Какие госорганы применяют новые стандарты внутреннего госфинконтроля
Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 421
Комментарий
30 марта 2022 года вступили в силу поправки в следующие стандарты внутреннего государственного финансового контроля:
- Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц), утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (далее – Стандарт № 100);
- Планирование проверок, ревизий и обследований, утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208;
- Реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее – Стандарт № 1095);
- Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов, утв. постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (далее – Стандарт № 1235);
- Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237 (далее – Стандарт № 1237);
- Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1478.
Часть поправок носят технический характер, устраняют неточности в формулировках стандартов. Далее рассмотрим, в чем состоят существенные изменения.
Стандарт № 100
Расширены права должностных лиц органа контроля. Им разрешается:
- беспрепятственно посещать помещения и территории, которые занимает объект встречной проверки, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
- запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также организаций – владельцев и (или) операторов информационных систем, пользователем которых является объект контроля, доступ к данным этих систем.
Должностные лица объектов контроля вместе с возражениями на акт (заключение) по результатам проверки, ревизии (обследования) представляют в орган контроля документы, подтверждающие обоснованность возражений (при необходимости).
Стандарт № 1095
По результатам рассмотрения материалов проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) органа контроля может принять решение:
- о назначении внеплановой камеральной проверки. Ранее говорилось только о решении в отношении внеплановой выездной проверки (ревизии). Если при этом имеются письменные возражения от объекта контроля и дополнительные документы, относящиеся к проверенному периоду, которые влияют на выводы по результатам проверки (ревизии), объект контроля должен объяснить, почему эти документы не были представлены в ходе проверки (ревизии);
- о направлении в суд исков о признании закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с ГК РФ.
Повторное решение о назначении внеплановой камеральной проверки в отношении одного и того же объекта контроля, темы проверки и проверяемого периода не может быть принято по результатам повторной проверки (ревизии). Ранее аналогичный запрет был установлен только в отношении внеплановой выездной проверки (ревизии).
В ходе рассмотрения материалов проверки может привлекаться руководитель (уполномоченный представитель) объекта контроля, в т. ч. для анализа письменных замечаний (возражений, пояснений) на акт, заключение.
Руководитель (уполномоченный представитель) объекта контроля вправе дополнительно представить письменные замечания (возражения, пояснения) на акт, заключение, давать устные пояснения к письменным замечаниям на акт, заключение. Орган контроля направляет объекту контроля информацию о результатах рассмотрения замечаний (возражений, пояснений) не позднее даты принятия такого решения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе рассматривать материалы проверки с участием коллегиального органа (коллегиальных органов), состоящего из должностных лиц органа контроля.
Копии представления, предписания направляются определенным органам власти не позднее 7 рабочих дней со дня их направления объекту контроля (ранее было предусмотрено одновременное направление). В перечень таких органов власти добавлены:
- распорядитель бюджетных средств, если объект контроля является подведомственным ему получателем бюджетных средств;
- орган исполнительной власти (местного самоуправления), предоставивший объекту контроля средства из бюджета.
Неисполнение представления в части устранения бюджетных нарушений, предусмотренных гл. 30 БК РФ, является основанием для принятия решения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля о направлении в финансовый орган, орган управления государственным внебюджетным фондом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Стандарт № 1235
Дата начала проведения контрольного мероприятия может быть изменена. Соответствующее дополнение внесено в п. 13 Стандарта № 1235.
Мотивированное решение о внесении изменений в решение о назначении (приостановлении, отмене) контрольного мероприятия может направить должностное лицо, вышестоящее по отношению к руководителю контрольного мероприятия. Такое положение установлено для случаев, когда руководитель контрольного мероприятия не может исполнять обязанности по следующим причинам:
- временной нетрудоспособности или неисполнения без уважительных причин должностных обязанностей;
- безвестного исчезновения, документально подтвержденного органами внутренних дел.
Контрольное мероприятие отменяется до даты начала его проведения в случаях ликвидации (упразднения) объекта контроля, неосуществления объектом контроля в проверяемом периоде деятельности в соответствии с темой контрольного мероприятия.
В отношении камеральных проверок внесены следующие изменения:
- срок проведения камеральной проверки составляет не более 30 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от объекта контроля в полном объеме информации, документов и материалов, представленных по запросу;
- если в ходе контрольных действий выявлена необходимость получения от объекта контроля дополнительной информации, документов и материалов, должностное лицо органа контроля направляет дополнительный запрос;
- в срок проведения камеральной проверки не засчитывается период времени со дня отправки дополнительного запроса до дня получения от объекта контроля в полном объеме запрошенных информации, документов и материалов.
Справка о завершении контрольных действий при проведении обследования (встречной проверки) объекту контроля (объекту встречной проверки) не направляется.
Если копии электронных документов представлены объектом контроля на цифровом носителе, он приобщается к материалам контрольного мероприятия.
Стандарт № 1237
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы на решение органа контроля (его должностных лиц) этот срок по ходатайству заявителя может быть восстановлен.
Перечень оснований для оставления жалобы без рассмотрения дополнен следующими причинами:
- основания, указанные в жалобе, ранее были рассмотрены тем же органом контроля в порядке, предусмотренном Стандартом № 1095, в качестве замечаний (возражений, пояснений) на акт проверки (ревизии), заключение по результатам обследования;
- ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Если обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без рассмотрения, носят устранимый характер, заявителю разъясняется право на повторное обращение с жалобой после устранения таких обстоятельств в пределах срока, установленного для обжалования.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1235
«Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов»
С изменениями и дополнениями от:
31 декабря 2020 г., 6 сентября 2021 г., 21 марта 2022 г., 2 марта 2023 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» (далее — стандарт).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 56 стандарта, который вступает в силу с 1 января 2021 г., и применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления в силу настоящего постановления.
3. Установить, что до вступления в силу пункта 56 стандарта органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля вправе применять формы актов, заключений, установленные до вступления в силу настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2020 г. N 1235
Федеральный стандарт
внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов»
С изменениями и дополнениями от:
31 декабря 2020 г., 6 сентября 2021 г., 21 марта 2022 г., 2 марта 2023 г.
ГАРАНТ:
До 1 января 2023 г. проверки главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств не проводятся.
Об осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля в 2022 г. см. постановление Правительства РФ от 14.04.2022 N 665
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» (далее — стандарт) устанавливает правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее — контрольное мероприятие), а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — орган контроля) полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
2. Стандарт регламентирует:
назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению;
проведение контрольного мероприятия, в том числе назначение (организацию) экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, оформления их результатов;
оформление результатов контрольного мероприятия.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 1 января 2022 г. — Постановление Правительства России от 6 сентября 2021 г. N 1504
3. В ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия должностными лицами органа контроля могут направляться запросы объекту внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объект контроля), а также органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, органам местной администрации, органам управления государственными внебюджетными фондами, организациям (далее — иные органы, организации) и должностным лицам.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
4. Запрос объекту контроля, иным органам, организациям, должностным лицам (за исключением запроса о представлении пояснений и запроса о предоставлении доступа к информационным системам или их данным) должен содержать перечень вопросов, по которым необходимо представить документы и (или) информацию и материалы, перечень истребуемых документов и (или) информации и материалов, а также срок их представления, который должен составлять:
10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля, иными органом, организацией, должностным лицом при проведении камеральной проверки, обследования, проводимого в соответствии с абзацем вторым пункта 43 стандарта, встречной проверки, проводимой в соответствии с абзацем вторым пункта 47 стандарта;
не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля, иными органом, организацией, должностным лицом при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, проводимого в соответствии с абзацем третьим пункта 43 стандарта, встречной проверки, проводимой в соответствии с абзацем третьим пункта 47 стандарта.
Истребуемые документы, информация и материалы направляются в форме электронного документа (за исключением случаев, если органом контроля установлена необходимость представления документов на бумажном носителе):
в орган контроля — при проведении камеральной проверки, обследования, проводимого в соответствии с абзацем вторым пункта 43 стандарта, встречной проверки, проводимой в соответствии с абзацем вторым пункта 47 стандарта;
руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу — при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, проводимого в соответствии с абзацем третьим пункта 43 стандарта, встречной проверки, проводимой в соответствии с абзацем третьим пункта 47 стандарта.
При проведении камеральной проверки, обследования, проводимого в соответствии с абзацем вторым пункта 43 стандарта, встречной проверки, проводимой в соответствии с абзацем вторым пункта 47 стандарта, документы на бумажном носителе представляются в орган контроля уполномоченным представителем (должностным лицом) объекта контроля, иных органа, организации, должностным лицом или направляются заказным письмом. При проведении выездной проверки (ревизии), обследования, проводимого в соответствии с абзацем третьим пункта 43 стандарта, встречной проверки, проводимой в соответствии с абзацем третьим пункта 47 стандарта, документы на бумажном носителе представляются руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу представителем (должностным лицом) объекта контроля, иных органа, организации, должностным лицом. На бумажном носителе представляются подлинники документов или заверенные объектом контроля иными органом, организацией, должностным лицом копии в установленном порядке.
Истребуемые в электронном виде документы, информация и материалы представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) объекта контроля, иных органа, организации или за подписью должностного лица, которому направлен запрос, одним из следующих способов:
официальная электронная почта объекта контроля;
съемный носитель информации;
предоставление доступа к информационным ресурсам объекта контроля, иных органа, организации, содержащим данные по теме контрольного мероприятия и перечню основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
иной способ с применением автоматизированных информационных систем, свидетельствующий о дате представления документов.
Объект контроля, иные орган, организация или должностное лицо, которому направлен запрос, гарантируют достоверность и полноту представленных по запросу должностных лиц органа контроля документов в электронном виде.
Истребуемые документы представляются с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
5. Запрос о представлении пояснений объектом контроля должен содержать информацию о выявленных ошибках и (или) противоречиях в представленных объектом контроля документах, признаках нарушений в совершенных объектом контроля действиях либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа контроля документах, государственных и муниципальных информационных системах и (или) полученным от иных государственных или муниципальных органов, или вопросы по теме контрольного мероприятия, а также срок их представления, который должен составлять не менее одного рабочего дня со дня получения запроса объектом контроля.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
6. Запрос о предоставлении доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, данным информационных систем, владельцем или оператором которых являются иные орган, организация, в том числе в случае если указанные орган, организация являются владельцем и (или) оператором информационных систем, пользователем данных которых является объект контроля, должен содержать наименования таких систем, перечень должностных лиц органа контроля, которым необходимо предоставить доступ, и срок получения доступа, который должен составлять не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля, иными органом, организацией.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 1 января 2022 г. — Постановление Правительства России от 6 сентября 2021 г. N 1504
7. При непредоставлении (предоставлении не в полном объеме) или несвоевременном предоставлении объектами контроля, иными органами, организациями доступа к информационным системам или их данным, владельцем или оператором которых они являются, непредставления информации, документов, материалов и пояснений, указанных в запросе объекту контроля, иным органу, организации, должностному лицу составляется соответствующий акт, срок составления которого не может превышать 3 рабочих дней после установленного срока предоставления соответствующего доступа, непредставления информации, документов, материалов и пояснений.
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 1 января 2022 г. — Постановление Правительства России от 6 сентября 2021 г. N 1504
8. Ведомственным стандартом органа контроля могут быть установлены формы запросов объекту контроля, иным органу, организации, должностному лицу и форма акта о непредоставлении доступа к информационным системам или их данным, непредставлении информации, документов, материалов и пояснений.
Информация об изменениях:
Пункт 9 изменен с 10 марта 2023 г. — Постановление Правительства России от 2 марта 2023 г. N 341
9. Документы, оформляемые при назначении и проведении контрольного мероприятия, и их копии, подлежащие направлению объекту контроля, копии актов и заключений вручаются руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля либо направляются объекту контроля с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в следующие сроки:
копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении контрольного мероприятия, копия решения о возобновлении контрольного мероприятия — не позднее 24 часов до даты начала контрольного мероприятия;
запрос объекту контроля — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его подписания;
справка о завершении контрольных действий, предусмотренных пунктом 19 стандарта, — не позднее последнего дня срока проведения контрольных действий (даты окончания контрольных действий);
иные документы — не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.
Запрос иным органу, организации, должностному лицу вручается руководителю (уполномоченному представителю) иных органа, организации, должностному лицу либо направляется иным органу, организации, должностному лицу с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в срок не позднее дня, следующего за днем его подписания.
II. Назначение контрольного мероприятия и подготовка к его проведению
10. Решение о назначении планового контрольного мероприятия принимается на основании плана контрольных мероприятий.
Информация об изменениях:
Пункт 11 изменен с 10 марта 2023 г. — Постановление Правительства России от 2 марта 2023 г. N 341
11. Решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании:
результата анализа данных, содержащихся в информационных системах;
установления должностным лицом органа контроля в ходе исполнения должностных обязанностей признаков нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля;
поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, главы местной администрации по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля;
результата рассмотрения поступивших обращений, запросов, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода, который может быть установлен правовым актом органа контроля;
истечения срока исполнения объектами контроля ранее выданных органом контроля представлений и (или) предписаний;
результата проведенного контрольного мероприятия, в том числе в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения камеральной проверки.
12. Решение о назначении контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля и оформляется приказом (распоряжением) органа контроля, в котором указываются:
тема контрольного мероприятия, наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) объекта контроля, реквизиты объекта контроля (в том числе основной государственный регистрационный номер (ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), проверяемый период, метод контроля;
основание проведения контрольного мероприятия;
состав проверочной (ревизионной) группы или в случае невозможности формирования проверочной (ревизионной) группы уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо;
в случае проведения экспертиз, необходимых для проведения контрольных мероприятий, сведения о привлекаемых независимых экспертах (специализированных экспертных организациях) и (или) специалистах иных государственных органов и (или) специалистах учреждений, подведомственных органу контроля, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 100 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (далее — специалисты), предмете и (или) вопросах проведения экспертизы (далее соответственно — экспертиза, поручение на проведение экспертизы);
дата начала проведения контрольного мероприятия;
срок проведения контрольного мероприятия;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Информация об изменениях:
Пункт 13 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
13. Внесение изменений в решение о назначении контрольного мероприятия может осуществляться по решению руководителя (заместителя руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы или уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица (далее — руководитель контрольного мероприятия) в отношении:
состава проверочной (ревизионной) группы или уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица;
перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
привлекаемых специалистов, поручения на проведение экспертизы;
срока проведения контрольного мероприятия;
даты начала проведения контрольного мероприятия.
Предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, абзацем первым пункта 27, пунктом 30, абзацем первым пункта 36, пунктом 39 и абзацем первым пункта 42 стандарта мотивированное обращение может быть направлено в адрес руководителя (заместителя руководителя) органа контроля вышестоящим по отношению к руководителю контрольного мероприятия должностным лицом органа контроля в случае невозможности осуществления руководителем контрольного мероприятия предусмотренных стандартом прав и обязанностей по причине:
его временной нетрудоспособности или неисполнения им без уважительных причин должностных обязанностей, документально подтвержденных органом контроля;
безвестного исчезновения, документально подтвержденного органами внутренних дел.
14. Ведомственным стандартом органа контроля может быть предусмотрен порядок внесения изменений в решение о назначении контрольного мероприятия.
15. В решении о назначении контрольного мероприятия срок проведения контрольного мероприятия указывается в рабочих днях.
Поручение на проведение экспертизы не должно дублировать предусмотренные пунктом 19 стандарта контрольные действия, осуществляемые в ходе проведения того же контрольного мероприятия должностными лицами проверочной (ревизионной) группы или уполномоченным на проведение контрольного мероприятия должностным лицом, в отношении одних и тех же товаров, работ, услуг, помещений, материальных запасов.
16. Ведомственным стандартом органа контроля может быть установлена необходимость использования рабочего плана (плана-графика) контрольного мероприятия и предусмотрены его форма, требования к содержанию, порядок формирования и изменения в случае принятия решения о внесении изменений в решение о назначении контрольного мероприятия.
17. Правила определения объема выборки данных из совокупности документов, информации и материалов, проверяемой при осуществлении контрольного мероприятия выборочным способом, могут быть установлены ведомственным стандартом органа контроля.
III. Проведение контрольного мероприятия
18. В ходе проведения контрольного мероприятия могут осуществляться контрольные действия, организовываться экспертизы.
19. К контрольным действиям при проведении контрольных мероприятий относятся:
контрольные действия по документальному изучению в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля (в том числе документов, полученных в ходе встречных проверок, обследований и (или) на основании официальных запросов от иных организаций), данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля;
контрольные действия по фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий.
Под осмотром понимается визуальное обследование объектов (выполненных объемов работ, помещений, основных средств, материальных запасов) в целях получения информации по предмету и вопросам контрольного мероприятия с проведением при необходимости фото- и видеофиксации результатов осмотра.
Под инвентаризацией понимается проверка наличия имущества объекта контроля и состояния его финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета.
Под наблюдением понимается отслеживание процесса или процедуры, выполняемых работниками (должностными лицами) объекта контроля (наблюдение за пересчетом материальных запасов, отслеживание выполнения процедур, по которым не остается документальных свидетельств).
Под пересчетом понимается проверка точности арифметических расчетов в первичных документах, бухгалтерских записях либо выполнение самостоятельных расчетов на основании правовых актов, устанавливающих порядок определения стоимости товаров (работ, услуг), и данных, полученных по результатам контрольных обмеров (осмотров), отличных от данных первичных документов.
Под контрольным обмером понимается совокупность форм и методов проведения оценки и установления достоверности объемов выполненных работ (строительно-монтажных, ремонтных, реставрационных, пусконаладочных и прочих работ), а также качества и количества фактически использованных материалов и установленного оборудования.
Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий могут устанавливаться ведомственными стандартами органа контроля.
20. Специалист в ходе проведения экспертизы обязан:
а) в соответствии с поручением на проведение экспертизы провести анализ представленных ему документов и информации, дать обоснованное и объективное экспертное мнение;
б) сообщить организующему экспертизу руководителю контрольного мероприятия:
о наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы;
о невозможности дать обоснованное и объективное экспертное мнение, если поручение на проведение экспертизы выходит за пределы его специальных знаний, представленные документы и информация непригодны или недостаточны для проведения экспертизы и составления экспертного заключения;
в) не разглашать сведения, которые стали известны в ходе проведения экспертизы и (или) контрольного мероприятия, в том числе сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
г) обеспечить сохранность представленных документов.
21. Специалист в ходе проведения экспертизы имеет право:
а) знакомиться с находящимися в распоряжении организующего экспертизу руководителя контрольного мероприятия документами и информацией, полученными в ходе контрольного мероприятия, относящимися к поручению на проведение экспертизы;
б) письменно сообщать организующему экспертизу руководителю контрольного мероприятия о необходимости:
проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, исследования, контрольных обмеров и других действий по контролю;
представления дополнительных документов и информации, необходимых для составления экспертного заключения;
привлечения к проведению экспертизы других специалистов или передаче поручения на проведение экспертизы (части поручения на проведение экспертизы) другому специалисту (в случае участия нескольких специалистов), если это необходимо для исполнения поручения на проведение экспертизы, в том числе в случае, если поручение на проведение экспертизы выходит за пределы его специальных знаний, и составления экспертного заключения;
продления срока проведения экспертизы.
22. По результатам проведения экспертизы специалистом составляется экспертное заключение.
Если специалист не может дать обоснованное и объективное мнение по одному или нескольким вопросам (частям вопросов) экспертизы, то указывает это в своем экспертном заключении с обоснованием соответствующих причин.
Экспертное заключение по результатам проведения экспертизы подлежит рассмотрению и анализу организующим экспертизу руководителем контрольного мероприятия на соответствие указанным в поручении на проведение экспертизы предмету и (или) вопросам экспертизы.
Должностные лица проверочной (ревизионной) группы или уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо вправе провести дополнительные контрольные действия, необходимые для достижения целей контрольного мероприятия, в случае выявления организующим экспертизу руководителем контрольного мероприятия несоответствия экспертного заключения указанным в поручении на проведение экспертизы предмету и (или) вопросам экспертизы.
Экспертное заключение по результатам проведения экспертизы прилагается к акту, заключению, оформленным по результатам контрольного мероприятия.
23. Ведомственным стандартом органа контроля может быть предусмотрен порядок назначения (организации) экспертиз.
24. Результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами, формы которых могут быть установлены ведомственным стандартом органа контроля.
После проведения всех контрольных действий, предусмотренных пунктом 19 стандарта, руководитель контрольного мероприятия подготавливает и подписывает справку о завершении контрольных действий, предусмотренных пунктом 19 стандарта, и направляет ее объекту контроля в порядке, предусмотренном пунктом 9 стандарта.
25. При проведении контрольных действий может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
26. Контрольное мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
на период проведения встречных проверок и (или) обследований;
на период проведения проверок, осуществляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 266 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
при наличии нарушения объектом контроля требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней, которое делает невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия, — на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а также приведения объектом контроля документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения контрольного мероприятия;
на период организации и проведения экспертиз;
на период рассмотрения запроса органа контроля компетентными государственными органами, в том числе органами государств — членов Евразийского экономического союза или иностранных государств, а также иными юридическими и физическими лицами, обладающими информацией и документами, необходимыми для проведения контрольного мероприятия;
на период непредставления (неполного представления) объектом контроля документов и информации или воспрепятствования объектом контроля проведению контрольного мероприятия;
на период осуществления объектом контроля действий по приемке товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия по причинам, независящим от должностных лиц органа контроля, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений контрольного мероприятия не может составлять более 2 лет.
27. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия.
На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
28. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) органа контроля после получения органом контроля сведений об устранении причин приостановления контрольного мероприятия.
Информация об изменениях:
Пункт 29 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
29. Контрольное мероприятие подлежит прекращению в случае установления после его назначения факта:
ликвидации (упразднения) объекта контроля;
неосуществления объектом контроля в проверяемом периоде деятельности в соответствии с темой контрольного мероприятия;
невозможности проведения контрольного мероприятия по истечении предельного периода приостановления контрольного мероприятия.
Контрольное мероприятие подлежит отмене в случае установления фактов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, до даты начала его проведения.
Информация об изменениях:
Пункт 30 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
30. Решение о прекращении (отмене) контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия.
Информация об изменениях:
Пункт 31 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
31. Копии решений о приостановлении, возобновлении контрольного мероприятия, внесении изменений в решение о назначении контрольного мероприятия, прекращении (отмене) контрольного мероприятия направляются объекту контроля в порядке, предусмотренном пунктом 9 стандарта.
Копия решения о прекращении (отмене) контрольного мероприятия, принятого на основании, предусмотренном абзацем вторым пункта 29 стандарта, объекту контроля не направляется.
32. В ходе проведения контрольного мероприятия руководитель контрольного мероприятия осуществляет контроль за своевременностью и полнотой проведения контрольных действий, в том числе в форме самоконтроля, и исполнения специалистом поручения на проведение экспертизы.
33. Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля путем осуществления контрольных действий, указанных в пункте 19 стандарта.
Информация об изменениях:
Пункт 34 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
34. Срок проведения камеральной проверки составляет не более 30 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от объекта контроля в полном объеме информации, документов и материалов, представленных по запросу органа контроля.
В случае если в ходе осуществления контрольных действий, указанных в пункте 19 стандарта, выявлена необходимость получения от объекта контроля дополнительной информации, документов и материалов, должностное лицо органа контроля направляет объекту контроля дополнительный запрос.
Информация об изменениях:
Пункт 35 изменен с 30 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421
35. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля может продлить срок проведения камеральной проверки в порядке, установленном для выездных проверок (ревизий).
Общий срок проведения камеральной проверки с учетом всех продлений срока ее проведения не может составлять более 50 рабочих дней.
В срок проведения камеральной проверки не засчитывается период времени со дня отправки дополнительного запроса, предусмотренного абзацем вторым пункта 34 стандарта, до дня получения от объекта контроля в полном объеме запрошенных информации, документов и материалов.
36. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) может назначить:
проведение встречной проверки.
Выездная проверка (ревизия)
37. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля путем проведения контрольных действий, указанных в пункте 19 стандарта.
Для доступа на территорию или в помещение объекта контроля члены проверочной (ревизионной) группы (уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо) обязаны предъявлять служебные удостоверения и копию решения о назначении контрольного мероприятия.
38. Срок проведения выездной проверки (ревизии) должен составлять не более 40 рабочих дней.
39. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) по месту нахождения объекта контроля на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия, но не более чем на 20 рабочих дней.
40. Общий срок проведения выездной проверки (ревизии) с учетом всех продлений срока ее проведения не может составлять более 60 рабочих дней.
41. Основаниями продления срока проведения выездной проверки (ревизии) являются:
получение в ходе проведения выездной проверки (ревизии), в том числе от правоохранительных органов, иных государственных органов либо из иных источников информации, сведений, свидетельствующих о наличии у объекта контроля нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов, отнесенных к полномочиям органа контроля, и требующих дополнительного изучения;
наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение выездной проверки (ревизии) по причинам, независящим от должностных лиц органа контроля, в том числе обстоятельств непреодолимой силы (например, затопление, наводнение, пожар, землетрясение) на территории проведения выездной проверки (ревизии);
значительный объем проверяемых и анализируемых документов, которые не представлялось возможным установить при подготовке к проведению контрольного мероприятия.
42. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения контрольных действий может назначить:
Утвержден стандарт проведения мероприятий внутреннего госфинконтроля и оформления их результатов
Стандарт нужно применять в отношении контрольных мероприятий, которые начаты 24 августа и позднее. С 2021 года Минфин утвердит единые формы акта проверки (ревизии) и заключения, которое оформляется по результатам обследования.
В какой срок передаются документы в ходе контроля
Документы (копии), которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий, проверяющие должны вручить или направить проверяемому в следующие сроки:
- копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении такого мероприятия — не позднее 24 часов до даты его начала;
- запрос проверяемому — не позднее дня, следующего за днем подписания этого документа;
- справка о завершении контрольных действий — не позднее последнего дня срока их проведения;
- иные документы — не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.
При камеральной проверке ответить на запрос контролеров о представлении документов, информации и материалов нужно в течение 10 рабочих дней со дня его получения. При выездной проверке, ревизии, обследовании или встречной проверке контролеры сами установят такой срок, однако он не может быть менее 3 рабочих дней .
Если запрошены пояснения, контролеры определят срок не менее 1 рабочего дня . На предоставление им доступа к информационным системам у проверяемого будет не менее 3 рабочих дней .
Если не ответить на запрос вовремя, ответить не в полном объеме или не ответить вовсе, контролеры в течение 3 рабочих дней составят об этом акт.
Что вправе делать контролеры при проверках, ревизиях и обследованиях
Во время контрольных мероприятий проверяющие могут изучать :
- финансовые, бухгалтерские и отчетные документы;
- документы о планировании и проведении госзакупок;
- иные документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого, в том числе документы, полученные в ходе встречных проверок, обследований или на основании официальных запросов от иных организаций;
- данные информационных систем.
Они также могут проводить осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры и совершать другие действия по контролю, в том числе проводить исследования, испытания, измерения и совершать иные действия, требующие специальных знаний (навыков).
В ходе проверки может быть назначена экспертиза. Ее поручают провести независимому эксперту или иному специалисту. Его экспертное заключение прилагается к акту или заключению по итогам контрольного мероприятия.
При проведении контрольных действий проверяющие могут использовать фото-, видео- и аудиотехнику, а также иные виды техники и приборов (в том числе измерительных).
Проверяющие вправе неоднократно приостанавливать контрольное мероприятие (например, на период проведения встречных проверок или обследований). При этом общий срок приостановлений не может превышать 2 лет.
Какими сроками ограничена продолжительность контрольных мероприятий
По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней , выездная проверка или ревизия — не более 40 рабочих дней . Проверяющие могут продлить эти сроки: для камерального контроля — до 50 рабочих дней, а для выездного — до 60.
Если в ходе контрольных мероприятий невозможно получить необходимую информацию (документы, материалы), дополнительно могут назначить обследование либо встречную проверку . Их продолжительность также регламентирована стандартом — не более 20 рабочих дней. При этом обследование контролеры вправе продлить на 20 рабочих дней, а встречную проверку — на 15.
Если обследование проводится отдельно от других контрольных мероприятий, то его срок ограничен 40 рабочими днями и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Как проверяющие оформляют результаты контрольных мероприятий
Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены не более чем за 15 рабочих дней после их окончания. Такой же срок установлен для встречных проверок и обследований, которые провели в рамках другого контрольного мероприятия. Результаты иных обследований оформляют не позднее последнего дня срока их проведения.
- информацию, которая не относится к теме контрольного мероприятия либо не соответствует проверяемому (обследуемому) периоду. Она допустима, только если нужна для понимания сути нарушений;
- бездоказательные выводы, сведения и информацию;
- морально-этическую оценку действий сотрудников объекта контроля.
Также при оформлении актов и заключений проверяющие обязаны соблюдать следующие требования:
- результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, которые указаны в приказе (распоряжении) о его назначении, в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам контроля;
- в описании каждого нарушения должны быть указаны положения законодательных и иных НПА, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, в чем оно выражается и какова его сумма (при наличии);
- специальные термины и сокращения должны быть объяснены.
Контролеры могут дополнять документ приложениями, например экспертным заключением.
Акт или заключение составят в одном экземпляре. Копию документа направят проверяемому. Последний вправе представить письменные замечания, возражения и пояснения в ответ на акт или заключение. Сделать это он может в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта (заключения).
Об изменениях в стандартах государственного финансового контроля
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1504 внесен ряд изменений в стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Расскажем о них в статье.
Общие положения
Напомним, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются (ст. 269.2 БК РФ):
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Права и обязанности контрольных органов.
Положениями п. 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (далее – Стандарт «Права и обязанности»), установлено, что должностные лица органа контроля имеют право:
1) запрашивать и получать у объекта контроля на основании обоснованного запроса в письменной или устной форме информацию, документы и материалы, а также их копии, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований (далее – контрольные мероприятия);
2) получать объяснения у объекта контроля в письменной или устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
3) при осуществлении выездных проверок (ревизий, обследований) беспрепятственно по предъявлении документа, удостоверяющего личность (служебного удостоверения), и копии правового акта органа контроля о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
4) назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов, с привлечением:
независимых экспертов (специализированных экспертных организаций);
специалистов иных государственных (муниципальных) органов;
специалистов учреждений, подведомственных органу контроля;
5) получать необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля доступ к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, с соблюдением законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и о государственной и иной охраняемой законом тайне;
6) проводить (организовывать) мероприятия по документальному и (или) фактическому изучению деятельности объекта контроля, в том числе путем проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, исследования, контрольных замеров (обмеров).
Согласно изменениям, внесенным в Постановление № 1504, начиная с 01.01.2022 органы внутреннего государственного финансового контроля будут также наделены следующими правами:
запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, организаций и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, в отношении которого проводятся контрольные мероприятия;
запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также организаций, являющихся владельцами и (или) операторами информационных систем, доступ к данным информационных систем, владельцами и (или) операторами которых они являются, в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Типовые темы плановых контрольных мероприятий
Для обеспечения эффективности организации и проведения контроля необходимо четкое планирование. Планирование контрольной деятельности позволит сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода. Порядок планирования контрольных мероприятий регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований» (далее – Стандарт «Планирование»).
Постановлением № 1504 расширен перечень типовых тем плановых контрольных мероприятий. Пункт 13 Стандарта «Планирование» дополнен пп. «ч» следующего содержания: обследование соблюдения условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные средства или средства, предоставленные из бюджета публично-правового образования. Напомним, что под обследованием понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Таким образом, контрольным органам предоставлено право осуществлять анализ и оценку соблюдения условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные средства или средства, предоставленные из бюджета публично-правового образования.
Кроме того, к типовым темам плановых контрольных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством, также относится проверка соблюдения условий предоставления и использования бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, условий соглашений об их предоставлении, условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты.
Изменение вступило в силу 16.09.2021.
Согласно новой редакции п. 16 Стандарта «Планирование» при определении количества контрольных мероприятий, включаемых в проект плана контрольных мероприятий, составляемый с применением риск-ориентированного подхода, учитывается необходимость безусловного и первоочередного включения в проект плана не только контрольных мероприятий объектов контроля на основании поручений Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (муниципального образования), высшего исполнительного органа государственной власти (местной администрации) соответственно, но и объектов контроля, осуществляющих мероприятия (гражданско-правовые сделки) по реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты (для планов проверок, осуществляемых Федеральным казначейством).
Порядок проведения контрольных мероприятий.
Значительные изменения коснулись Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (далее – Стандарт «Проведение проверок»).
Так, с 01.01.2022 органы внутреннего государственного финансового контроля будут вправе направлять запросы организациям и должностным лицам, которые не являются объектом контроля, без оформления встречной проверки. С указанной даты контролеры вправе запрашивать информацию, документы и материалы в отношении подконтрольных лиц, а также доступ к сведениям информационных систем. Аналогичные изменения внесены и в Стандарт «Права и обязанности», о чем мы уже упоминали ранее.
Такой запрос будет вручаться руководителю (уполномоченному представителю) иных органа, организации, должностному лицу либо направляться иным органу, организации, должностному лицу с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в срок не позднее дня, следующего за днем его подписания.
Напомним, что орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия (ст. 267.1 БК РФ):
проверка, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, осуществляемые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;
ревизия, представляющая собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;
обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением.
Порядок проведения обследований регламентирован п. 26 – 33, 37, 39, 41 и 42 Стандарта «Проведение проверок». В ходе обследования проводятся исследования, осмотры, инвентаризации, наблюдения, испытания, измерения, контрольные обмеры и другие действия по контролю для определения состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Согласно изменениям, внесенным Постановлением № 1504, начиная с 16.09.2021 обследования могут проводиться по месту нахождения не только объекта контроля, но и контрольного органа.
Срок проведения обследований, назначенных в рамках камеральных проверок или выездных проверок (ревизий), не может превышать 20 рабочих дней, иных обследований – 40 рабочих дней.
Заключение, оформленное по результатам обследования, прилагается к акту камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которых проведено обследование.
Встречная проверка проводится в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. Объект встречной проверки представляет своевременно и в полном объеме должностным лицам органа контроля по их запросам информацию, документы, материалы и пояснения в устной и письменной формах, необходимые для проведения встречной проверки, предоставляет им допуск в помещения и на территории, которые он занимает, а также доступ к информационным системам, владельцем или оператором которых он является.
Как следует из изменений, внесенных Постановлением № 1504, начиная с 16.09.2021 встречные проверки могут проводиться по месту нахождения не только объекта контроля, но и контрольного органа.
Порядок проведения встречных проверок регламентирован п. 26 – 33, 37, 39, 41 и 42 Стандарта «Проведение проверок». Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Срок продления встречных проверок не может быть более 15 рабочих дней.
В заключение еще раз отметим, что часть изменений действует с 16.09.2021, а ряд изменений вступит в силу с 01.01.2022.