Статья 33. Правила описания объекта закупки
1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Описание объекта закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Обязательный компонент закупочных документов – составленное по правилам описание объекта закупки. Это элемент техзадания, в котором указаны конкретные параметры приобретаемого товара (работы, услуги). Рассказываем, какие существуют правила описания объекта закупки по 44 и 223 ФЗ, когда можно и нельзя указывать торговую марку в тексте описания.
Как регулируются правила описания объекта закупки
Конкретные правила описания объекта закупки по 44 ФЗ прописаны в тексте ч. 2 статьи 33 законодательного акта. С 1 января 2022 года Законом №360-ФЗ в статью 33 внесены следующие изменения:
- при проведении открытой конкурентной закупки в электронной форме описание объекта закупки (ООЗ) прилагается к извещению о закупке в виде отдельного электронного документа;
- при закупке подрядных работ описание объекта закупки может содержать типовую проектную документацию или смету на капитальный ремонт объекта капстроительства.
Что не рекомендуется указывать в описании
В правилах описания объекта закупки по 44-ФЗ говорится о том, что нельзя вносить:
- информацию о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах;
- наименование страны происхождения товара;
- требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- считающиеся субъективными параметры закупаемого предмета;
- те характеристики, определить которые становится возможным лишь при проведении сложных анализов в условиях лаборатории.
В каком случае можно указать товарный знак
В соответствии с 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак:
- при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
- при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как описать объект закупки
Первое правило ООЗ гласит о том, что надлежит максимально точно указывать параметры объекта госзакупки. Однако недопустимо обозначать требования к участникам тендера либо производителю. Внести товарный знак в описание можно в ситуации, когда закупаются комплектующие и расходные материалы для уже имеющегося оборудования и агрегатов. Также это справедливо в случае несовместимости товарных позиций.
В ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 также прописана необходимость следовать техрегламентам и стандартам.
Заказчик имеет право указывать графическую и чертёжную информацию, планы, требования в отношении маркировки, чтобы уточнить свои нужды.
Также в ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 говорится о том, что по умолчанию предполагается поставка нового товара.
Если это необходимо, заказчик имеет право добавить требования в отношении гарантийного срока и объёма оказываемых гарантийных услуг. Сюда же следует включить требования к выполнению монтажа, обучения сотрудников работе с предметом закупки. Это касается ситуаций с приобретением оборудования, сложных механизмов.
Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные особенности описательной информации применительно к конкретным объектам закупки. Это касается случаев с закупочными процедурами по гособоронзаказу.
Особые требования к описанию объекта закупки
В некоторых сферах устанавливаются особые правила ООЗ. В частности, в статье 33 указана специфика:
- для закупок в сфере строительства, реконструкции, капремонта и сноса. В описание объекта закупки включается проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт объекта капстроительства;
- для лекарств. Закупка медпрепаратов происходит без указания торговых наименований. Исключение – ситуации, прописанные в тексте Федерального закона №44 и особом перечне, утверждённом Правительством.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, в отношении товаров, включённых в Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2014, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Советы заказчикам при составлении описания
Статья 33 ч. 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации.
- Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что под описание должны подходить сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определённым функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
- Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
- Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры объекта закупки.
- Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям заказчика. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
- В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.
Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ
После наступления 1 июля 2018 года заказчику вменяется в обязанность следовать определённым требованиям при составлении описательной документации в ходе проведения конкурентной закупки. Вступили в силу соответствующие поправки в законодательстве. В целом рамочный ФЗ №223 считается более лояльным в этом вопросе, если сравнивать с ФЗ №44. Запрета на определение конкретной модели и прочих параметров нет, если это допускается Положением о закупке.
В ч. 6.1 статьи 3 ФЗ №223 указано, каких правил следует придерживаться в ходе составления описания объекта закупочной процедуры. Заказчику нужно обозначить присущие предмету закупки параметры. Однако запрещено добавлять требования, товарный знак, конкретного производителя – всё это может безосновательно ограничить число участников закупки. Хотя и это правило имеет исключения. Сюда относятся случаи, когда нет иной возможности конкретизировать параметры закупаемого товара. Наличие товарного знака накладывает на заказчика обязательство указать рядом слова «или эквивалент». Но и тут есть исключения:
- когда товарная позиция с иным торговым знаком имеет несовместимость с используемой заказчиком;
- когда приобретаются комплектующие и расходные материалы к уже имеющемуся оборудованию, агрегатам и есть конкретные требования к ним в технических документах;
- когда приобретаются товары с целью исполнения муниципального либо госконтракта;
- когда конкретный торговый знак отображён в условиях международного договора либо договора юрлиц, приписанного в ч. 2 статьи 1 ФЗ №223.
Эквивалент и описание объекта закупки по 223 ФЗ
Условия ФЗ №223 требуют указывать фразу «или эквивалент» возле товарного знака. Однако в ряде случаев заказчикам не приходится нести какую-либо ответственность. Судебная практика знает немало примеров подобных ситуаций. Малозначительность административного правонарушения позволяет суду освободить заказчика от ответственности, если не наступило никаких неблагоприятных последствий.
Ответственность за нарушение
Нарушение требований ООЗ грозит заказчику наступлением ответственности, прописанной в ч. 7 статьи 7.32.3 КоАП. Сумма штрафных санкций для должностного лица составит 2—3 тысячи рублей. Юрлицу придётся заплатить уже 5—10 тысяч рублей.
В случае когда прописанные в описании закупаемого объекта требования ограничивают конкуренцию, сумма штрафных санкций зависит от НМЦК. Обычно это 1% от размера НМЦК. Минимальный лимит – 10 тысяч рублей, максимальный – 50 тысяч рублей. Информация об этом указана в ч. 4.1 статьи 7.30 КоАП.
Может ли заказчик при описании объекта закупки указать точные показатели которые нельзя менять
Статья 33. Правила описания объекта закупки
Готовые решения. Вопросы применения ст. 33
1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
(в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
(п. 8 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 249-ФЗ)
2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Пример описания объекта закупки по 44‑ФЗ
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме:
- случаев несовместимости уже имеющихся у заказчика материальных ценностей с товарами иной идентификации
- случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией
Обоснование: ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Пример 1
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015
Обстоятельства дела: в описании объекта закупки заказчик указал товарный знак, однако не сделал ссылку на возможность поставки эквивалента.
Заказчик пояснил — поставка эквивалента в данном случае не допускается, т.к. имеющееся у заказчика оборудование, для которого закупаются дополнительные элементы, не совместимо с аналогами других производителей, что подтверждается документацией.
Суд указал, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. В рассматриваемом случае спорное требование отвечает потребностям заказчика и включено в документацию с соблюдением положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которыми включение в описание объекта закупки при указании на товарные знаки слов «или эквивалент» не требуется в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям- максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик может указать только те требования, которые являются существенными для использования объекта закупки.
Пример 2
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 № Ф08-4273/2016 по делу № А53-29375/2015
Обстоятельства дела: Заказчик в описании товара установил требования к материалам, из которых данный товар состоит. Участники закупки указали, что заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара. Документация в данном конкретном случае не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей — предъявление заказчиком требований к компонентам товаров избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.
Читайте также: « Описание объекта закупки. Что нужно знать заказчику» — м ожно ли указывать марку закупаемого товара в технической документации и в каких случаях необходимо прописывать возможность закупки эквивалента.
В соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки.
Важно! Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик вправе установить дополнительные требования:
- Гарантийный срок товара, результата работы, услуги
- Объем предоставления гарантий
- Осуществление монтажа и наладки товара
- Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара
- Иные требования, если это предусмотрено технической документацией на товар
Для описания объекта закупки заказчик часто использует Техническое задание (далее — ТЗ), хотя Законом № 44-ФЗ обязанность заказчика составлять такой документ прямо не предусмотрена.
- « Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ» — в статье р ассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.
- «Анализ заказчика по техническому заданию» — к ак через техническое задание определить, что заказчик хочет ограничить количество участников закупки?
ТЗ может использоваться на следующих этапах:
- планирование;
- составление извещений, документации о закупке, проектов контрактов;
- исполнение контракта
- отчетность и контроль.
Составление технического задания позволяет правильно рассчитать сроки, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:
- представить результат закупки
- поставить задачу, исключить ошибочные и неправомерные требования
- проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям стандартов и регламентов;
- спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
- осуществить проверку закупки.
При составлении ТЗ необходимо разработать следующие характеристики объекта закупки:
- Функциональные — основное назначение объекта, условия его использования по назначению. Например, пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
- Технические — детализированное описание объекта закупки, конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при использовании
- Качественные — совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям
- Эксплуатационные — характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, стадии его жизненного цикла.
Источниками для описания объекта закупки могут служить:
- документы стандартизации и технического регулирования
- исполненные контракты
- реклама, каталоги
- официальные источники информации, статистические данные
- результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения
- форумы, статьи, обзоры, информация из сети Интернет
- нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия
Чтобы управлять рисками, связанными с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, важно сохранять баланс между обеспечением своих объективных потребностей и соблюдением норм законодательства.
Пример описания: стол в кабинет руководителя
Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».
Наименование товара — стол эргономичный, цвет: коричневый
Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):
- минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см;
- максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см.
При этом высота не подлежит изменению.
Требования к столешнице:
Материал — высококачественная МДФ.
Толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм.
Столешница должна иметь плавные края.
В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой».
Закон о контрактной системе дает заказчику определенную свободу в формировании требований к объекту закупки в том случае, если:
- его действия обоснованы,
- соответствуют целям закупки,
- соблюдены правила описания объекта закупки — объективность, детализация, отсутствие дискриминации.
Обоснование: ст.ст. 13, 18, 34 Закона № 44-ФЗ.
Практическая ситуация 1: Заказчики нередко устанавливают конкретные количественные характеристики объекта закупок — размеры (длину, ширину, высоту), вес, обязательное наличие каких-либо веществ в определенной концентрации, не имея возможности объективно обосновать, в чем положительный эффект того или иного свойства объекта. Правомерно ли это?
Ответ: При отсутствии должного обоснования высоки риски для заказчика, особенно если установленное свойство является второстепенным по отношению к основной функции товара.
Правильная позиция
Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.
Указание точных числовых характеристик суды считают правомерными, если они сопровождаются такими словами, как «не более», «не менее», «минимальный», «максимальный».
В этом случае суды приходят к выводу, что поставщики могут предложить к поставке товар, эквивалентный тому, что требуется заказчику или превосходит его по ряду характеристик, поскольку ограничиваются только предельные значения параметров.
Практическая ситуация 2: Вправе ли заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установить конкретные требования к его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям?
Ответ: Вправе, если указанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции.
Законом детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару.
Арбитражные суды при оценке правомерности установления требований принимают во внимание, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей — поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, повлекут ли установленные требования ограничение числа участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.