Какие дела рассматривает районный суд
Перейти к содержимому

Какие дела рассматривает районный суд

  • автор:

Какие дела рассматривает районный суд

Статья 34. Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Какие дела рассматривает районный суд

Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду

Гражданские дела, подсудные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Р. Сизов оспаривает конституционность пункта 5 части первой статьи 23 «Гражданские дела, подсудные мировому судье» и статьи 24 «Гражданские дела, подсудные районному суду» ГПК Российской Федерации.

По смыслу части 3 статьи 246, частей 1 и 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, а заявление по выбору гражданина может быть подано как в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так и в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 — 24 ГПК РФ.

При определении подсудности спора, связанного с обязательным страхованием, рассмотрение которого относится к компетенции судов общей юрисдикции, судам следует руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ:

При определении родовой подсудности споров, связанных со взысканием алиментов на детей, судьи руководствовались положениями пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 23 ГПК РФ, согласно которым (во взаимосвязи с положениями статьи 24 ГПК РФ) следует, что дела по спорам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей, об изменении размера алиментов, о взыскании дополнительных расходов, о взыскании неустойки в связи с несвоевременной уплатой алиментов, в том числе в размере, превышающем пятьдесят тысяч рублей, подсудны мировому судье.

4. В соответствии со статьями 22 и 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности, установленных статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ, частью 1 статьи 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ, пунктом 1 статьи 31, пунктом 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ, частью 17 статьи 15, частями 7 — 10, 12 статьи 91 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, пунктами 4, 5 и 6 статьи 84 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ.

11. Родовая подсудность дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, в том числе воинских должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определяется в соответствии со статьями 24 — 27, частями 2 и 3 статьи 254 ГПК РФ, пунктом 1 части 3 статьи 9, статьями 14 и 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».

12.1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (Ст. 23, 24, 25, 26);

12.2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (Глава 23, 24);

61. Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц Минюста России (территориального органа Минюста России) в судебном порядке (в районный суд общей юрисдикции согласно статье 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532).

Статьей 251 ГПК Российской Федерации предусмотрены специальные условия подачи в суд заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими закону. Согласно данной статье гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая); с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция (часть вторая); заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК Российской Федерации (часть четвертая).

57. Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц Минюста России (территориального органа) в судебном порядке (в районный суд общей юрисдикции согласно статье 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532).

107. Некоммерческие организации вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие государственных служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке (в районный суд общей юрисдикции) согласно статье 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532).

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Компетенция районного(городского) суда: основные полномочия и функции

Компетенция районного(городского) суда представляет собой важный аспект правовой системы. Районные суды являются одним из основных звеньев судебной системы и наделяются определенными полномочиями для рассмотрения и разрешения различных правовых споров и дел.

Компетенция районного(городского) суда ограничена определенными критериями, которые включают территориальную привязку, субъектный состав сторон и специализацию суда. Районные суды рассматривают гражданские и уголовные дела, а также административные дела в соответствии с законодательством.

Районные суды имеют компетенцию в рассмотрении споров гражданского характера, таких как несостоятельность и банкротство, наследственные споры, дела о защите прав потребителей и другие. В районных судах рассматриваются уголовные дела об общественно опасных преступлениях, преступлениях против собственности и других категориях уголовных дел.

Компетенция районного(городского) суда может быть расширена законом для определенных категорий дел, например, в случае рассмотрения дел несовершеннолетних или дел о правонарушениях в области дорожного движения. Также районные суды могут рассматривать дела в рамках административного процесса, такие как споры о правонарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства или споры с государственными органами.

Компетенция районного суда: основные аспекты

Компетенция районного суда: основные аспекты

Районный суд в Российской Федерации является одним из основных звеньев судебной системы и наделен определенной компетенцией. Он рассматривает и разрешает споры и дела, связанные с нарушением прав и законных интересов граждан и юридических лиц в пределах определенного района или города.

Компетенция районного суда включает в себя различные категории дел, которые он имеет право рассматривать. В районный суд относятся гражданские дела суммой иска, не превышающей определенный порог, уголовные дела, в которых предполагается назначение наказания в виде лишения свободы до определенного срока, административные дела и другие.

В районном суде действует коллегиальная форма рассмотрения дел, то есть дело рассматривается судебным составом, состоящим из одного судьи или коллегии судей. В процессе рассмотрения дела судьи проверяют доказательства, слушают аргументы сторон и принимают решение, справедливо учитывая нормы закона и основные принципы правосудия.

При рассмотрении дел в районном суде соблюдается принцип презумпции невиновности, что означает, что обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном порядке. Кроме того, районный суд также занимается разрешением споров между гражданами и организациями, как имущественного, так и нематериального характера.

Таким образом, компетенция районного суда включает в себя рассмотрение и разрешение различных категорий дел. Рабочая нагрузка районного суда может быть значительной, поэтому важно, чтобы судьи были компетентными и беспристрастными в принятии справедливых решений в интересах правосудия и граждан.

Территориальная область деятельности

Компетенция районного(городского) суда определяется в соответствии с законодательством о судебной системе Российской Федерации. Основным критерием, который определяет территорию деятельности районного(городского) суда, является географическое расположение судебной инстанции.

Таким образом, районный(городской) суд осуществляет свою компетенцию на территории определенного района или города. В некоторых случаях, в состав компетенции районного(городского) суда могут входить также прилегающие территории или населенные пункты.

В рамках своей компетенции районный(городской) суд рассматривает гражданские и уголовные дела, а также дела административного характера. Он выносит решения и решает споры, связанные с применением законодательства и защитой прав и интересов граждан и организаций, проживающих или деятельность которых осуществляется на территории его компетенции.

Территориальная область деятельности районного(городского) суда может быть разбита на отдельные судебные участки, каждый из которых занимается рассмотрением дел, возникающих на определенной территории. Это позволяет судебной системе более эффективно разгрузить судебные органы и обеспечить более быструю и качественную правосудную защиту граждан и организаций.

Рассмотрение гражданских дел

Районные и городские суды имеют компетенцию рассматривать гражданские дела, связанные с различными спорами и конфликтами между физическими и юридическими лицами.

В рамках своей компетенции суды рассматривают дела о защите прав потребителей, о спорах по недвижимости, о возмещении ущерба, о нарушении трудовых прав, о транспортных и иных договорах, а также о других гражданско-правовых спорах.

При рассмотрении гражданских дел суд может применять различные меры, такие как взыскание денежных сумм в пользу истца, признание права на недвижимость или иное имущество, установление обязательств по контракту, принятие мер по защите прав и интересов граждан и организаций.

Решения районного или городского суда являются окончательными и обжалованию не подлежат, если иное не предусмотрено законом. Граждане и юридические лица должны добровольно исполнять решения суда, иначе к ним могут быть применены принудительные меры исполнения, предусмотренные законодательством.

Процедура рассмотрения уголовных дел

Процедура рассмотрения уголовных дел

Уголовные дела рассматриваются районным или городским судом в соответствии с компетенцией этого суда. Процедура рассмотрения уголовных дел предусматривает определенные этапы, которые должны быть соблюдены во время судебного процесса.

В начале процедуры рассмотрения уголовных дел судья предоставляет слово обвинителю, который должен представить свои доказательства и аргументы. Затем защита имеет право выступить со своей речью и представить свою версию событий. Далее судья может задать вопросы сторонам или свидетелям для получения дополнительных объяснений.

После этого судья принимает решение о том, нужно ли привлечь специалиста для дачи заключения или провести дополнительные экспертизы. Если решение о признании обвиненного виновным было принято, то приговор объявляется публично. Если обвиняемый признан невиновным, то дело закрывается и обвиняемый освобождается.

В случае неудовлетворительного решения или недостоверных данных, сторона имеет право обжаловать решение суда в апелляционном или кассационном порядке. Запрещается рассматривать и решить уголовное дело о незаконности или о правомерности предыдущего решения, если это не прямо прописано в законе.

В целом, процедура рассмотрения уголовных дел в районном или городском суде предусматривает право на обжалование решения, соблюдение принципа независимости судьи и участие сторон в деле. Судья должен руководствоваться законом и доказательствами, чтобы принять объективное и справедливое решение по уголовному делу.

Регулирование административных споров

Районные (городские) суды осуществляют компетенцию по рассмотрению административных споров, которые могут возникнуть между гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления или другими участниками административно-правовых отношений.

Административные споры связаны с нарушением гражданами или организациями своих прав и законных интересов в сфере административного права. Такие споры могут возникать, например, при осуществлении государственного контроля, наказания за административные правонарушения или рассмотрении административных дел.

Суды регулируют административные споры путем рассмотрения и разрешения конфликтов между сторонами. При этом суды рассматривают доказательства, применяют нормы права и принимают решение, которое является обязательным для исполнения для всех участников спора.

Компетенция районных (городских) судов в регулировании административных споров обеспечивает справедливое рассмотрение и разрешение таких споров с учетом интересов всех сторон и принципа законности. Решение суда по административному спору может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящий судебный орган или кассационную инстанцию.

Особенности деятельности суда по арбитражным делам

Судебное разбирательство по арбитражным делам является сложным и специфическим процессом, имеющим свои особенности и отличия от обычных гражданских дел. Суд по арбитражным делам занимается разрешением споров, возникающих в сфере предпринимательской деятельности, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами предпринимательства.

Особенностью деятельности суда по арбитражным делам является его специализация. Судьи, заседающие в таких судах, обладают большим опытом и знаниями в области предпринимательского права. Они хорошо разбираются в особенностях предпринимательской деятельности, имеют представление о различных отраслях экономики и понимают, каким образом применить право к конкретным обстоятельствам дела.

Еще одной особенностью работы суда по арбитражным делам является наличие специальных процессуальных норм, регулирующих такой вид судопроизводства. Здесь используются свои процессуальные кодексы и нормы процессуального права, которые отличаются от общих норм гражданского процесса. Благодаря этому суд по арбитражным делам может более эффективно и оперативно рассматривать дела, а также принимать решения, направленные на защиту интересов предпринимателей и развитие бизнес-среды.

Важной особенностью деятельности суда по арбитражным делам является возможность использования альтернативных способов разрешения споров, таких как медиация или арбитраж. Судьи по арбитражным делам часто рекомендуют сторонам попытаться разрешить спор мирным путем, использовав эти способы. Это способствует ускорению процесса разрешения спора и поиск справедливого и эффективного решения на основе согласия сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *