Какие нужды из нижеперечисленных относятся к государственным нуждам
Перейти к содержимому

Какие нужды из нижеперечисленных относятся к государственным нуждам

  • автор:

Государственные нужды

«. 1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также — федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также — нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений. «

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Государственные нужды» в других словарях:

Государственные нужды — в РФ определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. См. также: Государственные нужды Кругооборот с включением правительства Бюджетная … Финансовый словарь

Государственные нужды — (англ state needs) в законодательстве РФ потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (см. также Поставка товаров для государственных нужд) … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ — потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (органов государственного управления федерального и регионального уровня) в чем либо и связанные с выполнением этими органами целевых функций и задач, удовлетворяемые за счет… … Война и мир в терминах и определениях

Государственные нужды Московской области — (далее областные нужды) обеспечиваемые за счет средств бюджета Московской области и внебюджетных источников финансирования потребности Московской области в продукции, необходимой для осуществления функций Московской области и выполнения в… … Официальная терминология

государственные нужды — потребности Российской Федерации в работах, услугах, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования, включая государственные внебюджетные фонды Российской… … Строительный словарь

Государственные нужды — (англ state needs) в законодательстве РФ потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (см. также Поставка товаров для государственных нужд) … Большой юридический словарь

Государственные нужды — Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. ст. 525 ГК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Государственные нужды — Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Гражданский… … Словарь юридических понятий

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ — в соответствии с п. 1 ст. 495 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет… … Юридический словарь современного гражданского права

Федеральные государственные нужды — в РФ потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. См. также: Государственные нужды Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Что такое государственные и муниципальные закупки

Как известно, основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. А для того, чтобы получать прибыль необходимо продавать. Не важно, что именно производит Ваша компания — товары, работы, услуги. Главное — это поддержание уровня продаж, позволяющего покрывать затраты и получать прибыль. Низкие продажи способны похоронить любую, даже очень успешную ранее компанию.

Рано или поздно, любая компания или индивидуальный предприниматель сталкиваются с необходимостью расширения рынка сбыта, увеличения объемов продаж, привлечения новых клиентов и партнеров. Для этого существует множество различных способов. Мы рассмотрим только один из них – участие в государственных закупках.

Государственные закупки это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия). Такое определение государственным закупкам дается в Современном экономическом словаре.

Основным законодательным актом, регулирующим государственные закупки в Российской федерации, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 3 указанного Федерального закона определяет понятие заказчика при проведении государственных закупок:

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Попробуем сформулировать то же самое простым понятным языком.

Государственным или Муниципальным заказчиком является юридическое лицо, которое в процессе осуществления закупочной деятельности действует от лица государства или конкретного муниципалитета. К ним относят государственные и муниципальные органы власти и казенные учреждения. Кроме того, при в отдельных случаях размещать госзаказ могут бюджетные учреждения и иные юридические лица, напрямую с государственными и муниципальными органами не связанные. Но при этом, средства на проведение закупочной деятельности должны выделяться напрямую из бюджетного фонда.

Другой стороной при проведении государственных закупок является участник закупки. Обратимся все к той же статье 3 Закона № 44-ФЗ.

Участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Коротко и ясно. Думаю, что никаких комментариев здесь не требуется. Хочу только обратить внимание читателей на то, что данное в Законе № 44-ФЗ определение участника закупки допускает возможность участия в качестве исполнителя государственных или муниципальных контрактов физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Чем определяется важность государственных закупок для экономики страны? В первую очередь, масштабами рынка. Государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. При этом речь идет как о глобальных поставках, например, для нужд обороны, или строительстве крупнейших инфраструктурных объектов, стоимость которых исчисляется десятками и сотнями миллиардов рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка игрушек для детских садов или прокладка водовода в небольшом сельском поселении.

Услуги для поставщиков госзаказа по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг и страхование,

тендерное сопровождение и многое другое

По данным Единой информационной системы в сфере закупок в 2018 году объем государственных и муниципальных закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» составил 8, 381 трлн. рублей. А если принять во внимание закупки государственных корпораций, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (16,928 трлн. рублей), общий объем госзакупок в 2018 году превысил 25,3 трлн. рублей.

Получается, что при общем объеме ВВП России в 2018г. в 103,6 трлн. рублей более 24,4 % произведенных в стране товаров, работ и услуг закупается государством или государственными корпорациями. Впечатляет, не правда ли?

Но привлекательность рынка государственных закупок не только в его гигантских размерах. Любой предприниматель знает, что мало выполнить работу, продать товар или услугу. Надо еще и получить за них оплату. А сделать это не всегда просто. Часто приходится сталкиваться с недобросовестными партнерами и откровенными мошенниками. В условиях тяжелейшего экономического кризиса даже проверенные партнеры не всегда могут рассчитаться за поставленную продукцию из-за финансовых проблем. И наличие судебного решения о взыскании долга в Вашу пользу не гарантирует Вам получение причитающейся оплаты.

Для исполнителей государственных и муниципальных контрактов такие проблемы не являются актуальными. Да, за каждой из государственных закупок стоят конкретные должностные лица, а значит, в отдельных случаях имеют место и личная заинтересованность, и коррупция, и некомпетентность, и многие другие негативные моменты. Но при этом, государство всегда платит по своим долгам. Часто неохотно, не всегда своевременно, но все же платит. И шансы получить оплату с заказчика за добросовестно выполненный государственный или муниципальный контракт всегда намного выше, чем шансы взыскать задолженность с коммерческой организации.
Итак, подведем итоги. В условиях финансового кризиса в стране функционирует огромный платежеспособный рынок по закупке работ, товаров и услуг для нужд государства и государственных корпораций. Рынок не стихийный, а упорядоченный, работающий в соответствии с федеральным законодательством и контролируемый государством, которое взяло на себя обязательство обеспечить равные права всех участников.

Хотите ли Вы расширить свои возможности, приняв участие в государственных закупках, решать Вам. Но даже если эта статья не убедила Вас до конца, почему бы не попробовать!

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Мы делаем Госзакупки доступными!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный )

Какие нужды из нижеперечисленных относятся к государственным нуждам

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также — федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также — нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Государственные нужды: понятие и критерии определения Текст научной статьи по специальности «Право»

Доказывается необходимость при определении государственных нужд указывать на наличие пределов отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам . Таким пределами должны выступать цели формирования заказов во взаимосвязи с задачами, которые призваны решаться путем размещения данных заказов; субъекты, чьи потребности могут служить основой государственного заказа; способы размещения заказов.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Осипова Светлана Борисовна

STATE NEEDS: CONCEPT AND DETERMINATION CRITERIA

The author proves the necessity to point out the criteria according to which the needs may be referred to as state needs . This procedure is obligatory while defining the concept of state needs . Such criteria should be represented by the purposes of orders formation in relation to the tasks which are to be solved by placing these orders; by the subjects whose needs can form the basis of the state order; by the ways of placing orders.

Текст научной работы на тему «Государственные нужды: понятие и критерии определения»

УДК 347.4(470+571) ББК 67.99(2Рос)404.2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ: ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Осипова Светлана Борисовна

Старший преподаватель кафедры предпринимательского права, аспирант Волгоградского института бизнеса osbnet@mail.ru

ул. Качинцев, 63, 400010 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Доказывается необходимость при определении государственных нужд указывать на наличие пределов отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам. Такими пределами должны выступать цели формирования заказов во взаимосвязи с задачами, которые призваны решаться путем размещения данных заказов; субъекты, чьи потребности могут служить основой государственного заказа; способы размещения заказов.

Ключевые слова: государственные нужды, нужды федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, субъекты государственных нужд, бюджетное учреждение, бюджетные средства.

Осуществление внутренних и внешних функций современного российского государства требует вступления в гражданско-правовые отношения, в том числе и посредством размещения государственного заказа. Институт государственного заказа используется для удовлетворения наиболее важных потребностей общества и государства.

Данный институт представляет собой однородные по фактическому содержанию нормы, регулирующие правоотношения, связанные с определением государственных потребностей в товарах, работах, услугах (государственные нужды); формированием заказов на поставку товаров; размещением государственных заказов; заключением и исполнением государственных контрактов на осно-¡12 ве размещенных заказов.

Во внутренней системе норм о государственных закупках усматриваются различные д элементы системы, требующие научного ана-8 лиза. Понятие «государственные нужды» яв-

0 ляется ключевым элементом системы госу-© дарственного заказа.

Государственные нужды отличаются разнообразием и могут включать в себя потребности в материальных и нематериальных благах: движимом и недвижимом имуществе, природных ресурсах, результатах интеллектуальной деятельности, научных исследованиях и экспериментальных разработках, проектных и изыскательских работах, оказании медицинской, юридической и иной помощи, строительстве различных объектов социально-культурного и иного назначения, объектов, необходимых для обороны, создании объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Состав государственных нужд может меняться в зависимости от политических и экономических условий. Тем не менее в любом случае цели формирования государственных заказов носят общественно значимый характер: решение общенациональных вопросов, обеспечение обороноспособности и безопасности государства и т. п.

Для определения понятия государственных нужд необходимы четкие критерии, поскольку государственные заказы связаны с

расходами бюджетных средств. К сожалению, действующее законодательство, как, впрочем, и более ранние законодательные акты, не предлагает четких критериев определения государственных нужд.

Если обратить внимание на нормы ранее действовавшего Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то видно, что под государственными нуждами имелись в виду заказы, необходимые для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, а также реализация межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация либо субъекты Российской Федерации.

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Более ранняя редакция указанного закона не содержала указания на нужды бюджетных учреждений, однако указывала, что государственными нуждами являются потребности, обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами соответствующего публично-правового образования. Это положение активно критиковалось в научной литературе [1] и в последней редакции закона было устранено.

В свою очередь первоначальная редакция ст. 3 Федерального закона о размещении заказов не включала в перечень государственных нужд нужды государственных заказчиков.

Иные принципы использовались при определении государственных нужд в Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Основной акцент был сделан на вопросах решения наиболее важных задач государства: жизнеобеспечение страны; обороны и безопаснос-

ти; реализации федеральных и межгосударственных целевых программ (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»). Помимо этого формулировались цели: создание и поддержание государственных материальных резервов; поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации; обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических обязательств; реализация федеральных целевых программ.

Таким образом, законодатель, формулируя цели и задачи удовлетворения государственных нужд, определял границы возможного использования государственных заказов.

Такие же принципы были заложены при определении государственных нужд в Законе РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». Однако задачи определялись более широко — это решение общенациональных проблем, реализация социально-экономических, оборонных и научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач (ст. 1 указанного закона).

В первоначальной редакции Гражданского кодекса РФ в ст. 525 также содержалось понятие государственных нужд. Среди основных признаков, выделяемых для характеристики государственных нужд, указывалось на наличие потребности Российской Федерации в тех или иных товарах, работах, услугах и обеспечение финансирования из средств бюджетов и внебюджетных источников.

На сформулированные выше признаки государственных нужд указывалось и в других законодательных актах. Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 (ред. от 06.12.2011) «О государственном оборонном заказе» оборонный заказ предусматривает поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества и т. п. Помимо этого закон предусматривает не только цели государственных закупок, но и конкретизирует виды товаров, работ, услуг, которые могут производиться в

целях выполнения оборонного заказа (ст. 2 Федерального закона № 213-Ф3).

В научной литературе также нет единства в определении понятия государственных нужд и выделении критериев отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам.

Так, Л.В. Андреева определяет государственные нужды как «потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий как государства, так и государственных заказчиков» (цит. по: [4]).

П.С. Тарабаев характеризует федеральные государственные нужды как «финансируемые за счет средств федерального бюджета потребности Российской Федерации и государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для реализации государством своей публичной функции, удовлетворяемые, как правило, посредством заключения на основе торгов государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» [5].

А.В. Яровой полагает, что государственные нужды — это «потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, сформированные в процессе планирования финансово-экономической деятельности на определенный в соответствующей целевой программе срок, для осуществления и защиты того или иного государственного (общественного) интереса, обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования» [7].

Как следует из определения, критериями определения государственных нужд выступают наличие специфических источников финансирования, порядок формирования потребности, наличие в основании целевой программы.

Однако анализ научной литературы показывает отсутствие единого перечня критериев отнесения потребностей к государственным нуждам и, как следствие, единого понимания государственных нужд.

Нерешенность указанной проблемы приводит к тому, что суды крайне редко обсуждают вопрос о том, в чьих интересах действовал государственный орган либо бюджетное учреждение, заключая какой-либо договор.

В науке представлены две полярно противоположные точки зрения.

Представители первого направления категорически отрицают возможность разделения субъектов государственных нужд. Так, по мнению Л.В. Андреевой, «государственный аппарат не может иметь собственные интересы, отличающиеся от общегосударственных интересов» [1].

Представитель другой точки зрения В.А. Болдырев указывает, что «в полной мере логично и соответствует духу права понимание под государственными нуждами не только нужд Российской Федерации и ее субъектов, но и нужд государственных заказчиков -государственных органов и бюджетных учреждений» [2].

Следовательно, статус бюджетного учреждения на момент принятия Федерального закона о размещении заказов в действующей редакции достаточно серьезно отличается от статуса бюджетного учреждения, существовавшего ранее, по трем ключевым показателям: бюджетное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность; вправе самостоятельно распоряжаться полученными средствами; несет самостоятельную имущественную ответственность.

При этом статус бюджетного учреждения свидетельствует о том, что бюджетное учреждение может иметь и интересы, и нужды, отличные от государственных. А это, в свою очередь, ставит под сомнение целесообразность отнесения нужд бюджетных учреждений к государственным нуждам.

По нашему мнению, государственные нужды могут быть только у Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но никак не у государственных заказчиков или бюджетных учреждений, являющихся специальными субъектами, действующими для осуществления функций РФ и субъектов РФ при размещении заказов. Безусловно, у органов исполнительной власти, бюджетных учреждений могут возникать собственные потребности в товарах, работах, услугах, и эти потребности могут быть одноименными относительно потребностей публично-правового образования. Однако в этом случае Федеральный закон о размещении заказов применяться не должен. Так как речь идет о гражданском обороте, отношения должны регулироваться гражданским законодательством, которое, к

слову сказать, содержит необходимое количество пределов и ограничений, позволяющих избежать злоупотребления в данной сфере.

В Законе о федеральном бюджете на планируемый период всегда предусматриваются федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и объемы их финансирования из федерального бюджета. В оборонном заказе определяются потребности государства в оборудовании, сырье, других товарах, предназначенных для нужд обороны РФ.

Государственные нужды субъектов Российской Федерации определяются органами государственной власти субъектов РФ. При этом речь идет о продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Таким образом, государственный заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещается лишь тогда, когда на его выполнение выделены в соответствующем бюджете, внебюджетных источниках необходимые финансовые ресурсы и они отражены в Законе о бюджете.

Иски акционеров о признании недействительными сделок, заключенных акционерными обществами, могут быть удовлетворены в случае представления доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов акционера [3].

Конечно, невозможно отразить все государственные потребности в одном законе. Необходимо отметить, что Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [6] сделал попытку конкретизировать потребности РФ, классифицируемые как государственные нужды. Так, в Приложении 18 указываются целевые программы, которые подлежат финансированию, и объем финансирования. Например, на обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)»

должно быть направлено 21 758 522,9 тыс. руб., на федеральную целевую программу «Мировой океан» — 1 283 800,0 тыс. рублей.

Конечно же, расписать все потребности и нужды Российской Федерации в одном законе невозможно, поэтому большинство расходов не расписано, а указано одной строкой. Например, высшее и послевузовское профессиональное образование — 5 413 000,7 тыс. руб., или иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд — 2 537 800,0 тыс. рублей.

Соответственно, чтобы исполнители закона могли четко исполнить его указания, им нужны правовые ориентиры, коими в нашем случае являются цели и задачи осуществления закупок. При этом мы не выступаем сторонниками установления закрытого перечня государственных потребностей. Общество постоянно развивается, у него меняются потребности, и установление четкого перечня невозможно.

Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы.

В настоящее время категория «государственные нужды» включает слишком широкую сферу правоотношений с участием не только государственных органов, но и любых иных получателей бюджетных средств. Полагаем, что такой подход противоречит основной цели госзаказов — исполнению наиболее важных государственных функций. Отсутствие учета целевой направленности осуществляемых расходов получателями бюджетных средств представляется неоправданным и создает возможность коррупции в данной сфере в силу невозможности осуществления контроля за расходами всех получателей указанных средств.

Полагаем, что перечень государственных нужд должен быть привязан к целевой направленности поставок продукции, производства работ, оказания услуг. Цель любого государства — это создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ); защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов субъектов, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Обращаем внимание, что мы сознательно отказались от цели, указанной в Законе о размещении заказов: исполнения функций государства. Исполнение функций — это не цель, а

средство достижения цели. В противном случае исполнение функций государства становится самоцелью.

В свою очередь обозначенные цели должны быть конкретизированы за счет формулирования задач государственных закупок. К таким задачам необходимо относить: создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации; поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства; обеспечение исполнения международных обязательств Российской Федерации; реализация федеральных целевых программ (социально-экономических, научно-технических, природоохранных и других).

Таким образом, при определении государственных нужд следует указывать на наличие пределов отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам. Такими пределами должны выступать цели формирования заказов во взаимосвязи с задачами, которые призваны решаться путем размещения данных заказов; субъекты, чьи потребности могут служить основой государственного заказа; способы размещения заказов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Андреева, Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование / Л. В. Андреева. — М. : Волтерс Клувер, 2009. — 296 с.

2. Болдырев, В. А. Юридические лица — несобственники в системе субъектов гражданского права / В. А. Болдырев. — Омск : Омская академия МВД России, 2010. — 340 с.

3. Иншакова, А. О. К вопросу о применении обеспечительных мер по корпоративным спорам в свете реформирования антирейдерского законодательства / А. О. Иншакова // Законы России. — 2010.-№ 7. — С. 38-43.

4. Кайль, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / А. Н. Кайль. — Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс», 2008.

5. Тарабаев, П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд : дис. . канд. юрид. наук / Тарабаев Павел Сергеевич. — Екатеринбург, 2008. -180 с.

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30 ноября 2011 г. № 371-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 2011. — 5 дек. — № 49 (ч. 4), ст. 7049.

7. Яровой, А. В. Поставка товаров для государственных нужд : дис. . канд. юрид. наук / Яровой Александр Валерьевич. — Екатеринбург, 2005. — 202 с.

1. Andreeva L.V. Zakupki tovarov dlya federalnykh gosudarstvennykh nuzhd: pravovoe regulirovanie [Purchases of Goods for the Federal Government Needs: Legal Regulation]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2009. 296 p.

2. Boldyrev V.A. Yuridicheskie litsa -nesobstvenniki v sisteme subyektov grazhdanskogo prava [Legal Entities — Non-Owners in the System of Civil Law]. Omsk, Omskaya akademiya MVD Rossii, 2010. 340 p.

3. Inshakova A.O. K voprosu o primenenii obespechitelnykh mer po korporativnym sporam v svete reformirovaniya antireyderskogo zakonodatelstva [On the Issue of Applying the Ensuring Measures on Corporate Disputes in the Context of Anti-Raider Legislation Reformation]. ZakonyRossii, 2010, no. 7, pp. 38-43.

4. Kayl A.N. Kommentariy k Federalnomu zakonu от 21 iyulya 2005 g. № 94-FZ "O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd" (postateynyy) [Commentary to the Federal Law of July 21, 2005 no. 94-FL "On Placing Orders for Goods, Works and Services for State and Municipal Needs" (Itemized)]. Access From Reference Legal System "KonsultantPlyus", 2008.

5. Tarabaev P.S. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie postavki tovarov dlya federalnykh gosudarstvennykh nuzhd: dis. . kand. yurid. nauk [Civil Legal Regulation of Goods Supply for the Federal State Needs. Cand. jurid. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2008. 180 p.

6. Federalnyy zakon "O federalnom byudzhete na 2012 god i na planovyy period 2013 i 2014 godov" ot 30 noyabrya 2011 № 371-FZ [The Federal Law "On the Federal Budget for 2012 and the Plan Period of 2013-2014" ofNovember 30, 2011 no. 371-FL]. Sobranie zakonodatelstva RF, 2011, Dec. 5, no. 49 (part 4), art. 7049.

7. Yarovoy A.V. Postavka tovarov dlya gosudarstvennykh nuzhd: dis. . kand. yurid. nauk [Supply of Goods for State Needs. Cand. jurid. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2005. 202 p.

STATE NEEDS: CONCEPT AND DETERMINATION CRITERIA

Osipova Svetlana Borisovna

Senior Lecturer, Postgraduate Student, Department of Business Law,

Volgograd Institute of Business

Kachintsev St., 63, 400010 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The author proves the necessity to point out the criteria according to which the needs may be referred to as state needs. This procedure is obligatory while defining the concept of state needs. Such criteria should be represented by the purposes of orders formation in relation to the tasks which are to be solved by placing these orders; by the subjects whose needs can form the basis of the state order; by the ways of placing orders.

Key words: state needs, needs of federal budgetary institutions and budgetary institutions of the Russian Federation, subjects of state needs, budgetary institution, budget funds.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *