Значение слова «полиция»
1. Особый орган, располагающий вооруженными отрядами для охраны безопасности существующего строя и установленных порядков в дореволюционной России и капиталистических странах. Анисим служил в полиции, в сыскном отделении. Чехов, В овраге. Во всех буржуазных республиках, даже наиболее демократических, полиция является главным орудием угнетения масс (как и постоянная армия), залогом всегда возможных поворотов назад к монархии. Ленин, Позабыли главное. || Разг. Помещение, где находится такой орган. Нередко приходилось мне видеть, как оборванца с окровавленною физиономией, без шапки, вели в полицию. Чехов, Моя жизнь.
2. Название милиции в некоторых социалистических странах.
3. собир. Разг. То же, что полицейские (см. полицейский во 2 знач.). — Полиция! — крикнул кто-то. С улицы в проулок прямо на людей ехали, помахивая плетками, четверо конных полицейских и кричали: — Разойдись! М. Горький, Мать.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город) — система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Осуществляет широкий спектр функций, набор которых в разных странах различается. Наиболее характерной функцией является предупреждение (предотвращение), пресечение, выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и осуществление спасательных операций. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых — полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).
Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия после реформы и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций», Франция — национальная полиция, жандармерия). В некоторых бывших социалистических странах (Беларусь) основной орган правопорядка сохраняет название «милиция»; во многих неевропейских странах органы правопорядка именуются по-своему (название чаще всего дословно переводится как «стража», «охрана»).
В государствах с разделением властей органы полиции относятся к исполнительной ветви власти, однако органы и должностные лица, связанные с расследованием преступлений и принятием решений по мелким правонарушениям, сохраняют связь с судебной ветвью власти (например, судебная полиция и полицейские трибуналы во Франции).
В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его состав. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного министерства или ведомства.
В большинстве стран полиция является гражданской структурой, но в ряде стран, например во Франции, Турции и Чили, наряду с собственно полицией существует жандармерия, которая изначально была частью вооружённых сил, а иногда является ей и в настоящее время (например, карабинеры в Италии). Во многих странах полиция обладает ярко выраженными военными характеристиками: полицейские носят звания, аналогичные воинским, (например, генерал полиции), иногда живут в казармах и тому подобном.
ПОЛИ’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. police от греч. politeia]. 1. В капиталистических странах — государственная организация по охранению существующего буржуазного порядка (дореволюц. и загр.). Царская п. Сыскная полиций. Тайная п. || Вооруженный отряд из полицейских. Во время демонстраций в России п. избивала и арестовывала демонстрантов. 2. Учреждение, место, где находятся органы охраны порядка и надзора, участок (дореволюц.). В полицию, значит, зовут, в контору. Достоевский. Отправили Меркулова в полицию, потом — в тюрьму. М. Горький.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поли́ция
1. в ряде государств — система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью
Полиция России
Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. [3] Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Содержание
Современная структура
В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:
- Главное управление вневедомственной охраны.
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Главное управление по противодействию экстремизму .
- Главное управление на транспорте.
- Главное управление уголовного розыска.
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
- Национальное центральное бюро Интерпола.
- Оперативное управление.
- Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
- Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
- Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
- Управление оперативно-розыскной информации.
- Управление по организации дознания.
История полиции России
Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи и вновь организованная с 1 марта 2011 года Российской Федерации [4] (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).
XVI век
В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.
Судебник Ивана IV передал дела «о ведомых разбойниках» под юрисдикцию губных старост. До этого Губные грамоты носили характер пожалования, и давались по челобитью самого населения. Губная грамота давала разрешение местному обществу самостоятельно ведать в области Губное дело.
В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.
Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.
XVII век
По указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.
Алексей Михайлович в апреле 1649 года издал Наказ до городского благочиния касающийся. По наказу в Белом городе была создана команда под руководством Ивана Новикова и подьячего Викулы Панова. Им были преданы пять решеточных «прикащиков» (то есть приказчиков) и «один человек с 10 дворов» с рогатинами, топорами и водоливными трубами. Отряд наблюдал за пожарной безопасностью и порядком.
Полицейских служителей в крупных городах называли Земские ярыжки. Земские ярышки (по правилам современной орфографии — ярыжки) в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».
История полиции в Российской Империи
XVIII век
7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.
19 ( 30 ) января 1722 учреждена в Москве должность обер-полицмейстера, которая являлась высшей полицейской должностью Москвы и соответствовала V классу Табели о рангах. Обер-полицмейстер назначался императором из военных или гражданских чинов. В соответствии с инструкцией от 9 ( 20 ) июля 1722 [5] обер-полицмейстер руководил охраной общественного спокойствия в Москве, являлся руководителем Московской полицмейстерской канцелярии, а с 1782 года — Управы благочиния. В 1729—1731 и 1762—1764 годах руководитель Московской полиции именовался генерал-полицмейстером.
С 1775 года (после «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи») городничих начал назначать Сенат.
Московские обер-полицмейстеры
Ф. И. О. | Титул, чин, звание | Время замещения должности |
---|---|---|
Греков Максим Тимофеевич | полковник, бригадир | 11.04.1722—23.12.1728 |
Поздняков Иван Давидович | статский советник | 03.11.1729—1731 |
Греков Степан Тимофеевич | бригадир, генерал-полицмейстер | 17.02.1731—22.12.1732 |
Оболдуев Никита Андреевич | полковник | 11.01.1733—1739 |
Голохвастов Иван Мартынович | статский советник | 1749—1753 |
Дивов Иван Иванович | тайный советник, генерал-полицмейстер | 09.01.1762—1762 |
Юшков Иван Иванович | тайный советник, генерал-полицмейстер | 10.1762—17.04.1764 |
Арсеньев Тарас Иванович | полковник, статский советник | 17.04.1764—10.02.1765 |
Толстой Василий Иванович | граф, бригадир, статский советник | 1765—1770 |
Бахметев Николай Иванович | бригадир | 1770—1771 |
Архаров Николай Петрович | полковник (генерал-майор) | 1771—01.01.1781 |
Островский Борис Петрович | бригадир | 1781—1785 |
Толь Фёдор Николаевич | полковник (генерал-майор) | 1785—1790 |
Глазов Павел Михайлович | полковник, бригадир | 1790—02.09.1793 |
Козлов Павел Михайлович | бригадир, генерал-майор | 22.10.1793—1796 |
Каверин Павел Никитович | статский советник (действительный статский советник) | 31.03.1797—09.12.1798 |
Эртель Фёдор Фёдорович | генерал-майор | 09.12.1798—12.03.1801 |
Каверин Павел Никитович | действительный статский советник, генерал-майор | 12.03.1801—13.12.1802 |
Спиридов Григорий Григорьевич | бригадир, действительный статский советник | 13.12.1802—20.12.1804 |
Балашов Александр Дмитриевич | генерал-майор | 20.12.1804—24.11.1807 |
Гладков Иван Васильевич | генерал-майор | 29.11.1807—17.04.1809 |
Ивашкин Пётр Алексеевич | генерал-майор | 17.04.1809—08.03.1816 |
Шульгин Александр Сергеевич | генерал-майор | 08.03.1816—02.08.1825 |
Шульгин Дмитрий Иванович | генерал-майор | 02.08.1825—06.04.1830 |
Муханов Сергей Николаевич | полковник, флигель-адъютант | 06.04.1830—27.09.1833 |
Цынский Лев Михайлович | генерал-майор, Свиты Его Величества генерал-майор | 29.11.1833—01.02.1845 |
Лужин Иван Дмитриевич | полковник, Свиты Его Величества генерал-майор, флигель-адъютант | 13.12.1845—12.05.1854 |
Тимашев-Беринг Алексей Александрович | генерал-майор | 12.05.1854—31.12.1857 |
Кропоткин Алексей Иванович | князь, гвардии полковник, генерал-майор, флигель-адъютант | 01.01.1858—12.11.1860 |
Потапов Александр Львович | Свиты Его Величества генерал-майор | 12.11.1860—15.12.1861 |
Крейц Генрих Киприянович | граф, Свиты Его Величества генерал-майор (генерал-лейтенант) | 16.12.1861—03.01.1866 |
Арапов Николай Устинович | Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант | 03.01.1866—14.10.1878 |
Козлов Александр Александрович | Свиты Его Величества генерал-майор | 14.10.1878—13.08.1881 |
Янковский Евгений Осипович | генерал-майор | 13.08.1881—18.07.1882 |
Козлов Александр Александрович | Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант | 26.07.1882—11.01.1887 |
Юрковский Евгений Корншювич | генерал-майор | 11.01.1887—27.12.1891 |
Власовский Александр Александрович | полковник, исполняющий должность | 28.12.1891—18.07.1896 |
Трепов Дмитрий Фёдорович | полковник, генерал-майор | 12.09.1896—01.01.1905 |
XIX век
В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.
В 1866 году петербургский обер-полицмейстер Ф. Ф. Трепов направил Александру ІІ записку, в которой говорилось: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию».
Впервые в Российской полиции, специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Санкт-Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой, отделение насчитывало кроме начальника его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаёмных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). Первым начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции 31 декабря 1866 года назначен титулярный советник Иван Дмитриевич Путилин. Со временем, подобные подразделения были созданы в полицейском управлении Москвы и других городов. Так появилась служба уголовного сыска. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах.
XX век
9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:
- Личного задержания.
- Розысков.
- Наблюдения.
- Справочного регистрационного бюро.
По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.
После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.
Один из ленинских «Апрельских тезисов» к докладу «О задачах пролетариата в данной революции» от 4 апреля ставил задачу «устранения полиции, армии, чиновничества».
Постановлениями Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданными 17 апреля 1917 года учреждается «народная милиция». Народная милиция объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, «состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений».
Одновременно с государственной «народной милицией» советы рабочих депутатов организовывали отряды «рабочей милиции» и другие вооруженные формирования, которые находились под влиянием различных политических сил, а порой и вне их. При этом рабочая милиция не состояла в подчинении у комиссаров городской милиции.
Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.
Принцип самоорганизации сил правопорядка реализовывался партией большевиков некоторое время и после октября 1917 года. В постановлении НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 года не предусматривались организационные формы государственного милицейского аппарата. Армия и полиция ликвидировались, а их функции переходили к вооруженному народу.
Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.
10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены».
Полиция в современной России
Налоговая полиция
20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.
С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.
Военная полиция
Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью 2009 года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву [6] . Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек. В настоящее время военной полиции в России фактически еще не существует, а её будущие полномочия не определены.
Наркополиция
Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)
Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года [7] . В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД [8] . Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции — Федеральная служба расследований [9] . Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления [10] , но ничего из этого выполнено не было.
Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)
21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю — её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».
На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете [11] .
Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию:
Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции» [13] (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция» на «полиция») [14] .
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14—15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему. [15]
В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.
В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное») [16] , хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена [17] .
Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было [18] .
Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г. [19] [20]
1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.
Положение полиции в Российcкой Федерации
В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.
Структура
В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления [22] :
Что такое полиция в россии
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
«Душа гражданства и добрых порядков»: как в России появилась полиция
Среди множества нововведений, которые внедрял неутомимый реформатор Петр Великий, полиция оказалась одним из самых необходимых, бесспорных и долговечных. Традиции, заложенные в XVIII столетии, во многом актуальны и в наше время. 5 июня российской полиции исполняется 305 лет — «Известия» вспоминают, как первый император занялся заботой о благочинии в городах своей необъятной страны.
«Лихие люди торжествовали»
В допетровские времена на Руси (впрочем, как и во многих других странах Европы) полиция была, по сути, неизвестна. В XVII веке охраной правопорядка занимался Сыскной приказ, который называли еще Разбойным. Это было своего рода министерство, боровшееся с «татями», «ворами» и «душегубами». Правда, больших ресурсов у ведомства не имелось, не хватало профессионалов, которые могли оперативно решать накопившиеся проблемы, и приказ мог поддерживать видимость порядка только в столице и на стратегически важных дорогах.
В 1701 году Петр, недовольный работой этого органа и, видимо, не доверявший его сотрудникам, ликвидировал Сыскной приказ и на первых порах не заменил его новым. Оставался Преображенский приказ, который занимался политическим сыском, но иногда арестовывал и самых опасных уголовников. Тем временем на дорогах и в лесах, близ богатых городов и усадеб, расплодились разбойничьи шайки. Подчас — отменно вооруженные. У самых крупных разбойничьих атаманов иногда имелась даже артиллерия. С такими ватагами боролась регулярная армия, Петр надеялся на своих офицеров, но у них имелись и другие, более важные задачи. И «лихие люди» нередко торжествовали.
Приказ в Москве
Бытовые преступления вообще почти никого не интересовали, их, как правило, и не пытались раскрыть. Всяк спасался по возможностям. Каждый состоятельный землевладелец старался охранять свою территорию, создавая вооруженные «дружины».
Долго так продолжаться не могло. Император понимал, что государство должно взять на себя ответственность за правопорядок в стране и показать каждому подданному силу и логику самодержавия. Для этого ему и понадобился опыт самых развитых стран Запада, прежде всего Франции, где полицейские силы были созданы в Париже по велению «короля-солнце» Людовика XIV еще в 1667 году.
Первые полицейские
Петр Великий стремился к упорядоченности русской жизни — в армейском духе. Дисциплина, иерархия, усиление руки государства — эти тенденции в петровские времена проявлялись повсюду. Сначала Петр возложил обязанность бороться с преступностью на местную власть — воевод и губернаторов. Но им для этого требовался инструмент — более тонкий, чем армейские части. Царь же на первых порах надеялся на своих офицеров и не торопился переносить на русскую почву европейский полицейский опыт, о котором неплохо знал. Наибольшее развитие полицейская система к тому времени получила во Франции, которую самодержец изъездил вдоль и поперек, в том числе инкогнито. Само слово «полиция» древнегреческого происхождения. В античной Элладе так назывались вооруженные отряды, которые формировались для поддержки общественного порядка. Петр решил учредить нечто подобное и в России. Начал император с Петербурга. Именно там, в Северной столице, зародилась отечественная регулярная полиция.
Император считал необходимым найти подходящего человека, который мог бы с успехом его возглавить. 5 июня 1718 года указом Петра I введена должность генерал-полицмейстера. Им стал бывший денщик и воспитанник императора, выходец из Голландии генерал-адъютант Антон Мануилович Девиер. Служба, которую он возглавил, занялась охраной правопорядка в Петербурге. С этой исторической вехи ведется летопись российской полиции.
Первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга Антон Мануилович Девиер
Столичный полицмейстер подчинялся непосредственно сенату и, конечно, государю, на которого имел прямой выход. Петр так сформулировал стратегические задачи новой службы: «Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». В первые же дни существования полиции Девиер получил в свое распоряжение 10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 160 «добрых», крепких, хорошо обученных солдат во главе с майором. Кроме того, учреждалась канцелярия генерал-полицмейстера, в штате которой вели дела один дьяк и 10 подьячих. Все они и стали первыми российскими полицейскими — и с первых дней работы показали себя настоящими профессионалами.
Полиция должна была незамедлительно организовать в Петербурге круглосуточную пожарно-караульную службу. Караульщикам надлежало иметь «какое-нибудь оружие» и трещотку, чтобы при необходимости подзывать себе подобных. Вскоре Девиер подготовил указы «О устройстве в Санкт-Петербурге шлагбаумов, о пожарной повинности, о нехождении по улицам в неуказанные часы, о тушении огня и о прекращении продажи питей и товаров в позднее время» и «О делании в Санкт-Петербурге по концам улиц шлагбаумов и об определении к оным с дворов караульщиков», которые надолго определили служебную рутину полицейских и их соратников из числа горожан.
Семеновский и Преображенский полки Петра
Город делился на районы, в каждом из них работала канцелярия частного пристава. Районы подразделялись на кварталы, в которых полицейскую власть осуществляли квартальные надзиратели. Им помогали квартальные поручики, которых выдвигало местное население. Кварталы, в свою очередь, делились на околотки. Согласно правилам, околоточный надзиратель был должен знать всех жителей своего околотка, следить за порядком и помогать сыскной полиции раскрывать преступления. В своем подчинении он имел городовых полицейских и дворников, которые обязаны были, помимо поддержания чистоты на вверенной им территории, регулярно информировать полицию о замеченных правонарушениях и подозрительных лицах.
В сельской местности от десяти дворов избирали одного человека — десятского. Старшими над ними были сотские, которых избирали от ста дворов. В будущем сотских и десятских стали избирать во всех крестьянских общинах. Такой порядок продержался до февраля 1917 года.
По петербургскому образцу полицейскую службу обустраивали в Москве, а затем и в других городах. Впрочем, процесс этот затянулся надолго. Но — «лиха беда начало». Первым московским обер-полицмейстером стал полковник Максим Греков. Особенностью полицейской службы стала ее независимость от местных властей. Система замыкалась на императоре.
«Всем безопасность подают»
Рядовые служивые — как правило, выходцы из крестьянства — получали неплохое жалованье. Набирали в полицию в основном опытных солдат и унтер-офицеров, грамотных и хорошо знавших службу. Полицейские получили эффектную форму — васильковые кафтаны с красными обшлагами и зеленые камзолы. Нередко для решения важных задач — например, если требовалось разгромить или арестовать разбойничью банду — в помощь полицейским направлялись воинские команды. Действовали они слаженно, в Петербурге — под командованием Девиера, в Москве — под руководством Грекова.
Непосредственные обязанности полиции подробно определил сам Петр, выделив 13 пунктов. Туда включили и проверку качества продовольствия на рынках, и экспертизу весов и гирь, и, конечно, обязанность прекращать ссоры и драки на улицах, а участников подобных безобразий арестовывать. В «Регламенте Главного магистрата» 1724 года Петр представил полицию органом, который «всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни».
Полиция при Петре I
Бороться приходилось не только с преступниками, но и с пожарами, наводнениями, а еще — с нелегальным строительством и с необоснованными повышениями цен на рынке. А еще — помогать больным и увечным, «защищать вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божиим», охранять город в темное время суток. Полиция обладала и судебными полномочиями, в канцелярии Девиера выносились приговоры и назначались наказания преступникам. Первые фонарные столбы и скамейки в российских городах тоже устанавливали полицейские. Они же курировали и вывоз мусора, и мощение улиц, и даже воспитание детей. И пожарная служба родилась в недрах полиции.
Результаты деятельности Девиера и его команды сомнений не вызывали: жизнь в Петербурге преобразилась, в растущем, бурлящем городе установилась «возлюбленная тишина». Имена первых полицейских офицеров, к сожалению, неизвестны, но «оперативники» того времени заслуживают нашей доброй памяти. Полицейская команда показала отвагу и смекалку, искореняя в городе и его окрестностях разбойничьи гнезда. Оружие применяли нечасто, но умело. Им удалось даже немыслимое: на некоторое время на рынках почти прекратились карманные кражи. Петербуржцы высоко оценили достоинства порядка и безопасности — и к служителям закона отнеслись с уважением. Только в криминальной среде утвердилась ненависть по отношению к полицейским. Но даже убежденные противники петровских реформ не говорили о необходимости упразднения полицейской службы.
Князь Александр Данилович Меншиков
На новой должности Девиер стал и сиятельным графом, и сенатором. Словом, вошел в узкий круг тогдашней государственной элиты. Правда, у него имелся опасный и влиятельный недруг — «полудержавный властелин», фаворит Петра Александр Меншиков. Но в опалу Девиер попал лишь после смерти императора — был бит кнутом, лишен чинов, титулов и дворянства и сослан в Сибирь (обвинили его в намерении устранить от наследования престола Петра II). Впрочем, и там он сумел проявить себя: Анна Иоанновна назначила опального сановника начальником Охотского порта, и именно Девиер сделал многое для снаряжения второй экспедиции Беринга. В 1741 году Елизавета Петровна именным указом освободила Девиера из ссылки «с отпущением вины», в 1743-м ему вернули титул и наградили поместьями, а годом спустя он вернулся на должность столичного генерал-полицмейстера.
Отдельный батальон патрульно-постовой службы полиции имени В.И. Бузина
Вечные принципы
Очень скоро полиция серьезно занялась и сыском, вступая в поединки с опасными и изворотливыми преступниками. Возникла агентура — тайные осведомители охранников правопорядка. Самым известным из них стал разбойник и сыщик Ванька Каин, который родился как раз в год основания русской полиции. Использовались и такие хорошо известные нам из детективной литературы оперативные приемы, как внедрение в разбойничью шайку. С 1732 года полицейские подразделения, действовавшие в разных городах, получили единого руководителя, сохранившего звание генерал-полицмейстера (начальник столичной полиции именовался также до 1782 года). Эту должность первым занял Василий Салтыков. Царь Петр Алексеевич к тому времени уже несколько лет пребывал в лучшем из миров, но Салтыкову поручили неуклонно следовать рекомендациям первого императора. Система, которую запустил Петр Великий, совершенствовалась и распространялась на всю Россию.
С тех пор многое поменялось — и политическая система, и бытовая повседневность. Даже преступный мир изменился, стал сложнее, изобретательнее. Но принципы, о которых говорил император Петр I, нисколько не устарели.