Какие виды коллективных прав и обязанностей зафиксированы в конституции рф
Перейти к содержимому

Какие виды коллективных прав и обязанностей зафиксированы в конституции рф

  • автор:

Состав коллективных прав и обязанностей в Российской Федерации

Наше государство признает коллективные права, большая часть из которых выступает одновременно и в качестве обязанностей. Конституционные положения рассматривает 3 вида коллективных прав и обязанностей:

  1. коллективные права, которые могут одновременно являться индивидуальными;
  2. коллективные права и обязанности, сформулированные в законе вместе с индивидуальными, поэтому имеющие двойственный характер;
  3. собственно коллективные права и обязанности, направленные в адрес групп людей. Их реализация происходит только посредством коллектива.

Примерами коллективных прав, одновременно являющимися в соответствии со своей природой индивидуальными, может быть право на местное самоуправление, безопасную окружающую среду и проведение публичных мероприятий.

Субъективное право, относящееся к местному самоуправлению, может носить двойственную природу. Оно как бы является дополнительным правом отдельных людей и граждан, так и правом коллектива, то есть населения. Граждане индивидуально занимаются осуществлением местного самоуправления с помощью участия в местных референдумах, муниципальных выборах и прочих формах непосредственного изъявления воли.

Все это может осуществляться посредством выборных и иных органов местного самоуправления. Наряду с этим результаты их участия представляют собой коллективную волю населения. Ее позитивная роль выявляется в соответствии с принципом абсолютного или относительного большинства.

Принадлежность права на благоприятную окружающую среду характеризуется тем, что оно может использоваться не только конкретным индивидом, а группой людей, населением, народностями и прочими общностями, которые компактно проживают на определенных территориях или осуществляют трудовую (производственную) деятельность. Социальным общностям, которые формируют коллектив, так же как и отдельным лицам, необходима благоприятная окружающая среда.

Рассмотрение коллективных прав и обязанностей

Право на публичные мероприятия может относиться как к отдельному лицу, так и к партиям, общественным объединениям, другим группам людей, которые объединились для защиты собственных прав и стремятся отстоять собственные интересы. Это можно осуществить с помощью проведения публичных мероприятий в виде демонстраций, митингов, уличных шествий и др.

Регулируя право свободы публичных мероприятий, федеральное законодательство определяет правовое положение коллектива и отдельных лиц.

Одновременно коллективная и индивидуальная обязанность представлена обязанностью осуществлять сохранение природы и окружающей среды, бережного отношения к богатствам природы. Ее можно отнести как к физическим, так и к юридическим лицам, определенным коллективам: органам государственной власти и местного самоуправления, общественным и прочим некоммерческим организациям, учреждениям, производственным бригадам и др.

Законодательное регулирование коллективных обязанностей и прав

Коллективные права человека могут быть оформлены в Конституции РФ и законодательстве в одно время с индивидуальными, что отражает их двойственный характер.

К подобным правам например, можно отнести право на государственную поддержку и защиту семьи (ст. 7, ст. 38). Право на господдержку и защиту семьи представляет собой комплексное право, которое принадлежит одновременно и человеку, и семье в целом. Это его отличает от похожего индивидуального права, которое относится к материнству, отцовству и детству.

К этому же виду прав и обязанностей относится право (обязанность) родителей воспитывать своих детей и заботиться о них (38 статья Конституции РФ). В теории воспитание детей представляет собой в одно время и право, и обязанность. Если исходить из равенства обязанностей и прав родителей в этой области, то семейное законодательство относительно подробно закрепляет права и обязанности родителей, касающиеся воспитания и обучения детей, защиты их прав и интересов. Родители обладают преимущественным правом воспитывать детей в отличие от всех других лиц.

Классическая группа коллективных прав и обязанностей представлена собственно коллективными правами и обязанностями, то есть теми, которые направлены в адрес соответствующих групп (категорий) людей. Их реализация возможна только по причине принадлежности к выбранной категории или группе. В число этих прав Конституция РФ, в частности, включает права национальных меньшинств, национальных этнических групп, коренных малочисленных народов.

Национальные, этнические общности, которые проживают компактно, только выступают как коллектив. Они могут реализовать право национально-культурной автономии, в частности, обладая правом учреждения муниципального образования на национально-этнической основе в законодательно установленном порядке.

ФЗ определяют и другие группы коллективных носителей прав. Это могут быть права беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов и соотечественников, статус которых регулируют специальные Федеральные законы № 4528-1 и 4530-1 «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», ФЗ № 99 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и др.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

В контексте вопроса о важности прав человека особое место занимает категория коллективных прав как прав третьего поколения, на данный момент изученных и описанных неполно, однако заслуживающих внимания ввиду своей бесспорной необходимости. в рамках данной статьи были исследованы природа, особенности и значение коллективных прав в общей системе прав и свобод, а также проведен анализ конституционно-правового закрепления таких прав.

Скачивания

Биографии авторов

Н.А. Богданова — доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Е.М. Грекова магистрант Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова

Коллективные права и обязанности в Российской Федерации

Российская Федерация признает коллективные права, многие из которых выступают одновременно и обязанностями. В Конституции можно обнаружить три типа коллективных прав и обязанностей:

  • 1) коллективные права, которые одновременно являются индивидуальными;
  • 2) коллективные права и обязанности, которые в законодательстве формулируются одновременно с индивидуальными и имеют двойственную природу;
  • 3) собственно коллективные права и обязанности, которые адресованы группе людей и, как правило, могут быть реализованы только коллективно.

В качестве примеров коллективных прав, которые одновременно по своей природе являются индивидуальными, можно привести право на местное самоуправление, благоприятную окружающую среду и публичные мероприятия.

Субъективное право на местное самоуправление носит двойственную природу и является как правом отдельного человека и гражданина, так и правом коллектива – населения. Граждане индивидуально осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. В то же время результаты их участия представлены в виде коллективной воли населения, положительный характер которой выявляется по принципу большинства (абсолютного или относительного).

Право на благоприятную окружающую среду принадлежит не только конкретному индивиду, но и группе людей, населению, народностям и другим общностям, компактно проживающим на определенной территории либо осуществляющим трудовую (производственную) деятельность в определенной территориальной зоне: на поле, на заводе, в степи и т.д. Социальные общности, образующие коллектив, так же как и отдельный индивид, нуждаются в благоприятной окружающей среде.

Право на публичные мероприятия касается как конкретного гражданина, так и партий, общественных объединений, других групп людей, сформировавших общность с целью защиты своих прав и стремящихся отстоять свои интересы, используя публичные мероприятия: демонстрации, митинги, уличные шествия и т.д. Регулируя право на публичные мероприятия, федеральный закон определяет как правовое положение индивида, так и коллективов.

Коллективной и одновременно индивидуальной обязанностью является обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая касается физических и юридических лиц, определенных коллективов: органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, предприятий, производственных бригад и т.д.

Другим видом коллективных прав и обязанностей являются те, которые в Конституции РФ и законодательстве РФ формулируются одновременно с индивидуальными и носят двойственную природу.

К правам такого типа относится, например, право на государственную поддержку и защиту семьи (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Право на государственную поддержку и защиту семьи является комплексным и принадлежит одновременно каждому человеку и семье в целом, что отличает его от аналогичного индивидуального права, относящегося к материнству, отцовству и детству.

К такому же виду прав и обязанностей принадлежит право (обязанность) родителей на воспитание своих детей и заботу о них (ст. 38 Конституции РФ). В теоретическом плане воспитание детей есть одновременно и право, и обязанность. Исходя из равенства нрав и обязанностей родителей в згой сфере СК РФ содержит достаточно подробное закрепление прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей и по защите их прав и интересов. Родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими лицами.

Классическую группу коллективных прав и обязанностей представляют собственно коллективные права и обязанности, т.е. права, которые адресованы определенной группе (категории) людей и могут быть реализованы только в силу принадлежности к данной группе (категории). К ним в Конституции РФ относятся, в частности, права национальных меньшинств, национально-этнических групп, коренных малочисленных народов.

Компактно проживающие национальные (этнические) общности, лишь выступая как коллектив, способны реализовать право на национально-культурную автономию. Они, в частности, вправе учредить муниципальное образование на национально-этнической основе в порядке, определяемом законодательством.

Федеральное законодательство определило и другие категории коллективных носителей прав – права беженцев и вынужденных переселенцев, права соотечественников и мигрантов. Статус указанных лиц регулируется специальными Федеральными законами от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 и 4530-1 "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

ИНСТИТУТ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

Понятие коллективных прав в конституционном праве РФ

В преамбуле нашей действующей Конституции содержится идея приоритета прав и свобод человека, которая настраивает общество на внутренний (гражданский) мир, как бы призывая людей не строить отношения на антагонистической основе. В преамбуле логично отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов, подчеркнута направленность усилий народа на то, чтобы обеспечить благополучие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам мирового сообщества.

Поскольку решающими являются вопросы о сути существующего в данной стране строя, о власти, государстве, политической структуре (организации) общества, собственности, им посвящаются первые разделы или главы конституций. Действующая Конституция РФ 1993 г. отводит указанным выше вопросам главу I — «Основы конституционного строя». Закрепляемые в ней важнейшие черты этого строя — народовластие (народный суверенитет); Российское федеративное государство как организация всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.: РЮИД «Сашко». — 2000. — С.17

Логически следующее место в структуре конституции отводится закреплению статуса личности, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Их расположение именно здесь обусловлено, с одной стороны, тем, что человек, его интересы стоят на первом плане в демократическом обществе и государстве. Но, с другой стороны, раньше основ конституционного строя поставить нормы о статусе личности нельзя, поскольку он обусловлен конституционным строем, на обеспечение интересов человека и гражданина направлены политика государства, система общественно-политических учреждений, допускаемых конституцией (партии, движения и т.д.), форм хозяйствования и собственности, а предоставляемые гражданину права и свободы позволяют ему активно влиять на государственные и общественные процессы. См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.: РЮИД «Сашко». — 2000. — С.17-18

Внутри группы конституционных норм, посвященных правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, их последовательность также зависит от той или иной концепции в отношении статуса личности. Например, по превалировавшей в прежние времена теории личность проявляла себя в трех главных ипостасях: на первом месте это участник осуществления экономической и социальной политики государства, на втором — политический деятель, т.е. участник управления государственными и общественными делами, на третьем — индивид со своими интересами и духовным миром. Соответственно сначала конституция закрепляла социально-экономические права, далее — политические и лишь после этого — личные.

Теперь в основе восприятия статуса личности, а соответственно и его конституционного воплощения лежат другие подходы. На первом плане — человек как индивид, со своей жизнью, неприкосновенностью и свободой, на втором — возможности его участия в общественной жизни и делах государства, на третьем — права, позволяющие ему быть участником экономических процессов. Именно в такой последовательности и расположились в Конституции РФ 1993 г. основные права и свободы человека и гражданина, а затем названы также его права, служащие для защиты остальных прав и свобод, и ряд обязанностей гражданина.

Начнем с классификации прав человека, которая может производиться по различным основаниям. По кругу субъектов-носителей прав в настоящее время выделяются индивидуальные и коллективные (групповые) права. Индивидуальные права — это права отдельно взятого человека и гражданина. Коллективными называются права, принадлежащие и реализуемые совместными действиями людей.

При этом индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но его отличие от коллективного права состоит в том, что оно может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как коллективные права по своей природе осуществлять в индивидуальном порядке невозможно. Например, право на забастовку — это коллективное право, потому что индивидуальная забастовка — это уже не забастовка, а прогул. См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — С.247

В большинстве случаев права, свободы и обязанности человека и гражданина по своему характеру индивидуальны.

Если говорить о коллективных правах, то кроме упомянутого выше права на забастовки, субъектами которого могут быть только трудовые коллективы или профсоюзы, такими правами по природе вещей являются права разного рода меньшинств.

Следует учитывать, что между индивидуальными и коллективными правами порой возникает объективное противоречие. Индивиды, принадлежащие к различным равноправным коллективам или иным общностям, могут встретиться с индивидуально различным объемом возможностей при реализации коллективного права. Например, если в парламенте равноправно представлены два территориальных коллектива, из которых один имеет вдвое больше избирателей, чем другой, то вес голоса каждого избирателя большего коллектива будет вдвое меньше веса голоса избирателя из меньшего коллектива. См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. С.247-248

Эта проблема часто обостряется в конфликтных национальных отношениях. Лидеры национальных движений нередко стремятся поставить права национальной общности над индивидуальными правами человека, что и наблюдается в настоящее время в некоторых постсоветских государствах, например, в Украине.

Практически коллективные права национальных общностей, за приоритет которых они ратуют, они присваивают, прежде всего, себе, осуществляют эти права в своих личных или узкогрупповых интересах от имени соответствующих национальных общностей, порой во вред им. Такая узурпация коллективных прав человека не дает возможности демократическим путем разрешать конфликтные ситуации.

Проблема соотношения индивидуальных и коллективных прав, видимо, не может быть решена однозначно, однако ориентиром должны служить, как представляется, неотчуждаемые индивидуальные права. Не может быть правым тот, кто ущемляет права и свободы другого, во имя чего бы это ни делалось.

Обратим внимание на то, что вопрос о правах определенных коллективов рассматривается иногда достаточно подробно в других отраслях знаний, например, в гражданском праве, но прежде всего с позиций юридического лица. В трудовом праве рассматриваются и права объективно сложившихся (а не специально создаваемых) трудовых коллективов (например, в связи с правом на забастовку), но в ведущей отрасли правовой науки — конституционном праве, которое должно было бы содержать исходные положения, обобщающих исследований нет.

Но в России эта проблема, наверное, даже более актуальна, чем во многих других странах. Ее решение напрямую связано с созданием свободного плюралистического общества, которое часто называют еще не совсем точно гражданским (гражданин — понятие государственное).

В обществе постоянно возникают и исчезают, существуют и действуют самые разные коллективы, разные общности людей. Среди них:

— временные коллективы (например, инициативные группы избирателей, выдвигающие кандидата, или политические демонстрации групп населения):

— постоянные (политические партии и др.);

— сознательно созданные людьми для защиты своих интересов коллективы (например, профсоюзы):

— естественно складывающиеся коллективы, например, различные социальные группы со своими интересами (крестьянство, интеллигенция и др.), объединения, сочетающие несколько признаков (партийно-государственная номенклатура в странах тоталитарного социализма).

Как известно, российское законодательство об общественных объединениях предусматривает пять их видов. Наряду со всеми перечисленными существуют религиозные объединения, акционерные общества и др., не относимые к общественным объединениям. У них тоже могут быть коллективные права, хотя и не всегда конституционного характера.

Как видим, не всякий коллектив может стать субъектом тех или иных конституционных прав. Ясно, например, что ими не могут пользоваться объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и территориальной целостности РФ, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Конституция РФ (12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) ст. 13 В статье 13 Конституции РФ указывается на недопустимость создания общественными объединениями вооруженных формирований. Будучи созданы, они являются неконституционными и не обладают какими-либо правами, хотя могут нести ответственность. Нет сомнения также, что, например, такой коллектив, как банда уголовников, не имеет каких-либо конституционных прав, а право на защиту будет использоваться адвокатами в отношении ее отдельных членов, но не в отношении самой преступной организации.

С конституционными правами незаконной организации (точнее, их отсутствием) вопрос достаточно ясен, хотя и в данном случае можно оспаривать в суде сам факт признания конкретного объединения незаконным, противоречащим Конституции.

Сложнее дело обстоит с некоторыми объединениями, являющимися легальными, но не участвующими в политической деятельности, скажем, с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и т.п., основная цель которых состоит в извлечении прибыли.

Обратим внимание на то, что в конституциях ни одной страны не рассматриваются, в частности, конституционные права акционерных обществ, в отличие, например, от прав политической партии или группы избирателей, выдвигающих кандидатов в представительные органы или на должность президента республики. Однако это не значит, что, скажем, у общества с ограниченной ответственностью таких прав быть не может.

Практически во всех конституциях фигурирует право на объединение, но это право граждан, а не объединений.

Подведем итоги, в конституционном праве коллективными называются права, принадлежащие и реализуемые совместными действиями людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *