Как отказаться от прививок на законных основаниях
Перейти к содержимому

Как отказаться от прививок на законных основаниях

  • автор:

В детский сад и школу – без прививок?

Не хотите, чтобы вашему ребенку сделали прививку или провели диагностику на туберкулез? Вы вправе отказаться. Но тогда ему могут запретить посещать образовательное учреждение. Возможно и разобщение с остальной группой детей на время. В каких случаях закон это допускает и что делать, чтобы право ребенка на получение образования не было нарушено?

В детский сад и школу – без прививок?

Можно ли отказаться от прививок?

Перечень профилактических прививок установлен Приказом Минздрава от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Прививки несовершеннолетним детям могут сделать исключительно с согласия их родителей или иных законных представителей, а после достижения ребенком 15 лет – с его согласия. Если родители не хотят, чтобы их ребенок принял участие в иммунопрофилактических мероприятиях, они вправе оформить письменный отказ. Подросток, достигший 15 лет, может это сделать самостоятельно (ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

А от диагностики на туберкулез отказаться можно?

Комплекс мероприятий по раннему выявлению туберкулеза как заболевания, представляющего опасность для окружающих, включает периодические профилактические медицинские осмотры (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»). Порядок и сроки их проведения утверждены Приказом Минздрава от 21 марта 2017 г. № 124н.

При профилактических осмотрах детей осуществляется иммунодиагностика (туберкулинодиагностика) с применением туберкулезного аллергена. Она проводится посредством постановки внутрикожной аллергической пробы (проба Манту). Для детей 15–17 лет в качестве метода обследования может проводиться рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки.

Иммунодиагностические тесты на туберкулезную инфекцию не являются профилактическими прививками, поскольку лишь проверяют наличие или отсутствие у ребенка иммунитета к туберкулезу, поэтому отказаться от них, сославшись на ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней, не получится. Однако необходимым условием для проведения таких обследований является дача родителем или ребенком, если ему исполнилось 15 лет, информированного добровольного согласия (ст. 7 Закона о предупреждении распространения туберкулеза), а отказ от обследования возможен на основании ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Если родители против прививок, ребенку могут запретить посещать сад или школу?

Для тех, кто не прошел вакцинацию, установлены ограничения (ч. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней). Так, отсутствие профилактических прививок у несовершеннолетних влечет временный отказ в их приеме в образовательные и оздоровительные учреждения. Однако такой отказ допускается лишь в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе эпидемий.

Критерий массовости инфекционного заболевания определяют территориальные органы Роспотребнадзора. Эпидемия регистрируется на основании данных о заболеваемости населения инфекционной болезнью, если степень ее распространенности значительно превышает обычно регистрируемую на данной территории за аналогичный период. Кроме того, информация о распространении инфекционного заболевания и введении карантина доводится до сведения граждан, организаций, органов власти и управления Правительством или администрацией субъекта РФ на основании предписания территориального управления Роспотребнадзора.

Таким образом, если не зарегистрированы массовые инфекционные заболевания или угроза эпидемии и на территории субъекта РФ не проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, отказ в приеме или допуске к посещению непривитым ребенком образовательных и оздоровительных учреждений является незаконным.

А без пробы Манту в сад и школу детей пустят?

Для допуска в образовательное учреждение при отказе от пробы Манту потребуется заключение врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом (п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. № 60).

Фтизиатр может назначить альтернативные пробе Манту методы обследования: диагностические тесты QuantiFERON-TB Gold, T-SPOT.TB, требующие забора крови из вены, флюорографическое исследование. На это указывают Клинические рекомендации «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях» (носят рекомендательный характер до 1 января 2022 г.).

Данное положение соответствует позиции Верховного Суда РФ: соблюдение санитарных правил является обязательным. Требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию лишь при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания направлено на предупреждение распространения туберкулеза и соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. 1

Таким образом, в случае отказа от проведения пробы Манту и отсутствия заключения врача-фтизиатра ребенка могут не допустить в образовательное учреждение.

Запрет посещать сад или школу будет считаться нарушением права ребенка на получение образования?

Отказ в допуске ребенка в образовательное учреждение или его разобщение с обследованными детьми не свидетельствуют о нарушении его права на получение образования. Поясним.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с этим на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Вместе с тем в России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. К компетенции образовательных организаций относится создание условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, в организациях отдыха и оздоровления детей, образовательных организациях должны выполняться требования санитарного законодательства и осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся.

Законом предусмотрены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование (ст. 17 Закона об образовании). Если ребенок не прошел обследование на туберкулезную инфекцию, он может быть зачислен в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение здорового детского коллектива. И это не будет противоречить действующему законодательству: как указал Верховный Суд РФ, таким образом будет обеспечено право на общее образование детей, не прошедших иммунодиагностику, при соблюдении права каждого обучающегося на охрану здоровья. 2

Следует учитывать, что в случае проведения массовой вакцинации для предотвращения заражения непривитого ребенка допускается его разобщение с остальной группой детей на определенный период. Так, при вакцинации против полиомиелита непривитых детей разобщают с привитыми на 60 дней (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июля 2011 г. № 107 «Об утверждении СП 3.1.2951-11 “Профилактика полиомиелита”»). При этом руководители образовательных учреждений обязаны организовать раздельное пребывание таких детей в стенах образовательного учреждения.

Аналогичный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, в 2017 г. Архангельский областной суд пришел к выводу о правомерности действий руководства дошкольного образовательного учреждения по отстранению непривитого ребенка от посещения группы раннего развития в связи с проведением плановой иммунизации воспитанников против полиомиелита. Суд указал, что такое ограничение прав ребенка не является дискриминирующим, поскольку оно направлено на обеспечение права на охрану здоровья и осуществляется способами, установленными законом, в том числе путем разобщения привитых детей и не участвующих в иммунизации. 3

Что делать, если непривитому ребенку не разрешают ходить в сад или школу без законных на то оснований?

Укажите руководителю образовательного учреждения на добровольность проведения иммунопрофилактических и диагностических мероприятий и недопустимость отказа в допуске ребенка в сад или школу при отсутствии обстоятельств, предусмотренных законом. В целях защиты нарушенных прав возможно обращение в органы прокуратуры, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, к уполномоченному по правам ребенка и в суд.

На чьей стороне оказываются суды в спорах родителей-«антипрививочников» и образовательных организаций?

Судебная практика по вопросу отказа непривитым детям в допуске в образовательные учреждения является крайне противоречивой. Некоторые суды указывают, что установление зависимости посещения детского сада от проведения иммунопрофилактики противоречит положениям законодательства, поскольку решение о проведении профилактических мероприятий является добровольным, а принудительных мер к применению прививок, кроме случаев угрозы возникновения массовых инфекционных заболеваний и эпидемий, законом не предусмотрено. 4

Вместе с тем встречаются и прямо противоположные судебные решения. В них признается обоснованным временное отстранение ребенка от посещения детского сада ввиду отсутствия профилактических прививок.

В случаях отказа от проведения туберкулинодиагностики и отсутствия данных о дообследовании ребенка, заключения врача-фтизиатра суды обычно указывают, что недопуск ребенка в дошкольное образовательное учреждение является законным и необходим для предупреждения распространения туберкулеза, а также соблюдения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. 5

Однако встречаются и противоположные позиции. Так, Бутырский районный суд г. Москвы признал незаконным и отменил приказ руководителя дошкольного образовательного учреждения о недопуске ребенка в сад из-за отсутствия справки от врача-фтизиатра. Суд посчитал, что было нарушено право ребенка на образование. 6

Ярославский областной суд также признал незаконным недопуск ребенка в детский сад ввиду отказа от проведения туберкулинодиагностики и отсутствия справки от врача-фтизиатра. Суд отметил, что справка не является обязательным документом для приема ребенка в сад. 7

1 Решение ВС РФ от 17 февраля 2015 г. № АКПИ14-1454.

2 Решение ВС РФ от 18 апреля 2019 г. № АКПИ19-115, Апелляционное определение ВС РФ от 25 июля 2019 г. №АПЛ19-248.

3 Апелляционное определение Архангельского областного суда от 27 июля 2017 г. № 33-4082/2017.

4 Решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 7 февраля 2018 г. № 2А-2-35/2018.

5 Решение Пожарского районного суда Приморского края от 28 марта 2016 г. № 2-219/2016, Решение Сапожковского районного суда Рязанской области от 9 октября 2017 г. № 2-109/2017.

6 Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 3 июня 2016 г. № 2-2459/15.

7 Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31 марта 2016 г. № 33-1459/2016.

Прививки и Украинское Законодательство

Внимание! Данная статья была написана в 2007 году и некоторые НПА, например, приказ МОЗ №48, уже отменены и заменены на аналогичные. Пожалуйста, учитывайте это! Свежую информацию можно найти на форуме: здесь и здесь .

Многих читателей — граждан Украины интересует, насколько законен в Украине отказ от прививок, что юридически он может повлечь за собой и т.д. В данной статье мы попытались кратко ответить на наиболее часто возникающие вопросы.

1. Статья отражает точку зрения общественной организации «Лига защиты гражданских прав»

2. Здесь мы ссылаемся на действующие законы Украины и ратифицированные международные документы. С целью экономии места, документы цитируются в сокращении. Полные версии документов можно найти в официальных печатных изданиях или в сети Интернет, например по адресу http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi

3. В связи с несовершенством украинского законодательства, некоторые нормативно-правовые акты могут противоречить друг другу и Конституции. Официальные лица и организации стремятся, конечно, трактовать эти разногласия в свою пользу, решения эти могут быть оспорены в судебном порядке или жалобой в прокуратуру.

Какие прививки входят в украинский календарь вакцинации?

Согласно приложению к приказу №48 МОЗ Украины от 03.02.2006 „Про порядок проведення профілактичних щеплень в Україні та контроль якості й обігу медичних імунобіологічних препаратів" (далее — приказ №48 МОЗ), в календарь включены следующие прививки против болезней, выполняемые в определённом возрасте:

Туберкулёз 3-7 день, 7, 14 лет
Гепатит В 1 день, 1 мес., 6 мес.
Дифтерия 3, 4, 5, 18 мес., 6, 14, 18 лет, далее каждые 10 лет
Коклюш 3, 4, 5, 18 мес.
Столбняк 3, 4, 5, 18 мес., 6, 14, 18 лет, далее каждые 10 лет
Полиомиелит — инактивированная (убитая) вакцина: 3,4 мес.;
— оральная (живая) вакцина: 5, 18 мес., 6, 14, лет
Гемофильная инфекция 3, 4, 5, 18 мес.
Корь 12 мес., 6 лет
Краснуха 12 мес., 6 лет, 15 лет (девочки)
Паротит (свинка) 12 мес., 6 лет, 15 лет (мальчики)

Все ли прививки являются обязательными?

Обязательным для всех граждан Украины является выполнение законов. Применительно к теме прививок, это означает, что обязательными (с возможностью тем не менее отказа от них, как мы увидим далее) являются только следующие прививки, оговоренные в законе:

Закон України „Про захист населення від інфекційних хвороб":

  • Ст.12 Профілактичні щеплення проти дифтерії, кашлюка, кору, поліомієліту, правця, туберкульозу є обов’язковими і включаються до календаря щеплень.

Закон України „Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення":

  • Ст.27 Профілактичні щеплення з метою запобігання захворюванням на туберкульоз, поліомієліт, дифтерію, кашлюк, правець та кір вУкраїні є обов’язковими.

Как видим, прививки от гепатита В, гемофильной инфекции, краснухи и паротита не являются обязательными, хотя они и входят в календарь прививок.

К сожалению, об этом факте, как и о многом другом, неизвестно большинству родителей, которым в больницах продолжают внушать об „обязательности" всех включенных в календарь прививок.

Зато о противозаконности включения этих прививок в календарь, видимо, отлично известно в МОЗ и ВР Украины: хорошей иллюстрацией этого является попытка в июне 2007 г. „протащить" законопроект о добавлении к списку обязательных — прививок от гепатита Б, гемофильной инфекции и бешенства.

Признаёт ли МОЗ официально опасность прививок?

Да, в своём приказе №48 МОЗ официально признаёт возможность двух видов нежелательных последствий вакцинации — реакцииклінічні та лабораторні ознаки нестійких патологічних (функціональних) змін в організмі, що виникають у зв’язку з проведенням щеплення») и осложнениястійкі функціональні та морфологічні зміни в організмі, що виходять за межі фізіологічних коливань і призводять до значних порушень стану здоров’я»):

А. Коди клінічних проявів післявакцинальних реакцій:

1. Підвищення температури до 39 0 С.

2. Підвищення температури більше 39 0 С (сильна загальна).

3. Температура, яка не зареєстрована в медичній документації.

4. Біль, набряк м‘яких тканин > 50 мм, гіперемія у місці введення > 80 мм, інфільтрат > 20 мм (сильна місцева).

5. Лімфоаденопатія.

6. Головний біль.

7. Дратівливість, порушення сну.

8. Висипання неалергічного ґенезу.

9. Анорексія, нудота, біль у животі, диспепсія, діарея.

10. Катаральні явища.

11. Міальгія, артралгія.

В. Коди клінічних проявів післявакцинальних ускладнень:

12. Абсцеси.

13. Анафілактичний шок та анафілактоїдні реакції.

14. Алергічні реакції (набряк Квінке, висипка типу кропивниці, синдром Стівенса-Джонсона, Лайела).

15. Гіпотензивний-гіпореспонсивний синдром (гостра серцево-судинна недостатність, гіпотонія, зниження тонусу м‘язів, короткочасне порушення або втрата свідомості, судинні порушення в анамнезі).

16. Артрити.

17. Безперервний пронизливий крик (тривалістю від 3 годин і більше).

18. Судоми фебрильні.

19. Судоми афебрильні.

20. Менінгіти/енцефаліти.

21. Анестезія/ парестезія.

22. Гострий в‘ялий параліч.

23. Вакциноасоційований паралітичний поліомієліт.

24. Синдром Гійєна-Барре (полірадікулоневрит).

25. Підгострий склерозувальний паненцефаліт.

26. Паротит, орхіт.

27. Тромбоцитопенія.

28. Підшкірний холодний абсцес.

29. Поверхнева виразка понад 10 мм. Регіональний лімфаденіт(и).

30. Келоїдний рубець.

31. Генералізована БЦЖ-інфекція, остеомієліт, остеїт.

Допускает ли Закон возможность осложнений при вакцинации?

Но ведь перечисленные допускаемые МОЗ последствия прививок (особенно осложнения) могут нанести существенный вред здоровью, почему же закон допускает такую возможность?

Такую возможность Закон запрещает:

Закон України „Основи законодавства України про охорону здоров’я":

  • Ст.42 Медичне втручання (застосування методів діагностики, профілактики або лікування, пов’язаних із впливом на організм людини) допускається лише в тому разі, коли воно не може завдати шкоди здоров’ю пацієнта.

На практике это, однако, не мешает прививкам успешно подвергать риску здоровье детей и взрослых.

Противовопоказания к вакцинации: Теория и Практика

Существуют ведь ещё и противовопоказания к вакцинации. Они ведь должны снизить риск опасных последствий прививок?

Действительно, с одной стороны в приказе МОЗ №48 неоднократно оговаривается важность учёта противопоказаний:

«Щеплення дозволяється проводити тільки . відповідно до показів і протипоказів щодо їх проведення»,

"Щепленню підлягають усі новонароджені, що не мають до цього протипоказань".

Однако, как мы видели выше, «усі новонароджені» получают прививки от гепатита и туберкулёза, в соответствии с календарём прививок, ещё в роддоме, в первые дни, а то и часы после рождения, а среди противопоказаний к этим прививкам мы видим в том же приказе следующее:
— тяжкі ускладнення від попередньої дози у вигляді анафілактичного шоку.
— алергія на будь-який компонент вакцини.
— епілептичний синдром із судомами 2 рази на місяць та частіше .
— ускладнені реакції на попереднє введення вакцини.
— тубінфікування.

Совершенно очевидно, что ни один из этих диагнозов не может быть ни подтверждён, ни опровергнут применительно к новорождённому:

— «предыдущая доза» у новорождённого отсутствует, поэтому никто не может гарантировать отсутствие у него анафилактического шока или любой другой «осложнённой реакции» в ответ на прививку;
— ни один новорождённый не обследуется на предмет аллергичеcкой реакции «на будь-який компонент вакцини» (заметим, что вакцины содержат немало опасных компонентов, в т.ч. такие известные аллергены, как белковые соединения, ртуть, фенол и др.);
— наличие у новорождённого эпилептического синдрома — частота судорог не может быть спрогнозирована при рождении;
— и конечно никто из новорождённых не исследуется на носительство тубинфекции.

Итак, все перечисленные противопоказания, «предупредительно» задокументированные МОЗ, применительно к новорождённым не могут быть проверены в принципе.

Но даже более взрослые дети, уже получавшие прививки, не застрахованы от возможных трагических последствий, ведь например токсические вещества, входящие в состав вакцин, при регулярном введении — могут проявлять т.н. «кумулятивный» (накопительный) эффект.

К сожалению, это свойство вакцин в документах МОЗ никак не отражено, такой фактор риска, как количество уже сделанных ребёнку прививок — не входит в состав противопоказаний. В результате «роковой» может стать вторая, третья или даже последняя прививка из "положенных", хотя предыдущие переносились «нормально».

Что делать, если у ребёнка осложнение после прививки?

Что делать родителям, если они наблюдают у ребёнка ухудшение здоровья, связанное, по их мнению, с прививкой?

В случае возникновения каких-либо расстройств здоровья, связанных на ваш взгляд со сделанной до того прививкой, можно рекомендовать следующий порядок действий, существенно повышающий вероятность получения в дальнейшем материальной компенсации за ущерб, нанесённый прививкой здоровью:

1. Внимательно изучить таблицу «Сроки развития поствакцинальных осложнений» и установить (желательно с помощью врача) предполагаемое название ПВР/ПВО, максимально соответствующее имеющимся жалобам. По названию ПВР/ПВО и названию сделанной прививки выбрать из таблицы срок развития ПВР/ПВО. Если этот срок вами уже превышен, то доказать связь заболевания с прививкой будет уже почти невозможно.

2. Срочно сообщить о происшествии по телефону диспетчеру городской или областной санэпидстанции (СЭС). Указать тип реакции на прививку (предполагаемое название ПВР / ПВО), препарат, после введения которого она произошла (название вакцины). Узнать и записать имя диспетчера, принявшего это извещение и входящий номер — это уже может считаться официальным документом, на который в дальнейшем можно будет опираться.

3. Сообщить о происшествии в общественную организацию «Лига защиты гражданских прав»

4. Написать обращение, одного содержания на три адреса: в Ген. прокуратуру, обл. прокуратуру и Президенту Украины:

— изложить все факты — попросить разобраться:

  1. кто дал указание для вакцинации?
  2. была ли в этом необходимость?
  3. был ли введенный препарат сертифицирован для использования?
  4. что стало причиной заболевания ребёнка?

— попросить провести комплексную проверку всех препаратов (вакцин), которые используются в вашем районе, на предмет сертификации и всех разрешений.

Для ускорения указать, что ожидаете ответа согласно законодательства Украины и закона об обращениях граждан.

5. Написать запрос в МОЗ с просьбой провести комплексную проверку всех препаратов, которые используются в районе, на предмет наличия сертификатов и соответствия им.

6. Очень желательно провести независимое обследование состояния здоровья ребёнка (частная клиника и т.п.) с получением документа (выписки из истории болезни) с чётким указанием:

  • диагноза в соответствии с формулировками, установленными МОЗ, см. п.1;
  • прививки как причины осложнения.

Примечание. Лечение таких поствакцинальных осложнений лучше также выполнять у врача, который финансово и административно не зависит от поликлиники, сделавшей прививку. В противном случае, диагноз может не быть объективным (соответственно, лечение — адекватным), чтобы «не портить статистику».

Если ответы (должны поступить в пределах месяца) вас не удовлетворят, нужно написать ещё одно заявление в прокуратуру и уведомить «Лигу защиты гражданских прав».

Для случаев групповых ПВО, особенно со смертельным исходом , важно добиться объединения всех расследуемых дел в единое производство. Только так можно проанализировать и выявить закономерности, сравнить состояние здоровья детей, картину течения болезней, подробности по вакцине (где хранилась, как перевозилась и как применялась). Без этого следователи и эксперты будут изучать отдельные трагические случайности и не выявят закономерностей, связывающих их в целостную картину преступления. Объединение уголовных дел в единое производство даст еще один эффект: дело будет расследовать Генеральная прокуратура. Это позволит предотвратить «случайные потери» данных гистологического исследований и избежать традиционной многократной корректировки медицинской документации задним числом. Поэтому в подобных случаях мы рекомендуем направить в адрес Генерального прокурора Украины письмо следующего содержания (скобками <> отмечены данные для примера):

Генеральному прокурору України пану <Медведьку О.І.>

Шановний <Олександре Івановичу!>

Протягом <серпня 2009> року в різних областях України було зафіксовано низку випадків смертей немовлят, що співпали у часі з проведенням планової вакцинації згідно з національним календарем профілактичних щеплень (наказ МОЗ № 48 від 03.02.2009 р.). Як повідомляють засоби масової інформації, по факту смерті дітей було порушено кілька кримінальних справ, які зараз розслідують правоохоронні органи <Донецької, Запорізької та Луганської> областей.

Низка смертей дітей, які відбулися протягом стислого часу при схожих обставинах, має бути розслідуваною всебічно, повно та об’єктивно, з обов’язковим виявленням причин та умов, які сприяли вчиненню злочину. Це може бути здійснено тільки за умови вивчення усіх обставин справи по усіх епізодах у сукупності. Обов’язковою умовою забезпечення можливості цього є об’єднання слідства по цих справах у єдине провадження.

Враховуюче вказане вище, просимо Вас:
— надати розпорядження про об’єднання кримінальних справ, порушених по факту смерті дітей, що відбулися у різних областях України протягом <серпня 2009> року, у єдине провадження;
— доручити проведення слідчих дій Головному слідчому управлінню Генеральної прокуратури України.

З повагою,
_____, ____ батько/мати _______, який помер _____в __________

_____, _____батько/мати ______, який помер _____ в _______

_____, _____ батько/мати ______, який помер _____ в _________

Контактная информация:

«Лига защиты гражданских прав»: —> наши контакты

Приймальня Президента України : м. Київ, вул. Шовковична,12, тел. (044) 226-20-77 общ. Приёмная Президента, 01220, м. Київ, вул. Банкова, 11 — для писем

Приймальня Генеральної прокуратури (здесь можно узнать координаты вашей местной прокуратуры): м.Київ, вул. Різницька 13/15, Телефон приймальні — (044) 200-78-22

Міністерство охорони здоров’я України (здесь можно узнать координаты вашей местной СЭС): 01021, м. Київ, вул. Грушевського, 7, тел. 253-24-39, факс 253-40-17,
Приймальня громадян: тел. (044) 253-54-84, 253-54-84, 253-24-39

Сроки развития поствакцинальных реакций и осложнений

Примечание: Информация о сроках развития осложнений от прививок, размещенная в данном приложении, отражает только лишь точку зрения МОЗ и по нашему мнению, более чем сомнительна, поскольку совершенно не касается отдаленных последствий вакцинации.

Тем не менее, полезно все же иметь под рукой эту информацию по следующим причинам:

  1. Это единственный документ, оговаривающий сроки развития ПВР и ПВУ, в законах эта информация отсутствует.
  2. Реальные случаи поствакцинальных осложнений будут, вероятнее всего, признаны таковыми официальной медициной лишь тогда, когда окончательный диагноз у пострадавшего будет совпадать с указанным в таблице, а срок появления симптомов не будет превышать «официально допустимый». В противном случае будет найдено другое заболевание, «случайно совпавшее» по времени с прививкой.
  3. Всё это необходимо учитывать читателям, если они столкнутся когда-либо с поствакцинальным осложнением и будут пытаться добиться материальной компенсации (рекомендуемая последовательность действий приведена на нашем сайте).

Информация из Приложений 1,2 к «Инструкции об организации эпидемиологического надзора за побочным действием иммунобиологических препаратов», Приказ №48 МОЗ Украины:

Название ПВР / ПВО

АКДС, АаКДС, АДС, комбини-рованные вакцины на основе АКДС и АаКДС

Против кори, паротита, краснухи (комбини-рован-ные и монопре-параты ),
ветряной оспы

Оральная полиомие-литная вакцина

Инактиви-рованная полиомие-литная вакцина

Против гепатита В

Полиса-харидные вакцины (Ніb, менинго-кокковая, пневмо-кокковая)

Права и обязанности граждан при отказах от иммунизации

В последнее время увеличилась доля родителей, которые негативно относятся к обязательной вакцинации детей, опасаясь поствакцинальных осложнений. Некоторые родители отказываются делать прививки по принципиальным соображениям либо соглашаются на вакцинацию только при идеальном состоянии здоровья у ребенка. Такие решения зачастую срывают сроки проведения вакцинации и ревакцинации, предусмотренные национальным календарем профилактических прививок.

Вопросы иммунопрофилактики регулируются нормами Федерального закона от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ). Законодательство предоставляет право гражданам (их законным представителям) в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (п.3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ).

Родители (иные законные представители несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет) вправе оформить отказ от вакцинации ребенка, как на прививки, так и на туберкулинодиагностику. Важно четко представлять правовые последствия отказов от иммунизации несовершеннолетних, поскольку отсутствие прививки у ребенка затрагивает интересы не только его самого, но и окружающих.

Статья 5 Федерального закона № 157-ФЗ устанавливает конкретный перечень возможных последствий отсутствия у гражданина тех или иных профилактических прививок Отсутствие профилактических прививок влечет:

— запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

— временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

— отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825. В перечень таких работ входят, например, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Следовательно, наличие прививок, предусмотренных Национальным календарем профилактических прививок, является одним из условий приема сотрудников на работу в образовательную организацию. При отсутствии прививок возможен не только отказ работнику в приеме на работу, но и отстранение от работы.

Для сведения работники образовательной организации должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям против:

дифтерии и столбняка, последующая ревакцинация каждые 10 лет от момента последней ревакцинации;

вирусного гепатита B – до 55 лет, не привитые ранее;

кори — до 55 лет (неболевшие, непривитые, привитые однократно и не имеющие сведений о прививках);

краснухи- девушки и молодые женщины от 18 до 25 лет (неболевшие, непривитые, привитые однократно, не имеющие сведения о прививках);

клещевого вирусного энцефалита – лица, выполняющие работы по расчистке зон оздоровления и отдыха населения

Для образовательных организаций также имеет значение второе основание – возможный отказ в приеме воспитанников (обучающихся) в случае возникновения массового инфекционного заболевания либо угрозы эпидемии. Такой отказ является временным, и как только указанные обстоятельства прекращаются, ребенок может посещать учреждение.

В каких случаях правомерно временно отказать в приеме детям в образовательную организацию.

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), предусматривающего действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных правил, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).

Санитарные правила согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ – это нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию заболеваний полиомиелитом на территории Российской Федерации устанавливают санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2951-11 "Профилактика полиомиелита" (далее СП 3.1.2951-11).

В соответствии с требованиями п. 9.5 СП 3.1.2951-11 в медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.

Указанная мера направлена на профилактику вакциноассоциированных случаев полиомиелита (ВАПП) и призвана предупредить инфицирование и заболевание незащищенных (непривитых) детей при их тесном контакте с ребенком, недавно вакцинированным живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ).

Формулировка пункта 9.5 СП 3.1.2951-11 не предусматривает отказ в приеме в образовательные и другие организации детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, однако обязывает указанные организации изолировать таких детей от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60 дней, и имеет своей целью предупредить инфицирование и заболевание незащищенного (непривитого) ребенка. При этом, при наличии условий для разобщения (групповые ячейки, в которых исключен риск ВАПП; запрещение присутствия в помещениях общего назначения (музыкальный и спортивный залы, бассейны и др.); исключение других факторов, которые могут содействовать возникновению ВАПП и при согласии родителей возможен временный перевод непривитого ребёнка в другую группу. В случае, если в образовательном учреждении нет вышеуказанных возможностей и существует риск заболевания ребёнка вакциноассоциированным полиомиелитом, то необходимо отстранить такого ребёнка от посещения образовательного учреждения.

На основании вышеизложенного следует, что временное недопущение в детский коллектив, где проведена вакцинация ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ, производится в интересах защиты здоровья непривитого от полиомиелита ребёнка.

Необходимо знать, что полиомиелит – тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением центральной нервной системы, приводящее к стойким параличам, инвалидизации и даже летальному исходу.

Для предупреждения полиомиелита в России в рамках национального календаря профилактических прививок проводится иммунизация детей в 3 и 4,5 месяцев инактивированной вакциной, а в 6 месяцев – живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ). Дети в 18, 20 месяцев и 14 лет также проходят ревакцинацию против полиомиелита живой вакциной. Календарь ИПВ-ОПВ признан безопасным и эффективным средством борьбы с полиовирусной инфекцией Всемирной организацией здравоохранения.

Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) — это полиомиелит, вызываемый вакцинными вирусами, которые выделяются из кишечника привитого ребенка в течение 1 — 2 месяцев после проведенной вакцинации оральной полиомиелитной вакциной. Если в детском учреждении проведена вакцинация оральной полиомиелитной вакциной, то в окружающую среду в течение этого времени поступает значительное количество вакцинных вирусов. Даже при идеальном соблюдении санитарных правил избежать контаминации вирусами предметов окружающей среды очень трудно, что создает условия для их циркуляции и возможности инфицирования непривитых детей.

Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит возникает у непривитых детей (преимущественно детей с нарушением состояния иммунитета) при их тесном контакте с детьми, недавно (до 2 месяцев) вакцинированными живой оральной полиомиелитной вакциной.

Допуск незащищенного ребенка в детский организованный коллектив, где заведомо имеется риск его заболевания, является прямым нарушением действующего федерального законодательства, в связи с чем в случае приема не привитого ребенка в детскую образовательную организацию и его последующего заболевания ВАПП ответственные лица учреждения, независимо от наличия заявлений (расписок) от родителей об информировании о существующих рисках, могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5.4 СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», при выявлении очага инфекции в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций. Отметим, что формулировкой пункта не предусмотрено отстранение не привитых детей от посещения образовательных организаций, речь идет только о приеме в указанные организации не привитых детей, не имевших контакт с больными указанными инфекциями, при этом срок временного отказа в приеме конкретизирован. На основании пункта 5.14. СП 3.1.2952-11 контактные лица из очагов кори, краснухи или эпидемического паротита, не привитые и не болевшие указанными инфекциями ранее, не допускаются к плановой госпитализации в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения (21 день с момента выявления последнего заболевшего). Таким образом, помимо запрета принимать не привитых детей в образовательные организации при регистрации случаев кори, краснухи или эпидемического паротита действуют специфические ограничительные меры в виде недопуска в социальные организации и на плановую госпитализацию.

Отдельного рассмотрения требует такой вопрос, как социально опасные заболевания, в частности, обязательность соблюдения мероприятий, направленных на предупреждение распространения туберкулеза. Иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного (Туберкулин, Диаскинтест) не относится к прививкам, поэтому ее отсутствие не влечет последствий, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ.

Однако, согласно требованиям пункта 5.7. СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.

Напоминаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Следовательно, установленное пунктом 5.7. СП 3.1.2.3114-13 требование о допуске в детскую организацию детей при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом подлежит исполнению всеми физическими и юридическими лицами и направлено на предупреждение возникновения и распространения туберкулеза, а также на соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Законодательные аспекты иммунопрофилактики: форма заявления и последствия отказа от прививок

Прививки являются одним из важнейших инструментов в области общественного здравоохранения. Они позволяют предотвращать распространение инфекционных заболеваний и снижать риск их тяжелых последствий. Однако, вопрос об отказе от профилактических прививок волнует некоторых родителей и лиц, несовершеннолетних по возрасту.

Законодательство об отказе от прививок является важным аспектом в контексте общественного здравоохранения. В соответствии с законом, родители или опекуны несовершеннолетнего имеют право отказаться от профилактических прививок по медицинским или религиозным обоснованиям. Однако, несмотря на это право, существуют законодательные нормы, обеспечивающие защиту общества от возможного распространения инфекционных заболеваний, которые могут быть предотвращены путем прививок.

Отказ от профилактических прививок может иметь негативные последствия для общественного здоровья. Несовершеннолетний, не привитый от инфекционных заболеваний, может стать источником распространения болезней среди других детей и взрослых, включая лиц с ослабленной иммунной системой и малышей, которые еще не достигли необходимого возраста для прививок. Это может привести к возникновению эпидемии и угрозе для жизни и здоровья многих людей.

Как оформить отказ от профилактической прививки

Закон об обязательных прививках предусматривает право граждан на отказ от прививок, основанное на медицинских или религиозных убеждениях. Для оформления отказа от профилактической прививки необходимо обратиться к медицинскому работнику, который зарегистрирует ваше заявление в соответствующей форме.

Отказ от прививки следует обосновать письменно, указав причины, по которым вы отказываетесь от данной профилактической меры. В заявлении можно ссылаться на религиозные или медицинские основания, однако следует учитывать, что отказ от прививки может иметь негативные последствия для вашего здоровья и здоровья окружающих.

Закон об обязательных прививках предусмотрен с целью защиты населения от распространения инфекционных заболеваний. Поэтому принимая решение об отказе от прививки, следует учитывать все риски и возможные последствия, такие как возникновение эпидемий и угроза жизни и здоровью людей.

Какие формы отказа от прививок существуют

Законодательство предусматривает различные способы отказа от прививок. Один из них — простой отказ от прививки. Граждане могут официально обратиться к медицинским учреждениям, письменно объяснив свою позицию и отказавшись от профилактической вакцинации. Имеется также возможность отказаться от отдельных прививок, указав конкретные виды, которые необходимо исключить.

Другой формой отказа является медицинское заключение об отсутствии возможности проведения прививок по медицинским показаниям. Это может быть связано с противопоказаниями вакцинации или реакциями на предыдущие вакцины. В данном случае, граждане обращаются к врачам, которые выдают соответствующие документы, подтверждающие невозможность проведения прививок.

Также существует возможность оформления отказа от прививок на религиозных основаниях. Граждане предоставляют письма или заявления, указывающие на религиозные причины отказа от вакцинации. Необходимо учитывать, что в данном случае религиозные убеждения должны быть подтверждены официальной документацией, выданной органами религиозной организации.

Важно отметить, что отказ от прививок требует обоснования исключительных медицинских или религиозных обстоятельств. Граждане должны предоставить документы, подтверждающие их позицию и объясняющие причины отказа от профилактической вакцинации.

Когда подавать заявление об отказе от прививки

Законодательство регулирует вопросы иммунопрофилактики, включая процедуру отказа от прививок. При принятии решения об отказе от прививки, родителям или законным представителям необходимо подать заявление.

Заявление об отказе от прививок следует подавать в установленном порядке, обратившись в органы исполнительной власти, ответственные за организацию иммунизации. В заявлении необходимо указать причины отказа, а также предоставить медицинскую документацию в подтверждение необходимости отказа.

Заявление об отказе от прививки можно подать до ожидаемой даты проведения прививки или в определенный срок после нее. В каждом регионе могут быть свои особенности и сроки подачи заявления, поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с требованиями местного законодательства.

В случае, если родитель или законный представитель не подал заявление о отказе от прививки в установленные сроки, органы исполнительной власти могут принять решение о проведении прививки без согласия родителей. Поэтому важно соблюдать все процедурные требования и сроки при подаче заявления об отказе от прививки.

Какие документы требуются для оформления отказа от прививки

Законодательство предусматривает возможность отказа от прививок на основании письменного заявления родителя или законного представителя. Отказ от прививок является личным выбором каждого гражданина, однако необходимы определенные документы для его оформления и законного признания.

Для оформления отказа от прививок требуется составить письменное заявление, в котором указываются фамилия, имя, отчество лица, на которого оформляется отказ, а также его дата рождения. В заявлении необходимо четко указать, от каких конкретно прививок и на какой срок родитель или законный представитель отказывается.

Заявление оформляется на бланке установленного образца с указанием даты и подписью родителя или законного представителя. Для признания отказа от прививок действительным, заявление должно быть представлено в учреждение здравоохранения или медицинскую организацию, закрепленную за данной территорией или местом жительства.

Сроки действительности заявления об отказе от прививки

Когда родители принимают решение об отказе от прививок для своего ребенка, они должны быть осведомлены о том, что заявление об отказе имеет определенный срок действия.

Согласно законодательству, заявление об отказе от прививок должно быть подано в установленном порядке и иметь юридическую силу. Обычно такие заявления подаются в медицинские учреждения, где получают прививки.

Заявление об отказе от прививок обычно имеет действительность до момента, когда родители или лицо, принимающее решение от их имени, решит изменить свою позицию и дать согласие на проведение прививок. Это может произойти в любое время, но после такого решения срок действия заявления об отказе от прививок прекращается.

Важно отметить, что отказ от прививок может иметь негативные последствия для здоровья ребенка и общества в целом. Поэтому законодательство обязывает родителей и лиц, принимающих решение от их имени, тщательно обдумать свой выбор и принять информированное решение.

Отказ от прививки

В современном мире все граждане имеют право принимать самостоятельные решения об обеспечении собственного здоровья. Однако, важно осознавать, что отказ от прививок может иметь серьезные последствия для общества в целом.

Законодательство во многих странах предусматривает обязательное прохождение прививок для определенных возрастных групп населения. Цель таких законов — защитить население от распространения инфекционных заболеваний. Отказ от прививок может создавать риск для окружающих и нарушать общественное благо.

При отказе от прививок возникает опасность возникновения эпидемий и распространения опасных инфекций. Неконтролируемое распространение заболеваний может привести к серьезным последствиям для здоровья граждан, особенно для детей, пожилых и лиц с ослабленной иммунной системой. В таких случаях отказ от прививок может рассматриваться как нарушение прав других граждан на сохранение своего здоровья и безопасности.

Важно иметь в виду, что принятие индивидуального решения о отказе от прививок не только затрагивает здоровье самого человека, но и оказывает влияние на ближайшее окружение. При принятии такого решения необходимо учитывать мнение врачей и принимать ответственность за возможные негативные последствия для себя и окружающих.

Последствия отказа от профилактических прививок в обществе

Последствия отказа от профилактических прививок в обществе

Отказ от профилактических прививок может иметь серьезные отрицательные последствия для общества и отдельных групп людей. Законодательство различных стран и регионов предусматривает обязательное проведение прививок для защиты населения от различных инфекционных заболеваний.

Отказ от прививок порождает ряд проблем: во-первых, это создает риск возникновения и распространения инфекционных заболеваний, таких как корь, коклюш, гепатит B, дифтерия, полиомиелит и др. Это особенно опасно для людей, не имеющих возможности пройти прививку по медицинским показаниям, таких как аллергия на компоненты препарата или наличие хронических заболеваний, что делает их более уязвимыми перед возможными инфекциями.

Во-вторых, отказ от прививок может привести к понижению уровня группового иммунитета, что означает, что большое количество людей в обществе остаются незащищенными от определенного заболевания. Это может вызывать возникновение эпидемий и вспышек инфекционных заболеваний, которые могут захватить большую часть населения.

Поэтому, отказ от профилактических прививок является серьезным нарушением не только здоровья отдельного человека, но и общества в целом. Важно осознавать, что прививки являются эффективным инструментом для предотвращения распространения инфекций и защиты всех членов общества, особенно уязвимых групп людей, от опасных заболеваний.

Закон об отказе от прививок

Вопрос отказа от прививок находится под пристальным вниманием общества и законодательства. Закон об отказе от прививок регулирует право родителей или индивидуальных лиц принимать решение о прививочном статусе своего ребенка или себя.

В некоторых странах такой отказ является законным и регламентируется соответствующими нормами и правилами. В таких случаях родители имеют возможность оказывать влияние на решение об обязательных прививках своего ребенка, основываясь на своих личных убеждениях и уровне информированности.

Однако, несмотря на возможность отказа от прививок, следует учитывать, что это может иметь серьезные негативные последствия для самого ребенка, а также для общества в целом. Отказ от прививок может привести к возникновению эпидемий таких опасных инфекций, как коклюш, корь, паротит, краснуха и др.

Важно осознавать, что отказ от прививок не только подвергает ребенка повышенному риску заболеваний, но и ограничивает его доступ к некоторым общественным сферам, таким как детские сады и школы. Это связано с необходимостью защиты других детей и взрослых, у которых может существовать медицинская противопоказанность к получению прививок или недостаточный иммунитет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *