Кто является участником избирательного процесса
Перейти к содержимому

Кто является участником избирательного процесса

  • автор:

93. Понятие, участники и стадии избирательного процесса.

Избирательный процесс выступает как форма реализации субъективного и объективного избирательного права, представляющая важнейшую процедуру осуществления народовластия. Исходя из этого, порядок проведения выборов в основном регламентируется процессуальными нормами избирательного права.

Под избирательным процессом как политико-правовой категорией принято понимать урегулированную законами деятельность органов, групп избирателей, политических партий, общественных объединений по подготовке и проведению выборов в государственные институты и муниципальные органы.

Исходя из своей сущности, выборы должны обеспечиваться государственными ресурсами и организовываться публичными органами власти. В мировой практике существуют различные способы организации выборов. В большинстве демократических стран выборы организует исполнительная власть (администрация).

Если понимать избирательный процесс в узком смысле, то данное явление включает в себя установленные законом, последовательно сменяющие друг друга стадии. Любые выборы обязательно должны пройти через основные стадии без исключения какой-либо из них. Однако некоторые стадии избирательного процесса носят факультативный характер, например повторное голосование или повторные выборы.

Избирательный процесс — это урегулированная конституционно-правовыми нормами упорядоченная совокупность последовательных стадий, регламентирующих процедуру организации и проведения выборов в РФ.

Участниками (субъектами) избирательного процесса являются:

граждане, наделенные активным и пассивным избирательными правами. Они могут выступать в качестве кандидатов, избирателей, доверенных лиц, наблюдателей и т. д.;

избирательные объединения (политические партии);

уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица;

Виды и последовательность стадий избирательного процесса устанавливаются законодательством о выборах.

Стадии избирательного процесса — это обособленные и последовательные этапы подготовки и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия и избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ.

Стадии (подробно раскрываются в последующих вопросах):

Назначение выборов – стадия заключается в установлении даты голосования. Назначение выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо. Так, обычно парламентские выборы назначаются главой государства или правительством

Регистрация и составление списков избирателей. Эта стадия заключается во включении лица в специальные избирательные документы (списки избирателей), определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка.

Образование избирательных округов. Избирательный округ — это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица. Существует три основных вида округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные.

Образование избирательных участков. Избирательный округ состоит из более мелких избирательных единиц, объединяющих избирателей общим местом голосования — избирательных участков.

Образование избирательных комиссий. Выделяют следующие виды избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные и участковые.

Выдвижение и регистрация кандидатов. На этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, сенаторы, президенты. Основными способами выдвижения кандидатов традиционно выступают:

выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.

Информационное обеспечение выборов (предвыборная агитация). Главный смысл этой стадии в том, что граждане, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения.

Формы предвыборной агитации разнообразны: публичные мероприятия, встречи кандидатов с избирателями, политическая реклама, воздействие на избирателей через средства массовой информации

Тема 5. Участники избирательного процесса

Избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако общим для всех них является то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Всех участников избирательных правоотношений можно разделить на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

  • избиратели;
  • кандидаты;
  • доверенные лица и представители избирательных объединений;
  • наблюдатели;
  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

К коллективным субъектам избирательного права относятся:

  • избирательные комиссии;
  • избирательные объединения;
  • государственные органы и органы местного самоуправления;
  • средства массовой информации;

Избирательные комиссии

Одним из основных принципов избирательного права России является принцип организации и проведения выборов независимыми органами, то есть органами, не входящими в систему органов законодательной (представительной), исполнительной или судебной власти. Такими органами являются избирательные комиссии, объединенные в одну систему.

В систему избирательных комиссий Российской Федерации входят следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Все указанные избирательные комиссии, за исключением окружных, действуют на постоянной основе. Окружные избирательные комиссии формируются при необходимости.

Центральная избирательная комиссия

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) возглавляет систему избирательных комиссий Российской Федерации.

ЦИК России является федеральным государственным органом Российской Федерации. В состав ЦИК России входит 15 членов комиссии с правом решающего голоса, назначаемых в состав комиссии Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов), Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов) и Президентом Российской Федерации (5 членов). Руководят деятельностью ЦИК России председатель комиссии, его заместитель и секретарь комиссии. Состав ЦИК России формируется на срок полномочий, составляющий пять лет.

К основным полномочиям ЦИК России относятся:

  1. организация выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
  2. осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации;
  3. разработка нормативов технологического оборудования(кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждение указанных нормативов и осуществление контроля за их соблюдением;
  4. проведение мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  5. установление нормативов, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации составляет 5 лет.

Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К основным полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации относятся:

  1. организация выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, организация референдума субъекта Российской Федерации;
  2. осуществление на территории субъекта Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. организация размещения заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  4. утверждение перечня территориальных избирательных комиссий;
  5. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Избирательная комиссия муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

К основным полномочиям избирательной комиссии муниципального образования относятся:

  1. организация выборов органов местного самоуправления, организация местного референдума;
  2. осуществление на территории муниципального образования контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Территориальные избирательные комиссии

Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет 5 лет.

Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

К основным полномочиям территориальной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  2. обеспечение на соответствующей территории соблюдения нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  3. обеспечение на соответствующей территории реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  4. осуществление методической, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  5. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий.

Окружные избирательные комиссии

Окружные избирательные комиссии могут формироваться при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

По общему правилу срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

Формирование окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или избирательной комиссией муниципального образования, соответственно.

К основным полномочиям окружной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
  2. регистрация кандидатов в депутаты по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  3. утверждение текста бюллетеня в одномандатном (многомандатном) избирательном округе;
  4. определение результатов выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  5. осуществление правовой, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  6. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих участковых комиссий.

Участковые избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями на срок, составляющий 5 лет.

Основная цель деятельности участковой избирательные комиссии – обеспечение реализации гражданами активного избирательного права, права на голосование на референдуме при проведении на территории соответствующего избирательного участка выборов и референдумов любого уровня и вида.

К числу основных обязанностей участковой избирательные комиссии относятся следующие:

  1. информирование избирателей, участников референдума об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, участников референдума, а также о дне, времени и месте голосования;
  2. уточнение списка избирателей, участников референдума, ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассмотрение заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решение вопросов о внесении в него соответствующих изменений;
  3. обеспечение подготовки помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования помещения для голосования;
  4. обеспечение информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  5. контроль за соблюдением на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
  6. организация голосования на избирательном участке, участке референдума в день голосования, а также при проведении досрочного голосования;
  7. проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, составление протокола об итогах голосования и передача его в соответствующую избирательную комиссию;
  8. объявление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  9. рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) на нарушение законодательства о выборах и референдумах, иных законов и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений;
  10. обеспечение хранения и передачи в вышестоящую избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

Временные участковые избирательные комиссии

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наряду с участковыми избирательными комиссиями, действующими на постоянной основе, в целях подготовки и проведения конкретных выборов и референдумов, обеспечения реализации активного избирательного права, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях могут формироваться, так называемые, временные участковые избирательные комиссии.

Временные участковые избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией, которая определяет и срок их полномочий. Срок полномочий временной участковой комиссии не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

Избиратели

Избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Активным избирательным правом (т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, также обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской в реализации избирательных прав при проведении выборов.

Кандидаты

Важнейшими субъектами избирательного процесса наряду с избирателями, избирательными объединениями, избирательными комиссиями выступают кандидаты.

Кандидат – это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти или местного самоуправления.

Кандидат может быть выдвинут путем самовыдвижения и по инициативе избирательного объединения.

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в соответствии с законами Иркутской области составляет 45 дней со дня опубликования решения о назначении муниципальных выборов, 50 дней – выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, 20 дней – выборов губернатора Иркутской области.

Необходимой стадией избирательного процесса является регистрация кандидатов (списка кандидатов). С момента регистрации кандидат приобретает соответствующий статус, который позволяет ему беспрепятственно и на равных условиях с другими участвовать в предвыборной кампании.

Кандидатов регистрирует соответствующая избирательная комиссия при наличии необходимого количества собранных подписей избирателей.

Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.

Кандидаты создают (в соответствии с законом) собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право

  • на проведение встреч со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме;
  • на доступ к средствам массовой информации;
  • на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения;
  • на выпуск агитационных печатных материалов.
  • осуществлять подкуп избирателей;
  • производить вознаграждение избирателей в зависимости от итогов голосования;
  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
  • предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их уполномоченные представители, другие участники избирательного процесса не вправе заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью.

Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение вправе назначить доверенных лиц.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, государственными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию.

Наблюдатели

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основной функцией наблюдателя является обеспечение контроля за голосованием, установлением итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан.

В соответствии с действующим законодательством наблюдателей могут назначить:

– субъекты общественного контроля, т.е. общественные палаты – как федеральная, так и региональные;

– политические партии, выдвинувшие зарегистрированного кандидата или список кандидатов;

– зарегистрированные кандидаты или их представители;

Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Наблюдатели имеют право:

  1. знакомиться со списками избирателей;
  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования и при проведении досрочного голосования;
  3. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
  4. наблюдать за подсчетом голосов избирателей;
  5. наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
  6. обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
  7. знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов;
  8. обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
  9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Грубое нарушение прав наблюдателя может явиться достаточным основанием для признания выборов недействительными на соответствующем избирательном участке. Вместе с тем, для наблюдателей законодательством установлены специальные запреты. Наблюдатель не вправе:

  1. выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  2. расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
  3. заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  5. принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
  6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  7. вести агитацию среди избирателей;
  8. участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Осуществлять контроль на выборах могут и иностранные (международные) наблюдатели.

Представители средств массовой информации

Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Представителями средств массовой информации являются их ответственные сотрудники (главные редакторы, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари) и работающие в них журналисты. Средства массовой информации должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, а также должны быть аккредитованы в установленном порядке. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

Представители средств массовой информации как субъекты избирательного процесса имеют право:

  1. присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы с избирательными документами;
  2. присутствовать на избирательном участке при проведении голосования и при непосредственном подсчете голосов избирателей;
  3. присутствовать при проведении повторного подсчета голосов;

Иные субъекты избирательного процесса

К иным субъектам избирательного процесса относятся:

  • органы законодательной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления;
  • командиры воинских частей;
  • суды.

Данные субъекты выполняют в рамках избирательного процесса организационно-управленческие функции.

Органы законодательной власти выступают в качестве субъектов избирательного процесса, когда назначают выборы. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. Выборы глав администраций и депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации назначают органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях. Указанные сведения направляются в территориальные избирательные комиссии.

Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части относится к ведению командира воинской части.

Субъекты избирательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

Введение: в статье анализируются классификации субъектов избирательного процесса . Цель: определить место и роль различных субъектов, участвующих в избирательном процессе . Методы: использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический). В ходе научного поиска особое внимание уделялось сравнительному, системному методам исследования. Результаты: определен круг обязательных и факультативных субъектов избирательного процесса . Обязательные субъекты подразделяются на две подгруппы: основные участники и органы , проводящие и организующие выборы. Основные участники избиратели и кандидаты. Делается вывод о необходимости выделения коллективных основных субъектов (партии и избирательный корпус). Основные субъекты обладают максимальным объемом прав, именно они участвуют в формировании выборных органов власти и наделении полномочиями выборных должностных лиц. Также обязательными субъектами являются избирательные комиссии. Указанные участники являются уполномоченными субъектами и исполняют возложенные на них обязанности. Факультативные субъекты выполняют вспомогательную функцию, поскольку они помогают реализовать чужое активное и пассивное избирательное право . Указанные субъекты также подразделяются на две подгруппы. В первую подгруппу входят наблюдатели, доверенные лица и иные субъекты, как правило, обладающие процессуальными правами. Во вторую автором отнесены уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов. Выводы: в избирательном процессе участвуют субъекты, выполняющие различные функции. Объем их прав и обязанностей различен. В силу этого автор приходит к выводу, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Худолей Д. М.

SUBJECTS OF ELECTORAL PROCESS

Introduction: in article classifications of subjects of electoral process are analyzed. The purpose: to define a place and a role of the various subjects participating in electoral process. Methods: in article are used general scientific (dialectics, the analysis and synthesis, abstraction and a concrete definition) and private-scientific methods of research (legallistic, rather-legal, tehniko-legal). During scientific search the special attention was given to comparative, system methods of research. Results: the author defines a circle of obligatory and facultative subjects of electoral process. Obligatory subjects are subdivided on two subgroups: the basic participants and the bodies spending elections. The basic participants voters and candidates. The author also does a conclusion about necessity of allocation of collective basic subjects (parties and elective body). The basic subjects possess the maximum volume of the rights, they participate in formation of elected bodies of the power and investment with powers of elective officials. Also obligatory subjects are electoral commissions. The specified participants are the authorised subjects and fulfil the duties assigned to them. Facultative subjects carry out auxiliary function as they help to realise another's active and passive suffrage . The specified subjects also are subdivided on two subgroups. The first subgroup includes observers, authorised representatives and other subjects, as a rule, possessing laws of procedure. In the second subgroup the author carries the authorised bodies of the government, local government and the officials promoting the organisation and elections. Conclusions: the subjects who are carrying out various functions participate in electoral process. The volume of their rights and duties is various. Owing to it the author comes to conclusion, that the principle of equality of participants of electoral process allocated in a science should not be understood abstractly. Strict equality should be provided only among one-serial subjects. The similar inequality should not admit discrimination.

Текст научной работы на тему «Субъекты избирательного процесса»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

СУБЪЕКТЫ ИЗБИРА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: dmitry-hudoley@yandex.ru

Введение: в статье анализируются классификации субъектов избирательного процесса. Цель: определить место и роль различных субъектов, участвующих в избирательном процессе. Методы: использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический). В ходе научного поиска особое внимание уделялось сравнительному, системному методам исследования. Результаты: определен круг обязательных и факультативных субъектов избирательного процесса. Обязательные субъекты подразделяются на две подгруппы: основные участники и органы, проводящие и организующие выборы. Основные участники — избиратели и кандидаты. Делается вывод о необходимости выделения коллективных основных субъектов (партии и избирательный корпус). Основные субъекты обладают максимальным объемом прав, именно они участвуют в формировании выборных органов власти и наделении полномочиями выборных должностных лиц. Также обязательными субъектами являются избирательные комиссии. Указанные участники являются уполномоченными субъектами и исполняют возложенные на них обязанности. Факультативные субъекты выполняют вспомогательную функцию, поскольку они помогают реализовать чужое активное и пассивное избирательное право. Указанные субъекты также подразделяются на две подгруппы. В первую подгруппу входят наблюдатели, доверенные лица и иные субъекты, как правило, обладающие процессуальными правами. Во вторую автором отнесены уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов. Выводы: в избирательном процессе участвуют субъекты, выполняющие различные функции. Объем их прав и обязанностей различен. В силу этого автор приходит к выводу, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Ключевые слова: избирательное право; избирательный процесс; субъекты избирательного процесса; классификация субъектов избирательного процесса; обязательные субъекты избирательного процесса; факультативные субъекты избирательного процесса; органы, проводящие выборы; уполномоченные представители

В современной отечественной науке сложилась следующее понимание категории «субъект избирательного процесса»: участник избирательных правоотношений, которые реализуют избирательные права или исполняют юридические обязанности. Однако многие ученые не проводят какой-либо классификации субъектов [7, с. 32] или эта

© Худолей Д.М., 2014

классификация поверхностна. Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян делят всех субъектов на три группы: индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти [5, с. 42]. Очевидно, что такое деление не подчеркивает особой роли тех или иных субъектов. Например, в первой группе оказались избиратели и наблюдатели. Очевидно, что возможно проведение выборы без наблюдателей, но без избирателей — никогда. К.В. Краснов в своей диссертации

предложил более развернутую классификацию. На его взгляд, в процессе участвуют 6 групп участников: органы, назначающие выборы; избирательные комиссии; субъекты избирательного права; СМИ; органы, осуществляющие контроль за законностью выборов; органы, материально обеспечивающие выборы [8, с. 8]. Данная классификация, как нетрудно заметить, лишена единого основания деления и также не отражает особой роли тех или иных субъектов в избирательном процессе. Стоит также отметить, что отдельные авторы к субъектам процесса относят даже нормоучредитель-ные органы, которые, на наш взгляд, в избирательных отношениях вообще не участвуют [19, с. 96-98].

Классификация субъектов избирательного процесса

При решении вопроса о классификации субъектов избирательного процесса следует руководствоваться критерием, выработанным учеными-процессуалистами. Так, общепринятой точкой зрения является деление субъектов гражданского процесса на основных и вспомогательных. Основные субъекты — носители спорного материального права, так называемые лица, участвующие в деле — истец, ответчик. Вспомогательные — лица, способствующие осуществлению правосудию — свидетель, эксперт, а также представители [1, с. 77]. В уголовном процессе большинство ученых также придерживаются аналогичной точки зрения [18, с. 234]. При этом отметим, что большинство ученых в качестве отдельной группы выделяют суд в качестве организатора процесса. Данную точку зрения, на наш взгляд, вполне уместно использовать и для классификации субъектов избирательного процесса.

Подобные взгляды не раз излагались учеными. Так, В.А. Ершов в зависимости от характера участия субъектов в избирательном процессе подразделяет лиц на две большие группы: субъекты, непосредственно реализующие свои избирательные права, и субъекты, способствующие реализации избирательных прав [6, с. 23]. Следовательно, граждане, участвующие в избирательном процессе в качестве избирателей или кандидатов, действуют в самостоятельном

качестве: они реализуют свои избирательные права. Наоборот, наблюдатель, участвующий в процессе, создает условия для нормальной реализации чужих избирательных прав, принадлежащих избирателям, кандидатам, политическим партиям.

Данная классификация субъектов избирательного процесса опирается на классификацию избирательных прав. Напомним, что в п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон «Об основных гарантиях. ») содержится следующее определение: избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях [13]. Таким образом, законодатель установил, что все избирательные права делятся на 2 группы. В первой группе — входят активное и пассивное избирательное право, т. е. материальные избирательные права. Можно эти права называть основными. Во вторую группу законодателем отнесены в основном процессуальные права (права участвовать в наблюдении за голосованием и др.), их можно называть дополнительными. Очевидно, что процессуальные права выполняют «обслуживающую» функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву.

В.А. Ершов относит к вспомогательным субъектам, кроме наблюдателей и доверенных лиц, также избирательные комиссии и иные публичные органы власти, участвующие в организации и проведении выборов. Согласимся, что указанные органы участвуют в избирательном процессе с целью реализации чужих субъективных избирательных прав. Но справедливо ли определять место избирательных комиссий среди наблюдателей, доверенных лиц? Роль избирательных комиссий и доверенных лиц раз-

лична. Без избирательных комиссий немыслимо проведение выборов, в то время как участие доверенных лиц необязательно, например, на местных выборах.

Напомним, что многие процессуалисты относят суд к особому субъекту гражданского и уголовного процесса, подчеркивая его исключительное положение. В силу этого мы считаем, что для классификации субъектов избирательного права необходимо руководствоваться не только критерием обладания материального избирательного права.

Р.Ф. Биктагиров в своей диссертации излагает мысль о существовании обязательных и факультативных (вспомогательных) субъектов. Без участия обязательных субъектов проведение выборов невозможно. К таким субъектам Р.Ф. Биктагиров, в частности, относит избирателей, кандидатов, избирательные комиссии. Участие факультативных (вспомогательных) субъектов необязательно [3, с. 6]. К таким субъектам автор относит наблюдателей и др. Данная точка зрения нам представляется весьма ценной. В силу этого мы предлагаем совместить классификации В.А. Ершова и Р.Ф. Биктагирова.

На наш взгляд, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов: обязательные и факультативные участники. Субъекты каждой из групп, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы в зависимости от наличия материальных или процессуальных избирательных прав. Так, очевидно, что среди обязательных субъектов можно выделить носителей активного или пассивного избирательного права. Поскольку данные права можно называть основными, видимо, вполне обоснованно их носителей называть основными субъектами избирательного процесса. Не вызывает сомнений утверждение, что избиратели и кандидаты — основные участники избирательного процесса.

Основные участники избирательного процесса

Согласно п. 18, 35 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях. », избиратель — гражданин РФ, обладающий избирательным правом. Кандидат — лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посред-

ством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Отметим, что закон разрешает избирателям и кандидатам участвовать в процессе в том случае, когда они будут обладать материальным избирательным ко дню голосования. Исходя из этого несовершеннолетний гражданин должен признаваться избирателем, если он достигнет совершеннолетия ко дню голосования (ч. 1 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях.»).

Избиратели и кандидаты обладают основными (активным и пассивным избирательным правом) и дополнительными избирательными правами (в основном это процессуальные права, права участвовать в отдельных избирательных действиях). Данные субъекты участвуют в основных материальных избирательных отношениях — отношениях по поводу наделения полномочиями выборного должностного лица, формирования выборного органа власти. При этом основные субъекты вправе участвовать и в процессуальных правоотношениях на различных стадиях процесса. Так, избиратели вправе участвовать в осуществлении предвыборной агитации, сборе подписей, финансировании избирательной кампании и др.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, носителями активного и пассивного избирательного права являются только граждане, однако многие ученые выступают за отнесение избирательных объедений к основным участникам избирательного процесса [16]. На наш взгляд, следует признать в качестве носителя пассивного избирательного права политическую партию.

На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта

(партию), а не за конкретных личностей [11]. В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае выхода из состава фракции — п. «б» ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»)[12]. Поэтому мы считаем, что мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.

Стоит отметить, что правовая позиция Конституционного Суда РФ противоречива. Так, в п. 3 Постановления от 9 ноября 2009 г. №16 Суд изложил следующую точку зрения: «Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) — одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе — по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом. В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса (курсив наш — Д.Х.). Тем самым граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением-политической партией, а за весь этот список, т.е., по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу» [17]. Напомним, что существующая процессуальная наука основывается на утверждении, что основной субъект процесса — носитель спорного материального права. Это еще раз подтверждает необоснованность и алогичность правовой позиции Конституционного Суда РФ, который признает партии основным субъектом избирательного процесса, но отказывается признавать их носителями пассивного избирательного права.

Нередко ученые утверждают, что именно избирательное объединение является основным участником избирательного процесса [3, с. 13]. Эта точка зрения не совсем верна. Федеральный законодатель разрешает общественным движениям и органи-

зациям участвовать в местных выборах, проводимых по мажоритарной системе. Но в этом случае данное избирательное объединение лишь выдвигает кандидата в одно-или многомандатном округе. Непосредственно агитацию, финансирование избирательной кампании данное объединение не осуществляет. Граждане на таких выборах голосуют за кандидата непосредственно. В данном случае общественное объединение скорее является вспомогательным субъектом, а не основным.

Также не стоит признавать основным субъектом группу избирателей, поддерживающих самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Группа избирателей лишь поддерживает его самовыдвижение и в дальнейшем не участвует в избирательном процессе.

Напомним, что в России создание избирательных блоков запрещено. Впрочем, при проведении местных выборов по партийным спискам допускается создание соглашений между партией (структурным подразделением) и общественными объединениями. В последнем случае в партийный список кандидатов включаются представители общественных объединений. Очевидно, что в последнем случае происходит объединение списков, но не создание самостоятельного участника избирательного процесса, так как избирательные действия совершает исключительно партия.

В силу вышеизложенного мы считаем, что коллективным основным субъектом избирательного процесса следует признавать именно партии и их структурные отделения (региональные или местные отделения), которые участвуют в выборах, проводимых по партийным спискам. В случае проведения выборов по мажоритарной системе эти объединения уже не могут признаваться основными субъектами избирательного процесса, поскольку они выполняют вспомогательную функцию по отношению к выдвинутым ими кандидатам и ограничиваются участием лишь в отдельных избирательных действиях.

Если допускать существование коллективного субъекта пассивного избирательного права, следовательно, необходимо выделять и коллективный субъект активно-

го избирательного права. Так, В.О. Лучин, Р.Ф. Биктагиров предлагают считать народ коллективным субъектом активного избирательного права [9, с. 121; 3, с. 10]. Народ -носитель суверенитета, источник верховной власти в России. Именно народ избирает своих представителей (Президента РФ, весь состав Государственной Думы) на федеральных выборах, поскольку от волеизъявления отдельных избирателей не зависит судьба выборов.

Как разъяснил Конституционный Суд в п. 8 мотивировочной части постановления №26-П от 17 ноября 1998 г., граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из положений Конституции РФ следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа Российской Федерации, т.е. представителем народа [15]. Однако, на наш взгляд, коллективным субъектом активного избирательного права следует признать не народ Российской Федерации, а избирательный корпус, так как законом предусматриваются цензы избирательного права. Так, несовершеннолетние и недееспособные не обладают избирательной правосубъектностью. На региональных и муниципальных выборах голосует не народ государства, а избирательный корпус соответствующего политико-территориального образования. В недалеком прошлом некоторые государства разрешали проведение куриальных выборов. В этом случае существовал иной коллективный субъект активного избирательного права — избирательная курия (так, ранее в ЮАР белое и коренное население отдельно выбирало своих представителей) [10, с. 22]. При проведении непрямых выборов (как,

например, при избрании Президента США) в голосовании участвует коллегия выборщиков — также еще один коллективный субъект активного избирательного права.

Коллективные субъекты, как нетрудно догадаться, категории собирательные (партии состоят из членов, избирательный корпус — из избирателей). Можно сделать вывод, что их существование обусловлено таким законом диалектики, как закон перехода количества в качество. Так, определенная совокупность избирателей перерастает в самостоятельный субъект — избирательный корпус (народ, как указано в Конституции РФ), чье волеизъявление не сводимо к воле отдельных избирателей. Непосредственно в избирательном процессе коллективные субъекты не участвуют, поскольку от их имени действуют представители (интересы партии представляют доверенные лица и уполномоченные представители; народ же на выборах представляют рядовые избиратели, после выборов — депутаты и выборные должностные лица).

Ко второй подгруппе обязательных субъектов следует отнести органы государственной власти и местного самоуправления, проводящие и организующие выборы. В России такими органами являются избирательные комиссии (п. 21 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях.»).

Избирательные комиссии лишены каких-либо материальных или процессуальных избирательных прав, они наделены полномочиями, причем весьма существенными. Таким образом, можно утверждать, что данная категория участников является уполномоченными субъектами, исполняющими возложенные на них законом юридические обязанности.

Факультативные субъекты избирательного процесса

Данные участники выполняют «обслуживающую» функцию. Цель участия этих субъектов — создать необходимые условия для нормальной подготовки и проведения выборов, а также реализации активного и пассивного избирательного права основных субъектов избирательного процесса. Их участие в избирательном процессе

необязательно, более того, обычно они участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Видимо, этих лиц можно называть вспомогательными участниками избирательного процесса.

Факультативных (вспомогательных) субъектов можно подразделить на две большие подгруппы. В первую подгруппу мы отнесли тех участников, которые, как правило, обладают процессуальными правами и участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Ими являются: наблюдатели; СМИ и их представители; доверенные лица; уполномоченные представители политических партий и кандидатов; группы избирателей; сборщики подписей; общественные объединения, выдвигающие кандидатов; юридические лица, осуществляющие пожертвования в избирательные фонды и пр. Нетрудно заметить, что данные субъекты выполняют вспомогательную функцию только по отношению к каким-либо основным участникам процесса (избирателям, кандидатам, партиям).

Органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов, выделены во вторую подгруппу факультативных субъектов. К ним можно отнести Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, губернаторов, региональные парламенты, глав местных администраций, командиров воинских частей, загсы, суды, прокуратуры и др. Данные участники, как и избирательные комиссии, являются уполномоченными субъектами и лишены избирательных прав. Они совершают лишь отдельные избирательные действия (назначают дату проведения голосования на выборах, ведут учет избирателей, формируют избирательные комиссии, образуют избирательные округа и участки), а также оказывают содействие избирательным комиссиям при организации и проведении выборов. Следовательно, они выполняют обслуживающую функцию по отношению к обязательным участникам процесса вообще. Иначе говоря, они обеспечивают участие в процессе как основных субъектов (избирателей, кандидатов, партий), так и избирательных комиссий. В этом заключается их главное отличие от субъек-

тов первой подгруппы факультативных участников.

Отметим, что участие указанных субъектов не является обязательным. Так, если уполномоченный орган не назначит дату проведения голосования на очередных выборах, то данное действие совершает соответствующая избирательная комиссия (ч. 8 ст. 10 Закона «Об основных гарантиях.»).

Весьма спорен вопрос об отнесении к субъектам избирательного процесса суда и прокуратуры. Отдельные авторы утверждают, что суд участвует в избирательных отношениях, отменяя регистрации кандидатов или обязывая избирательную комиссию назначить выборы [2, с. 32]. С такой точкой зрения трудно согласиться. Привлекая виновных лиц к конституционно-правовой ответственности или обязывая избирательную комиссию назначить выборы, суд все равно остается субъектом гражданско-процессуальных отношений и за рамки гражданского процесса не выходит. Непосредственно избирательные действия совершает уполномоченный субъект, исполняющий решение суда (им, как правило, является избирательная комиссия). По нашему мнению, суд участвует в избирательном процессе лишь в том случае, когда извещает органов, осуществляющих учет избирателей, о лицах, признанных недееспособными или восстановленных в дееспособности (ч. 8 ст. 16 Закона «Об основных гарантиях.»).

В настоящий момент прокуратура может обращаться в суд с требованием назначить выборы, отменить регистрацию кандидата и т.д. Однако данные действия также не являются избирательно-правовыми. Безусловно, прокуратура участвуют в гражданском процессе. Участие прокуроров в сугубо избирательных действиях менее значимо. Видимо, следует признать прокурора субъектом избирательного процесса лишь при его участии в рассмотрении избирательного спора в административном порядке (т.е. избирательными комиссиями). Так, прокуроры неоднократно обращались в избирательные комиссии при нарушении порядка жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, реализуя свое право вносить протесты, представления или предостережения [14, с. 14; 4, с. 10; 2, с. 32].

Видимо, следует признать, что суды и прокуроры являются субъектами избирательного процесса, оказывающими содействие избирательным комиссиям в организации и проведении выборов.

Таким образом, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов — обязательные и факультативные субъекты. К числу обязательных субъектов мы отнесли основных участников (кандидаты, избиратели, избирательный корпус, партии) и избирательные комиссии. Без их участия проведение выборов невозможно. Именно основные участники обладают материальными избирательными правами и формируют выборные органы власти, наделяют полномочиями выборных должностных лиц. Избирательные комиссии исполняют обязанности по организации и проведению выборов, непосредственно не участвуя в материальных избирательных правоотношениях. Субъекты, способствующие проведению выборов, оказывающие ту или иную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям, являются факультативными участниками. Их участие в процессе желательно, но необязательно. Отдельные факультативные участники наделены процессуальными правами, другие (органы публичной власти и должностные лица) — нет.

Предложенная нами классификация субъектов избирательного процесса не должна пониматься статично. Очевидно, что вполне возможно присоединение юридических статусов. Так, гражданин может быть одновременно и избирателем, и кандидатом. Он может быть и избирателем, и наблюдателем в избирательной комиссии (т.е. совмещать статус основного и факультативного субъекта). Однако следует иметь в виду, что в отдельных случаях закон запрещает совмещение статусов. Так, согласно ст. 29 Закона «Об основных гарантиях. », не могут быть на соответствующих выборах членами избирательных комиссий с правом решающего голоса кандидаты, их доверенные лица; полномочия наблюдателя не может осуществлять кандидат или доверенное лицо и др.

Как выяснилось, круг субъектов избирательного процесса весьма широк. В процессе участвуют субъекты, выполняющие ту или иную функцию, обладающие различным объемом прав и обязанностей. Максимально возможным объемом прав обладают основные субъекты процесса — избиратели, кандидаты и партии, которые вправе участвовать практически во всех стадиях избирательного процесса. Факультативные (вспомогательные) субъекты, как правило, обладают лишь единичными процессуальными правами, которые реализуются на отдельных стадиях процесса. Более того, отдельные субъекты вообще лишены избирательных прав (избирательные комиссии, иные органы государственной власти, местного самоуправления, а также должностные лица), что, однако, не освобождает их от несения юридических обязанностей. В силу этого мы приходим к важному выводу о том, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. Валеева Д.Х., Челышева Ю.М. М.: Статус, 2010. 572 с.

2. Биктагиров Р.Ф. Роль судов общей юрисдикции и органов прокуратуры в избирательном процессе // Журн. о выборах. 2010. №2. С. 29-32.

3. Биктагиров Р.Ф. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: ав-тореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2010. 50 с.

4. Власов А., Сеченова Р. Участие прокурора в избирательном процессе // Законность. 2002. №5. С. 9-11.

5. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: учебник. М.: Юстицин-форм, 2008. 312 с.

6. Ершов В.А. Основы избирательного права: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ГроссМедия, 2008. 192 с.

7. Князев С.Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 213 с.

8. Краснов К.В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: ав-тореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.

9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 1997. 159 с.

10. Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987. 65 с.

11. О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению Российской Федерации: постановление ЦИК Рос. Федерации от 20 апр. 2005 г. №143/981-4 // Рос. газ. 2005. 14 мая.

12. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 1994 г. №-3-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №2, ст. 74.

13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 12 июля 2002 г. №62 (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №24, ст. 2253.

14. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. №7,8. С. 11-16.

15. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 нояб. 1998 г. №26-П // Рос. газ. 1998. 8 дек.

16. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 25 апр. 2000 г. №7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. №19, ст. 2102.

17. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 9 нояб. 2009 г. №16-П. // Рос. газ. 2009. 27 нояб.

18. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах. М., 2006. 410 с.

19. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 124 с.

1. Arbitrazhnyy protsess: uchebnik [Arbitral Procedure: the Textbook] / pod red. Valeeva D.Kh., Chelysheva Yu.M. M.: Status, 2010. 572 s. (In Russ).

2. Biktagirov R.F. Rol' sudov obshchey yurisdiktsii i organov prokuratury v izbi-ratel'nom protsesse [Role of Vessels of the General Jurisdiction and Organs of the Prosecutor's Office in Election Process] // Zhurn. o vyborakh — The magazine about elections. 2010. №2. S. 29-32. (In Russ).

3. Biktagirov R.F. Sub"ekt izbiratel'nogo prava Rossiyskoy Federatsii: konstitutsion-no-pravovoe issledovanie [The Subject of the Election Law of the Russian Federation: konstitutsionno-legal research]: avtoref. dis.

. d-ra yurid. nauk. M., 2010. 50 c. (In Russ).

4. Vlasov A., Sechenova R Uchastie prokuro-ra v izbiratel'nom protsesse [Participation of the Public Prosecutor in Election Process] // Zakonnost' — Legality. 2002. №5. S. 9-11. (In Russ).

5. Dmitriev Yu.A., Israelyan V.B. Izbiratel'noe pravo: uchebnik [Election Law: the Textbook]. M.: Yustitsinform, 2008. 312 s. (In Russ).

6. Ershov V.A. Osnovy izbiratel'nogo prava: ucheb. posobie dlya stud. vuzov [Suffrage Bases: the Manual for Students of High Schools]. M.: GrossMediya, 2008. 192 s. (In Russ).

7. Knyazev S.D. Kurs lektsiy po izbiratel'nomu pravu i izbiratel'nomu protsessu Rossiyskoy Federatsii [Course of Lectures Under the Suffrage and Electotal Process of the Russian Federation]. Vladivostok: Izd-vo DGU, 2001. 213 s. (In Russ).

8. Krasnov K.V. Sub"ekt izbiratel'nogo protsessa v Rossiyskoy Federatsii [The Subject of Electoral Process in the Russian Federation]: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk. M., 2000. 25 c. (In Russ).

9. Luchin V.O. Konstitutsionnye normy i pravootnosheniya [The Constitutional Norms and Legal Relations]. M.: Zakon i pravo, 1997. 159 s. (In Russ).

10.Maklakov V.V. Izbiratel'noe pravo i izbi-ratel'nye sistemy burzhuaznykh i razvivay-ushchikhsya stran [The Suffrage and Electoral Systems Bourgeois and Developing Countries]. M.: VYuZI, 1987. 65 s. (In Russ).

11. O zaklyuchenii Tsentral'noy izbiratel'noy komissii Rossiyskoy Federatsii po vo-prosam, predlagaemym dlya vyneseniya na referendum Rossiyskoy Federatsii Mos-kovskoy gorodskoy regional'noy pod-gruppoy initsiativnoy gruppy po provedeni-yu Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie TslK Ros. Federatsii ot 20 apr. 2005 g. №143/981-4 [About the conclusion of the Central election commission of the Russian Federation on the questions offered for removal at a referendum of the Russian Federation by the Moscow city regional subgroup of initiative group on carrying out the Russian Federation: the resolution of the

Central Election Commission of the Russian Federation of April 20, 2005 No. 143/981-4] // Ros. gaz. — Russian newspaper 2005. 14 maya. (In Russ).

12. O statuse chlena Soveta Federatsii i statuse deputata Gosudarstvennoy Dumy Feder-al'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 8 maya

1994 g. №-3-FZ (s izm.) [About the status of the member of the Federation Council and the status of the deputy of the State Duma of Federal Assembly of Russia: Feder. the law of the Russian Federation of May 8, 1994 No.- 3-FZ (with changes)] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii -Collection of the legislation of the Russian Federation. 1994. №2, st. 74. (In Russ).

13. Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii: Feder. za-kon Ros. Federatsii ot 12 iyulya 2002 g. №62 (s izm.) [About the main guarantees of electoral rights and rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation: Feder. the law Grew. Federations of July 12, 2002 No. 62 (with changes)] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Feder-atsii — Collection of the legislation of the Russian Federation. 2002. №24, st. 2253. (In Russ).

14. Pakhomenko T. Izbiratel'noe zakono-datel'stvo i soblyudenie zakonnosti [The Electoral Legislation and Legality Observance] // Zakonnost' — Legality. 2000. №7,8. S. 11-16. (In Russ).

15. Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozheniy Federal'nogo zakona ot 21 iyunya 1995 «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo So-braniya Rossiyskoy Federatsii»: post-anovlenie Konstituts. Suda Ros. Federatsii ot 17 noyab. 1998 g. №26-P [On the case of check of constitutionality of separate provisions of the Federal law of June 21,

1995 "About elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of Russia": resolution Konstituts. Vessels of Dews. Federations from 17 hoa6. 1998 No. 26-P] // Ros. gaz. — Russian newspaper. 1998. 8 dek. (In Russ).

16. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozheniya p. 11 st. 51 Federal'nogo za-

kona ot 24 iyunya 1999 goda «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Feder-al'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii»: postanovlenie Konstituts. Suda Ros. Federatsii ot 25 apr. 2000 g. №7-P [On the case of check of constitutionality of provision of item 11 of Art. 51 of the Federal law of June 24, 1999 "About elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of Russia": the resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 25, 2000 No. 7-P ] // Cobr. zakonodatel'st-va Ros. Federatsii — Collection of the legislation of the Russian Federation. 2000. №19, st. 2102. (In Russ).

17. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 32 stat'i 38 Federal'nogo zakona "Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii", pod-punkta "k" punkta 2 stat'i 21 Federal'nogo zakona "Opoliticheskikhpartiyakh", chasti 3 stat'i 30 Zakona Krasnodarskogo kraya "O vyborakh deputatov Zakonodatel'nogo Sobraniya Krasnodarskogo kraya" i chasti pervoy stat'i 259 Grazhdanskogo protses-sual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s zhaloboy grazhdanina V.Z. Izmay-lova: postanovlenie Konstituts. Suda Ros. Federatsii ot 9 noyab. 2009 g. №16-P. [On

the case of check of constitutionality of point 32 of article 38 of the Federal law "About the Main Guarantees of Electoral Rights and Rights for Participation in a Referendum of Citizens of the Russian Federation", subparagraph "to" point 2 of article 21 of the Federal law "About political parties", parts 3 of article 30 of the Law of Krasnodar Krai "About elections of deputies of Legislative Assembly of Krasnodar Krai" and part one of article 259 of the Code of civil procedure of the Russian Federation in connection with the complaint of the citizen V. Z. Izmaylov: the resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 9, 2009 No. 16-P.] // Ros. gaz. — Russian newspaper. 2009. 27 noyab. (In Russ).

18. Shatalov A.S. Ugolovno-protsessual'—noe pravo Rossiyskoy Federatsii v skhemakh [The Criminal Procedure of the Russian Federation in Schemes]. M., 2006. 410 s. (In Russ).

19. Yugov A.A. Pravovye osnovy publichnoy vlasti v Rossiyskoy Federatsii: monografiya [Legal Bases of Public Authority in the Russian Federation: the Monography]. Ekaterinburg: Izd-vo UrGYuA, 1999. 124 s. (In Russ).

SUBJECTS OF ELECTORAL PROCESS

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: dmitry-hudoley@yandex.ru

Introduction: in article classifications of subjects of electoral process are analyzed. The purpose: to define a place and a role of the various subjects participating in electoral process. Methods: in article are used general scientific (dialectics, the analysis and synthesis, abstraction and a concrete definition) and private-scientific methods of research (legallistic, rather-legal, tehniko-legal). During scientific search the special attention was given to comparative, system methods of research. Results: the author defines a circle of obligatory and facultative subjects of electoral process. Obligatory subjects are subdivided on two subgroups: the basic participants and the bodies spending elections. The basic participants — voters and candidates. The author also does a conclusion about necessity of allocation of collective basic subjects (parties and elective body). The basic subjects possess the maximum volume of the rights, they participate in formation of elected bodies of the power and investment with powers of elective officials. Also obligatory subjects are electoral commissions. The specified participants are

the authorised subjects and fulfil the duties assigned to them. Facultative subjects carry out auxiliary function as they help to realise another's active and passive suffrage. The specified subjects also are subdivided on two subgroups. The first subgroup includes observers, authorised representatives and other subjects, as a rule, possessing laws of procedure. In the second subgroup the author carries the authorised bodies of the government, local government and the officials promoting the organisation and elections. Conclusions: the subjects who are carrying out various functions participate in electoral process. The volume of their rights and duties is various. Owing to it the author comes to conclusion, that the principle of equality of participants of electoral process allocated in a science should not be understood abstractly. Strict equality should be provided only among one-serial subjects. The similar inequality should not admit discrimination.

Keywords: the suffrage; selective process; subjects of selective process; classification of subjects of selective process; obligatory subjects of selective process; facultative subjects of selective process; the bodies holding an election;

the authorised representatives

Информация для цитирования:

Худолей Д.М. Субъекты избирательного процесса // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 61-71.

Субъекты (участники) избирательногопроцесса

Реализация конституционных избирательных прав граждан осуществляется посредством деятельности различных лиц и организаций (физических и юридических лиц), обеспечивающих организацию (правовое оформление) и проведение процесса выборов.

В избирательном процессе принимают участие различные субъекты, имеющие четко определенный правовой статус. Права и обязанности участников избирательного процесса различаются по объему, структуре и правовым свойствам.

Существуют разные подходы к классификации субъектов избирательного процесса.

Представители первого из них говорят о трех группах таких субъектов:

  • 1. Граждане, обладающие активным избирательным правом (избиратели), которые должны иметь общие юридические характеристики (возраст, свободное состояние воли и т.п.), определенные законом. К этой же группе субъектов причисляется и избирательный корпус, т.е. совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, а также электорат — совокупность избирателей, намеревающихся принять непосредственное участие в избирательной кампании, а также кандидаты на выборные должности, список кандидатов, зарегистрированные кандидаты (зарегистрированный список кандидатов);
  • 2. Избирательные объединения (политические партии) и кандидаты — самовыдвиженцы, реализующие свое пассивное избирательное право на выборные должности, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов на выборные должности, представители и доверенные лица кандидатов, наблюдатели;
  • 3. Государственные органы (организующие избирательный процесс): избирательные комиссии, правоохранительные органы, средства массовой информации.

Согласно другой точке зрения участников избирательного процесса можно разделить на две группы:

  • 1. индивидуальные субъекты, в качестве которых могут выступать избиратели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидаты на выборные должности и зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица и представители, наблюдатели, должностные лица государственных и муниципальных органов;
  • 2. коллективные субъекты избирательного процесса — избирательные комиссии, политические партии, избирательные объединения, государственные органы и органы местного самоуправления, средства массовой информации.

Круг субъектов избирательного процесса не является раз и навсегда данным. Законодательство о выборах развивается, поэтому могут появляться новые субъекты, например члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; другие субъекты, которые прежде активно участвовали в выборах, согласно современному российскому законодательству, уже не обладают избирательной правоспособностью, (например: трудовые коллективы, выборные руководящие органы общественных объединений и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *