Кто контролирует капитальный ремонт многоквартирных домов в москве
ЖК РФ Статья 172. Контроль за формированием фонда капитального ремонта
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 172 ЖК РФ
1. Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
2. Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
3. Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
5. Орган государственного жилищного надзора предоставляет сведения, указанные в частях 1 — 4 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом. Указанный федеральный орган размещает предоставленные органом государственного жилищного надзора сведения в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 263-ФЗ, от 24.06.2023 N 276-ФЗ)
Все идет по плану: как проконтролировать капитальный ремонт своего дома

Капитальный ремонт многоквартирного дома его жители зачастую воспринимают как стихийное бедствие, которое нужно просто пережить, не особо вникая в детали. Однако пассивная позиция чревата не только тем, что работы могут выполнить некачественно. Если проведению капремонта не содействует совет дома, это может привести к конфликтам подрядчика с жильцами и даже краху добрососедских отношений. Специально для активистов московский Институт экономики города разработал дорожную карту капитального ремонта. В ней пошагово расписан алгоритм действий, который поможет заинтересованным жильцам контролировать ход работ на объекте. С разрешения создателей мы подготовили текстовую версию этой схемы.
На этом этапе нужно подтвердить необходимость проведения капитального ремонта дома в сроки, определенные региональной программой, а также понять, готовы ли его жители расширить перечень работ и увеличить для этого денежные взносы.
Шаг 1. Сбор и оценка информации, необходимой для принятия решения о проведении капитального ремонта
Первым делом необходимо узнать, какие работы по капитальному ремонту запланированы в региональной программе для вашего дома и какие из них будут проводить в ближайшие три года. Эту информацию можно получить на сайте оператора капитального ремонта (фонда капремонта — Ред.) вашего региона — обычно на таких ресурсах есть кнопка «Найти свой дом».
Далее нужно будет сравнить эти планы с реальным состоянием многоквартирного дома. Программа программой, но все же вы знаете свой дом лучше, и может оказаться, что в намеченных работах он нуждается не так остро, как в чем-нибудь еще.
Запросите у управляющей компании или ТСЖ несколько документов, которые помогут это установить:
- выписку из технического паспорта дома;
- акты осмотра, проверки (испытаний) состояния оборудования и конструкций на крайнюю дату;
- выписку из журнала осмотра.
Если управляющая организация откажет в помощи, осмотр можно провести силами актива дома. Право на ревизию общего имущества собственникам помещений, совету дома, правлению ТСЖ или ЖСК дает п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление правительства № 491 от 13.08.2006).
Вы можете скачать нормативные документы и стандарты, используемые для проведения технического осмотра многоквартирного дома, а также примеры актов осмотра, подготовленные Институтом экономики города.
Второй вариант действий — привлечение к осмотру специализированной экспертной организации. Найти надежного подрядчика поможет сайт Национального объединения строителей.
Актуализировав данные о состоянии дома, обсудите со специалистами управляющей организации возможность изменения сроков и перечня запланированных работ по капитальному ремонту. По итогам этой беседы нужно будет составить новый перечень с обоснованием внесенных изменений.
Помните, что не все работы могут быть оплачены за счет средств фонда капитального ремонта. Перечень того, на что могут пойти установленные взносы (кроме работ, указанных непосредственно в Жилищном кодексе), каждый регион дополняет самостоятельно. Обязательно ознакомьтесь с таким перечнем перед тем, как что-то планировать
Следующий шаг — проведение опроса собственников жилья, в ходе которого нужно выяснить, поддерживают ли они выдвинутые активом предложения. Узнайте у соседей, согласны ли они на изменение сроков и/или перечня работ по капремонту и готовы ли увеличить размер взносов для оплаты дополнительных работ или закупки более качественных материалов. Примеры документов, информационных материалов для проведения опроса собственников помещений и оформления его результатов также можно найти на сайте Института экономики города.
Если в опросе приняли участие менее 25% собственников жилья или они отвергли предложение актива, значит, оно, скорее всего, не получит поддержку на общем собрании, поэтому переходите к шагу 3.
Шаг 2. Оценка финансовой стороны предстоящего капитального ремонта
Если деньги на проведение капитального ремонта вашего дома аккумулируются на счете Фонда капитального ремонта (ФКР), то в стандартной ситуации вам нет нужды волноваться о том, что что-то пойдет не так. По закону региональный оператор должен полностью финансировать проведение работ по намеченному плану. Однако, если вы собираетесь внести в него коррективы, заглянуть в финансовую документацию все же понадобится.
На сайте любого регионального фонда капремонта можно найти ежеквартальную отчетность о формировании фондов капитального ремонта по каждому дому, из которой видно, сколько денег есть «на счете» дома, когда и на какие работы они расходовались.
Имеющиеся накопления очень важно оценить, если:
- предполагается выполнение дополнительных видов работ;
- общее собрание решило провести капремонт раньше намеченного срока;
- при ремонте планируется использовать более дорогие и качественные материалы.
В этих случаях активу дома необходимо просчитать потенциальное превышение максимальной стоимости работ, установленной региональными властями для регионального оператора, и поставить перед собственниками вопрос о соответствующем повышении взносов. Как уже было сказано, это требует обсуждения на общем собрании.
Возможность сдвинуть срок капитального ремонта закреплена законодательно. Проще всего сделать это, если деньги дома хранятся на отдельном спецсчете — тогда капремонт проводится на основании решения общего собрания собственников жилья. В случае, когда взносы аккумулирует регоператор, процедура становится более сложной — изменения нужно будет обосновать и добиться внесения изменений в региональную программу
В любом случае первый шаг к ускорению капитального ремонта — это решение общего собрания собственников. Далее алгоритм действий может быть разным в зависимости от того, хотят ли собственники выйти из «общего котла» и провести ремонт досрочно своими силами или они хотят, чтобы региональный оператор провел ремонт дома в более ранние сроки. Возможность реализации первого решения зависит от региона.. Обычно власти просят сообщать о таком заблаговременно (примерно за год), чтобы деньги дома можно было перевести из «общего котла» на специальный счет.
Если же собственники хотят, чтобы ремонт провел региональный оператор, то решение об изменении перечня или сроков работ нужно довести до уполномоченного регионального органа (регионального министерства ЖКХ) и регионального оператора. Если необходимость проведения ремонта досрочно признают обоснованной, то уполномоченный орган внесет изменения в региональную программу, а региональный оператор будет проводить ремонт в соответствии с новым сроком и перечнем работ.
Разумеется, решение собственников воплотить в жизнь проще, если сумма на счете достаточна для проведения работ. Если же новая смета капремонта превышает накопления или установленный для регионального оператора лимит, дому нужно будет определить дополнительные источники финансирования (это может быть повышение взносов, привлечение кредитов и другие варианты).
Шаг 3. Предотвращение возможных конфликтных ситуаций внутри дома, связанных с проведением капитального ремонта
Не стоит думать, что проведению капитального ремонта дома будут безоговорочно рады все его жильцы, особенно, если он будет проходить внутри квартир. У части собственников могут найтись причины, по которым они, возможно, будут не только высказывать возмущение относительно работ, но и мешать им. К таким ситуациям лучше подготовиться заранее — в этом случае у актива будет намного больше шансов конструктивно решить все конфликты.
Основная проблема при проведении капремонта связана с тем, что бригады рабочих не могут попасть в некоторые квартиры, а ведь в них тоже есть элементы общедомового имущества, например, стояки отопления. Причины здесь могут быть разными, и о них мы поговорим чуть ниже. Начать же эту часть подготовительного этапа лучше с профилактической агитации. На информационных стендах у подъездов нужно разместить памятки о том, что пускать сотрудников подрядной организации к себе домой жильцов обязывает закон (пп. 3 и 4 ст. 30 ЖК РФ). Пример такой памятки можно скачать здесь.
Также при каждом удобном случае активу дома нужно проводить личные беседы на эту тему со всеми соседями, а затем организовать опрос или поквартирный обход (примерная форма для их проведения — здесь). Это позволит очертить круг потенциально проблемных квартир, в которых либо никто не живет, либо владельцы настроены категорически против.
Возможные проблемы:
- в квартире никто не живет;
- собственник сдал квартиру нанимателям;
- владельцы не могут присутствовать при ремонте;
- хозяева установили новые трубы, радиаторы и т.п. и не хотят их менять;
- доступ к инженерным сетям в квартире перекрыт (например, после самовольной перепланировки);
- собственники не могут самостоятельно демонтировать внутреннюю отделку, кондиционеры, антенны на наружной стене и другие помехи.
Проанализируйте полученные результаты (примерная форма сводного анализа — здесь). Если проблемных квартир не оказалось, вам очень повезло. Если же трудности с доступом все-таки выявились, для каждого отдельного случая нужно разработать свой план действий: разыскать владельца квартиры, договориться с ним, обеспечить помощь в демонтаже мешающих конструкций и т.д. (рекомендации по выявлению, предотвращению и разрешению конфликтов можно найти здесь; примерная форма плана действий — здесь).
Будьте готовы к тому, что в доме могут остаться «проблемные» квартиры, в отношении которых актив не добьется никаких положительных результатов. Информацию о них нужно будет передать в региональный Фонд капремонта и попросить у его сотрудников помощи.
Действия на этом этапе зависят от того, какое решение относительно сроков и объема работ по капремонту приняло общее собрание собственников. Если жильцы решили придерживаться плана, который предлагает региональный Фонд, ничего в нем не менять и не доплачивать, то решение о проведении капитального ремонта принимается после получения соответствующего предложения от регионального оператора — в течение 1-3 месяцев с момента его поступления.
Для этого организуется общее собрание с предварительными разъяснениями, где собственники должны утвердить перечень предложенных работ и их стоимость (пример бюллетеня для голосования — здесь, рекомендации по его проведению — здесь). Также жителям дома нужно будет выбрать одного или нескольких уполномоченных по вопросам взаимодействия с ФКР и подрядной организацией — они будут контролировать ход работ и решать все возникающие вопросы, а самое главное — подписывать от имени всех собственников помещений в доме акты приемки оказанных услуг и выполненных работ.
В случае проведения собрания в форме заочного голосования крайне желательно организовать еще и очное обсуждение поставленных вопросов, в ходе которого актив дома сможет разъяснить соседям все нюансы предстоящего ремонта
Копию протокола общего собрания с результатами голосования нужно будет направить не только в жилищную инспекцию (общее требование Жилищного кодекса), но и региональному оператору капитального ремонта.
В случае, если на подготовительном этапе собственники помещений решили изменить сроки проведения, перечь работ или согласились увеличить взносы на капремонт, решение по всем этим вопросам необходимо принять до получения соответствующего предложения от регионального оператора — за 6-12 месяцев до начала капитального ремонта, чтобы на основании решения общего собрания были внесены изменения в региональную программу.
Первым этапом проведения капитального ремонта любого дома становится разработка проекта предстоящих работ. Этим занимаются специализированные организации. Если за ремонт отвечает региональный оператор, то именно он выбирает конкретного подрядчика по итогам конкурсного отбора.
Во избежание проблем в будущем активу дома важно проследить за ходом этого конкурса и убедиться в том, что победитель действительно обладает необходимой квалификацией. Отследить результаты торгов можно на сайте регионального Фонда капремонта или непосредственно при очном обращении.
Надежность выбранной проектной организации можно определить, убедившись, что она входит в реестр квалифицированных подрядчиков вашего региона (ссылку можно найти, например, на сайте Министерства строительства области — Ред.).
Контролировать разработчика нужно и на дальнейших этапах его деятельности. Так, представители собственников имеют право принять участие в предпроектном обследовании дома и получить копию итогового технического заключения (пример — здесь). Сделанные проектировщиками выводы нужно сравнить с результатами, полученными активом на подготовительном этапе, и при необходимости устранить противоречия.
Уполномоченный от дома также должен участвовать и в приемке готового проекта капремонта. Для этого нужно запросить у проектировщика разработанную документацию (нормативные документы, на которые он должен опираться при ее создании — здесь) и убедиться, что в ней нашли отражение установленные на общем собрании требования к качеству ремонта. Окончательную приемку проектной документации осуществляет специальная комиссия, и активу дома нужно добиться включения в нее представителя собственников.
На этом этапе ФКР должен выбрать подрядную организацию, которая будет заниматься капитальным ремонтом вашего дома. Как и в случае с проектировщиками, делается это через конкурсную процедуру (часто в форме электронного аукциона). Разумеется, активу дома также нужно проследить за его ходом и за тем, что выбранная компания будет обладать необходимой квалификацией и входить в уже упомянутый реестр квалифицированных подрядчиков региона. Нелишним будет найти в интернете отзывы о ее работе на других объектах вашего города. Всю полученную информацию нужно довести до жильцов дома.
Следующим шагом должно стать налаживание контактов с ответственными за работы, представителем Фонда капремонта, инженером технического надзора и представителем подрядной организации. У уполномоченного дома должны быть телефоны этих сотрудников.
Также нелишним будет организовать информационную встречу актива дома с представителями Фонда капремонта и подрядчика, чтобы еще раз обсудить все нюансы — сроки работ, технику безопасности, а также передать им информацию об имеющихся проблемах. На встречу можно пригласить управляющую организацию и районных депутатов
Далее необходимо еще раз проинформировать соседей о предстоящем капитальном ремонте. В доме должны быть размещены информационные стенды. Их отсутствие — повод обратиться в ФКР.
Чтобы убедиться, что достигнутые ранее договоренности о беспрепятственном доступе в квартиры по-прежнему в силе, пригласите подрядчика принять участие в повторном поквартирном обходе.
Во время обхода:
- напомните жителям о достигнутых договоренностях;
- согласуйте с жильцами конкретные даты и время проведения работ в их квартирах;
- доведите до жильцов требования техники безопасности при проведении работ в квартирах;
- обсудите обещанную им помощь в обеспечении доступа к коммуникациям, дежурстве в квартирах и пр.
Такое же деятельное участие актив дома должен принять и в самом открытии работ. Убедитесь, что приготовленные для капремонта материалы и оборудование соответствуют проектной документации и подрядному договору. Договоритесь об участии представителя собственников в подписании акта открытия работ по капитальному ремонту.
Если переговоры насчет допуска в одну или несколько квартир не имели успеха, примите участие в составлении акта по установлению факта воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту. Порядок составления таких актов и их форму каждый регион утверждает собственным постановлением. Составленный акт передается региональному оператору, который направляет его в уполномоченный орган для дальнейших разбирательств.
Первое обязательное правило на стадии начала работ — внимательное прочтение договора на выполнение капремонта и проверка его на полноту и достоверность сведений. Утвержденные региональными министерствами ЖКХ типовые образцы таких документов без труда можно найти в интернете.
Далее основной задачей актива становится помощь рабочим в получении доступа во все жилые помещения. Для этого проследите, чтобы по возможности все собственники получили уведомления о сроках проведения работ в их квартирах, а те, кому нужна какая-либо помощь, своевременно получили ее. Обязательно принимайте участие в составлении актов недопуска в те помещения, куда так и не удалось попасть.
Обязательно контролируйте соответствие проводимых работ проектной документации, а используемых материалов — установленным требованиям. О порядке осуществления такого контроля можно прочитать здесь. Кроме того, желательно следить за тем, чтобы подрядчик исправно фиксировал все проведенные работы в журнале капитального ремонта
Контролируйте складирование строительных материалов в доме, уборку и вывоз строительных отходов, мусора, соблюдение технической и пожарной безопасности, противоаварийных мероприятий, общественного порядка. При выявлении каких-либо нарушений составляйте акты их фиксации.
Если в ходе капремонта подрядчик нанес ущерб имуществу собственников квартир, актив дома должен помочь им добиться компенсации. Помогите соседям составить обращение в региональный Фонд капитального ремонта или исковое заявление в суд. В некоторых случаях для точного установления ущерба понадобится привлечь независимых оценщиков.
Итак, все работы произведены, и ваш дом снова как новенький. Однако завершенным капитальный ремонт будет считаться только после того, как специальная комиссия оценит его качество и подпишет акт приемки работ. В состав такой комиссии входят сотрудники Фонда капремонта, местной администрации, специалисты технического надзора, управляющей домом организации, представители подрядчика и, конечно же, собственников жилья.
На этом этапе вам необходимо убедиться, что уполномоченный от собственников действительно приглашен на заседание комиссии. Проконтролируйте, чтобы Фонд капремонта известил актив дома о месте и времени ее работы. Перед походом туда делегату необходимо ознакомиться с «Правилами приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий».
Итогом работы комиссии станет подписание актов, подтверждающих выполнение работ в принадлежащих собственникам помещениях, местах общего пользования, а также скрытых работ, контроль за которыми не может быть проведен без вскрытия конструкций.
На практике иногда бывают ситуации, когда позиция представителя собственников по поводу качества капитального ремонта расходится с позицией остальных членов комиссии. В таком случае закон дает уполномоченному право не подписывать акты и выразить особое мнение
Для этого нужно составить документ с указанием замечаний к оказанным услугам и (или) выполненным работам. Пример того, как это законодательно регламентировано в Москве, можно посмотреть тут.
В соответствии с п. 2.11 ст. 182 ЖК РФ гарантия на капитальный ремонт должна составлять не менее 5 лет. Любые дефекты, выявленные в этот период, региональный оператор обязан устранять безвозмездно. Поэтому состояние дома нужно время от времени контролировать. Договоритесь с управляющей организацией об участии представителей актива в осмотрах общего имущества, по итогам которых должны составляться соответствующие акты. Кроме того, попросите жильцов незамедлительно сообщать обо всех выявленных недостатках. Если они действительно обнаружатся, известите об этом Фонду капитального ремонта.
На следующем этапе всеми заинтересованными сторонами (Фондом, подрядчиком, представителем собственников, управляющей организацией — Ред.) должен быть составлен специальный рекламационный акт, где будут описаны выявленные проблемы и намечен путь их решения.
После завершения гарантийного ремонта совету дома нужно проконтролировать подписание еще одного акта — приемки работ по устранению недостатков, выявленных в гарантийный период.
Вместо заключения
Несмотря на внушительный объем, этот материал нельзя назвать исчерпывающей инструкцией по контролю за проведением капремонта. Здесь описана только одна из возможных схем — для случая, когда деньги на проведение работ аккумулируются на счете регионального оператора. Если свои средства дом решил поместить на отдельный спецсчет, алгоритм действий будет несколько иным. В наглядной табличной форме он представлен на сайте Института экономики города.
Капитальный ремонт: за что платят жильцы и кто за него отвечает
Адвокаты ответили на жалобы граждан: «Управляющая организация отказалась чинить крышу, а прокуратура посоветовала жильцам подлатать ее самостоятельно». «Ремонт в подъезде сделали некачественно, да еще и по завышенным ценам, а ТСЖ прячет документы о расходах». «Фундамент дома пора менять. Только непонятно, кто это должен делать»

Протекает крыша дома, но никто не хочет за это отвечать
«В нашем многоквартирном доме обветшала крыша, в нескольких местах течет. Обратились в коммунальное хозяйство – отказали. Они больше не обслуживают дом. Написали в прокуратуру – получили ответ: “Проведите собрание с жильцами и отремонтируйте сами”. Кому и за что мы тогда платим каждый месяц? Что нам делать?»
Кому и за что платят жильцы многоквартирных домов?
Собственник квартиры в многоквартирном доме платит (ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ)):
- за содержание и текущий ремонт общего имущества дома;
- за жилое помещение и коммунальные услуги – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, отопление, природный газ;
- за капитальный ремонт.
Плату за содержание общего имущества рассчитывают по тарифу, принятому на общем собрании собственников при согласовании с управляющей организацией или ТСЖ. Если нет собственного тарифа – по тарифам, установленным местной администрацией, исходя из степени благоустройства дома. Для каждого помещения плату рассчитывают пропорционально квадратным метрам.
Плата за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, утвержденным Управлением государственного регулирования тарифов субъекта РФ. Коммунальные услуги потребители оплачивают либо напрямую через ресурсоснабжающую организацию, либо через управляющую организацию. Размер платы рассчитывают по счетчикам, а если их нет – по нормативу. При отсутствии счетчиков поставщик коммунальной услуги вправе применять в расчетах повышающий коэффициент. Исключение составляют те случаи, когда установка прибора учета технически невозможна.
Плату за капитальный ремонт вносят в фонд регионального оператора, если общим собранием собственников не установлен иной способ формирования фонда капремонта. Минимальный размер взноса в фонд капремонта определяет субъект РФ. Собственники на общем собрании могут принять собственный тариф, но он должен быть не меньше установленного в регионе.
Кто отвечает за ремонт крыши многоквартирного дома?
Восстановление отдельных элементов крыши (например, устранение трещин, частичная замена изношенных элементов, гидроизоляция и т.п.) – это текущий ремонт. Отвечает за него управляющая организация. А капитальный ремонт крыши (например, полная замена кровельного материала) – это зона ответственности регионального оператора. Такой ремонт проводят за счет средств, поступивших в качестве взносов на капремонт.
Узнать срок проведения капитального ремонта многоквартирного дома можно двумя способами:
- найти информацию в системе ГИС ЖКХ по адресу дома;
- обратиться с письменным запросом в фонд регионального оператора.
Причем можно будет получить информацию не только о годе ремонта, но и о запланированных работах – замене кровли, ремонте инженерных сетей дома и т.д.
Изменить график, перечень работ и увеличить сумму взноса могут только собственники квартир и нежилых помещений дома. Для этого им нужно провести собрание, так как орган управления многоквартирным домом – общее собрание собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ).
Что делать, если управляющая организация перестала обслуживать дом?
Есть несколько способов решить этот вопрос.
1. Обратитесь в местную администрацию. Она проведет конкурс и по его результатам назначит управляющую организацию для обслуживания дома. Эта организация должна будет содержать и ремонтировать общедомовое имущество, заниматься уборкой подъездов и придомовой территории. Оплату рассчитают по установленному администрацией тарифу. Минимальный обязательный перечень работ определен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290.
2. Проведите общее собрание собственников помещений и создайте товарищество собственников недвижимости. Определите сумму взноса на содержание общедомового имущества, порядок внесения платежей и ответственных лиц (правление, ревизионную комиссию), а также план работ по содержанию и текущему ремонту дома.
3. Проведите общее собрание собственников помещений и выберите управляющую организацию. Если она согласится обслуживать дом, с ней нужно заключить договор, определить тариф на содержание общедомового имущества и список работ. В этот список нужно включить все работы, установленные в обязательном минимальном перечне работ.
4. Если в многоквартирном доме не более 30 квартир, жильцы могут остаться на собственном (непосредственном) управлении. В таком случае на общем собрании собственников помещений нужно определить размер взноса на содержание общедомового имущества, порядок оплаты и план работ по дому, избрать совет дома и старшего по дому.
ТСЖ обманывает и не дает ознакомиться с документами
«У нас в доме начали ремонт подъездов. У правления ТСЖ есть свой подрядчик. Мы, жильцы, недовольны его работой: много недочетов, которые правление не собирается исправлять. К тому же в смете краска в четыре раза дороже, чем та, которую использовали. При этом ТСЖ отказывается показывать документы, подтверждающие расходы.
И вот что еще беспокоит: по документам должны были делать капитальный ремонт подъездов, но потом правление внесло в них изменения – указало текущий ремонт. Переделанные документы не предоставляют, в ГИС ЖКХ они не размещены. Это законно? Подскажите, куда обращаться?»
Какие документы могут изучить жильцы, даже если не входят в ТСЖ?
Каждый собственник жилья может ознакомиться со следующими документами (ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ):
- уставом товарищества собственников жилья, свидетельством о госрегистрации ТСЖ;
- реестром членов ТСЖ;
- бухгалтерской (финансовой) отчетностью товарищества, сметами его доходов и расходов на год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями (если проводили аудиторские проверки);
- заключениями ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;
- документами, подтверждающими права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
- протоколами общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления и ревизионной комиссии ТСЖ;
- документами, подтверждающими итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ;
- технической документацией на многоквартирный дом и другими документами, связанными с управлением домом;
- иными внутренними документами товарищества, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ.
Неважно, является собственник жилья членом ТСЖ или нет. Он имеет право подать заявление в товарищество с требованием представить для ознакомления интересующую его документацию. Если ему откажут, он может обратиться с мотивированной жалобой в Государственную жилищную инспекцию и районную прокуратуру.
Кто контролирует работу ТСЖ?
Товариществом собственников жилья управляют общее собрание членов ТСЖ и правление ТСЖ (ст. 144 ЖК РФ). К полномочиям общего собрания, в числе прочего, относятся (ст. 145 ЖК РФ):
- утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
- утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений;
- утверждение годового отчета о деятельности правления ТСЖ;
- утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
- рассмотрение жалоб на действия правления ТСЖ, председателя правления и ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ.
Общее собрание членов ТСЖ избирает ревизионную комиссию, но не более чем на два года. В ее состав не могут входить члены правления ТСЖ (ст. 150 ЖК РФ). Задачи комиссии:
- проводить ревизии финансовой деятельности товарищества не реже чем один раз в год;
- представлять общему собранию членов ТСЖ заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
- представлять общему собранию членов ТСЖ заключение о смете доходов и расходов на год, а также отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;
- отчитывается перед общим собранием членов ТСЖ о своей деятельности.
Куда жаловаться собственникам жилья?
Если вы недовольны качеством выполненных работ в многоквартирном доме, можно направить возражения в правление ТСЖ. Так вы заодно выясните: подписаны ли без разногласий акты выполненных работ с подрядчиками; произведена ли оплата в полном объеме. Возможно, уже идут судебные споры, о которых вы не знаете.
Если есть претензии к порядку расходования денег, обратитесь в ревизионную комиссию. Она оценивает в том числе целесообразность проведения работ. По итогам года комиссия обязана представить собственникам отчет для утверждения на общем собрании.
Если вы считаете, что ответы на ваши вопросы не содержат достоверную информацию, можно обратиться с мотивированной жалобой в Государственную жилищную инспекцию и районную прокуратуру.
Как быть, если кажется, что деньги жильцов со спецсчета уходят не туда?
Деньги, которые собственники вносят на спецсчет для проведения капремонта, могут расходоваться в соответствии с решением общего собрания членов ТСЖ только на капитальные работы, определенные собственниками.
Правление ТСЖ имеет право самостоятельно заключать договоры на обслуживание, эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 6 ст. 148 ЖК РФ). Но заменять в документах капитальный ремонт текущим нельзя – у них разные источники финансирования. На текущий ремонт уходят средства, внесенные на содержание общего имущества; а на капитальный ремонт – деньги, поступающие на спецсчет.
Ознакомьтесь с первичной бухгалтерской документацией ТСЖ, чтобы разобраться. Если выявите нарушение, обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию и районную прокуратуру, просите провести проверку, ставьте вопрос о переизбрании членов правления и ревизионной комиссии.
Общедомовое имущество: что это и кто его должен содержать
«Я собственник квартиры в шестиквартирном одноэтажном доме в селе. Остальные квартиры в муниципальной собственности. Кто обязан менять венцы под моей квартирой, которые служат фундаментом дома? Можно ли их считать общедомовым имуществом?»
Что относится к общедомовому имуществу?
Помещения общего пользования в многоквартирном доме входят в состав общего имущества. Они не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения в доме (п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491). К ним относятся в том числе:
- ограждающие несущие конструкции дома (фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и др.);
- ограждающие ненесущие конструкции дома (окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и др.).
Кто должен содержать общедомовое имущество?
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан содержать это помещение и участвовать в расходах на содержание общего имущества дома соразмерно своей доле (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ). Он оплачивает содержание жилого помещения, общего имущества и перечисляет взносы на капитальный ремонт.
Если более 50% общего имущества многоквартирного дома принадлежит России, субъекту РФ или муниципальному образованию, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс, чтобы выбрать управляющую организацию. По его итогам заключают договор с организацией, которая будет управлять домом (ст. 163 ЖК РФ).
Кто должен проводить капитальный ремонт в многоквартирном доме?
Капитальный ремонт многоквартирного дома – это устранение неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества, в том числе их восстановление или замена, чтобы улучшить эксплуатационные характеристики этого имущества (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
В ст. 166 ЖК РФ установлен перечень работ по капитальному ремонту для общего имущества в многоквартирном доме. В него входят:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт, замена и модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений;
- ремонт фасада;
- ремонт фундамента многоквартирного дома.
Эти работы проводят за счет средств фонда капитального ремонта, который формируют исходя из минимального взноса на капремонт, установленного в субъекте РФ. Перечень многоквартирных домов субъекта, где планируется провести капитальный ремонт, утверждается в региональной программе. Собственники помещений многоквартирного дома также могут принять решение о проведении капремонта. Оплачивать его будут из денег, внесенных в качестве взносов на капитальный ремонт (ст. 166, 169, 189 ЖК РФ).
Региональный оператор капитального ремонта привлекает специализированных подрядчиков для ремонта общего имущества дома (п. 2, 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Прокурор разъясняет — Прокуратура Брянской области
Если капитальный ремонт проводится региональным оператором (Фонд капремонта), то согласно ч. 1 ст. 180 ЖК РФ оператор обязан выступить в роли технического заказчика, соответственно, проконтролировать качество выполняемых работ. Если деньги на капремонт собирались на специальном счете, ответственность лежит на его владельце — управляющей организации или товариществе собственников жилья, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Для этих целей заказчик капитального ремонта привлекает на договорной основе специализированные организации, уполномоченные на осуществление строительного контроля. Должностные лица таких организаций обязаны присутствовать не только на финальном этапе – при приемке полностью выполненных работ, но и при выполнении отдельных этапов с целью составления актов скрытых работ. Этот документ свидетельствует о том, что данные ответственные работы выполнены в надлежащем качестве. Полного списка скрытых работ нет, для каждого ремонта он составляется еще на этапе подготовки проектной документации. Учет актов скрытых работ ведется в специальном журнале. Такие акты включены в состав документации при приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Отдельно следует отметить возможность контролировать качество выполненных работ по капитальному ремонту самими собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Так, в случае принятия на общем собрании собственников решения в соответствии с ч. 2 ст. 190 Жилищного кодекса РФ о выборе лица, уполномоченного действовать от имени собственников помещений в доме, у подрядчика возникает обязанность организовать приемку работ с участием такого лица. Согласование выполненных работ происходит путем подписания акта представителем собственников. До тех пор, пока такой подписи не будет, работы не считаются выполненными, соответственно нет оснований для оплаты работы подрядчика.
Прокурор Жирятинского района А.В. Пасечник
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Брянской области
Прокуратура Брянской области
6 августа 2019, 16:07
Кто контролирует качество работ при капитальном ремонте? Как осуществляется контроль: поэтапно или после завершения работ?
Если капитальный ремонт проводится региональным оператором (Фонд капремонта), то согласно ч. 1 ст. 180 ЖК РФ оператор обязан выступить в роли технического заказчика, соответственно, проконтролировать качество выполняемых работ. Если деньги на капремонт собирались на специальном счете, ответственность лежит на его владельце — управляющей организации или товариществе собственников жилья, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Для этих целей заказчик капитального ремонта привлекает на договорной основе специализированные организации, уполномоченные на осуществление строительного контроля. Должностные лица таких организаций обязаны присутствовать не только на финальном этапе – при приемке полностью выполненных работ, но и при выполнении отдельных этапов с целью составления актов скрытых работ. Этот документ свидетельствует о том, что данные ответственные работы выполнены в надлежащем качестве. Полного списка скрытых работ нет, для каждого ремонта он составляется еще на этапе подготовки проектной документации. Учет актов скрытых работ ведется в специальном журнале. Такие акты включены в состав документации при приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Отдельно следует отметить возможность контролировать качество выполненных работ по капитальному ремонту самими собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Так, в случае принятия на общем собрании собственников решения в соответствии с ч. 2 ст. 190 Жилищного кодекса РФ о выборе лица, уполномоченного действовать от имени собственников помещений в доме, у подрядчика возникает обязанность организовать приемку работ с участием такого лица. Согласование выполненных работ происходит путем подписания акта представителем собственников. До тех пор, пока такой подписи не будет, работы не считаются выполненными, соответственно нет оснований для оплаты работы подрядчика.
Прокурор Жирятинского района А.В. Пасечник
Адрес: 241023, г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д. 1
Телефон: +7 (4832) 65-42-00
Прием граждан осуществляется
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45
Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.
Запись на прием осуществляется по телефону +7 (4832) 65-42-05 или непосредственно в прокуратуре области
С понедельника по четверг: с 9.00 до 17.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45