Правила использования путевых листов в 2023 году
В этой статье речь пойдет о путевом листе — документе, который в первую очередь нужен водителям коммерческих автомобилей.
Популярные вопросы, связанные с использованием путевых листов:
Рассмотрим данные вопросы поподробнее.
Путевой лист в ПДД
В ПДД 2023 года года фраза «путевой лист» употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
При этом «установленные случаи» в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.
Зачем нужен путевой лист?
Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.
Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.
Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?
Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:
1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.
2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо (кроме случаев, когда заполнение путевого листа обязательно).
Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к. это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.
При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.
Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.
Когда заполнение путевого листа обязательно?
Статья 6. Путевые листы
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:
- перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов.
Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:
1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
Примечание. Если водитель является самозанятым и осуществляет пассажирские или грузовые перевозки, то оформление путевого листа для него также является обязательным. Более подробно ситуация рассмотрена в статье «Как оформить путевой лист самозанятому водителю?».
На сколько выдается путевка?
Ежедневное заполнение путевых листов — довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?
- оформление или формирование одного путевого листа на один рейс, если длительность рейса превышает продолжительность рабочего дня (смены) водителя (водителей);
- оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
- оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов;
- внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа.
Таким образом, путевой лист выдается:
- на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
- на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.
Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.
Что касается организаций, автомобили которых ежедневно возвращаются на парковку, то они должны оформлять путевые листы каждый день.
Примечание. До 1 марта 2019 года путевой лист мог выдаваться на срок, не превышающий одного месяца.
Отметка медика
Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Отметка о прохождении такого осмотра ставится в путевой лист.
Отметка технического контролера
Если транспортное средство занимается перевозками пассажиров или грузов, то оно должно пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также ставится в путевку:
Как заполнить путевой лист?
В 2023 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.
Штраф за отсутствие путевого листа
Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, — штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Путевые листы в 2023 году: оформление и налоговые риски
Редкая организация обходится без автомобиля. Одни приобретают их в собственность, а другие предпочитают брать авто в аренду. И в том и в другом случае возникают расходы. Эксперт по налогообложению и бухучету Вероника Емельянова рассказывает о расходах на ГСМ, а также об основном документе – путевом листе, в отношении которого всегда много вопросов и спорных моментов.
Основным документом, который подтверждает факт списания «топливных» расходов в целях налогового учета, является путевой лист. Собственно, именно поэтому при проверках налоговики подвергают эти документы тщательнейшему анализу. И, обнаружив в путевом листе недостающие сведения, проверяющие могут снять не только расходы, но и вычеты НДС (если они были).
Обязательные реквизиты путевого листа
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.
Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.
Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.
Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).
Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Отметки о медосмотре в путевом листе
Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.
Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.
Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.
Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
Маршруты поездок в путевом листе
Вопрос с необходимостью отражения в путевых листах маршрутов поездок самый, пожалуй, актуальный и острый. Несмотря на то, что маршрут следования не относится к обязательным реквизитам путевого листа, включать эти сведения в путевой лист крайне желательно.
Дело в том, что любые расходы, учитываемые в целях налога на прибыль, должны быть связаны с производственной необходимостью (п. 1 ст. 252 НК РФ). Иначе говоря, относить на расходы можно только стоимость тех литров бензина, которые были использованы на служебные поездки. А как доказать служебный характер поездки? Только указанием в путевом листе маршрутов поездок.
Налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками общества в служебных целях, в обоснованности расходов общества по ГСМ.
Судебная практика содержит примеры решений, в которых суды признавали неправомерным списание расходов на ГСМ в случае отсутствия в путевых листах сведений о маршрутах следования (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 по делу № А27-10606/2011, Арбитражного суда Московского округа от 21.08.2018 № Ф05-12699/2018 по делу № А40-76951/2017, Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 по делу № А40-108772/14). Но также в судебной практике имеются и решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2012 по делу № А42-3168/2011, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2016 № Ф06-6442/2016 по делу № А55-6233/2015).
Таким образом, во избежание налоговых рисков, в путевые листы целесообразно включать сведения о маршрутах следования. Причем лучше указывать подробный маршрут с указанием адресов. В некоторых компаниях в путевых листах не приводят подробные маршруты, а указывают коротко — «по городу» — и дополнительно издают приказ со списком адресов и маршрутов, в рамках которых возможны служебные поездки. Такое заполнение вряд ли удовлетворит контролеров. И оправданно. Если в путевом листе указан маршрут, например, «по городу Москва», это не подтверждает служебный характер поездки, не подтверждает использование автомобиля в производственных целях, не подтверждает, что поездка была именно в место, обозначенное в списке, утвержденном приказом.
Имеются судебные решения по подобным ситуациям, что подтверждает риск возникновения претензий со стороны налоговиков. Так, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.12.2013 по делу № А55-31301/2012 суд отметил, что «отсутствие в листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции». В итоге дело было направлено на новое рассмотрение. Но в другом деле (постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 № Ф09-8425/10-С3 по делу № А47-6173/2009), в котором также рассматривался спор относительно возможности указания в путевых листах записи «по городу», решение было принято в пользу компании.
Нужно ли заполнять путевой лист ежедневно
Самый частый вопрос, который возникает на практике, звучит так: можно ли сотруднику, управляющему автомобилем в управленческих целях, оформлять путевые листы не на каждый день, а, например, на месяц?
Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 2 Приложения к приказу Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем сказано, что «сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован». Это означает, что путевой лист может быть составлен и на более длительный период, например, на неделю или месяц.
Но в этом случае отметки о медосмотре водителя (если медосмотр обязателен) должны проставляться в путевом листе ежедневно. То есть бланк должен быть составлен таким образом, чтобы все это уместилось.
Кстати, форму бланка путевого листа и срок, на который оформляются путевые листы, целесообразно отразить в учетной политике организации.
Риски по НДФЛ и страховым взносам
Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.
Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).
Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.
Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).
Путевой лист в «1С:Бухгалтерии 8»
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно вести учет топлива по путевым листам. Для этого следует включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное − Настройки − Функциональность). На закладке Запасы необходимо установить флаг Путевые листы (рис. 1).
Рис. 1. Функциональность программы
После включения указанной настройки в программе появляется новый документ – Путевой лист.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Этот документ используется для подтверждения расходов на топливо в целях налога на прибыль. Также в Путевом листе указывается количество топлива, которое было куплено и израсходовано в течение рейса (рис. 2). В полном интерфейсе документ доступен в разделе Покупки. В простом интерфейсе – в разделе Документы.
Рис. 2. Путевой лист
Документ Путевой лист могут использовать предприятия, которые не являются транспортными компаниями и для которых перевозки не являются основной деятельностью. Помимо этого, в Путевом листе не поддерживается учет топлива по талонам на ГСМ.
Из документа Путевой лист по команде Печать доступны следующие печатные формы:
Путевой лист (упрощенная форма);
Путевой лист (№ 3) (типовая межотраслевая форма № 3, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»);
Нужен ли путевой лист: как сотрудники ГИБДД разводят водителей на деньги
Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать у водителя путевой лист.
Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и попросили сначала предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем и путевой лист. Как вы уже поняли друзья, наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующего законодательства он имел право передвигаться без путевого листа.
Смотрите также: Новый порядок заполнения путевых листов, с 26 февраля 2017 года
То же самое касается и доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но несмотря на то, что водитель не нарушал закон он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете или считаете господа, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте вместе разбираться.
Для начала давайте выясним с вами, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.
И так, для этого давайте сначала вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года,которым был отменен абзац четвертого пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним нашим уважаемым читателям, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.
Так, в частности, Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами, Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.
К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов, знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав таким образом предъявить заполненный документ указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители управляющие корпоративным транспортом обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.
Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции составили протокол об административном правонарушении и выписали штраф в размере пятисот рублей.
К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.
Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф незаконно и его можно было легко оспорить в суде и отменить. Дело в том, что наш герой несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.
Самое плохое здесь то, что это не единичный и не редкий случай на дороге. К нам поступает множество подобной информации со всех уголков нашей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах по-прежнему требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редки случаи когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют еще и доверенности. Что же тогда получается? Сотрудники полиции, призванные охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и естественно по незнанию. Хотя надо признать, что наверняка есть и такие сотрудники органов которые таким образом стараются «разводить» в свою пользу неграмотных водителей.
Почему же сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность у водителей?
И так друзья, давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения.
Согласно пункта 2.1.1 ПДД РФ, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) для проверки следующие документы:
— водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
— регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
— в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
— документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО);
— в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Обратите ваше внимание друзья на выделенный красным цветом текст. Этот пункт указывает нам на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об «установленных случаях«.
Также внимательно давайте прочтем пункт 2.1.1. ПДД-
-Вы видите здесь пункт обязывающий водителЯ возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно, этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.
И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством даже независимо от того, кто является собственником автомашины.
Помните пожалуйста о том, что доверенность нужна в том лишь случае, если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забирать автомобиль со штраф стоянки или проводить регистрационные действия в ГИБДД.
Также мы с вами знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.
Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?
Да, действительно, в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в тех случаях, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза(ов) или пассажиров.
Для начала давайте друзья выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов«, с изменениями на 2017 год.
Так, согласно этому документу путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:
- пункт 9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях»
Многие из вас скажут, что в этом документе нет ни слова о » коммерческих перевозках » и поэтому, и судя по всему, этот путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.
На самом деле это не совсем так. Дело в том, что данный Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный т.е. Федеральный закон:
Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года
Статья 1. Предмет регулирования.
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
- Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
- К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
То есть, как видите господа, Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259 подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.
В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?
Согласно Федерального закона №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Также, согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир, а именно:
Груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке.
Багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке.
Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
Также обратите ваше внимание на статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259», где конкретно разъясняется, что такое перевозчик:
- «Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу»
И так, что из этого следует:
Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?
Как вы уже наверно поняли друзья, в этом нет ни какой необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.
К нашему сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намеренно пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.
Тем более, что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют с них путевой лист, стараются с ними не связываться. Для многих из них, к сожалению, проще заплатить штраф и побыстрей уехать.
Но все это как-раз и приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.
Поэтому запомните господа, мы советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД непосредственно в суде.
Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают на то, что оформлять путевой лист нужно в тех случаях, когда осуществляются перевозки за деньги — т.е., коммерческие перевозки автотранспортом.
Кстате, хочется напомнить, в нашей стране чудят на дорогах не только сотрудники ГИБДД. Вот вам друзья пример вопиющей безграмотности сотрудников Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области.
Очередные изменения требований к путевым листам с осени 2023 г. и ответственность за их нарушение
I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023
С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.
Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:
- серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
- СНИЛС.
- оформление (формирование) одного путевого листа на один рейс длительностью более одного рабочего дня (смены) водителя (водителей);
- оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
- оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Фактически, эта новая формулировка подтверждает право оформлять один путевой лист на любое разумное количество дней по желанию экономического субъекта. Форму такого путевого листа и особенности его ведения нужно закрепить в учетной политике. При этом сведения о сроке действия путевого листа должны содержать даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.
Кроме того, в новой редакции Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390 описаны особенности оформления путевого листа физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (п. 4, 5 Состава сведений путевого листа, п. 14 Порядка оформления (формирования) путевого листа). Эти новации связаны с вступлением в силу с 1 сентября 2023 г. Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
За год это уже вторая волна нововведений. Выходит, что первые два месяца года (с 1 января по 28 февраля 2023 г.) следовало руководствоваться старыми правилами оформления путевых листов согласно ранее действовавшему Приказу Минтранса от 11.09.2020 № 368. Затем полгода (с 1 марта по 31 августа 2023 г.) нужно было придерживаться правил первоначальной редакции нового Приказа Минтранса № 390. А с 1 сентября – снова переучиваться. Немудрено начать допускать ошибки при оформлении путевых листов.
Давайте разберемся, какие из них могут привести к штрафным санкциям и какие органы контроля уполномочены их налагать.
II. Выпуск машины на линию без путевого листа
Согласно п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Если осуществляется именно такая перевозка, но водитель не имеет при себе путевого листа, его оштрафуют на 500 руб. или ограничатся предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Составить протокол об административном правонарушении уполномочен сотрудник ГИБДД (пп. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Работодателя непосредственно за сам факт отсутствия у водителя путевого листа не наказывают, но в глазах ГИБДД и Минтранса (см. Письмо Минтранса России от 02.02.2021 № Д3-194-ПГ) это нарушение неразрывно связано с нарушениями требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, предусмотренными ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, Минтранс считает, что путевой лист является документом, в том числе подтверждающим прохождение медицинского осмотра водителем транспортного юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Если путевого листа нет, штрафы по ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ для водителя, организации, ИП становятся практически неизбежны.
III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Важно обратить внимание, что в силу примечания к этой статье ИП несут административную ответственность как юридические лица.
Успешное прохождение процедур медосмотра и контроля технического состояния ТС перед рейсом сопровождается соответствующими отметками в путевом листе. Если их нет (в том числе, по причине отсутствия самого путевого листа), штраф обеспечен.
КС РФ в своем Определении от 29.01.2019 № 234-О пояснил, что к ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ должны привлекаться не только работодатель, его должностные лица, но и сам водитель, которого контролерам надлежит рассматривать как одного из субъектов правонарушения: он не должен был выходить в рейс не только не пройдя медосмотр, но и не удостоверившись в положительных результатах предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Указанные санкции вправе налагать (в пределах своей компетенции) ГИБДД (за исключением легковых такси), органы Ространснадзора и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (в части легковых такси) (ст. 23.3, 23.36, 23.36.1 КоАП РФ).
Напомним, что обязанности по организации и проведению медосмотров водителей и технического контроля ТС перед рейсом возложены ст. 20 (п. 2) и 23 (п. 3-5) Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на работодателей – организации и ИП. Причем обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства и обязательность их прохождения распространяется также на ИП, самостоятельно управляющих автотранспортом, осуществляющим перевозки; предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться юридическими лицами и ИП, осуществляющими коммерческие перевозки пассажиров и (или) грузов, а также перевозки пассажиров и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями для собственных нужд.
«Такском» предлагает организациям-перевозчикам выбрать оптимальное решение для электронного документооборота и готов оказать экспертную поддержку при переходе к обмену электронными документами с контрагентами.
IV. Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра
Инспекторов труда заинтересует допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также при наличии медицинских противопоказаний (ч. 1 ст. 23.12). За такое нарушение ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.
При повторном нарушении такого рода, допущенном лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штраф на должностных лиц вырастает до 30 000 – 40 000 рублей (нарушитель также может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет). ИП может быть оштрафован на такую же сумму; организация поплатится штрафом в размере от 100 000 до 200 000 рублей. Альтернативное наказание юрлица или ИП — административное приостановление судом деятельности на срок до девяноста суток (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Повторным нарушением будет считаться деяние, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, т. е., в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за предыдущее аналогичное нарушение (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ).
V. Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров водителей
Статья 11.32 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка проведения обязательных медосмотров водителей штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц и ИП (с учетом примечания к статье) – в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, может орган Росздравнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323), а дело будет рассматривать судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом субъекты нарушения – лица, проводящие медосмотры, т. е., медицинские организации, а также работодатели, в штате которых состоят медработники, занятые проведением указанных медосмотров.
VI. Сроки давности
Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):
* Здесь и далее – при длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).
VII. А как же налоговый контроль?
Как видим, если речь идет о привлечении к ответственности за нарушения в оформлении путевых листов и непосредственно им сопутствующие, то это вне компетенции налоговых органов. Тем не менее, рассматривая путевые листы как первичные учетные документы, налоговые инспекторы не упускают возможности указать налогоплательщикам на ошибки в них, по мнению проверяющих, свидетельствующие о неправомерности учета связанных с эксплуатацией автотранспорта расходов, в том числе, и на отсутствие отметок о медосмотре водителя и о результате контроля технического состояния самого автомобиля.
Такой подход сомнителен, ведь эти огрехи не могут сами по себе свидетельствовать о налоговых правонарушениях, но это суровая реальность, с которой приходится сталкиваться бухгалтеру.
Отсутствие путевых листов (если они должны были оформляться) будет рассматриваться контролерами как отсутствие первичных учетных документов, что считается грубым нарушением правил налогового учета расходов и может повлечь штраф, предусмотренный п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, а также административный штраф в отношении виновных должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).