Судебные споры о границах земельных участков
Немного иначе должны рассматриваться судами дела, связанные с границами земельных участков, если спор вытекает из реестровой (ранее в законодательстве она именовалась кадастровой) ошибки.
Согласно части 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном этим Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Процедура исправления реестровой (ранее – кадастровой) ошибки установлена в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 42 (ред. от 20.01.2016) в соответствии с названным выше Федеральным законом.
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление таких ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления реестровой (ранее – кадастровой) ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении такой ошибки.
Так, по одному из рассмотренных дел судом было установлено отсутствие между сторонами по делу спора о фактических границах земельных участков, а спор заключался в оспаривании кадастрового учета, произведенного по данным кадастрового инженера, в планах которого были изображены границы, не соответствующие их фактическому расположению.
При этом факт наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости координат поворотных точек границ земельного участка собственника был установлен проведенной по делу экспертизой.
В качестве ответчика по требованию об установлении реестровой (ранее – кадастровой) ошибки должен быть привлечен орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр.
Между тем, суд рассмотрел спор о такой ошибке, не привлекая к делу орган кадастрового учета в качестве соответчика, чем нарушил не только интересы сторон и этого органа, но и, по сути, не рассмотрел спор.
Вывод, который отсюда следует: споры о границах земельных участков, вытекающие из реестровых (ранее – кадастровых) ошибок, должны разрешаться с обязательным привлечением на стороне ответчика кадастрового органа, а не только смежного землепользователя, и разрешаться в порядке исправления реестровой ошибки.
В судебной практике нередки случаи отказа истцам по искам об установлении границ земельных участков. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно такие решения судов отменялись. При этом указывалось следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Перечисленные выше нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны применяться с учетом положений его статьи 2 о том, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Судебные постановления, не отвечающие требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным, не могут считаться соответствующими положениям закона.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59–61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные выше требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
По одному из рассмотренных дел Верховный Суд Российской Федерации указал, что суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, учитывая наличие у спорящих сторон правопритязания относительно земельного участка, имеющего один адрес, оставил возникший между сторонами спор фактически неразрешенным, тем самым нарушив положения статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
И подобных отмен судебных актов нижестоящих судов по вопросам о границах земельных участков в практике Верховного Суда страны (по мотивам нарушения ст.2 ГПК РФ) автор публикации за последние годы насчитал не менее десятка.
В связи с этим можно сформулировать еще один важный вывод: отказ в иске о границах земельного участка может последовать только по мотивам его необоснованности. Такой отказ не может последовать по формальным основаниям (по мотивам отсутствия уточненных границ, несоответствия площадей земельных участков их фактическим размерам, недоказанности обстоятельств спора и т.п.). Иное на практике будет означать фактическое неразрешение судебного спора.
Надеемся, что приведенные в статье примеры разрешения споров о границах земельных участков и сформулированные автором выводы смогут помочь в подготовке и отстаивании правовых позиций по конкретным делам, иногда сложным для правоприменителей, послужат делу объективности и стабильности судебных актов.
МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 02 (196) дата выхода от 20.02.2019.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Кадастровая ошибка
Кадастровая ошибка — несоответствие информации об объекте недвижимости, которая зафиксирована в ЕГРН, фактическим данным. Для исправления этих неточностей существует определенный порядок, который отражен в федеральном законе № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Какие бывают кадастровые ошибки
Все сведения, вносимые в реестр недвижимости, должны быть соответствующими действительности. Если возникают неточности, их необходимо исправить.
Существуют два типа ошибок:
- Кадастровые, которые также называют реестровыми;
- Технические.
Реестровые допускает в профессиональной деятельности кадастровый инженер, они бывают фактическими или изложенными в документации. Технические возникают чаще из-за невнимательности, это бывают, к примеру, опечатки, описки в данных о правообладателе и о самом участке земли или ином объекте. Собственники территорий могут и не подозревать о существовании реестровых ошибок, в то время как технические обнаружить проще.
Технические ошибки
Эти недочеты появляются из-за небрежности работников регистрационных органов, но также могут возникнуть из-за каких-либо сбоев в работе компьютерных программ.
Самые частые технические ошибки:
- Неверно прописанный адрес;
- Неправильная кадастровая стоимость;
- Некорректное определение площади и др.
Эти описки, неточности приводят к тому, что внесенная в реестр информация перестает соответствовать действительности. Такие ошибки исправить довольно просто. Для этого нужно подать соответствующее заявление в органы, ответственные за ведение реестра. Но требуется подтвердить правильные сведения.
Реестровые ошибки
Это уже непосредственные недостатки, которые внесены в документы верно, но не соответствуют действительности. Случаются, когда кадастровый инженер по тем или иным причинам проводит свою работу неправильно. Ошибки исправить по простому заявлению заинтересованного лица нельзя. Необходима заново произведенная геодезия участка. Исправление обнаруженной и существенной реестровой ошибки требует времени и денег.
Наиболее частые реестровые недочеты – когда земельные участки фактически накладываются друг на друга и границы в документах пересекаются. Если наделы фактически накладываются, то получается, что один из соседей захватывает часть территории другого. У каждого из конфликтующих соседей есть на руках собственный межевой план, а каждый владелец считает именно свой план корректным. Если между двумя и более собственниками объектов есть разногласия, исправить существующую ошибку возможно исключительно в суде после подачи соответствующего искового заявления.
Допустимые ошибки
Существуют незначительные, несущественные неточности, которые не оказывают какого-либо влияния на права на объект. Нормативы таких погрешностей в межевании установлены в Приказе Росреестра от 2020 года № П/0393.
Почему допускаются ошибки
Недочеты в работе инженеров, геодезистов имеют разные причины:
- Недостаточная компетентность;
- Неправильная работа измерительного оборудования;
- Неверно выбранный метод измерения;
- Климатические и погодные обстоятельства во время геодезических измерений;
- Особенности местности, где проводились измерения, и т. д.
Чтобы доказать формально и фактически наличие ошибки, необходимо провести межевание заново.
Если реестровая ошибка допущена при измерениях, проводимых инженером, это означает, что он оказал свои услуги по составлению межевого плана ненадлежащим образом. То есть заказчик межевания имеет право потребовать составить план заново, убрать недостатки. При этом новые геодезические работы должны быть проведены бесплатно, а также должны быть возмещены расходы по устранению недостатков. Это следует из статьи 29 Закона о защите прав потребителей.
Исправление технической ошибки
Порядок устранения технических недочетов приводится в пункте 1 стати 61 федерального закона № 218-ФЗ. Чтобы исправить недостаток, например, описку в адресе, нужно написать об этом заявление и отправить в территориальное подразделение Росреестра.
Сделать это можно несколькими способами:
- Очно в органах Росреестра;
- На бумаге в МФЦ;
- В электронном виде на официальном сайте Росреестра;
- В личном кабинете на Госуслугах.
Любое внесение изменений должно иметь подтверждения, но доказывание является правом гражданина, а не его обязанностью. Росреестр выпустил несколько нормативных актов, в которых утвердил форму заявления и порядок его подачи (Приказ № П/0509 от 2020 года). Использовать бланки иных форм нельзя. При получении заявления сотрудник органов Росреестра проверит информацию и, если присутствие ошибки будет установлено, то исправит недочет. На это отводится три дня. Если оснований для внесения изменений нет, то в исполнении заявления будет отказано. Уведомление об этом должно быть направлено в течение суток заявителю.
Заявительное исправление реестровой ошибки
Порядок, в котором устраняют кадастровые ошибки, приводится также в законе 218-ФЗ. Прежде всего необходимо заявление правообладателя о недостатке. Оно направляется в органы регистрации, если внесение изменений не нарушает интересы третьих лиц и не наносят ущерб. Когда ошибка существует только в реестре, а соседи согласны по поводу границ, то она устраняется заявительно.
Это происходит следующим образом:
- Заявление об устранении ошибки подается в бумажном виде в собственном присутствии в органах Росреестра или в МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра или на портале Госуслуг;
- В течение пяти рабочих дней с момента официального получения заявления сотрудник органов регистрации вносит исправления;
- После внесения изменений заявителю направляется уведомление о произведенных действиях.
После этого ошибка считается исправленной.
Судебное исправление
Гораздо чаще у правообладателей происходят споры относительно неправильно проведенного межевания. Каждый из соседей уверен, что правильным является его план. Решить спор способен только суд. Изменения будут внесены в документы на основании судебного решения.
Если исправить недочет по согласию сторон и в заявительном порядке не удается, нужно подать иск в суд по месту расположения спорного участка. Заявителем при подаче иска уплачивается государственная пошлина. Судья, получив иск, назначает заседание. Об этом необходимо известить всех участников процесса, направить им повестки. Истец может и не посещать слушание, но лучше всё-таки участвовать в нем. В результате слушаний будет признано существование реестровой ошибки, на основании судебного решения органы Росреестра вносят исправления в сведения о спорном объекте.
К заявлению истец прикладывает:
- Межевой план;
- Копии документов, устанавливающих право на участок;
- Выписка из ЕГРН;
- Заключение кадастрового инженера;
- Документы, доказывающие то, что была проведена процедура досудебного разрешения конфликта.
Также необходима квитанция, подтверждающая оплату госпошлины. Список прилагаемых документов может быть расширен в зависимости от конкретной разбираемой ситуации.
Обратите внимание: истец для защиты своих интересов может заказать проведение экспертизы. Результаты экспертизы прикладываются к исковому заявлению. Суд может независимо от этого назначить экспертизу по своей инициативе.
Само исковое заявление составляется не по какой-либо установленной строгой форме, потому что такого бланка не существует. Но необходимо при составлении заявления соблюдать правила, изложенные в статье 131 ГПК РФ.
В заявлении указывается:
- ФИО и адрес, контактный телефон заявителя;
- ФИО или название юридического лица, адрес и контакты ответчика;
- описание существующей проблемы с подробностями, указание на ошибку и обоснование, почему именно это является ошибкой, которую нужно исправить;
- список документации, которую прикладывают к иску;
- дата и подпись истца.
Доказывание наличия ошибки
Чтобы признать официально наличие недочетов и исправить их, нужна экспертиза по землеустройству, которую проводит инженер кадастра. Он подготовит новый межевой план, который соответствует действительности.
Если истец не предоставляет суду доказательства, результаты экспертизы, новый план, то судья имеет право назначить судебную проверку. По результатам этой проверки выносится решение.
Существует вариант, когда сосед оспаривает границы, то есть он считает, что допущена кадастровая ошибка, и хочет ее исправить. Он, в глазах соседа, собирается официально присвоить себе чужую землю. Чтобы этого не произошло, ответчик должен иметь собственный межевой план и заказать экспертизу, подтверждающую его правоту. Как правило, если ответчик, должным образом извещенный о проведении судебного разбирательства, не является на слушания и не представляет никаких доказательств, суд принимает решение в пользу истца.
Кадастровая и реестровая ошибка в чем разница
Реестровые (кадастровые) и технические ошибки. Исправление реестровых (кадастровых) и технических ошибок.
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит достоверную информацию об объектах недвижимого имущества: земельных участках, зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства, помещениях, машино-местах и т.д. Однако имеют место ситуации, когда в сведениях ЕГРН обнаруживаются ошибки, наличие которых негативно влияет на возможность собственника распоряжаться своим объектом недвижимости. Законодательство (ссылка на 7 глава федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ) Российской Федерации предусматривает такие ситуации и предоставляет возможность исправления таких ошибок.
Отличие кадастровой ошибки от реестровой
Сравнительная характеристика реестровой и технической ошибок
Элемент сравнения
Реестровая (кадастровая )ошибка
Техническая ошибка
ошибка воспроизведенная в ЕГРН, которая содержалась в документах, представленных для регистрации объекта недвижимости
опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка
— заявления заинтересованного лица
— решение регистрирующего органа
-межведомственное информационное взаимодействие
— заявления заинтересованного лица
— решение регистрирующего органа
-межведомственное информационное взаимодействие
прекращение, возникновение или переход права собственности
решается только в судебном порядке
не связана с переходом права собственности
Лицо, по вине которого произошла ошибка
кадастровый инженер, органы власти
5 рабочих дней с момента получения документов, содержащих сведения для исправления ошибки
3 рабочих дня с момента, когда была обнаружена ошибка
Исправление технической ошибки
Исправление реестровой (кадастровой ошибки)
Документы, содержащие необходимые для исправления реестровых ошибок сведения могут поступить в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия (без участия гражданина), в случае если ошибка содержалась в таких документах. Решение об исправлении реестровой ошибки также может быть принято судом. Во всех случаях реестровая ошибка исправляется Росреестром в течение 5 дней после поступления соответствующих документов.
Отметим, что действующее законодательство не предусматривает взимание платы за исправление реестровой или технической ошибок. Однако при исправлении реестровой ошибки собственник объекта недвижимости несет расходы, связанные с изготовлением новых документов, например межевого плана или технического плана. Если есть возможность, то необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который подготавливал документы для процедуры кадастрового учета объекта. Именно на нем будет лежать ответственность за исправление неточностей в документах.
Итак, столкнуться с проблемой устранения ошибки может каждый. В данной ситуации необходимо обратиться за квалифицированной помощью. ЗАО «Горпроект» предоставляет услуги в сфере осуществления кадастровой деятельности и поможет устранить ошибки в сведениях ЕГРН, допущенные в межевых планах, технических планах, актах обследования.
Получить консультацию
Кадастровая и реестровая ошибка в чем разница
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
С 01.02.2024 в абз 1 ч. 3 ст. 61 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
С 01.02.2024 ч. 6 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.
(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.02.2024 ч. 6.1 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.
6.1. По истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
С 01.02.2024 ч. 7 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.
7. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.02.2024 ч. 7.1 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.
7.1. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка — исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
7.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных органом регистрации прав, в том числе в результате исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
С 01.02.2024 ч. 7.3 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.
7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляет:
1) сбор и обработку пространственных данных, необходимых для определения координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств;
2) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
(часть 7.3 в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 546-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.4. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в предусмотренном частью 7.1 настоящей статьи случае устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
(часть 7.4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее — иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(часть 7.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
С 01.02.2024 ч. 8 ст. 61 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 438-ФЗ). См. будущую редакцию.
8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.