Статус земли фермерское хозяйство что это
Не требуется переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, полученные до 01.01.2014, в которых указаны наименования видов разрешенного использования, отличающиеся от наименования, устанавливаемого в соответствии с данным ФЗ (в ред. от 28.12.2013 N 446-ФЗ).
Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.
(п. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 299-ФЗ)
5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Земля КФХ – все для загородного строительства
Сельскохозяйственный сектор играет большую роль в стратегии развитии государства. Поэтому в Российской Федерации ему уделяют большое внимание.
Если человек решил заниматься сельскохозяйственной деятельностью, он должен получить участок земли под КФХ. К заявителям предъявляют особые требования. На законодательном уровне прописываются возможности использования земли и ответственность за нарушение норм.
Какие земли считаются КФХ
Земля под КФХ представляет собой участок, назначением которого является сельскохозяйственная деятельность. Такая земля располагается за пределами населенного пункта. Список территорий, пригодных для такой деятельности, прописывается в Земельном кодексе. Обратиться нужно к статьям 77, 78, 79, 80, 81.
В законе отмечаются легальные способы использования такого типа земли:
- создание продукции сельхозназначения;
- деятельность по хранению и переработке сырья для земледелия;
- проведение исследовательской работы и научных экспериментов в сфере агропромышленного комплекса.
Какие размеры участков допустимы?
Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.
Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:
- не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
- запретить дробление крупной территории на мелкие участки.
Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.
Наименование населенного пункта
Величина минимум
Величина максимум
И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.
Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.
Регулирование земельного вопроса
Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.
- В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
- Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
- Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.
Правовая характеристика земель
В соответствии с Законом № 74, крестьянское хозяйство включает в себя группу лиц, которые совместно ведут сельскохозяйственную деятельность. Данные отношения можно назвать предпринимательством, так как осуществляются они на экономической основе и предполагают получение выгоды.
Правовое регулирование имеет свою специфику. Главными нормативными актами, на которые можно ориентироваться, являются:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- ФЗ № 101 от 24 июля 2022 года.
В зависимости от формы работы может поменяться правовой статус земли.
Выдача участков ранее проводилась только в рамках приватизации. Сейчас получить землю можно, обратившись в местную администрацию. Наделы выделяются из регионального земельного баланса в соответствии со статьей 33 ЗК РФ.
Участник может получить долевую собственность. Но при этом он потеряет право на общие земли. Такой участок требует регистрации в кадастровом реестре. Но если им владеют в индивидуальном порядке более 5 человек, процедура проводится в упрощенном режиме. В этом случае собственник доли должен направить письменное оповещение остальных участников или передать информацию через СМИ.
Можно ли построить жилое здание на земле КФХ и прописаться в нем?
Владельцы наделов часто стремятся возвести дом на земле. И не знают, разрешено ли это законодательно.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ и статьей 403 Земельного кодекса РФ, собственник имеет право на строительство на участке. Запрета в законе на такие действия не предусматривается.
При этом в составе имущества разрешаются не только с/х постройки, а также:
- объекты для проживания;
- рекреационные постройки;
- промышленные строения.
Поэтому построить дом и прописаться в нем разрешено на законодательном уровне.
Постройки на территории
Для возведения дома распространенным вариантом является приобретение земли для дачного строительства или садоводческой деятельности. В этом случае спрашивать разрешения местных органов власти не требуется.
Если назначение земли – ведение сельского хозяйства, то наделы имеют крупные размеры (более трех гектаров). И собственник должен будет доказать, что то или иное строение необходимо возвести именно на этом участке. Самым логичным объяснением будет создание животноводческой фермы для ежедневного постоянного присутствия на ней.
При этом не обязательно разводить большое количество скота. Даже если у человека будет 20 голов птиц, кролики, то строительство будет обоснованным.
Для строительства на участке КФХ нужно получить разрешение. Для этого в администрацию направляются:
- свидетельство о праве собственности;
- документы о причислении земли к КФХ;
- проект будущей постройки.
Что можно создавать на участке?
На участках, предназначенных для ведения сельского хозяйства, можно прокладывать дороги и коммуникации. Они необходимы для доступа людей и спецтехники к наделу, а также оптимальной работы на нем.
Виды путей не прописываются на законодательном уровне. Поэтому можно делать бетонные, асфальтированные, а также грунтовые дороги. Разрешение на осуществление таких работ не требуется.
Требуется ли разрешение на строительство?
Разрешение на строительство требуется, если на земле для ведения КФХ возводится здание и строение. Это обусловлено тем, что самовольно построенные объекты не будут зарегистрированы в Росреестре.
Если же планируется возведение вспомогательных построек, то обращаться в администрацию не нужно. Таковыми являются:
- капитальные склады;
- цеха;
- амбары;
- овощехранилища;
- гаражи;
- сараи.
Но если будет отмечено, что жилое строение необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности, разрешение получать не нужно.
Нужно ли оформлять постройку?
Постройки, которые не требуют разрешения на строительство, оформляются по собственному желанию. Поэтому строения, которые можно назвать баней, сторожкой, будут считаться вспомогательными. И оформления они не требуют.
Могут ли штрафовать за строительство?
В соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях, капитальное строительство на КФХ без разрешения карается штрафом. Его размеры:
- для физических лиц – 2000-5000 рублей;
- для юрлиц – 500 000–1 000 000 рублей.
Наказание возможно только в случае, если будет доказано, что строения не являются постройками для вспомогательного использования.
Причины для сноса зданий
В некоторых случаях построенное здание на территории КФХ могут снести. Это предусматривается при:
- нанесении ущерба расположенным рядом зданиям, соседям;
- размещении сооружения вблизи магистрали или инфраструктуры;
- построении дома в пределах природной территории, являющейся охраняемой.
Решение о сносе здания принимается в судебном порядке. Собственник должен исполнить его. Компенсировать траты и расходы ему не будут. В остальных случаях обязать к сносу невозможно.
Лишение прав собственности
Отчуждение собственности осуществляется в рамках законодательства России. Изъять участок могут в следующих случаях:
- захламленность выделенной земли;
- выброс в грунт отравляющих веществ;
- нарушение плодородности почвы;
- повреждение грунта.
Чтобы доказать, что данные события имеют место, проводится официальная экспертиза. Положительный результат может наблюдаться, если на участке будут обнаружены химические или токсические отходы.
Органы власти вправе забрать участок, если он используется не по назначению. В этом случае исправить ситуацию легко, высадив на нем несколько плодовых деревьев.
Какие территории подходят
Для ведения хозяйства подходят участки, расположенные вблизи транспортных дорог и линий передач. В этом случае можно сэкономить средства.
- При наличии коммуникаций можно начать работу сразу же. Также это позволит сохранить уровень санитарных норм.
- Стоит выбирать территории, площадь которых достаточна для ведения хозяйства.
- Обратить внимание нужно на участки, расположенные недалеко от населенного пункта. Ресурсы будет перевозить легче. А решать вопросы с администрацией можно быстрее.
Строительство на землях КФХ возможно. Важно соблюдать требования законодательства, чтобы не столкнуться с проблемами.
Земля кфх — что надо знать для загородного строительства
Деятельность в сфере сельскохозяйственного сектора имеет стратегическое значение для государства, включая РФ. В виду специфики такой работы, существуют особые требования для физических и юридических лиц, которые решили заняться возделыванием земли или другим производством в сфере народного хозяйства. Если заинтересованное лицо не имеет требуемого уровня квалификации и подготовки. Также, органы власти осуществляют в некоторых случаях более щадящее отношение к владельцам земли КФХ. Более подробную информацию вы узнаете ниже
Понятие земли КФХ
Территории, которые предназначаются для ведения сельскохозяйственной деятельности и расположенные за чертой административных пунктов утверждены и расписаны в Земельном Кодексе в ст. 77-81.
Таким образом указаны варианты деятельности, которые легальны на территориях такого типа земель:
- Производство сельскохозяйственной продукции;
- Хранение и переработка земледельческого сырья;
- Исследовательская работа и научная деятельность в сфере АПК.
Законодательная база о размерах участков
Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.
Федеральный нормативный акт «О крестьянском хозяйстве» №74 от 11.06.2003 предполагает возможную величину земельных участков. Для осуществления целевой деятельности.
Таблица: Возможные габариты наделов.
Населенный пункт | Минимальное значение | Максимальное значение |
---|---|---|
Москва | 0,02 | 40 |
СПб | 0,06 | 50 |
Пятигорск | 0,06 | 50 |
Новосибирск | 0,04 | 50 |
Хабаровск | 0,1 | 50 |
Екатеринбург | 0,1 | 50 |
Нижний Новгород | 0,03 | 25 |
Ростов-на Дону | 0,08 | 50 |
Как и минимальные значения, максимальные параметры КФХ и с\х земель, регулируются законодательством субъекта РФ.
Важно! Территории с границами, которые были определены ранее, имеют кадастровый номер и получили собственника не подлежат сравнению с действующими параметрами.
Крестьянское фермерское хозяйство
Как форма деятельности предпринимателя КФХ появилось на территории СССР в 80-гг прошлого столетия.
Позднее Российская Федерация приняла ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ. Государственная дума проголосовала за данный законопроект 23 мая 2003 года.
Благодаря этому нормативно-правовому акту регулируются основы создания и работы фермерских участков. Уточняются правовые, социальные и экономические нормы крестьянского хозяйства.
Содержание закона о КФХ
Нормативный акт состоит из 23 пунктов, разделенных на 9 частей. В первой главе указываются общие правила и положения.
К понятию КФХ относятся не только производственные ресурсы но и также транспортировку и варианты хранения продукции.
КФХ может создаваться как физическим лицом, так и группой лиц. Юридическое лицо (организация) может не создаваться в обязательном порядке. Этот вопрос регулируется Гражданским Кодексом в ст. 86.1. Приведем сжатую характеристику первых пунктов данного акта:
- Физические лица, ведущие коллективную деятельность в секторе сельского хозяйства, на основе ст.23 74-ФЗ могут создать юридическое лицо для организации трудовой работы.
- Операции с имуществом такого юридического лица регулируются на правах собственности.
- Заинтересованное лицо может входить только в одну подобную хозяйственную организацию.
- Члены КФХ как юридического лица, несут субсидированную ответственность. Это означает, что кредитор может взыскать долг с иного лица, члена КФХ. Если расплатиться нет возможности, участок будет продан с торгов, лицу которое будет соответствовать всем требованиям по целевому использованию конкретного надела.
Свойства КФХ утвержденные в законе
Организация граждан должна формироваться на добровольном желании сторон
Все физические лица несут ответственность друг за друга перед государственными органами.
Предполагается, что каждый член организации будет принимать участие в деятельности хозяйственного предприятия.
В случае, если КФХ образован без создания юридического лица, правовое регулирование производится за счет Гражданского Кодекса и нормативом №74-ФЗ. Таким образом представителям власти необходимо поддерживать подобные образования, в том числе и разрешать финансовые вопросы.
Процесс регистрации КФХ
Создать КФХ на территории Российской Федерации имеет право все жители государства:
- Гражданские лица;
- Лица без гражданства, иностранцы.
Согласно закону организатор КФХ может добавить в его состав не более 3 своих родственников, которые достигли 16 летнего возраста. При этом в образовании могут состоять до 5 человек не имеющих родственной связи с главой предприятия. Также необходимо соблюдение следующих параметров:
- Участвующим сторонам необходимо приложить к бумагам копии удостоверений личностей, и подтверждение родственных связей, если такие имеются.
- Главный документ соглашения, не ограничивает подписантов в изменении форм деятельности хозяйства. Возможны обновления документов исходя из новых задач.
- Требуется в начальном образце соглашения, заранее оговаривать возможность изменения документа.
- Все участники соглашения должны подписать утвержденный документ регулирующий работу фермерского хозяйства.
Крестьянское хозяйство необходимо регистрировать в органах государства, вне зависимости от того юридическое или физическое лицо производит подачу бумаг. Данная процедура не является строго регламентирована.
Отличительные качества КФХ от ЛПХ
Глава 3 устанавливает имущество членов КФХ, что принципиально выделяет этот пункт, среди остальных. Имущественные права в таких организациях являются основой для взаимоотношений, как показывает 3 десятилетия существования таких форм организаций. В законе №201-ФЗ дается полный перечень форм имущества для КФХ.
В список возможных вариантов материальных благ входят:
- Земельные территории
- Недвижимость на площади
- Строения для оросительной системы, прочих производственных приспособлений
- Скотина и птица
- Хозяйственная продукция
- Транспортная техника
- Инструментарий для обеспечения работы крестьянского хозяйства
- Производимая продукция
- Денежные средства, полученные благодаря КФХ.
Для КФХ характерны следующие особенности:
- Соглашение между членами оговаривает порядок владения;
- Деятельность должна осуществляться на общих интересах;
- Гарантом сделок является имущество;
- Глава хозяйства должен устанавливать сделки в зоне интересов всех собственников.
- Отказник от участия в хозяйстве имеет право только на денежную компенсацию, без варианта выделения отдельного участка.
Видео описание
Наглядно о том, что такое КФХ – в следующем видео:
Регулирование земельного вопроса КФХ
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ регламентирует использование земель сельхоз значения с возможность строительства сооружений. Регламент распределения территорий КФХ определен в нормативном акте «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ.
Фермерское хозяйство имеет право оспаривать решение представителей администрации по вопросу предоставления угодий через судебные инстанции.
Правовая характеристика земель КФХ
Нормативный акт РФ от 11.06.2003 года №74-ФЗ утверждает, что крестьянское хозяйство является объединением лиц для обеспечения хозяйственной деятельности. Таким образом, КФХ является вариантом предпринимательства, на экономической основе.
Режим участков КФХ в сфере правового регулирования в виду ряда особенностей имеет специфические условия. Среди главных нормативных актов которые занимаются регулировкой предоставления и приобретения земли является Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс (ГК) РФ и от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Исходя из формы работы субъекта правовой статус земельного надела может несколько изменяться.
Кроме приватизации земли после распада СССР, также для организации фермерской деятельности возможна передача земли, в том числе безвозмездно, за счет муниципального земельного баланса. Такие действия регламентируются ст. 33 Земельного кодекса РФ.
Необходимо выделить понятие долевой собственности – переход части территории из общей собственности, в приватную недвижимость участника долевого вида собственности. После такой операции участник в пользу которого совершена передача, теряет свои права на общую собственность.
Исходя из ФЗ о государственном кадастре такой участок необходимо регистрировать в федеральном кадастровом реестре. ФЗ «Об обороте земель с\х назначения» упростила процесс, при условии что в долевой форме частной собственности более 5 человек.
Владелец долевой собственности, исходя из ст.252 ГК РФ может в письменной форме озвучить намерение о выделении доли или долей, или воспользоваться выделенными средствами массовой информации.
В ст. 20 ЗК РФ указывается порядок процесса приватизации определенных территорий в пользу создания фермерских производств. На праве бессрочного пользования и на условиях пожизненного владения.
В случае, если во время регистрации надела, не создается юридическое лицо, то согласно ст.23 ГК РФ, гражданин имеет право однократного бесплатного получения в приватное владение на землю которая состоит у него на правах бессрочного использования, или пожизненного наследования.
В случае, если фермерское хозяйство регистрируется в форме юридического лица, на основе закона РСФСР №348-1, то передача земли происходит на платной основе.
Оформив в палате регистрации бумаги, подтверждающие право на владение земельным участком. Это позволяет физическому лицу использовать недвижимость в рамках законодательства.
Строительство на землях сельхоз значения
Исходя из формы пользования площадью, разрешается возведение тех или иных сооружений и конструкций. Сегодня в земельном праве существует несколько различных видов:
- КФХ- является крестьянско-фермерским хозяйством:
- СНТ – садоводческое хозяйство. Сюда же относятся территории для возведения дач;
- Подсобное хозяйство.
На данный момент предусматривается строительство:
- Дачи приусадебного строения на территории для с/х работ.
- Сооружения хозяйственного плана для хранения различных ресурсов;
- Коттеджи для проживания круглый год. Возможно только на территории приусадебного хозяйства или фермерских территорий.
Перед покупкой земли необходимо подробно ознакомиться с документами на земельный участок. В бумагах в обязательной форме указывается перечень с видами работы, которые разрешены на конкретной территории.
Виды разрешенной деятельности для КФХ:
- Пашня;
- Сенокос;
- В целях личного приусадебного хозяйства с возможностью строительства или без него;
- Для растениеводства, садоводства;
- Сельхозпроизводства;
- Для выпаса скота, пастбища.
Во время покупки участка стоит внимательно ознакомиться с документацией, обрати внимание на категорию и разрешенные виды деятельности. Некоторые риэлтэрские агентства уверяют что изменить категорию можно очень легко и быстро. Но чаще всего процедура либо очень затяжная либо вообще не реализуема.
Кроме того за смету кадастровой регистрации отвечает представитель местных органов власти. Существует ряд причин по которым вам могут отказать. Практика отказов в таких случаях очень частое явление.
Постройки на территории КФХ
Если гражданин решил возвести загородный дом, одним из самых простых и выгодных вариантов будет покупка участка территории для дачного строительства или садоводческой деятельности.
Для такого случая нет надобности в разрешении со стороны органов власти. Кроме того, во время регистрации по «дачной амнистии» это разрешение не обязательно.
В случае КФХ земли такого типа распределяются крупными наделами – от 3-х га. Однако для возведения сооружения собственнику земли будет необходимо обосновать необходимость создания того или иного строения. Единственным обоснованием постройки коттеджа будет организация животноводческой фермы, которое предполагает ежедневное присутствие на территории.
Стоит отметить что животноводческая ферма не обязательно должна быть внушительных размеров. Достаточно 20 голов птицы и некоторое поголовье кроликов. В законодательных актах нет точных характеристик подобных начинаний.
Перед началом строительных работ на участке КФК необходимо обязательно получить согласие у представителей местной администрации. С этой целью необходимо предоставить свидетельства о подтверждении права частной собственности, бумаги о причислении земли к статусу КФХ и желаемый проект строения.
На сегодняшний день законодательство стало более лояльным к вопросу прописки на площади фермерских поселений и садовых товарищеских организаций. Однако, как правило даже судебные разбирательства не заканчиваются положительным решением. Это связано с отсутствием четких критериев оценки помещения и возможностью прописки только в судебной форме.
Видео описание
Кстати, землю для КФХ можно искать онлайн. Подробнее в видео:
Причины для сноса зданий КФХ
Снести созданный дом в законном порядке могут в таких случаях:
- Сооружение наносит ущерб соседям
- Сооружение размещается в близости от магистрального пути или иной инфраструктуры.
- Дом располагается в черте природоохранной территории.
В таких ситуациях собственника в судебном порядке могут обязать произвести снос здания без компенсации затрат и расходов. В иных вариантах обязать лицо к сносу сооружения незаконно.
Лишение права собственности на КФХ
Вопросы отчуждения утверждены в законодательстве РФ. Участок изымается из собственности в следующих случаях:
- Захламление территории:
- Отравление грунта:
- Уничтожение плодородной почвы:
- Нанесение вреда грунту.
Для законного лишения участка, необходимо проведение официальной экспертизы.
Положительный результат может быть при наличии химических или токсических отходов на участке.
Также представители государственных органов могут сослаться на отсутствие использования земель по назначению. Такая ситуация разрешается высадкой нескольких плодовых деревьев или кустарников.
Какую инфраструктуру можно создавать на участке
На всех участках сельхозназначения разрешено создание различных дорог и коммуникаций, включая проходы для людей и спецтехники.
Нормативными актами не отрегулировано, до какого вида пути требуется создавать на территории КФХ. Это могут быть грунтовые, бетонные или асфальтированные дороги. В целях создания таких сооружений, разрешения не требуются. Также территорию, которая располагается под дорогами может пере оформиться в промышленную категорию.
Список бумаг для проведения строительства
Исходя из типа земель определяется список документов. Для КФХ он следующий:
Разрешение сооружения на территории сельскохозяйственного значения.
Кем выдается: органами местного самоуправления
- Срок, связанные с строительными работами, после которого необходимо внести в государственный список, даже если работы не прекратились.
- Тип сооружения
- Подпись районного главы
- Бумаги, уведомляющие о праве на собственность
- Договор купли-продажи
- Свидетельство о наличии недвижимости с регистрационным номером в кадастре и разрешенными формами деятельности.
- Паспорт кадастрового регистра, где указаны размеры территорий
Видео описание
И еще немного о плюсах КФХ в видеоролике:
- Заключение судебной инстанции о признании строения жилым сооружением, удовлетворительным для прописки в документах и круглогодичной регистрации.
- Бумаги из БТИ с прилагаемой планировкой
Какие территории подходят для КФХ
Площади недалеко от транспортной инфраструктуры и различных линий по передачи электричества. Это экономит средства.
- Наличие коммуникаций сократит время до начала работы предприятия. Также это позволяет поддерживать должный уровень санитарных норм.
- Территории с достаточно большой площадью
- Участки с близлежащим населенным пунктом.
Близкий административный центр позволит быстро перевозить необходимые ресурсы. Также легко находить наемных работников и регулировать все вопросы с администрацией населенного пункта.
Коротко о главном
Таким образом КФХ является универсальным вариантом недвижимой земельной собственности для удовлетворения сельских и хозяйственных нужд. Для строительства на такой территории необходим ряд документов и разрешений. Тем не менее многие понятия не урегулированы должным образом законодательно.
Еще немного внимания!
Напишите в комментариях, как думаете – землей для КФХ должны заниматься только фермеры для себя, или ее можно рассматривать как организацию бизнеса ?
Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства
Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства в действующем законодательстве представлено в двух нормативных правовых актах – ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и в ч.1 Гражданского кодекса РФ
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
Соглашение в том и в другом случае является – уставом крестьянского (фермерского) хозяйства, в котором на основе договоренности между членами К(Ф)Х урегулированы все производственные, финансовые и иные вопросы деятельности хозяйства.
Приложение: форма Соглашения между членами К(Ф)Х при создании его без образования юридического лица
Сходства и различия ЛПХ и К(Ф)Х
Крестьянское (фермерское)
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство
Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства
Осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
1.2. Создание К(Ф)Х
Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства определена ст. 22.1 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с данным законом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Кировской области заявитель представляет заполненное заявление по форме Р21002. Заявление заполняется в соответствии с требованиями установленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», предъявляет документ удостоверяющий личность и квитанцию об уплате государственной пошлины.
В указанной форме заявления в обязательном порядке проставляются основной и дополнительный виды экономической деятельности в соответствии с «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 26.08.2016) данный классификатор применяется с 11 июля 2016 года для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Квитанцию об оплате госпошлины предварительно необходимо получить в МРИ ФНС №14 по Кировской области, затем оплатить ее в ближайшем отделении банка.
Размер государственной пошлинный за регистрацию К(Ф)Х на начало 2017 года составляет 800 руб.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган документов
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Кировской области находится по адресу: Кировская область, город Киров, ул. Уральская, 1. Телефоны: приемная: +7(8332) 58-72-46, телефон доверия: +7 (8332) 58-45-40, справочная служба:8-800-222-2222.
Подать документы на регистрацию К(Ф)Х можно и по месту нахождения хозяйства через многофункциональный центр «Мои документы», но срок регистрационных действий будет увеличен, также возможен отказ в регистрации по причине допущенных ошибок или представления не полного пакета документов.
Также документы можно направить почтой или в электронной форме.
СХЕМА: на сайте ФНС – на стене раздел «Иные функции ФНС» — регистрация ЮЛ и ИП – регистрация фермерских хозяйств – порядок регистрации К(Ф)Х- формируем пакет документов по схеме (заявление по форме Р 210002, копия паспорт заявителя, квитанция об уплате госпошлины) – отправляем удаленно. Ответ придет на ваш электронной адрес.
В течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет глава крестьянского (фермерского) хозяйства подает в налоговый орган, (можно по месту нахождения хозяйства) заявление о выборе системы налогообложения. В случае не представления такого заявления для К(Ф)Х автоматически будет установлена общепринятая система налогообложения.
В качестве специальных режимов можно выбрать единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ) (объекта налогообложения «доход уменьшенный на величину расхода» ставка 6 %); упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) (объект налогообложения «доходы» ставка 6 %, «доходы уменьшенные на величину расходов» ставка 15 %).
Выбирая систему налогообложения глава К(Ф)Х должен представлять какие расходы, которые будут приняты к вычету, понесет его хозяйство и если их будет не так много то лучше остановить свой выбор на упрощённой системе налогообложения с объектом «доходы», в этом случае налогоплательщик может уменьшить сумму налога не более чем на 50% за счет уплаченных страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, платеже по добровольному личному страхованию п договорам заключенным в пользу работников, либо если в хозяйстве нет работников и выплаты физическим лицам не производятся, то исчисленный налоговый платеж может быть уменьшен на всю сумму взносов в ПФР и ФФОМС рассчитанный из фиксированного размера страховых взносов даже если размер страховых взносов составит более 50 % суммы налога.
При этом налогоплательщики упрощённой системы налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», даже в случае получения убытка заплатят минимальный налог, который исчисляется за налоговый период в размере 1 % от дохода.
1. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
2. Форма заявления Р 21002.
3. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»
4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 26.08.2016)
1.3. Деятельность К(Ф)Х
С момента государственной регистрации крестьянское (фермерское) хозяйство становится участником гражданско-правовых отношений наравне с коммерческими организациями, к нему применяются те же правила гражданского законодательства, что и юридическим лицам.
Приобретение такого статуса обязывает его соблюдать нормы гражданского, административного, уголовного, трудового, ветеринарного др. законодательства.
Деятельность К(Ф)Х непосредственно связана с землей и имуществом. Поэтому многих будущих фермеров волнует вопрос о порядке оформления в аренду с последующим приобретением или сразу приобретением в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в количестве достаточном для осуществления своей деятельности.
На сегодняшний день в Кировской области действует Закон Кировской области от 03.10.2002 № 98-ЗО (ред. от 25.07.2014) «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Кировской области». Предельный размер земельного участка для осуществления своей деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством определен в 6 указанного закона области, которая гласит, что земельные участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предоставляются гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения в следующих предельных размерах: максимальный — 50,0 га; минимальный — 1,0 га.
Многие путают, что именно такой площади участок вправе иметь крестьянское (фермерское) хозяйство, но это распространяется только на предоставляемые из государственной и муниципальной собственности земельные участки, при этом никто не ограничивает право главы К(Ф)Х приобрести земельный участок для нужд хозяйства у физического или юридического лица. На эти отношения вышеуказанная норма не распространяется.
С 01.03.2015 года установлен общий порядок приобретения в собственность или в аренду земельного участка находящегося как государственной, так и муниципальной собственности, в том числе и для ведения сельскохозяйственной деятельности. Предоставление таких участков производится по результатам аукциона. Существенным послаблением в таком порядке можно считать пункт 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотревший, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Но в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом проект Федерального закона № 68722-7 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесённый на рассмотрение в ГД ФС РФ предлагает дополнить п. 8 ст. 10 абзацем вторым следующего содержания: «Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных законом субъектов Российской Федерации, могут предоставляться в аренду на срок до пяти лет без проведения торгов впервые зарегистрированным крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности».
В конце декабря в Законодательное собрание Кировской области был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кировской области» номер регистрации проекта 50-6 от 13.01.2017, которым предусмотрено внесение изменений в абзаце втором пункта 4 статьи 5 об увеличении площади земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности К(Ф)Х с 50 до 500 га.
Статья 9.1 законопроекта 50-6 от 13.01.1997 изложена в следующей редакции:
«1. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный для осуществления деятельности в постоянное (бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, может приобретаться этой сельскохозяйственной организацией или этим крестьянским (фермерским) хозяйством в собственность по цене, определяемой в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
2. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный для осуществления деятельности в аренду сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этой сельскохозяйственной организацией или с этим крестьянским (фермерским) хозяйством либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этой сельскохозяйственной организации или этому крестьянскому (фермерскому) хозяйству может приобретаться этой сельскохозяйственной организацией или этим крестьянским (фермерским) хозяйством в собственность по цене, определяемой в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в случае если этой сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка».
Как уже было установлено членами крестьянского (фермерского) хозяйства созданного без образования юридического лица являются преимущественно лица, состоящие в родстве или свойстве, все имущество, вносимое в фермерское хозяйство является собственностью его членов, поэтому согласно п. 3 ст. 6 ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Все имущество, вносимое в фермерское хозяйство каждым из его членов отражается в соглашении с обязательным определением его стоимости. Все операции, в том числе владение и пользование имуществом фермерского хозяйства осуществляются в соответствии с соглашением.
Создавая фермерское хозяйства его члены рассчитывают на получение какой-либо поддержки со стороны государства, как сельхоз товаропроизводители, момент получения фермерским хозяйством статуса сельхоз товаропроизводителя согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и на основании письма Министерства сельского хозяйства РФ от 19 сентября 2016 г. № 14/232 является момент его государственной регистрации.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются споры с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как уже было сказано деятельность К(Ф)Х это предпринимательская деятельность, что само собой подразумевает, что произведенная продукция будет подлежать реализации, в этом случае каждый из вас столкнется с вопросом о порядке применения контрольно-кассовой машины. Начиная с 01.02.2017 вступит в силу новый порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККМ, изменятся и требования к самой технике, по новым правилам она должна быть оснащена фискальным накопителем. Порядок применения ККМ с 01.02.2017 регламентирован Федеральным законом Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В качестве комментариев к положениям этого закона ФНС России подготовило два презентационных блока подробно разъясняющих порядок реализации положений вышеуказанного закона.
Что касается стоимости всех предстоящих изменений, то выглядит это так:
1. модернизация уже имеющейся контрольно-кассовой машины, это возможно при условии, что ККМ включен в реестр контрольно-кассовой техники ФНС России – от 10, 0 тыс. руб. + работа 5,0 тыс. руб.
2. приобретение отдельно фискального накопителя и подключение к персональному компьютеру – 18,5 тыс. руб.
3. приобретение нового кассового аппарата с программным обеспечением – от 26,0 тыс. руб.
4. подключение к оператору фискальных данных – 3,0 тыс. руб. в год с каждого кассового аппарата.
5. электронная цифровая подпись, квалифицированная для создания личного кабинета.
К(Ф)Х находящиеся в населенных пунктах включенных в перечень отдаленных или труднодоступных местностей на территории Кировской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять при осуществлении расчетов контрольно-кассовую технику, утвержденный Законом области от 01.08.2016 № 709-ЗО ввиду отсутствия интернета вправе не подключаться к оператору фискальных данных, в этом случае налоговый органа будет снимать данные из фискального накопителя при проведении выездной проверки.
Более подробную информацию о технической составляющей данных изменений можно получить в ООО «Кировагронет», тел. 78-96-52 (Евгений).
В процессе своей деятельности крестьянское (фермерское) хозяйство может столкнутся с необходимостью внесений изменений в ЕГРИП, в этом случае К(Ф)Х в порядке схожем с порядком гос. регистрации хозяйства при создании подает форму заявления Р24002 заполненную в соответствии с установленными требованиями.
1. Закон Кировской области от 03.10.2002 N 98-ЗО (ред. от 25.07.2014) «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Кировской области»
2. Письмо Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232
3. Закон Кировской области от 01.08.2016 № 709-ЗО «О Перечне отдаленных или труднодоступных местностей на территории Кировской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять при осуществлении расчетов контрольно-кассовую технику»
4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
5. Форма заявления Р24002 и требования к ее заполнению.
1.4. Прекращение деятельности К(Ф)Х
В соответствии со статья 21 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство прекращает свою деятельность по следующим основаниям:
1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом срок в течение которого крестьянское (фермерское)хозяйство не способно удовлетворять требования кредиторов законом не установлен, тогда как для юридических лиц он определен в три месяца.
Заявление индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее — заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем — главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
2. К заявлению, должны быть приложены документы о:
составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;
размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, главы К(Ф)Х;
список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
решение собственника имущества должника — унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
решение собственника имущества должника — унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия;
протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такого отчета;
документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну);
Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем — главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.
О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.
Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
В случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке.
На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.
Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать двух лет более чем на три месяца.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:
невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.
Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства.
Порядок формирования конкурсной массы у крестьянского (фермерского) хозяйства определен в ст. 221 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.
В случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.
Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.
Согласно п.3 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пп.3 п.1 ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство прекращается в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства.
В соответствии со ст.223 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам (п.6 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630).
Решение о государственной регистрации прекращения крестьянских (фермерских) хозяйств принимается на основании поступающих из арбитражных судов копий решений суда о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.
При регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись не об индивидуальном предпринимателе, а о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является определенное лицо; правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя в случае банкротства не тождествен как по порядку формирования конкурсной массы, так и по последствиям признания названных субъектов несостоятельными (банкротами).
В связи с чем на главу крестьянского (фермерского) хозяйства не распространяются положения ст. 216 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливающие запрет на осуществление индивидуальным предпринимателем признанным банкротом предпринимательской деятельности, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение пяти лет с даты завершения в отношении такого лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.
4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
Вопрос-ответ из СПС «Консультант Плюс»
В соответствии с п. 1 ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрено, что фермерское хозяйство прекращается в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» перечень документов, представляемых для государственной регистрации кооператива, определяется в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий (налоговый) орган представляется следующий комплект документов:
— заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;
— учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор);
— решение о создании юридического лица (протокол либо договор о создании);
— документ об уплате государственной пошлины.
При этом прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании листа З «Сведения о крестьянских (фермерских) хозяйствах, на базе которых создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество» заявления по форме N Р11001.
Необходимо учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства.
Учитывая изложенное, в комплекте документов представляется также решение членов фермерского хозяйства о его прекращении.
5) на основании решения суда.
ЭТО ИНТНРЕСНО. Вопрос-ответ. СПС «Консультант Плюс». В случае смерти главы К(Ф)Х должны ли члены этого хозяйства сообщить в регистрирующих орган (налоговую службу) о его смерти?
Пунктом 3 ст.85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.
Таким образом, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, глава которого умер, не требуется сообщать об этом в регистрирующий (налоговый) орган.
Основания прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства приведены в ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». При этом в данном случае смерть главы крестьянского (фермерского) хозяйства не является основанием для прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Учитывая изложенное, при получении в установленном порядке информации о смерти физического лица, являвшегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрированного в порядке, установленном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в государственный реестр регистрирующим (налоговым) органом вносится запись о смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В случае прекращения деятельности К(Ф)Х в первом и во втором случаях для внесения соответствующей записи в реестр необходимо представить в регистрирующий орган (ИФНС № 14 по Кировской области):
1. заявление по форм Р26002,
2. документ об уплате госпошлины,
3. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)».