ПРИПАСЫ
— необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо и горючесмазочные материалы, за исключением запасных частей и оборудования;
— предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет;
— предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, убывающих за пределы таможенной территории РФ, без цели их потребления на этих судах (п. 2 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. № 524). Особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу РФ на морских, воздушных судах и в поездах в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, определены приказом ГТК от 19 октября 2001 г. № 1000.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .
Смотреть что такое «ПРИПАСЫ» в других словарях:
ПРИПАСЫ — ПРИПАСЫ, припасов, ед. (в том же знач.; прост. обл.) припас, припасла, муж. 1. Провизия; то, что припасено, заготовлено про запас для известной цели. Съестные припасы. Все вышли припасы на охоте. «Без запасу не станет припасу.» погов. 2.… … Толковый словарь Ушакова
припасы — См. обстановка съестные припасы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. припасы запас, провиант, продовольствие; обстановка; резерв, продукты, продукты питания, пищевые… … Словарь синонимов
припасы — для потребления: 1) товары, предназначенные для потребления пассажирами и экипажем на борту средств водного транспорта, воздушных судов или в поездах, независимо от того, продаются они или нет; 2) товары, необходимые для эксплуатации и… … Справочник технического переводчика
ПРИПАСЫ — ПРИПАСЫ, ов, ед. припас, а, муж. Продукты, материалы, заготовленные про запас, запасы. Съестные п. Боевые п. (боеприпасы). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Припасы — 23) припасы товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания река море , судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных … Официальная терминология
припасы — ПРИПАСЫ, ов, только мн. Пищевые продукты, заготовленные, припасенные для еды на случай надобностей, нужды; Син.: провизия. Очень большая поднялась дороговизна на все припасы (Г.). Я точно должен… немного, хозяйке за припасы… говорил Обломов (Гонч … Толковый словарь русских существительных
Припасы — мн. Запасы еды, провизия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
припасы — припасы, припасов, припасам, припасы, припасами, припасах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
припасы — прип асы, ов … Русский орфографический словарь
припасы — мн., Р. припа/сов … Орфографический словарь русского языка
припасы — Syn: запас, провиант, продовольствие … Тезаурус русской деловой лексики
Перемещение припасов
Перемещение припасов — таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенный режим перемещения припасов установлен постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов».
Содержание таможенного режима перемещения припасов предполагает его применение при использовании иностранных и российских товаров при перемещении транспортных средств через таможенную границу РФ при осуществлении международных перевозок. Такими транспортными средствами могут быть морские (речные) суда (при этом помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов допускается при эксплуатации этих судов в целях торгового мореплавания, в том числе не связанных с осуществлением международных перевозок), поезда, а также воздушные суда гражданской, государственной и экспериментальной авиации. При перемещении транспортных средств физическими лицами для личного пользования таможенный режим перемещения припасов использоваться не может.
Для целей применения данного таможенного режима такие товары должны рассматриваться как припасы. К припасам относятся товары:
- — необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов). Припасами не могут являться запасные части и оборудование, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортного средства;
- — предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
- — предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Припасы помещаются под таможенный режим перемещения припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов.
В соответствии с письмом ГТК РФ от 17.10.2003 № 01-06/41353 «О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов» под рассматриваемый таможенный режим могут помещаться Лакокрасочные материалы, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации на бортах судов смешанного «река-море» плавания и предназначенные для использования в целях обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов, в объемах, не превышающих количество, предусмотренное проектами этих судов для использования в заявленных целях.
В целях реализации постановления Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов» был издан приказ ГТК РФ от 19.10.2001 № 1000 «О таможенном режиме перемещения припасов» (зарегистрирован Минюстом РФ 12.11.2001, регистрационный № 3020), который применяется в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Данный приказ устанавливает особенности совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов.
Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов выдается путем осуществления выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Декларирование припасов производится путем представления декларантом (российским (иностранным) перевозчиком либо уполномоченным им лицом) таможенной декларации на припасы в двух экземплярах, в качестве которой таможенным органом принимаются:
- — при ввозе припасов стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых должны содержаться сведения о наименовании и количестве (весе, объеме и тому подобные сведения) перемещаемых припасов;
- — при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда (далее — транспортные средства) во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
При помещении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, под таможенный режим перемещения припасов в соответствии с приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» дополнительно должно быть представлено письменное извещение перевозчика, составленное в произвольной форме, содержащее сведения о месте, времени и предполагаемых действиях с припасами (в случае намерения совершить действия в отношении припасов, связанные с их временной выгрузкой, передачей соответственно на другие суда или другие поезда, помещением их под иной таможенный режим).
В связи со схожестью понятий «припасы» как товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов) и понятия «запасные части и оборудование», необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов и поездов, письмом ГТК РФ от 30.06.2004 № 01-06/24115 «О таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах» даны разъяснения о порядке таможенного оформления тех и иных в зависимости от возникающих ситуаций.
Согласно данному разъяснению к припасам могут относиться, например, кухонные рукавицы и прихватки, ножи кухонные, чашки кофейные, костюмы для технического обслуживания судна, ведра пластмассовые и другие подобные предметы.
Все товары, которые подпадают под признаки припасов, подлежат помещению под таможенный режим перемещения припасов, за исключением запасных частей и оборудования, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (пункт 3 статьи 265 ТК РФ). Такой подход обусловлен тем, что запасные части и оборудование, находящиеся и предназначенные для использования на судне, являются неотъемлемой частью транспортного средства, в значении подпункта 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, и подлежат таможенному оформлению в упрощенном порядке одновременно с морскими (речными) судами. В соответствии со статьей 279 ТК РФ декларирование запасных частей и оборудования, перемещаемых одновременно с транспортным средством, осуществляется путем указания соответствующих сведений во въездной или выездной декларации.
При этом следует отметить, что таможенным законодательством предусмотрено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, как припасов, так и временно вывозимого оборудования и запасных частей. В свою очередь налоговым законодательством не предусмотрено возмещение налога на добавленную стоимость при временном вывозе запасных частей и оборудования либо вывозе припасов (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов).
Выбор лицами таможенного режима перемещения припасов с точки зрения правовых последствий не наносит ущерба экономическим интересам государства, поскольку при вывозе в режиме экспорта товаров, к которым может быть применен таможенный режим перемещения припасов, вывозных таможенных пошлин и нетарифных ограничений экономического характера действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
ТК РФ не содержит специального понятия «судовое снаряжение», употребляемого в Конвенции по облегчению морского судоходства. Предметы, которые могут подпадать под понятие «судовое снаряжение», могут рассматриваться как запасные части и оборудование (например, спасательные шлюпки, мебель), так и как припасы.
Учитывая одинаковые условия налогового законодательства и таможенного режима, установленные таможенным законодательством при вывозе припасов, запасных частей и оборудования (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов), таможенные органы не должны препятствовать заявлению таможенного режима припасов в отношении тех предметов, которые могут рассматриваться как «судовое снаряжение». В случае указания предметов «судового снаряжения» в выездной декларации (в качестве которой могут использоваться стандартные документы перевозчика), таможенным органам не следует принуждать лиц к повторному декларированию этих предметов в качестве припасов.
Вышеуказанный порядок распространяется и на морские (речные) суда, не используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, указанные в статье 280 ТК РФ.
Ограничения по пользованию и распоряжению припасами (статья 267 ТК РФ). Припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей морских (речных) судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна. При совершении запланированной посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории Российской Федерации, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.
Припасы, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории Российской Федерации при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов.
Припасы, предназначенные для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих поездов, могут потребляться и использоваться в этих поездах в пути их следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и работников поездных бригад, а также продолжительности стоянки и времени нахождения в пути.
Совершение таможенных операций в отношении припасов
Понятие «припасы» и история развития нормативно-правовой базы в отношении припасов
С развитием российского таможенного законодательства понятие «припасы» несколько изменилось, хотя общий смысл существенно не менялся.
В настоящее время правовую основу особенностей выполнения таможенных операций в отношении припасов составляют гл. 39 («Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза припасов») ТК ЕАЭС и гл. 37 («Особенности порядка и условий перемещения припасов через таможенную границу Союза») Закона о таможенном регулировании.
Само понятие «припасы» дается в ст. 2 («Определения») ТК ЕАЭС. Припасы — товары:
- — необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;
- — предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.
Понятие припасы с разъяснением его сущности появилось в международном праве в середине прошлого века.
Так, с 1949 г. действует приложение 9 к Конвенции о международной гражданской авиации [1] , подп. 2.10 п. «В» гл. 2 которого обязывал участников Конвенции не требовать представления таможенной декларации в отношении припасов, которые ввозятся на воздушных судах и остаются на борту этих судов. В 1957 и 1960 гг. Совет таможенного сотрудничества принимал рекомендации о таможенном оформлении провизии, перевозимой в международных поездах. Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. содержит определение судовых припасов и исключает из таковых предметы судового снаряжения и судовые запасные части. При этом основным документом о судовых припасах, содержащим сведения, требуемые государственными властями при приходе и отходе судна, является Декларация о судовых припасах.
В соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур [2] (далее — Киотская конвенция) перемещение припасов, наряду с перемещением товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и т. п., является специальной таможенной процедурой.
Заметим, что в Киотской конвенции вопросы перемещения припасов довольно подробно освящаются и взяты за основу для соответствующих положений в национальных таможенных законодательствах большинства стран.
Становление и развитие в России таможенного регулирования в сфере перемещения припасов осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (1993—2001) можно говорить об отсутствии в российском таможенном законодательстве (в том числе в Таможенном кодексе РФ 1993 г.) понятия «припасы», а также норм, устанавливающих особенности перемещения через таможенную границу товаров, необходимых для потребления и использования. В отношении данных товаров при их перемещении через таможенную границу РФ применялись таможенные режимы, предусмотренные действовавшим тогда законодательством. Так, иностранные припасы вывозились с территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, а российские припасы, ранее вывезенные с этой территории, при обратном ввозе помещались под таможенный режим реимпорта.
Второй этап (2001—2010, до вступления в силу постановления Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов») за перемещением припасов закрепил статус специального таможенного режима, предусматривающего полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и упрощенный порядок таможенного декларирования. В последующем это положение было закреплено Таможенным кодексом РФ 2003 г. В нем для декларирования припасов был предусмотрен специальный таможенный режим «Припасы». В эти же годы Государственным таможенным комитетом РФ (далее — ГТК России) был издан ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.
Третий этап связан с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза 2010 г. (далее — ТК ТС) и продолжается в настоящее время. В соответствии с ТК ТС и новым ТК ЕАЭС припасы являются особой категорией товаров, таможенное декларирование которых осуществляется без помещения под таможенные процедуры. Причем ТК ЕАЭС в основе повторил положения ТК ТС, касающиеся перемещения и декларирования припасов.
По современному таможенному законодательству припасы перемещаются через таможенную границу ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения мер защиты внутреннего рынка, при условии использования в соответствии со ст. 283 ТК ЕАЭС с соблюдением запретов и ограничений.
Иностранные товары, используемые в качестве припасов, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, сохраняют статус иностранных товаров.
Товары ЕАЭС, используемые в качестве припасов, вывезенные с таможенной территории ЕАЭС и обратно ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, сохраняют статус товаров ЕАЭС при условии их идентификации таможенным органом. При невозможности идентификации таможенным органом ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров как товаров ЕАЭС, используемых в качестве припасов, такие товары рассматриваются как иностранные.
Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, могут декларироваться и выпускаться в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, если такие товары загружаются на борта водных или воздушных судов, а если это предусмотрено законодательством государств-членов, — в поезда, из магазинов беспошлинной торговли, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, из которых такие транспортные средства убывают с таможенной территории ЕАЭС. Такие товары после их таможенного декларирования и выпуска в качестве припасов сохраняют статус иностранных товаров.
Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут декларироваться и выпускаться в качестве припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС. При этом они сохраняют статус иностранных товаров.
Положения гл. 39 ТК ЕАЭС не применяются в отношении товаров, находящихся в транспортных средствах для личного пользования.
Судовые припасы и предметы судового снаряжения: особенности Таможенного декларирования Текст научной статьи по специальности «Право»
Рассматриваются основы правового регулирования в сфере перемещения морских судов через таможенную границу Таможенного союза. Исследуются вопросы разграничения эксплуатационных судовых припасов и предметов судового снаряжения , а также проблемы, связанные с их таможенным декларированием.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гуреева Алена Николаевна
Текст научной работы на тему «Судовые припасы и предметы судового снаряжения: особенности Таможенного декларирования»
УДК 339 ББК 30.609
Судовые припасы и предметы судового снаряжения: особенности таможенного декларирования
Рассматриваются основы правового регулирования в сфере перемещения морских судов через таможенную границу Таможенного союза. Исследуются вопросы разграничения эксплуатационных судовых припасов и предметов судового снаряжения, а также проблемы, связанные с их таможенным декларированием.
Ключевые слова: припасы, предметы судового снаряжения, предметы материально-технического снабжения и снаряжения, морское судно, транспортное средство.
Развитие международных перевозок товаров морским транспортом на современном этапе требуют всестороннего внимания к различным аспектам правового регулирования в сфере эксплуатации морских судов. Среди них немаловажное место занимают вопросы таможенного регулирования данных правоотношений, в том числе совершения таможенных операций в отношении судовых припасов и предметов судового снаряжения, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Действующее таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле и иные нормативные правовые акты в сфере таможенного дела не содержат норм, позволяющих четко разграничить понятия «судовые припасы» и «предметы судового снаряжения».
Основа теоретических положений о правовом режиме принадлежностей морского судна, в том числе судового снаряжения, а также судовых припасов заложена ещё в дореволюционных трудах российских юристов. К потребностям причислялись провизия, пушка для отдачи салюта, шлюпки, мост
ГУРЕЕВА Алена Николаевна — главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Камчатской таможни, г. Петропавловск-Камчатский.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
для привала, спасательные снаряды, географические карты, геодезические инструменты, компас, колокол, посуда и аптека на пассажирских судах. Судно, оснащённое снарядами для нагрузки-выгрузки, считалось судном оснащённым. А судно, снабжённое потребностями и экипажем — судном вооружённым [16, с. 5].
В «Объяснительном морском словаре» (1894 г.), составленном В.В. Вах-ниным, понятия припасов и судового снаряжения не встречаются, однако упоминаются следующие термины: «вооружать судно» — оснастить судно и снабдить его артиллерию всем необходимым для плавания; «вооружаться» — готовиться к плаванию; «вооружение судна» — установка и укрепление на местах, оснастка, укладка трюмов, установка на место орудий, мен и других боевых и жизненных запасов [7, с. 51]. Торговый устав 1893 г. содержит упоминание о «займе припасов на море» [10, с. 149].
В большинстве учебных пособий по морскому праву, изданных в советское время, вовсе не содержится упоминаний о перемещении через границу судового вооружения, судового снаряжения либо припасов. Так, в учебнике Г.И. Именитова «Советское морское и рыболовное право» [9] содержится упоминание о вооружении судна, сведения о котором должны были быть указаны в судовом билете (документ, подтверждающий право собственности на судно). В учебном пособии «Коммерческая практика заграничного плавания» [11, с. 194] дается описание административных процедур в иностранных портах, связанных с перемещением «судовых запасов», кроме того, кратко изложены таможенные правила пополнения «судовых запасов» в иностранном порту.
Появление такой категории товаров, как «припасы», в отечественном законодательстве связано с вступлением в силу Конвенции по облегчению международного морского судоходства1 (далее — Конвенция) [1].
Однако в таможенном законодательстве Российской Федерации и отечественной юридической литературе данный термин окончательно закрепился только в 2001 г., после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении таможенного режима перемещения припасов» [2] и приказа ГТК России «О таможенном режиме перемещения припасов» [4], а также после введения в действие Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года [5].
Исходя из норм действующего таможенного законодательства, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, к категории припасов возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
1) предназначены для потребления и (или) использования на борту конкретного транспортного средства, либо для продажи пассажирам и членам экипажа без цели потребления на борту судна (продаваемые припасы);
Вступила в силу для СССР 05.03.1967.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
2) целями их потребления и (или) использования является обеспечение нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств (эксплуатационные припасы) либо потребление пассажирами и членами экипажей на борту транспортных средств (потребительские припасы);
3) потребляются и (или) используются в пути следования или в пунктах промежуточной остановки (за исключением продаваемых припасов).
Указанные условия одновременно являются и признаками припасов.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 года дополнительным условием отнесения товаров к категории припасов являлось их потребление и использование на транспортных средствах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой международной перевозки.
Однако в связи с изменениями таможенного законодательства данный признак припасов не получил дальнейшего развития. Так, вместо строгого деления на товары и транспортные средства в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) появилась классификация товаров на отдельные категории, к числу которых относится категория транспортных средств и категория транспортных средств международной перевозки [6]. При этом следует учитывать, что припасы могут перемещаться через таможенную границу не только транспортными средствами международной перевозки (статьи 4 и 350 ТК ТС), но и иными транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, например, морскими судами, являющимися иностранными товарами, но зарегистрированными в Российской Федерации, к которым особенности перемещения транспортных средств международной перевозки, установленные гл. 48 ТК ТС, не применяются. Припасы, в данном случае также подлежат таможенному декларированию на основании статей 159, 364 ТК ТС. Исключением являются лишь транспортные средства для личного пользования2.
Кроме того, в соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973) перевозка товаров между морскими портами одного государства через территорию иностранного государства (например, Петропавловск-Камчатский-Санкт-Петербург южным морским путем) является каботажной перевозкой. Согласно таможенному законодательству Таможенного союза перемещение товаров в данном случае осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а таможенные операции, связанные с убытием транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза и его прибытием на эту территорию осуществляются в общем порядке, в связи с чем требуется и таможенное декларирование припасов.
2 В силу прямого указания ст. 363 ТК ТС нормы о порядке перемещения припасов не применяются в отношении транспортных средств для личного пользования.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
Таким образом, учитывая необходимость припасов для обеспечения нормальной эксплуатации морских транспортных средств, в том числе при осуществлении каботажных перевозок через территорию иностранного государства, а также транспортных средств, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, такой признак припасов, как их использование на транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки, утратил свою актуальность. Следуют отметить, что отношения, не связанные с перемещением припасов через таможенную границу Таможенного союза, таможенным правом не регулируются и предметом данного исследования не являются.
Термин «судовое снаряжение», также закрепленный Конвенцией, нашел свое отражение в отечественном таможенном праве значительно раньше, чем термин «припасы». Так, в ряде нормативно-правовых актов ГТК России 90-х годов предприняты попытки урегулировать порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, находящегося в конструктивных емкостях, продовольствия и другого имущества, необходимого для нормальной эксплуатации судов, используемых для целей торгового мореплавания3. Проведенный анализ указанных правовых актов показал, что они не разделяют понятия «предметов судового снаряжения» («предметов материальнотехнического снабжения и снаряжения») и «припасов».
Первым и единственным нормативным правовым актом Российской Федерации, содержащим понятие предметов судового снаряжения, стало Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами (далее — Положение) [3]. В соответствии с Положением под судовым снаряжением понимаются предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе, такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки. Данное определение в точности соответствует установленному Конвенцией [1].
Анализ указанного определения позволяет выделить следующие признаки предметов судового снаряжения:
1) находятся на судне;
2) предназначены для использования именно на этом судне;
3) являются движимыми вещами;
3 См.: О таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и необходимых для нормальной эксплуатации судов: распоряжение ГТК РФ от 17.04.2000 № 01-99/ 447 // Таможенные ведомости. № 7. 2000; О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, необходимых для нормальной эксплуатации транспортных средств: распоряжение ГТК РФ от 22.07.1999 № 01-14/880 // Таможенный вестник. № 17. 1999.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
4) не имеют потребительского характера, т. е. не предназначены для конечного потребления на судне.
Как отмечает А.Ю. Хрипко, морское судно представляет собой совокупность предметов, необходимых для нормальной деятельности судна, которые также подлежат процедурам оформления и контроля [15, с. 78]. Представляется, что признак «необходимости для нормальной деятельности», как объединяющий судовые припасы, предметы судового снаряжения и другие предметы, находящиеся на борту судна, не отражает их предназначения. При этом комплексный анализ правового регулирования в рассматриваемой сфере позволяет сделать вывод о том, что указанные категории товаров объединяет признак их необходимости для нормальной эксплуатации морского судна4.
Учитывая, что понятие «нормальная эксплуатация морского судна» не закреплено ни таможенным законодательством Таможенного союза, ни законодательством Российской Федерации в сфере таможенного дела, полагаем необходимым сформулировать данное понятие и определить для целей таможенного регулирования примерный круг операций, составляющих нормальную эксплуатацию судна.
Проведенный анализ современного правового и технического регулирования в сфере эксплуатации морских судов позволяет сформировать вывод о том, что обеспечение нормальной эксплуатации морского судна представляет собой:
— комплекс операций, направленных на обеспечение такого состояния морского судна, при котором судно в целом, его механизмы, устройства, системы, средства и оборудование, обеспечивающие движение, управляемость, безопасность мореплавания, противопожарную безопасность, непотопляемость, судовую связь и охрану окружающей среды, находятся в рабочем состоянии и нормально функционируют;
— мероприятия, направленные на обеспечение готовности к использованию судна по назначению и обеспечение безопасности и комфортных бытовых условий пассажиров и членов экипажа морского судна.
Таким образом, к операциям, направленным на обеспечение нормальной эксплуатации морского судна следует отнести, в числе прочих:
1)_____операции, направленные на поддержание рабочего состояния и нормального функционирования механизмов, устройств, систем, средств и оборудования судна, поддержание заданных технико-эксплуатационных показателей судна (ремонт и техническое обслуживание судна и его элементов, снабжение судна запасными частями и оборудованием, необходимыми для его ремонта, снабжение судна топливом и горюче-смазочными материалами);
4 Данный признак широко используется в таможенном законодательстве, как действующем, так и утратившем силу, см., например, ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (понятие припасов), Распоряжение ГТК России от 22.07.1999 № 01-14/880 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, необходимых для нормальной эксплуатации транспортных средств» (утратило силу).
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
2) операции, направленные на обеспечение безопасности и жизнедеятельности пассажиров и членов экипажа (снабжение судна спасательным и противопожарным оборудованием, поставка на судно воды и продуктов питания, и т. д.);
3) операции, направленные на защиту окружающей среды (например, снабжение судна специальным оборудованием для утилизации отходов, его своевременный ремонт и замена);
4) операции, направленные обеспечение безопасности мореплавания (например, поддержание в рабочем состоянии навигационного оборудования);
5) операции, направленные на поддержание готовности использования судна по назначению, в том числе на обеспечение сохранности перевозимого груза (например, поставка запасных емкостей с фреоном для холодильного оборудования судна), выполнения производственных заданий (например, поставка промыслового снаряжения для рыболовных судов);
6) операции, направленные на обеспечение санитарного состояния судна, обеспечение условий труда, бытовых условий пассажиров и членов экипажа морского судна (в том числе, оборудование жилых помещений, поддержание их в надлежащем санитарном состояния, проведение их своевременного ремонта и т.д.).
Следует отметить, что к товарам, необходимым для нормальной эксплуатации транспортных средств, следует относить не только эксплуатационные припасы (в соответствии с их определением, сформулированным законодателем), но и ряд иных товаров: потребляемые припасы, предметы материальнотехнического снабжения и снаряжения (предметы судового снаряжения), запасные части и оборудование. Хотя собственно товарами, согласно ст. 4 ТК ТС, являются только припасы, остальные обозначенные нами категории товаров было бы правильнее назвать предметами, необходимыми для обеспечения нормальной эксплуатации судна.
Таким образом, эксплуатационные припасы и предметы судового снаряжения, равно как запасные части и оборудование, предназначенные для эксплуатации и ремонта транспортного средства в пути следования, обладают схожими характерными чертами, в том числе:
1) нахождение на борту судна;
2) предназначение для обеспечения нормальной эксплуатации судна;
3) их исключение из понятия «груз» согласно Конвенции [1] как не предназначенных для коммерческого использования5.
5 Груз — любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В качестве одного из основных отличий, существующих между рассматриваемыми нами категориями товаров, можно отметить то, что в отличие от предметов судового снаряжения, которые используются на судне, но не имеют потребительского характера, припасы, в частности эксплуатационные, предназначены для потребления и (или) использования на судне.
В соответствии с «Современным экономическим словарем» под «потреблением» понимается «использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей» [12, с. 411]. При этом «использовать», в соответствии с Толковым словарем русского языка Д.Н. Ушакова, значит «употребить в какое-нибудь дело, найти применение кому-чему-нибудь с целью извлечения пользы, воспользоваться кем-чем-нибудь для чего-нибудь» [14, с. 126].
Таким образом, анализ определений рассматриваемых нами предметов показал, что в результате потребления предмет полностью либо частично утрачивает свои потребительские свойства, а использование является процессом, в ходе которого из него (предмета) извлекаются полезные свойства, в результате чего происходит его износ. При этом в ходе использования данные предметы могут одновременно потребляться, т. е. расходоваться.
Так, эксплуатационные припасы могут одновременно либо последовательно потребляться и использоваться на судне. Например: топливо и горючесмазочные материалы используются в целях обеспечения работы главного двигателя и энергоустановок судна и при этом постепенно потребляются. Тароупаковочные материалы потребляются на рыбопромысловых судах для упаковки готовой продукции (что повторно упаковать в них продукцию невозможно), но после этого сохраняются как физический объект и затем продолжают использоваться на судне для хранения, транспортировки и обеспечения сохранности упакованной в них рыбопродукции.
Однако различия правового режима припасов и предметов материальнотехнического снабжения и снаряжения для таможенных целей объясняются, прежде всего, их гражданско-правовой природой. Если предметы судового снаряжения являются неотъемлемой принадлежностью судна, то припасы, по сути, являются отдельным товаром, хоть и необходимым для эксплуатации или технического облуживания транспортного средства, либо для потребления пассажирами и членами экипажей.
В целях наиболее полного и всестороннего рассмотрения данных вопросов обратимся к понятию «правового режима6 морского судна», как его трактует гражданское право.
6 Правовой режим — правовая регламентация участия объектов гражданских прав в гражданском обороте, основанная на различиях (свойствах) таких объектов и зависимая от них. См: Актуальные проблемы гражданского права / под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2000. С. 69.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
Русское дореволюционное право характеризовало морское судно как вещь сложную (составную). К элементам этой сложной вещи причислялись: корпус судна, составляющий его основу, и присоединяемые к нему мачты, реи, паруса, машины, винты, якоря, которые в то же время обозначались и как принадлежности судна по физическим свойствам [8, с. 321]. Принадлежности описывались, как «те добавления, приделки к корпусу, без которых было бы невозможно приведение корабля в движение и остановка по произволу» [17, с. 5].
Г.Ф. Шершеневич считал принадлежностями морского торгового судна «вещи, которые не входят в состав его, тем не менее, предназначенные содействовать экономической цели морского судна» [17, с. 255], к которым относятся, в том числе, лодки, компасы. Кроме того, он подчёркивал, что принадлежностями при этом не могут считаться «вещи, назначенные не для постоянного выполнения задачи судна, а для какого-нибудь определённого рейса», причисляя к таковым балласт, запасы топлива и съестные припасы, то есть вещи потребляемые. Таким образом, в дореволюционном законодательстве и правовой доктрине отсутствовало четкое разделение терминов «составные части» и «принадлежности» морского судна [13, с. 70].
В современном гражданском праве морское судно характеризуется как вещь сложная (составная). Как отмечает М.А. Тай, детали морского судна до момента их соединения с корпусом судна представляют собой самостоятельные объекты гражданских прав. После объединения деталей в единую конструкцию, их правовой режим — это режим составной части сложной вещи.
Однако М.А. Тай не раскрывает того, что, как справедливо полагали дореволюционные правоведы, помимо составных частей судна как сложной вещи на судне всегда находятся вещи, которые не входят в его состав, тем не менее предназначенные содействовать экономической цели морского судна, по сути являющиеся его принадлежностями, например, предметы судового снаряжения, а также не являющиеся принадлежностями судна вещи, предназначенные не для постоянного выполнения задачи судна, а для какого-нибудь определённого рейса (судовые припасы).
В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) принадлежностью является вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением. В содержащихся в ТК ТС понятиях «транспортного средства» и «транспортного средства международной перевозки» в целом учтён гражданско-правовой режим морского судна, его составных частей и принадлежностей. Так, в ТК ТС под «транспортным средством» понимается само транспортное средство (в том числе водное судно) с предусмотренными для него техническими паспортами и техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанным транспортным средством.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Таким образом, корпус судна, главный двигатель, основные судовые системы, технологическое и иное оборудование, запасные части и иные элементы, предусмотренные техническими формулярами, и их принадлежности представляют собой для таможенных целей водное (в том числе — морское) транспортное средство, которое является, с точки зрения гражданского законодательства, сложной вещью.
Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, специальное оборудование для погрузки-разгрузки грузов, запасные части и оборудование, предназначенные для ремонта, технического обслуживания и эксплуатации транспортного средств в пути следования являются принадлежностями транспортного средства международной перевозки (п. 40 п. 1 ст. 4 ТК ТС), а потому подлежат таможенному декларированию вместе с транспортным средством в таможенной декларации на транспортное средство7.
Что же касается транспортных средств, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, то не представляет сомнений, что такие транспортные средства также не могут безопасно и эффективно эксплуатироваться без предметов судового снаряжения, специального оборудования для погрузки, разгрузки грузов, запасных частей и оборудования, являющихся принадлежностями данных транспортных средств. Учитывая, что декларирование транспортных средств в этом случае осуществляется путем подачи декларации на товары, указанные предметы, как принадлежности морского судна, должны классифицироваться одним кодом в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза с транспортным средством, на котором она перемещаются.
Таким образом, нами выделены основные отличительные признаки эксплуатационных припасов и предметов судового снаряжения, рассмотрены теоретические основы правового режима предметов судового снаряжения и припасов, первые из которых являются принадлежностью морского судна, как транспортного средства международной перевозки, а вторые — по сути, являются отдельной категорией товаров, которые в связи со своим специфическим предназначением перемещаются вместе с транспортным средством без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Данные отличия в правовом режиме припасов и предметов судового снаряжения и послужили основой для установления различного порядка их таможенного декларирования: путем подачи отдельной таможенной декларации (в том числе в форме ИМО декларации о припасах) и путем указания сведений о судовом снаряжении в таможенной декларации на транспортное средство.
7 Письмом ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24115 «О таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах» разъяснено, что в связи с отсутствием в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года специального понятия «судовое снаряжение», употребляемого в Конвенции по облегчению морского судоходства, предметы, являющиеся по сути «судовым снаряжением», могут рассматриваться и как неотъемлемая часть транспортного средства, и как припасы (по выбору декларанта). Данные обстоятельства остаются актуальными и после вступления в силу ТК ТС.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
1. Конвенция по облегчению международного морского судоходства [утв. 09.04.1965]. [Электронный ресурс]. URL: ppt.ru/newstext.phtml?id=52097
2. Об установлении таможенного режима перемещения припасов: постановление Правительства Рос. Федер. [утв. 04.07.2001 № 528] [Электронный ресурс]. URL: garant.ru/12123575
3. Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами: приказ ГТК РФ от 12.09.2001 № 892 [Электронный ресурс]. URL: garant. ru
4. О таможенном режиме перемещения припасов: приказ ГТК РФ от 19.10.2001 № 1000 [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru
5. Таможенный кодекс Российской Федерации: федер. закон [утв. 28.05.2003 № 61-ФЗ] [Электронный ресурс]. URL: rg.ru/2003/06/03/
6. Таможенный кодекс Таможенного союза [утв. 27.11.2009 № 17] // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615 (с посл. изм. и доп.).
7. Вахнин В.В. Объяснительный морской словарь: настольная книга для имеющих отношение к морскому делу. СПб.: Изд. комиссионера Морского министерства Н.Г. Мартинова, 1894. 300 с.
8. Гамбаров Ю.С. Вещное право. СПб, 1908. 356 с.
9. Именитов Г.И. Советское морское и рыболовное право: учебник. М.: Госиздат, 1951. 187 с.
10. Носенко Д.А. Устав торговый с разъяснениями по решениям гражданского кассационного, четвертого департаментов и общих собраний Правительствующего Сената. М.: Типо-литогр. т-ва И.Н. Кушнеров и Ко, 1899. Т. XI. Ч. 2. 308 c.
11. Обер Р.Р. Коммерческая практика заграничного плавания / Р.Р. Обер, Н.А. Фафурин: учебное пособие. М., 1973. 279 с.
12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., испр. И доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
13. Тай М.А. Морское судно в системе объектов вещных прав: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. 211 с.
14. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Изд-во иностр. и нац. словарей, 1935.
15. Хрипко А.Ю. Административно-правовое регулирование отношений в области таможенного дела в морских пространствах: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2005. 205 с.
16. Цитович П.П. Морское торговое право. Киев,1988. 256 с.
17. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М.: Статут, 2003. Т. 3. Вексельное право. Морское право. 412 с.