Какие штрафы бывают за рекламу
Перейти к содержимому

Какие штрафы бывают за рекламу

  • автор:

Теперь точно пора: с 1 сентября 2023 года за рекламу без маркировки оштрафуют на сумму до полумиллиона

1 сентября — День знаний о маркировке рекламы! В прошлом году в этот день вступил в силу закон, который сделал ее обязательной, в этом — постановление о штрафах до 500 000 руб. за каждое нарушение. Весь год между этими датами мы в eLama изучали тему, обсуждали, объясняли, выпускали тексты и записывали эфиры. Подготовили для вас краткую выжимку самого важного на сегодня.

С 1 сентября 2023 года любой участник рынка интернет-рекламы — от рекламодателя до блогера, от фрилансера до агентства — может получить штраф от Роскомнадзора за отсутствие маркировки и / или ненадлежащую отчетность по креативам:

  • для физлиц — до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — до 200 000 руб.;
  • юридических лиц — до 500 000 руб.

И это не считая административных штрафов за нарушение 38-й статьи закона «О рекламе», которые могут назначать из-за отсутствия в объявлении пометки «Реклама» и указания на рекламодателя:

  • для физлиц — от 2000 до 2500 руб.;
  • для должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб.;
  • для юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Короче и проще: Роскомнадзор начинает наказывать за рекламу без маркировки. физлиц — до 100 000 руб. за каждое нарушение, а юрлиц, например, агентства — до полумиллиона.

Объясняем (или напоминаем), что такое маркировка, когда она нужна, за что можно нарваться на штраф и как всё сделать правильно.

Маркировкой называют комплекс мер, который должен обеспечить прослеживаемость интернет-рекламы и прозрачность процессов ее размещения. Согласно поправкам к закону «О рекламе», с 1 сентября 2022 года промаркирован должен быть каждый рекламный креатив в рунете.

Чтобы промаркировать креатив, нужно:

  • до размещения зарегистрировать его у оператора рекламных данных (ОРД), получить идентификатор (токен) — код из букв и цифр для его отслеживания;
  • добавить к нему токен, пометку «Реклама» и указание на конечного рекламодателя;
  • в конце каждого календарного месяца через ОРД отчитываться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) об открутке креатива и потраченных на него деньгах в привязке к кампании или рекламному аккаунту.

Короче и проще: По закону о маркировке с 1 сентября 2022 года всю интернет-рекламу до размещения нужно регистрировать, а после каждый месяц отчитываться о ее открутке и затратах в единый реестр (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).

Подавать информацию в ОРД для отправки в ЕРИР должны:

  • рекламодатели;
  • рекламораспространители, то есть площадки, которые размещают рекламу у себя — рекламные системы, сайты, блогеры;
  • посредники между ними — агентства и фрилансеры.

Чтобы не докладывать каждый о своем фрагменте цепочки, они могут поручить регистрацию креативов и отчетность в ОРД кому-то одному, прописав это в договоре. Либо делегировать компании-посреднику — например, eLama.

Отчетность включает информацию:

  • о договорах и актах по рекламе;
  • об участниках цепочки размещения;
  • о креативах;
  • о статистике с точностью до площадок.

Короче и проще: теперь каждый, кто участвует в цепочке размещения рекламы, должен сообщать Роскомнадзору о том, с кем он сотрудничал, какие работы выполнил, сколько денег потратил, а также о том, кто эту рекламу заказал. Обязанности можно делегировать — кому-то одному в цепочке или сервису вроде eLama.

Оператор рекламных данных — это специально созданный агрегатор данных. Он принимает от всех участников цепочки размещения рекламы информацию о договорах и актах, агентах и контрагентах, рекламных креативах и статистике их показа с точностью до площадок, проверяет их, структурирует и направляет в ЕРИР. А сам хранит всё это в течение года.

Всего таких операторов семь:

  • Яндекс ОРД;
  • VK ОРД;
  • «Медиаскаут» (МТС);
  • «Первый ОРД» (Вымпелком);
  • «Озон ОРД» (Ozon);
  • «ОРД-А» (AmberData);
  • «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).

Если вы размещаетесь в рекламной системе, у которой есть свой ОРД (Яндекс Директе или VK Рекламе), маркировка объявлений для вас происходит автоматически. Агентствам при этом всё равно нужно отчитываться за своих клиентов, а рекламодателям достаточно один раз добавить в кабинет системы нужные данные: ИНН и другие.

Если вы размещаетесь на другой площадке или нативно — нужно завести кабинет в ОРД, регистрировать креативы и отправлять отчеты. Ну, либо стать клиентом eLama — у нас есть автомаркировка или упрощенные алгоритмы для всех популярных рекламных форматов. А еще у нас это бесплатно, в отличие от некоторых ОРД.

Короче и проще: ОРД — это посредник между вами и ЕРИР. Он регистрирует вас как участника цепочки размещения рекламы, выдает токены для креативов, а потом принимает отчетность от всех участников, упорядочивает ее и передает в единый реестр. С ОРД можно работать напрямую или проще, через посредника: рекламную систему или eLama.

Ответственность за отсутствие маркировки рекламы от Роскомнадзора грозит рекламодателям и посредникам, которые:

  • не получили или не добавили к объявлениям идентификаторы;
  • не подали отчетность или не уложились в срок (30 дней после окончания каждого месяца показа объявлений);
  • отчитались с ошибками, подали устаревшую или недостоверную информацию.

Короче и проще: наказывать рублем (а то и полумиллионом рублей) будут, если не промаркировать рекламу или сделать это неправильно.

По закону «О рекламе», таковой считается информация, которая распространяется любым способом в адрес неопределенного круга лиц и привлекает внимание к товару или бренду, нацеливаясь на то, чтобы продвинуть его на рынке, вызвать или поддержать интерес к нему.

Маркировать нужно почти любую рекламу в digital:

  • контекстную и таргетированную;
  • нативную в блогах и соцсетях вне зависимости от формата (текст, видео, аудио);
  • онлайн-трансляции;
  • SEO-статьи;
  • пресс-релизы и PR-публикации;
  • саморекламу — информацию о своем товаре или услуге, которая выделяет его из ряда прочих и привлекает к нему особое внимание, подчеркивая его достоинства (например с помощью сквозного акционного баннера с предложением купить прямо сейчас).

Под требования не подпадает социальная реклама (потому что у нее есть собственный оператор), а также контент, который ФАС не считает рекламным:

  • рассылки по email, в личных сообщениях и push-уведомлениях;
  • реклама в составе теле- и радиопередач, которая в интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником;
  • публикации в каталогах и на досках объявлений, например, Авито или Юле;
  • результаты поисковой выдачи;
  • информационные тексты на собственном сайте компании, которые сообщают о ее хозяйственной деятельности или описывают ее ассортимент, представляя все товары в едином стиле.

Подробности — в материалах, которые мы делали с юристами:

Короче и проще: если это digital-реклама — это нужно маркировать, если не реклама, а информация — не нужно. Исключения есть, но мало.

Если вы прежде ничего не маркировали — срочно начинать! Закон не имеет обратной силы, поэтому старые посты и статьи удалять не нужно. Но реклама, которая откручивается сейчас, должна быть промаркирована обязательно.

Для разных форматов действуют разные сценарии.

  1. Контекстная и таргетированная реклама в системах, у которых есть ОРД — Яндекс Директ, Яндекс Бизнес, VK Реклама и т. д. — маркируется автоматически. Если вы рекламодатель, просто укажите в кабинете системы нужные данные. Если вы — клиент eLama, ничего делать не надо, мы сами всё передадим. Если вы — агентство и участвуете в расчетах клиентов, вам нужно внести в рекламный кабинет информацию о них (ИНН, ОГРН, атрибуты договоров и проч.) и каждый месяц подавать по ним отчетность. В eLama есть инструмент, который упрощает процесс. В чек-листах для рекламодателей и посредников мы объясняем, как.
  2. Объявления в Telegram Ads пока регистрируются вручную: нужно получать и добавлять к ним идентификаторы, а потом загружать статистику в ОРД. С eLama всё проще: для объявлений со ссылкой на внутренние страницы Telegram у нас есть автомаркировка, для прочих — удобный интерфейс с подсказками.
  3. Посты у блогеров могут маркировать сами блогеры или рекламодатель. Об этом важно договориться и зафиксировать это в договоре, который потом зарегистрировать в ОРД, а далее получать там токены, добавлять их в посты, загружать в ОРД статистику и отправлять отчеты. Размещения у блогеров тоже проще маркировать через eLama — пока через менеджера, но мы работаем над автоматизацией процесса.
  4. Объявления на других рекламных площадках — например, новостных сайтах, инфопорталах и т. д. — нужно регистрировать и отчитываться о них самостоятельно, через любой ОРД. Это также может делать рекламодатель или площадка — по договору. Вот материал о том, как правильно его составить.

Короче и проще: пока некуда, в eLama и так уже действует автомаркировка для большинства форматов. Если у вас остались вопросы — вы наверняка найдете ответы в FAQ по маркировке рекламы или нашем Telegram-канале.

Мы держим руку на пульсе и постоянно готовим инструкции, записываем вебинары, устраиваем встречи с юристами и представителями регуляторов. Так что вы точно можете рассчитывать на нашу поддержку в этой непростой и важной теме.

Какие штрафы бывают за рекламу

КоАП РФ Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14.3 КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ, от 14.07.2022 N 259-ФЗ, от 17.02.2023 N 32-ФЗ, от 24.06.2023 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 200-ФЗ)

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 175-ФЗ)

7. Распространение рекламы иностранного юридического лица, иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, и (или) информационного ресурса указанного иностранного лица в качестве объекта рекламирования, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации об указанном решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до трех миллионов рублей.

(часть 7 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 259-ФЗ)

8. Распространение иностранным юридическим лицом, иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, рекламы указанного иностранного лица и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации об указанном решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от трех миллионов до шести миллионов рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 259-ФЗ)

9. Распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного юридического лица, иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации об указанном решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до трех миллионов рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 259-ФЗ)

10. Распространение иностранным юридическим лицом, иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, рекламы на информационном ресурсе указанного иностранного лица, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации об указанном решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от трех миллионов до шести миллионов рублей.

(часть 10 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 259-ФЗ)

11. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по направлению оператору социальной рекламы сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих рекламораспространителю информационных ресурсах и (или) прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо направление таких сведений и (или) прогнозных значений с несоблюдением установленных требований к ним, а также к срокам и порядку их представления —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 17.02.2023 N 32-ФЗ)

12. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по заключению с оператором социальной рекламы договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или по распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без взимания платы социальной рекламы, предоставляемой для распространения оператором социальной рекламы, на основании указанного договора, заключаемого с оператором социальной рекламы, или по недопущению любых форм ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных указанным договором, заключаемым с оператором социальной рекламы, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 17.02.2023 N 32-ФЗ)

13. Неисполнение рекламораспространителем обязанности по уведомлению оператора социальной рекламы о предоставлении оператору рекламной системы на основании договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возможности распространять рекламу на принадлежащем такому рекламораспространителю информационном ресурсе —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 17.02.2023 N 32-ФЗ)

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11, 12 или 13 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 17.02.2023 N 32-ФЗ)

15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации или обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей, либо предоставление в указанный орган при исполнении таких обязанностей неполной, недостоверной, неактуальной информации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 24.06.2023 N 274-ФЗ)

16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 16 введена Федеральным законом от 24.06.2023 N 274-ФЗ)

17. Неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством о рекламе информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, либо несоблюдение оператором рекламных данных установленного порядка взаимодействия с указанным органом, либо предоставление оператором рекламных данных в указанный орган неполной, недостоверной, неактуальной информации, либо нарушение оператором рекламных данных установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в указанный орган —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Штрафы за нарушение закона о маркировке рекламы с 1 сентября 2023 года

С 1 сентября 2023 года начинают действовать штрафы за рекламу в интернете без маркировки. Рассказываем, какая ответственность может грозить и что делать, чтобы ее избежать.

О чем законопроект о штрафах

Начиная с 1 сентября 2022 года, обязательным требованием стало маркировать рекламу в интернете. Вся онлайн-реклама должна иметь уникальный идентификатор, а информацию о ней необходимо направлять в Роскомнадзор. Это обязаны выполнять и рекламодатели, и распространители рекламы через оператора рекламных данных (ОРД).

Закон о маркировке интернет-рекламы установил переходный период – до 1 ноября 2022 года. В течение этого периода штрафов за рекламу без маркировки не было. В итоге не штрафовали и после этой даты. Штрафы за отсутствие маркировки рекламы появились только летом 2023 года, когда был принят новый Закон. Он внес изменения в КоАП РФ.

Размеры штрафов

Размер штрафа за отсутствие маркировки рекламы в 2023 году зависит от того, кто его совершил (должностное, физическое, юридическое лицо), а также от вида нарушения.

Нарушения порядка подачи информации в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Штраф назначают, если ответственный за маркировку:

  • не подал информацию о рекламе;
  • нарушил сроки подачи – 30 дней после публикации рекламы;
  • представил недостоверную, неполную или неактуальную информацию.
  • для физлиц – от 10 до 30 тыс. рублей;
  • должностных лиц – от 30 до 100 тыс. рублей;
  • юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

Нарушения, которые связаны с идентификатором рекламы (токеном). Штраф назначают, если:

  • неправильно разместили токен на рекламе – полные правила размещения указаны в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора;
  • не получили токен и не указали его в рекламе.

Штрафы за отсутствие маркировки рекламы в интернете:

  • для физлиц – от 30 до 100 тыс. рублей;
  • должностных лиц – от 100 до 200 тыс. рублей;
  • юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

Невыполнение обязанностей оператора рекламных данных (ОРД). Блок нарушений касается только ОРД и не затрагивает других участников рекламной цепочки: посредников, рекламодателей, рекламных площадок и рекламораспространителей. По закону о маркировке рекламы штрафы в 2023 году назначат, если:

  • не передана информация в ЕРИР;
  • нарушен порядок работы с ЕРИР;
  • в ЕРИР представлена неполная, недостоверная или неактуальная информация;
  • нарушен порядок работы с токеном.

За отсутствие маркировки рекламы с 1 сентября 2023 штрафы:

  • для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. рублей;
  • для юрлиц – от 300 до 700 тыс. рублей.

Если участники цепочки совершат несколько нарушений одновременно, штрафы будут суммироваться. Например, юридическим лицам может быть наложен штраф за нарушение закона о маркировке рекламы до 2,5 млн рублей за пять рекламных публикаций без идентификатора.

За маркировкой рекламы в интернете будет следить Роскомнадзор. В его ведении находится управление ЕРИР. С большой вероятностью будут возникать различные ситуации, когда обычное сообщение в интернете станет расцениваться как реклама. Для разрешения спорных вопросов и отделения рекламы от «не рекламы» с Роскомнадзором будет работать Федеральная антимонопольная служба.

Органы государственной власти будут контролировать маркировку и применять свои методы для выявления нарушений. С технической стороны проверять рекламу в интернете будет специальная радиочастотная служба. Это указано в статье 18.1 ФЗ «О рекламе».

Какая реклама подлежит маркировке

Необходимо маркировать всю информацию в интернете, которая считается рекламой и распространяется на территории РФ. При этом перечень форм и форматов не определен. Реклама, согласно закону, соответствует трем критериям:

  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • создана для привлечения внимания к объекту рекламирования, вызывает к нему интерес и продвигает на рынке;
  • передается в любой форме и любыми способами.

Очевидные варианты

С учетом указанных выше критериев, маркировать нужно любые публикации и объявления, как бесплатные, так и платные, которые продвигают услугу или товар.

  • таргетированную, контекстную, видеорекламу (каждый вариант отображения должен иметь отдельный токен);
  • медийные интеграции;
  • посты, эфиры, истории в соцсетях;
  • гиперссылки, тизеры, QR-коды, обращающие внимание пользователей на объект.

Неочевидные варианты

Под действие закона попадают и неочевидные форматы:

  • подкасты;
  • сторис;
  • интеграции в трансляции;
  • видеоролики;
  • кружочки в Telegram-канале.

Будьте особенно осторожны, публикуя подобный контент. Если вы не уверены, лучше уточните у ОРД, считается ли информация рекламой.

Самореклама

Кроме множества нестандартных новых задач, закон о маркировке привнес на рынок специфическую категорию саморекламы. В разъяснениях от 14 февраля 2023 года РКН привел следующее мнение ФАС: информация про ассортимент, правила использования товаров или услуг, их продавца или производителя не считается рекламой. В эту категорию входят:

  • анонсы собственных мероприятий (в том числе опубликованные в СМИ на условиях инфопартнерства);
  • информация о подписке на свои издания с описанием вариантов ее оформления;
  • гиперссылки на сайтах, ведущие на ресурсы собственных продуктов и других сетевых изданий одного и того же учредителя.

Информация об услугах и товарах, которая размещается на сайте (в блоге) компании и в ее соцсетях – тоже не реклама, но при одном важном условии: она должна представлять все позиции ассортимента единообразно, без выделения каких-либо конкретных с помощью цвета, спецпредложения, баннера, закрепления и пр.

Сайт представляет собой виртуальную витрину. ФАС трактует его как реальную: если товар лежит на полке – это предложение для продажи, а не реклама. Но если над полкой расположен баннер со стрелкой и призывом приобрести по акции – это реклама. Точнее, именно та самореклама, которую необходимо маркировать.

Нативная реклама

Нативная реклама, согласно ФАС, не считается рекламой, если информацию органично интегрировали в произведения искусства (картины, видеоролики, зарисовки). Тут стоит действовать интуитивно.

  • бьюти-блогер Анна использует в видеороликах косметику известных брендов – она показывает, как ее использовать, и делится опытом, не выделяя определенный товар и не призывая его купить. Это не реклама, так как товар применяется по назначению;
  • фудблогер Сергей делится в видеоролике рецептом стейка, который жарит на брендовом гриле. Он выделяет товар среди прочих, подчеркивает его преимущества и делится адресом магазина. Это будет считаться рекламой, такой пост придется маркировать.

Правила затрагивают аудио-, текстовые сообщения и любые другие форматы.

Что не нужно маркировать

Не нужно маркировать:

  • рекламу своих товаров в пуш-уведомлениях и email-рассылках для своей базы клиентов;
  • рекламу в радио- и телепередачах, которая публикуется в интернете без изменений, то есть так же, как в первоисточнике;
  • социальную рекламу.

Кого коснутся изменения в законодательстве о маркировке рекламы

До внесения изменений в закон «О рекламе» рекламная цепочка состояла из четырех звеньев.

  • Рекламодатели – компании или физлица, занимающиеся продажей товаров и услуг. Они могут осуществлять рекламную деятельность самостоятельно или привлекать посредников.
  • Посредники – фрилансеры и рекламные агентства, которые занимаются продвижением товаров и услуг рекламодателей. Наличие посредников в рекламной цепочке не обязательно.
  • Рекламные системы или рекламораспространители – сервисы или физлица, которые публикуют рекламу, например Яндекс Директ, myTarget или блогеры.
  • Рекламные площадки – сайты или приложения, на которых размещается реклама.

После внесенных поправок появилось два дополнительных звена: ЕРИР и ОРД. Штрафы за нарушение маркировки рекламы могут получить все участники цепочки, кроме ЕРИР.

Закон об ответственности за немаркированную рекламу не имеет обратной силы, поэтому наказание не будет применяться, если реклама размещена до 1 сентября 2023 года и договорные обязательства по ее размещению исполнены до этой даты. Но под действие документа попадают длящиеся правонарушения по действующим договорам.

Как работать с маркировкой рекламы

Чтобы избежать штрафов, нужно размещать рекламу по новым правилам – получать токен, добавлять на объявление метку «Реклама» и информацию о рекламодателе, передавать данные о рекламе в ЕРИР.

Разберем основные этапы маркировки и ответственность участников за каждый них.

Получить токен перед запуском рекламной кампании. Зарегистрировать рекламный креатив и получить токен должен кто-то один, например рекламораспространитель или рекламодатель. Стороны вместе решают этот вопрос и прописывают в договоре.

Например, компания может делегировать это блогеру, который будет рекламировать продукт. В этом случае блогер несет ответственность за получение и использование токена. Если реклама размещается через рекламную систему, например Яндекс Директ, она тоже может взять на себя ответственность за получение идентификатора. Проверять условия необходимо в правилах выбранной системы.

Для получения токена нужны:

  • аккаунт в ОРД (кроме рекламы в ВК, Яндексе, работы через click.ru и т. п.);
  • данные первого контрагента в цепочке и конечного рекламодателя;
  • данные изначального договора (рекламодателя с первым контрагентом);
  • медиаданные креатива;
  • данные о креативе (например, целевая ссылка).

Разместить рекламу: добавить отметку «Реклама», разместить токен, указать рекламодателя. В законе нет пункта про ответственность за отсутствие маркера «Реклама» и информации о рекламодателе в интернет-рекламе. Вполне возможно, будут наказывать так же, как в ситуациях с рекламой в печатных изданиях (часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ).

Ответственного за размещение токена определяет договор. Например, это может быть посредник, рекламораспространитель или сам рекламодатель.

Передать данные о проведенной рекламной кампании. Общее правило следующее: каждый участник в ответе за передачу данных о своей части процесса и роли.

Например, рекламораспространитель несет ответственность за информацию о конечном рекламодателе, контрактах, актах, охвате и доходе от рекламы. Рекламодатель – за корректность информации о себе, рекламируемой услуге или товаре. И так далее.

Один из участников цепочки рекламы – по решению, которое зафиксировано в договоре, – должен отправить данные о рекламе в ОРД.

Стороны самостоятельно распределяют зоны ответственности и обязанности. У рекламодателя есть право полностью снять с себя обязанности по маркировке и переложить их на распространителя рекламы или посредника.

Передать данные в ЕРИР. За этот этап отвечает только оператор рекламных данных. ОРД собирает данные о рекламе от посредников или рекламораспространителей, рекламодателей и отправляет ее в ЕРИР. Другие участники рекламной цепочки не имеют права отправлять данные в реестр напрямую.

Как выбрать оператора рекламных данных

Роскомнадзор утвердил 7 ОРД:

Так, ОРД ВКонтакте подойдет для рекламы в myTarget и во ВКонтакте. С ОРД Яндекса удобно работать для учета рекламы через Яндекс Директ, Яндекс Бизнес, ПромоСтраницы. Независимые ОРД не привязаны к каким-либо сервисам. Можно заключить договоры с любым или несколькими ОРД. Отчитываться нужно там, где креатив был зарегистрирован.

Для выбора советуем обращать внимание:

  • на тарифы;
  • скорость и качество ответов поддержки;
  • функционал ОРД (массовая загрузка, удобство, API и т. д.);
  • возможность редактировать креативы;
  • проработанность «Ответов на вопросы».

Как правильно располагать токен в зависимости от формата

Если есть кликовая ссылка

  • В ссылке: в виде https://site.ru/?erid=XXX.
  • В статьях: во всех внутренних ссылках, ведущих на статью, в виде https://site.ru/?erid=XXX. Если статья доступна, но срок действия договора на ее размещение истек до 01.09.23, отчетность и токен не нужны, достаточно даты публикации.

Если нет кликовой ссылки

  • Текстовый пост: в начале текста в формате erid: XXX.
  • Изображение: текстом поверх изображения в формате erid: XXX или в выпадающем меню объявления.
  • Рекламная врезка в видео: во время демонстрации врезки в начале и (или) поверх видеоролика текстом в формате erid: XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.
  • Подкаст: все токены одним общим текстом в описании выпуска подкаста в формате erid: XXX.
  • Видео: в начале и (или) поверх видеоролика текстом в формате erid: XXX или в выпадающем меню объявления.
  • Трансляция: перезаливать видеозапись после окончания трансляции с токенами в начале и (или) поверх видеоролика общим текстом в несколько строк в формате erid: XXX. Если невозможно перезалить на хостинг запись с токенами, то в описании видео или в выпадающем меню в формате erid: XXX.

Как отчитываться по разным рекламым креативам

Если для одной рекламной кампании используются несколько креативов, на каждый необходимо получить токен. То же самое касается существенных изменений.

Например, специалист по таргетированной рекламе загрузил в ОРД креатив, получил токен и уже все готово к запуску рекламу. Но в последний момент рекламодатель решил поменять несколько существенных деталей в креативе или использовать другой. В этом случае необходимо получать токен заново.

Если используются несколько креативов, отчитываться нужно по каждому из них.

Таким образом, чтобы защитить себя от штрафов за неправильную маркировку, важно:

Маркировка рекламы: новые штрафы с 1 сентября 2023

Закон № 274-ФЗ от 24.06.2023 ввёл в ст. 14.3 КоАП с 1 сентября 2023 года новые штрафы за маркировку рекламы. За что могут оштрафовать и на какую сумму, узнаете из статьи.

Требования закона

Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в Интернете рекламу, адресованную российским потребителям, находящихся на территории РФ, и соответствующие критериям, определенным постановлением Правительства от 25.05.2022 № 948, обязаны отчитываться об этом в Роскомнадзор через оператора рекламных данных (ч. 3 и 5 ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Роскомнадзор ведет реестр операторов рекламных данных и размещает информацию из него на своем сайте.

Оператор рекламных данных обязан передать в Роскомнадзор информацию, которую ему предоставили рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем.

При этом операторы рекламных данных, рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставление информации в Роскомнадзор (ч. 11 ст. 18.1 закона о рекламе).

Распространение рекламы в Интернете допустимо при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы.

Требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок его присвоения, размещения при распространении рекламы в Интернете, хранения и предоставления в Роскомнадзор установлены его приказом от 30.11.2022 № 191.

Соответственно, потребовалось ввести меры административной ответственности за неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламных систем, оператором рекламных данных вышеуказанных обязанностей и требований. И штрафы очень большие.

3 новых штрафа

Закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ с 1 сентября 2023 года дополнил тремя составами ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» КоАП. Это её новые части 15, 16 и 17.

Нарушение

Какой штраф

Непредоставление рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы в Роскомнадзор информации или необеспечение этого

Нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей

Предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации

На граждан: от 10 000 до 30 000 рублей

На должностных лиц: от 30 000 до 100 000 рублей

На юрлиц: от 200 000 до 500 рублей

Распространение рекламы в Интернете без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора

Нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в Интернете

На граждан: от 30 000 до 100 000 рублей

На должностных лиц: от 100 000 до 200 000 рублей

На юрлиц: от 200 000 до 500 рублей

Непередача оператором рекламных данных предоставленной ему информации о распространенной в Интернете рекламе в Роскомнадзор

Несоблюдение им порядка взаимодействия с Роскомнадзором

Предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации

Нарушение требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам присвоения, хранения и предоставления в Роскомнадзор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *