Что такое фгос в образовании
Перейти к содержимому

Что такое фгос в образовании

  • автор:

Что такое фгос в образовании

Разбираемся, что такое ФГОС, зачем они нужны и какие есть основные требования в образовании.

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Простыми словами — это обязательные требования к образованию.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

Имеют силу закона и должны соблюдаться государственными и частными учреждениями дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования и отельных категорий детей разработан свой федеральный государственный образовательный стандарт:

  • ФГОС дошкольного образования,
  • ФГОС начального общего образования (1–4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5–9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10–11 классы),
  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью,
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
  • ФГОС среднего профессионального образования,
  • ФГОС бакалавриата,
  • ФГОС специалитета,
  • ФГОС магистратуры,
  • ФГОС аспирантуры,
  • ФГОС ординатуры,
  • ФГОС ассистентуры-стажировки.

Всего 13 видов. Познакомиться с актуальными версиями первых четырёх можно на официальном сайте, с остальными — здесь.

Структура ФГОС

Каждый стандарт включает в себя три вида требований:

  • К структуре

Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?

  • К условиям реализации

Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование? Где будут проходить занятия?

  • К результатам освоения

Как ребёнок общается? Самостоятельно ли выполняет задания? Есть ли у него собственная позиция? Какими знаниями и умениями должен обладать ребёнок после освоения каждого школьного предмета?

Зачем нужны ФГОС

ФГОС в России применяются с 2004 года для улучшения образовательной системы. Также они помогают ученикам эффективнее осваивать программы.

  • Единство образовательного пространства Российской Федерации

Это значит, где бы ни жил ребёнок — в Москве, Калининграде или Владивостоке — он везде будет получать примерно одинаковые знания.

  • Преемственность основных образовательных программ

Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.

  • Вариативность содержания образовательных программ

Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС — это основа всех основных образовательных программ.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, это фундамент образовательного процесса.

Кто придумывает ФГОС

Правила утверждения и изменения ФГОС установлены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 №434. Министерство просвещения занимается разработкой ФГОС основного общего и среднего образований, а Министерство науки — высшего образования.

Для создания и изменения ФГОС Минпросвещения создает совет Министерства просвещения Российской Федерации по ФГОС. Туда входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций.

Минпросвещения за месяц до даты заседания советов, на которых планируется рассмотреть соответствующие проекты стандартов, размещает их на сайте для информирования общественности. А ещё организует проведение независимой экспертизы. По результатам рассмотрения совет утверждает, отклоняет или дорабатывает проект стандарта.

ФГОС школьного образования

ФГОС для школы принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первые были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения.

Второе поколение ФГОС действовало с 2009 до 2020 года. Акцент в нём был сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделялось проектной и внеурочной деятельности. Предполагалось, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Стандарты третьего поколения вступили в силу в сентябре 2021 года. Главная задача была — конкретизация требований по каждой дисциплине. А ещё увеличилась значимость soft skills, подробно указаны перечни предметных и метапредметных результатов, расписаны форматы работ и точки контроля, обозначено максимальное и минимальное количество часов на программу.

Изменения 2022 года

В августе 2022 года в ФГОС третьего поколения внесли правки.

«Фоксфорд» учитывает все изменения ФГОС, чтобы ученики могли проходить аттестацию в общеобразовательных школах.

Что такое фгос в образовании

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:

О завершении реализации в аспирантуре (адъюнктуре) программ подготовки в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами после 01.09.2021 см. ФЗ от 30.12.2020 N 517-ФЗ.

1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково» и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 517-ФЗ, от 07.10.2022 N 397-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.

Что такое ФГОС и как они работают

ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.

Общее описание системы ФГОС

Образовательные учреждения России — даже частные — должны при составлении своей программы руководствоваться требованиями ФГОС. Они касаются детских садов, школ, ссузов, вузов, курсов — всех, кто руководствуется в работе законом «Об образовании» и имеет соответствующую аккредитацию. Все нюансы перечислены в статье 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации».

Сегодня Стандарты позволяют:

составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;

формировать методические пособия;

выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;

разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;

проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.

Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.

До создания ФГОС образовательные программы по всей стране различались — выпускники школ из разных городов поступали в вуз с разными знаниями. Если в одном городе или селе выпускник получал золотую медаль, то в другом с тем же объемом знаний мог рассчитывать только на «удовлетворительный» аттестат.

Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.

Виды и содержание ФГОС

ФГОС ДОО

Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.

ФГОС НОО

Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.

ФГОС ООО

Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.

ФГОС СОО

Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.

ФГОС ОВЗ

Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.

Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.

Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:

Общие положения — что включено, какова цель документа.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.

Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.

Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.

Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.

Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.

Три поколения ФГОС: что меняется

Принято делить ФГОС на три поколения.

Первое поколение — 2004-2009 годы

Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.

Второе поколение — 2009-2020 годы

Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.

Третье поколение — с 2021 года

Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.

Требования ФГОС третьего поколения содержат:

четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;

список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;

конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;

указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;

время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;

данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.

Как применяются ФГОС на практике

Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.

Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

Для формирования программы по своему предмету учитель должен:

Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.

Установить порядок изучения учебного материала.

Распределить общее количество часов на все темы и разделы.

Включить в программу региональные материалы.

Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.

ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:

место дисциплины в общем плане;

содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;

все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;

указано, какая литература обязательна к изучению.

Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.

Курсы для педагогов по ФГОС

Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.

Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.

Педагоги дошкольного образования тоже могут пройти обучение в Академии. Есть целый ряд программ переподготовки и повышения квалификации для воспитателей. Например, курс профессиональной переподготовки «Музыкальный руководитель» поможет получить диплом и начать работать учителем музыки в детском саду. Это позволит не только заниматься любимым делом, но и повысить свой ежемесячный доход за счет надбавок.

Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

(статья 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *