Юридические лица в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица
Перейти к содержимому

Юридические лица в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица

  • автор:

Проверка работы чужого бизнеса при его покупке

На сегодняшний день существует несколько способов самостоятельно выяснить «добросовестность» юридического лица (т.е. проверить «бизнес», «контрагента»).

Во-первых, простым, доступным и достоверным источником бесплатной информации о юридическом лице является официальный сайт Федеральной налоговой службы (ФНС): www.nalog.ru. На данном сайте имеется ряд сервисов, которые содержат достаточно большой объем сведений и информации о юридических лицах (индивидуальных предпринимателях), зарегистрированных в качестве таковых на территории Российской Федерации: начиная с данных о лицах, которые вправе действовать от имени юридического лица, и заканчивая информацией о наличии банковских счетов.

Использование данных сервисов может помочь при принятии важных предпринимательских решений и оценке рисков.

В частности, на данном сайте имеются следующие сервисы.

  1. Сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Данный сервис включает в себя, в частности, такие разделы:

  • Сведения, о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
  • Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц;
  • Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке;
  • Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.

Для того чтобы узнать информацию, содержащуюся в данном сервисе, необходимо просто указать ОГРН или ИНН юридического лица либо его наименование и регион нахождения.

После ввода указанных данных будет представлена так называемая выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа (в формате pdf), где, в частности, будет содержатся информация:

  • о наименовании юридического лица;
  • об адресе (место нахождения);
  • сведения о регистрации;
  • сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица;
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • сведения о видах экономической деятельности (основном и дополнительных);
  • сведения об изменениях, внесенных в учредительные документы.
  1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Единый реестр – это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обращаем ваше внимание, что данный реестр содержит сведения не только о категории субъекта малого и среднего предпринимательства, но и о видах деятельности предприятия, производимой продукции, полученных лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц. Перечень таких сведений определен в ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Следует отметить, что данный реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой без участия в этом процессе предпринимателей. То есть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не нужно представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов малого или среднего предпринимательства.

Для того чтобы проверить, внесены ли сведения о юридическом лице в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо зайти в соответствующий сервис на официальном сайте ФНС и заполнить ОГРН, ИНН или наименование юридического лица.

Сведения представляются в форме электронных документов.

  1. Реестр дисквалифицированных лиц.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации.

Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаются на официальном сайте ФНС в Интернете. Чтобы получить информацию из реестра дисквалифицированных лиц, необходимо знать ФИО физического лица, а также дату рождения, наименование и ИНН организации.

Если лицо не является дисквалифицированным, то записей о нем в реестре не будет.

Напротив, если физическое лицо дисквалифицировано, в реестре будут указаны:

  • организация, должность;
  • статья КоАП РФ;
  • наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • судья;
  • сведения о дисквалификации.

Сведения из реестра могут быть предоставлены в форме выписки. Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, форм выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации утвержден приказом ФНС России от 31.12.2014 № НД-7-14/700@ (далее – Порядок). Так, в соответствии с п. 3 Порядка содержащиеся в Реестре сведения о конкретном лице предоставляются по запросу заинтересованного лица в виде выписки из Реестра о конкретном дисквалифицированном лице или справки об отсутствии информации, а также в виде информационного письма, в случае невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо, с указанием соответствующих причин.

  1. Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов.

Данный сервис позволяет получать актуальную информацию о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке. Интернет-сервис является открытым и предназначен для использования в банках, однако также может быть полезен юридическим лицам, поскольку позволяет получить информацию о «приостановлениях» операций по счетам контрагента, а следовательно, косвенно о его финансовой благонадежности. Напомним, что приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и переводов его электронных денежных средств в интернет-сервисе будут отображены сведения о таком налогоплательщике (ИНН, наименование), дата принятия решения, а также код налогового органа, принявшего решение.

Если все счета налогоплательщика работают в обычном режиме, то сервис выдаст соответствующий ответ о том, что «действующие решения о приостановлении по указанному налогоплательщику отсутствуют».

Обращаем ваше внимание, что все сведения, представленные на сайте ФНС, являются актуальными.

Во-вторых, вы можете самостоятельно проверить наличие судебных дел в отношении юридического лица. Для этого можно воспользоваться интернет-сервисом «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/).

Чтобы получить сведения о всех делах, в которых принимает участие то или иное юридическое лицо (в качестве истца, ответчика или даже третьего лица), следует указать название юридического лица, его ОГРН или ИНН.

Воспользовавшись данным интернет-сервисом, можно узнать информацию не только об участии юридического лица в конкретном деле, но и иные «фактические» обстоятельства рассматриваемого спора (в частности, суть исковых требований, их размер, исход судебного спора).

Наконец, вы можете самостоятельно проверить наличие исполнительных производств, возбужденных в отношении юридического лица. Сделать это можно с помощью интернет-сервиса «Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов» (http://fssprus.ru/iss/ip).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк данных исполнительных производств в электронном виде. Общедоступная часть Банка данных публикуется на официальном сайте ФССП России.

Для работы с банком в вашем случае нужно выбрать подраздел – поиск по юридическим лицам, в разделе «Территориальные органы» указать регион официальной регистрации юридического лица, а в разделе «Наименование предприятия-должника» – наименование юридического лица, соответственно.

В результате осуществления поискового запроса вы сможете получить, в частности, следующую информацию:

Налоговые риски при выборе контрагента

Любое предприятие сталкивается с потребностью заказа услуг, выполнения работ, поставки продукции, материалов. Расходы по таким договорам компания принимает к вычету при определении своих налоговых обязательств перед бюджетом. Налоговый контроль обоснованности таких расходов является предметом как камеральной, так и выездной налоговой проверки.

Для компании работа с недобросовестными поставщиками несет определенные налоговые риски, связанные как с потерей денежных средств (доначисление налогов, пеней и штрафов или отказ в возмещении налога), так и с личной ответственностью должностных лиц (административной и уголовной).

Размер недоимки более 15 млн. рублей за 3 финансовых года подряд – лишение свободы на срок до 3 лет.

В 2017 году в Налоговом кодексе РФ появилась новая статья 54.1, которая определила конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблениями правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком, чтобы он имел право учесть расходы и заявить налоговые вычеты по сделкам (операциям).

Какие действия считаются злоупотребления правами?

Это искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения в налоговом и/или бухгалтерском учете, которое повлекло за собой уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога. Для сделок с контрагентами характерным примером «искажения» налоговая служба считает нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Так, в одном споре с налоговой инспекцией, компания не смогла доказать, что привлекала подрядчика к выполнению работ, так как налоговики выяснили, что у подрядчика нет сотрудников, и фактически работы были выполнены другими физическими лицами, не связанные с подрядчиком (Постановление 8 Апелляционного Суда от 01.06.2018 г. № О8АП-4107/2018 по делу № А70-810/2018).

Если же все сведения о сделке в отчетности достоверны, для получения права на налоговые вычеты по сделкам с контрагентами налогоплательщик должен пройти тест на соблюдение обязательных двух условий (п.2 ст.54.1 НК РФ):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки. Иными словами: в основе любой сделки должна быть разумная хозяйственная цель, а не экономия на налогах;

Если сделка имеет экономический эффект, является обычной хозяйственной сделкой и это подтверждено практикой взаимоотношений между контрагентами, то расходы по такой сделке обоснованы и целесообразны и не связаны с экономией на налогах. К такому выводу пришел суд, рассматривая спор компании с налоговой инспекцией (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2019 N Ф02-3933/2019 по делу N А19-23670/2018).;

  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т. п.). Иными словами, контрагент имеет возможности исполнить контракт, используя свои собственные ресурсы, и нет признаков того, что контракт исполнен неустановленным лицом или силами самого налогоплательщика («фиктивный контракт»).

Налоговая инспекция сумела доказать в суде, что фактически сделки налогоплательщика с подрядчиками в реальности не исполнялись, у спорных контрагентов отсутствуют основные средства, производственные активы, трудовые ресурсы (Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2018 N 310-КГ18-19388 по делу N А83-511/2017).

Практика показывает, налоговые инспекции в ходе камеральных или выездных проверок могут выявить всю цепочку поставок и конечных поставщиков. «Посредники являлись техническими организациями, роль которых сводилась к формированию фиктивного документооборота при наличии прямых взаимоотношений налогоплательщика в сельхозпроизводителями по поставке молока» — таков был вердикт суда, который отказал компании в праве на вычет НДС и учете затрат по налогу на прибыль (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 г. по делу № А27-17275/2019).

Какие же критерии использовать предприятию при выборе контрагента, как обезопасить себя от претензий налоговой службы?

ФНС России рекомендует компаниям самостоятельно исследовать определенные признаки, которые могут свидетельствовать о «высокой степени вероятности отнесения контрагента налоговыми органами к категории «проблемного»». Сделки с такими контрагентами «будут попадать под пристальный контроль» (письмо Минфина РФ и ФНС от 11.10.2019 г. № ЕД-4-1/20922@). Возможные способы ведения деятельности с высоким налоговым риском, по мнению налоговиков: это работа с предприятиями «однодневками» и «мнимыми» посредниками (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Понять, является ли контрагент «токсичным», можно только одним способом: собрав предварительно информацию о нем, произведя анализ такой информации. Информацию можно запросить у самого контрагента: его рекламные материалы, уставные документы, копии доверенности (если договор подписывает доверенное лицо). Также сейчас уже стали доступны многие данные о налогоплательщиках, которые можно получить из других доступных источников, в том числе с сайта налоговой службы «Прозрачный бизнес».

Как и где можно получить информацию о контрагенте?

Дополнительно, можно получить еще большее количество информации о контрагенте – полные сведения о расходах и доходах, отраженных в его налоговых декларациях, если контрагент дал согласие налоговой службе открыть для третьих лиц сведения о своих показателях (подп.1 п.1 ст.102 НК РФ). Соберите «досье» на контрагента, в том числе храните переписку с ним, скриншот страниц сайта. Это может помочь, если выбранный налоговики будут оспаривать сделку. Если при выборе контрагента осуществлена проверка его деловой репутации, наличия необходимых ресурсов (производственных мощностей, оборудования, персонала), налогоплательщик считается проявившим должную осмотрительность (Определения Верховного суда РФ от 03.02.2017 по делу N 308-КГ16-20996 и от 10.11.2016 по делу N 305-КГ16-12622).

Судебная практика выделяет следующие характерные признаки «токсичной» компании, сделку с которой налоговики, скорее всего, признают «фиктивной»:

  • контрагент фактически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность;
  • у контрагента отсутствуют основные средства, необходимые для исполнения договора, транспортные средства, необходимый персонал; налоговые обязательства контрагентом не исполняются (Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2020 N 305-ЭС19-27094 по делу N А40-60/2019);
  • налоговая отчетность организациями-контрагентами представляется с минимальными (нулевыми) показателями; удельный вес налоговых вычетов по НДС от суммы начисленных налогов превышает 99% (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.09.2019 N Ф04-3541/2019 по делу N А27-19628/2018)
  • контрагенты не находятся по юридическим адресам; контрагенты относятся к категории налогоплательщиков, представляющих декларации с незначительной суммой начисленного налога, подлежащего уплате в бюджет, при значительном фактическом обороте денежных средств по банковским счетам (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.07.2019 N Ф04-2285/2019 по делу N А70-14160/2018);
  • контрагент, хотя и внешне респектабельный, но он поставляет товар, который не используется в деятельности заказчика, например: «у компании отсутствует транспорт, использующий бензин марки АИ-92 и АИ-95» (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2019 N Ф04-5799/2019 по делу N А81-9588/2018)

Судебная практика предупреждает, что: «неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки и во всяком случае не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством уменьшения налоговых обязательств и осуществления необоснованных выплат, а в случае недобросовестности контрагентов покупатель (заказчик) несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований налогового законодательства он лишается возможности произвести налоговые вычеты либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы ввиду отсутствия надлежаще оформленных первичных бухгалтерских документов» (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 N Ф05-6278/2019 по делу N А40-116767/2017).

Может ли налоговая инспекция обвинить компанию в том, что сделка с контрагентом была фиктивной, и отвечает ли налогоплательщик «за того парня», если контрагент не платит налоги?

Ответ на этот вопрос был дан Верховным судом (Определение Верховного суда от 14 мая 2020 года № 307-ЭС19-27597). По мнению судей, налогоплательщик виновен, если налоговая инспекция выяснит, что:

1) экономический источник для вычета (возмещения) НДС не создан; и

2) у контрагента нет ресурсов для исполнения договора, а сделка исполнена третьими лицами, которым контрагент не мог передать обязательства в силу своей номинальности. Если же контрагент обладает ресурсами для исполнения сделки самостоятельно или с привлечением третьих лиц; сдает бухгалтерскую и налоговую отчетность, где эти ресурсы отражены, то выбор такого контрагента отвечает обычаям делового оборота, и доказать иное обязательно обязаны налоговики.

В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях каждому предприятию, которое заботится о своей репутации, каждому предпринимателю, который хочет избежать обвинений в работе с «токсичными» компаниями, необходимо обратить внимание на создание системы проверки контрагентов. Такая система, конечно, требует затрат, времени, и сил сотрудников. Однако принимаемые мероприятия по проверке контрагента способны сохранить денежные средства, а в ряде случаев и свободу для владельца и руководителя компании. Такую систему называют «налоговый комплаенс».

Налоговый комплаенс – это комплекс мер (система) по выявлению, контролю и снижению рисков привлечения к налоговой ответственности. Он обеспечивает комплексную проверку контрагентов перед, во время исполнения договора и по его завершению (риск-ориентированный подход к выбору поставщика), а также своевременный и полноценный учет хозяйственных операций («прозрачный» бизнес»), исключает пробелы в работе бухгалтерских и финансовых служб.

Должная система проверки контрагента предполагает также независимость проверяющих от влияния должностных лиц предприятия, для чего можно поручить такую проверку другой компании (аутсорсинг).

Компания «Бельфор» имеет опыт подготовки, внедрения и обучения сотрудников в сфере комплаенс, в том числе в разработке внутренних политик и положений в части работе с контрагентами. Мы будем рады оказать такие услуги и Вам! Обращайтесь!

Проверяем контрагента перед заключением договора. Фоновая проверка

Требование об обязательной проверке статуса контрагента, его правоспособности, деловой репутации и т.д. законодательство не содержит. В то же время контролирующие ведомства уделяют особое внимание тому, проявляет ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента. И если при проверке будет обнаружено, что контрагент обладает признаками недобросовестности, сделка с таким лицом, скорее всего, будет рассматриваться как сомнительная, что может повлечь исключение затрат из налоговой базы, снятие вычетов по НДС и т.д. В связи с этим при выборе контрагентов рекомендовано проявлять осмотрительность (например, письма Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г., № 03-02-07/1-177 от 10 апреля 2009 г., ФНС России № ЕД-4-2/13005 от 24 июля 2015 г., Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.).

Кроме того, такая проверка является целесообразной для снижения основных рисков организации (индивидуального предпринимателя) и ее должностных лиц, в частности:

  • риска неисполнения обязательств по договору, неплатежеспособности контрагента в целом;
  • риска претензий к должностным лицам организации (индивидуального предпринимателя) в части возмещения ущерба, нанесенного в результате бездействия (непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента).

Очевидно, что даже комплексная проверка не гарантирует полное исключение риска в результате взаимодействия с контрагентом. Вместе с тем отсутствие такого контроля при неблагоприятном развитии событий в сложившейся экономической ситуации может повлечь мотивированные претензии к организации (индивидуальному предпринимателю) и (или) ее должностным лицам.

Снижение риска доначисления налоговых обязательств, проведения выездных налоговых проверок

Доначисление налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, единому налогу при УСН, НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей), а также включение в план выездных налоговых проверок в связи с недобросовестностью контрагентов возможно по нескольким независимым основаниям:

  1. контрагент не обладает правоспособностью в силу того, что не зарегистрирован в качестве организации (индивидуального предпринимателя) в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или исключен из ЕГРЮЛ как недействующая организация (письмо Минфина России № 03-04-14/24 от 29 июля 2004 г., постановления Президиума ВАС РФ № 10230/10 от 1 февраля 2011 г., № 7588/08 от 18 ноября 2008 г.);
  2. контрагент не исполнял налоговые обязательства, при этом организации (индивидуальному предпринимателю) должно было быть известно об этом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.);
  3. контрагент не исполнял налоговые обязательства, при этом на него приходится существенная доля операций организации (индивидуального предпринимателя) (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.);
  4. контрагент имеет иные признаки недобросовестности, при этом в сделке с ним усматриваются другие обстоятельства, в совокупности позволяющие считать налоговую выгоду необоснованной (письмо ФНС России № ЕД-4-2/13005 от 24 июля 2015 г.). В частности, у сделки отсутствует деловая цель, имеются особые формы расчетов и сроки платежей или же сомнительна сама реальность сделки (ввиду отсутствия ресурсов у ее сторон), при этом контрагент имеет один или несколько из следующих признаков недобросовестности (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.):
  • создан (зарегистрирован) незадолго до совершения операции;
  • является взаимозависимой стороной;
  • не ведет систематических хозяйственных операций;
  • нарушал налоговое законодательство в прошлом;
  • отсутствует по юридическому адресу;
  • является посредником в сделке.

После проверки контрагентов организация (индивидуальный предприниматель) в целях снижения этого риска может:

  • исключить из числа контрагентов тех, чьи параметры свидетельствуют о большом риске неисполнения ими налоговых обязательств;
  • или изменить условия сделки в целях снижения такого риска (например, размер сделки, условия и формы расчетов, иные условия (посреднический статус контрагента и т.д.)) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.).

Снижение риска претензий к должностным лицам

С указанными целями связана и цель снижения риска предъявления претензий к должностным лицам организации (индивидуального предпринимателя), ответственным за выбор контрагента и заключение с ним сделки (в т. ч. к руководителю организации) – со стороны самой организации или ее участников (акционеров) в части возмещения ущерба (убытков), вызванного:

  • неисполнением контрагентом своих обязательств;
  • доначислением налоговых обязательств в связи с непроявлением должной осмотрительности при выборе контрагента.

Подтверждение: п. 3 ст. 53, п. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, п. 3, 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 62 от 30 июля 2013 г.

Должная осмотрительность при выборе контрагентов также снижает общий риск возникновения других обстоятельств, которые сами по себе или в совокупности с действиями организации (ее должностных лиц, индивидуального предпринимателя) могут привести к разного рода нарушениям (поставке некачественной, опасной продукции, нарушению отраслевых норм и правил и т.д.).

Снижение риска неисполнения обязательств по договору

Под неисполнением обязательств подразумевается как их полное неисполнение (непоставка продукции, неоплата, невозврат предоплаты и т.д.), так и их исполнение ненадлежащим образом (нарушение сроков исполнения обязательств, требований к качеству продукции, услуг или работ).

После проверки контрагентов по соответствующим реестрам организация (индивидуальный предприниматель) может:

  • отказаться от заключения сделок с теми из потенциальных контрагентов, которые не соответствуют приемлемому уровню риска;
  • или изменить условия сделки в целях снижения такого риска (условия расчетов, размер сделки, цена, требования об обеспечении).

Отсутствие гарантии нулевого риска

В отношении прошедших проверку контрагентов организация (индивидуальный предприниматель) может аргументированно доказать налоговой инспекции (иным контролирующим ведомствам или в ходе судебного спора), что была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов, на основании того, что:

  • части из них по результатам проверки было отказано в сотрудничестве;
  • по прошедшим проверку контрагентам сформировано досье из доступной открытой информации.

В то же время гарантировать у прошедших проверку контрагентов отсутствие налоговых нарушений, которые эти контрагенты уже допустили в ходе исполнения сделок с организацией (индивидуальным предпринимателем), невозможно. Такую гарантию не дает даже информация налоговой инспекции (при условии ее получения) об отсутствии налоговых нарушений у контрагента в прошлом, задолженности по платежам в бюджет и т.д.

То есть сама по себе проверка контрагентов не дает гарантии от последующих претензий налоговой инспекции в получении необоснованной налоговой выгоды при работе с такими контрагентами. Однако такая проверка:

  • снижает риск предъявления претензий по результатам налоговой проверки;
  • повышает вероятность их успешного обжалования в судебном порядке.

Этот же вывод относится к риску неисполнения контрагентом своих обязательств и риску предъявления претензий к должностным лицам организации.

Источники, процедура и цели проверки контрагентов

Проверки контрагентов могут быть фоновыми (пассивными) и активными – в зависимости от степени вовлечения самого контрагента и других лиц (контролирующих ведомств, контрагентов контрагента, работников контрагента). Для оценки рисков можно использовать разные способы и методы, в частности, применять Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г. (письмо Минфина России № 03-01-10/6845 от 16 февраля 2015 г.). При этом целесообразно применять совокупность указанных критериев (письмо Минфина России № 03-02-07/1/59422 от 16 октября 2015 г.).

В данной статье мы остановимся на фоновых проверках, а об активных проверках поговорим в следующей статье.

Фоновая проверка

Проводится без истребования документов и информации у контрагента или контролирующих ведомств. Целесообразно проводить по нескольким основаниям и нескольким источникам.

При этом в судебной практике прослеживается вывод, что фоновая проверка правоспособности, налогового профиля контрагента является необходимым, но, как правило, недостаточным условием проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

То есть такую проверку необходимо дополнять проверкой реальности деятельности и платежеспособности, а при необходимости (в крупной сделке) замещать ее активной проверкой (с запросом документов у контрагента, государственных ведомств).

Результаты проверок контрагентов целесообразно:

  • материализовывать (распечатывать, сохранять в виде файлов, скриншотов и т.д.);
  • сводить в отдельную папку, то есть формировать из них досье на контрагента;
  • обновлять с определенной периодичностью (в части крупных контрагентов и при продолжении сотрудничества, т.е. при заключении новых договоров).

Оптимальный вариант

Помочь сформировать подобное досье на контрагента, тем самым максимально снизив риск предъявления претензий контролирующими ведомствами, а также в целом неисполнения договорных обязательств, может новый сервис «Моё дело. Бюро» – «Проверки контрагентов».

В случае возникновения спора с контролирующим ведомством или непосредственно с самим контрагентом сформированный в сервисе протокол проверки (в т. ч. даже в виде скриншота с экрана) может быть использован в качестве доказательства в суде. Для этого целесообразно указать на его распечатке дату и время создания, адрес интернет-страницы, сведения о лице, которое сделало и распечатало снимок экрана, а также информацию о компьютере.

Подтверждение: письмо ФНС России № СА-4-7/5589 от 31 марта 2016 г.

А. Проверка правоспособности организации (индивидуального предпринимателя).

1. По ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и ОГРН (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.). Проверить, числится ли контрагент с указанными реквизитами в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, можно разными способами, в том числе с помощью «Моё дело. Бюро» – «Проверки контрагентов».

Цель проверки: отсутствие контрагента в соответствующем реестре влечет ничтожность всех заключенных с ним сделок и налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

2. По реестру выданных лицензий, если деятельность контрагента лицензируется (например, перевозки определенным транспортом). Соответствующие реестры, как правило, доступны на официальных сайтах лицензирующих органов, например:

  • сведения из Государственного сводного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • сведения из реестров транспортной отрасли.

Цель проверки: отсутствие лицензии у контрагента может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

3. По реестру членов саморегулируемых организаций (СРО), если деятельность контрагента (например, капитальное строительство) требует допуска такой организации (письмо Минфина России № 03-02-07/1-113 от 5 мая 2012 г.). Соответствующие реестры СРО выложены на сайтах государственных органов, курирующих их деятельность (например, реестры СРО в строительной деятельности).

Цель проверки: отсутствие допуска у контрагента может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

4. По базе недействительных паспортов (в части представителей контрагента, которые могут действовать от имени реального контрагента по подложным (недействительным) документам).

Цель проверки: подложность (недействительность) документов представителей контрагента очевидно указывает на высокий риск мошеннических действий. В любом случае, заключение сделок с лицами, не имеющими реальных полномочий действовать от имени контрагента, может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

5. По перечню дисквалифицированных лиц и юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, а также по перечню лиц, которые являются руководителями нескольких организаций. Адреса соответствующих реестров:

  • реестр дисквалифицированных лиц. Сведения из данного реестра также можно получить путем обращения в налоговую инспекцию;
  • реестр юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.

Цель проверки: наличие в исполнительном органе контрагента дисквалифицированных лиц может указывать на нарушение контрагентом законодательства. Это само по себе увеличивает риск неисполнения контрагентом своих обязательств по договору. Кроме того, заключение сделок с лицами, не имеющими реальных полномочий действовать от имени контрагента, может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

6. По базе официальных сообщений юридических лиц о принятии решений о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, а также иным сообщениям, обязательным к публикации в соответствии с законодательством РФ.

Цель проверки: предстоящая ликвидация или уменьшение уставного капитала контрагента, его перерегистрация и т.д. может увеличить риск неисполнения обязательств по договору и (или) свидетельствовать о наличии у контрагента проблем с исполнением налоговых обязательств.

7. По базе организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

Цель проверки: предстоящее изменение регистрационных сведений контрагента (реорганизация, перерегистрация, смена руководителя и т.д.) может увеличить риск неисполнения обязательств по договору и (или) свидетельствовать о наличии у контрагента проблем с исполнением налоговых обязательств.

8. По базе недействующих организаций, по которым принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

Цель проверки: предстоящее исключение контрагента из ЕГРЮЛ с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств и обязанности представлять отчетность в налоговую инспекцию или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными или неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

Б. Проверка налогового профиля.

1. По реестрам организаций, с высокой степенью вероятности не исполняющих обязательства, в том числе по уплате налогов (т.е. являющихся так называемыми «однодневками»), которые ведет ФНС России, в частности:

  • по реестру организаций с номинальными участниками (руководителями) (организаций, факт невозможности участия (управления) в которых установлен в судебном порядке);
  • по реестру организаций, отсутствующих по юридическому адресу (организаций, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует);
  • по реестру организаций – кандидатов на ликвидацию или исключение из ЕГРЮЛ (организаций, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчетность более года);
  • по реестру адресов массовой регистрации (адресов, указанных при государственной регистрации несколькими юридическими лицами).

Также целесообразен запрос в реестре решений о приостановлении операций по счетам.

Цель проверки: нахождение контрагента в этих реестрах с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

2. По системе предоставления данных бухгалтерской отчетности Росстата.

Цель проверки: отсутствие отчетности контрагента в системе Росстата (если обязанность по формированию такой отчетности возложена на контрагента законодательством) с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств и обязанности представлять отчетность в налоговую инспекцию или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

Кроме того, первичный финансовый анализ отчетности даст представление о размере активов, деятельности контрагента и, соответственно, риске неисполнения им налоговых обязательств.

3. По Единому федеральному реестру сведений о фактах деятельности юридических лиц. В этом реестре дублируются сведения об исключении организаций из ЕГРЮЛ, нахождении в стадии ликвидации и т.д. Кроме того, по указанному реестру можно узнать число и наименования организаций, зарегистрированных по тому же адресу, что и потенциальный контрагент.

Цель проверки: наличие по адресу контрагента значительного числа других организаций может свидетельствовать о предстоящем его признании адресом массовой регистрации. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

В. Проверка реальности и деловой репутации контрагента.

1. По банку данных исполнительных производств ФССП России.

Цель проверки: наличие записи о контрагенте свидетельствует, что он проводит реальную деятельность. При этом наличие исполнительного производства в отношении контрагента увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору.

2. По картотекам судебной системы:

  • картотеке арбитражных дел;
  • картотеке судов общей юрисдикции (в части споров участников, руководителей контрагента).

Цель проверки: наличие записи о контрагенте – участнике спора (в качестве истца или ответчика) свидетельствует, что он проводит реальную деятельность и его правоспособность была установлена при рассмотрении дела (принятии иска к производству и т.д.). При этом наличие судебных претензий в отношении контрагента увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору.

3. По реестрам системы государственных закупок и закупок компаний с государственным участием. В частности, целесообразна проверка контрагента по:

  • реестру государственных и муниципальных контрактов. При заполнении поля «Информация о поставщике (исполнителе, подрядчике)» можно установить факт участия контрагента в исполнении какого-либо государственного контракта;
  • реестру недобросовестных поставщиков по государственным и муниципальным контрактам;
  • реестру недобросовестных поставщиков ФАС России;
  • реестру недобросовестных поставщиков по закупкам компаний с государственным участием.

Цель проверки: наличие записи о контрагенте – поставщике для государственных (муниципальных) нужд и компаний с государственным участием свидетельствует, что он проводит реальную деятельность и его правоспособность была предметом рассмотрения при заключении контракта. При этом наличие записи о контрагенте в одном из реестров недобросовестных поставщиков увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору, а также может свидетельствовать о неисполнении им налоговых обязательств и об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

Кроме того, определенное (с ограничением достоверности) представление о реальности и деловой репутации контрагента может дать информация из сети Интернет:

  • с сайтов СМИ с сообщениями о хозяйственной деятельности потенциального контрагента;
  • на официальном сайте самого контрагента и его контрагентов;
  • на сайтах отраслевых ассоциаций и союзов, членом которых является контрагент.

Цель проверки: отсутствие общедоступной информации о контрагенте увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору, а также может свидетельствовать о неисполнении им налоговых обязательств и об отсутствии реальной деятельности (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.). Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

Должная осмотрительность для защиты вычетов по НДС

10 лет назад мы всем офисом лежали на полу лицом вниз. Над нами ходили сотрудники ОБЭП в черных масках. Налоговая проверяла холдинг на применение «обнальных» схем. Потом были выемки, миллионные штрафы и суды. Что-то мы отбили, что-то пришлось заплатить.

С тех пор мы у всех партнеров запрашиваем устав, отчетность, паспорт директора. Шеф называет этот список «анализами троюродной бабушки». Со временем список «анализов» стал длиннее, но появились способы экономить время на проверке контрагентов.

Должная осмотрительность — это осторожный выбор контрагентов, чтобы исключить сотрудничество с теми, кто нарушает налоговые обязательства. Высший арбитражный суд ввел это понятие в 2006 году и регулярно его уточнял. С 2021 года суды используют формулировку «коммерческая осмотрительность», что в целом означает то же самое: выбирайте контрагентов так, чтобы не было мучительно больно при возмещении НДС и уплате налога на прибыль.

В статье узнаете

За что наказывают и как штрафуют

Многие до сих пор считают, что если договор был реальным, оплата произведена, товар поставлен, то сделку можно учесть при налогообложении. Но это не всегда так.

Когда вы получаете вычет по НДС, учитываете расходы по налогу на прибыль, обращаетесь за зачетом или возвратом налогов, у вас возникает налоговая выгода.

Если инспекция посчитает налоговую выгоду необоснованной, то не признает расходы, право на пониженную ставку или льготу, откажет в вычете, не возместит НДС. Плюс оштрафует на 20%. Или на 40%, если усмотрит умысел на неуплату налога.

Чтобы налоговый инспектор не придрался, контрагент должен сдавать отчетность, платить налоги, находиться по юрадресу, иметь ресурсы для исполнения договора.

Чтобы этого избежать, проверяйте сделки и деловую репутацию контрагента. Но проверять надо по тем же критериям, которые использует налоговая.

Что ищут и как оценивают

Налоговый орган оценивает хозяйственные операции по ст.54.1 НК РФ, учитывает рекомендации по применению статьи из письма ФНС ЕД-4-9/22123@ от 31.10.17, БВ-4-7/3060@ от 10.03.21 и критерии оценки рисков из п.12 Приказа ФНС от 30.05.07 №ММ-3-06/333@. А суды по-прежнему ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ 53 от 12.10.06, который впервые ввел термин «должная осмотрительность».

  • У партнера адрес «массовой» регистрации, «массовый» учредитель или руководитель.
  • Не известно фактическое местонахождение его офиса и производства.
  • У фирмы нет расходов, характерных для ведения деятельности.
  • Партнер учрежден незадолго до сделки.
  • Применение пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождение от налого­обложе­ния.
  • Использование одних IP-адресов.
  • Дробление бизнеса для применения УСН, ЕНВД вместо НДС.
  • Оплата расходов друг за друга, использование одних и тех же вывесок, сайта, адресов офиса, складов, ККТ, отделений банка.
  • Взаимо­зависи­мость (родственные отношения, участие в органах управления, служебная под­контроль­ность).
  • Единая бухгалтерия, юридический отдел, кадры.
  • От имени участников выступают одни и те же лица во взаимо­отноше­ниях с госорганами, 3-ми лицами.
  • Манипули­ро­вание ценами, реализация аффилированным лицам на УСН товаров по заниженной стоимости.
  • Нет работников, нужных для исполнения договора.
  • Нет складов, транспорта, производ­ственных активов, основных средств.
  • Нет лицензий для продажи товаров, допусков к выполнению работ.
  • Нет опыта исполнения аналогичных сделок.
  • Нет материальных, финансовых ресурсов для выполнения такой сделки.

В вычете, конечно, не откажут только за адрес массовой регистрации. Налоговая оценивает в совокупности: реальность фирмы и сделки, способность партнера исполнить сделку и заплатить по ней налоги. Вот Определение Верховного суда РФ по этому поводу .

Оценивать следует «не только условия сделки и ее коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск не исполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта; а при совершении значимых сделок, например, по поводу дорогостоящих объектов недвижимости, изучить историю взаимоотношений предшествующих собственников и принять тому подобные меры». Определение Верховного суда РФ от 14.05.20 по делу 307-ЭС19-27597.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *