Что такое проект в органе власти
Перейти к содержимому

Что такое проект в органе власти

  • автор:

Проектное управление в органах государственной власти

Несмотря на все принципиальные различия в основах деятельности между бизнесом и государственными органами, проектное управление как форма организации работы может быть применена и в работе органов власти. Понимание преимущества проектного менеджмента существует на самом высоком уровне, поэтому в Основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2018 года предусмотрен частичный переход на проектное управление в органах государственной власти.

Содержание статьи

Актуальность внедрения проектного управления в органах власти

Практика внедрения проектного управленияОбщемировая практика показывает, что бизнес-компании всегда более оперативно и гибко реагируют на инновационные процессы, происходящие в стране и мире, поскольку от этого зачастую зависит их конкурентоспособность и прибыль. Государственные органы, не имеющие внешнего давления со стороны конкурентов, к изменениям относятся с недоверием. Однако в современных условиях необходимо повышать эффективность деятельности госорганов в части постановки целей и своевременного их выполнения.

Для продвижения этого процесса в 2013 году при Минэкономразвития России был создан Совет по внедрению ПУ в органах власти, куда также вошли представители бизнеса, образования и науки. Разработанные им методические рекомендации определяют такие цели внедрения ПУ:

  • достижение запланированных результатов в более короткие сроки;
  • более эффективное использование ресурсов, в т.ч. государственного и местного бюджетов;
  • обоснованность, своевременность и прозрачность принятия решений;
  • улучшение вертикальных и горизонтальных внутри- и межведомственных связей.

Отсутствие в рамках государственных и местных целевых программ и подпрограмм такого элемента, как проект с конкретным конечным продуктом, четкими сроками и предусмотренным финансированием, размывает суть этих программ, нередко сводя их к реализации так называемых «мероприятий», целесообразность которых неочевидна. Кроме того, межведомственные комплексные проекты часто «буксуют» из-за отсутствия должного взаимодействия, рабочие группы в основном неэффективны, поэтому будет важна связующая роль руководителя проекта, наделенного всей полнотой власти.

Не менее актуальным представляется вопрос внедрения проектного управление в органах местного самоуправления, где реальный результат работы оценивается не только вышестоящими инстанциями и контролирующими органами, но и непосредственно жителями территорий.

Особенности применения принципов ПУ в государственных органах

Внедрение проектного менеджмента в органах власти по всей стране само по себе является крупномасштабным проектом. Поэтому его реализацию также необходимо делить на последовательные этапы:

  • организационный (формирование системы, распределение функций);
  • методологический (разработка положений, регламентов и другой документации);
  • технологический (создание общей для всех ОИВ информационной системы);
  • обучающий (оценка и утверждение компетенций, обучение специалистов).

Все проекты в органах власти (государственной или муниципальной) подразделяются на три вида:

  • приоритетные – ключевые инициативы, контролирующиеся лично руководителем органа;
  • внутренние – реализующиеся подразделениями ОИВ;
  • внешние – внедряющиеся внешними организациями под контролем органа власти.

При внедрении ПУ применяются Национальные стандарты ГОСТ Р 54869-71-2011, а также используются проверенные специализированные инструменты для планирования – компьютерные программы MS Project, Spider Project, Primavera и другие.

Чтобы организовать работу на разных уровнях, в ЦОИВ и регионах создаются проектные офисы (базовые, управленческие или стратегические). В них включаются взаимодействующие между собой кураторы от команд заказчика и исполнителя и, соответственно, отраслевые и проектные менеджеры. Офисы выполняют такие функции:

  • участвуют в формировании целей и индикаторов выполнения замысла;
  • готовят документацию и календарный план;
  • обеспечивают руководство портфелями проектов, координируют усилия разных исполнителей, разрешают проблемные вопросы;
  • выявляют и оценивают риски, оперативно реагируют на них;
  • контролируют выполнение процессов на всех этапах и соответствие их стандартам;
  • обеспечивают контрактную деятельность, принимают результаты деятельности;
  • отвечают за документооборот и подготовку отчетности.

Следует отметить особенности проектного управления, свойственные органам государственной власти и отличающие их от реализации инициатив бизнес-структурами:

  • необходимость действовать в жестко ограниченном правовом поле, особенно в плане осуществления закупок и соблюдения конкурсных процедур;
  • привлечение финансового ресурса государственного и местных бюджетов;
  • подотчетность органам власти более высокого уровня;
  • общественный контроль и публичная отчетность;
  • масштабность, важность и многогранность замыслов;
  • направленность не на финансовую прибыль, а на социальный эффект.

Уровни управления

Применение нового более современного вида управленческой деятельности способно дать заметный экономический эффект в виде улучшения качества и оперативности работ, повышения инвестиционной привлекательности государства в целом и его регионов, создания рабочих мест, роста ВВП. Другой положительной стороной этого является повышение действенности и открытости органов власти, формирование благоприятной административной среды.

Проблемы в процессе внедрения принципов проектного управления и способы их преодоления

Сложности при введении в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления принципов проектного менеджмента возникают чаще всего по причине недостаточной гибкости и зарегулированности структур, отсутствия должным образом подготовленных специалистов и сопротивлении любым изменениям со стороны части работников на всех уровнях.

На современном этапе основными вызовами нововведениям являются:

  • бюрократия и ориентированность на соблюдение всех необходимых формальных процессов, а не на достижение конечного результата;
  • непонимание и нежелание изменений, инициируемых применением ПУ;
  • неумение прогнозировать и работать на упреждение, проблемы начинают решаться только после их возникновения;
  • концентрация полномочий, приводящая к преимущественно авторитарному стилю руководства, что подавляет инициативу сотрудников;
  • недостаточная компетенция персонала для работы по замыслам и их отрицательная мотивация (дополнительная нагрузка часто без материального стимулирования).

Чтобы преодолеть инерцию управленцев старой формации и модернизировать структуры госсектора и местного самоуправления, необходимо особое внимание уделить таким направлениям деятельности:

  • постоянное обучение сотрудников, как руководящего, так и рядового звена в направлении повышения конкретных компетенций для решения определенных профессиональных задач;
  • сертифицировать персонал по современным управленческим стандартам;
  • повысить мотивацию работников (материальную и моральную) по результатам личной эффективности и общей успешности начинания, организовать обратную связь исполнителей с менеджерами;
  • при внедрении принципов ПУ в организации продвигаться от осуществления простых инициатив к сложным многокомпонентным начинаниям;
  • результаты каждого этапа фиксировать, определять его недостатки и выгоды, вносить необходимые изменения в паспорт и снова фиксировать;
  • поддерживать целостность инициативы по всем направлениям работ (от инициации до приемки и заключительного отчета);
  • четко распределять роли и ответственность между работниками во избежание некачественного выполнения возложенных функций.

При этом в команду следует включать для приобретения необходимых навыков специалистов от органов исполнительной власти. Лучше всего начинать с внедрения пилотных проектов с последующим распространением полученного опыта на другие замыслы.

Проектное управление как инструмент повышения качества государственного и муниципального управления

Значение проектного управления в государственном и муниципальном управлении

Проектное управление в государственном и муниципальном управлении – это система действий органов публичного управления всех уровней по прогнозированию, планированию, разработке, утверждению, реализации, мониторингу эффективности реализации проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение управленческих целей в конкретной сфере общественной жизни.

Система публичного управления в России регулярно подвергается модернизации для наиболее полного обеспечения прав и свобод личности и социально-экономического развития государства в целом и всех входящих в него относительно самостоятельных единиц административно-территориального деления.

Сегодня в государственном и муниципальном управлении активно внедряется решение социально-экономических задач посредством проектного управления. Проектное управление рассматривается в качестве инструмента повышения качества государственного и муниципального управления. Это обусловливается тем, что проектное управление предполагает подкрепление публичного управления и стратегии социально-экономического развития конкретной территории, в частности, прогнозируемыми целевыми показателями, которые посредством разработки, утверждения и последующей реализации проектов трансформируются в комплекс взаимосвязанных программ, содержащих перечень основных мероприятий, участников публичного управления, ответственных за реализацию, источников и объемов ресурсов, привлекаемых для решения конкретной задачи. Кроме того, проектное управление всегда предусматривает контрольные мероприятия в отношении эффективности проектов управления.

Практика реализации проектного управления позволяет говорить о наиболее эффективном использовании бюджетных средств и возможности оперативной корректировки проектов для целей наиболее эффективного решения управленческих задач.

Отечественное правительство, построив федеральный бюджет на основании проектного принципа, сориентировало и региональные, и муниципальные органы публичного управления на реализацию задач социально-экономического развития посредством инструментов проектного управления. Глава государства также рассматривает проектное управление в качестве одного из основных механизмов решения социально-экономических задач.

Содержание проектного управления в государственном муниципальном управлении

Всякая управленческая деятельность по своему содержанию и процедуре реализации может быть разделена на следующие виды:

  • операционная управленческая деятельность, которая опосредует циклически повторяющиеся операционные действия для решения обычных задач;
  • проектная управленческая деятельность, которая опосредует творческое решение задач социально-экономического развития, модернизацию и совершенствование государственного и муниципального управления посредством разработки проекта, его утверждения и реализации, а также контроля качества реализации. Проект предполагает специальный комплекс мероприятий, реализуемый для решения конкретной управленческой задачи в конкретных социальных, экономических, демографических, географических, политических и прочих условиях на базе имеющегося объема ресурсов.

Проектное управление в сфере государственного и муниципального управления, как и в бизнес-сфере, предполагает последовательное прохождение следующих этапов:

  • установление приоритетных направлений социально-экономического развития территории;
  • выявление требующих разрешения проблем в конкретной сфере публичного управления;
  • предложение (инициирование) проекта для решения проблемы в конкретной сфере публичного управления;
  • анализ условий, в которых будет реализовываться проект;
  • разработка проекта, в том числе установление конкретных целей и задач, а также показателей, которые должны быть достигнуты посредством реализации проекта, определение объема имеющихся и привлекаемых ресурсов для реализации проекта и пр.;
  • утверждение проекта полномочным органом публичного управления;
  • реализация проекта ответственными должностными лицами и органами публичного управления;
  • отчет ответственных органов публичного управления о результатах реализации проекта и достигнутых показателях;
  • мониторинг эффективности реализации проекта со стороны общества и полномочных органов публичного управления.

В качестве специфических черт проектного управления в государственной и муниципальной сфере можно выделить следующие:

  • реализация механизма проектного управления исключительно в законодательно (нормативно) установленных рамках;
  • разработка, утверждение, реализация и завершение проекта под контролем вышестоящих органов публичного управления и общественности;
  • финансовое обеспечение проектов посредством бюджетного финансирования; ответственными органами отчетной информации относительно эффективности реализации отдельных программ, этапов и проекта в целом;
  • общественный и ведомственный контроль эффективности реализации отдельной программы, этапа, проекта в целом;
  • решение важнейших социально-экономических задач развития муниципалитета, региона, федерального округа, государства в целом посредством реализации проекта;
  • высокая социальная полезность эффективной реализации проекта и др.

Проектное управление в государственном и муниципальном управлении опосредует систему инструментов, методов, ресурсов, субъектов и объектов управления, объединенных для реализации мероприятий проекта и достижения социально-полезного эффекта в конкретной сфере публичного управления.

Проектное управление позволяет органам публичного управления найти и реализовывать качественно новое решение целей и задач общественного развития.

Проектное управление в системе государственного управления

Вызовы, с которыми сегодня сталкивается Правительство России, требуют концентрации усилий, финансов, управленческих талантов на наиболее важных задачах в условиях, когда ресурсы ограничены, а риски высоки, и внедрение проектного управления – это ответ на такие вызовы.

Чем проектная деятельность отличается от обычной функциональной работы чиновников и работы по поручениям?

Нацеленность на результат и ресурсные ограничения – у каждого проекта есть паспорт, в котором зафиксированы цель проекта, показатели, результаты, контрольные точки, бюджет. Паспорт проекта позволяет точно понять, что надо сделать, кто отвечает за результат и какие ресурсы выделены, — и появляется нацеленность на результат.

Планирование – одна из ключевых составляющих проектной деятельности. Планы проектов позволяют прочертить траекторию движения к цели, в результате каждый участник проекта знает, когда и что сделать, появляется ясность, собранность, предсказуемость, понимание цели.

Гибкость – в проектном управлении есть гибкость: есть критичные задачи и некритичные, есть возможность гибко менять планы. У проектной команды есть возможность управлять приоритетами и выполнять наиболее важные задачи, а не все сразу.

Проще межведомственное взаимодействие – руководитель проекта получает право в рамках проектной команды ставить задачи и давать поручения напрямую, а представители ведомств в команде проекта будут иметь полномочия принимать решения, а не проходить полные цепочки согласований.

Акцент на управление рисками, а не на реагирование на проблемы – в проектном управлении большое внимание уделяется управлению рисками и прогнозированию проблем, которые еще не случились, и выработке инструментов их предотвращения. Отчетность в рамках проектного управления – это во многом «отчетность за задачи будущего», оценка, есть ли риск невыполнения. Также есть система принятия решений о эскалации на тот уровень принятия решения, которого достаточно, чтобы разрешить риск. И в рамках проектного управления – это плановый режим.

Система мотивации – в паспорте проекта закреплены четкие и понятные всей команде цели, сроки и бюджет, если команда проекта эти цели достигает, уложившись в сроки и бюджет, то все получают проектные бонусы – таким образом все задействованные соисполнители оказываются в одной лодке, и даже межведомственная команда начинает работать сообща.

Ключевые события

2016 год

Решение о системном внедрении проектного управления в органах государственной власти в Российской Федерации было официально принято 30 июня 2016 года. В этот день Президент Российской Федерации подписал Указ №306. Этим указом он создал Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам – специальный совещательный орган для разработки подходов к способам и формам решения важнейших задач по основным направлениям стратегического развития страны. Президиум Совета возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации.

Перечень основных направлений стратегического развития: здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, международная кооперация и экспорт, производительность труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, реформа контрольной и надзорной деятельности, безопасные и качественные дороги, моногорода, экология.

5 июля 2016 года в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации был сформирован Департамент проектной деятельности Правительства Российской Федерации. Департамент выполнял функции Федерального проектного офиса, организовал проектную работу, формировал портфели приоритетных программ и проектов, проводил оценку, вел мониторинг и так далее.

В августе – октябре президиум Совета рассмотрел и одобрил проектные предложения по большинству направлений стратегического развития.

15 октября 2016 года было подписано Постановление Правительства Российской Федерации, которым утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и Функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации.

В октябре – декабре президиум Совета рассмотрел и одобрил проекты паспортов приоритетных проектов и программ, и таким образом был сформирован первый портфель в 10 направлениях стратегического развития (в направлении Производительность труда еще только предстояло разработать проектные предложения, а направления Цифровая экономика было утверждено летом 2017 года).

2017 год

22 марта 2017 года президиум Совета утвердил требования к участникам проектной деятельности в части их квалификации в сфере проектного управления.

С 1 июля 2017 года, чтобы претендовать на роли старшего должностного лица, руководителя проекта или руководителя рабочего органа проекта необходимо сдать экзамен в Центра проектного менеджмента и подтвердить квалификацию.

12 октября 2017 года было подписано Постановление Правительства Российской Федерации №1242, которое устанавливает Правила разработки, реализации и оценки эффективности пилотных государственных программ, переводимых на механизмы проектного управления.

В ноябре 2017 года участники реализации приоритетных проектов впервые получили квартальные премии, рассчитанные с учетом их уровня занятости в проекте и оценки персональных ключевых показателей эффективности.

2018 год

В Указе определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях реализации положений Указа Президента Правительству РФ поручено совместно с органами государственной власти субъектов РФ разработать и представить национальные проекты (программы) по 12 направлениям: демография; здравоохранение; образование; жильё и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.

23 мая 2018 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручения, направленные на обеспечение реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

6 июня 2018 года были опубликованы Методические указания по разработке национальных проектов (программ), разработанные в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Методические указания содержат формы для разработки национальных проектов, включая разработку паспортов национальных проектов и паспортов федеральных проектов, в том числе планов мероприятий по реализации федеральных проектов.

31 октября 2018 года принято Постановление Правительства РФ № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». В Постановлении установлен порядок и функциональная структура организации проектной деятельности, определены единые подходы к проектной деятельности в Правительстве России, органы управления проектной деятельностью, последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов.

2019 год

В марте 2019 года были утверждены Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов. Каждый результат федерального проекта должен быть отнесен к одному из 15 типов результатов, определенных документом.

4-6 апреля 2019 г. прошло выездное совещание «Национальные проекты – этап «реализация»», организованное Проектным офисом Правительства РФ при участии РАНХиГС в лице Центра проектного менеджмента и Центра по поддержке реализации Указа № 204. В мероприятии приняли участие члены Правительства РФ, главы регионов и руководители региональных проектных офисов, представители бизнес-сообщества, руководители государственных институтов развития.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2019 года №981 уточнён порядок изменения национальных и федеральных проектов в части, касающейся их ключевых параметров, и установлен порядок внесения в национальные и федеральные проекты изменений на основании решений проектных комитетов и кураторов национальных проектов.

Что такое проект в органе власти

Библиографическая ссылка на статью:
Копытов М.В. Проектный метод в государственном и муниципальном управлении // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/02/48033 (дата обращения: 15.07.2023).

В наши дни о проектном менеджменте много говорят и пишут. Он всё более широко применяется в бизнесе, а теперь, в связи с принятием в России национальных и федеральных проектов, стал активно внедряться в деятельность органов власти, в том числе и тех, которые до недавнего времени вполне обходились без использования методов проектного управления [1].

Следует отметить, что до недавнего времени деятельность органов государственной власти и местного самоуправления базировалась исключительно на процессном методе (рисунок 1).

Подчеркнем, что процессный подход по-прежнему целесообразно использовать в ограниченных масштабах в деятельности органов государственной власти, однако в настоящее время распространение и законодательное закрепление получил проектный подход.

Рисунок 1 – Сравнение проектного и процессного методов [1]

В рамках указанного подхода в сфере государственного и муниципального управления создаются проектные офисы, рассматривающие проекты сквозь призму возможных социальных эффектов, тогда как в бизнесе в приоритете оценка прибыльности проекта [3]. Проектные офисы в государственном секторе открыты в своей деятельности, в том числе для контроля со стороны институтов гражданского общества [2], вся информация по большинству проектов, финансируемых из средств государственного бюджета, доступна для заинтересованных лиц, в то время как бизнес-организация озабочена тем, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться её разработками, а тиражирование проектов здесь рассматривается как источник получения дохода. Стоит учитывать и то, что в государственном секторе трудно избавиться от излишнего количества бюрократических процедур, формализма, способного выхолащивать содержательный аспект деятельности. Это обстоятельство может снизить эффективность работы проектного офиса в государственном секторе. Поэтому нужны продуманные и решительные меры по оптимизации организации его работы. Проектный менеджмент в государственном секторе может стать важным фактором повышения инвестиционной привлекательности регионов, так как вся информация по реализуемым проектам имеется в открытом доступе и может вызвать интерес у потенциальных инвесторов как внутри региона, так и далеко за его пределами. Таким образом, использование проектного менеджмента в государственном управлении — это не просто модный тренд, а способ быстро получить существенный результат по приоритетным направлениям социально-экономического развития регионов, обозначенных в Национальных проектах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *