Что нужно для открытия музея
Перейти к содержимому

Что нужно для открытия музея

  • автор:

Что нужно для открытия музея

Статья 30. Порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредителями негосударственных музеев могут быть органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

Негосударственные музеи создаются в форме учреждения органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником после их включения в государственный каталог в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

Уставы негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.

Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.

Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации порядком может предоставить негосударственному музею статус негосударственного музея федерального значения.

Бизнес-идея открытия частного музея

Стартап Мания

Если Вы увлекаетесь коллекционированием, то бизнес-идея организации частного музея — один из лучших вариантов извлечь из собственного хобби финансовую выгоду.

Бизнес-идея открытия частного музея

В нашей стране деятельность музеев не лицензируется, поэтому задачи, которые необходимо будет решить для открытия частного музея, будут немногим отличаться от задач, стоящих перед будущим владельцем магазина.

Какие документы нужны для открытия частного музея

Необходимо выбрать юридическую форму, в которой будет существовать музей, для небольшого учреждения можно обойтись и ИП.

Часто регистрируют ООО. Известны случаи создания музеев в форме некоммерческой организации.

Это не лишает владельца возможности вести коммерческую лояльность, но повышает шансы при получении финансовой помощи от государства.

Выбор помещения для музея

Желательно чтобы оно находилось в собственности владельца.

Переезд для музея равноценен даже не пожару, а извержению вулкана.

И сложности возникают не только из-за транспортировки хрупких экспонатов и оборудования.

Музей не может себе позволить кочевать, так как посетители привязываются именно к месту. И с переездом можно большую часть их потерять.

Другими важными требованиями к помещению являются:

  • отсутствие соседей в здании или сведение их к минимуму (это убережет от затоплений и других коммунальных приключений);
  • подходящие условия для приема больших групп посетителей (должны быть соответствия пожарным требованиям и т.д.);
  • наличие охраны и сигнализации (слово «музей» привлекает мошенников);
  • расположение в доступном месте, где музей с легкостью найдут и местные жители и туристы (наличие удобной парковки обязательно).

Как открыть частный музей

Какое оборудование выбрать для частного музея

Большинство музеев демонстрируют экспонаты в витринах.

Они защитят коллекцию от грязи пыли и солнечного света, от прикосновений посетителей. Витрины бывают напольные, настенные, снабженные зеркалами и так далее.

Обязательно приобретайте оборудование, которое можно запереть на замок.

Не менее важно освещение. Придется позаботиться о точечной подсветке экспонатов и общем освещении зала. Это необходимый минимум.

Кроме этого в музейной деятельности используют:

  • голограммы;
  • диорамы;
  • проекторы;
  • плазмы;
  • звуковое оборудование;
  • информационные киоски.

Все это позволит сделать экспозицию яркой и запоминающейся.

Если возникнет желание стереть грань между посетителем и экспонатом, конечно можно сделать открытую демонстрацию и разрешить трогать музейные предметы, но при большом потоке посетителей они долго не продержаться.

Лучше организовать отдельную интерактивную зону, где посетители смогут вдоволь фотографироваться со специальными экспонатами, отданными в жертву.

Формы работы с посетителями в музее

Не стоит думать, что найдя помещение и красиво разложив вещи по витринам можно сесть и ждать посетителей.

Новичку в открытии частного музея

Вряд ли кто-то придёт. Посетителя нужно привлекать и предлагать ему разные формы досуга.

Обязательно организуйте сайт, вложитесь в рекламу. Заранее придумайте, как Вы будете принимать посетителей.

Особенно важно проработать маршрут и содержание экскурсии. В штате должен быть специалист, отвечающий только за это направление работы.

Решите, будут ли у Вас экскурсии проходить постоянно по графику или их можно будет заказать на удобное время.

Кроме этого музеи проводят и разные другие мероприятия:

  • свадьбы;
  • дни рождения;
  • мастер-классы;
  • новогодние елки;
  • тематические вечера;
  • публичные лекции.

Необходимо постоянно создавать информационные поводы, говорить о себе.

Активно участвовать в городских событиях, посещать туристические выставки, музейные фестивали и конференции.

В экспозиции обязательно должен быть выставочный зал, в котором хотя бы 3–4 раза в год нужно открывать новую выставку.

Например, если музей посвящен утюгам, открыть вставку самых маленьких утюгов или показать предметы, которые заменяли утюг нашим предкам.

Новая выставка всегда привлекает в музей даже тех, кто в нем уже не раз бывал.

Музей может приносить своему владельцу солидный доход.

Однако в отличие от многих других видов бизнеса он первое время может приносить только дополнительные расходы.

Прежде чем посетители узнают о нем и полюбят его.

как организовать открытие частного музея

Прежде чем туристические фирмы начнут доверять и заключать договора и включать новый музей в свои маршруты, может пройти не один год. Музей — дело для терпеливых.

Пошаговый план открытия частного музея

  • Поиск и аренда просторного помещения.
  • Выполнение ремонтных работ.
  • Покупка мебели.
  • Поиск выставочных экземпляров.
  • Регистрация.
  • Открытие.

Сколько можно заработать на частном музее

На частном музее можно заработать свыше 100 тыс. Руб. Чистой прибыли. Средний чек составляет 500 руб. Привлекать клиентов можно скидками для школьников и студентов, индивидуальными предложениями в выходные дни. Окупаемость бизнеса — до 2-х лет.

Сколько нужно денег для старта бизнеса

Первоначальные капиталовложения составляют порядка 1 млн. руб.:

  • Мебель и инвентарь — 200 тыс. Руб.;
  • Стеллажи для размещения экспонатов — 100 тыс. Руб.;
  • Выполнение ремонтных работ в помещении, организация вытяжки, отопления — 200 тыс. Руб.;
  • Покупка экспонатов — 500 тыс. Руб.

Какой ОКВЭД указать при регистрации

Деятельность музеев регулируется ОКВЭД 92.52.

Какие документы нужны для открытия музея

Для музея, площадью не более 100 кв. м оптимальным вариантом выбора организационной формы является ИП. Для открытия крупного частного музей регистрируют ООО.

Какую систему налогообложения выбрать при регистрации деятельности

При подаче документов в налоговой инспекции необходимо написать заявление на переход на упрощенную систему налогообложения: подходит для обеих организационно-правовых форм. УСН является самой простой в учете. Музейная деятельность — льготный вид, и для нее предусмотрено снижение процентной ставки по страховым взносам ПФР, ФСС и ФОМС.

Нужно ли разрешение на деятельность

Для получения статуса музея необходимо получить специальную оценку представленной коллекции: она должна иметь культурную/историческую ценность.

Технология открытия музея

Частный музей может стать интересным коммерческим проектом при условиях:

  • Выбора интересной темы;
  • Грамотного расположения в туристической зоне города;
  • Постоянного привлечения клиентов: проведение тематических недель, показ новых коллекций.

Существует огромное количество незаезженных тем для заведения: представление сказочных персонажей, народных промыслов, мыла ручного изготовления, шоколада, частных картин и т. д. Проявив креативность и индивидуальный подход к бизнесу можно создать предприятие, которое длительный период будет успешным.

Можно ли открыть музей частном доме. Как открыть музей имея экспонаты? Что нужно для создания музея

Спустя несколько десятилетий запустения, пивоваренный завод Суркова в центре Архангельска, основанный 100 лет назад, был продан с аукциона. В результате городской бюджет получил 34,2 миллиона рублей, а новый владелец — компания «СтройТехнология» — три аварийных корпуса бывшего пивзавода и обязательство использовать восстановленный в строгом соответствии с историческим обликом объект только в качестве административно-торговых помещений или для «неразрушающего производства».

Проект реконструкции здания практически готов. Скорее всего, на исторических площадях откроется очередной торговый центр. О коммерциализации проекта говорит и тот факт, что на первом этаже завода уже открыта пивная. Многие историки Архангельска надеялись, что знаменитое здание все-таки будет отдано под экспозицию, которая расскажет об истории пивоварения на Севере. Кстати, очень занимательной, ведь до сих пор «секрет» пива Суркова не раскрыт, а многие современные пивовары только копируют рецептуру.

Сейчас встает вопрос о том, может ли объект, несущий культурную функцию, быть привлекательным для инвестиций? И что такое эта культурная функция — назначение здания, его возраст или архитектурные особенности? — говорит совладелец нескольких интерактивных проектов по искусству Андрей Соколовский. — Мы привыкли к четкому разделению: библиотека дохода приносить не может, поэтому она должна находиться на балансе города, а торговый центр — коммерческий объект, поэтому музею в нем не место.

Европейские тенденции таковы, что сегодня в торговых центрах расположены музеи и библиотеки, в музейных комплексах — большие магазины. Да и сами объекты культуры могут и должны приносить доход. Только для этого необходим правильный подход.

Средний срок окупаемости нового музея около пяти лет. Однако получить доход можно гораздо быстрее, если знать некоторые секреты ведения музейного бизнеса.

Если говорить об искусстве, то для создания качественной музейной коллекции требуются значительные вложения. Музей, безусловно, не может окупаться только лишь за счет продажи входных билетов, этих его доходов едва ли хватит на обеспечение хозяйственной деятельности, — отмечает исполнительный директор онлайн-аукциона искусств «АРТЛОТ 24» в Санкт-Петербурге Александр Губанов. — Успешная бизнес-модель современного музея предусматривает наличие собственной галереи и объектов инфраструктуры, которые обеспечивают дополнительные возможности монетизации.

Среди частных музеев, успешно использующих подобную модель, в Санкт-Петербурге можно выделить Музей современного искусства «Эрарта» и Музей Фаберже.

Так, одним из видов дополнительного дохода можно назвать проведение музеем временных коммерческих выставок, билеты на которые могут стоить дороже, чем на посещение постоянной экспозиции музея. Кроме выставок, в музее могут проходить и другие сторонние мероприятия — лекции, мастер-классы, презентации, концерты.

Также практически у каждого музея есть свой «выход через сувенирную лавку» — дополнительный источник дохода от магазина при музее, где продаются тематические книги, открытки, сувениры и миниатюрные копии скульптур. Примерно по такому же принципу создания музея решила пойти инициативная группа архангельских поисковиков. В декабре в столице Поморья заработал новый «Ратный музей», его экспонатами стали вещи, найденные за время экспедиций. Посетители могут узнать о военных действиях времен Интервенции и Великой Отечественной войны на территории Архангельской области.

Посетители также могут познакомиться с работой поисковиков и их необычными находками, — рассказывает один из создателей «Ратного музея» Алексей Сухановский. — Цена билета средняя в этом сегмента — около 300 рублей. Все экспонаты можно трогать руками — это одна из тенденций для привлечения посетителей в современном музейном бизнесе.

Заместитель директора по развитию музея «Ар Деко» Марина Бьернсгорд считает, что для обеспечения посещаемости экспозиции должен выполняться ряд условий. Во-первых, на ней должны быть представлены уникальные образцы, во-вторых, она должна быть территориально доступной и, в-третьих, обеспечивать высокий уровень коммуникации (экскурсии и образовательные проекты на базе экспозиции).

Чтобы люди пришли в музей, необходимо удивлять. Часто этого пытаются достичь с применением современных световых или графических эффектов. Наиболее перспективным направлением сейчас являются интерактивные музеи, где посетитель не просто ходит по залам, но и сам производит какие-то действия, взаимодействует с экспонатами. Это может быть, например, «музей занимательной науки» или контактный зоопарк. Перспективной такая идея выглядит для провинции, не избалованной еще подобными развлечениями, — замечает финансовый директор торгово-выставочного комплекса «Гринвуд» Олег Ткач.

О том, как привлечь посетителей, задумались и в Северном морском музее в Архангельске. Отремонтированное здание в центре города, новые экспозиции и сама морская тематика, казалось бы, должны привлечь посетителей, а значит, и принести доход.

Мы пришли к тому, что если не устраивать в музее презентации, различные события и не работать с турагентствами или со школами, училищами, то поток посетителей будет очень небольшой, не то что у торговых центров, — считает и. о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов. — Я уверен, что музей, пусть даже самый современный, не может приносить доход. В лучшем случае он может сработать в ноль — заработать на собственное развитие.

По мнению Тенетова, музей или арт-пространство — это всегда точка роста развития территории.

Как отмечает глава культурно-производственного кластера «Коломенская пастила» Елена Дмитриева, в небольших городах появление музея, культурного объекта стимулирует открытие смежных бизнесов, повышает стоимость недвижимости, дает возможность создавать новые товары и виды экономического предложения, главным из которых является не знание, а впечатление.

Сейчас большинство открывающихся музеев в регионах Северо-Запада ориентированы на туристов. В основном это небольшие экспозиции, посвященные какому-либо народному промыслу, где главную роль играет интересный рассказ экскурсовода и посещение большого сувенирного магазина.

Хороший ход — организация музея, в котором историческая часть сочетается с развлекательной, например как в Музее советских игровых автоматов, — подмечает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова.

Примерно по такому пути пошли частные музеи, которые открываются в привлекательных для туристов районах Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Выживут ли они, покажет время, а помочь им в этом может грамотное стратегическое планирование.

Как и в любом другом музее, в основе частного музея лежит представление коллекций различных предметов, которые могли бы заинтересовать публику. В основе коллекционирования лежит собирательство, а в основе собирательства — увлечение какими-то предметами. Очень многие люди в детстве или уже во взрослом возрасте увлекаются тем, что коллекционируют самые разнообразные предметы, начиная от монет и музыкальных пластинок, и заканчивая картинами и предметами антиквариата. И мало кто догадывается о том, что свое увлечение можно совместить с достаточно прибыльным бизнесом. Если у вас есть интерес к собирательству, и уже есть какие-то коллекции каких-то предметов, которые могут заинтересовать других людей, то вы можете рассказать о своем увлечении людям, найти единомышленников по интересам и к тому же еще и заработать на своем увлечении. И даже если вы никогда не интересовались коллекционированием разных предметов, то никогда не поздно начать, и совсем не страшно если для начала в вашей коллекции будет и не так много предметов. Важно, что бы то, что вы бы хотели представлять в вашем частном музее, было действительно вам интересно, так как это практически уже гарантирует успешность дела, если вы будете искренне интересоваться предметами из вашей коллекции, то и увеличиваться она будет быстро, вы будете все время ее пополнять интересными новинками. Главное начать коллекционировать что то, действительно интересное вам, а тогда у вас появится даже некий азарт к собирательству, и вы будете находить новые и новые предметы для коллекционирования, и так с несколькими коллекциями можно будет уже и открывать свой частный музей.

Вот, например, очень интересна история про знаменитый частный музей города Ярославля, который носит название «Музыка и время». Так вот директор этого музея с самого детства начал увлекаться собиранием разных колокольчиков, в детстве на это особого внимания никто не обращал, но время шло, а с возрастом любовь к собирательству таких предметов только усилилась, и окружающие люди не понимали этого, считали странным и не воспринимали в серьез такое увлечение. За долгие годы коллекция значительно выросла и, к тому же, появилось новое увлечения по сбору коллекции часов. Часы были достаточно необычные, многие были раньше в пользовании знаменитых людей и имели почетный возраст, коллекционер занимался реставрацией некоторых на протяжении годов, в свободное от работы время. Но затем после увольнения и отправки на пенсию этот человек начал задумываться над тем, чем ему дальше заняться и вспомнил про свои коллекции. И тут ему пришла мысль о том, что бы создать частный музей, не зависящий от государства, так как коллекции уже были приличными и он, как и большинство коллекционеров хотел, что бы они были представлены публике. Первым делом, конечно, нужно было решить вопрос помещения, и он купил старое здание, на которое потратил немало сил и времени на реставрацию. Сейчас музей приносит такой доход его владельцу, что это позволило значительно расширить музей и приобрести в германии дорогостоящий орган, который он решил разместить в специально купленном помещении рядом с музеем, что бы люди могли гулять на территории парка музея и слушать музыку.

Возможно, это и звучит немного сложно то, что нужно сначала собрать несколько коллекций, чтобы было что показывать, но на самом деле если начинаешь увлекаться собиранием каких либо предметов, которые тебя увлекают, то и коллекция вырастает достаточно быстро, в зависимости от стоимости и редкости предметов. А так же, если вас интересует открытие частного музея в большей степени как достаточно выгодное дело, и вы не хотите тратить длительное время на собирательство, то можете просто купить несколько коллекций различных интересных предметов и открыть свой музей, но, не забывая при этом, что для успешности музей должен постоянно развиваться.

В любом случае, для успешности такого бизнеса мало будет только наличия материала, который был бы размещен в потенциальном музее, так же еще необходимо изучить основные правила и принципы функционирования подобного бизнеса. Для открытия частного музея необходимо выполнить ряд процедур очень схожих с теми, которые необходимы при открытии частной фирмы. Как и в любом другом бизнесе, в таком успех так же зависит от таких факторов, как наличие конкурентоспособной и актуальной идеи, источников стабильного финансирования, удачное размещение помещения музея, ну и, конечно же, профессиональные кадры.

Если экспонаты у вас есть, то необходимо определится с мотивацией и идейностью вашего музея. Следующим шагом, конечно, станет вопрос о помещении, которое, если есть возможность, лучше приобрести, нежели брать в аренду, так как могут возникнуть различные непредвиденные ситуации, если помещение не принадлежит вам, да и постоянная нестабильность на стоимость аренды тоже не поспособствует стабильному развитию дела. Если купить помещение нет возможности, можно попробовать найти спонсора, более крупное учреждение, которое бы согласилось разместить в своем помещении музей или можно получить на более приемлемых условиях аренды помещение в каком-то культурном учреждении муниципальных властей. После решения вопроса с помещением, необходимо подобрать штат сотрудников для музея, как минимум это бухгалтер, специалист, который будет следить за состоянием экспонатом и за их реставрацией, компьютерщик, для работы с техникой и сайтом музея, для продвижения в интернете, так же желателен экскурсовод со знанием иностранного языка и уборщица.

Персонал подобран, теперь нужно разработать бюджет, зарплата сотрудникам, оплата за аренду, если помещение не свое, коммунальные платежи, реклама, затраты на покупку экспонатов.
И еще раз следует повторить то, что для того, что бы частный музей был успешным, он должен постоянно развиваться и пополнятся периодически новыми экспонатами.

Чтобы открыть музей, нужно решить практически те же самые задачи, что и при открытии Фирмы.

Придумать идею, желательно конкурентоспособную, найти постоянные источники

Финансирования, помещение в проходимом месте, набрать профессиональные кадры и т. д.

ШАГ 1. ИДЕЯИ МОТИВАЦИЯ

Абсолютно любой частный музей начинается с интереса к собирательству. После того как Экспонатов в коллекции достаточно, чтобы ее выставлять на всеобщее обозрение, стоит четко Определиться с мотивацией, она во многом будет определять будущую музейную политику. Хотите Ли вы Открыть Музей, чтобы демонстрировать свою коллекцию, или чтобы найти

Единомышленников и создать клуб по интересам, или вы хотите заработать (редкий случай, Пример — Музей водки).

ШАГ 2. ПОМЕЩЕНИЕ

Следующий шаг — помещение. «Помещение целесообразно приобретать в собственность, так Спокойнее, — считает Дмитрий Шнеерсон, директор частного Музея истории фотографии. — Главный минус арендованного помещения — вечно ползущие вверх арендные ставки». Есть и Другой путь — искать спонсора, например крупное предприятие или учреждение, которое могло бы В своем здании разместить музей, или пытаться получить помещение под учреждение культуры у Муниципальных властей на условиях льготной аренды. Так, ведомственным музеем стал Созданный по частной инициативе музей «Анна Ахматова. Серебряный век» в Автово, а Муниципальные помещения в аренду получили несколько музеев, в их числе Музей граммофонов И фонографов Владимира Дерябкина.

Даже в небольшом музее должно быть не менее 5 Сотрудников. Второй Человек после директора — Условно — главный хранитель. Он должен разбираться в Фондах, вести учет, знать, где какой Предмет находится, когда и какие экспонаты стоит отреставрировать и т. д. Часто он же выполняет Функцию Куратора выставок и решает, какие именно экспонаты можно предложить на экспозицию. Также придется предусмотреть должность бухгалтера и уборщицы, может понадобиться и консервации экспонатов, компьютерщик для обслуживания техники И поддержания интернет-сайта, а также экскурсовод, желательно со знанием иностранного языка.

Если музей работает в собственном помещении, то среди основных ежемесячных расходов — Зарплата, коммунальные платежи, реставрация, содержание сайта, полиграфия — листовки,

Афиши, брошюры. Затраты на покупку экспонатов у частного музея не нормированы. Даже Предположить, за какую сумму удастся приобрести новый предмет, заранее невозможно.

Некоторые экспонаты можно получить бесплатно: дарителям нравится, что их вещь будет Находиться в музее.

Распространяться о стоимости коллекции среди частных музейщиков считается небезопасным. «Как только мы станем рассуждать о том, что сколько стоит, люди решат, что мы получаем Подарки и продаем за бешеные деньги, — считает Дмитрий Шнеерсон. — Поэтому в нашем музее Вообще нет никаких платных Услуг. Билеты, книги, фотографии мы не продаем, Фотокамеры в Аренду не сдаем, иначе сразу начнутся подозрения, что это лавка, прикрытие серьезной Коммерческой структуре». Доходы музеев складываются из платы за вход и Экскурсии. Благотворительных пожертвований, реже — грантов на проекты. Чтобы зарабатывать и добиться Окупаемости, можно сдавать помещения в аренду, например, для проведения презентаций, Специальных мероприятий.

ШАГ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кроме оформления постоянной экспозиции, есть смысл проводить временные выставки из собственных фондов и в сотрудничестве с другими коллекционерами илидеятелями искусств. Это хороший информационный повод: анонсы выставок попадают в афиши СМИ, что увеличивает поток посетителей. Так, Музей истории фотографии проводит выставки российских и зарубежных фотографов, частный Музей кукол — выставки из частных коллекций. В негосударственном Музее Набокова также проводят концерты, читают лекции, играют спектакли.

Дмитрий Шнеерсон, директор Музея истории фотографии и председатель правления фонда эффективного распоряжения активами «Эра Фонд», открыл свой музей от большой любви к фотографии.

$2 — 5 тыс. — ежемесячные затраты на содержание частного музея в собственном помещении, не считая закупок экспонатов.

Опрошенные представители малого бизнеса считают, что говорить о последствиях кризиса можно будет только через пару месяцев. В целом он будет выражаться в поведении покупателей — они станут более требовательно относиться …

Например, одна из Угроз Предпринимателей — контрагенты, которые Пользуются кризисом в свою пользу. Совет экспертов — четко прописывать в договорах штрафные санкции. «Есть такое сейчас выражение — «косить под Кризис»». …

1. Финансовые затруднения (невозможность окупить вложения или снижение рентабельности Бизнеса). 2. По личным причинам («бизнес надоел», «необходимы инвестиции для реализации нового Проекта» и т. д.). 3. Перепродажа бизнеса как способ …

Музей – это специальное учреждение, где хранятся памятники и предметы, которые имеют свою уникальную историю. Любой музей начинается с коллекции, и чем она оригинальнее, тем больший к ней интерес. Основные музейные задачи предусматривают постоянный мониторинг и анализируют работу конкретного музея. Современные музейные технологии включают в себя несколько составляющих:

  • Музейные выставки – требуют к себе особого подхода, потому что должны быть правильно организованы и спланированы.
  • Оборудование для хранения экспонатов.
  • Музейный климат. При низкой влажности или слишком высокой влажности происходит деформация экспонатов, а также теряется их ценность. Необходимо устанавливать все нужное оборудование, чтобы это предотвратить.
  • Музейные витрины.
  • Оборудование для реставрации.
  • Хранители.
  • Концепция – это документ, который покажет уникальность данного учреждения на современном этапе. Он состоит из трех основных пунктов: модернизация, инновации и сохранение собственных традиций.

Чтобы создать новый музей, необходимо, прежде всего, конкретно выявить его цель, именно от нее будет зависеть дальнейшее развитие деятельности. Можно объединить несколько назначений, например, повествовать историю своего города в клубе единомышленников. Затем необходимо выбрать помещение, где будут проводиться определенные выставки, лучше, если это очень людное место, можно сэкономить на рекламе. Немаловажным фактором есть выбор рабочего персонала (для хорошего функционирования музея, нужно, как минимум четыре работника). Нужно грамотно организовывать экскурсии, чтобы заинтересовывать большее количество людей, и они начала приводить сюда своих знакомых. Но, одними экскурсиями не обойтись, к ним быстро пропадает интерес, необходимо проводить творческие вечера, встречи единомышленников и различные культурные мероприятия.

Ни один музей не сможет существовать без постоянного финансирования. Поэтому необходимо найти богатого единомышленника, чтобы решить эту проблему. Нужно доказать значимость данного учреждения для пользы общества и тогда дела пойдут вверх, повышая прибыли. Чтобы создать музей, который будет постоянно иметь посетителей, нужно иметь не малый опыт работы в этой сфере, а иначе его ожидает полное фиаско. Этим должны заниматься мастера, которые знают, как правильно все организовать и обойти конкурентов. Грамотная тенденция развития современного музея – это создание внутренних и около музейных структур, которые создают единое пространство. Люди, посетившие заведение, должны получить культурное общее развитие.

В этом материале:

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.
  1. Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
  2. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
  3. Наличие специальных знаний. Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
  4. Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

  • закрытые;
  • под открытым небом.

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.
  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

Как устроен рынок частных музеев в России

Как устроен рынок частных музеев в России

Валенки, самовары, темнота, мат, яблоки, традиции народов Севера — предметом музейной коллекции может стать буквально что угодно. И даже если она не имеет исторической или художественной ценности, то вполне может приносить прибыль.

Игорь Хмелев

Анастасия Борисова

alt=»Роман Виноградов» />

Какие обязательства накладывает на компанию использование слова «музей»

Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет музей как некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

При этом закон фокусируется на государственных музеях и упускает из виду частные. А их, по данным Ассоциации частных и народных музеев России, в стране около 1200. Все это музеи, созданные по инициативе частных лиц, обычно — на собственные или привлеченные средства, без участия государства.

Владелец центра генеалогических исследований

Все они могут называться музеями, как и любая другая частная организация, — закон никак не регулирует использование этого слова. Необязательно регистрировать коллекцию в Музейном фонде и вступать в отношения с министерством культуры. Можно при своей организации создать музей — музей Поля Чудес, например. Ничто не мешает сделать на заводе собственный музей, поставить туда старые станки. Естественно, они не будут иметь того статуса, который придает закон «О Музейном фонде». И, соответственно, не смогут получать те льготы, которые полагаются учреждениям культуры.

Таким образом, в случае частного предприятия «музей» будет частью названия, а организационно-правовая форма — соответствующей коммерческой цели.

Как правильно выбрать организационно-правовую форму музея

Частные музеи могут быть оформлены как ИП, ООО или НКО. НКО, ИП и ООО на упрощенной системе налогообложения платят 6%. Это оптимальная система для частных музеев — при обороте малых и микромузеев система «доходы минус расходы» со ставкой 15% показывает меньшую эффективность.

Как предпринимателю планировать финансы

ООО и ИП оптимальны, если музей ставит своей целью только и исключительно получение прибыли, не выполняя просветительской или культурной функции. Ключевая разница между ними заключается в легкости распоряжения средствами — и ИП выигрывает: «В ООО необходимо вести бухучет, придумывать, как забрать деньги из общества, кроме как через зарплату. ИП никаких зарплатных налогов не платит — выплатил взносы, дальше можно тратить по своему усмотрению».

У НКО же основная цель — культурно-просветительская. Эта форма требует жесткой отчетности. При этом им никто не запрещает извлекать доход из той деятельности, которую они ведут. Самый яркий пример — плата за входные билеты. Деятельность, по большому счету, приносящая прибыль в прямом смысле слова. Единственный нюанс: они эту прибыль не распределяют, как в коммерческих компаниях между учредителями, а расходуют, и делать это они должны на цели, связанные с созданием этого НКО. Например, на выплату заработных плат, рекламные цели, пополнение коллекций.

Даже саму музейную деятельность никто не запрещает развести по направлениям НКО и ИП.

Существует и компромиссный вариант — разделение бизнеса: музей может быть оформлен как НКО (мастер-классы и экскурсии тоже вполне укладываются в эту деятельность), а за доход от кафе или магазина на территории можно отчитываться по ИП на УСН.

Даже саму музейную деятельность никто не запрещает развести по направлениям НКО и ИП. «Например, аренда площади на НКО, потому что она тратит деньги на свои уставные цели и к ним может относиться оплата аренды. Она получает деньги за билеты, участвует при этом в каких-то грантах, получает денежные средства и льготы от государства. А когда есть необходимость провести мастер-класс на территории музея или корпоратив, пригласить специалиста или актера для выступления, отчитаться за кафе или магазин на территории — это можно спокойно и законно делать на ИП».

Что учесть при создании бизнеса

Как на ярмарках продают книги, помощь людям и еду

Объектом интереса нового музея может стать не только коллекция предметов — важна возможность взаимодействия с ними. Интерактивность лежит в основе «Фабрики елочных игрушек» — сезонного музея, совмещенного с показательным производством.

В коллекции музея 2500 экспонатов — елочных игрушек, произведенных за последние сто лет лет в разных странах мира. Но игрушки без контекста не так интересны, поэтому в музее есть 12 залов, которые представляют историю празднования Нового года. Самая яркая и запоминающаяся часть музея — производство елочных игрушек: выдувка стеклянных шаров, серебрение и окраска. На мастер-классах гости могут попробовать сделать игрушку самостоятельно.

«Мы в Союзе частных музеев хотим сделать понятие “музей” шире, чем витрина и сидящая на стульчике бабушка. Это слово для современных детей попахивает нафталином, поэтому мы стремимся сделать это понятие максимально широким и весомым. Много коллег проводят интерактивные выставки и популяризируют это направление. Концепция музеев меняется — и речь не о диджитал-технологиях, а о развитии человеческих ощущений, чувств», — рассказывает руководитель музея «Фабрика елочных игрушек» Игорь Хмелев. Понять, может ли новый музей вовлечь посетителей эмоционально, нужно на этапе проектирования концепции.

«Прийти и посмотреть на полки с экспонатами, ничего не понять и уйти — уже никого не привлекает».

Идею качественного вовлечения пользователей разделяет Музей лего «Let’sGo». Это большая экспозиция по Звездным войнам и Гарри Поттеру, редкие наборы, собранные по всему миру, целый большой город с электричеством и кнопочками, запускающими движущиеся механизмы, — все это на площади 400 м². Музей рассказывает ее историю: как она развивалась, какие крупные серии выпускала, какие наборы перестала производить и почему. С производителем наборов музей не связан, хотя в будущем и думает о сотрудничестве.

В ближайшее время в музее появится большая игровая комната. «Молодежь и люди лет 35 любят более современные музеи. Прийти и посмотреть на полки с экспонатами, ничего не понять и уйти — уже никого не привлекает. Нужны классные аудиогиды, экскурсоводы, сотрудники, которые идут на контакт, виртуальная реальность, квесты на территории музея. Поэтому при планировании музея нужно учитывать все возможности привлечения разной аудитории», — говорит Анастасия Борисова, совладелец музея лего «Let’sGo».

Кроме того, необходимо четко представлять целевую аудиторию будущего музея: сколько этих людей, как они будут приезжать. В первую очередь это важно для выбора локации. Например, расположить музей, рассчитанный на детей, разумно недалеко от кластера школьных и развивающих центров. Но бывают и менее очевидные контексты: «Создавая “Фабрику елочных игрушек” в Москве, мы попали в мейнстрим — здесь существовала давняя традиция посещать заводы елочных игрушек, ездить для этого в Клин, например, перед Новым годом. Это был такой ритуал, погружение в праздничную атмосферу. А в Питере никогда не было таких заводов, и в детстве никто на производство не ездил. Когда мы привозили музей в Питер, нам пришлось объяснить петербуржцам идею, что это такое и зачем придумано, — не было исходного запроса», — рассказывает Игорь Хмелев.

В Подмосковье подобные заводы работают и по сей день, но все они находятся далеко от Москвы, потому что в больших городах сложно содержать производство. Добраться до них зимой с детьми в напряженной предпраздничной суете рискуют не все. Ключевой бизнес-идеей Игоря Хмелева было «привезти» фабрику в Москву на короткий срок к людям — если они не могут приехать сами. Иными словами, как в любом бизнесе, нужно изучить рынок и понять возможные ниши — и попробовать занять их.

Также нужно понять и воможную сезонность в работе музея. Например, новогодний музей предсказуемо работает с ноября по январь, а музей лего — круглогодично, но с четверга по воскресенье, так как на неделе дети учатся. Такой подход помогает более точно составить бизнес-план и прогнозировать прибыль.

«Тяжело найти хороших сотрудников — заинтересованных, дружелюбных, готовых общаться с посетителями и развиваться».

Другой важный аспект подготовки — поиск подрядчиков и сотрудников. На него нужно закладывать достаточно много времени, и даже с запасом, ведь срыв сроков часто чреват убытками.

«На любом этапе нужны хорошие подрядчики, которые сделают фирменный стиль, стеллажи, разработают сайт, произведут аудиогиды, если они нужны. На это нужно закладывать много времени. Точно так же тяжело найти хороших сотрудников. Мы искали смотрителей — заинтересованных, дружелюбных, готовых общаться с посетителями и развиваться. Это время тоже нужно учитывать в построении бизнеса», — делится Анастасия Борисова.

Стоит продумать и дополнительные возможности времяпрепровождения. После знакомства с экспозицией или лекции посетители часто готовы отдохнуть или перекусить — этот потенциал нужно использовать. «Обязательно должно быть пространство, наполненное разными активностями. Если помещение позволяет, нужно открывать кафе и реализовывать любые другие идеи, которые позволят людям качественно и полноценно провести время, Такие места будут пользоваться спросом и популярностью — есть все шансы, что это будет успешный бизнес», — говорит Анастасия Борисова.

Продвижение — все пути хороши

Лучшая реклама в бизнесе — сарафанное радио, но первых посетителей нужно как-то привести. Неплохим вариантом может быть локальный маркетинг — коллаборации с соседним кафе или магазином. «У нас уже есть кросс-промо с одной кофейней в Звенигороде — мы им дали флаеры с нашей скидкой, описанием. Это работает, и мы планируем пробовать дальше, потому что это самое ближайшее окружение и с ним нужно работать», — говорит Анастасия Борисова.

Другой важный канал — социальные сети, причем не только самого музея, но и районные или тематические сообщества. Музей лего «Let’sGo», например, активно пользуется этим каналом: «Мы сотрудничаем с местными группами в Facebook, размещаем информацию о музее. Многие наши гости, кто живет недалеко, тоже либо сами пишут о нас, либо комментируют наши посты — получается такое сарафанное радио».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *