах. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособным, крайне важно постоянно обучаться новому и расширять мировоззрение.
К тому же образовательные курсы помогают узнать о новшествах в профессиональной сфере и освоить новые компетенции. Регулярное обучение — залог успешной работы и продвижения вверх по карьерной лестнице.
Как правило, курсы длятся от 72 до 150 часов. Это зависит от конкретной программы. Закон устанавливает только минимальную продолжительность — 16 часов.
Слушателям, успешно прошедшим обучение, вручают сертификат о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка
В чем разница между профессиональной переподготовкой и курсами повышения квалификации? Все просто. Главное отличие в том, что профессиональную переподготовку проходят те, кто хочет получить совершенно другую специальность. К примеру, бухгалтер может окончить курс на психолога, а юрист — на филолога.
Переподготовку можно назвать облегченной версией высшего образования. Кто хочет освоить новую профессию, но не хочет тратить на это четыре или шесть лет, может пройти дополнительные курсы. Это экономит и деньги, и время.
Профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей — рейтинг 2023
Минимальная продолжительность курсов — не менее 250 часов. Курсы длятся в среднем от 300 до 500 часов. Но есть и более объемные программы, рассчитанные на полгода, это примерно 1000 академических часов. Продолжительность зависит от сложности осваиваемой профессии.
Дополнительное образование можно получить и в форме стажировки. Человек выполняет различные тестовые задания, чтобы закрепить полученные на курсах знания и продемонстрировать профессиональные навыки.
Формы ДПО
Дополнительное профессиональное образование бывает в трех формах:
- очной,
- очно-заочной,
- дистанционной.
Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет ДПО. Некоторые образовательные учреждения дают возможность выбора. Слушатели могут обучиться на дистанционке или очке. Форма оговаривается заранее и указывается в договоре.
Неважно, какой формат учебы выберет человек, это никак не должно повлиять на качество и эффективность учебы. Каждую программу должны построить таким образом, чтобы за все время обучения слушатель получил необходимые знания и успешно прошел аттестацию.
Форму прописывают только в договоре. В дипломе о получении дополнительного профобразования укажут лишь название курса и количество академических часов.
Кто может получить дополнительное профессиональное образование
Курсы по профпереподготовке и повышению квалификации доступны тем, кто уже закончил среднее профессиональное либо высшее образование. Или тем, кто учится в колледже или лицее.
Получить ДПО очень просто. Чтобы записаться на курсы, не нужно сдавать экзамены. Человеку достаточно предоставить диплом об окончании университета или справку о том, что он учится параллельно.
Как правило, дополнительное профобразование платное. Но некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы по профпереподготовке. Слушателей допускают на занятия сразу после оплаты.
Иностранцы и лица без гражданства также имеют право получить ДПО. Главное условие — их сертификаты об образовании должны признаваться в России.
ДПО доступно любому взрослому человеку в любом возрасте. Главное — иметь время и желание учиться.
Желание учиться есть, а денег нет? В Совкомбанке вы можете оформить кредит на образование по выгодной ставке и с минимальным пакетом документов.
Где получить ДПО
Получить ДПО можно только в тех организациях, у которых есть соответствующая лицензия. Пройти курсы по повышению квалификации или профпереподготовке можно в разных учреждениях, среди которых:
- вузы;
- учреждения среднего профессионального образования — колледжи, техникумы и так далее;
- различные центры ДПО — академии, институты (могут быть как частные, так и государственные);
- научные учреждения — лаборатории, НИИ и другие.
Среди огромного сегмента различных образовательных учреждений бывает сложно выбрать подходящее. Перед тем, как записываться на курсы, обязательно обратите внимание на следующее:
- разнообразие образовательных программ;
- продолжительность обучения;
- рейтинг заведения и отзывы слушателей;
- информацию о преподавателях (стаж, квалификация).
Кроме того, будет не лишним проверить, есть ли у образовательного центра лицензия. Сделать это можно на официальном сайте Роспотребнадзора.