На какие типы делят станции по характеру работы
Перейти к содержимому

На какие типы делят станции по характеру работы

  • автор:

Железнодорожные станции и узлы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пассажирские станции предназначены для обслуживания пас­сажиров, выполнения технических операций по организации дви­жения пассажирских поездов и подготовке составов в рейс. Пассажирские станции располагают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах.

По назначению пассажирские станции делятся на два вида: пассажирские, и пассажирские технические. На первых вы­полняются операции по обслуживанию пассажиров, на вторых – операции по подготовке пассажирских составов.

По характеру ра­боты пассажирские станции бывают специализированные, объ­единенные и зонные. К специализированным относятся станции, предназначенные только для обслуживания пассажирского движения. Объединенные станции обслуживают пассажирс­кое и грузовое движение (Самара, Курск и др.). Зонные станции предназначаются для обслуживания пригородного движения, раз­мещаются в пределах пригородных участков и служат для оборо­та, отстоя и экипировки части пригородных составов.

По характеру эксплуатационной работы станции бывают тран­зитно-конечные, обслуживающие транзитные и конечные пасса­жирские поезда (Москва-Пассажирская-Курская), и конечные, на которых начинается и заканчи­вается движение поездов (Москва-Ярославская).

По схеме путевого развития различают пассажирские стан­ции трех типов: со сквозными приемоотправочными путями (а), с тупиковыми приемоотправочными путями (б) и комбиниро­ванные – со сквозными и тупиковыми приемоотправочными пу­тями (в).

Наибольшее распространение получили пассажирские станции со сквозными приемоотправочными путями (а), которые могут принимать пассажирские поезда с каждого направления на любой путь и отправлять поезда с любого пути на все направления. Для уменьшения числа враждебных маршрутов крайние пути могут специализироваться на приеме сквозных поездов одного направления. Средние пути используются для приема конечных дальних и пригородных поездов. Пропуск грузовых поездов осуществляется без остановки по специально предусмотренным для этого путям (, 9). В конце платформ предусматривают тупиковые пути для стоянки отцепляемых вагонов – почтово-багажных и беспересадочного сообщения. Почтовые и багажные устройства (БП) обычно располагают со стороны вокзала для удобства передачи вагонов на техническую станцию и обратно. Недостатками станций сквозного типа являются плохая связь пассажирского здания с промежуточными платформами, что вызывает необходимость сооружения переходных мостов и тоннелей, а также невозможность разделения дальнего и пригородного движения.

На тупиковых пассажирских станциях (б) пути для пригородного движения (1-4) располагают сбоку от путей для дальних и местных поездов (5-9). Парк отстоя пригородных составов (ПО) располагают между главными путями, а техническая станция (ПТС) – с внешней стороны от главных путей последовательно с путями для дальних поездов и параллельно с локомотивным хозяйством (ЛХ), что позволяет уменьшить число враждебных маршрутов. Возможна укладка главного пути (III) для отправления дальних поездов в обход технической станции. Основными недостатками тупиковых пассажирских станций являются: большая загрузка горловины со значительным числом враждебных маршрутов (особенно пригородного и дальнего сообщения); необходимость направления следования сквозных поездов; меньшая пропускная способность по сравнению со станциями сквозного типа.

Станции комбинированного типа (в) имеют сквозные пути для пропуска сквозных пассажирских поездов (дальних, местных, пригородных) и тупиковые пути (15, 16, 17) для приема конечных пригородных и местных поездов. Тупиковые пути располагают сбоку от сквозных, перед пассажирским зданием. С противоположной стороны вокзала располагают тупиковые пути для обслуживания почтово-багажных вагонов (ПБ). Пропуск грузовых поездов осуществляется аналогично схеме (а).

Пассажирские станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение, включают в себя следующие основные устройства:

пассажирское здание (вокзал) с помещениями для обслужива­ния пассажиров;

пассажирские платформы и переходы в одном и разных уров­нях (тоннели, пешеходные мосты), связывающие вокзал и при­вокзальную площадь с платформами;

пути для приема и отправления поездов, выполнения манев­ровых операций и временной стоянки отдельных вагонов (слу­жебных, беспересадочного сообщения и др.);

технические парки для очистки, ремонта, формирования, эки­пировки и стоянки пассажирских составов. При большом числе обрабатываемых составов вместо технических парков строят са­мостоятельные пассажирские технические станции;

локомотивное и вагонное хозяйства;

багажные и почтовые устройства (склады, помещения, плат­формы, тоннели для транспортировки багажа и почты);

устройства автоматики, телемеханики и связи, контактной сети, освещения, водо- и теплоснабжения, канализации.

Горловины пассажирских станций

Конструкции стрелочных горловин пассажирских станций вли­яют на пропускную способность и стоимость их строительства или реконструкции.

Конструкции горловин зависят от числа главных путей на под­ходе, числа путей на станции (или в парке) и их специализации, наличия вытяжных, ходовых и соединительных путей, включаемых в горловину, а также от числа укладываемых в горловине стрелочных параллельных улиц. В свою очередь, число стрелочных параллельных улиц опреде­ляется необходимым числом параллельных операций в горлови­не.

К горловинам пассажирских станций предъявляются следую­щие общие требования:

обеспечение безопасности движения;

возможность выполнения необходимого числа параллельных операций;

экономичность проекта благодаря сокращению длины горло­вин;

учет перспективы развития станции.

Для сокращения длин горловин допускается применение пе­рекрестных стрелочных переводов и перекрестных съездов. Одна­ко по действующим техническим условиям не разрешается укла­дывать перекрестные стрелочные переводы на главных путях стан­ций, где предусматривается безостановочный пропуск поездов со скоростью более 70 км/ч. Это положение необходимо учиты­вать при конструировании горловин станций сквозного типа, на которых возможен безостановочный пропуск скоростных поез­дов.

Возможность выполнения в горловинах необходимого числа параллельных операций достигается путем укладки в горловине параллельных стрелочных улиц. Их число, как правило, должно соответствовать числу включаемых в горловину главных, ходовых и вытяжных путей.

Можно выделить общий принцип ук­ладки параллельных стрелочных улиц в горловинах пассажир­ских парков: в каждой горловине укладываются основные (пер­вые) стрелочные улицы, соединяющие все пути парка со всеми путями, входящими в горловину. Число соединяемых путей во вторых (параллельных) улицах всегда на один путь, а в третьих улицах на два пути меньше, чем в первых, т.е. в каждых после­дующих параллельных улицах число соединяемых путей уменьшается на один.

Пассажирские устройства, их размещение и оснащение

Мощность и размеры основных устройств пассажирского комплекса (приемо-отправочные и перронные пути, платформы пассажирской станции, привокзальная площадь, вокзальные устройства, устройства пассажирской технической станции или технических парков, стрелочные горловины) должны соответствовать количеству прибывающих и отправляющихся поездов различных категорий в периоды интенсивного движения.

Технология работы пассажирского комплекса должна быть увязана с графиком движения пассажирских поездов и обеспечивать выполнение всех необходимых услуг пассажирам и операций с пригородными и пассажирскими составами всех категорий.

Для обслуживания пассажиров предназначены вокзалы, привокзальные площади, пассажирские платформы, переходы.

По отношению к железнодорожным путям привокзальная площадь и здание вокзала могут быть расположены:

в одном уровне с приемоотправочными путями. Для соединения здания с платформами в этом случае используются пешеходные тоннели или пешеходные мосты;

ниже приемоотправочных путей. Для соединения с платформами используют тоннели;

выше приемоотправочных путей. Для соединения с платформами используют пешеходные мостики.

Расположение пассажирского здания в плане применяется:

островное – пассажирское здание расположено между путями. В этом случае здание вокзала значительно приближается к поездам, что позволяет двум поездам противоположных направлений подходить к прилегающим основным пассажирским платформам. Недостаток этого типа пассажирских зданий состоит в том, что подходы и подъезды к ним крайне затруднены. Расширение такого здания, ограниченного с двух сторон путями, затруднительно;

боковое – пассажирское здание и примыкающая к нему платформа располагаются сбоку, с внешней стороны перронных путей;

торцевое – пассажирское здание и примыкающая к нему платформа располагается поперек тупиковых перронных путей и платформ, замыкая их.

Вокзальный комплекс должен включать комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для быстрого, безопасного и удобного выполнения операций по обслуживанию пассажиров. Сюда включаются пассажирские здания, багажные отделения, платформы, пешеходные мосты, тоннели и переходы, устройства для хранения багажа и ручной клади, почтовые и торговые киоски.

Вокзалы, обслуживающие пассажиров дальнего следования, в зависимости от расчетной вместимости подразделяются на:

малые – вместимостью до 200 пассажиров;

средние – от 200 до 700 пассажиров;

большие – от 700 до 1500 пассажиров;

крупнейшие – свыше 1500 пассажиров.

Вокзалы должны быть оснащены новыми техническими средствами и системами автоматизации распределения мест и продажи билетов, справочно-информационной аппаратурой, средствами механизации операций по погрузке, выгрузке и транспортировке багажа и грузобагажа, а также механизации операций по уборке помещений и пассажирских платформ.

В пассажирских зданиях вокзала должны быть предусмотрены: кассовый зал, зал для пассажиров с детьми, пригородные кассы, залы ожидания, сервис-центр, предприятия общественного питания (кафе, буфеты и рестораны) магазины, комнаты отдыха, туалеты, видеозал. Если вокзалы располагаются в пунктах с большим транзитным пассажиропотоком, должны быть помещения для отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка.

Справочное бюро, помещения дежурного по вокзалу, почты, телеграфа, междугородного телефона размещают в вестибюлях или вблизи от них, приближенно к путям следования основных потоков пассажиров.

Камеры хранения ручной клади располагают вблизи путей следования пассажиров прибытия, и с учетом удобного пользования ими пассажиров отправления.

Здание вокзала должно располагаться на расстоянии не менее 20 м от оси ближайшего пути, а на линиях, на которых предусматривается движение пассажирских поездов со скоростями свыше 140 км/ч, – не менее 25 м.

Расстояние от края перрона до здания вокзала должно быть не более 50 м.

Новые вокзалы размещают с внешней стороны путей станции со стороны основной части территории населенного пункта, связывают их с промежуточными платформами с помощью переходов в разных уровнях – тоннелей и пешеходных мостов. Предпочтение отдается тоннелям, которые имеют меньшие подъемы и спуски по сравнению с пешеходными мостами. Пешеходные мосты в северной климатической зоне строят крытыми (остекленными, галерейного типа).

Ширина тоннелей принимается не менее 3 м, высота – не менее 2,4 м.

Ширина пешеходных мостов, принимается не менее 2,25 м.

Переходы в уровне головки рельса, устраивают шириной не менее 3 м, а при выполнении багажных и почтовых операций – не менее 4 м.

Пассажирские платформы предназначены для кратковременного ожидания поездов, посадки и высадки пассажиров, а также в необходимых случаях (поместным условиям) выполнения почтово-багажных операций. Число пассажирских платформ, их длина и ширина рассчитывается в зависимости от пассажиропотока.

Платформы в зависимости от типа вокзала и расположения его относительно перронных путей различают основные (боковые), островные (промежуточные), тупиковые и распределительные, которые объединяют несколько тупиковых платформ.

Платформы применяют высокие (1,1 м) и низкие (0,2 м). Высокие платформы устраивают на крупных и крупнейших вокзалах, а также на вокзалах электрифицированных железных дорог с интенсивным пригородным движением. Низкие платформы применяют на средних и малых вокзалах. Ширина основных и островных платформ – не менее 6 м (в трудных условиях вне зоны пассажирского здания – не менее 4 м). Длина пассажирских платформ принимается равной длине обращающихся пассажирских поездов. На вновь сооружаемых станциях предусматривают удлинение платформ до 650…850 м, а в отдельных случаях – до 1000 м.

Пассажирские платформы должны иметь навес для укрытия пассажиров от снега и дождя, а также излишней солнечной радиации. Длина навесов на малых вокзалах – не менее длины пассажирского здания, для средних – не менее 100 м, и для больших и крупнейших – по всей длине платформы.

Здания вокзалов разрабатываются с учетом современных требований к архитектуре, и с учетом архитектуры города и привокзальной площади, чтобы вокзал органично вписывался в сложившийся архитектурный ансамбль города или населенного пункта.

На привокзальной площади должны быть предусмотрены подъезды автомашин и дорожки для пешеходов к местам перехода пассажиров через железнодорожные пути. Планировка привокзальной площади должна обеспечивать удобное и безопасное передвижение пешеходов и использование ими всех видов городского транспорта. Остановки автобусов, трамваев, троллейбусов, метро следует располагать как можно ближе к вокзалу, как правило, не далее 100 м от основных входов-выходов пассажирского здания.

Пассажирские технические станции

Основным назначением пассажирских технических станций является комплексная подготовка пассажирских составов в рейс, переформирование составов, погрузка выгрузка почты, багажа и грузобагажа, формирование почтово-багажных поездов, отцепочный и безотцепочный ремонт пассажирских вагонов.

Комплексная подготовка пассажирских составов в рейс включает: технический осмотр, наружную очистку, обмывку и внутреннюю уборку, ремонт внутреннего оборудования, санитарную обработку, экипировку постельными принадлежностями, топливом и водой и переформирование составов.

На пассажирской технической станции проходят экипировку и межпоездной ремонт составы, приписанные к ней и оборачиваемые, т.е. приписанные к другим станциям.

Для выполнения операций по комплексной подготовке составов в рейс пассажирские технические станции должны иметь парки приема, где выполняется грубая очистка вагонов, и вагономоечные машины – стационарные или передвижные – для обмывки вагонов.

Если станция формирует в рейс более 5 составов в сутки, необходимо сооружение ремонтно-экипировочного депо (РЭД), где концентрируются все основные экипировочные операции: техническое обслуживание, в том числе экипировка составов водой, углем, подзарядка аккумуляторных батарей, экипировка вагонов-ресторанов.

В северной климатической зоне в I, II и III климатических районах обмывку и ремонт пассажирских вагонов выполняют в крытых цехах.

На пассажирских технических станциях также располагают мусоросборники, склад топлива, системы контроля готовности пассажирских составов в рейс, специальные пути для погрузки-выгрузки почтовых и багажных вагонов.

Число приемоотправочных путей на пассажирской технической станции должно быть не менее числа одновременно находящихся на станции составов в любой момент времени.

Схемы пассажирских технических станций зависят от объема и характера их работы, наличия станционной площадки достаточной длины и местных условий.

Взаимное расположение парков и устройств пассажирской технической станции должно обеспечивать поточность обработки составов и параллельность выполнения операций.

При обработке от 5 до 11 составов в сутки применяют однопарковые схемы пассажирских технических станций, в которых имеется объединенный приемоотправочный парк. Параллельно парку размещается ремонтно-экипировочное депо или экипировочные пути. Baгономоечная машина может размещаться перед приемоотправочным парком или после него.

Крупные пассажирские технические станции сооружают многопарковыми, включающими парк приема (5), вагономоечную машину (1), ремонтно-­экипировочное депо (10), парк отправления готовых составов (4), парк местных и пригородных составов (3) и др.

При ограниченной станционной площадке может быть применена схема с параллельным расположением парков и ремонтно-экипировочного предприятия. При достаточной длине станционной площадки применяют схемы с последовательным расположением парков приема и отправления с ремонтно-экипировочными и ремонтными предприятиями. Рядом с основными парками может размещаться парк для местных и пригородных составов.

Вагономоечная машина может располагаться перед парком приема или после него. При варианте расположения вагономоечной машины перед парком приема в этот парк поступают чистые составы, благодаря этому легче выявить вагоны с неисправными ходовыми частями, подлежащие отцепочному ремонту. Однако при значительном числе обрабатываемых составов интервал их поступления в моечный цех может оказаться меньше времени обмывки составов, в этом случае составы будут простаивать в ожидании подачи в моечный цех. Чтобы исключить время ожидания подачи составов в моечный цех, вагономоечную машину располагают после парка приема.

Во всех схемах предусматривается следующий порядок обработки составов на пассажирской технической станции. После высадки пассажиров состав подается на обмывку в моечный цех, и затем в парк приема, где из вагонов удаляется мусор и выполняется осмотр вагонов для выявления объема ремонта вагонов, требующих отцепочного ремонта. Выполняется в случае необходимости переформирование состава и замена неисправных вагонов и вагонов, требующих дезинфекции, вагонами из резерва.

Сформированный состав подается на пути в здание РЭДа. Здесь из вагонов транспортируется использованное белье и постельные принадлежности в специальные кладовые. Выполняется тщательный осмотр и ремонт ходовых частей, рамы, кузова, тормозного, электро- и радиооборудования, вентиляции и др. Производится внутренняя уборка, мойка вагонов и заправка водой, экипировка составов углем, постельным бельем, продуктами. В здании РЭДа выполняется также экипировка вагонов-ресторанов. После этого подготовленный состав подается в парк отправления, где он находится до подачи на пути пассажирской станции. На путях парка отправления может выполняться экипировка вагонов-ресторанов, если это не делается в РЭД, состав заправляется топливом и водой.

Оборачивающиеся на технической станции составы проходят такую же обработку, что и приписанные, за исключением сдачи постельного белья и снабжения чистым постельным бельем.

Зонные станции и остановочные пункты

Зонные станции предназначены для обслуживания пригородных пассажиров, оборота и отстоя составов пригородных поездов. Зонные станции имеют пути для приема и отправления пригородных поездов, а также пути отстоя пригородных составов или моторвагонных секций. Пути отстоя, как правило, делают тупиковыми. Пути отстоя должны быть оборудованы устройствами для промывки туалетов и обмывки вагонов. На зонных станциях, кроме главных путей, предусматриваются приемоотправочные пути двустороннего действия.

На зонной станции для приема и отправления в час до четырех пригородных поездов, проектируется один зонный путь, более четырех поездов – два зонных пути.

Зонные станции часто совмещаются с промежуточными и участковыми станциями.

На зонных станциях может осуществляться пересадка пассажиров с пригородных железнодорожных линий на линии метрополитена. При этом могут сооружаться раздельные платформы для железнодорожной линии и метрополитена или совмещенные. В северной климатической зоне пересадку с внешнего (пригородного) на внутренний (городской) транспорт следует устраивать закрытого типа.

Для посадки и высадки пассажиров на перегонах предусматриваются остановочные пункты. Они располагаются друг от друга на расстоянии 1,5…2 км и более в зависимости от расположения населенных пунктов, садоводческих товариществ и пр.

Платформы на остановочных пунктах располагают с внешней стороны от главных путей либо в створе (на одном уровне), либо сдвигают на всю или часть длины в направлении против движения. Между главными путями платформы располагают в исключительных случаях, так как это ухудшает план линии, видимость (в кривых) и безопасность движения.

48. Классификация и назначение ж/д станций.

В зависимости от своего назначения и характера работы станции делятся на промежуточные (III–V классов), участковые (I–II классов), сортировочные (I класса и внеклассные), грузовые (внеклассные, I–III классов), пассажирские (внеклассные, I–III классов), пассажирские-технические. Станции, к которым примыкают не менее трех магистральных направлений, называются узловыми. Промежуточные станции бывают поперечного, полупродольного (рисунок 2.46) и продольного типов и устраиваются как на однопутных, так и на двухпутных линиях. Кроме обгона и скрещения поездов на них выполняются следующие операции: посадка, высадка пассажиров, продажа билетов, прием багажа и почты, погрузка, выгрузка и хранение их; прием грузов, погрузка в вагоны, выгрузка, хранение и выдача грузов; маневровые операции по отцепке вагонов от сборных поездов, расстановка у погрузочно-выгрузочных фронтов, сборка вагонов и прицепка к сборному поезду; оформление документов на перевозку грузов; обслуживание подъездных путей; формирование отправительских маршрутов или групп вагонов для ступенчатых маршрутов при большом грузообороте; отстой составов пригородных поездов на зонных станциях. Участковые станции предназначены для выполнения следующей работы: приема и отправления транзитных пассажирских и грузовых поездов со сменой локомотивов и локомотивных бригад или со сменой только локомотивных бригад; технического и коммерческого осмотров вагонов; расформирования и формирования составов сборных и участковых поездов; технического осмотра, экипировки и осмотра локомотивов; ремонта вагонов (безотцепочного и отцепочного); обслуживания пассажиров, приема и выдачи багажа и почты; погрузки и выгрузки грузов в грузовом районе; обслуживания подъездных путей промышленных предприятий. Сортировочные станции предназначены для массового расформирования и формирования поездов. Это самые крупные станции – фабрики маршрутов.

49. Парки путей: определение, классификация. Горловины.

Группы станционных путей, предназначенные для выполнения одних и тех же операций, называются п а р к о м. По своему назначению они делятся на парки приема поездов, парки отправления поездов, на сортировочные, технические и т. д.). По конфигурации парки бывают различных видов (трапеция, рыбка, параллелограмм и т.д.) горловины станции — места соединения путей или парков путей друг с другом на концах станции, а также в середине ее при переходах из одного парка в другой. Через Г. с. производятся пропуск прибывающих поездов на пути приема и отправляемых поездов на перегон, перестановки составов из одного парка в другой, движение локомотивов по станции, маневровая работа и пр. Правильное устройство Г. с. обеспечивает возможность одновременного (параллельного) приема и отправления поездов разных направлений и непрерывного производства маневровой работы. Количество пересекающихся (враждебных) маршрутов д. б. минимальным.

50. Маневровая работа на станции: способы производства, элементы.

Маневровая работа на промежуточных станциях производится или локомотивом сборного поезда, или специальным маневровым локомотивом станции. Маневровая работа – это передвижение локомотивов с вагонами или без них по станционным путям при расформировании и формировании поездов, отцепке, прицепке вагонов к поездам, перестановке вагонов из парка в парк, подаче вагонов на погрузочно-выгрузочных путях (фронтах), расстановка там вагонов и их уборка. Маневры могут производиться локомотивами, маневровыми лебедками и специальными тягачами, а также с использованием силы тяжести самих вагонов. Для производства маневровой работы на станциях устраиваются вытяжные пути, полугорки, сортировочные горки и сортировочные пути или парки. Маневровая работа, выполняемая с помощью локомотивов, представляет собой совокупность передвижений локомотивов с вагонами или без вагонов с одного пути на другой с переменой направления (совокупность полурейсов и рейсов). Выполняют маневровую работу составительская и локомотивная бригады.

Специализация и классификация железнодорожных станций

Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям (типам) — пассажирская, грузовая, техническая и промежуточная.

Пассажирские железнодорожные станции подразделяют на пассажирские и пассажирские технические станции.

Назначение пассажирской железнодорожной станции состоит в выполнении пассажирских операций на железнодорожной станции, приеме и отправлении багажа, почты и грузобагажа, приеме и отправлении пассажирских и почтово-багажных поездов, пода- че/уборке на пассажирскую техническую станцию (технический парк) конечных пассажирских поездов, техническом обслуживании и экипировке транзитных пассажирских поездов и маневровой работе с почтово-багажными составами.

Назначение пассажирской технической железнодорожной станции состоит в выполнении пассажирских технических операций, техническом обслуживании, ремонте и экипировке пассажирских вагонов, вагонов-ресторанов, приписных вагонов, формирова- нии/расформировании пассажирских составов из приписных вагонов, подаче/уборке пассажирских составов (приписных вагонов) на пассажирскую станцию, отстое пассажирских составов и приписных вагонов.

В случае, когда на одной железнодорожной станции выполняются операции, характерные как для пассажирской, так и для пассажирской технической железнодорожной станции, станция является пассажирской.

Основное назначение грузовой железнодорожной станции состоит в выполнении грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами, связанных с приемом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов, переработкой контейнеров, оформлением перевозочных документов, формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов, производством маневровой работы по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке, а также с другими техническими операциями.

При осуществлении перевозок, в зависимости от характера и требований к технологии выполнения грузовых операций, грузовые железнодорожные станции специализируются на погрузочные — при массовой погрузке, выгрузочные — при массовой выгрузке и перегрузочные — при перегрузке с одного вида транспорта на другой.

В зависимости от вида груза в составе погрузочных железнодорожных станций выделяются наливные железнодорожные станции, осуществляющие налив груза в цистерны. Выделяются припортовые железнодорожные станции, осуществляющие непосредственное обслуживание морского или речного порта. Выделяются перевалочные железнодорожные станции, осуществляющие перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи.

К техническим железнодорожным относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. Основное назначение технической железнодорожной станции состоит в выполнении технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.

В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на: сортировочные и участковые.

Основное назначение сортировочной железнодорожной станции состоит в сортировке вагонов и формировании из них поездов различных категорий в соответствии с планом формирования поездов, выполнении операций по пропуску транзитных поездов без переработки, техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад.

На сортировочных железнодорожных станциях выполняются также грузовые и пассажирские операции, по объему и значимости не превосходящие основную работу.

Основное назначение участковой железнодорожной станции состоит в смене локомотивов и локомотивных бригад, расформировании и формировании грузовых поездов (в основном участковых и сборных), техническом обслуживании и. коммерческом осмотре составов поездов, выполнении грузовых и пассажирских операций.

Промежуточная железнодорожная станция предназначена в основном для выполнения технических операций по приему, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам, подаче и уборке вагонов на грузовые фронты, а также грузовых, коммерческих и пассажирских операций.

Железнодорожная станция, имеющая необходимое путевое развитее, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением операций государственного контроля, оформлением передаточной ведомости и формированием необходимых сообщений ИВЦ для ведения учета передачи и номерного наличия вагонного парка, является межгосударственной передаточной станцией.

На какие типы делят станции по характеру работы

4. Специализация и классификация железнодорожных станций

4.1. В зависимости от характера и объема выполняемой работы железнодорожная станция должна иметь соответствующее путевое развитие, устройства и обустройства для выполнения технологических операций по: пропуску, приему и отправлению поездов, обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов, приему и выдаче почты и багажа, погрузке и выгрузке грузов, расформированию составов поездов на сортировочной горке и (или) на вытяжном пути, формированию составов поездов, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту пассажирских вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту локомотивов, коммерческой работе, вводу информации о поездах, вагонах и грузах в автоматизированные системы управления.

Железнодорожная станция должна иметь средства водоснабжения, освещения и энергоснабжения, пожарной безопасности, сигнализации, централизации, блокировки и связи, информатизации и автоматизированного управления, восстановительные и пожарные поезда (на выделенных станциях).

В зависимости от требований к технологии работы на железнодорожной станции выполняются технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.

К техническим операциям относятся: прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск поездов всех категорий, маневровая работа (прицепка/отцепка, подача/уборка вагонов и другие), сортировочная работа, формирование и расформирование поездов в соответствии с планом формирования для данной железнодорожной станции, техническое обслуживание составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, промывка/пропарка, экипировка вагонов, подготовка вагонов к погрузке.

К грузовым операциям относятся: сортировка, погрузка, выгрузка, коммерческий осмотр составов поездов и устранение коммерческих неисправностей, подготовка вагонов к перевозке конкретного груза.

К коммерческим операциям относятся: прием груза к перевозке, взвешивание, хранение, выдача и переадресовка грузов, оформление перевозочных документов, пломбирование вагонов, транспортно-экспедиционное обслуживание.

К пассажирским операциям относятся: обслуживание пассажиров, прием и выдача багажа и почты, погрузка и выгрузка багажа и почты.

К пассажирским техническим операциям относятся: техническое обслуживание и экипировка пассажирских составов, маневровая работа с пассажирскими составами (вагонами пассажирского типа), а также отстой и ремонт вагонов пассажирского типа.

Термины и определения «железнодорожная станция», «пассажирская железнодорожная станция», «грузовая железнодорожная станция», «техническая железнодорожная станция», «сортировочная железнодорожная станция», «участковая железнодорожная станция», «предпортовая железнодорожная станция», «промежуточная железнодорожная станция», «межгосударственная передаточная железнодорожная станция», «перегрузочная железнодорожная станция» установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55056-2012 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 года N 721-ст.

(абзац введен распоряжением ОАО «РЖД» от 08.08.2018 N 1771/р)

4.2. Исключен. — Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.01.2015 N 168р.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям (типам) пассажирская, грузовая, техническая и промежуточная.

Тип железнодорожной станции — это обозначение характера работы по объекту обслуживания, для которого объем этой работы максимален и имеет первостепенное значение. Учитывая, что на железнодорожных станциях производится комплекс различных операций, определение и отнесение их к определенному типу производится в соответствии с разработанной в ОАО «РЖД» методикой.

Тип железнодорожной станции используется для определения:

— соответствующих типовых технологических процессов при разработке конкретного технологического процесса;

— типовых (разработка новых) информационных технологий;

— типа информационной системы (в том числе системы управления и уровня автоматизации);

— необходимого уровня оснащенности техническими средствами.

(п. 4.2 в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 08.08.2018 N 1771/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Пассажирские железнодорожные станции подразделяют на пассажирские и пассажирские технические станции.

Назначение пассажирской железнодорожной станции состоит в выполнении пассажирских операций на железнодорожной станции, приеме и отправлении багажа, почты и грузобагажа, приеме и отправлении пассажирских и почтово-багажных поездов, подаче/уборке на пассажирскую техническую станцию (технический парк) конечных пассажирских поездов, техническом обслуживании и экипировке транзитных пассажирских поездов и маневровой работе с почтово-багажными составами.

Назначение пассажирской технической железнодорожной станции состоит в выполнении пассажирских технических операций, техническом обслуживании, ремонте и экипировке пассажирских вагонов, вагонов-ресторанов, приписных вагонов, формировании/расформировании пассажирских составов из приписных вагонов, подаче/уборке пассажирских составов (приписных вагонов) на пассажирскую станцию, отстое пассажирских составов и приписных вагонов.

В случае, когда на одной железнодорожной станции выполняются операции, характерные как для пассажирской, так и для пассажирской технической железнодорожной станции, станция является пассажирской.

4.4. Основное назначение грузовой железнодорожной станции состоит в выполнении грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами, связанных с приемом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов, переработкой контейнеров, оформлением перевозочных документов, формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов, производством маневровой работы по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке, а также с другими техническими операциями.

При осуществлении перевозок, в зависимости от характера и требований к технологии выполнения грузовых операций, грузовые железнодорожные станции специализируются на погрузочные — при массовой погрузке, выгрузочные — при массовой выгрузке и перегрузочные — при перегрузке с одного вида транспорта на другой.

В зависимости от вида груза в составе погрузочных железнодорожных станций выделяются наливные железнодорожные станции, осуществляющие налив груза в цистерны. Выделяются предпортовые железнодорожные станции, осуществляющие непосредственное обслуживание морского или речного порта. Выделяются перегрузочные железнодорожные станции, осуществляющие перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи.

(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 08.08.2018 N 1771/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.5. К техническим железнодорожным станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. Основное назначение технической железнодорожной станции состоит в выполнении технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.

В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на: сортировочные и участковые.

4.6. Основное назначение сортировочной железнодорожной станции состоит в сортировке вагонов и формировании из них поездов различных категорий в соответствии с планом формирования поездов, выполнении операций по пропуску транзитных поездов без переработки, техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад.

На сортировочных железнодорожных станциях выполняются также грузовые и пассажирские операции, по объему и значимости не превосходящие основную работу.

4.7. Основное назначение участковой железнодорожной станции состоит в смене локомотивов и локомотивных бригад, расформировании и формировании грузовых поездов (в основном участковых и сборных), техническом обслуживании и коммерческом осмотре составов поездов, выполнении грузовых и пассажирских операций.

4.8. Промежуточная железнодорожная станция предназначена в основном для выполнения технических операций по приему, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам, подаче и уборке вагонов на грузовые фронты, а также грузовых, коммерческих и пассажирских операций.

4.9. Железнодорожная станция, имеющая необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением операций государственного контроля, оформлением передаточной ведомости и формированием необходимых сообщений ИВЦ для ведения учета передачи и номерного наличия вагонного парка, является межгосударственной передаточной станцией.

4.10. Абзац исключен. — Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.01.2015 N 168р.

(см. текст в предыдущей редакции)

Отнесение железнодорожной станции к той или иной категории (типу) производится начальником Дирекции управления движением по согласованию с железной дорогой. Отнесение железнодорожной станции к категории сортировочной, грузовой или участковой согласовывается с Центральной дирекцией.

4.11. Все железнодорожные станции подразделяются на классы: внеклассные, I, II, III, IV и V классов.

Порядок определения классности железнодорожной станции устанавливается ОАО «РЖД».

Отнесение железнодорожных станций к классам производится:

внеклассных, I и II классов — начальником Дирекции управления движением по согласованию с железной дорогой; станций III, IV и V классов — начальником Дирекции управления движением.

Отнесение железнодорожных станций к внеклассным согласовывается с Центральной дирекцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *