Принципы федеративного устройства России
Конституционные принципы федеративного устройства РФ
Конституционные принципы федеративного устройства РФ — это особая форма организации и управления федеративным государством, основанная на принципах, прописанных в его Конституции.
Для федеративного национально-государственного устройства РФ характерны несколько основных принципов, прописанных в ст. 5 Конституции РФ:
- целостность государства;
- верховенство федерального права, единая система государственной власти;
- суверенность и равноправие наций;
- разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов;
- равноправие субъектов Федерации.
Государственная целостность – это добровольное объединения наций и народностей в единое федеративное государство. Этот принцип формирования Российского государства исторически начал складываться примерно с IX века, когда добровольно объединились Смоленское, Новгородское, Киевское, Черниговское, Полоцкое и другие княжества в единое Древнерусское государство. Такое объединение происходило на договорной основе. На сегодняшний день гарантии целостности государства и его неделимости предоставляет Конституция РФ, в том числе, исключение возможности выхода из состава РФ субъектов (ст. 5) является одной из основных правовых гарантий сохранения единства Российской Федерации. Во взаимоотношениях между субъектами РФ установлен запрет на установку таможенных границ, взыскания каких-либо пошлин и исключение препятствий для перемещения товаров, финансовых средств и оказания услуг внутри страны.
Верховенство федерального права, единая система государственной власти (ст. 77). Единую систему государственной власти РФ образуют органы государственной власти и субъекты РФ. При этом федеральные органы государственной власти являются главными управляющим органами, их полномочия распространяются по всей территории РФ. Система управления субъектов РФ установлена самими субъектами РФ в соответствии с основами Конституции и общими принципами власти в целом в субъектах РФ.
Разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов. В ст. 5 Конституции закреплены принципы устройства РФ как федерального государства, прописаны принципы дифференциации предметов ведения между всеми существующими органами государственной власти и ее субъектов. Осуществление такого принципа происходит в соответствии со ст. 71 Конституции РФ. Разделение предметов ведения и полномочий устанавливается федеративным договором или иными правовыми актами.
Суверенность и равноправие наций. Принцип суверенности государства заключается в признании суверенитета всех наций и народностей на свободное самоопределение политических форм. Субъекты РФ, образованные по территориальному национальному принципу в составе РФ, являются формами самоопределения народов – республик РФ, национально-культурных автономий, автономных округов. Федеральный закон гарантирует право на сохранение родного национального языка всем её народам, благоприятствует его изучению и развитию. Согласно ст. 19 Конституции РФ, запрещается ограничение прав граждан в любой форме по любым признакам различия, из чего и вытекает принцип равноправия.
Равноправие субъектов федерации связано с общим принципом национально-государственного устройства Российской Федерации, а именно:
- суверенность и равноправие наций;
- равноправие субъектов РФ между собой;
- равенство прав и обязанностей перед федеральными органами государственной власти РФ;
- равный круг предметов ведения и равные полномочия;
- субъекты РФ имеют равные права в Совете Федерации, обладают возможностью на равных основаниях заключать договоры и соглашения с другими её субъектами.
Федеративное устройство РФ
Федеративное устройство Российской Федерации является исторически сложившейся формой государственного устройства, которое основано на: государственной целостности, разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, самоопределении и равноправии народов в Российской Федерации (ст. 5).
Все республики, входящие в состав России, имеют суверенитет и являются унитарными государствами, то есть имеют свою конституцию, гражданство, территорию и другие признаки государственности. Россия является многонациональной страной, что исторически обусловило существование национально-государственных автономных образований в виде автономных областей и округов.
Конституционно-правовой статус РФ
Россия — это конституционная страна, то есть Конституция РФ имеет высшую правовую силу. Сущность Федеративного договора и его содержание, заключаются в определении границ полномочий между органами федеральной власти государства и органов государственной власти субъектов РФ.
Юридический статус Российской Федерации определяет Конституция, а также принятая от 12.06.1990 г. «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» и подписанный между субъектами РФ «Федеративный договор» (от 31.03.1992 г.).
Конституционный строй государства устанавливает Конституция РФ, она регулирует взаимоотношения между гражданами, государством, обществом, а также определяет: форму устройства государства и взаимоотношений Федерации с ее субъектами и другими суверенными государствами, форму правления в целом. Способность страны самостоятельно решать подобные вопросы свидетельствует об основании федеральной государственной власти. Так же это подтверждает конституционно-правовой статус Российской Федерации.
Высшая власть Российской Федерации распространена по всей территории страны. Федеральные законы, правила и нормы обладают верховенством на всей территории.
Конституционно-правовой статус государства можно определить по следующим критериям:
2. Принцип государственной целостности
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Суть этого принципа состоит в том, что Россия представляет собой не арифметическую сумму субъектов РФ, а единое государство со своим суверенитетом и территорией. В Российской Федерации государственным суверенитетом обладает лишь государство в целом. Суверенитет выражается, помимо прочего, и в предоставлении государством своим субъектам достаточно широкого круга прав, в осуществлении которых они самостоятельны, хотя и должны считаться с интересами Федерации и других субъектов. Конституция РФ 1993 г. применяет категорию «суверенитет» лишь по отношению к Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4), Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4).
Государственная целостность как принцип Российского федеративного государства означает:
— его территория едина и неделима;
— власть органов Российской Федерации распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, отнесенных к ведению Федерации;
— субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом;
— они не имеют права выхода из Федерации;
— во внутренних делах и международном общении Россия координирует усилия субъектов, но гарантирует самостоятельность и независимость в осуществлении их собственных полномочий;
— Россия связана своим субъектным составом, определенным Конституцией, и не может его изменить в одностороннем порядке
3. Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации
Этот принцип Федерации отражен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, где сказано, что федеративное устройство основано в числе прочего на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Принцип этот, скажем прямо, несколько туманен, попробуем в нем разобраться. Категория «народ» в Конституции РФ используется в словосочетаниях «многонациональный народ Российской Федерации» (преамбула, ст. 3) и «народы в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5). Понятием «многонациональный народ Российской Федерации» охватываются все граждане РФ независимо от возраста и национальной принадлежности.
Основой многонационального народа являются не национальные группы, а именно индивиды различной национальной принадлежности (независимо от этой принадлежности).
Категория «многонациональный народ» учитывает возможное желание индивида принадлежать к той или иной национальной группе, однако предполагает единство индивидов как совокупной основы государственности безотносительно к национальной принадлежности. В словосочетании «народы в Российской Федерации» речь идет не о «народах Российской Федерации», а о «народах в Российской Федерации». Следовательно, базой государства являются не отдельные народы (даже в их совокупности и единстве), а единый многонациональный народ Российской Федерации.
О в правовом смысле к категории «народ» надо подходить с позиций, устоявшихся в международном сообществе. Характеризуя данный принцип Российской Федерации, народом следует считать совокупность людей, проживающих на определенной территории и являющихся гражданами данного государства
Если же на территории проживают лица разного национального происхождения, относящиеся к числу граждан данного государства, все они в совокупности также образуют категорию «народ». В этом плане данная категория является основой народного суверенитета как власти народа, т. е. всех людей, живущих на данной территории.
Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. употребил словосочетание «российская нация», не раскрывая его содержания. оно тождественно понятию «многонациональный народ России», употребленному в Конституции РФ; особенно это стало очевидным на основе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. В п. 8 Стратегии записано: «Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей)
Российской Федерации чужда даже сама мысль о подобном, тем более о действиях. Как федеративное государство она должна думать о едином языке общения для всех народов и наций. Это и было отражено в ст. 68 Конституции, закрепившей в качестве государственного языка Российской Федерации русский язык. Дополнением конституционной реформы 2020 г. стали слова «русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»
говоря о равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации как о принципе федеративного устройства, надо исходить из следующего. Равноправие народов означает, что Федерация учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как мононациональными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях. Независимо от того, являются ли народы «субъектообразующими» или нет, они живут на равном положении в Российской Федерации. Весьма выразительно звучит дополнение при конституционной реформе 2020 г. ст. 69 Основного закона ч. 2: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Самоопределение народов надо понимать как их право на самоуправление, на самостоятельное решение вопросов своей жизни. Помимо этого, самоопределение народов предполагает и их право определить свою судьбу в государственно-правовом плане. В принципе это может выражаться в двух видах возможностей: а) создать свое гос образование в виде государства. б) отказаться от создания собственного государственного образования. Самоопределение народов не предполагает обязательного создания каждым из них «своего» субъекта РФ.
право на самоопределение по современной концепции и конституционному законодательству России — это право народов (следовательно, и однонациональных и многонациональных групп граждан) на выбор формы своего бытия в Российской Федерации; на самоуправление своей жизнью, делами территории, на которой они компактно проживают. Конституция не предусматривает самоопределения наций вплоть до их отделения, выхода из Российской Федерации с образованием самостоятельного государства либо вхождением в состав другого государства.
В период существования Союза ССР право на выход было закреплено за союзными республиками с момента образования СССР. Его предусмотрели Декларация об образовании СССР 1922 г., конституции СССР 1924 г., 1936 г., 1977 г. При сильной центральной власти, при единой, централизованной и не разбитой на национальные отряды по федеративному принципу правящeй коммунистической партии осуществить право на выход из Союза ССР было немыслимо. Не случайно тогда и не было никакого регулирования данного вопроса. И как только стали сильны центробежные тенденции, роль КПСС как единой силы и стержня федерации ослабла, многие республики «вспомнили» о своем праве на выход. Центр был вынужден проявить активность — появился Закон СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».
Принятие данного Закона не остановило центробежные процессы. В конечном счете, с одной стороны, ряд союзных республик «явочным порядком» заявил о своем суверенитете и выходе из СССР, не задумываясь о необходимости учитывать Закон; с другой стороны, и органы Союза ССР не требовали применения Закона, более того, принимали решения о признании независимости отдельных республик. Российская Федерация по отношению к самоопределению и праву на выход свои позиции формулирует следующим образом: а) признается самоопределение не наций вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, а народов как их право на выбор своей судьбы внутри Российской Федерации и на самоуправление. Право на выход не предусмотрено Конституцией РФ. В этом плане позиция России корреспондирует международным документам, которые также не поддерживают право на самоопределение как право на выход из государства, провозглашая обязанность государств создавать такие условия для развития этнических групп, при которых у них бы отпадала сама необходимость говорить об отделении (именно эти условия не выполняла Украина, последствием чего стало самоопределение Крыма на основе всенародного референдума); б) самоопределение народа и выбор им какой-либо формы своего устройства в условиях Российской Федерации не может быть лишь делом самого этого народа; все вопросы решаются совместно, причем право окончательного решения остается за Федерацией.
Понимая сложность этой проблемы, все-таки не надо ее замалчивать. Гуманное решение лучше, чем насильственное сохранение в своем составе какого-то народа, ведь тогда начинаются повстанческие выступления, войны и т. п. Кстати, мирный вариант (так же, как и упоминавшаяся ранее категория «потенциального суверенитета») выбивает почву из-под ног националистов и политических авантюристов, которые свои личные амбиции выдают за желания всего народа. При мирном варианте именно народ решает сам свою судьбу, а не становится заложником националистических лидеров и движений, спекулирующих на его чувствах.
Принципы федеративного устройства России
В основе федеративного устройства России заложена система принципов, которые обусловлены её демократической сущностью. Данные принципы выступают исходными началами в территориальном устройстве не только в целом государства, но и субъектов РФ.
Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся:
– принцип государственной целостности России;
– принцип единства системы государственной власти;
– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
– принцип равноправия и самоопределения народов в России;
– принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.
1. Государственная целостность России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что РФ состоит из государственно-территориальных и государственно-национальных образований, которые сформированы для достижения общих целей при помощи федеральной власти. Данный принцип предполагает общее стремление всех субъектов РФ к государственному, политическому, экономическому и социальному единству, что находит выражение в государственной целостности России. Она обеспечивается:
– принципом целостности и неприкосновенности территории страны;
– единством экономического пространства, которое не разрешает устанавливать таможенные границы, вводить пошлины и сборы, создавать какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств;
– принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории всей России;
– единым гражданством Российской Федерации;
– лишением субъектов РФ права на выход из состава Федерации либо иного изменения собственного статуса без согласия Российской Федерации, так как одностороннее решение подобного рода вопросов создает угрозы для государственной целостности России и единства системы государственной власти.
2. Единство системы государственной власти. Этот принцип федеративного устройства выступает одной из гарантий государственной целостности России. Единство системы госвласти находит выражение в наличии единого органа либо системы органов, которые в своей совокупности составляют высшую госвласть.
Все юридические признаки единства системы государственной власти проявляются в том, что совокупность компетенций госорганов включает все полномочия, которые нужны для реализации функций государства. А определенные органы данной системы не вправе предписывать одним и тем же субъектам при одинаковых обстоятельствах взаимоисключающие правила для поведения.
В России государственная власть осуществляется системой, в которую включены следующие федеральные госорганы – Президент РФ, исполнительные, законодательные и судебные органы, а также все госорганы субъектов РФ.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Согласно данному принципу федеративного устройства России построение системы органов госвласти основывается на принципе разделения властей не только по горизонтали (между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), но и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий разных видов органов РФ и субъектов РФ). В Конституции установлены границы полномочий для каждого федерального органа и характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. За пределы границ своих полномочий госорганы выходить не вправе.
4. Равноправие и самоопределение народов России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что все народы в Российской Федерации наделены одинаковыми правами. Равноправие народов предполагает равенство их прав и свобод во всех вопросах государственного устройства, в развитии своей культуры и т.д.
Народы России имеют равные права на определение формы своей государственности. В настоящее время в РФ имеется 85 субъекта: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа. Все они являются формой объединения многих народов.
Таким образом, все народы России наделены правом на самоопределение, но оно может реализовываться только в рамках РФ или в любой иной форме, но лишь с согласия РФ.
5. Равноправие субъектов России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Этот принцип федеративного устройства предполагает, что все субъекты РФ имеют одинаковые права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а также что в составе Федерации не должно быть субъектов, которым в данных взаимоотношениях предоставлены какие-либо преимущества относительно правового статуса других её субъектов. В данном смысле все субъекты РФ характеризуются равноправностью.
Однако данное равноправие не означает, что все субъекты РФ обладают полностью одинаковыми правами. Так, республики в составе России имеют несколько больше самостоятельности в сравнении с областями в решении определенных вопросов. При этом равноправие характерно всем республикам в составе РФ, также равноправны все области и края, города федерального значения, автономные округа.
Все принципы государственного устройства России весьма тесно взаимосвязаны. Ключевой целью и практическим назначением принципов федеративного устройства выступает содействие эффективному государственному строительству в России. Важно подчеркнуть, что закрепление в Конституции федеративного устройства государства вовсе не означает, что формы и основы сложившейся федеративной организации страны полностью неизменны. Так может изменяться состав субъектов РФ, объем их полномочий и компетенций и т.д.
Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»
В данной статье рассматриваются вопросы построения федеративного устройства, история, этапы и ососбенности развития Российской Федерации , общая характеристика и конституционные принципы российского федерализма. Изучаются различные подходы ученых к характеристике, принципам федеративных отношений в Российской Федерации . Исследуются позиции по вопросу идеальной модели разграничения компетенции Федерации и ее субъектов , в основе которой лежит принцип конституционности .
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Д. И. Шигапова
FEDERAL DEVICE OF RUSSIA: GENERAL CHARACTERISTICS AND CONSTITUTIONAL PRINCIPLES
This article discusses the issues of building a federal structure, the history, stages and features of the development of the Russian Federation , the general characteristics and constitutional principles of Russian federalism. Various approaches of scientists to the characteristics, principles of federal relations in the Russian Federation are studied. The article examines the position on the ideal model of delimiting the competence of the Federation and its subjects , which is based on the principle of constitutionality .
Текст научной работы на тему «Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы»
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И
Д.И. Шигапова, студент
Научный руководитель: И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы построения федеративного устройства, история, этапы и ососбенности развития Российской Федерации, общая характеристика и конституционные принципы российского федерализма. Изучаются различные подходы ученых к характеристике, принципам федеративных отношений в Российской Федерации. Исследуются позиции по вопросу идеальной модели разграничения компетенции Федерации и ее субъектов, в основе которой лежит принцип конституционности.
Ключевые слова: федерация, государственно-территориальное устройство, форма устройства, территориальная целостность, субъекты, конституционность, разграничение, предметы ведения.
Федерация является «сложной многомерной социальной системой, представляющей собой, с одной стороны, совокупность составляющих ее элементов (государств, государственно-территориальных и территориальных образований), а с другой — определенную целостность, государственное единство» [1, с. 105].
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936). Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В.И. Ленин прямо называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций.
2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985). Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10
имевшихся национальных округов не были названы).
3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года [2, с. 294]. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности.
На развитие современного федерализма оказали влияние базовые начала российской федеративной государственности, закрепленные в Конституции РФ:
1) Государственная целостность, предполагающая государственный суверенитет Федерации; Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам.
2) Равноправие и самоопределение народов России: Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, соз-
дание условии для его изучения и развития.
Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Россиискои Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Россиискои Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям.
3) Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено [3, с. 98]. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.
Принцип единства системы государственной власти выражается, прежде всего, в единстве системы органов государственной власти.
4) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.
5) Юридическое равноправие субъектов РФ: Она специально подчеркивает его
1. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994. — С. 105.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2000. — С. 294298.
3. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. — М., 1998. — С. 98.
4. Добрынин Н.М. Конституционная реформа в России: миф или очевидность // Конституционное и муниципальное право. — 2006. — №9. — С. 3-4.
5. Хабриева Т.Я. Парламентское право России. — М., 2003. — С. 117-118.
важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Н.М. Добрынин выделяет несколько проблем, связанных с предметами совместного ведения:
1) отсутствуют пределы законодательного регулирования по предметам совместного ведения, что приводит к фактическому его размыванию;
2) рамочные по своей природе федеральные законы стали детально регулирующими все сферы общественных отношений, что Конституцией РФ не подразумевается;
3) подзаконные акты были признаны Конституционным Судом РФ фактически одним из способов разграничения компетенции, что явно идет вразрез со ст. 11 Конституции РФ [4, с. 3-4].
Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации [5, с. 117-118].
FEDERAL DEVICE OF RUSSIA: GENERAL CHARACTERISTICS AND CONSTITUTIONAL PRINCIPLES
D.I. Shigapova, Student
Supervisor: I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article discusses the issues of building a federal structure, the history, stages and features of the development of the Russian Federation, the general characteristics and constitutional principles of Russian federalism. Various approaches of scientists to the characteristics, principles of federal relations in the Russian Federation are studied. The article examines the position on the ideal model of delimiting the competence of the Federation and its subjects, which is based on the principle of constitutionality.
Keywords: federation, state-territorial structure, form of organization, territorial integrity, subjects, constitutionality, demarcation, subjects of reference.