Как называется незаконная вырубка деревьев и кустарников
УК РФ Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 260 УК РФ
1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 13.07.2015 N 267-ФЗ)
Как проверить законность вырубки деревьев
Даже в крупных городах обычно достаточно много зелени, и в парках, и во дворах, и вдоль улиц. Так как место для них ограничено, а урбанистический пейзаж имеет множество особенностей (например, коммуникации, проложенные между домами), все посадки и вырубка строго регламентируются. На основании чего можно уничтожать деревья и кусты в городе и как проконтролировать этот процесс? К нам обратилась с таким вопросом жительница столицы, недовольная тем, что в ее дворе вырубили вполне жизнеспособное дерево. На вопросы о регулировании зеленых насаждений в городах ответят наши эксперты.
По каким причинам производится вырубка деревьев
Есть несколько причин и поводов, по которым в городах могут вырубать деревья и крупные кусты. Вот основные из них:
- Санитарные вырубки — нужны в тех случаях, когда деревья начинают сохнуть или слишком сильно разрастаются, в результате чего ветки начинают надламываться.
- Устранение затенения жилых и нежилых помещений — когда становится понятно, что растущее дерево препятствует тому, чтобы в дом попадал солнечный свет.
- В ходе строительства. При возведении новых зданий и реконструкции старых может потребоваться убрать деревья, которые растут на предназначенной для жилья территории.
- Устранение опасных, чрезвычайных ситуаций, аварий.
На практике, если рядом с домом не планируются ремонтные или строительные работы, а деревья никому не мешают, срубать что-либо могут по той причине, что дерево уже старое и становится опасным для людей, зданий и машин. Но руководствоваться только своими представлениями ни коммунальные, ни аварийные службы, ни жильцы не могут: для того, чтобы срубить дерево, нужно разрешение.
Какие документы подтверждают легальность вырубки
Устранение деревьев производится на основании так называемого порубочного билета. В Москве, например, его выдает Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Этот документ нужен почти всегда. Важно! Но есть ситуации, в которых деревья могут срубать без порубочного билета:
- Если дерево находится на участке, предназначенном для капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства. В этом случае руководствуются проектной документацией, в ней должно быть указано согласованное решение о вырубке дерева.
- Если дерево растет на территории, специально отведенной для разведения и поддержания зеленых насаждений — в парках, лесных массивах, и так далее. Тут решение о вырубке принимает организация, которой принадлежит территория и которая за нее отвечает.
- Если дерево растет в полосе отвода железнодорожных путей.
- Если выявлены нарушения высадки зеленых насаждений. В этом случае деревья могут вырубать, потому что небезопасно оставлять их рядом со зданиями, коммуникациями, другими объектами. Решение об этом принимает Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
По каким правилам производится вырубка
Просто прийти и срубить дерево не разрешается, нужна подготовительная работа. В частности:
- Деревья, предназначенные для вырубки, помечаются красным цветом.
- Разметку производят заказчик и исполнитель в соответствии с дендропланом.
- За 10 дней до вырубки рядом с деревьями должны быть установлены информационные щиты.
- Все побочные работы (корчевание, убирание стволов и веток) должны производиться по мере вырубки.
- Порубочные остатки вывозят и утилизируют исполнители.
Как проверить законность вырубки
Если вы видите, что рядом с вашим домом или в другом месте города рубят деревья, и при этом не уверены, что эти работы ведутся законно, нужно узнать, выдавался ли порубочный билет на эту вырубку. Исполнители не обязаны показывать вам его по запросу, но каждый гражданин может запросить эту информацию у ответственных организаций.
В Москве, например, можно обратиться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды, а также на горячую линию по телефону +7 (495) 777-77-77. В других городах есть свои контактные данные, их можно найти в интернете. Также, если речь идет о дворе, можно обращаться в управляющую компанию, которая отвечает за благоустройство этой территории. Контакты, актуальные для каждого региона, можно найти в интернете или уточнить в УК или в местной администрации.
Штрафы за незаконную вырубку деревьев и кустов
За незаконную вырубку лесных насаждений в федеральном КоАП предусмотрены штрафы (ст. 8.28):
- От 3000 до 4000 рублей для физических лиц;
- От 20 000 до 40 000 рублей для должностных лиц;
- От 200 000 до 300 000 рублей для юридических лиц.
Региональным законодательством могут быть предусмотрены меры ответственности за незаконное уничтожение зеленых насаждений. Так, в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях содержатся следующие штрафные санкции (ст. 4.19):
- на граждан в размере от 4 000 до 4 500 рублей;
- на должностных лиц – 50 000 рублей;
- на юридических лиц – 300 000 рублей.
В случае особо злостных нарушений возможна и уголовная ответственность. Поэтому есть смысл жаловаться, если вы видите самовольную вырубку (или считаете, что она самовольная) — виновного накажут, а ущерб, нанесенный городу, восстановят, посадив новые деревья и кустарники.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Какие деревья можно пилить без разрешения: что надо знать, чтобы не нарушить закон
Не каждый хозяин земельного надела знает, что вырубить сухое или гнилое дерево на собственном участке можно лишь при наличии выданного государством разрешения. Чтобы не совершить экологическое преступление, стоит разобраться, какие деревья можно пилить без разрешения, а для каких нужно оформлять соответствующий документ, подтвержденный экспертизой и актом обследования. Разбираемся, какие ограничения на зачистку частной территории существуют в законодательстве, и как поступать с разными растениями.
Законы и граждане: кем регламентируется вырубка
Вопросы, касающиеся рубки насаждений, находятся в ведении Земельного законодательства. Свод законов содержит правила, регулирующие управление земельными ресурсами государства; к ним относят и территории частных землевладений. Конкретные вопросы находятся в ведении следующих законов:
- Земельный кодекс (ЗК). Закрепляет за собственником земельного надела право срубать ставшие ненужными растения (неважно, выросли они сами или были посажены); право закреплено в п. 2, ч. 2, ст. 40.
- Гражданский кодекс РФ (ГК). Он солидарен с Земельным кодексом, фиксируя это положение в гл. 17, ст. 261. В ГК регулируются спорные случаи, когда непонятно, на чьем наделе растет дерево, попадающее под спил. По законодательству проводят процедуру уточнения границы между наделами (межевание).
- Лесной кодекс (ЛК). В ст. 6 сообщается, что лесные угодья могут причисляться к землям разных категорий. В ст. 16 указано, что существуют исключения, когда рубить дерево нельзя (даже если оно выросло на даче). Ситуация наступает, если земля причислена к Лесному фонду (обычно она принадлежит населенному пункту).
По закону, вы, являясь собственником конкретного надела, можете распоряжаться всем, что находится в его границах. Но это утверждение справедливо только, если дополнительные нормативные акты не предусматривают какую-то более специфическую ситуацию (в Лесном кодексе или в Законе РФ «О недрах»).
Кому дадут разрешение на вырубку/спил
Независимо от того, какие деревья можно пилить без разрешения возле дома, существует вопрос права проводить подобную санитарную операцию. Объекты, находящиеся на частном наделе, дом, гараж или сад считаются равноценным (по отношению к закону) недвижимым имуществом.
В статье 209.1 Гражданского Кодекса РФ указывается, что распоряжаться земельным наделом и его составляющими имеет право лишь собственник. Следовательно, только у него имеется возможность запросить разрешение на прореживание растительных насаждений. Но даже у хозяина надела возможности могут ограничиваться. Это связано с следующими обстоятельствами:
- Особенности деревьев: порода, возраст, состояние.
- Категория земли (например, участок относится к Лесному фонду). Насаждениям присваивается определенный статус, влияющий на использование.
Невозможно получить документ на спил или рубку, если проблемное дерево находится на соседском участке (даже если от него реальные проблемы, например, сильное затенение). Исключением может стать опасное, аварийное дерево, которое при падении способно нанести вред людям, постройкам, транспорту, объектам инфраструктуры (например, проводам электросети).
Состояние растений на частной территории контролирует собственник, что логично: если дерево рухнет, ему придется возмещать ущерб третьим лицам. Право инициировать спил проблемного растения есть у представителя местной власти, но и тогда он будет вынужден принимать во внимание мнение землевладельца.
Перед тем, как спилить дерево на своем участке, хозяин должен провести осмотр деревьев. За разрешением может обратиться посторонний человек (не владелец) только, если у него есть доверенность от собственника. Поэтому вы не можете запросить разрешение на вырубку расположенного за соседским забором дерева, даже если оно приносит большие неудобства.
Какие инстанции помогут решить вопрос
Регулировка вопросов, касающихся вырубки древесных и кустарниковых форм (включая погибшие и поврежденные растения), осуществляется с опорой на законы, приказы и постановления федерального и местного уровня. На местном уровне (в городах, поселках) правила могут касаться благоустройства или прописывать порядок рубки (спиливания).
Оформлением разрешения (часто к нему прилагается список организаций, оказывающих подобные услуги) занимаются следующие органы власти:
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
- В некоторых случаях – Департамент жилищно-коммунального хозяйства.
- Отдел защиты природы (экологической безопасности) при городской администрации.
- Служба «Единого окна» упростит оформление; чтобы сэкономить время и нервы; надо лишь собрать необходимые документы.
Что можно рубить, не опасаясь последствий
Существует возможность рубки деревьев на собственном участке без оформления разрешительных документов. Вы сможете избавиться от потерявших ценность растений, если выполните следующие условия:
- Единовременно можно спилить одно-два растения, при условии, что окружающие отреагируют позитивно (особенно важно мнение соседей и активистов-экологов).
- Важно, чтобы деревья и кустарники были не старше определенного возраста, не принадлежали к редким или ценным породам (предел зависит от вида и места произрастания). То есть, вырубка некоторых невысоких плодовых деревьев не требует оформления в органах власти.
- Участок расположен далеко от леса (и, тем более, не соседствует с ним).
- Участок находится вне зоны обитания представителей фауны, включенных в Красную книгу. Правило распространяется на птиц и животных, относящихся к вымирающим видам.
- Владелец должен составить план по восстановлению ущерба природной среде.
В случае, если эти условия не выполнимы (хотя бы в одном пункте) владелец обезопасит свои действия, если отправится за разрешительным документом.
В Приказе ФАЛХ (Федерального агентства лесного хозяйства) №513 перечисляются виды деревьев (50 позиций) и кустарников (6 наименований), которые нельзя использовать для заготовки древесины. К редким и ценным относятся следующие растения:
- Плодовые породы: абрикос, вишня, груша, яблоня (все породы), хурма, шелковица.
- Орех грецкий, маньчжурский, лещина.
- Береза (в том числе карельская, Шмидта).
- Хвойные, например: сосна густоцветная, ель Глена, можжевельник высокий, пихта цельнолистная (маньчжурская), самшит (все виды).
- Специфические лиственные: дуб зубчатый, рябина ольхолистная. Редкие (эндемики): клен японский, липа Максимовича.
- В число кустарников входит, например, жимолость Толмачева, калина Райта, падуб Сугероки.
Для собственника участка, раздумывающего, можно ли рубить деревья на своем участке, путаницу усиливает отсутствие единого документа, регламентирующего возможности хозяина в прореживании. Все растения, кроме садовых сортов, относятся к лесным. Они попадают под ответственность Лесного кодекса, даже если произрастают вне зоны лесного фонда.
Сложно обзавестись разрешением на спил больших, отдельно стоящих деревьев. Исполины нередко наносятся на крупномасштабные карты, их используют в качестве ориентира небольшие самолеты. Попытка избавиться от крупного дерева незаметно – плохая затея. Государственные службы легко докажут факт его существования, основываясь на данных аэрофотосъемки (на снимках видны отдельные крупные растения) и показаниях соседей.
Когда без разрешения не обойтись
Уточнить, какие деревья можно пилить без разрешения на своем участке, однозначно не получится – слишком много вводных. Услуга (а, значит, и вид документа) может принимать различный вид в зависимости от следующих обстоятельств:
- Статус человека, заказывающего разрешение. Им может стать владелец надела, жилец или гражданин, арендующий землю. Право на разрешение имеется у представителя службы, занимающейся обрезкой или вырубкой.
- Вид услуги. Кроме собственно разрешения, дающего право на рубку или спил, может потребоваться порубочный билет (документ, дающий возможность вырубать или пересаживать деревья, например, на муниципальных делянках).
- Имеет значение причина обращения – мешают ветки, дерево стало опасным или засохло.
К частым причинам относятся следующие ситуации:
- Дерево расположено на прилегающей к наделу собственника территории, принадлежащей лесному фонду или, например, муниципалитету. Если вам нужно проложить коммуникации, а растение мешает, за разрешением надо отправиться в местные органы самоуправления, предварительно проведя межевание.
- Вы стали владельцем делянки, на которой растет много деревьев, площадь заросла кустарником. Чтобы построить дом или разбить огород, часть надела придется освободить, для чего надо сотрудничать с местными органами самоуправления.
Иногда нужно спилить крупные деревья (например, сосны), отмеченные на генплане. Кроме убедительной причины (обоснования необходимости), изложенной в заявлении, владелец надела должен представить сопроводительные документы. К ним, кроме паспорта, относится схема с относительным расположением деревьев, выписка из ЕГРН, а также договор с подрядчиком, который возьмется за вырубку. На рассмотрение заявления отводится определенный срок (обычно месяц).
Как частному лицу получить разрешение: порядок действий
Если хозяин принял решение спилить дерево на своем участке по закону, порядок оформления имеет следующий вид:
- Путь гражданина лежит в местную администрацию или муниципалитет. Что касается Москвы, то в столице этим занимается Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
- Владелец проводит межевание и отправляет запрос. В заявлении указывается назначение земельной делянки, ее координаты, описываются особенности дерева: вид, возраст, размер, место роста (на участке). Необходимо привести причину, по которой дерево мешает или остается потенциально опасным.
- Непременно прилагаются документы о праве собственности; подойдет выписка из ЕГРН.
- Чаще всего проводится экспертиза (согласие с оплатой экспертизы указывается в заявлении). Специалисты обследуют растение, чтобы определить его состояние, толщину, вид. Обследование проводится за счет заявителя.
- Если дерево не является ценным видом, а его габариты и возраст не достигли граничных параметров, то оформлять разрешение не надо. Хозяину выдадут уведомление о том, что разрешительный документ не требуется.
- По итогам экспертизы составляют акт. В документе перечисляются деревья, которые подлежат вырубке, а которые трогать нельзя, прописывается план озеленения. Также владелец вносит в казну компенсационную выплату (проведение экспертизы, экологический сбор), размер которой определяется объемом предстоящих работ.
- Департамент принимает окончательное решение, руководствуясь данными акта. Оно будет положительным, если растение действительно предоставляет опасность или мешает.
- Разрешение содержит адрес и координаты земельного надела. Также в нем помечается место произрастания дерева (по отношению к другим растениям).
Как правило, разрешение не нужно, если проблема касается плодовых растений возрастом 30-50 лет (относится и к гибридам). Если растение входит в список ценных, необходимо оценить величину исходящей от него угрозы, а также размер компенсации для восстановления природного ландшафта.
С большой долей вероятности, если спилу подвергаются несколько растений, потребуется оформление порубочного билета. Когда разрешение получено, хозяину предстоит: договориться с частником или компанией, которая выполнит работу. Нередко подобные профильные предприятия помогают с оформлением нужных документов (за небольшую доплату).
Видео описание
О вырубке леса на загородном участке в следующем видео:
Об ответственности
Хозяин, решивший, что можно рубить деревья на своем земельном участке без оформления разрешительных документов, рискует очутиться в неприятной ситуации. Закон трактует подобное действие как правонарушение, и после его выявления наступает ответственность.
Какой она будет, административной или уголовной, в основном зависит от размера ущерба, причиненного природе. Наказание в виде штрафа для граждан не превышает 3-4 тыс. рублей, но, если применялась спецтехника, ее, вместе с древесиной, конфисковывают. Более серьезная ответственность наступает, если незаконно вырубался лес. Штраф возрастает до 100-500 тыс. рублей и дополняется работами исправительного или принудительного характера на разные сроки, а иногда и заключением на 1-2 года.
Видео описание
О возможности спилить дерево в следующем видео:
Коротко о главном
Произведенная без разрешения вырубка деревьев на собственном участке является экологическим преступлением. Поэтому более продуктивным решением будет оформление разрешения.
Законы, регулирующие вопросы вырубки (включая санитарную), издаются местными органами самоуправления; проверкой и подготовкой документов занимаются они же. В отдельных случаях (участок входит в лесной фонд) деревья обладают другим статусом, и разрешение оформляется соответствующими организациями.
Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений в 2023 году
1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.
Комментарии к ст. 260 УК РФ
1. Рассматриваемое преступление является достаточно распространенным, в некоторые годы составляет до трети всех регистрируемых экологических преступлений, характеризуется высокой латентностью. Его общественная опасность заключается в том, что вред причиняется в первую очередь лесам, имеющим большое народно хозяйственное значение, играющим важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся «легкими» планеты.
2. Объект преступления — общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.
Предметом преступления являются лесные насаждения, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14).
Не являются предметом рассматриваемого преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
3. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать не по ст. 260, а как хищение чужого имущества.
4. Согласно Лесному кодексу РФ лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 Лесного кодекса РФ).
С учетом особенностей правового режима защитных лесов выделяются следующие их категории:
а) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
б) леса, расположенные в водоохранных зонах;
в) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в 1, 2 и 3 зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценные леса; государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры). К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Эксплуатационными признаются леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения их полезных функций. Отнесение лесов к эксплуатационным и установление их границ осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Резервными считаются леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
Запрещенными к порубке являются деревья, кустарники и лианы, относящиеся к редким и исчезающим видам и занесенные в Красные книги Российской Федерации или ее субъектов. Согласно Перечню видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 271 , запрещена рубка 50 видов (пород) деревьев (береза карельская, береза Максимовича, береза Радде, береза Шмидта, дзельква, дуб зубчатый, дуб курчавый, каштан посевной и др.) и 6 видов кустарников (жимолость Толмачева, калина Райта, клекачка колхидская, клекачка перистая, падуб Сугероки, экзохорда пильчатолистная).
СЗ РФ. 2007. N 13.
5. С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.
Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданным с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете или ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными правовыми актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14).
Повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и пр.) и т.д., которое нарушает способность деревьев, кустарников и лиан к продолжению роста. Оно может быть при наезде транспортным средством на насаждения, рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок и складов, возведении хозяйственных сооружений и т.п.
6. Состав рассматриваемого преступления формальный, преступление считается оконченным с момента: а) порубки, т.е. полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня; б) повреждения их до степени прекращения роста (гибели). Представляется ошибочным отнесение рассматриваемого состава преступления к числу материальных . В статье 260 значительный размер характеризует деяние, а не последствие преступления.
Например: Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф.
Побегайло. М., 2001. С. 651 и др.
7. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5000 руб. (см. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 ).
СЗ РФ. 2007. N 20.
8. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины (умысел — прямой). Мотивы преступления для квалификации значения не имеют, но, как правило, преобладают корыстные, что необходимо учитывать при определении вида и размера наказания.
9. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.
10. От административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.28 КоАП РФ, рассматриваемое преступление в основном отличается тем, что: а) объективная сторона административно-правового деликта сформулирована шире, в нее в качестве самостоятельного деяния также включено выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках или на плантациях; б) для наступления административной ответственности не требуется совершение деяния в значительном размере.
11. Квалифицирующими признаками являются: а) совершение рассматриваемого преступления группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере.
Понятие «группа лиц» необходимо определять с учетом положений ст. 35 УК.
О содержании признака «лицом с использованием своего служебного положения» см. комментарий к ст. 256.
Преступление признается совершенным в крупном размере, если исчисленный по соответствующим таксам ущерб превышает 50 тыс. руб.
Уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 при незаконной рубке или повреждении лесных насаждений либо не отнесенных к ним деревьев, кустарников или лиан, совершенных в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой см. комментарий к ст. 35.
Особо крупным размером признается ущерб, превышающий 150 тыс. руб.
Незаконная рубка лесных насаждений согласно статье 260 УК РФ: проблемы и пути решения
В последние десятилетия проблема незаконной рубки лесных насаждений стала актуальной в России. Нарушение лесного законодательства имеет серьезные негативные последствия для окружающей среды, биоразнообразия и экономического развития. Настоящая статья посвящена анализу статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), которая регулирует уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.
В статье будут рассмотрены основные аспекты данного преступления, проблемы его пресечения и возможные пути решения.
незаконная рубка
лесные насаждения
нарушение лесного законодательства
Петухова Екатерина Сергеевна
Юриспруденция
Научные высказывания № 10 ( 34 ), май 2023
Поделиться
Кол-во просмотров
Петухова Е. С. Незаконная рубка лесных насаждений согласно статье 260 УК РФ: проблемы и пути решения // Научные высказывания. 2023. №10 (34). С. 55-57. URL: https://nvjournal.ru/article/Nezakonnaja_rubka_lesnyh_nasazhdenij_soglasno_state_260_UK_RF_problemy_i_puti_reshenija
Понятие и элементы преступления незаконной рубки лесных насаждений
Прежде чем перейти к анализу статьи 260 УК РФ, необходимо определить понятие и элементы данного преступления. Незаконная рубка лесных насаждений является противоправным уничтожением или повреждением древесных растений, проводимым без необходимого разрешения или в нарушение установленных правил и требований [1]. Элементы преступления включают действие (рубку лесных насаждений), прямой умысел или неосторожность, отсутствие разрешения или нарушение установленных правил [2].
Уголовная ответственность по статье 260 УК РФ Статья 260
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Лица, совершившие данное преступление, подлежат уголовному наказанию в виде штрафа или лишения свободы сроком до пяти лет [3]. Уровень наказания может зависеть от степени ущерба, масштабов преступления, повторности и других обстоятельств [4].
Проблемы пресечения незаконной рубки лесных насаждений
Незаконная рубка лесных насаждений остается серьезной проблемой, требующей активного вмешательства правоохранительных органов и общественного сознания. Одной из основных проблем является недостаточная эффективность пресечения и преследования лиц, совершающих незаконную рубку лесных насаждений. Нередко преступления остаются нераскрытыми из-за недостатка ресурсов и квалифицированных кадров в правоохранительных органах, а также слабой сотрудничества с другими ведомствами, отвечающими за охрану природы и окружающей среды.
Другой проблемой является коррупция и непрозрачность в отношении выдачи разрешений на рубку лесных насаждений. Неконтролируемые схемы и сделки, основанные на взятках и злоупотреблении должностным положением, способствуют распространению незаконной рубки и подрывают эффективность мер по ее пресечению.
Также следует отметить сложности в обнаружении незаконной рубки лесных насаждений из-за больших территорий, на которых расположены лесные массивы, и ограниченных ресурсов для наблюдения и контроля. Недостаточное использование современных технологий, таких как спутниковая съемка и дистанционное зондирование, ограничивает возможности оперативного выявления преступлений.
Пути решения проблемы незаконной рубки лесных насаждений
Для более эффективного пресечения незаконной рубки лесных насаждений необходимо принять ряд мер [4]:
- Усиление правового регулирования и повышение уровня ответственности. Следует пересмотреть санкции, предусмотренные статьей 260 УК РФ, с целью ужесточения наказания для лиц, совершающих незаконную рубку лесных насаждений. Кроме того, важно улучшить прозрачность процедуры выдачи разрешений на рубку, предотвращая коррупцию и злоупотребление [6].
- Развитие сотрудничества и координации между различными ведомствами. Необходимо укрепить сотрудничество между правоохранительными органами, органами государственного управления, лесохозяйственными организациями, экологическими организациями и другими заинтересованными сторонами. Это позволит обменять информацией, определить приоритеты и координировать усилия в борьбе с незаконной рубкой лесных насаждений.
- Внедрение современных технологий и средств контроля. Использование спутниковой съемки, дистанционного зондирования, систем видеонаблюдения и других современных технологий поможет обнаруживать незаконную рубку, а также обеспечит более эффективное наблюдение за лесными массивами [5].
- Повышение общественной осведомленности и вовлечение общественности. Организация информационных кампаний, обучение и просвещение населения о важности сохранения лесов и последствиях незаконной рубки помогут формированию осознанного отношения к проблеме. Также стоит стимулировать деятельность общественных организаций и независимых экологических инспекторов, которые могут помочь в выявлении случаев незаконной рубки [7].
Заключение
Незаконная рубка лесных насаждений является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода и совместных усилий со стороны правоохранительных органов, государственных структур, экологических организаций и общественности. Ужесточение наказания, повышение координации и сотрудничества, внедрение современных технологий и повышение общественной осведомленности являются ключевыми факторами в решении данной проблемы. Если в настоящее время начать осуществлять контроль и регулирование данного вопроса, возможно, удастся добиться успеха.
Только через совместные усилия мы сможем обеспечить сохранение лесов и защиту нашей окружающей среды для будущих поколений.
- Закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охране и использовании лесов».
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.05.2021).
- Иванов А.А. Юридическая ответственность за экологические преступления: теоретические и практические аспекты. Москва: Издательство «Юрист», 2018.
- Петров В.Н. Охрана лесов и проблемы незаконной рубки: анализ и пути решения. Журнал экологического права, 2019, № 2, с. 45-62.
- Смирнова О.И. Юридический аспект противодействия незаконной рубке лесных насаждений в Российской Федерации. Вестник Казанского юридического института МВД России, 2020, № 4, с. 112-124.
- Чернов Д.С. Уголовно-правовая охрана лесов: теоретические и прикладные аспекты. Москва: Издательство «Юрист», 2017.
- Шаров В.А. Криминологические аспекты незаконной рубки лесных насаждений. Криминология, 2021, № 3, с. 78-95
Статья 260. УК РФ
1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
- а) группой лиц;
- б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
- в) лицом с использованием своего служебного положения;
- г) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.
Комментарии к статье 260 УК РФ
Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.
Отношения по поводу использования и охраны лесных насаждений регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , Лесным кодексом (ЛК) РФ, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством (ст. ст. 3, 81 — 84 ЛК РФ).
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.
Предметом рассматриваемого преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК РФ), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.
Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли транспорта, населенных пунктов (поселений), земли водного фонда и др.
Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательствами и законодательством о градостроительной деятельности.
Лес — понятие многогранное. Он рассматривается как природное явление, в техническом, экономическом, юридическом, медицинском, экологическом и других аспектах. Лесная энциклопедия определяет его как один из основных типов растительности, состоящей из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), животных, микроорганизмов, биологически взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Вместе с тем он — часть биосферы, элемент ландшафта, сырьевой ресурс, объект ведения лесного хозяйства .
Лесная энциклопедия. М., 1985. Т. 1. С. 503.
В ст. 5 ЛК РФ «Понятие леса» лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс. С учетом этого по-прежнему не могут быть признаны предметом экологического преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и т.п.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
Акты, в которых, как предполагается, будет дано и понятие деревьев, кустарников и лиан, не являющихся лесными насаждениями, пока не приняты.
Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную порубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая как те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Поэтому понятие «насаждения», употребляющееся в ЛК РФ и ст. 260 УК РФ, не вполне выражает предмет преступления, а буквальное толкование этого понятия приводит к необоснованному сужению сферы применения ст.
Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14) .
БВС РФ. 1999. N 1.
Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции.
Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.
Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ст. 10 ЛК РФ). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным.
Особенности использования, охраны, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. ст. 102 — 109 ЛК РФ.
С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым, если эти деяния совершены в значительном размере.
Рубками лесных насаждений ЛК РФ (ст. 16) признает «процессы их спиливания, срубания, срезания». Представляется, что по смыслу ст. 260 УК РФ рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание, ломание и др.).
Виды рубок, а также правовая характеристика выборочных и сплошных рубок определяются ст. ст. 16, 17 ЛК РФ.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ).
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ч. 3 ст. 25 ЛК РФ). Для получения права на рубку лесных насаждений заявителю необходимо подать лесную декларацию (заявление) об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения. Форма ее, порядок заполнения и подачи утверждаются уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.
Использование лесов может ограничиваться или приостанавливаться в случаях, предусмотренных ЛК РФ и другими федеральными законами. Порядок заготовки древесины, представляющий собой предпринимательскую деятельность, виды лесов, в которых она допускается, недопустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК РФ. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ.
При этом юридические лица и граждане могут осуществлять заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. ст. 71 — 80 ЛК РФ.
Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК РФ). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Рубка насаждений, осуществляемая не в соответствии с изложенными требованиями, признается незаконной.
Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке; не в том количестве; не тех пород деревьев, какие указаны в документе; до или после сроков, указанных в нем; деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере. Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.
Как следует из примечания к комментируемой статье, размер рубки отождествляется с ущербом, причиненным лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. В квалифицированном (ч. 2 комментируемой статьи) и особо квалифицированном (ч.
3 этой статьи) составах выделяются также крупный и особо крупный размеры.
При определении значительного, крупного, особо крупного размеров рубки следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (Приложение N 1), Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьями и кустарниками, заготовка древесины которых не допускается (Приложение N 2), а также Методика исчисления вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства . Вместе с тем представляется, что при определении размера незаконной рубки следует так же, как и при определении ущерба вследствие незаконной добычи водных животных и растений и незаконной охоты, учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера .
СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437; РГ.
См.: Жевлаков Э.Н. Об исчислении размера ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и кустарников // Законность. 2002.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее порубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен указанный в ст. 260 ущерб, и желает наступления этих последствий.
Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
Субъект преступления общий. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. В п. «в» ч. 2 комментируемой статьи предусмотрен специальный субъект — лицо, использующее свое служебное положение.
Под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов любых форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы.
Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (см. примечание к ст. 201 УК РФ), по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст.
201 и 285 УК РФ по совокупности не требуется.
О понятиях группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК РФ.
Адвокат добился прекращения уголовного дела о незаконной рубке лесных насаждений
В комментарии «АГ» защитник поделился, что прекращение уголовного дела достигнуто благодаря установлению и приобщению документов, имеющих существенное значение для расследования дела, а также направлению ходатайств и жалоб.
Как стало известно «АГ», в конце 2021 г. старший следователь СО ОМВД России по Конаковскому району вынес постановление (есть у «АГ») о прекращении уголовного дела в отношении гражданина Г., обвинявшегося в незаконной рубке лесных насаждений. Защитник Г., адвокат АП Псковской области Артем Мелкумов рассказал о нюансах дела и о том, каким образом ему удалось убедить следствие в беспочвенности обвинений.
Возбуждение уголовного дела из-за вырубки леса
В июле 2020 г. между администрацией г. Конаково и Г., являющимся генеральным директором ООО «В.», был заключен муниципальный контракт на строительство автомобильной дороги, часть которой должна была проходить через земли государственного лесного фонда. В одном из разделов технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта, указано, что организация, с которой он заключен, обязана произвести все необходимые подготовительные работы, а именно: заключить договор безвозмездного пользования земельного участка, находящегося в государственной собственности, произвести рубку кустарников и деревьев и т.д. Одновременно на организацию были возложены обязанности по проведению комплекса работ по земляному полотну.
Общество «В.» обратилось в министерство лесного хозяйства Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. На основании поступившего заявления между обществом и министерством был составлен проект договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Договор был передан обществу, однако в установленный законом срок он подписан не был.
По версии следствия, Г., понимая, что у общества отсутствует подписанный договор аренды лесного участка, с целью ускорения строительных работ решил произвести незаконную рубку лесных насаждений на участке. Для этого он дал устное распоряжение подчиненному, который руководил работами на объекте, об организации вырубки леса. После этого не установленные следствием лица совершили незаконную рубку деревьев на общую сумму почти 557 тыс. руб.
Таким образом, следствие посчитало, что в результате действий Г. министерству лесного хозяйства Тверской области в соответствии с таксами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730, был причинен особо крупный материальный ущерб. 10 февраля 2021 г. ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ; в тот же день ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
В своих показаниях Г. настаивал на том, что его действия носили исключительно законный характер, поскольку, начиная строительные работы, он был убежден в том, что все необходимые документы для начала строительства у него на руках.
Ходатайства адвоката
В июне 2021 г. защитник Г. Артем Мелкумов направил врио начальника СО ОМВД России по Конаковскому району ходатайство, в котором отметил, что с субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом и лицо, производящее порубку, осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен указанный в ст. 260 УК ущерб, и желает наступления этих последствий. Адвокат подчеркнул, что исходя из имеющихся материалов уголовного дела и показаний его подзащитного следует, что Г. полагал, что его действия являются законными.
Наличие либо отсутствие договора безвозмездного пользования не является разрешительным документом, позволяющим проведение работ по вырубке лесных насаждений, указанный документ является аналогом акта приема-передачи территории от одного собственника другому пользователю, отмечал Артем Мелкумов. В ходатайстве подчеркивалось, что орган предварительного следствия не принял меры и не организовал проведение следственных действий, направленных на проверку обоснованности сведений, указанных Г., что противоречит требованиям п. 5 ч. 1 ст. 73 УПК РФ.
Адвокат обратил внимание, что согласно Проекту освоения лесов для строительства линейного объекта от 2015 г., произведенному Федеральным агентством лесного хозяйства «Рослесинфорг» для «Конаково Девелопмент», для строительства линейного объекта допускается периодическая расчистка от древесной и кустарниковой растительности путем ее вырубки. Не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова, почв за пределами предоставленного лесного участка.
Артем Мелкумов пояснил, что проектная документация к муниципальному контракту согласно сведениям из единой информационной системы в сфере закупок прошла государственную экспертизу, что свидетельствует о законности проведения процедур, позволяющих производство работ, согласно предмету контракта. В аукционную документацию входил также проект освоения лесов на земельном участке, на котором планировалось проведение работ, который также проходил госэкспертизу, добавил он.
Ссылаясь на п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. № 21, Артем Мелкумов напомнил, что незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Читайте также
Адвокат добилась оправдания осужденного за подделку документов и незаконную рубку леса
Суд апелляционной инстанции указал, что ответственность за незаконную вырубку несут лица, которым было предоставлено право заготовки древесины, а не тот, кого они наняли для этого
05 сентября 2018 Новости
В ходатайстве подчеркивается, что работы, производимые обществом «В.» в рамках и в соответствии с муниципальном контактом на участках территории государственного лесного фонда, проводились без нарушения экологических норм, так как до этого проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Адвокат также отметил, что по обстоятельствам расследования уголовного дела не установлены фактический инициатор заключения договора аренды между обществом «В.» и министерством лесного хозяйства Тверской области, а также обоснованность и законность его заключения. С целью установления указанных обстоятельств защитник полагал необходимым произвести дополнительный допрос Г.
Артем Мелкумов заключил, что исходя из материалов уголовного дела не установлены точные даты начала вырубки лесных насаждений и не установлены конкретные лица, производившие вырубку. Он отметил, что при их установлении необходимо получить от них сведения о лице, непосредственно давшем указание о произведении вырубки. В совокупности неустановление указанных обстоятельств, подчеркнул адвокат, не предоставляет возможности для обоснованной правовой оценки действий Г.
Таким образом, Артем Мелкумов просил произвести истребование и приобщение к материалам уголовного дела проектной документации к муниципальному контракту, экологических экспертиз и вынести постановление о признании данных документов доказательством по уголовному делу. Также адвокат просил произвести дополнительный допрос своего подзащитного и произвести следственные действия, направленные на установление точной даты начала вырубки лесных насаждений, установление конкретных лиц, производящих вырубку, предметов, с помощью которых произведена вырубка, и способа валки деревьев, установление конкретного места нахождения лесных насаждений после их вырубки.
В июле 2021 г. Артем Мелкумов обратился с жалобой в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру, изложив аналогичные доводы. Он также обратил внимание прокурора на незаконность действий сотрудников министерства лесного хозяйства по навязыванию обществу «В.» необходимости заключения именно договора аренды, а не договора безвозмездного пользования земельного участка. Адвокат указал, что органами предварительного следствия фактически игнорируется отсутствие обязанности у общества «В.» заключать договор аренды земельного участка с министерством.
Также защитник добавил, что органом предварительного следствия игнорируется и не дается оценка действиям, которые произвели с вырубленной древесиной со спорного участка. Адвокат отметил, что эту древесину сотрудники «В.» выбросили за ненадобностью, что, как он полагает, свидетельствует о том, что вырубка была обусловлена необходимостью выполнения условий муниципального контракта, а не целью дальнейшей реализации леса или иного его использования.
В связи с изложенным Артем Мелкумов просил прокурора вынести в адрес руководителя ОМВД России по Конаковскому району требование об устранении нарушений законодательства, в рамках которого обязать орган предварительного следствия вынести постановление о прекращении уголовного дела в отношении Г. за отсутствием события преступления.
Прекращение уголовного преследования
После этого старший следователь СО ОМВД России по Конаковскому району, рассмотрев материалы уголовного дела, вынес постановление о его прекращении. Он указал, что подача обществом «В.» министерству лесного хозяйства заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка сроком до 1 декабря 2020 г. противоречит лесному законодательству, согласно которому договор безвозмездного пользования заключается на срок от одного года до пяти лет. Однако на основании Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд договор безвозмездного пользования может быть заключен на срок, не превышающий срок контракта, отметил следователь.
В постановлении поясняется, что министерством было предложено заключить договор аренды лесного участка сроком на 11 месяцев, при заключении которого общество «В.» понесло бы дополнительные расходы в виде арендной платы, кроме того, оно было бы вынуждено заказать новый проект освоения лесов, а также осуществить мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразвитию, в то время как смета к муниципальному контракту не предусматривала данные расходы. По мнению следователя, при заключении договора аренды возникала бы необходимость составления дополнительного соглашения к муниципальному контракту. Кроме того, при заключении договора аренды его подписание производится в течение одного месяца, после чего необходимо получить проект освоения лесов, который делается в течение четырех-шести месяцев, что не позволило бы обществу «В.» уложиться в сроки выполнения работ по муниципальному контракту, указывается в постановлении.
Следователь согласился с доводами стороны защиты о том, что для строительства линейного объекта допускается периодическая расчистка от древесной и кустарниковой растительности путем ее вырубки и не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова, почв за пределами предоставленного лесного участка. Таким образом, посчитал следователь, спорный земельный участок был предназначен для рубки лесных насаждений с целью строительства автомобильной дороги.
В постановлении обращено внимание, что перед началом проведением работ по строительству дороги врио главы г. Конаково было вынесено постановление о выдаче администрации г. Конаково разрешения на строительство автомобильной дороги, на основании которого обществу «В.» также было выдано соответствующее разрешение. При этом в указанном документе среди участков, на которых разрешалось проводить работы, имелся и спорный земельный участок, отметил следователь.
Прекращая уголовное дело, следователь подчеркнул, что в ходе расследования дела не были установлены факты проведения работ обществом «В.» в рамках муниципального контракта за пределами предоставленного лесного участка. Он также принял во внимание факт того, что срубленная древесина с участка не вывозилась и не реализовывалась.
Обращаясь к правовому смыслу ст. 260 УК РФ, следователь напомнил, что лицо, осуществляющее незаконную порубку, должно знать об отсутствии соответствующих разрешений на осуществление его действий. Однако Г., давая указания своим подчиненным по вырубке лесных насаждений, полагал, что его действия носят исключительно законный характер, так как они регламентированы необходимым пакетом документов. Таким образом, следователь постановил прекратить уголовное дело по обвинению Г. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
260 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
Комментарий защитника
В комментарии «АГ» Артем Мелкумов рассказал, что он полностью удовлетворен результатом проделанной работы, поскольку следователь принял все его доводы. Адвокат отметил, что он вступил в уголовное дело на стадии утверждения прокурором обвинительного заключения, при этом ущерб в размере 556 тыс. руб. был полностью возмещен Г., а сам он дал признательные показания. Как рассказал адвокат, прокурор вернул дело в следствие, чтобы вменить еще один дополнительный эпизод по ст.
246 УК РФ, и в этот момент он предпринял все необходимое, чтобы уголовное дело было прекращено.
«Я считаю, что даже при таких, на первый взгляд, не обнадеживающих вводных обязанность защитника заключается в детальном изучении материалов дела и отстаивании позиции. По результатам полугодового процессуального соперничества, установления документов, имеющих существенное значение для расследования дела, их приобщения, направления ходатайств и жалоб уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления, чем я очень доволен», – поделился Артем Мелкумов.
Сложные вопросы квалификации незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ).
Ст. 260 УК РФ — незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) в крупном размере, —
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий- 5 т.р. , крупным размером — 50 т.р., особо крупным размером — 150 т.р.
Сформулирована как формальный состав, но применяется как материальный, т.к. применяется значительный размер, который определен в размере 5 т.р. (отождествляется с ущербом)
Состав формальный, только прямой умысел, момент окончания — с момента начала объективной стороны.
Предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества. (п. 15 ПП ВС РФ № 21).
Объект — общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.
Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков. (п. 17 ПП ВС РФ)
п. 16 ПП ВС РФ: К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (статья 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры). п. 20 ПП ВС РФ: Если лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений, посредством использования другого лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств (в том числе в связи с прекращением в отношении этого лица уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления), его надлежит привлекать к ответственности как исполнителя преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ. п. 3: К лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 256, частью 2 статьи 258 и пунктом «в» части 2 статьи 260 УК РФ, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.
Разъяснить, что использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов, охоты или рубки лесных насаждений.
В связи с тем, что в указанных нормах специально предусмотрена ответственность за деяния, совершенные с использованием служебного положения, содеянное квалифицируется только по части 3 статьи 256, или части 2 статьи 258, или пункту «в» части 2 статьи 260 УК РФ без совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями 201 или 285, 286 УК РФ.
В случаях, когда названные лица совершают иные экологические преступления, они должны нести ответственность по соответствующим статьям главы 26 УК РФ, а при наличии в их действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо превышения должностных полномочий содеянное
п. 18 ППВС РФ: Уголовная ответственность по пунктам «а» и «в» части 2 статьи 260 УК РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере.
п. 21 ППВС РФ: Действия лица, совершившего незаконную рубку насаждений, а затем распорядившегося древесиной по своему усмотрению, не требуют дополнительной квалификации по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за хищение чужого имущества. Незаконное завладение древесиной, заготовленной другими лицами, квалифицируется как хищение чужого имущества.
п. 22 ПП ВС РФ: Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).