Получение компьютерной информации как орм
Перейти к содержимому

Получение компьютерной информации как орм

  • автор:

Получение компьютерной информации как орм

Ключевые слова: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОРД); ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; ЗАКОН ОБ ОРД; КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ; OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES (ORD); OPERATIONAL SEARCH MEASURES; LAW ON HORDES; COMPUTER INFORMATION.

Новым веянием для отечественного оперативно-розыскного закона явилось оперативно-розыскное мероприятие (далее – ОРМ) «получение компьютерной информации». Внесение его законодателем в Закон явилось первым основательным изменением с момента последних предпринятых дополнений и поправок в части организации и осуществления ОРМ.

Под ОРМ «получение компьютерной информации» следует понимать: получение оперативно-розыскным подразделением сведений, функционирующих на машинных носителях компьютерной информации, в том числе полученных из сети Интернет, и их фиксация путем съема техническим специальными средствами характеристик электромагнитных полей, возникающих при обороте компьютерной информации в сети электрической связи.

Охарактеризуем вышеуказанный вид оперативно-розыскного мероприятия. Получение компьютерное информации – это ОРМ: комплексного характера; ограничивающее конституционные права граждан; длящиеся по времени проведения; как требующее судебного санкционирования (решения), так и не требующее его по определенным основаниям, указанным в Законе об оперативно-розыскной деятельности». ОРМ, рассматриваемое в статье, связанное с получением компьютерной информации, проводится с использованием оперативно-технических сил следующих оперативно-розыскных подразделений: органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности. Результаты получения компьютерной информации оформляются посредством следующих процессуальных документов: справкой, рапортом или актом. В случае необходимости они могут быть переданы следователю для использования в качестве доказательств с копией полученной из компьютера информации.

При помощи незаконных действий лиц с компьютерной информацией может быть образован состав преступления, относящийся к разряду преступлений против компьютерной информации. Таким образом, понятие компьютерной информации закреплено именно в уголовном законодательстве: сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

Кроме этого, получение компьютерной информации сотрудниками оперативно-розыскных подразделений необходимо для пресечения, выявления и расследования преступлений в сфере компьютерной информации, среди них: неправомерный доступ к информации; перехват информации; модификация данных и системная модификация; создание неправомерных устройств (неправомерное изготовление, продажа, использование, распространение, в частности устройств, включающих компьютерные программы, созданные или приспособленные для целей совершения неправомерного доступа к компьютерной информации).

Приведем список примеров средств, технологий, с помощью которых может осуществляться работа с информацией: средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам; носители компьютерной информации; сетевое оборудование. Перечисленные средства и технологии для процессов работы с информацией могут использоваться для совершения преступлений, а также могут быть предметом преступного посягательства.

С помощью названных устройств лица могут обрабатывать получаемую информацию, передавать ее с высокой скоростью по различным каналам связи, а, кроме этого, быстро ее обезличивать.

Рассмотрим один из методов, который чаще всего применяется сотрудниками оперативно-розыскных подразделений для эффективного получения компьютерной информации у лиц, вызывающих оперативный интерес: компьютерную разведку.

Сущность компьютерной разведки заключается в поиске и получении информации из компьютерных систем и сетей. Осуществляется компьютерная разведка с использованием аппаратно-программных компьютерных средств, применяя также при этом определенные логические операции и приемы.

Информация, полученная в результате компьютерной разведки, в ряде случаев требует аналитической обработки. В то же время применение методов компьютерной разведки существенно повышает эффективность аналитической разведки, так как открывает возможность «черпать» информацию из банков данных и компьютерных систем, имеющих, в частности, выход в сеть «Интернет».

Но все же сегодня перед силами оперативно-розыскных подразделений стоит проблема сложности пресечения, выявления компьютерной преступности в связи с расширяющимися в использовании средств коммуникации: новых информационных систем и технологий, также способов сокрытия, получения, копирования компьютерной информации, кроме этого, использования криминальных схем и способов преодоления защиты компьютерных сетей в деятельности криминальных структур.

Таким образом, компьютерная преступность представляет собой особую общественную и национальную проблему. И в связи с этим необходимо способствовать созданию современных компьютерных комплексов, которые должны стать необходимым инструментом оперативных комбинаций и следственных мероприятий при получении компьютерной информации. Использование при проведении ОРМ современных информационных технологий позволит устранить факторы мобильности и скрытности использования современных средств получения, копирования, обработки компьютерной информации в целях борьбы с компьютерной преступностью.

Получение компьютерной информации как орм

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получение компьютерной информации

Получение компьютерной информации — это новое ОРМ, введенное законодателем ФЗ от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ. В Модельном законе СНГ нет ОРМ с таким названием, но есть близкое ОРМ — мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем. Под этим ОРМ в Модельном законе понимается получение сведений, необходимых для решения конкретных задач ОРД, и их фиксация путем наблюдения с применением специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, возникающих при обработке информации в информационных системах и базах данных и ее передаче по сетям электрической связи, компьютерным сетям и иным телекоммуникационным системам.

Понятие «получение компьютерной информации» — шире, чем «мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем». По существу, мониторинг — составная часть получения, добывания оперативно значимой компьютерной информации.

Закрепление получения компьютерной информации в качестве самостоятельного ОРМ связано с широчайшей распространенностью компьютерный формы представления оперативно значимой информации и ее специфическими свойствами, обусловливающими особые способы ее получения. В этой связи анализ содержания нового ОРМ важно начать с уяснения сущности понятия «компьютерная информация».

ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2 дает общее понятие информации — это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. Понятие компьютерной информации на уровне законодательства закреплено только в гл. 28 УК РФ, где в примечании 1 к ст. 272 УК РФ обозначено, что под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи [1] .

В Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (2001) под компьютерной информацией понимается информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи.

Таким образом, под компьютерной информацией следует понимать не какой-то особый вид информации, а специфическую форму ее представления, приспособленную для обработки в компьютерных устройствах, передачи по каналам связи и хранения на специализированных носителях. Правильнее здесь было бы говорить даже не об информации, а о данных, которые становятся информацией только при их осмыслении, помещении в определенный контекст.

Компьютерная форма позволяет с использованием программного обеспечения эффективно обрабатывать данные, с высочайшими скоростями пересылать их на любые расстояния. Особым свойством, активно используемым преступниками при сокрытии следов противоправных деяний, является обезличенный характер компьютерных данных (отсутствие признаков, прямо указывающих на связь с лицом, их создавшим или подвергшим модификации) и возможность их быстрого полного уничтожения [2] .

Не менее важна возможность выполнять копирование компьютерных данных при полном совпадении исходных данных и копий, производимых в неограниченном количестве. Указанное свойство в определенных оперативно-розыскных ситуациях обеспечивает конспирацию проведения ОРМ, поскольку с компьютерных данных, как правило, снимается только копия, а сами данные остаются в неизменном виде, и их владелец не может наблюдать каких-либо признаков того, что произошло копирование информации.

Отметим, что находящиеся в компьютерной форме данные не могут восприниматься человеком непосредственно, поэтому для организации взаимодействия человека с компьютером обязательными являются два противоположных процесса, осуществляемых с помощью специальных программ и устройств ввода-вывода: кодирование (преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером) и декодирование (преобразование компьютерных данных в форму, доступную для восприятия человеком).

В качестве компьютеров в настоящее время могут рассматриваться достаточно разнообразные устройства, предназначенные для автоматизированной обработки оцифрованных данных (персональные и сетевые компьютеры, серверы, ноутбуки, сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, банкоматы и др.), причем в данном контексте под обработкой можно в широком смысле понимать выполняемые по заданным в программном обеспечении алгоритмам операции по вводу-выводу, передаче, хранению, копированию, модификации, удалению таких данных. Довольно широк и спектр носителей компьютерной информации (встроенные и внешние накопители на жестких магнитных дисках, флэш-карты, оптические диски, CD и DVD-диски и др.), на которых она может долговременно храниться и с которых может быть перенесена в компьютер при их подключении к нему. Временно компьютерная информация также может находиться в микросхемах памяти самого компьютера — в оперативном запоминающем устройстве (ОЗУ), постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), программируемом постоянном запоминающем устройстве (ППЗУ), а также в микросхемах управляемых компьютером периферийных устройств (принтеров, сканеров, факсов и др.). Наконец, она может передаваться между компьютерными устройствами по техническим каналам связи в информационно-телекоммуникационных сетях, подвергаясь при этом обработке (и оставляя определенные следы) в обеспечивающих процесс передачи промежуточных сетевых устройствах (сетевых серверах, маршрутизаторах, концентраторах, модемах и др.).

Практически любые данные могут быть переведены в компьютерную форму, которая в настоящее время в основном ассоциируется с цифровой формой представления данных. Интенсивный процесс «оцифровки» данных наблюдается во всех сферах человеческой деятельности, и, по некоторым оценкам, сегодня не оцифровано лишь чуть более 2% доступной информации. Благодаря постоянному снижению стоимости хранения информации в цифровой форме огромные массивы данных могут быть сохранены и использованы для автоматизированной обработки, что открывает в ОРД новые горизонты для информационного поиска.

Таким образом, можно считать, что в техническом плане получение компьютерной информации может осуществляться:

  • • при доступе (непосредственном или дистанционном через компьютерную сеть) к устройствам памяти, установленным в компьютере и периферийном оборудовании;
  • • копировании данных с внешних устройств хранения информации;
  • • получении информации с технических каналов связи и входящих в них промежуточных обслуживающих устройств.

Во всех случаях информация может быть получена в виде отдельных текстовых, графических, аудио- и видеодокументов либо выборок по заданным условиям из специализированных баз данных.

С учетом изложенного далее можно уяснить, каково содержание ОРМ «получение компьютерной информации» с позиций оперативнорозыскной науки и практики.

Анализ положений ФЗ об ОРД показывает, что законодатель вряд ли связывает его с простейшими формами обращения к компьютерным ресурсам, находящимся у операторов связи или в открытом доступе, либо к устройствам хранения компьютерной информации, полученным в распоряжение субъектов ОРД. Такие действия, осуществляемые, как правило, гласно и не подразумевающие необходимость преодоления определенных препятствий, в большинстве случаев разумно оформлять через иные ОРМ (наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проводимое гласно обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и др.).

Основу ОРМ получение компьютерной информации составляют достаточно сложные в техническом плане и требующие специальной подготовки действия по добыванию хранящейся в компьютерных системах или передаваемой по техническим каналам связи информации о лицах и событиях, вызывающих оперативный интерес. В большинстве случаев их правильное осуществление невозможно без участия специалиста. Об этом, в частности, свидетельствует и указание в ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД на то, что ОРМ, связанные с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств ОВД и ФСБ.

Для определения конкретных действий, способных обеспечить получение компьютерной информации в рамках анализируемого ОРМ, целесообразно выделить потенциальные источники оперативно значимых компьютерных данных. Эти источники могут быть разделены на четыре вида, в каждом из которых имеется своя специфика получения компьютерных данных:

  • 1. К техническим объектам такого рода могут быть отнесены:
    • • потенциально содержащие сведения о разрабатываемых лицах средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам;
    • • носители компьютерной информации, на которых могут храниться данные, представляющие оперативный интерес;
    • • устройства, фиксирующие компьютерные данные, поступающие от различных датчиков (радиочастотных идентификаторов, (Ж-трекеров, нательных датчиков, передающих физиологические показатели и сведения о местоположении, и т.п.), стационарных и мобильных измерительных устройств, систем геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации;
    • • сетевое оборудование, через которое осуществляются коммуникационные акты разрабатываемых лиц.

    Следует отметить, что спектр технических источников оперативно значимой информации в ближайшее время будет расширяться и за счет новых видов так называемых умных вещей, оснащенных микропроцессорами и способных осуществлять обмен данными с телекоммуникационными сетями (навигационные системы автотранспорта, системы «умного дома», бытовые приборы, информационные датчики в местах общественного пользования и т.п.). Смена в современном обществе концепции «интернет вещей» на «интернет всего» предполагает подключение к сети практически всех объектов и инфраструктур, обслуживающих интересы как отдельных граждан, так и общества в целом. Понятно, что в потоках данных, формируемых в соответствующих системах, объективно присутствуют значительные объемы информации, представляющей интерес для ОРО.

    • 2. Получение оперативно значимой компьютерной информации предполагает обследование информационных объектов сети Интернет, среди которых выделим:
      • • информационные ресурсы, содержащие сведения о совершении преступлений и лицах, их совершающих (сайты криминальных структур, через которые распространяется социально опасная информация, реализуются предметы, запрещенные к обороту, ведется пропаганда криминального образа жизни, вовлекаются в противоправную деятельность новые участники и т.п.);
      • • места сетевого общения (закрытые сетевые форумы и чаты, сообщества криминальной направленности в социальных сетях и др.) криминально настроенных лиц и их персональные страницы в социальных сетях.

      Оперативно значимая информация на указанных объектах может концентрироваться в виде следов противоправной деятельности, ссылок на материалы, запрещенные к распространению, сообщений лиц, осведомленных об обстоятельствах подготовки и совершения преступлений.

      • 3. Среди направлений получения оперативно значимой компьютерной информации особое место занимает обнаружение и контроль сетевых каналов коммуникации, задействованных преступниками для координации действий с использованием электронной почты, средств обмена сообщениями, приложений VoIP (интернет-телефонии), мессенджеров и т.п. Количество сетевых сервисов, обеспечивающих текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через Интернет, постоянно увеличивается (ICQ,Skype, WhatsApp, Viber,Telegram и др.), причем многие из них предоставляют услуги шифрования передаваемых данных.
      • 4. Оперативно значимая информация может быть получена в виде выборок, генерируемых по заданным условиям при анализе сведений из различных баз данных, формируемых в информационных системах государственных органов и коммерческих структур, в том числе банков и операторов связи.

      Итак, с учетом изложенного можно считать, что содержание ОРМ «получение компьютерной информации» связано с применением особых способов доступа к перечисленным выше информационным источникам для достижения указанного в названии мероприятия результата. К таким способам, в частности, могут быть отнесены следующие.

      • 1. Негласное применение специального программного обеспечения и оборудования для скрытного съема данных с компьютерных устройств, потенциально содержащих оперативно значимую информацию, включая негласный дистанционный доступ к компьютерам, имеющим сетевое подключение. Речь здесь, как правило, идет о доступе к информации, которую разрабатываемые лица размещают на закрытых сетевых ресурсах или хранят в своих компьютерных системах и, возможно, не намереваются куда-либо передавать.
      • 2. Оперативно-розыскной мониторинг представляющих оперативный интерес сетевых информационных ресурсов, реализуемый через: автоматизированный поиск ресурсов, содержащих запрещенную к распространению информацию; оперативно-розыскное изучение материалов выявленных ресурсов, связанных с деятельностью преступных сообществ; наблюдение за закрытыми для общего доступа местами сетевого общения криминальной направленности.
      • 3. Негласная установка в компьютерные устройства разрабатываемых лиц специального программного обеспечения, позволяющего фиксировать содержание осуществляемых с этих компьютеров сеансов связи. При этом формирование файлов с информацией о содержании таких сеансов связи, скрытно направляемых на определенный сетевой адрес, происходит на обозначенном компьютере в отличие от ОРМ «снятие информации с технических каналов связи», где информация снимается с каналов связи в процессе ее передачи с использованием предоставляемой оператором связи возможности подключения к указанным каналам.
      • 4. Применение аналитического программного обеспечения для выявления оперативно значимой информации в базах данных различного назначения. В простейших случаях соответствующие выборки могут представляться по запросу ОРО, в рамках ОРМ «наведение справок». Однако есть ситуации, когда субъект ОРД заинтересован в получении от владельца базы данных непосредственного доступа к ней для обнаружения сложных неявных связей между объектами оперативного интереса путем анализа массивов неструктурированных данных из различных источников.
      • 1

      Рассматриваемое ОРМ согласно части второй ст. 8 ФЗ об ОРД отнесено к числу ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, и его проведение допускается на основании судебного решения. Той же статьей допускается возможность осуществлять получение компьютерной информации без судебного решения по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД (связанным с необходимостью на длительной основе организовывать и проводить работу по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД) при наличии согласия гражданина в письменной форме.

      Реализация рассматриваемого ОРМ требует решения целого комплекса организационных и правовых вопросов: совершенствования нормативной регламентации вопросов обеспечения прав граждан, а также взаимодействия операторов связи и провайдеров интернет- ресурсов с ОРД; создания реальных правовых условий для организации подключения ОРО к массивам данных, формируемым в информационных системах государственных органов и коммерческих структур, к системам геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации; уточнения полномочий ОРО по автоматизированному сбору и анализу разрозненных сведений о поведении граждан, их связях, интересах, финансовых операциях, местонахождении и перемещениях, формированию «электронного досье».

      Особого внимания заслуживает вопрос правового регулирования получения компьютерной информации из массивов персональных данных при условии, что оператор их обработки передает такие массивы субъекту ОРД, предварительно их обезличив (например, заменив конкретные имена, раскрывающие персональные данные, последовательностью номеров). Очевидно, что предоставление массивов обезличенных данных не ограничивает конституционные права граждан и, соответственно, может производиться без судебного решения [3] .

      Серьезные трудности при получении компьютерной информации могут быть связаны с применением проверяемыми лицами средств криптографической защиты сообщений путем их шифрования. Отдельные государства пытались вводить соответствующие ограничения на использование стойких криптоалгоритмов и применять правовые нормы, регламентирующие доступ представителей правоохранительных органов к зашифрованной информации граждан [4] . Решение этой проблемы следует искать не столько в правовом поле, сколько в адекватном наращивании и технологическом совершенствовании арсенала специальных средств, применяемых оперативниками.

      Оперативникам хотят разрешить исследование компьютерной информации в рамках ОРД

      МВД России опубликовало проект поправок в Закон об оперативно-розыскной деятельности, которыми предлагается включить в перечень ОРМ «Исследование компьютерной информации» – соответствующее изменение предложено внести в п. 5 ст. 6 Закона. Таким образом предполагается усовершенствовать деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Отмечается, что инициатива уже поддержана Решением Правительства РФ от 6 апреля 2021 г.

      Инициативу авторы обосновывают тем, что сейчас почти четверть преступлений совершается с помощью банковских карт, интернета, телефонов и компьютерной техники. Из-за того что зачастую используются удаленные рабочие столы, которые расположены на серверах, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, либо в облачном хранилище данных, в суд направляется сравнительно небольшое количество уголовных дел о таких преступлениях (16% в 2020 г.). «Причиной тому является отсутствие достаточных оперативных возможностей по документированию фактов преступной деятельности», – указывается в пояснительной записке.

      Авторы проекта отметили, что, как правило, при изъятии в ходе ОРМ компьютера, с помощью которого обеспечивался доступ к информации в облачном хранилище, она может быть дистанционно уничтожена иными участниками противоправной деятельности, что часто приводит к утрате части доказательной базы и влечет затруднения в доказывании в судебном процессе.

      «Кроме того, отмечено, что в целях изучения компьютерной информации, обнаруженной в результате проведения оперативно-розыскного мероприятия “Получение компьютерной информации”, в том числе с привлечением лица, обладающего специальными познаниями, представляется целесообразным проведение ее исследования», – указывают авторы. Они также заметили, что организация и тактика проведения нового ОРМ будут определены органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с учетом ведомственной специфики.

      В комментарии «АГ» адвокат КА «Московский юридический центр» Дмитрий Клячков назвал внесение подобных изменений излишним. «Законодатель всегда обоснованно негативно относится к увеличению видов ОРМ, направленных на решение одной и той же задачи. Вот и в данном случае предлагаемое ОРМ дублирует уже имеющееся “Получение компьютерной информации”, введенное относительно недавно и по той же мотивации, по которой сейчас пытаются ввести “Исследование компьютерной информации”».

      Как отметил Дмитрий Клячков, получение оперативно значимой компьютерной информации предполагает и обследование информационных объектов сети «Интернет» и в техническом плане неизбежно сопровождается исследованием полученной компьютерной информации. Законодатель, вводя ранее ОРМ «Получение компьютерной информации», намеренно дал такое широкое наименование, чтобы им можно было охватить максимальное количество производимых действий с таким специфическим видом информации и конкретизировать перечень действий, допустимых при получении компьютерной информации, в ведомственных нормативных актах. «Соответственно, закреплять непосредственно на законодательном уровне весь перечень таких действий, в том числе “Исследование компьютерной информации”, нецелесообразно», – посчитал адвокат.

      Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко также указал, что инициатива ведомства избыточна, поскольку в случае изъятия устройств и средств коммуникации, имеющих доступ к информации, хранящейся в облачном хранилище или на удаленном сервере, изучение информации, доступ к которой обеспечивается посредством данного устройства, реализуем в ходе осуществления ОРМ «Исследование предметов». По аналогии с требованиями ч. 2 ст. 164.1 УПК представляется обязательным привлечение специалиста, поскольку велика вероятность удаления или модифицирования информации, содержащейся на удаленном хранилище, действиями должностных лиц органа, осуществляющего ОРД, зачастую не имеющих специальных познаний в области информационно-телекоммуникационных технологий.

      «Поправки будут иметь положительное значение с точки зрения оперативности получения сведений, имеющих значение для реализации целей ОРД, однако могут повлечь грубое нарушение прав граждан на тайну переписки. В пояснительной записке к законопроекту указано, что его целью является введение возможности оперативного исследования сведений (сообщений, данных), представленных в форме электрических сигналов, что фактически дублирует ОРМ “Снятие информации с технических каналов связи” и “Получение компьютерной информации”, проводимые на основании судебного решения. Ввиду этого перечисленные ОРМ потеряют значение с точки зрения обеспечения судебного контроля, поскольку эти мероприятия будут проводиться под видом исследования компьютерной информации без соответствующего судебного контроля», – заметил адвокат.

      В заключение Александр Польченко указал, что доводы, приведенные в пояснительной записке, не являются достаточными и существенными для введения в Закон об ОРД нового вида оперативно-розыскного мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *