Что такое аукцион по 44 фз понятие
Перейти к содержимому

Что такое аукцион по 44 фз понятие

  • автор:

Что такое аукцион по 44 фз понятие

Вот какие бывают конкурсы в системе государственных закупок.

Аукционы

Заказчик точно знает, какой товар ему нужен. Он указывает в заявке конкретные характеристики, срок поставки и начальную максимальную сумму договора. Участники отправляют свои предложения, а потом в установленное заказчиком время проходит аукцион: исполнители торгуются, снижая цену в пределах шага аукциона, от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую стоимость, которую никто не «перекрыл» в течение 10 минут.

Аукционы могут проводиться в открытой или закрытой форме, а также — на повышение цены после её снижения до 0,5 % начальной суммы.

Конкурсы

Заказчику важна не только низкая цена, но и другие параметры. Такой способ отбора в открытой или закрытой форме используют при закупке услуг. Заказчик обращает внимание на срок выполнения, стаж компании, техническую оснащённость и другие факторы. В отличие от аукциона, конкурс не предполагает торгов, участники размещают предложение один раз, не видят чужих и не могут изменить цену.

Запрос котировок

Этот способ похож на аукцион, только максимальная стоимость заказа не может превышать 500 тысяч рублей. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену.

Запрос предложений

Заказчику важна не только цена, но и соответствие запросу по другим параметрам: качеству, срокам исполнения и т. д. Он выбирает наиболее подходящее предложение.

Чтобы стать участником конкурентных торгов, достаточно зарегистрироваться в единой информационной системе и на специальной электронной площадке, где их проводят (ЭТП).

Закупки у единственного поставщика

Среди видов электронных торгов есть специальный: тендеры со стоимостью до 300 тысяч рублей у единственного поставщика, так называемые закупки в малых объёмах. Согласно распоряжению Правительства РФ, они размещаются на специальном сервисе « Берёзка ».

Это единый агрегатор, где поставщики сначала размещают в каталоге карточки своих товаров, а потом отслеживают запросы заказчиков и откликаются на них. Если предложение подходит по всем параметрам, его исполнитель становится участником неконкурентной закупки.

Закупки в малых объёмах удобны: не обязательно иметь большой оборот, плюс можно провести анализ конкурентов, ведь предложения в каталоге в открытом доступе. Через «Берёзку» закупают канцелярские принадлежности, продукты, мебель и ещё сотни видов товаров .

Что такое аукцион по 44 фз понятие

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Готовые решения. Вопросы применения ст. 3

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее — офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) поставщик (подрядчик, исполнитель) — участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, — заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, — контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.4) отдельный этап исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

(п. 8.4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

8.5) контракт со встречными инвестиционными обязательствами — контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги;

(п. 8.5 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;

(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Проведение аукциона по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

вопросы

Одним из популярных и у заказчиков, и у поставщиков конкурентных способов закупки является аукцион.

Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается закупка, информация о которой размещается в ЕИС и победителем которой становится участник, предложивший наименьшую цену контракта.

Аукцион проводится на электронной площадке её оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на восьми электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р:

  1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
  2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
  3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»
  4. Акционерное общество «ТЭК-Торг»
  5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»
  6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»
  7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»
  8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.

Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.

Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Исключение составляют закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. Их закупать по результатам аукционов запрещено (ч.8 статьи 24).

Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ

В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.

Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ — двух миллиардов рублей, то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион

С 1 января 2022 года заявка на участие в электронном аукционе состоит из одной части и должна содержать информацию и документы, указанные в статье 43 Закона о контрактной системе:

  1. характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
  2. наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
  3. документы, подтверждающие соответствие ТРУ требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  4. решение об одобрении крупной сделки (при необходимости);
  5. документы, подтверждающие соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям, установленным статьёй 31 44-ФЗ;
  6. декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 закона;
  7. реквизиты счёта участника закупки, на который будет перечисляться оплата по контракту;
  8. информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами по нац. режиму.

Заявка также может содержать иную информацию и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертёж, фотографию, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие такой информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для тех, кто зарегистрировался в ЕИС и аккредитован на электронной площадке.

Участник закупки вправе подать только одну заявку. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки присваивает ей идентификационный номер и подтверждает её получение. При этом подача заявки не означает автоматического направления её заказчику, потому что Законом №44-ФЗ установлены случаи, когда оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.

Так, возврату подлежат:

  • заявки, поданные с нарушением порядка подписания заявки электронной подписью;
  • лишние заявки (две и более от одного участника) при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. Оператор вернёт все заявки такого участника;
  • опоздавшие заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  • заявки с указанной ценой контракта;
  • заявки с иностранным товаром, поданные на закупку, в извещении которой установлен запрет допуска иностранной продукции по статье 14 44-ФЗ;
  • заявки, по которым нет денег на спец. счёте для обеспечения или номера реестровой записи в Реестре независимых гарантий о независимой гарантии, представленной для обеспечения закупки, а также если такая гарантия оформлена с нарушениями;
  • заявки поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствующего в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
  • заявки без приложения документов о соответствии дополнительным требованиям по ч.2 и 2.1 статьи 31 (если они установлены в извещении);
  • заявки от участника, не являющегося СМП/СОНО, в случае, если закупка — с установлением преимущества для таких участников.

Поступившие от оператора электронной площадки заявки рассматривает Комиссия заказчика по осуществлению закупок.

Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки, соответствующей извещению, или о её отклонении по основаниям, предусмотренным 44-ФЗ.

На основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения заявок, каждой не отклонённой заявке присваивается порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.

После этого заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов аукциона. Этот протокол подписывается усиленными электронными подписями членов комиссии и лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляется оператору электронной площадки.

Победителем аукциона признаётся тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта при условии, что его заявка признана комиссией заказчика соответствующей требованиям, установленным документацией.

Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ

Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении, в порядке, установленном статьёй 49 Закона №44-ФЗ.

Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов (п.5 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ).

Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.

Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.

Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 49 Закона №44-ФЗ в соответствии с пунктом 2, которой не допускается подача участником закупки ценового предложения:

  1. равного ранее поданному своему предложению о цене контракта или большего, чем оно, а также предложения, равного нулю;
  2. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
  3. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Время приёма ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала торгов. Законом предусмотрено автоматическое увеличение времени приёма предложений на 4 минуты в случае подачи ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49. При этом общая продолжительность приёма ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

Не позднее десяти минут с момента окончания времени приёма ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже, чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приёма ценовых предложений.

Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.

Независимый регистратор

Для того чтобы обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем на электронной площадке, и для защиты своих прав и законных интересов ФАС России рекомендует при проведении электронной закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» (письмо ФАС России от 25.02.2019 № МЕ/13989/19).

Скачать плагин ГИС «Независимый регистратор» можно на сайте ЕИС.

ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включённых в утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом №44-ФЗ, так и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении данной видеозаписи фиксирует также доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя

Использование функционала ГИС «Независимый регистратор» позволяет участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком.

Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки. При этом необходимо отметить, что скриншоты снимков экрана не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.

Сроки и порядок отмены аукциона

Закон №44-ФЗ даёт заказчику право отменить любую конкурентную закупку. В соответствии со статьёй 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:

  • уменьшения лимитов бюджетных средств;
  • обнаружения ошибок в документации о закупке;
  • получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
  • необходимости исполнения решения суда.

При отмене закупки заказчик не несёт ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

Для отмены электронного аукциона заказчик формирует с использованием ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в ЕИС. С момента размещения указанного извещения в ЕИС закупка считается отменённой.

Если закупка была отменена, то денежные средства, заблокированные для обеспечения заявки, возвращаются на спецсчёт участника.

Электронный аукцион может быть отменён не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.

Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона

В соответствии со статьёй 51 Закона №44-ФЗ по результатам электронной закупки контракт заключается с победителем торгов, а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

При проведении электронного аукциона контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Закупая объекты из аукционного перечня, госзаказчики обязаны проводить электронный аукцион по 44‑ФЗ. Это форма проведения закупки, при которой участники предлагают свои цены за исполнение контракта и могут снижать их, ориентируясь на предложения конкурентов. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. Электронные аукционы по 44‑ФЗ проходят на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП).

Что вы узнаете

Как участвовать в аукционе: инструкция для поставщика

Руководитель организации, которая еще ни разу не участвовала в электронных закупках, предварительно получает электронную подпись, регистрируется в ЕИС и открывает специальный счет в банке. Для участия в некоторых закупках заранее подтверждает квалификацию на ЭТП.

Затем поставщик собирает документы и подает заявку на участие в выбранном аукционе. Во время аукциона предлагает свою цену и, если его предложение становится самым выгодным для заказчика, получает контракт.

Теперь подробно рассмотрим каждый шаг.

Получение электронной подписи

Для работы в ЕИС и на электронных площадках нужно получить квалифицированную электронную подпись — в УЦ «Тензор» электронную подпись оформят в течение часа и могут доставить на дом.

Регистрация в ЕИС

С 1 января 2019 года регистрация в ЕИС является обязательным условием участия в госзакупках. Подтвержденный аккаунт организации в ЕИС аккредитует сразу на всех 8 федеральных ЭТП.

Проходит в три этапа:

  1. С помощью ЭП авторизуйтесь в ЕСИА.
  2. Из личного кабинета добавьте организацию. Данные заполнятся из сертификата подписи. Добавьте контактную информацию. ФНС проверяет данные в течение 5 рабочих дней. Статус регистрации можно смотреть в личном кабинете госуслуг или просто дождаться результатов проверки на электронную почту.
  3. Зайдите в ЕИС по сертификату электронной подписи, дайте согласие на перенос данных из ЕСИА в ЕИС. Заполните недостающие сведения и внесите данные о сотрудниках, которые будут работать на ЭТП по доверенности.

В течение 1 рабочего дня данные будут проверяться. Если заявка составлена правильно, данные об участнике попадут в Единый реестр участников закупок на следующий рабочий день. Если поставщик предоставит неверные данные, заявку отклонят. Придется заново заполнять форму регистрации и отправлять ее на подтверждение.

Еще 1 рабочий день займет перенос данных из ЕИС на федеральные ЭТП.

Лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, в противном случае можно не успеть подать заявку на участие. В среднем на регистрацию в ЕИС уходит 2-7 дней.

Зарегистрироваться в ЕИС быстро и с первого раза помогут в компании «Тензор»: подготовят нужные документы, заполнят заявку, перепроверят данные на актуальность и наличие ошибок.

Поиск тендеров по государственным и коммерческим площадкам

Открытие спецсчета

После регистрации в ЕИС нужно обратиться в банк, чтобы открыть счет для обеспечения заявок на участие в закупках. Такой счет называется специальным и открывается в банке из списка одобренных Правительством РФ. Данные о спецсчете передаются на ЭТП автоматически. Участнику достаточно открыть один спецсчет, который будет принят операторами всех федеральных ЭТП.

Подтверждение квалификации на ЭТП

Для участия в закупках из Постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571 требуется заранее подтвердить квалификацию на электронной площадке. Пакет документов, необходимый для подтверждения квалификации, указан в Постановлении. Оператор ЭТП проверит их в течение 5 дней.

Сбор документов и подача заявки на участие

Период подачи заявок зависит от величины начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  • НМЦК ≤ 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 7 дней;
  • НМЦК > 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 15 дней.

За это время поставщику нужно составить заявку, прикрепить к ней документы и отправить оператору ЭТП.

Принимая решение участвовать в аукционе, убедитесь, что вам понятны условия закупки и требования заказчика. В противном случае подайте запрос на разъяснения.

Запрос на разъяснения

Оформляется на электронной площадке. К одному аукциону можно подать до 3-х запросов. В течение 2-х рабочих дней заказчик опубликует разъяснения, не указывая организацию, подавшую запрос.

Если заказчик внес изменения в извещение или документы к закупке, срок подачи заявок увеличивается на 7 или 3 дня в зависимости от размера сделки.

Сбор документов

Документы прикрепляются к заявке и нужны для подтверждения соответствия поставщика условиям заказчика. Также в них включают предложение о поставке. Для подачи заявки нужно подготовить:

  • Сведения о предлагаемом к поставке товаре, в том числе — страну происхождения и товарный знак.
  • Реквизиты фирмы для включения в госконтракт.
  • Перевод документов о госрегистрации, если фирма зарегистрирована за рубежом.
  • Копию паспорта, если участник тендера — физлицо.
  • Декларацию о соответствии поставщика требованиям контрактного законодательства.
  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ или услуг требованиям законодательства.
  • Документы, подтверждающие право получить преимущества, — для учреждений уголовно‑исполнительной системы, СОНКО.
  • Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям нацрежима, — если он действует в закупке.
  • Документы о соответствии фирмы доптребованиям и требованиям универсальной предквалификации (при необходимости).

Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП загрузится на ЭТП из ЕИС, как и часть сведений о фирме (название, ИНН, КПП и прочие данные).

Конкретные показатели товара и товарный знак можно не указывать, если заказчик обозначил их в описании товара, и организация собирается поставить именно эту продукцию, а не эквивалент.

Подача заявки

Нужно заполнить заявку на ЭТП, прикрепить документы, подписать электронной подписью и отправить оператору площадки. В заявке поставщик дает согласие на выполнение работ, поставку товара или предоставления услуг на условиях заказчика.

Заполняя заявку, поставщик:

  1. Указывает информацию о себе: название организации, юридический адрес, контакты, ФИО ответственного за участие в закупке.
  2. Подписывает сформированную площадкой декларацию о соответствии единым требованиям, предъявляемым к участникам электронного аукциона.
  3. Ставит галочку о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально‑ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) — если закупка проводится для СМП и СОНКО.
  4. Прикладывает подготовленные документы.
    Некоторые сведения о фирме загрузятся из ЕИС.
Обеспечение заявки

Сумму обеспечения указывает заказчик в извещении о закупке, она должна быть в пределах от 0,5% до 5% от НМЦК. Обеспечение заявки заморозится на спецсчете до окончания аукциона.

Если заявка составлена правильно и обеспечена, оператор подтвердит ее получение в течение часа и присвоит ей идентификационный номер.

Отклонение заявки оператором ЭТП

Оператор ЭТП отклонит заявку, если:

  • Участник прислал ее после истечения срока подачи заявок.
  • До истечения срока регистрации участника осталось меньше трех месяцев.
  • Участник подал вторую заявку, не отозвав первую. Отозвать заявку можно в любой момент до окончания периода приема подачи заявок.

Отклоняя заявку, оператор обязательно указывает причину. После этого заявку можно будет исправить и отправить повторно.

Участие в аукционе

Участники заходят на электронную площадку в назначенное время и предлагают цены за исполнение контракта. В ходе аукциона поставщики улучшают свои предложения, поочередно снижая их в пределах шага аукциона.

Шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% от НМЦК.

Нельзя подавать цену:

  • выше предыдущего предложения;
  • равную своему предыдущему предложению;
  • равную нулю.

Аукцион завершается, если в течение 4 минут не поступает новых предложений. Выигрывает участник, предложивший самую низкую цену за исполнение контракта. Общая длительность торгов не должна превышать 5 часов.

После определения победителя аукциона начинается переторжка.

Переторжка

Дополнительные 10 минут, в течение которых участники могут снизить свою цену и приблизить ее к цене победителя. Если победитель не удовлетворит требованиям заказчика по второй части заявки, контракт получит участник, занявший второе место.

Во время переторжки цену можно снижать независимо от шага аукциона. Нельзя подавать цену, равную своему предыдущему предложению, нулю, ниже цены победителя аукциона.

Проведение аукциона и переторжки регулирует оператор ЭТП — фиксирует предложения и время их подачи, обеспечивает конфиденциальность информации об участниках и отклоняет предложения, которые не соответствуют правилам аукциона. По итогам оператор составляет протокол, отправляет его заказчику и публикует на ЭТП.

Протокол аукциона

В протоколе оператор ЭТП указывает время начала и окончания аукциона, площадку, НМЦ контракта и итоговые предложения участников: от самой высокой к самой низкой цене.

Заказчик рассмотрит заявки участников и заключит контракт с поставщиком, предложившим самую низкую цену за исполнение контракта, при условии, что его заявка соответствует требованиям закупки.

Тендеры со всех торговых площадок в одной программе

Подписание контракта

Заказчик отправляет победителю неподписанный проект контракта. Контракт необходимо подписать в течение 5 дней после его получения, иначе попадете в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. Поставщик, сведения о котором есть в РНП, не может участвовать в госзакупках.

Одновременно с подписанием нужно предоставить обеспечение исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта

Это залог, который переводится на счет заказчика. Он возвращается, когда все обязательства по контракту выполнены. Если поставщику начисляют штрафы или пени, они будут вычитаться из этой суммы. Сумма обеспечения контракта определяется заказчиком. Минимальное обеспечение исполнения контракта — 0,5% от НМЦК, максимальное — 30% от НМЦК.

Контракт можно обеспечить независимой гарантией. Чтобы оформить независимую гарантию, обратитесь в Тензор. Гарантию выпустят в течение 1 рабочего дня в аккредитованном Минфином банке.

Разногласия по контракту

Если проект контракта не соответствует извещению о закупке или документации к ней, победитель может направить заказчику протокол разногласий. Составить протокол разногласий можно по образцу.

В течение 2‑х дней заказчик отправляет доработанный проект контракта в ЕИС. Если заказчик не согласен с протоколом, он отправляет прежний проект контракта и указывает причины, по которым отказывается вносить в него изменения.

Как провести аукцион: инструкция для заказчика

Заказчик публикует закупку, дожидается результатов торгов, рассматривает заявки на участие и подводит итоги. Если заявка участника, сделавшего минимальное предложение на аукционе, подходит под требования заказчика, с ним заключают контракт. В противном случае заказчик выбирает другого подрядчика.

Публикация извещения и аукционной документации

Заказчик размещает в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещение о закупке и аукционную документацию. С этого момента начинается период подачи заявок на участие:

  • НМЦК ≤ 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 7 дней;
  • НМЦК > 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 15 дней.
Извещение

Извещение о закупке заказчик формирует в ЕИС, основываясь на позиции в плане-графике закупок. Выбирает из выпадающего списка ЭТП, на которой будет проходить аукцион. Данные о закупке автоматически выгружаются из ЕИС на выбранную площадку.

В извещении заказчик указывает:

  • Информацию о себе: название, адрес организации, контакты, ФИО ответственного за проведение аукциона лица.
  • Условия контракта — что и в каком объеме закупается, место поставки товара или выполнения работ.
  • Срок исполнения контракта.
  • НМЦК и источник финансирования заказчика.
  • Ограничения по участникам — например, закупка проводится только для субъектов малого предпринимательства (СМП).
  • Размер обеспечения заявки и контракта, способы их предоставления.
Аукционная документация

Основную информацию о закупке заказчик указывает в извещении (ч. 1 ст. 42 44‑ФЗ):

  • сведения о заказчике;
  • ИКЗ заказа;
  • способ закупки;
  • сведения об ЭТП;
  • сколько товаров закупает;
  • срок поставки;
  • НМЦК тендера;
  • размер аванса;
  • есть ли преимущества;
  • установлен ли нацрежим;
  • размер обеспечения (при необходимости);
  • срок подачи заявок;
  • дата торгов;
  • иные данные.

К извещению заказчик прикладывает электронные документы (ч. 2 ст. 42 44-ФЗ):

  • описание объекта закупки;
  • обоснование НМЦК;
  • проект контракта;
  • требования к содержанию заявки на участие;
  • перечень доптребований;
  • иные сведения.

Поставщики изучают извещение и приложенные к нему документы и, если у них возникают вопросы, отправляют запросы на разъяснения аукционной документации. Ответить на них следует в течение двух дней.

По запросам поставщиков или по другим причинам может потребоваться внесение изменений в извещение и документы к закупке после их публикации в ЕИС.

Изменения в документах

Заказчик может опубликовать в ЕИС новый вариант извещения и аукционных документов не позднее, чем за один рабочий день до окончания срока приема заявок. При этом срок приема заявок увеличивается — на 7 или 3 дня в зависимости от размера сделки.

Нельзя менять объект закупки или увеличивать сумму обеспечения контракта.

Определение победителя аукциона

Оператор ЭТП проведет аукцион и составит по его итогам протокол торгов. В протоколе будут указаны итоговые предложения участников, ранжированные от самой высокой к самой низкой цене. Оператор отправляет протокол заказчику. К протоколу прикладывает заявки.

Закупку выигрывает участник, предложивший на аукционе минимальную цену, при условии, что его заявка полностью соответствует требованиям заказчика.

Отбор участников аукциона

Заявки рассматриваются не более 2‑х рабочих дней в один этап. По итогам рассмотрения нужно сформировать и опубликовать в ЕИС протокол. Оттуда он автоматически выгрузится на площадку.

В протоколе укажите решение каждого члена аукционной комиссии по каждой заявке. Если заявка отклонена, пропишите причину и дайте ссылку на конкретные положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника и на статьи 44‑ФЗ.

Отклонить заявку можно по следующим причинам:

  • Поставщик из недружественной РФ страны.
  • Поставщик из ЕАЭС не внес на счет обеспечение.
  • Поставщик не подтвердил соответствие доптребованиям или требованиям универсальной предквалификации или не соответствует этим требованиям.
  • Такое решение продиктовано правилами нацрежима. Например, при запрете на допуск импорта.

Подписание контракта

После определения победителя аукциона заказчик отсылает ему неподписанный проект контракта. Поставщик должен подписать его в течение 5 дней, в противном случае нужно подать в ФАС заявление о его внесении в реестр недобросовестных поставщиков.

Если между проектом контракта и документами закупки будут расхождения, поставщик вправе направить заказчику протокол разногласий. На рассмотрение протокола разногласий есть 2 рабочих дня. За это время нужно внести в проект правки и отправить новый вариант поставщику, либо отправить прежний вариант и обосновать свой отказ менять проект контракта. После подписания контракта победителем, заказчик должен подписать контракт и выложить его в ЕИС в течение 2 дней.

Найдите тендеры по своему запросу в один клик

Сроки для каждого этапа

Этап Срок
Внесение изменений в извещение или аукционную документацию Не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока приема заявок. Срок подачи заявок при этом увеличивается на 7 и 3 дня, в зависимости от размера сделки
Подача запроса на разъяснение документации Не позднее, чем за 3 дня до даты окончания срока приема заявок
Размещение разъяснений по запросам В течение 2‑х дней с момента размещения запроса на разъяснение документации
Подача заявок на участие НМЦК ≤ 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки капремонта, строительных работ) — от 7 дней
НМЦК > 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки капремонта, строительных работ) — от 15 дней
Обеспечение заявки на участие Одновременно с подачей заявки на участие
Проведение аукциона Через два часа после окончания срока подачи заявок
Рассмотрение заявок (публикация протокола) В течение 2‑х рабочих дней после окончания подачи заявок, но не позже даты подведения итогов из извещения о проведении аукциона
Отправка проекта контракта победителю В течение 2 дней со дня публикации протокола подведения итогов в ЕИС
Подписание проекта контракта победителем В течение 5 дней после получения проекта контракта
Размещение протокола разногласий с проектом контракта В течение 5 дней после получения проекта контракта
Рассмотрение протокола разногласий заказчиком В течение 2‑х рабочих дней с момента получения протокола разногласий
Подписание проекта контракта заказчиком В течение 2‑х рабочих дней со дня публикации проекта контракта, подписанного победителем аукциона
Не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов аукциона
Обеспечение исполнения контракта Одновременно с подписанием проекта контракта

Может ли заказчик отменить аукцион?

Да, может. Нужно опубликовать в ЕИС решение об отмене аукциона не позднее, чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок.

Может ли цена контракта опуститься ниже нуля?

Да, может. В этом случае поставщик платит заказчику за возможность заключить с ним контракт. Побеждает участник, который предложил самую высокую цену.

Что делать, если нет заявок на участие в аукционе?

Если заявок на участие в аукционе нет или ни одна из них не соответствует требованиям, заказчик меняет план-график закупок в ЕИС и проводит закупку другим способом.

Что делать, если на участие в аукционе подана 1 заявка или только 1 заявка соответствуют требованиям?

Заявка рассматривается заказчиком в течение 2-х рабочих дней. Если она соответствует требованиям, с поставщиком заключают контракт. Если не соответствует – заказчик отклоняет ее, вносит изменения в план-график закупок и проводит закупку другим способом.

Во время аукциона не поступило ценовых предложений — что делать?

В течение 2-х рабочих дней заказчик рассматривает заявки и составляет протокол, в котором указывает, какие заявки и участники соответствуют требованиям, а какие нет и почему. Контракт заключается с поставщиком, который соответствует всем требованиям и снизил цену больше остальных. Если поставщик отказывается подписать контракт, он попадает в РНП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *