Регистрация филиала НКО
Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).
Особенности функционирования филиала НКО
Для расширения деятельности в других регионах, НКО может создавать филиалы. Отметим особенности функционирования филиалов НКО (ст.5 Закона №7-ФЗ):
филиал располагается вне места нахождения НКО (как правило, в другом городе или даже регионе);
филиал осуществляет все или только часть функций НКО (в т. ч. функции представительства);
филиал не является юридическим лицом;
филиал наделяется имуществом НКО. При этом имущество филиала учитывается на отдельном балансе;
филиал осуществляет деятельность от имени создавшей его НКО;
руководитель филиала НКО действует на основании доверенности, выданной НКО.
ответственность за деятельность филиала несет создавшая его НКО.
Регистрация изменений в учредительных документах, связанные с созданием филиала НКО
Поскольку созданный филиал должен быть указан в Уставе НКО, его создание влечет за собой внесение соответствующих изменений в учредительные документы НКО.
Датой создания филиала НКО будет являться дата государственной регистрации изменений Устава и внесение данных сведений в ЕГРЮЛ.
Порядок регистрации НКО в связи с созданием филиала
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НКО, в связи с созданием филиала, осуществляется в Минюсте РФ и его территориальных подразделениях на основании административного регламента, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. №455.
Важно!
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации НКО, является Минюст РФ (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ»).
Процедура регистрации изменений в устав НКО в связи с созданием филиала включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Заполнение заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО в связи с созданием филиала (форма №Р13001).
Заявление по форме №Р13001 заполняется в соответствии с правилами, установленными в приложении №20 к приказу ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть нотариально заверен. Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.
В том случае если заявитель будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.
Этап 2. Уплата госпошлины.
За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, необходимо оплатить госпошлину в размере 800 руб. (4 000 руб. x 20%) (пп.1,3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:
3.1) решение (протокол, выписка из протокола) уполномоченного органа НКО о внесении изменений в учредительные документы и (или) о внесении изменений в сведения, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ НКО.
При этом в протоколе (выписке из протокола) заседания органа управления (высшего руководящего органа) НКО должны быть отражены:
— дата и место проведения заседания;
— в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления НКО на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава НКО в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления;
— суть принятых решений и результаты голосования по ним;
— ФИО и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
Представляется в 2 экземплярах, один из которых подлинник;
3.2) Устав НКО.
Учредительными документами НКО являются:
— для фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения — устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества);
— для ассоциации или союза — учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных НКО вправе заключить учредительный договор.
Учредительные документы НКО предоставляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Этап 4. Получение документов о государственной регистрации.
Территориальные органы Минюста при принятии положительного решения о регистрации изменений должны выдать:
- свидетельство о государственной регистрации НКО;
- один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- выписку из ЕГРЮЛ.
Постановка на налоговый учет по месту нахождения филиала
Начиная с 2 сентября 2010 г., постановка на учет в ИФНС НКО по месту нахождения ее филиала будет осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.3 ст.83 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.02.2016 г. №03-02-07/1/9377).
Таким образом, постановка НКО на налоговый учет по месту нахождения филиала происходить без ее участия (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).
Как открыть филиал общественной организации
Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.
Как осуществляется регистрация НКО
Не у всех предпринимателей конечная цель деятельности – извлечение прибыли. Существует и социальное предпринимательство, занимающееся явлениями, не имеющими отношения к купле и продаже. Чтобы такая организация получила статус юридического лица, нужно правильно определить ее организационно-правовую форму, и наиболее приемлемым вариантом будет НКО – некоммерческая организация.
Сегодня деятельность некоммерческих структур достаточно подробно регламентирована государством. Прежде чем зарегистрировать НКО, учредителям следует убедиться, что их цели и задачи не противоречат установленным со стороны державы требованиям.
Определим особенности функционирования НКО и обоснованные законом условия для их существования. После этого можно будет шаг за шагом осуществить путь государственной регистрации этой формы юрлица.
Что такое НКО
НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это значит, что ее первоочередной задачей не является материальный заработок и его распределение между учредителями, хотя закон не запрещает заниматься коммерцией для достижения плановых целей. НКО отличает от коммерческих структур именно их основная цель – достижение того или иного общественного блага.
К задачам НКО могут относиться вопросы:
- социального характера;
- благотворительности;
- культурной сферы;
- природоохранения;
- здравоохранения населения;
- обучения и научной деятельности;
- спортивной отрасли;
- духовных потребностей людей;
- защиты интересов и прав разных категорий населения, в том числе и юридических;
- посредничества в конфликтах.
К СВЕДЕНИЮ! Государство регламентирует деятельность НКО в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».
Определяющие признаки НКО:
- прибыль не является целью деятельности юрлица;
- средства не распределяются между учредителями;
- сформулированная в Уставе сфера деятельности относится к области социальной защиты, культуры, науки спорта и других общественных благ.
Нюансы функционирования НКО
НКО отличается от коммерческих структур не только своей «неденежной» направленностью, но и подчиненностью – их регистрацией ведает Министерство юстиции, а не налоговые инспекции. И оно гораздо более требовательное и суровое в отношении рассмотрения заявлений и прохождения регистрации.
- Некоммерческая организация считается созданной, как только она прошла процедуру государственной регистрации. С этого момента она имеет право функционировать бессрочно, если иного не предполагает ее учредительная документация.
- Юридические лица-НКО могут заниматься как одним, так и несколькими видами деятельности из регламентированных, что должно быть отражено в Уставе.
- Хотя данный тип юрлица и не относится к коммерции, но на добрые дела также нужны финансы, поэтому у НКО должен быть свой капитал, составляется смета.
- Некоторые разновидности деятельности НКО требуют получения лицензии.
- На такого рода организации, к сожалению, может осуществляться давление, против возможности которого государство разработало ряд мер предосторожности. Эти меры направлены, прежде всего, на прозрачность денежных потоков НКО, поскольку воспользоваться ими могут и недобросовестные инвесторы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если подобную организацию решит создать иностранная структура, государство должно проверить ее на возможную угрозу национальной безопасности и Конституции РФ: так гласят «Закон об иностранных агентах» от 18 июня 2016 года №121-ФЗ и «Закон о реестре нежелательных организаций» от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ.
Разновидности некоммерческих организаций
Минюст Российской Федерации разделяет некоммерческие структуры на 4 основные группы:
- Общественные объединения – добровольные консолидации граждан (не менее 3 человек или юрлиц) на основании общих целей, интересов и потребностей.
- Политические партии – объединения, ставящие целью принять участие в осуществлении власти в государстве через своих полномочных представителей.
- Религиозные организации – то же, что и общественные объединения, но с другими задекларированными целями – проповедование. Воспитание в соответсвующем духе, совместное проведение обрядов. С этой целью создать НКО могут не менее 10 человек, объединенных территориально. Для таких организаций государство предусматривает налоговые льготы.
- Другие НКО:
- фонды – организации, собирающие и распределяющие добровольно переданные средства на определенные цели;
- кооперативы – это объединения, призванные решать потребности своих членов в товарах и услугах за счет добровольных взносов на паях;
- АНО – автономные некоммерческие организации (их учредители не имеют права на имущество юрлица и не ответственны по его обязательствам);
- учреждения – собственник (физлицо, юрлицо, субъект РФ или сама федерация) финансирует организацию и управляет ее имуществом полностью или в какой-то части;
- товарищества, союзы, ассоциации и другие организационно-правовые формы (ОПФ).
Главная трудность при регистрации НКО состоит как раз в определении сферы деятельности. При выборе ОПФ нужно учесть множество важных моментов относительно:
- регулирования отношений между участниками и учредителями;
- взаимной ответственности;
- собственности имущества НКО;
- возможности и правил ведения предпринимательской деятельности;
- необходимости получения лицензии;
- подчиненности федеральным законам первого порядка (например, частное учебное учреждение своим Уставом не должно противоречить Закону об образовании).
ВАЖНО! На этапе регистрации нужно очень серьезно отнестись к выбору ОПФ, поскольку перерегистрация может обойтись дороже по финансам и времени, нежели регистрация оптимальной формы деятельности НКО.
Как назвать НКО
Закон обязывает именовать НКО с помощью двух компонентов:
- имени собственного;
- указания на его ОПФ.
Например: потребительское общество «Гидростроитель», благотворительный фонд «Спасая сердца», религиозная организация «Адвентисты седьмого дня» и др. Некорректная формулировка может сослужить плохую службу при регистрации.
Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Формулируя наименование НКО, проверьте, не зарегистрирована ли уже организация с таким названием – это также будет основанием для отказа в регистрации.
Поскольку в названии НКО нужно четко прописывать вид деятельности, исключены совпадения с названиями коммерческих организаций.
После регистрации у НКО будет исключительное право на применение названия.
Кто вправе и не вправе становиться участником НКО
Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:
- иностранные персоны нон грата;
- лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
- объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
- лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
- недееспособные граждане.
Все о регистрации НКО
Прежде чем приступить к подготовке к этой процедуре, стоит тщательно изучить все требования государства к формулировкам Устава и перечню необходимой документации. В отличие от регистрации коммерческих организаций, к НКО приковано более пристальное внимание державы в лице Минюста. Любая неточность может стать поводом к отказу в регистрации, а значит, все придется начинать с нуля, при этом даже госпошлина не будет возвращена.
К СВЕДЕНИЮ! Многие учредители предпочитают обратиться в специализированные юридические компании, доверяя им сложную и ответственную процедуру регистрации НКО. Если принято решение заниматься этим самостоятельно, следует тщательно контролировать каждый этап.
Шаг 1. Подготовка уставной документации
Прежде чем регистрировать некоммерческое объединение, его сначала нужно формально создать. Для этого учредители собираются на общем собрании и формулируют и принимают Устав. Это может сделать единственный учредитель самостоятельно. Решение о создании оформляется протоколом собрания. Необходимо соблюдать требования к Уставу, прописанные в законодательстве, которые говорят об обязательном наличии в нем таких данных:
- полное наименование НКО;
- характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
- юридический адрес организации;
- цель и задачи;
- особенности управленческой политики;
- права и обязанности учредителей и членов;
- данные о представительствах и филиалах (если они есть);
- правила приема и выхода из объединения;
- особенности изменения учредительной документации;
- регулирование вопросов собственности НКО.
Шаг 2. Составление заявления на регистрацию
Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:
- личные данные заявителя;
- его контактные данные;
- место жительства.
Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.
Шаг 3. Уплата госпошлины за регистрацию
Недавно размеры этой пошлины были изменены Минюстом на основании внесения изменений в федеральное законодательство. Актуальные суммы пошлин следует уточнять в п. 25.3 части второй действующей редакции Налогового кодекса РФ.
Перечислить эти средства можно в любом отделении банка проведением безналичного платежа. Реквизиты следует узнать в Минюсте РФ (на его официальном сайте). Квитанцию о платеже нужно скопировать и при подаче документов предъявить оба экземпляра.
ВАЖНО! Проводить платеж и значиться в квитанции должен исключительно заявитель.
ШАГ 4. Сбор пакета документов
Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:
- учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах;
- решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра;
- паспортные данные учредителей – 2 шт.;
- данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия);
- заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.
К СВЕДЕНИЮ! Некоторые формы НКО потребуют дополнительных документов, например, если в названии используется копирайт, нужно предоставить подтверждение правообладания. А иностранный организатор должен будет предъявить еще и выписку из ЕГРЮЛ своего государства о своем юридическом статусе. Потому при подготовке следует еще раз уточнить в регистрирующем органе перечень необходимой документации: никаких документов сверх перечисленных Минюст требовать не вправе.
ШАГ 5. Подача заявления в регистрирующий орган
Этот шаг должен быть сделан не позднее 90 дней после первого шага. То есть даты, стоящей на протоколе решения общего собрания о создании НКО. Просроченные протоколы к регистрации не принимаются.
Пакет документов нужно подать в территориальный орган Министерства юстиции РФ лично или почтовым отправлением с описью вложений. Допустимо доверить это дело юридической фирме, специализирующейся на государственной регистрации.
Шаг 6. Ожидание принятия решения
Сроки рассмотрения заявления Минюстом отличаются от аналогичной регистрации коммерческих объединений. Обычный срок рассмотрения для большинства форм НКО составляет 2 недели. Однако принятие решения о регистрации политических партий составляет 30 дней, а для религиозных организаций может растянуться и на полгода, если потребуется религиоведческая экспертиза.
Шаг 7. Постановка на налоговый учет
Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
Шаг 8. Получение свидетельства
В течение 3 дней после получения подтверждения от ФНС Министерство юстиции обязано выдать заявителю документ о прохождении госрегистрации, содержащий:
- наименование НКО;
- юридический адрес объединения;
- индивидуальный номер государственной регистрации.
Выдача этой бумаги означает, что с этого момента НКО официально признана существующей.
Возможные причины отказа в регистрации НКО
- Поданные документы в какой-то части противоречат Конституции и/или законодательству РФ.
- Лицо-заявитель не имеет права быть учредителем НКО в соответствии с ФЗ «О коммерческих организациях».
- Организация с таким наименованием уже была зарегистрирована.
- Наименование, данное НКО, является оскорбительным для нравственных, национальных, религиозных чувств.
- Неполный пакет документов.
- Документы, составленные с нарушением законодательных требований.
- Недостоверные сведения в предоставленной документации.
Устранив причину, можно подать документы повторно, при этом потребуется еще раз уплатить государственную пошлину либо обжаловать решение об отказе в регистрации в вышестоящем органе или в судебном порядке.
Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.