Какой международный орган специально предназначен для разрешения инвестиционных споров
Перейти к содержимому

Какой международный орган специально предназначен для разрешения инвестиционных споров

  • автор:

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, или ICSID, была создана в рамках Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, также называется Вашингтонской конвенцией или Конвенцией МЦУИС,[1] принят на 18 Март 1965, который вступил в силу "30 дней после даты сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты, принятие или утверждение»,[2] на 14 октября 1966.

Конвенция ICSID делится на 10 Главы и 75 статьи, за которым следует подпись:

  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (статьи 1-24);
  • Подведомственность Центра (статьи 25-27);
  • соглашательство (статьи 28-35);
  • арбитраж (статьи 36-55);
  • Замена и отвод мировых посредников и арбитров (статьи 56-58);
  • Стоимость судебного разбирательства (статьи 59-61);
  • Место производства (статьи 62-63);
  • Споры между Договаривающимися государствами (Статья 64);
  • Поправка (статьи 65-66); и
  • Заключительные положения (статьи 67-75).

ICSID является частью Всемирного банка, и его местонахождение: «в главном офисе Международного банка реконструкции и развития».[3] В соответствии со статьей 1(2) Конвенции МЦУИС, цель ICSID — «предоставлять возможности для примирения и арбитража инвестиционных споров между Договаривающимися Государствами и гражданами других Договаривающихся Государств в соответствии с положениями настоящей Конвенции.»[4]

Международный центр разрешения инвестиционных споров (МЦУИС)

В настоящее время, Конвенция ICSID считает 162 Подписавшие и Договаривающиеся государства, Джибути является последним государством, для которого вступила в силу Конвенция МЦУИС., на 9 июль 2020. Участие в Конвенции ICSID не означает, что арбитраж с принимающим государством автоматически возможен в случае возникновения спора.. Государство пребывания также должно дать свое согласие на арбитраж., например, в двустороннем инвестиционном договоре.

История и переговоры по Конвенции МЦУИС

Хотя окончательная версия Конвенции ICSID была принята 18 Март 1965, его текст должен был пройти несколько раундов обсуждений и поправок. Ниже приведены наиболее важные вехи..

А. Записка об урегулировании споров (1961)

На 28 августейший 1961, Главный юрисконсульт Международного банка реконструкции и развития («МБРР»), Арон Брочес, который был генеральным советником Всемирного банка в течение двух десятилетий до выхода на пенсию в 1979, направил Исполнительным директорам МБРР Записку об урегулировании споров между правительствами и частными сторонами, в которой он просил «создание международного арбитража и / или примирительного механизма»[5] для споров между иностранными инвесторами и принимающими государствами. В его записке, он определил несколько основных проблем, среди которых фигурировала неспособность иностранных инвесторов "подать международный иск напрямую против правительства принимающей страны». Он сделал четыре предложения по устранению проблемы:

  • «признание государствами возможности прямого доступа частных лиц и корпораций к международному трибуналу в области финансовых и экономических споров с правительствами»;[6]
  • «признание государствами того, что соглашения, заключенные ими с частными лицами и корпорациями о передаче таких споров в арбитраж, являются обязательными международными обязательствами»;[7]
  • «предоставление международного механизма для проведения арбитража, включая наличие арбитров; методы их выбора и правила ведения арбитражного разбирательства»;[8]
  • «положение о примирении как альтернатива арбитражу».[9]

Отсутствие адекватного «механизм примирения и арбитража»Для споров между иностранными инвесторами и принимающими странами также был выдвинут в послании президента МБРР., Евгений Р. Черный, на Ежегодное собрание Совета управляющих, состоявшееся 19 сентябрь 1961 в Вене.[10]

В. Рабочий документ по проекту Конвенции МЦУИС (1962)

На 5 июнь 1962, Рабочий документ в виде проекта конвенции, подготовленный Ароном Броше, был представлен исполнительным директорам..[11] Проект содержал 11 статьи. В статье I изложена цель Конвенции., то есть, «содействовать разрешению споров, возникающих между Договаривающимися государствами и гражданами других Договаривающихся государств, поощряя и облегчая обращение к международной согласительной процедуре и арбитражу.»[12] В статье III также содержится призыв к созданию «Центр международного примирения и арбитража».[13] Статья IV касается юрисдикции Центра., который был ограничен "споры между Договаривающимися Государствами и гражданами других Договаривающихся Государств и основываются на согласии»,[14] за исключением споров »включая претензии на сумму меньше эквивалента [доллар США 100,000.00] решительный в виде времени подачи спора.»[15]

С. Первый предварительный проект конвенции ICSID (1963)

На 9 августейший 1963, Первый предварительный проект конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, содержащий 11 статьи, был представлен исполнительным директорам.[16] Интересно отметить, что, по сравнению с Рабочим документом, Первый Предварительный проект содержал ряд нововведений и поправок, касающихся юрисдикции Центра.. Первый, Article II отказалась от доллара США 100,000.00 ограничение по претензиям и при условии, что, «Юрисдикция Центра ограничивается процедурами примирения и арбитража в отношении любого существующего или будущего спора правового характера. между Договаривающимся государством и гражданином другого Договаривающегося государства»[17].

Следует отметить, что определение того, что составляет инвестиции не был включен в Первый предварительный проект. Причина заключалась в том, что любое конкретное определение «открыть дверь для частых разногласий относительно применимости Конвенции к конкретному предприятию, тем самым подрывая основную цель этой статьи [,то есть,] чтобы дать уверенность в том, что обязательства прибегнуть к примирению или арбитражу будут выполнены.»[18]

Однако, Статья X Первого предварительного проекта действительно содержала определение того, кто может считаться национальным.:

  • Гражданин Договаривающегося государства: «физическое или юридическое лицо, имеющее гражданство любого Договаривающегося государства на дату вступления в силу обязательства в значении Раздела 2 статьи II, и включает (а) любая компания, которая согласно внутреннему законодательству этого государства является его национальной, и (б) любая компания, в которой граждане этого государства имеют контрольный пакет акций. «Компания» включает любую ассоциацию физических или юридических лиц., признается ли такое объединение юридическим лицом в соответствии с внутренним законодательством соответствующего Договаривающегося государства
  • Гражданин другого Договаривающегося государства: «гражданин Договаривающегося государства, не являющегося стороной в споре, несмотря на то, что такое лицо может одновременно иметь гражданство государства, не являющегося стороной настоящей Конвенции, или государства, являющегося стороной в споре

Определение гражданина другого Договаривающегося государства особенно интересно в том смысле, что оно охватывает лиц с двойным гражданством, имеющих гражданство принимающего государства. (NB. претензии лиц с двойным гражданством прямо исключены в окончательной и текущей версии Конвенции ICSID из сферы ее применения).

Первый предварительный проект конвенции ICSID обсуждался на нескольких консультативных встречах экспертов по правовым вопросам, проведенных в Аддис-Абебе.,[19] Сантьяго,[20] Женева[21] и Бангкок,[22] после чего главный юрисконсульт МБРР составил общий отчет.[23] Затем отчет был оценен исполнительными директорами.[24] и представлен Совету управляющих, который принял его на ежегодном собрании в Токио в сентябре. 1964.[25]

Д. Проект Конвенции МЦУИС (сентябрь 1964)

На 11 сентябрь 1964, Проект конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств был выпущен для консультаций.[26] Он содержал 78 статьи. Статья 30 о юрисдикции Центра заслуживает особого внимания, поскольку в него включены новые определения.

Первый, вопреки Первому предварительному проекту, Статья 30 проекта конвенции МЦУИС предложило следующее определение инвестиции: «любой вклад денег или другого актива, имеющего экономическую ценность, на неопределенный период или, если период будет определен, не менее пяти лет.»[27]

второй, определение гражданина другого Договаривающегося государства было изменено на «(а) любое физическое лицо, которое имело гражданство Договаривающегося государства, отличного от государства, являющегося стороной в споре, на дату, когда стороны согласились на юрисдикцию Центра в отношении этого спора, а также на дату возбуждения дела в соответствии с эта Конвенция; и (б) любое юридическое лицо, которое имело гражданство Договаривающегося государства, отличного от государства-стороны спора, на дату, когда стороны согласились на юрисдикцию Центра в отношении этого спора, и любое юридическое лицо, о котором договорились стороны, рассматривается как «гражданин другого Договаривающегося государства»..»[28] Другими словами, проект Конвенции МЦУИС уже исключил из своей заявки требования лиц с двойным гражданством, имеющих гражданство принимающего государства.

Е. Пересмотренный проект Конвенции МЦУИС (Декабрь 1964)

С сентября по декабрь 1964, содержание проекта Конвенции МЦУИС обсуждалось в ходе серии заседаний Юридического комитета и получило несколько комментариев и поправок от государств..[29] На 11 Декабрь 1964, опубликован пересмотренный проект Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств..[30]

После обсуждения проекта конвенции МЦУИС, основные изменения, связанные, еще раз, к ведению Центра. От определения того, что представляет собой инвестиция, отказались. К тому же, понятие гражданина другого Договаривающегося государства было изменено. Статья 28 прямо поддержал исключение лиц с двойным гражданством, имеющих гражданство принимающего государства, из сферы действия Конвенции.[31] К тому же, та же статья также добавила критерий иностранного контроля в определение и включил в сферу действия Конвенции «любое юридическое лицо, которое на эту дату имело гражданство Договаривающегося государства, являющегося стороной в споре, и которое, из-за иностранного контроля, Стороны договорились, что к ним следует относиться как к гражданам другого Договаривающегося Государства..»[32]

Организация ICSID

А. Административный совет

Административный совет — это руководящий орган ICSID, состоящий из «по одному представителю от каждого Договаривающегося государства.»[33] Его возглавляет Президент Всемирного банка, который выполняет свои полномочия. вне офиса, то есть, не имеет права голоса по вопросам, представленным в Административный совет.[34] Председатель и члены Административного совета служат «без вознаграждения Центра»[35] и они пользуются иммунитетом от судебного процесса в отношении своих функций.[36]

  • По статье 6 Конвенции МЦУИС, Административный совет выполняет следующие основные функции:
  • Принятие административного и финансового положения Центра;
  • Принятие правил процедуры возбуждения примирительного и арбитражного производства;
  • Принятие регламента примирения и арбитража;
  • Утверждение соглашения с Всемирным банком об использовании административных помещений и услуг Банка;
  • Определение условий службы Генерального секретаря и любого заместителя Генерального секретаря;
  • Утверждение годового бюджета доходов и расходов Центра.; и
  • Утверждение годового отчета о работе Центра..

В. Секретариат ICSID

Секретариат ICSID обеспечивает управление повседневной деятельностью ICSID.. Секретариат В настоящее время в составе генерального секретаря, Миз. Мэг Фриман, два заместителя генерального секретаря, г-н. Гонсало Флорес и г-жа. Мартина Полашек, несколько юрисконсультов, юрисконсульты, юридические помощники, параюристы, сотрудники финансового и общего управления и фронт-офиса.

Генеральный секретарь и заместители Генерального секретаря избираются Административным советом.большинством в две трети его членов по представлению Председателя»[37] на возобновляемый шестилетний срок. В соответствии со статьей 11 Конвенции МЦУИС, Генеральный секретарь является «законный представитель и главное должностное лицо Центра и несет ответственность за его администрирование».[38] Генеральный секретарь также выполняет функции регистратора Центра..[39]

С. Панели

ICSID состоит из двух панелей[40] – Коллегия арбитров и Коллегия примирителей — в составе квалифицированных специалистов с возобновляемым шестилетним мандатом.[41]

В соответствии со статьей 13 Конвенции МЦУИС, каждое государство-член может назначить четырех человек в Коллегию примирителей или Коллегию арбитров.. Лица, назначенные государствами-членами, могут, но не нужно, быть их гражданами.[42] В очереди, Председатель может назначить в общей сложности десять человек разных национальностей в каждую группу..[43]

Члены комиссий также доступны для выдвижения в арбитражные суды., согласительные комиссии или в комитеты.

Арбитражный регламент ICSID

Однако, дополнительные замечания относительно текущих поправок, предложенных в Арбитражный регламент МЦУИС, заслуживают того, чтобы сделать. Процесс внесения поправок начался в октябре. 2016. В течение 50 го Ежегодное собрание Административного совета, Государствам-членам было предложено «рассмотреть возможные поправки к правилам.»[44] следовательно, четыре раунда рабочих документов 3 августейший 2018,[45] 15 Март 2019,[46] 16 августейший 2019[47] и 28 февраль 2020,[48] с публичными комментариями

В нынешнем предложении по поправке акцент делается на, среди прочего, об экономической эффективности судебного разбирательства, электронные методы подачи документов и обязательство раскрывать факт наличия стороннего финансирования для предотвращения конфликта интересов (видеть Стороннее финансирование в соответствии с поправками ICSID).

[1] Конвенция МЦУИС, Статья 1(1).

[2] Конвенция МЦУИС, Статья 68(2).

[3] Конвенция МЦУИС, Статья 2.

[4] Конвенция МЦУИС, Статья 1(2).

[5] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 1.

[6] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3(а).

[7] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3(б).

[8] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3(с).

[9] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3(г).

[10] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 2, п. 3.

[11] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, стр. 19-46.

[12] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 21.

[13] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 25.

[14] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 33.

[15] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 34.

[16] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 21, стр. 133-174.

[17] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 21, п. 148.

[18] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 21, Комментарий (Категория споров), п. 149.

[19] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Документы Наши. 25-26, стр. 236-298.

[20] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Документы Наши. 27-28, стр. 298-367.

[21] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Документы Наши. 29-30, стр. 367-458.

[22] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 31, стр. 458-554.

[23] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 33, стр. 557-585.

[24] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 37, п. 605.

[25] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 41, п. 608.

[26] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 43, стр. 610-645.

[27] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 43, п. 623.

[28] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 43, стр. 623-624.

[29] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Документы Наши. 44-122, стр. 647-910.

[30] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Док №. 123, стр. 911-934.

[31] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Док №. 123, п. 919.

[32] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Док №. 123, п. 919.

[33] Конвенция МЦУИС, Статья 4(1).

[34] Конвенция МЦУИС, Статья 5.

[35] Конвенция МЦУИС, Статья 8.

[36] Конвенция МЦУИС, Статья 21(а).

[37] Конвенция МЦУИС, Статья 10 (1).

[38] Конвенция МЦУИС, Статья 11.

[39] Конвенция МЦУИС, Статья 11.

[40] Конвенция МЦУИС, Статья 12.

[41] Конвенция МЦУИС, Статья 15.

[42] Конвенция МЦУИС, Статья 13.

[43] Конвенция МЦУИС, Статья 13.

[44] 50 го Ежегодное собрание Административного совета МЦУИС, пресс-релиз датирован 7 октября 2016.

[45] Проект поправки к правилам — государство-член & Комментарии общественности к рабочему документу # 1 датированный 3 августейший 2018.

[46] Проект поправки к правилам — государство-член & Комментарии общественности к рабочему документу # 2 датированный 15 Март 2019.

Инвестиционные споры: государство тоже в ответе?

Преамбула Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (г. Вашингтон, 18 марта 1965 г.) (далее — Вашингтонская конвенция), участником которой является и Республика Беларусь, декларирует, что прямые иностранные инвестиции есть неотъемлемая составляющая экономического развития государства.

Однако далеко не все случаи осуществления инвестиций частными лицами заканчиваются благоприятно и приводят к взаимовыгодным результатам как для инвестора, так и для государства, получающего прямой приток иностранного капитала. Зачастую процесс прямого инвестирования в экономику другого государства неразрывно связан с инвестиционными спорами — противоречиями и разногласиями, возникающими между иностранным инвестором и государством в процессе реализации инвестиционного проекта.

Салей Илья

LL.M, старший юрист Borovtsov&Salei

Что такое международный инвестиционный спор?

Понятие международного инвестиционного спора не является на сегодняшний день четко определенным и рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Согласно первому подходу в категорию инвестиционных споров включаются все споры, связанные с инвестиционной деятельностью, как между государствами, так и между государствами и иностранными частными инвесторами. В соответствии со вторым, более узким подходом к международным инвестиционным спорам относятся только споры между государством и инвестором, связанные с осуществлением иностранными частными лицами инвестиционной деятельности.

Законодательство Республики Беларусь не содержит прямого определения международного инвестиционного спора. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее — Закон об инвестициях) использует общее понятие «спор между инвестором и Республикой Беларусь, возникающий при осуществлении инвестиций».

Справочно.
Статья 13 Закона об инвестициях регламентирует разрешение споров между инвестором и Республикой Беларусь.

Таким образом, белорусский законодатель не разделяет инвестиционные споры на национальные и международные, а лишь определяет два ключевых признака инвестиционного спора: во-первых, сторонами спора должны выступать Республика Беларусь и инвестор (им может быть как национальное, так и иностранное лицо); во-вторых, спор должен возникать непосредственно из отношений, связанных с осуществлением инвестиций. Полагаем, что в соответствии с таким подходом национального законодателя международный инвестиционный спор следует понимать как спор между Республикой Беларусь и иностранным инвестором, возникающий при осуществлении последним инвестиций.

Аналогичный подход к международным инвестиционным спорам используется и в Вашингтонской конвенции, ст. 25 которой в качестве международных инвестиционных споров определяет правовые споры между государством и иностранным частным лицом, возникающие непосредственно из отношений, связанных с инвестициями.

Каков порядок разрешения международных инвестиционных споров?

Международные инвестиционные споры с учетом их специфики зачастую разрешаются в досудебном порядке путем проведения переговоров и консультаций между сторонами. Такой подход отличается своей гибкостью и значительной процессуальной экономией для обеих сторон. Тем не менее при невозможности самостоятельно разрешить возникшие разногласия стороны зачастую прибегают к арбитражному разбирательству.

На сегодняшний день крупнейшим центром арбитражного рассмотрения инвестиционных споров является Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — МЦУИС) при Всемирном банке, учрежденный Вашингтонской конвенцией. В соответствии со ст. 25 Вашингтонской конвенции в компетенции МЦУИС находится разрешение инвестиционных споров при условии наличия об этом письменного согласия участников спора. Такое согласие может быть выражено в заключенных государствами международных договорах, двусторонних соглашениях о защите инвестиций или инвестиционных договорах между государством и конкретным инвестором. Иным популярным механизмом арбитражного разрешения инвестиционных споров являются специально создаваемые сторонами для рассмотрения конкретного возникшего спора арбитражи ad hoc, действующие в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (далее — ЮНСИТРАЛ).

Справочно.
Статья 25 Вашингтонской конвенции устанавливает, что в компетенции международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) находится разрешение правовых споров, возникающих непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между государством — участником конвенции и лицом другого государства-участника, при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения МЦУИС.

А что в законодательстве Республики Беларусь?

Национальное законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность передачи международного инвестиционного спора для разрешения в международный арбитраж и без наличия соответствующего прямого согласия сторон. В частности, на основании ст. 13 Закона об инвестициях иностранный инвестор вправе передать спор, не относящийся к исключительной компетенции судов Республики Беларусь, для разрешения напрямую в МЦУИС (при условии, если государство инвестора является страной — участницей Вашингтонской конвенции) или в арбитраж ad hoc в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ.

При этом белорусский законодатель предусматривает обязательный трехмесячный срок для досудебного порядка урегулирования международного инвестиционного спора путем проведения переговоров между сторонами.

Каков порядок признания и исполнения арбитражных решений по инвестиционным спорам?

Добровольное исполнение арбитражных решений по международным инвестиционным спорам является важным обязательством любого государства, принятым добровольно и направленным на улучшение как локального, так и глобального инвестиционного климата.

В ст. 54 Вашингтонской конвенции закреплено обязательство каждого государства-участника признавать решения МЦУИС в качестве обязывающих и обеспечивать исполнение денежных обязательств, налагаемых таким решением, в пределах своей территории, таким же образом, как если бы это было окончательное решение судебного органа этого государства.

Решения, вынесенные по инвестиционным арбитражным спорам в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ, подлежат признанию и приведению в исполнение в общем порядке в соответствии с Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.), участником которой является и Республика Беларусь.

Справочно.
В соответствии со ст. 53(1) Вашингтонской конвенции решение МЦУИС является окончательным, обязательным для сторон и по общему правилу не подлежит апеллированию или иным способам обжалования.

Умышленное неисполнение государством — стороной в инвестиционном споре вынесенного в ее отношении арбитражного решения, в том числе под предлогом суверенного иммунитета, может не только значительно ударить по репутации страны и ее авторитету в международных и региональных организациях, но и существенно отразиться на отношениях с публичными и частными финансовыми учреждениями и инвестиционной привлекательности юрисдикции. Это, в свою очередь, приведет к значительным негативным последствиям, в том числе и экономического характера.

Республика Беларусь и инвестиционные споры: о чем говорит практика?

Из 15 государств бывшего СССР все, кроме Республики Таджикистан, являются государствами — участниками Вашингтонской конвенции. Более того, подавляющее большинство постсоветских стран уже неоднократно сталкивались с необходимостью обоснования своей позиции в МЦУИС в процессе разрешения инвестиционных споров.

Справочно.
В настоящее время в отношении Республики Беларусь еще не вынесено ни одного решения по какому-либо из международных инвестиционных споров, налагающего на государство соответствующие обязательства по признанию и исполнению.

При этом до недавнего времени Республика Беларусь оставалась одним из немногих государств, которому на протяжении более чем 25 лет независимости удавалось разрешать любые противоречия с иностранными инвесторами без привлечения независимых арбитров, в том числе МЦУИС.

Однако 31 января 2018 г. Генеральным секретарем МЦУИС впервые было зарегистрировано требование об инициировании арбитражного разбирательства против Республики Беларусь, поданное российской компанией ЗАО «Гранд Экспресс» на основании Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС). Предмет спора связан с инвестициями, осуществленными российским инвестором в совместное закрытое акционерное общество «Осиповичский вагоноремонтный завод». Детали предмета спора остаются конфиденциальными. Известно, что интересы российского инвестора в споре совместно представляют лондонский офис международной юридической фирмы Wilmer Cutler Pickering Hale and Dorr и российское адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Для представления позиции Республики Беларусь привлечена международная юридическая фирма White & Case.

Справочно.
Подробнее о споре между Республикой Беларусь и ЗАО «Гранд Экспресс» см. по короткой ссылке.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС )

Международное агентство по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – организация, входящая в структуру Всемирного банка, созданная ООН для решения арбитражных споров. Оно учреждено в 1966 году и в своей деятельности основывается на так называемой Вашингтонской «Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств» от 18 марта 1965 года. В настоящее время к этому соглашению присоединились 144 страны. Россия под конвенцией не подписалась, и поэтому для РФ она не действует.

МЦУИС предполагает два пути решения споров: досудебное урегулирование и арбитражное производство. При этом в конвенции прописаны процедурные правила для проведения арбитражных дел.

Услуги агентства для заинтересованных сторон предоставляются на добровольной основе. Для того чтобы споры в случае их возникновения решались при помощи МЦУИС, необходимо, чтобы соответствующий пункт был внесен в соглашение между сторонами. При этом специализация МЦУИС – международные инвестиции. Арбитражные услуги агентства платные.

6. Разрешение инвестиционных споров.

Споры, возникающие при осуществлении инвестиций между инвестором и государством, могут разрешаться во внутригосударственных и международных органах. Инвестиционное законодательство различных государств предоставляет инвесторам право обращаться за защитой своих прав в национальные суды. Как правило, особого порядка рассмотрения таких споров не предусматривается.

Национальное законодательство в качестве альтернативы предусматривает рассмотрение инвестиционных споров в международном коммерческом арбитраже, созданном как на территории принимающего государства, так и за рубежом. Например, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» споры разрешаются в государственных (общей юрисдикции или арбитражных) судах либо в международных коммерческих арбитражах (третейских судах).

Порядок разрешения инвестиционных споров предусматривается и двусторонними договорами о поощрении и защите капиталовложений. Как правило, разрешение споров начинается с примирительной процедуры и если стороны не достигли соглашения по спорным вопросам, то спор передается на разрешение в международный коммерческий арбитраж. Двусторонние договоры предусматривают разрешение спора как в постоянном арбитраже, так и в арбитраже «ad hoc». В договорах определяется порядок формирования арбитража, правила процедуры рассмотрения спора, срок рассмотрения. Например, Договор между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений устанавливает, что любой спор между инвестором и Договаривающейся Стороной, возникающий в связи с осуществлением капиталовложений, разрешается по возможности путем переговоров. Если путем переговоров разрешить спор не удалось, то он передается на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены. Отдельные виды споров (по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации при экспроприации или национализации, войны или иного вооруженного конфликта, порядка перевода платежей) могут быть переданы на рассмотрение третейского суда «ad hoc». Важно также то, что договор устанавливает окончательный характер и обязательность для обеих сторон принятого третейским судом решения.

Наряду с арбитражем «ad hoc» в договорах (например, с Литвой) указывается конкретный постоянно действующий арбитраж – Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты.

Подобный договор с Арменией наряду с переговорами, обращениями в государственный суд или в третейский суд (арбитраж) в качестве органа, который может рассматривать инвестиционные споры, называет Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

В качестве международных многосторонних договоров, регулирующих данный вопрос, можно назвать Вашингтонскую конвенцию 1965 г. о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами и Конвенцию СНГ о защите прав инвесторов 1997 г.

Конвенция 1965 г. разработана под эгидой МБРР и МВФ. В ней в качестве инвесторов рассматриваются как физические, так и юридические лица.

В соответствии с этой конвенцией создан Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Обращение в Центр возможно только при наличии соглашения между спорящими сторонами.

Положения Конвенции предусматривают примирительную и арбитражную процедуры. В МЦУИС существует список посредников и список арбитров, а также разработаны правила примирительной и арбитражной процедуры. Стороны выбирают себе арбитров или посредников. Сначала стороны используют примирительную процедуру, в случае же если примирение не состоялось, стороны переходят к арбитражному рассмотрению. Существует определенный регламент рассмотрения споров, но также возможно и применение Регламента ЮНСИТРАЛ.

Стороны в любой момент могут прервать примирительную процедуру и прибегнуть к процедуре арбитража.

Арбитражное решение является для сторон обязательным, окончательным и обжалованию не подлежат. Однако решение может быть отменено специально созданным комитетом, если выяснится, что:

1) суд был сформирован ненадлежащим образом;

2) суд явно превысил свои полномочия;

3) имела место коррупция какого-либо члена суда;

4) имело место серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры; или

5) в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.

Кроме того, решение может быть пересмотрено, если откроются новые факты, которые могут существенно повлиять на решение арбитража. Заявление о пересмотре должно быть подано в течение трех лет с момента вынесения решения.

В соответствии с данной конвенцией государства обязуются признавать и исполнять эти решения, но конкретный механизм не создан.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. в ст. 11 предусматривает, что инвестиционные споры разрешаются в судах или арбитражных судах государств спорящих сторон, Экономическом Суде СНГ, иных международных судах или международных арбитражах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *