Какими актами руководствуются заказчики по 223 фз когда формируют план закупки
Перейти к содержимому

Какими актами руководствуются заказчики по 223 фз когда формируют план закупки

  • автор:

Инструкция по составлению и корректировке плана закупок по 223-ФЗ

В плане закупок по 223-ФЗ содержатся сведения о процедурах, запланированных заказчиком на ближайшие годы. В документах планирования указывают сроки проведения торгов, предмет, форму и способы определения поставщика. Сроки размещения плана закупок по 223-ФЗ на 2023 год ограничены.

Скачать форму плана закупок по 223-ФЗ на 2023 год в Word
Cкачать образец формы плана закупок по 223-ФЗ на 2023 год в Excel
Скачать образец заполнения плана закупок по 223-ФЗ на 2023 год из ЕИС
Скачать постановление 932 с изменениями про план закупок по 223-ФЗ из КонсультантПлюс
Скачать постановление 908 про план закупок 223-ФЗ с изменениями из КонсультантПлюс

Еще в 2021 году порядок заполнения плановых документов изменился. В ПП РФ № 932 от 17.09.2012 определено, какие сведения из ОКВЭД2 заказчики по 223-ФЗ обязательно указывают, когда готовят план закупки, — в плане отражают сам код экономических видов деятельности, количество товаров, которые заказчик получит при выполнении работ или оказании услуг, и единицу измерения. При размещении заказа на строительные работы — только данные о товарах, которые принимают к бухучету.

Выявляем основания

Чиновники неоднократно разъясняли, какими актами руководствуются заказчики по 223-ФЗ, когда формируют план закупки, — правовые основания прописаны в ч. 2 ст. 4 223-ФЗ и постановлении Правительства РФ № 932 от 17.09.2012 о правилах формирования документов планирования по 223-ФЗ и требованиях к нему. Обращаем внимание, что план-график по 223-ФЗ не составляется. Планируйте закупочную деятельность на основании плана закупок. Заказчики формируют ПЗ на основании плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) и любых других локальных программ функционирования организации.

Но 223-ФЗ или постановление № 932 не требуют, чтобы такие программы строго соответствовали документам планирования. Учитывайте требования действующих в организации внутренних актов, в том числе закупочного положения, и актов, которые определяют порядок составления ПФХД и других производственных программ. Если иное не прописано в локальных актах, то формируйте документы планирования и до утверждения ПФХД, а если понадобится — измените такие документы. Это прописано в п. 5, 6 постановления Правительства РФ № 932.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, как подготовить план закупок по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Инструкция КонсультантПлюс: как работать с планом закупок по 223-ФЗ

Определяем сроки планирования

В ч. 2 ст. 4 223-ФЗ прописано, на какой срок заказчики составляют план закупок по закону № 223-ФЗ, — не менее одного года. На 2023 год заказчики, которые указаны в перечнях по распоряжениям Правительства РФ № 2258-р от 06.11.2015 и № 717-р от 19.04.2016, формируют раздел о закупках у СМСП на срок не менее чем три года.

Отбираем процедуры для планирования

В документ о планировании включают информацию о каждой процедуре, которую будут проводить в планируемом периоде. Исключение — чрезвычайные или аварийные тендеры, информацию о которых вносят в план позднее на основании ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ.

А в п. 4 постановления № 932 закреплено, какие сведения нельзя включать в план закупок по 223-ФЗ заказчикам:

  • которые составляют гостайну и содержатся в извещении, закупочной документации или в проекте договора;
  • по которым правительство приняло специальное решение;
  • сведения о кредитах, вкладах, аренде;
  • с начальной ценой до 100 000 рублей (либо 500 000 рублей для крупных заказчиков, чья годовая выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд руб.). Такие процедуры включают в документ планирования, если это предусмотрено закупочным положением.

Согласовываем

В ч. 5 ст. 3.1-1 223-ФЗ указано, что госкомпании, госкорпорации, хозобщества с долей государства более 50 % или дочерние организации таких заказчиков ограничены в планировании тендеров на поставку товаров из специального перечня по распоряжению Правительства № 1489-р от 18.07.2018 и выполнении работ, услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которой предусмотрено использование таких товаров. Если совпали все условия, то придется согласовывать с Минпромторгом включение покупки товаров в план, их эксплуатационные характеристики или возможность закупок за пределами России.

Обратите внимание, что в распоряжении Правительства РФ № 1489-р от 18.07.2018 прописаны пределы начальной цены, при превышении которой придется обращаться в Минпромторг за согласованием.

Заполняем закупочный план

Действующий бланк и требования к его заполнению утверждены постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012.

Вот как заполнять план закупок на следующий год по 223-ФЗ заказчикам:

Шаг 1. Указываем идентификационные данные заказчика.

Шаг 2. Подбираем код ОКВЭД2 и ОКПД2. В рамках пп. 3 п. 1 постановления № 932 обязательно придется указать разделы и подразделы классификаторов. Но рекомендуем указывать более детализированный код.

Шаг 3. Заполняем условия договора. В этом разделе указывают такие сведения:

  • минимально необходимые требования, которые предъявляются к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, которые идентифицируют предмет договора (при необходимости);
  • единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по ОКЕИ;
  • сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
  • регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по ОКАТО;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • планируемая дата или период размещения извещения о тендере (год, месяц);
  • срок исполнения договора (год, месяц).

Шаг 4. Указываем способ определения поставщика.

Шаг 5. Прописываем форму (электронная или нет). Сверьтесь с постановлением Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 об утверждении перечня товаров, работ и услуг, которые закупаются в электронной форме.

Ряд заказчиков, когда формируют документ планирования, указывают сведения о закупках у СМСП. К ним относятся заказчики, которые перечислены:

  • в п. 2 постановления Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014. Такой вывод делаем из п. 5(1) ПП № 1352;
  • в перечне по распоряжению Правительства № 475-р от 21.03.2016. Они включают в документ планирования перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, которая закупается у СМСП, в годовом объеме, который определен правительством по ч. 3.3 ст. 4 223-ФЗ.

Шаг 6. Заполняем сведения о процедурах с ограничениями для МСП: для этого необходимо добавить позиции в плане закупок в разделе СМП на 2 и 3 годы и сохранить данные. Укажите сумму, которая не учитывается для расчета объема у СМСП в рамках п. 7 постановления Правительства РФ № 1352, и предусмотрите не менее 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров.

Шаг 7. Заполняем сведения о планируемых покупках инновационной и высокотехнологичной продукции. Сумма таких тендеров на 10 % больше, чем объем таких же процедур за прошлый год, и не более 10 % от всех договоров, которые заключите в планируемом году. Это указано в п. 2 положения, утв. постановлением Правительства РФ № 1442 от 25.12.2015.

А вот как выглядит электронный ПЗ, заполненный заказчиком в ЕИС (нажмите на картинку, чтобы увеличить ее):

Образец плана закупок по 223-ФЗ из ЕИС

Утверждаем

Закупочный план утверждают путем проставления подписи руководителя или уполномоченного им лица. Это следует из утвержденной формы. Есть заказчики, которые внутренними документами устанавливают иной порядок утверждения.

Приказ об утверждении издавайте, если такой способ утверждения установлен положением.

Срок утверждения сформированного документа планирования в 223-ФЗ не прописан. Определите его таким образом, чтобы опубликовать утвержденный перечень до 31 декабря текущего года. Чтобы избежать спорных ситуаций и претензий со стороны контролирующих органов, рекомендуем утвердить его до 31 декабря года, предшествующего планируемому.

Если проекты документов планирования подлежат оценке соответствия, то утвердите их только после получения заключения. В остальном сроки и порядок подготовки определяет сам заказчик. Это прописано в п. 10 Постановления № 932.

Размещаем

Чтобы опубликовать утвержденный закупочный план, используйте функционал личного кабинета в ЕИС. Это делают тремя способами:

  1. Создают структурированный вид, заполняя в ЕИС информацию о каждой процедуре, и прикрепляют дополнительно графический вид перечня (скан-копию).
  2. Создают структурированный вид и прикрепляют электронный документ в формате docx или xlsx.
  3. Загружают в ЕИС электронный документ планирования.

Инструкция, как на сайте «закупки ГОВ» внести изменения в план закупок по 223-ФЗ или опубликовать в системе новый план:

Шаг 2. Перейти в раздел «Планирование закупок», подраздел «Планы закупки».

Раздел планирования по закону 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 3. Нажмите кнопку «Создать». Выберите необходимый вид и период планирования.

Создание плана закупок по закону 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 4. Заполните информацию о каждой позиции, если создаете структурированный перечень.

Позиции плана закупки по закону 223-ФЗ в ЕИС (стр. 1)

Позиции плана закупки по закону 223-ФЗ в ЕИС стр.2

Шаг 5. Выделите закупки только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание закупки только для СМП в плане закупок по закону 223-ФЗ в ЕИС

Отражение информации о предмете договора в плане закупки по закону 223-ФЗ в ЕИС

Отражение информации об участии в закупке только для СМП в плане закупок по закону 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 6. Загрузите файл с электронной формой или графической формой, если заполняли его в ЕИС структурированно.

Шаг 7. Прикрепите подтверждающие документы. Нажмите «Завершить» и подпишите внесенные сведения усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.

Выбор и загрузка подтверждающих документов к плану закупки по закону 223-ФЗ в ЕИС

Максимальный срок публикации ПЗ — 10 календарных дней с даты его утверждения, но не позднее 31 декабря текущего года. А вот сроки изменений в план закупок по 223-ФЗ законодательно не установлены. Чтобы исключить возможные претензии от контролирующих органов, рекомендуем утвердить и разместить плановый документ не позднее 31 декабря года, предшествующего периоду планирования.

Если размещаете нулевой документ планирования с закупками ценой до 100 000 или 500 000 рублей, то сделайте отметку в графе «Закупки осуществляются на сумму, не превышающую размер, установленный в ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ». Пустой, нулевой документ планирования размещают в ЕИС в общепринятом порядке. Даже если сведения о процедурах, которые провел заказчик, не включают в план, то закон не делает исключений — план закупок размещают в любом случае.

Изменяем

Право изменить планируемые закупки прописано в 223-ФЗ и предусмотрено в функционале ЕИС. Главное — убедитесь, что внесение изменений не противоречит положению о закупке.

Рассказываем, что написать в обоснование внесения изменений в план закупок 223-ФЗ в приказе и при внесении данных в ЕИС:

  • изменилась потребность в товарах, работах, услугах, в том числе сроки их приобретения, способ осуществления закупки и срок исполнения договора;
  • изменилась более чем на 10 % стоимость тендера, вследствие чего его не провести в рамках планируемого объема денежных средств;
  • в иных случаях, которые установлены положением.

В п. 14 постановления Правительства РФ № 908 от 10.09.2012 указан срок размещения вносимых в планы закупки изменений: в рамках работы по 223-ФЗ он составляет 10 календарных дней с даты изменения документа планирования. Отсчитывайте 10 дней с момента издания приказа или иного локального акта, которым вносите изменения.

А в п. 9 постановления № 932 указано, что срок публикации изменений — до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона. Чтобы избежать спорных ситуаций, рекомендуем сделать это до размещения извещения о проведении тендера любым способом, поскольку поставщиков определяют только на основании перечня. Это прописано в ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ.

Если закупаете в условиях аварии или чрезвычайного происшествия, то внесение изменений в план закупок по 223-ФЗ допускается уже после заключения договора. Главное — эту информацию внести в документы планирования, поскольку такие тендеры — не исключение и все равно планируются. Это указано в п. 4 ПП № 932.

Сроки внесения изменений в инновационный план не регламентированы, учитывайте правила, которые установлены положением о закупке. Рекомендуем вносить изменения в инновационный перечень в те же сроки, что и в обычный, — до размещения извещения.

Приводим пошаговую инструкцию, как внести изменения в план закупок по 223-ФЗ в ЕИС, если возникла необходимость корректировки:

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет информационной системы.

Шаг 2. Перейдите в раздел «Планы закупки».

Шаг 3. Выберите действующий перечень покупок и нажмите на пункт контекстного меню «Создать проект изменений» на вкладке «Общая информация».

Внесение изменений в план закупок по закону 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 4. Внесите изменения в сведения и укажите обоснование внесения изменений, нажмите на кнопку «Далее».

Шаг 5. На вкладке «Документы» прикрепите новые файлы, содержащие актуальные сведения о документе.

Шаг 6. Завершив внесение изменений в данные, нажмите на кнопку «Завершить».

Ответственность

Административная ответственность закреплена ч. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП. За нарушение срока размещения документа планирования заказчиков штрафуют на сумму до 30 000 рублей, а за неразмещение этих документов — до 300 000 рублей.

Какими актами руководствуются заказчики по 223 фз когда формируют план закупки

от 17 сентября 2012 г. N 932

ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442,

от 30.12.2015 N 1509, от 14.12.2016 N 1355, от 27.12.2019 N 1906,

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд юридических лиц, указанных в статье 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — план закупки, заказчики, Федеральный закон).

2. В план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

3. План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями к форме плана закупки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932.

4. В план закупки не включается информация о закупках товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, информация о закупке, осуществляемой в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры.

В план закупки может не включаться информация о закупках, указанных в пунктах 1 — 3 части 15 статьи 4 Федерального закона, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система).

Абз. 3 п. 4 применяется к планам закупки, планам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, первый год реализации которых начинается с 2023 года.

Информация о закупках, проводимых в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона, включается в план закупки, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. При этом информация о таких закупках не размещается на официальном сайте. Если все закупки, включенные в план закупки, проводятся в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона, такой план закупки не размещается на официальном сайте.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

4(1). В случае если заказчик включен в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, и план закупки товаров (работ, услуг), план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты таких планов, изменения, внесенные в такие планы, проекты изменений, вносимых в такие планы такого заказчика, подлежат оценке или мониторингу соответствия, которые предусмотрены Федеральным законом, такой заказчик отражает в разделе об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, содержащемся в плане закупки товаров (работ, услуг), плане закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектах таких планов, изменениях, внесенных в такие планы, проектах изменений, вносимых в такие планы, следующие сведения:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2016 N 1355)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2016 N 1355)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) годовой объем закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, которые планируется осуществить в соответствии с проектом плана закупки товаров, работ, услуг или проектом плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (в части первого года его реализации) либо указанными утвержденными планами (с учетом изменений, которые не представлялись для оценки соответствия или мониторинга соответствия);

в) совокупный годовой объем планируемых закупок товаров (работ, услуг), которые исключаются при расчете годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, которые планируется осуществить по результатам закупки товаров (работ, услуг), участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

г) годовой объем закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки товаров, работ, услуг или проектом плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (в части первого года его реализации) либо указанными утвержденными планами осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

д) совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, участниками которой являлись только субъекты малого и среднего предпринимательства, за год, предшествующий отчетному.

(пп. «д» введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 N 1355)

(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442)

5. План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

6. План закупки может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность заказчика:

а) производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));

б) ремонтная программа (план ремонтов);

в) инвестиционная программа (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);

г) иные программы.

7. План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

8. Корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:

а) изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

б) изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;

в) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

9. При осуществлении конкурентной закупки внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке или вносимых в них изменений.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований, в том числе требований, предусмотренных настоящими Правилами.

План закупок

Управление закупками является важной задачей для любого предприятия. Процедура формирования плана закупок – этап, без которого невозможно преуспеть ни в одной из отраслей экономики. В плане по закупкам необходимо предусмотреть наперед шаги не только для бизнеса в целом, но и для каждой его функции.

План закупок

Благодаря грамотному планированию можно предотвратить плохие показатели. От правильности составления плана закупок, формирования заказов будет зависеть своевременность удовлетворенности запросов покупателей, что, непосредственно, влияет на прибыль компании.

Алгоритм формирования плана закупок

Алгоритм формирования плана

Под планом при закупках понимают прогнозирование цен и количества расходного материала на следующий период, а также прочих затрат с учетом налогообложения, предполагаемого графика по закупкам, запасов продукции и вероятности влияния тех или иных внешних факторов при закупках.

Для утверждения планов закупок следует придерживаться общего алгоритма планирования. Он состоит из следующих шагов:

  1. Планирование цены. Планы по закупкам отличаются в зависимости от того, статические у вас цены (которые не меняются либо меняются очень редко) или меняются исходя из сезонных колебаний. Рекомендуем при составлении планов брать во внимание прогнозную динамику изменения цен.
  2. Корректировка цен. Программа обычно содержит специальные инструменты, которые помогают скорректировать цены с учетом воздействия различных факторов из вне. Для расчетов берут модели скользящих средних.
  3. Указание расходов. Для каждого продукта устанавливают норматив расхода на единицу.
  4. Корректировка графика проведения закупок. Производится при необходимости. Например, для учета влияния сезонных факторов.
  5. Учет страхового запаса. Исчисляется в процентах предельный уровень страхового запаса.
  6. Расчет закупок и нормативных затрат по каждому материалу.
  7. Итоговый расчет.

Расчет в плане объема продукции

Расчет в плане объема продукции

Основным активом предприятия считаются продукция либо материалы, которые используют в сервисных нишах. Именно им нужно уделять особое внимание, чтобы обеспечить бесперебойную работу компании.

Важно правильно рассчитать необходимый объем продукции. Для этого следует понимать ряд моментов:

  • в каком количестве закупать тот или иной товар;
  • каким образом оптимизировать заказы, чтобы предотвратить длительные простои продукции на складе;
  • на каких условиях строить сотрудничество с поставщиками;
  • как сформировать план финансовых расходов.

С чего начать процедуру формирования закупки?

С чего начать процедуру формирования закупки

В первую очередь необходимо провести предварительную подготовку и анализ. Для начала важно понимать прогнозируемый спрос, т.е. потребность покупателей в том или ином товаре либо услуге.

С этой целью анализируют следующие показатели:

  • объемы продаж;
  • текущие остатки на складе;
  • наличие либо отсутствие неудовлетворенного спроса;
  • самые продаваемые виды товара в аналогичный период;
  • насколько выполнены показатели предыдущего плана и т.д.

Прогнозирование должно выполняться по группам товаров, которые являются взаимозаменяемыми.

Следующий этап – планирование будущих продаж. Здесь для каждой группы товаров следует определить реалистичные цели, которые в обязательном порядке должны согласовываться с общей политикой компании, а также прогнозируемым спросом.

После всего нужно спланировать закупочные объемы и страховые запасы. Важно подстраховаться на тот случай, если на практике возникнет отклонение от прогнозов.

Согласно существующим нормативным требованиям, план закупок составляется не менее, чем на 1 год.

Отбор процедур, используемых при составлении плана закупки

Отбор процедур

В плане закупок отмечают каждую процедуру, которую планируют использовать в предстоящем периоде. При этом следует учитывать, что в данный перечень не включают ряд закупок:

  • информация о которых содержит государственную тайну;
  • по которым есть отдельно вынесенное специальное решение правительства;
  • ведомости о кредитах, вкладах, аренде;
  • начальная цена которых составляет менее 100 тыс. руб. (менее 500 тыс. руб. для заказчиков с годовой выручкой свыше 5 млрд руб.).

Способы планирования закупок

При утверждении планов закупок в данный процесс включают планирование:

  • цены;
  • расходов (норматива) на единицу того или иного продукта;
  • графиков по закупкам;
  • страхового запаса.

При этом использует несколько способов планирования предстоящих затрат:

  1. функция «продолжить тренд» (подходит, когда цена меняется не чаще, чем 1 раз в полгода);
  2. функция «интерполяция ряда по тренду» (если уже есть заполненный ряд, то его значения можно интерполировать по ряду сезонности);
  3. планирование по годовым значениям (для этого необходимо иметь несколько значений: цены на начало года, а также показатель их колебаний в зависимости от сезонности).

Заполнение согласно форме планов закупок

Для планов по закупкам все нужно делать по специально установленной форме. Представляем пошаговую инструкцию, как заполнить план закупки по 223-ФЗ:

  1. укажите идентификационные данные заказчика;
  2. подберите соответствующий код ОКВЭД2 и ОКПД2;
  3. заполните информацию, содержащую условия договора (минимальные требования к товару, его требуемые объемы, регион поставки продукции, данные о ее первоначальной цене, планируемые дата и время размещения тендера, сроки исполнения положений договора);
  4. отметьте способ определения поставщика;
  5. укажите, в электронной форме будет проводиться закупка или нет;
  6. заполните ведомости о наличии процедур с ограничениями;
  7. отметьте, планируется ли приобретение инновационной и высокотехнологической продукции.

Процедуры утверждения и размещения планов по закупкам

Процедуры утверждения и размещения планов по закупкам

В каждом плане обязательно должна быть подпись руководителя или уполномоченного лица. Но некоторые заказчики могут устанавливать другой порядок утверждения документации.

Определенные проекты также подлежат оценке соответствия. В таком случае их можно утвердить только после получения соответствующего заключения.

После всего утвержденные планы подлежат размещению, для чего используется функционал личного кабинета. Процедуру размещения планов проводят на протяжении 10 дней с момента его утверждения, но не позднее последнего дня текущего года.

При необходимости в запланированную закупку можно внести те или иные изменения. Главное, чтобы вносимые изменения не противоречили изначальному положению о данной закупке.

Напомним, что за нарушение требований, касающихся сроков размещения документов планирования закупок, наступает ответственность и как результат – обязанность выплатить штрафные санкции.

Упростите планирование закупок на 30% в программе на платформе 1С

Как составить план закупок, если в вашей компании много подразделений? А если часть из них это региональные филиалы? Каким образом сформулировать требования к нужным вам товарам и услугам? Как планировать эту работу с малым бизнесом? Как рассчитать план в денежном выражении? И можно ли его быстро согласовать, если в вашей фирме много отвечающих за это сотрудников? Все эти вопросы решаемы в программе «Корпос: Управление закупками для 1С«.

Планирование муниципальных, государственных и коммерческих закупок в программе Корпос в несколько раз сокращает документооборот. Система контролирует все процессы: от этапа формирования заявок и вплоть до поступления товаров на склад. Автоматизация планирования позволит без ошибок выполнить федеральные законы № 223 и № 44, а также сэкономить время. Программа может работать как отдельная система, и обмениваться данными с другими конфигурациями на платформе 1С, так встраивается в решения 1С, как дополнительная подсистема. https://www.youtube.com/embed/1mI1IbUTpZo

Возможности плана закупок в 1С

  • сопоставление номенклатуры и ЛОТов в планах
  • сопоставление номенклатуры и статьей расходов БДР
  • загрузка кодов (ОКПД 2, ОКВЭД) из ЕИС
  • определение даты начала тендеров
  • консолидация заявок от разных подразделений
  • использование цены последней закупки в качестве плановой
  • применение коэффициентов инфляции при определении цен планирования
  • планирование, как по компании, так и по подразделениям
  • определение способов закупки

Управление потребностями

Программа Корпос управляет сбором потребностей и консолидирует информацию о том, что именно нужно купить и в каком количестве. Первичные данные об этом в систему вносят «Инициаторы». Обычно это руководители подразделений или главные специалисты. Они решают, что именно необходимо компании для выполнения поставленных целей.

Бизнес-планирование, производственная и инвестиционная программы: все это важные этапы еще до начала организации тендеров. Ведь без точного, количественного описания стратегических целей предприятия составить реалистичный план не получиться.

Подробнее о том, как программа помогает в определении потребностей читайте на странице Расчет потребностей.

Минимальные требования, технические характеристики и нормирование

Отдел снабжения работает хорошо, когда заказчик получает материалы, работы или услуги нужного качества и вовремя, и при этом экономит как можно больше денег. Эффективно организовать все процессы позволяет подробный сбор описаний того, что требуется купить еще на этапе сбора потребностей. Занимаются этим «Инициаторы», люди, определяющие потребности организации.

Минимальные требования или технические характеристики — это описание предмета закупки, которые должен предоставить заказчик. Количество документов зависит технической сложности изделий и их стоимости. Программа Корпос позволяет внести минимальные требования либо в виде текстовой строки, либо в виде архивах документов, чертежей и описаний узлов и агрегатов.

Нормирование позволяет определить какие именно материалы (услуги или работы) используются на предприятии, в зависимости от технологических процессов или проектной документации. Это еще и количественный норматив расходования на единицу полезного результат.

Цена планирования (НМЦ)

Любой план имеет денежную оценку, но по какой стоимости планировать будущие поставки? Есть ряд подходов к определению стоимости товаров, работ или услуг на этапе планирования.

Программа Корпос помогает управлять этим процессом Например, можно взять прошлогодние показатели и умножить их на коэффициент инфляции, или собрать предложения поставщиков и сохранить их для обоснования. Удобная функция — возможность автоматически загружать предложения поставщиков и сравнивать их между собой.

Стыковка с бюджетом затрат

Еще на этапе планирования важно понимать — достаточно ли средств для оплаты будущих поставок. Сбор потребностей, формирование плана закупок и бюджета — это параллельные процессы. Система автоматизации определяет статьи во время сбора потребностей, устанавливает лимиты и контролирует их превышение.

Способы закупки и структурированный план

План определяет каким образом будет выбираться поставщик по каждому из будущих договоров. В программе Корпос этот структурированный документ позволяет гибко управлять спецификацией будущих приобретений. То есть можно включить или исключить из будущего ЛОТа потребности отдельных подразделений, укрупнять их, или дробить на более мелкие. Для каждого из ЛОТов задается свой способ определения поставщика.

Работа с малым и средним бизнесом (СМП)

Законодатель определил для большинства участников торгов минимальный процент договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП). Поэтому желательно заранее понять, какие сделки будут проводиться только с участием малого или среднего бизнеса. Какие именно товары, работы или услуги закупаются у таких поставщиков — регулируется отдельными нормативными актами.

В систему Корпос загружается рекомендованный список кодов ОКПД 2 по которым предлагается покупать у поставщиков, входящих в реестр СМП, а также определить свой собственный список. При формировании структурированного плана система автоматически установит признак необходимости работы с малым бизнесом. Система отчетности еще на начальном этапе позволяет рассчитать планируемый процент договоров с СМП.

Публичность плана закупок и электронный обмен

Большинство крупных заказчиков стремятся сделать свои потребности открытым, чтобы привлечь к поставками максимальное количество поставщиков. Конкуренция среди поставщиков позволяет получить лучшие условия сделок. Законодательство также обязывает отдельные категории заказчиков публиковать план-график.

Программа Корпос легко интегрируется с внешними интернет-системами, такими как: сайт компании, ЕИС или региональные системы, электронные торговые площадки.

Изменение плана закупок

Жизнь не стоит на месте. Планы иногда приходиться корректировать. Система Корпос гибко управляет заявками на изменение плана закупок. В программе можно прикладывать к ним обоснования и запускать процедуру согласования изменений. Если план уже публиковался в Единой информационной системе, то его можно загрузить в Корпос и на его основе подготовить новый, внеся необходимые правки

План закупок по № 44-ФЗ

План-график по № 44-ФЗ это главный документ для организации, определяющим долгосрочную стратегию. В нем указываются цели проводимых тендеров, сроки процедуры и принятия заявок, выделенные на это суммы, данные о заказчике и другая информация, необходимая для работы с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Организации формируют этот документ в два этапа:

  1. Составляется общий план, учитывающий все потребности компании, сроком на три календарных года. Прописываются общие требования к качеству товаров, работ или услуг.
  2. Утверждается график на один год. В нём подробно всё расписывается и утверждаются окончательные требования к поставкам.

Все эти документы размещаются на портале ЕИС.

План закупок по № 223-ФЗ

В этом случае предусмотрено составление плана сроком только на один календарный год. Есть важное исключение — документ со сроком действия от пяти до семи лет, составляется заказчиком в случаях, когда предполагаются поставки высокотехнологичных изделий, а также товаров медицинского назначения.

На основании информации, содержащейся в конкурсной документации, представители потенциального исполнителя могут принять обоснованное в финансовом аспекте решение об участии в торгах, ведь именно там можно почерпнуть информацию о том, сможет ли исполнитель выполнить требования заказчика.

Как работает планирование в Корпос

Цель бизнес-процесса в 1С «Планирование закупок» – сформировать соответствующий план для компании на будущий год. После этого, он публикуется на портале госзакупок (zakupki.gov.ru). Для планирования государственных и муниципальных закупок применяется «Номенклатура для планирования». Этот справочник обобщает материалы, товары или услуги, которые планируется приобретать в тех наименованиях, который будут использоваться на торговых площадках.

Номенклатура для планирования

Этап подготовка плана закупок состоит из сбора потребностей от уровня подразделений и укрупнение потребностей для компании в целом. Инициаторы, создавая список потребностей, должны вводить не только номенклатуру для планирования. При оформлении документов система сама подсказывает какой способ закупки необходим, какую статью выбрать, и какие коды использовать.

Оформляя заявку, программа дает возможность выбрать статью затрат или создать новую. Автоматически она указывается, если при начале работы системы задано сопоставление номенклатуры и статей затрат. Статьи затрат — стандартный для «1С Бухгалтерии» справочник. В государственных компаниях используется бюджетный классификатор. Ввод статей затрат на этапе оформления заявок позволяет анализировать соответствие планов закупок и планам затрат.

Проверка на соблюдение лимитов может быть активирована при применении в компании планов бюджетирования. Лимиты по статьям программа позволяет загрузить, в том числе и используя модуль загрузки данных из формата xls. Если экономическое планирование ведется в других программах 1С, между ними можно запустить синхронизацию информацией (в типовой поставке поддерживается синхронизация с 1С:ERP)

Планирование по № 223-ФЗ и № 44-ФЗ завершается подготовкой и публикацией структурированного плана закупок и/или плана-графика.

План МТО

Работа с документом возможна в несколько этапов. Создают документ инициаторы закупки: руководители подразделений или ответственные на уровнях, где выполняются работы. Первичная регистрация потребностей происходит на основе производственных, коммерческий и других планов. Производственным планам предшествует постановка целей компании на будущий год. Производственный план, план ремонтов, создание резервных фондов запасных частей, поставка материалов и планирование потребления услуг в каждом из подразделений регистрируется в документе «Заявка на потребность».

Планируют по номенклатуре с детализацией до отдельных элементов закупки. Номенклатура для планирования при размещении на ЕИС будет использована как предмет закупки. Элементы автоматически заполнятся в спецификацию договора.

Потребности в поставке товаров и услуг распределяются по календарному графику. При распределении по графику программа учитывает необходимое время на конкурсные процедуры.

После регистрации предварительный план закупок попадает в финансовый отдел, где для товаров и услуг устанавливается своя статья затрат. Собранные плановые закупки по статьям, становятся основой для бюджетного планирования. Программа формирует отчеты по планируемым затратам в разрезе каждой статьи.

Сбор потребностей может быть ограничен лимитами по отдельным статьям затрат. Это позволяет еще на этапе регистрации потребностей управлять расходами компании.

Программа использует процедуру согласования документа «Заявка на потребность» после проверки всеми подразделениями. Согласование настраивается под административную структуру компании. История согласования храниться в программе для контроля прохождение документа по всем этапам визирования.

Контрактная служба определяет будущий способ проведения тендера, исходя из своих потребностей. В дальнейшем его можно будет поменять. После формирования итогового плана, изменения возможны только через специальные документы корректировки, которые также публикуются на ЕИС.

Собранные вместе документы по потребностям собираются в итоговый план. При его создании, заявки отдельных подразделений могут быть объединены. Возможно и перенести тендер на более ранний срок, если в это нужно. Итог работы системы планирования — план-график закупок.

План закупок

Программа управление закупками по № 223-ФЗ гибко настраивается, что позволяет отключить этап планирование, если в нем нет необходимости. Это повлияет только на анализ сопоставление плана и факта, но не мешает работе других подсистем.

Оставьте заявку, мы покажем все возможности и предоставим демо версию, чтобы вы оценили на сколько программа вам подходит в базовой поставке.

Мы так же всегда можем обсудить настройку системы под особенности Вашего предприятия.

223-ФЗ простыми словами: часть 2

223-ФЗ простыми словами: часть 2

В этой статье мы продолжаем разбирать 223-ФЗ: рассмотрим способы закупок и основные документы по закупкам.

Способы закупок и их особенности

По 223-ФЗ все способы закупок подразделяются на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки – закупки, участники которых соперничают за право заключить договор с заказчиком на выдвинутых в заявках и предложениях условиях.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Чтобы провести конкурентную закупку, заказчику нужно опубликовать о ней информацию в ЕИС или направить минимум 2 поставщикам приглашения для участия в закрытой процедуре.

Существуют строгие правила для описания объекта конкурентной закупки (ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ):

  1. Необходимо указать потребительские свойства, технические и качественные характеристики, при надобности эксплуатационные характеристики.
  2. В нём не должны содержаться требования, способные неправомерно ограничить конкуренцию, и указания на товарные знаки (ТЗ), фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страны происхождения товаров. Исключение – случаи, когда нет иного способа для более точного описания предмета закупки.
  3. При указании на товарный знак необходимо добавлять в скобках слова «или эквивалент», кроме случаев несовместимости с товарами других ТЗ, техограничений в закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, закупок для исполнения муниципального или государственного контракта и тендеров с указанием конкретных ТЗ по условиям международных договоров.

Неконкурентные тендеры – закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, которые предусмотрены Положением о закупке заказчика. Подобные закупки, как правило, не признают торгами, соответственно, к ним не применяются правила ч. 3 ст. 3 223-ФЗ.

Конкурентные закупки

  1. Конкурс — вид торгов, в процессе которых сопоставляются заявки по критериям, которые заказчик определил заранее. Победит участник с наиболее подходящим предложением. — вид торгов, в котором победит участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого отвечает требованиям заказчика. В ходе торгов участники снижают начальную (максимальную) цену договора (НМЦД) на шаг аукциона (установленная в документации величина). Если цена будет снижена до нуля, в борьбе за право заключить договор победит участник, предложивший наибольшую цену. — вид торгов, победителем которых станет участник с соответствующей требованиям заявкой и наименьшей ценой.
  2. Запрос предложений — вид торгов, в которых победителем становится участник, чья заявка содержит лучшие условия и наиболее полно отвечает всем требованиям заказчика. Здесь участники, в отличие от конкурса, могут при надобности улучшить первоначальные предложения и направить заказчику окончательные.
  3. Законом предусмотрены и иные способы закупок, установленные заказчиком в Положении о закупках и отвечающие указанным выше требованиям (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

В таблице ниже приведены конкурентные способы закупок по 223-ФЗ, их разновидности и сроки размещения информации в Единой информационной системе (ЕИС):

  • открытый
  • в электронной форме
  • закрытый
  • открытый
  • в электронной форме
  • закрытый
  • в электронной форме
  • закрытый
  • в электронной форме
  • закрытый

Определение и состав основных документов в закупках по 223-ФЗ

Положение о закупке

Положение о закупке — главный документ, регламентирующий действия заказчика на всех этапах закупочного процесса от планирования до приёмки товаров, работ, услуг (ТРУ).

Положение о закупке должно включать:

  • основные термины и понятия
  • область применения
  • требования к закупке и её участникам
  • правила определения и обоснования НМЦД
  • формулу расчёта сумм, которые заказчик обязан оплатить по договору поставщику
  • определение и обоснование цены за единицу ТРУ
  • определение максимального значения цены договора
  • порядок подготовки и проведения закупок
  • условия применения конкурентных и неконкурентных способов закупки
  • особенности проведения закупок среди малого и среднего бизнеса (МСП) при предоставлении других преимуществ
  • состав извещения и документации о закупке
  • процесс заключения, исполнения и расторжения договоров
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки

Утверждает положение о закупке высшее руководство организаций-заказчиков. Срок публикации в ЕИС на неопределённый срок — в течение 15 дней с даты утверждения.

Собственники унитарных предприятий и учредители бюджетных организаций могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик не выполнил в течение календарного года гостребования по закупкам у МСП либо указал неверные данные о годовом объёме таких закупок, его положение о закупке с 1 февраля следующего года будет считаться неразмещённым. Заказчик будет обязан руководствоваться нормами 44-ФЗ.

План закупок

Заказчики обязаны опубликовать в ЕИС план закупок на календарный год, который должен включать основные параметры каждой предстоящей закупки.

Правительство РФ устанавливает правила формирования плана закупки и требования к его форме.

План закупок у МСП размещается не менее чем на 3 года, а план закупок лекарственных средств и инновационной и высокотехнологичной продукции – на срок 5-7 лет.

Извещение о закупке и документация к ней

Извещение о закупке — документ, который содержит основную информацию об определённом заказе, краткое описание условий участия в закупке (подробно они описываются в документации).

Документация к закупке – комплект документов, составленный в соответствии с Положением о закупке и содержащий все данные, необходимые для участия в текущей закупке, включая условия договора.

Заказчики должны указать в документации к закупке:

  • предмет закупки, количество товара или объём работ, услуг, кроме случаев, когда невозможно определить объём
  • требования к качеству товаров, к условиям их поставки, техническим и функциональным характеристикам продукции
  • инструкцию по подготовке заявок
  • требования к содержанию, форме, сроку действия заявки на участие в конкурентных закупках
  • требования к описанию поставляемых ТРУ, их количественным и качественным характеристикам
  • адрес, условия, срок либо периоды доставки
  • НМЦД, либо формулу расчёта цены с указанием её максимального значения, либо цену за единицу товара и максимальное значение цены договора
  • условия оплаты за ТРУ
  • порядок представления поставщикам разъяснений по документации о закупке
  • порядок запроса дополнительных документов у участников
  • другие важные условия, указанные в Положении о закупке

При анализе закупки и принятии решения об участии в ней важно внимательно изучить документацию. Рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми требованиями и характеристиками товара, чтобы убедиться, что ваш товар соответствует всем запросам заказчика. Если у вас возникли разногласия или непонятен смысл некоторых положений, запросите у заказчика разъяснение.

Документы, прилагаемые к заявкам участников

Тяжело составить универсальный набор документов для участия в различных тендерах по 223-ФЗ, так как в конкурентных закупках заказчики вправе дополнительно запрашивать у участников документы. При этом необходимо прописать в документации к закупке и Положении о закупке порядок подобных запросов.

Протоколы по закупке

В протоколах фиксируют этапы закупки и её итоги, включая предложение победителя закупки, которое впоследствии вносится в договор.

В ситуации, когда несколько участников предложили одинаковые условия, меньший порядковый номер будет присвоен тому поставщику, который подал заявку ранее.

В итоговом протоколе также указывают:

  • причины, по которым были отклонены те или иные заявки (предложения)
  • итоги оценки заявок и решения комиссии по присвоению баллов
  • причины признания закупки несостоявшейся

Договор с победителем закупки

Договор – соглашение, заключаемое с победителем закупки, в котором указывают объём взаимных обязательств по закупке и поставке ТРУ.

По итогам конкурентных закупок договор можно заключить не раньше 10-ти дней и не позже 20-ти дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола.

Заказчик и поставщик вправе заключать допсоглашения, если это предусмотрено Положением о закупке (о замене товара на улучшенный альтернативный, изменении периодов доставки или других условий договора, расторжении договора и т.д.).

Мы разобрали основные положения 3 и 4 статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла мы рассмотрим особенности закупок в электронной форме, а также закупки определённых категорий товаров и услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *