Информация как объект правового регулирования
Перейти к содержимому

Информация как объект правового регулирования

  • автор:

Информация как объект правового регулирования

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

124. Информация как объект правового регулирования. Свойства информации. Документированная информация и документ.

Информация является объектом гражданских прав и может свободно использоваться и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлены ограничения на доступ к информации или требования к порядку ее распространения либо предоставления. ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (ст. 128). Так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективированную форму выражения, т.е. закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе (бумаге, кассете, диске и др.)-

В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.

Единого понятия документированной информации (документа) не выработано в российской юридической науке.

В законодательстве даются определения документа с учетом потребностей правового регулирования конкретной сферы общественных отношений, связанных с информацией (государственное управление, библиотечное и архивное дело, деятельность средств массовой информации и т.д.), поэтому его формулировки отличаются особенностями, отражающими специфику их использования в каждой из этих сфер. При этом в качестве определяющего элемента в понятиях документа выделяются либо информация, либо ее материальный носитель. не следует отождествлять информацию с организационной формой ее представления (материальным носителем). Количественные и качественные характерᴎϲтики информации (непотребляемость, достоверность, вероятность, неопределенность и др., а также возможность неограниченного распространения информации, разнообразие форм ее представления и т.д.) не могут применяться к вещным объектам. Вместе с тем особые свойства информации оказывают существенное влияние на правовой режим документа в целом, и потому его как материальный объект нельзя причислять к обычным вещам. Именно отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, являются предметом регулирования информационного законодательства. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ст. 5. ФЗ»Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Выделяются следующие юридические свойства информации. –целостность (существование в неискаженном виде, неизменяемость по отношению к некоторому ее исходному состоянию. 2. Доступность – способность обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным. 3. Конфиденциальность – свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определенных пользователей.

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать. имеет фиксированный характер. Свойства:

-релевантность (способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя)

— ценность, т.е. потребительская значимость, которая выражается, как правило, в соответствии информации своему целевому назначению

— полнота, которую обычно определяют как оптимальное соотношение между необходимой и полученной информацией

— достоверность информации. Она отражает степень объективности в процессе фиксации и передачи информации

— Поскольку документ создаётся человеком, постольку содержащаяся в нём информация всегда субъективна

— доступность, т.е. возможность получения потребителем.

— эргономичность, т.е. оптимальность формы или объёма информации для конкретного потребителя.

— адекватность (определённость), т.е. соответствие отражённых в документе фактов, событий, показателей самому объекту или явлению, а также задаче конкретного документа.

-наличие материального носителя информации

-идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений

-возможность изменения форм закрепления информации (способность представления на различных носителях без угрозы утраты своего содержания и реквизитов, т.е. возможность копирования информации)

Информация приобретает режим документированной в результате прохождения специальной процедуры – процедуры документирования. Она осуществляется в порядке. Устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства и безопасность государства.

Информация как объект правового регулирования

Советник ФПА РФ Елена Авакян, подводя итоги дискуссии в заключительном выступлении на сессии, отметила, что одним из наиболее важных вопросов является разделение понятий «общественный интерес в области данных», «публичный интерес», «интерес государства и публичных образований» и «частный интерес». По ее мнению, регулирование вопросов, связанных с размещением, распространением и использованием информации, невозможно ограничить только законодательством, и необходимо развивать принцип приоритета свободы воли лица, размещающего информацию.

В дискуссионной сессии приняли участие представители российского и зарубежного юридического сообщества, судов по интеллектуальным правам, ученые-юристы, эксперты технологических компаний.

Доклад председательствующей судьи Верховного патентного суда Федеративной Республики Германия Карин Фрие был посвящен проблеме противоречий между ростом количества собираемых данных и защитой персональной информации. Повсеместно происходит мониторинг тех или иных данных: например, операторы мобильной связи, отслеживая перемещения абонентов по городу, собирают данные о том, где человек находился в тот или иной момент времени, что нарушает право на частную жизнь. В Интернете ведется учет посещения сайтов пользователями для анализа их поведения и более эффективной разработки рекламных кампаний. Органы власти получают доступ к сведениям о месте жительства, работе, избирательной активности граждан.

Европейский Союз принимает директивы о безопасности сетей и информационных систем, а также о защите данных. Кроме того, ряд вопросов защиты персональных данных регулируются на уровне государств – членов ЕС. В социальных сетях действует политика защиты конфиденциальности. Однако в целом, как отметила Карин Фрие, этого недостаточно и нужны дополнительные меры защиты.

Партнер Eversheds Sutherland Паула Барретт обратила внимание, что рост количества юрисдикций, принимающих законодательство о защите данных, с одной стороны, создает общие принципы регулирования и позволяет рядовым пользователям понимать, как используются их данные, с другой – различные подходы к защите персональных данных разными юрисдикциями на практике вызывает сложности. Она высказала мнение о необходимости разработки более универсального законодательного регулирования работы с данными, в том числе, создания системы корпоративных контрактов, ограничивающих использование конфиденциальной информации, которая может стать известной вследствие заключения контракта между сторонами, регламентирования случаев, когда необходимо согласие лица на использование персональных данных, и др.

Темой выступления старшего партнера юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерины Тиллинг стали вопросы правомочий социальной сети как изготовителя баз данных на использование информации, размещаемой пользователями социальных сетей. Данный вопрос вызывает значительное количество споров. Спикер отметила, что в настоящее время судебная практика занимает позицию, согласно которой изготовитель базы данных в сети «Интернет» обладает исключительным правом на извлечение и использование этих данных независимо от целей создания такой базы данных. При этом суды полагают, что поисковые системы, выдающие в результатах поиска страницы, созданные пользователями в социальных сетях, не нарушают исключительное право изготовителя базы данных, поскольку их алгоритмы поиска информации не нарушают пределы нормального использования базы данных, так как тесно связаны со структурой Интернета, своими действиями повышают посещаемость сайта и таким образом, не ущемляют законных интересов изготовителя.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «Ростелеком» Ирина Сиренко в своем выступлении рассказала об условиях использования видеоизображения как объекта гражданских прав и как доказательства в судебной практике. Во-первых, необходимо принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок ведения видеонаблюдения, и ознакомить с данным актом всех сотрудников компании. Во-вторых, объектами видеонаблюдения могут быть скопления людей в общественных местах как снаружи (на улице), так и внутри (например, в многофункциональном центре оказания государственных услуг), при этом судебная практика исходит из того, что при скоплении людей видеонаблюдение за одним человеком, которого можно идентифицировать, допустимо только с его согласия. Видеонаблюдение допускается только для общественных интересов или при осуществлении лицом публичных функций (например, на концерте) и недопустимо в целях извлечения прибыли, если видеосъемка ведется, когда лицо не осуществляет публичных функций и находится в частном месте. Ирина Сиренко обратила особое внимание, что основанием иска становится не видеонаблюдение, а обнародование снятого видео. При этом, если видео просматривается только тем, кто его снял, или распространяется среди ограниченного круга лиц, оснований для судебного спора не возникает. Если же видео распространяется среди неограниченного круга лиц (в Интернете), лицу, распространившему его, потребуется обоснование такого распространения.

Доцент кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета Дмитрий Мурзин в своем выступлении остановился на проблеме определения места информации в системе объектов гражданских прав. Он отметил, что суды на сегодняшний день занимают позицию, согласно которой использовать информацию, размещенную гражданином, можно только с его согласия, поскольку она подпадает под охрану личных неимущественных прав.

В то же время Дмитрий Мурзин обратил внимание, что происходит коммерциализация объектов личных неимущественных прав, например, использование имени известного человека в качестве обозначения в товарном знаке. По его мнению, необходима разработка нового права на информацию как на самостоятельный объект гражданских прав. Как пояснил Дмитрий Мурзин, это должны быть права, основанные на сочетании ослабленных исключительных прав с обязательственными отношениями. Иными словами, нужно сделать информацию товаром, которым она становится, когда человек разместил информацию в социальных сетях.

Заместитель руководителя проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Сергей Лещенко, говоря о гарантиях защиты персональных данных пользователей, подчеркнул, что в большинстве случаев гарантии, которые дают компании при предоставлении услуг пользователям в обмен на предоставление персональных данных, являются чисто формальными. Поскольку процесс хранения персональных данных в настоящее время не стандартизирован, данные могут храниться где угодно. Оптимальным, по его словам, было бы формирование исчерпывающего реестра мест хранения персональных данных. Сергей Лещенко также рассказал о возможных способах защиты персональных данных в сети «Интернет». Среди них – разработка права на управление информацией о себе в Интернете, внедрение новых технологий для поиска в автоматическом режиме нарушений защиты персональных данных, разработка возможности предоставления персональных данных сервисам оказания услуг в ограниченном объеме.

Советник ФПА РФ Елена Авакян в заключительном выступлении на сессии отметила, что сегодня один из самых важных вопросов – расхождение в понятиях «общественный интерес в области данных», «публичный интерес», «интерес государства и публичных образований» и «частный интерес». «Мне кажется, все, что мы сегодня обсуждали, в конечном итоге сводится к одному вопросу: можно ли новую парадигму жизни в новой системе данных, когда каждые два года мы получаем 90% всех существующих данных, укладывать в прокрустово ложе законодательства, которое мы имеем сегодня? Или стоит изменить подход и сказать, что сегодня превалирует свобода воли?» – констатировала она.

По мнению Елены Авакян, необходимо создать условия для реализации права на абсолютную свободу информации, размещенной пользователем социальной сети, если он выразит на это свою волю, а также права на абсолютный запрет использования такой информации при соответствующем желании пользователя. В этом, полагает советник ФПА РФ, заключается ответ на вопрос, что делать с персональными данными.

«Мы должны понимать, что не сможем ограничиться исключительно сегодняшним законодательством. Надеюсь, что вместе мы найдем способ выжить в эпоху глобальных данных, не создавая неестественные препоны и барьеры», – заключила спикер.

Светлана Рогоцкая
Фото: Юлия Богатырева,
Анатолий Медведь / Фотохост-агентство ТАСС

Информация как объект гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

Обозначена необходимость объективации категории « информация » и налаживания правовой базы для ее регулирования, рассмотрены существующие нормативно-правовые акты, регулирующие информацию : Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об информации , информационных технологиях и о защите информации » и др. Отмечена необходимость рассмотрения в качестве объекта гражданского права только той информации , которая является результатом человеческой деятельности. Поставлен проблемный вопрос об отнесении информации к объектам гражданского права , для ответа на данный вопрос проанализированы признаки объекта гражданского права , выведенные учеными-цивилистами. Рассмотрены такие признаки: дискретность , юридическая привязка , полезность , системность , возможность быть объектом правоотношений. На основании сопоставления этих признаков и признаков информации сделаны соответствующие выводы, свидетельствующие о необходимости признания информации объектом гражданского права .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедева Д.С., Яценко А.О.

Information as an object of civil law

The need for objectification of the " information " category and the establishment of a legal framework for its regulation is indicated, and the existing regulatory and legal acts that regulate information are considered the Civil Code of the Russian Federation, the Federal Law "On Information , Information Technologies and Information Protection", etc. The need for consideration as an object civil law only the information that is the result of human activity. A problematic question was raised regarding the attribution of information to civil law objects, and the signs of a civil law object derived by civilian scientists were analyzed to answer this question. Considered such signs discreteness, legal binding , utility , system, the opportunity to be the object of legal relations. On the basis of a comparison of these signs and signs of information , the relevant conclusions are drawn, indicating the need to recognize information as an object of civil law .

Текст научной работы на тему «Информация как объект гражданского права»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2017. — Т. 3 (69). № 4. — С. 163-167.

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Лебедева Д. С., Яценко А. О.

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Обозначена необходимость объективации категории «информация» и налаживания правовой базы для ее регулирования, рассмотрены существующие нормативно-правовые акты, регулирующие информацию: Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др. Отмечена необходимость рассмотрения в качестве объекта гражданского права только той информации, которая является результатом человеческой деятельности. Поставлен проблемный вопрос об отнесении информации к объектам гражданского права, для ответа на данный вопрос проанализированы признаки объекта гражданского права, выведенные учеными-цивилистами. Рассмотрены такие признаки: дискретность, юридическая привязка, полезность, системность, возможность быть объектом правоотношений. На основании сопоставления этих признаков и признаков информации сделаны соответствующие выводы, свидетельствующие о необходимости признания информации объектом гражданского права.

Ключевые слова: гражданское право, объект гражданского права, правовое регулирование, информация, законодательство, дискретность, полезность, системность, юридическая привязка, гражданские правоотношения.

В наше время развитие технологий все больше набирает скорость. Ручной труд уже не так ценится, ведь гораздо проще и экономичнее роботизировать производства и оставить людям время для развития собственного интеллекта, получения новых знаний и умений.

С помощью технологий становится более доступным весь опыт человечества, облегчается изучение самых разнообразных искусств и приобретение новых навыков, ускоряется коммуникация между людьми независимо от их местонахождения. Люди получают равные возможности для творчества и образования, а удовлетворение духовных потребностей становится более легким — достаточно нескольких щелчков компьютерной мышкой, чтобы виртуально посетить музей, послушать концерт или почитать литературное произведение.

Все эти элементы в совокупности образуют огромный пласт разнообразных сведений об окружающем мире, называемый информацией. Сейчас именно она является тем ресурсом, который дает огромные преимущества в любой сфере жизнедеятельности общества.

Однако понятие «информация» отличается своей многозначностью и сложностью. Существует множество различных взглядов на определение информации, но точного и конкретного пока никому дать не удалось.В целом многие вещи могут по своей сущности являться определенной информацией — литература, музыка, документы. Даже право можно внести в это понятие — это тоже определенные сведения о правилах поведения, устанавливаемых государством для той или иной сферы.

Активное внедрение информационных технологий во все сферы, влияние информации на все общественные процессы — это требует объективации категории

«информация» и налаживания правового регулирования в данной сфере, именно поэтому тема статьи является актуальной на данный момент.

Объект гражданского права — это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения. В ГК РФ в ст. 128 четко прописаны эти объекты, но понятия «информация» там нет, то есть законодатель конкретно не дает определения информации как объекта гражданских прав. Информацию можно лишь косвенно связать с нематериальными благами, с результатами работ, услуг или интеллектуальной деятельности [1].

Эта связь является базовой — человеческий ген тоже будет являться информацией по своей сущности, как и многие другие природные явления, поэтому необходимо отметить, что нужно рассматривать только ту информацию, которая является результатом человеческой деятельности.

В настоящее время законодательство Российской Федерации, связанное с информацией, представлено целым блоком нормативно-правовых актов различного уровня и юридической силы, таких как международные договоры РФ, Конституция РФ, законы, подзаконные акты субъектов РФ, акты министерств и ведомств, общее количество которых насчитывает десятки тысяч. Прогрессивные для своего времени законы не только закрепили легальное определение базовых понятий информационного законодательства, но и ввели многие принципиальные нормы, которые регулируют оборот информационных ресурсов и защиты информации.

Значительный объем актов правового регулирования и наличие основных профильных нормативных актов, к сожалению, не означает совершенства действующего законодательства в данной сфере, а наоборот, действующее информационное законодательство, а вместе с ним и отечественная доктринальная база, определяют необходимость продолжения теоретических исследований и законотворческой работы, определения информации как объекта гражданского права.

В настоящий момент и законодательство, и наука не позволяют однозначно отграничивать информацию от других объектов права, определяя ее правовую природу, четко определить круг информационных правоотношений, однозначно определить субъектный состав и содержание информационных отношений и т. д.

Основным правовым базисом всего регулирования информационной сферы является № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, ст. 2 данного закона определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Также дано и определение документа (документированной информации) — зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; информации о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его как личность; конфиденциальной информации — документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же, в ст. 5 и ст. 17, говорится, что «информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений» [2] и что «нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3].

Как видно, ГК РФ не содержит общего определения информации как объекта гражданского права, что в значительной степени усложняет рассмотрение этой категории в частноправовом контексте, однако остальное законодательство определяет возможность участия информации в гражданских правоотношениях и защиты информации посредством гражданско-правовой ответственности.

Таким образом, при анализе законодательства появляется проблемный вопрос -относится ли информация к объектам гражданского права?

Выше было дано понятие «объекта гражданского права», из которого можно сделать вывод, что объектом гражданского права является определенное благо. В целом, гражданские правоотношения связаны с появлением, изменением, переходом, прекращением определенных прав на данное благо.

Основываясь на трудах некоторых ученых, можно выделить несколько признаков объекта гражданского права.

Во-первых, это дискретность, «то есть обособленность или возможность обособления объекта от всех других, в том числе подобных, объектов» [5, с. 203]. Как таковая информация не базируется на каких-то пространственных границах, как вещи, но имеет форму внешнего выражения и физическую определенность. Информация всегда связана с каким-либо носителем — литературное произведение, видеоролик, звукозапись, веб-страница, документ — и именно по этому носителю можно определять ее фактические границы.

Следующий признак объекта гражданского права — принадлежность субъектам или юридическая привязка. Это означает «нормативно гарантированную возможность правового закрепления их за субъектами гражданского права» [6, с. 156]. Иначе говоря, это юридически закрепленные право собственности, обязательственные права и иные права, демонстрирующие связь субъектов и объектов гражданского права. Если рассматривать информацию со стороны этого признака, то она соответствует и ему. Информация в большей части является результатом умственной деятельности человека, представленной в статьях, музыке, телевизионных передачах, художественной литературе, секретах производства и пр., поэтому и регулируется гражданским законодательством. В рамках российского законодательства существуют такие способы закрепления прав, как патенты, авторское право, право на средства индивидуализации, ноу-хау и пр.

Третьим признаком является полезность. Гатин А. М. полагает, что «для гражданского права значение имеют лишь те вещи, которые обладают полезными свойствами, позволяющими их эксплуатировать и вступать по их поводу в правоотношения, вещи, способные удовлетворять какую-либо потребность человека» [4, с. 83.] Чтобы вести любую деятельность, человеку необходимо иметь сведения об ее осуществлении, о применении того или иного предмета, механизма и т. п, то есть необходимо владеть информацией. Таким образом, информация является тем объектом, который способен удовлетворить потребность человека в знаниях и умениях, то есть благом.

Четвертый признак — системность. Это означает, что все объекты гражданского права так или иначе взаимосвязаны и взаимодействуют. Таким образом, информация связана с перечисленными в ст. 128 и ст. 150 ГК объектами гражданского права — результатами интеллектуальной деятельности, работ и услуг, личной и семейной тайной, авторством и пр.

Говоря об информации, можно разделить ее на три основные группы: общедоступную информацию, информацию как результат интеллектуальной деятельности и информацию закрытую. Первый вид информации способен участвовать в гражданском обороте путем переработки или копирования — результаты такой деятельности будут иметь определенную коммерческую ценность. Закрытая информация в этом обороте почти не участвует, но является объектом защиты — такие сведения, как государственная тайна, персональные данные, коммерческая тайна защищаются законом, государством и собственником. Например, ч. 1 ст. 24 Конституции утверждает, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Информация как результат интеллектуальной деятельности как способна участвовать в гражданском обороте, так и является защищаемым объектом — автор может уступить исключительные права на произведение путем продажи и одновременно исключительное право на патент будет защищаться от незаконного использования другими лицами. Следовательно, можно утверждать, что информация будет являться таким объектом, по поводу которого возникают различные гражданские правоотношения.

На основании представленного выше анализа можно сделать следующие выводы. Информация является благом, имеющим определенный носитель, она способна участвовать в гражданском обороте и быть объектом гражданских правоотношений, иметь механизмы защиты от незаконного использования. В совокупности все эти признаки характеризуют информацию как объект гражданского права.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017), ст. 5

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017), ст. 17

4. Гражданское право /Гатин А. М. — М.: Издательство «Дашков и К», 2009. — 384 с.

5. Гражданское право. В 2 ч. / Под ред. Камышанского В. П., Коршунова Н. М., Иванова В. И. — М., 2012. — Ч. 1 — 543 с.; Ч. 2 — 751 с.

6.Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика / В. А. Лапач. — СПб.: Издательство «Юридический Центр ПРЕСС», 2002. — 544 c.

Lebedeva D. S., Jazenko A. O. Information as an object of civil law // Scientific notes of V. I. Ver-nadsky crimean federal university. Juridical science. — 2017. — Т. 3 (69). № 4. — Р. 163-167.

The need for objectification of the "information" category and the establishment of a legal framework for its regulation is indicated, and the existing regulatory and legal acts that regulate information are considered -the Civil Code of the Russian Federation, the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection", etc. The need for consideration as an object civil law only the information that is the result of human activity. A problematic question was raised regarding the attribution of information to civil law objects, and the signs of a civil law object derived by civilian scientists were analyzed to answer this question. Considered such signs — discreteness, legal binding, utility, system, the opportunity to be the object of legal relations. On the basis of a comparison of these signs and signs of information, the relevant conclusions are drawn, indicating the need to recognize information as an object of civil law.

Keywords: civil law, civil law object, legal regulation, information, legislation, discretion, utility, systemic, legal binding, civil legal relations.

Heöeöeea ff. C., A^HKO A. O.

1 .Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (GK RF) [Elektronnyiy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2.Federalnyiy zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ (red. ot 29.07.2017) "Ob informatsii, informatsionnyih tehnologiyah i o zaschite informatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2017), st. 5

3.Federalnyiy zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ (red. ot 29.07.2017) "Ob informatsii, informatsionnyih tehnologiyah i o zaschite informatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2017), st. 17

4.Grazhdanskoe pravo. Gatin A. M. / Izdatelstvo «Dashkov i K», 2009. — 384 s.

5.Grazhdanskoe pravo. V 2 ch. Pod red. Kamyishanskogo V. P., Korshunova N. M., Ivanova V.I. M.: 2012. — Ch.1 — 543s.; Ch.2 — 751 s.

6.Sistema ob'ektov grazhdanskih prav: teoriya i sudebnaya praktika V. A. Lapach. / Izdatelstvo "Yuridicheskiy Tsentr PRESS", Sankt-Peterburg, 2002. — 544 c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *