Какие водители должны проходить послерейсовые медосмотры
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДСМЕННЫХ, ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕСМЕННЫХ,
ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <1>.
<1> Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) (далее — ТК РФ), статья 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 52, ст. 7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами <1>.
<1> Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.
4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения <1>.
<1> Пункт 4 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон).
5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения <1>.
6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов <1>.
<1> Пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.
7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя <1>.
<1> Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, статья 213 ТК РФ.
8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя <1>) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя <1>.
<1> Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.
10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.
11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).
12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.
14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.
15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью <1>.
<1> Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2013, N 27, ст. 3463).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пунктах 16 и 17 имеется в виду подпункт 2 пункта 12 настоящего Порядка, а не подпункт 1 пункта 12.
16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).
19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.
В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Новые правила медосмотров водителей с 1 сентября 2023 года
2023 год выдался невероятно урожайным на изменения требований в области эксплуатации транспорта организациями и ИП. Помимо новых требований к оформлению (формированию) путевых листов, корректировки правил оказания услуг такси, цифровизации договоров перевозки грузов, ряда других новаций, нужно освоить еще и новые требования к медосмотрам водителей транспортных средств, предъявляемые к работодателям с 1 сентября 2023 г. новой редакцией Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) и несколькими новыми подзаконными актами.
Виды медосмотров водителей
Разнообразные виды медосмотров водителей являются частью системы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, ТК РФ (ст. 328) позволяет работодателю (как организации, так и ИП) принять на работу сотрудника, чья трудовая функция будет непосредственно связана с движением транспортных средств только после обязательного предварительного медицинского осмотра. Его цель – определение соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.
Затем – не реже одного раза в два года – лица, работающие в качестве водителей транспортных средств, должны подвергаться так называемым периодическим медосмотрам (п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ) в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
На постоянной основе работодатели обязаны обеспечивать проведение предрейсовых медосмотров. Они осуществляются в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Их должны проходить все водители за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. С 1 сентября 2023 г. соответствующая норма п. 3 ст. 23 Федерального закона №196-ФЗ уточняется и от прохождения предрейсовых медосмотров освобождаются наряду с вышеназванной категорией также водители транспортных средств воинских частей и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба или федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью, за которыми закреплены оперативно-служебные транспортные средства для выполнения служебных обязанностей.
Задача предрейсового медосмотра – выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Минтранс разъяснил, что обязательный предрейсовый медицинский осмотр работнику следует пройти перед рейсом, если его длительность более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).
С 1 сентября текущего года появляется еще один вид медосмотров водителей – обязательные медицинское осмотры, проводимые в течение рабочего дня (смены) (п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2022 № 629-ФЗ)). Несмотря на слово «обязательный» в наименовании нового медосмотра, проводятся они в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства при необходимости по решению работодателя. Цель – выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Таким образом, обязательной процедура будет для работника, если соответствующее решение примет работодатель, который, в свою очередь, может разработать свои правила и принципы, отталкиваясь как от обстоятельств, складывающихся в течение рабочего дня, дальности или сложности рейсов, от визуальной оценки состояния работника, так и от других значимых для работодателя и для безопасности дорожного движения факторов. Медосмотры работников в течение рабочего дня как таковые – это вообще новое слово в охране здоровья граждан. Такой вид узаконен с 1 сентября этого года новой редакцией ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пп. 4.1 п. 2).
Отдельные категории водителей подлежат медосмотру и по окончании рейса. Так называемые послерейсовые медицинские осмотры обязательны в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. При этом не значимо, осуществляется перевозка груза по заказу или для нужд организации. Но пассажирами в данном контексте следует считать только лиц, перевозимых на основании договора перевозки или договора фрахтования (это вытекает из п. 2 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ). Например, водитель директора организации не должен проходить послерейсовый медосмотр, поскольку он не перевозит пассажира, а «осуществляет перемещение лиц, кроме водителя».
Обратите внимание: в п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ относительно всех видов периодических и ежедневных медосмотров рефреном звучит, что им подвержены «лица в течение всего времени работы в качестве водителей транспортных средств». То есть, обязательны они для тех сотрудников, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя либо в должности с иным наименованием, но включающей водительские обязанности (т. е., тех, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией) (см., например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439 отказано в передаче дела № А35-7124/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства), Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019 и др.). К этому правилу не стоит относиться формально, пытаясь увидеть в нем возможность избежать мороки с медосмотрами, оформив водителей ландшафтными дизайнерами или не вступая с ними трудовые отношения: естественно значимы фактические обстоятельства, а не та видимость, которую пытался создать нерадивый наниматель.
Все обязательные медосмотры водителей проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ).
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обязательные предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры, медосмотры в течение рабочего дня (смены) в отношении водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, либо имеющими аналогичную квалификацию штатными медработниками работодателя и строго при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым) (п. 7 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 6 Приложения к Приказу Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н (в период начиная с 01.09.2023), п. 8 Приложения к Приказу Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (в период до 01.09.2023)).
П. 4 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ распространяет требование о прохождении обязательных медицинских осмотров на ИП в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.
Обновленная нормативная база
Давайте обобщим, какими подзаконными актами установлены правила организации и проведения перечисленных нами выше медосмотров водителей с учетом грядущих осенью перемен:
Эти документы определяют требования к организации, проведению каждого из видов обязательных медосмотров, необходимые процедуры, входящие в их состав, правила оформления результатов и передачи их работодателю.
Кроме того, в части, не противоречащей новым НПА, применяется Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».
Новые методы проведения ежедневных медосмотров водителей
С 1 сентября 2023 г. допускается проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров и медосмотров, проводимых в течение рабочего дня (смены) с использованием, как гласит новый абз. 6 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, «медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья». Другими словами, в эту сферу внедряются телемедицинские технологии: медосмотр может проводиться дистанционно без личного взаимодействия водителя с медработником.
Правовую основу для такого широкого шага вперед создал Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Он также вступает в силу с 01.09.2023.
Уже утверждено Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья», которое также заработает с началом осени.
Новые правила налагают серьезные требования как на медицинские организации, так и на работодателей в части идентификации личности работника, защиты его персональных данных, полноты и достоверности передаваемых дистанционно данных и т. д.
Технические решения для такой организации медосмотров имеются: в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано не менее 15 медицинских изделий только отечественного производства, которые способны обеспечить автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников. К таким медицинским изделиям, например, относятся Комплекс аппаратно-программный для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека по ТУ 26.60.12-001- 26540932-2019; Комплекс программно-аппаратный медицинского осмотра «Страж» по ТУ 26.60.12-002-75538036-2019; Автоматизированная система предсменных / предрейсовых (послесменных / послерейсовых) осмотров «АСПО» по ТУ 26.60.12-001-12425058-2018 и др.
Если применение телемедицинских технологий для ежедневных медосмотров водителей вас заинтересовало, не забывайте, что как минимум дважды в год в этом случае в отношении работника в очной форме должны проводиться химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 11 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред., действующей с 01.09.2023), абз. 8 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ (в ред., действующей с 01.09.2023), п. 11 Приложения к приказу Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н).
В то же время отметим, что возможность применения дистанционных медицинских технологий не отменяет традиционных предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров. И только работодателю решать, использовать ли право обращения к телемедицине или дальше действовать по старинке.
Более того, телемедицина неприменима, если речь идет о медосмотрах лиц, занятых на работах, связанных с организованной перевозкой групп детей или перевозкой опасных грузов, а также лиц, занятых на работах, связанных с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 километров и более (абз. 6 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ в новой редакции).
Что еще нас ждет?
В скором времени произойдет замена нормативного акта, регулирующего порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников, включая водителей.
Ожидается, что с 1 марта 2024 г. эти вопросы начнет регулировать новый приказ Минздрава РФ, текст которого в настоящее время вынесен на общественное обсуждение на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (https://regulation.gov.ru, ID проекта — 02/08/07-23/00139809).
В целом, подходы к этим видам медосмотров будущий документ не поменяет, в том числе, например, лица, управляющие наземными транспортными средствами, по-прежнему должны будут проходить периодические медосмотры 1 раз в 2 года, посещая офтальмолога и оториноларинголога. В настоящее время эти правила определяет п. 18 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утв. Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н.
«Такском» предлагает организациям-перевозчикам выбрать оптимальные решения для электронного документооборота и готов оказать экспертную поддержку на пути перехода к обмену электронными документами с контрагентами.
Дистанционные медосмотры и другие изменения в допуске водителей в 2023 году
С 1 сентября 2023 года предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей можно будет проводить дистанционно. С этой даты вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ об изменении Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». А с 1 марта 2023 года появилось требование об отсутствии судимости для работников, занятых перевозкой пассажиров.
Рассказываем, что изменится в правилах проведения медосмотров и допуске водителей в 2023 году.
В этой статье:
- Какие правила действуют до 1 сентября 2023 года
- Кто может проводить медосмотры водителей в течение рабочего дня
- Что такое медицинские изделия для дистанционного медосмотра
- Как будет проводиться дистанционный медосмотр водителей
- Когда нельзя проводить медосмотр дистанционно
- Что еще изменилось в допуске водителей в 2023 году
- Что в итоге
Какие правила действуют до 1 сентября 2023 года
Водители для допуска к грузоперевозкам и перевозкам пассажиров проходят обязательные медосмотры (ст. 23 Закона № 196 ФЗ в ред. ст. 2 Федерального закона 29.12.2022 № 629-ФЗ; п. 1 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.05.2023 № 266н):
- предварительные — перед оформлением на работу;
- периодические — не реже раза в два года;
- предрейсовые — кроме водителей, работающих по вызовам экстренных оперативных служб, а также водителей воинских частей и правоохранительных органов;
- послерейсовые, если работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов;
- медосмотры в течение рабочего дня (смены);
- предсменные;
- послесменные.
Предварительные и периодические медосмотры проводятся в лицензированных медицинских организациях. Их порядок утвержден Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.
Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медосмотры и медосмотры в течение рабочего дня проводятся по правилам в Приказе Минздрава России от 30.05.2023 № 266н. Они распространяются на водителей, работающих по трудовому договору; ИП, занимающихся перевозками лично; физических лиц без статуса ИП, которым дано право работать на легковом такси.
Медосмотры граждан в процессе работы проводятся по алгоритму:
- сбор жалоб;
- визуальный осмотр;
- выявление признаков опьянения;
- измерение температуры, артериального давления и пульса;
- тест на алкоголь алкометром;
- исследование мочи на психоактивные вещества (ПАВ), если есть признаки опьянения, а алкометр показал отрицательный результат.
По результатам медицинский работник выдает медицинское заключение. В бумажном виде его оформляют как записи в журнале регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и журнале регистрации медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Медицинское заключение в электронном виде подписывается усиленной квалифицированной подписью (УКЭП) медработника (п. 20 Порядка № 266н).
С 1 сентября 2023 года разрешено проводить медосмотры водителей очно или дистанционно — при помощи специальных медизделий (п. 1 Порядка № 266н). До этой даты инспекторы надзорных ведомств и суды расценивали использование телемедицинских технологий для этих целей как нарушений требований к перевозкам (Постановление Третьего КСОЮ от 18.09.2020 № 16-2978/20).
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Кто может проводить медосмотры водителей в течение рабочего дня
Работодатель может заключить договор с лицензированной медицинской организацией или оформить себе медлицензию и принять медработника в штат (ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Независимо от того, какой вариант он выберет, привлекаемый им медик должен соответствовать определенным требованиям:
- иметь высшее или среднее профессиональное медицинское образование;
- состоять в штате работодателя или медорганизации, с которой работодатель заключил договор (п. 6 Порядка № 266н).
Если медработник проводит дистанционные медосмотры, то к нему предъявляются дополнительные требования по Постановлению Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 (п. 7-9):
- специалист должен пройти программу повышения квалификации по вопросам проведения медосмотров с использованием автоматизированных медизделий в объеме не менее 36 часов;
- сведения о медработнике должны быть внесены в ЕГИСЗ;
- медику необходима подтвержденная учетная запись на Госуслугах, чтобы проходить аутентификацию перед медосмотром.
Если работодатель привлекает к медосмотрам работников сторонней медицинской организации, рекомендуем указывать все перечисленные требования в договоре с ней.
Что такое медицинские изделия для дистанционного медосмотра
Закон № 323 разрешает применение телемедицинских технологий для оказания медпомощи (п. 10 ст. 10). Это специальные программно-аппаратные комплексы (ПАК), которые обеспечивают:
- информационное взаимодействие медика и пациента, а также медиков между собой;
- идентификацию участников и подтверждение их личности;
- запись действий при консультациях, дистанционных наблюдениях.
Требования к специальным медизделиям приведены в Постановлении № 866 (п. 3). Во-первых, ПАК должны быть зарегистрированы в государственном реестре — это подтверждает безопасность их использования и применимость для целей медосмотров.
Так выглядит запись в реестре медицинских изделий Росздравнадзора
Во-вторых, ПАК должны выполнять необходимые функции:
- точно идентифицировать личность работника, чтобы исключить возможность прохождения медосмотра другим лицом;
- дистанционно передавать информацию о состоянии здоровья водителей и контролировать состояние их здоровья;
- передавать видеоизображение;
- хранить результаты медосмотров не менее 30 дней;
- обеспечить соблюдение требований к обработке персональных данных.
Так может выглядеть медизделие для дистанционного медосмотра водителей. Фото взято из реестра медизделий Росздравнадзора.
Например, ПАК для дистанционных медосмотров может состоять из таких элементов, как:
- ноутбук;
- специальное ПО;
- измерительный комплекс — само устройство для медосмотра;
- манжета для исследования давления;
- набор мундштуков;
- блок питания и кабели;
- инструкция по эксплуатации и (или) руководство пользователя.
В реестре Росздравнадзора зарегистрировано несколько ПАК для дистанционных медосмотров. Работодатели могут выбрать один из них.
Комплексы можно купить в собственность или взять в аренду.
Как будет проводиться дистанционный медосмотр водителей
Алгоритм удаленного освидетельствования работника схож с очным осмотром по Приказу № 266н, но имеет свои особенности (Постановление № 866):
- Перед началом обследования водитель подтверждает свою личность, чтобы исключить прохождение процедуры третьим лицом. Для этого используются его биометрические данные — например, видеоизображение, запись голоса. Если работодатель будет собирать и передавать их через медизделие, то с работника нужно взять письменное согласие (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Идентификацию водителей, которые не состоят в трудовых отношениях, обеспечивает медицинская организация.
- Медик осуществляет визуальный осмотр видимых кожных покровов работника. При помощи ПАК проводится термометрия, измерение давления и пульса, уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе. Все данные передаются автоматически медицинскому работнику. Кроме того, они архивируются и хранятся в памяти устройства.
- По результатам медик составляет электронное медицинское заключение, которое подписывает УКЭП.
Подключите тариф «Кадровая отчётность» в Экстерне
Если вы пользователь Экстерна, то возможности тарифа уже входят в вашу поставку
Водители, которые проходят медосмотры дистанционно, должны не реже двух раз в год направляться на очные химико-токсикологические исследования (ч. 11 ст. 46 Закона № 323-ФЗ в ред. ст. 1 Закона № 629-ФЗ). Это делается, чтобы снизить вероятность допуска к управлению транспортными средствами лиц с химической зависимостью от наркотических и психотропных веществ.
Памятка по требованиям к дистанционным медосмотрам
Медизделия подлежат государственной регистрации в порядке, установленном в РФ или ЕАЭС. Программное обеспечение устройств для удаленного медосмотра включено в Единый реестр российского ПО или Реестр ПО ЕАЭС.
Медизделие должно обеспечивать визуальный осмотр водителя медработником, а также дистанционную передачу информации и возможность формирования электронных путевых листов.
Программно-аппаратный комплекс с входящими в его состав средствами измерений подлежит поверке.
Медицинский работник, проводящий дистанционный медосмотр, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Ему необходимо пройти повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в объеме не менее 36 часов. Подготовка подтверждается удостоверением.
Медработник должен быть зарегистрирован в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Перед осмотром он проходит аутентификацию через Госуслуги.
Медицинский осмотр фиксируется на видео. Записи о проведенных измерениях и их результатах должны храниться не менее 30 дней.
Прохождение дистанционного медосмотра подтверждается медицинским заключением, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью медработника.
Не реже двух раз в год работодатель направляет водителя, проходящего дистанционные медосмотры, на химико-токсикологические исследования. В обязательном порядке выявляется наличие или отсутствие опиатов, каннабиноидов, фенилалкиламинов (амфетамина, метамфетамина), синтетических катинонов, кокаина, метадона, бензодиазепинов, барбитуратов и фенциклидина.
Когда нельзя проводить медосмотр дистанционно
Некоторые водители будут проходить оценку состояния здоровья только очно. Это работники, занятые на перевозках:
- организованных групп детей — например, водители школьных автобусов;
- опасных грузов;
- по междугородним маршрутам дальностью от 300 км.
Для таких работников сохраняется порядок медосмотров по Приказу от 15.12.2014 № 835н.
Что еще изменилось в допуске водителей в 2023 году
С 1 марта 2023 года в Трудовом кодексе появилась статья с новыми требованиями к работникам транспорта (ст. 328.1 ТК РФ). С этой даты работодатель должен при приеме на работу водителя требовать от кандидата справку о наличии (отсутствии) судимости за определенные уголовные преступления — смотрите таблицу.
Правонарушения, при непогашенной судимости за которые сотрудник не допускается до управления транспортным средством
Водители легковых такси
- убийство;
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
- похищение человека;
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- грабеж;
- преступления средней тяжести, тяжелые и особо тяжкие против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;
- разбой
Водители автобусов, трамваев, троллейбусов и подвижного состава внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа
тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества
* Примечание. Для граждан стран-участниц ЕАЭС справку об отсутствии судимости выдает уполномоченный орган государства ЕАЭС. К ней прикладывается нотариальный перевод на русский язык.
Если преступления, указанные в таблице, совершит уже действующий водитель, то работодатель обязан отстранить его от работы при получении сведений от правоохранительных органов (ст. 328.1 ТК РФ). Сотрудник не допускается к управлению транспортом, пока не прекратится производство по уголовному делу, либо до вступления в силу приговора суда. Если водитель осужден, то его увольняют.
До 1 сентября 2023 года водители обязаны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. С теми работниками, кто этого не сделает, трудовой договор расторгается по основанию в п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (ст. 2 Федерального закона от 11.06.2022 № 155-ФЗ).
Справка об отсутствии судимости требуется также для регистрации ИП, которые будут лично осуществлять перевозки. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 № 69 утвержден перечень видов деятельности, при которых ее нужно представить в ФНС. Документ также вступил в силу с 1 марта 2023 года, как и поправки в Трудовой кодекс.
Что в итоге
В 2023 году изменяются правила допуска к управлению автотранспортом и городским электрическим транспортом водителей — работников юрлиц и ИП, самостоятельно осуществляющих перевозки.
С 1 марта 2023 года им нужна справка об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступления, указанные в ст. 328.1 ТК РФ. ИП сдают ее для регистрации. Кандидаты на трудоустройство предъявляют справку при приеме на работу. Действующие работники сдают документ работодателю до 1 сентября 2023 года, или они будут уволены после этой даты по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
С 1 сентября 2023 года разрешаются дистанционные медосмотры водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа. Особенности их проведения утверждены Постановлением Правительства РФ № 866.
Водителям, которые будут проходить медосмотры дистанционно, не реже двух раз в год проводится очное химико-токсикологическое исследование для выявления наличия или отсутствия в организме психотропных и наркотических веществ. Направление будет выдавать работодатель.
Дистанционные медосмотры запрещены при перевозках организованных групп детей, опасных грузов и на международных маршрутах дальностью от 300 км.
Каким компаниям нужен предрейсовый техконтроль транспорта: скачайте образец приказа
Обязательно ли проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства для организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозке, но имеющим на балансе транспортное средство?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Еще не утихли споры о том, нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, как законодатель дает нам новую пищу для размышлений: предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.
Что же это за птица и с чем ее едят?
Кто должен оформлять путевые листы
Начнем с того, что каждая организация, у которой есть на балансе транспортные средства, должна оформлять путевые листы. Эта необходимость никак не связана с тем, оказываете вы услуги по перевозке пассажиров и грузов или нет. Обязанность прямо следует из п.2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).
Напомню, что путевой лист — это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.
Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.
Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.
Новый реквизит путевого листа
26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).
По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.
Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.
Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.
Приказ о предрейсовом техническом контроле
Как же организовать предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
Каких-то специальных требований законодатель нам не установил. Не сказано, кто этим должен заниматься и как. А значит, все отдано на откуп самим организациям.
По моему мнению, вполне хватит приказа по организации в котором будет назначено лицо, ответственное за проведение такого контроля. Хорошо, если это лицо будет обладать соответствующей квалификацией. Если нет, то ничего страшного, потому что напомню, что законодатель не установил по этому поводу никаких требований.
Приказ о предрейсовом техническом контроле можно сделать по такой форме:
Скачать образец приказа о предрейсовом техническом контроле можно тут.
Медицинские осмотры водителей
Примерно аналогичная ситуация складывается и с медицинскими осмотрами.
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.
Предварительные и периодические нас не интересуют, потому что их проведение никак не отражается в путевом листе, а значит, и не влияет на расходы в целях налога на прибыль. А вот на предрейсовых и послерейсовых осмотрах стоит остановится подробнее.
С предрейсовыми осмотрами все просто: их нужно проводить перед каждым рейсом в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. То есть, если вы не водитель скорой, пожарной, полиции т.п., то перед каждым рейсом пройдите медицинский осмотр. Факт этого будет отражен в путевом листе. А вот послерейсовые осмотры проводятся только у тех, чья работа связана с перевозками пассажиров и опасных грузов.
Перечень опасных грузов можно найти в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Также есть отдельные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов на каждом виде транспорта. Конкретно на автомобильном — это «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) , согласно которым перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).
Обращу внимание, что приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» не действует с 29.12.2016 года.
Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.
Согласно, п. 12 ст. 2 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), пассажир — это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. С теми пассажирами, которых перевозит служебный транспорт большинства организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозкам, не заключается ни договор перевозки, ни договор фрахтования. Да и какой может быть договор, если лицо работает в организации и едет по служебным делам? Этот закон явно не подходит.
Вторым документом, который регламентирует понятие пассажир, являются «Правила дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Здесь в п. 1.2 сказано, что пассажир – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Значит, пассажирами будут являться все сотрудники организации, кроме водителя, которые находятся в служебном транспорте. И выходит, что такому транспорту необходимо проходить послерейсовый контроля за техническим состоянием транспортного средства.
Что будет, если не делать?
А что же будет, за несоблюдение требований по прохождению медицинских осмотров и технического контроля?
Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист — это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.
С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).
Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547.