Что такое аналог товара по 44 фз
Перейти к содержимому

Что такое аналог товара по 44 фз

  • автор:

Что значит фраза «или эквивалент» в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Очень часто заказчики предусматривают в закупочной документации возможность для участников поставить не конкретно указанный товар, а аналогичный ему или эквивалент. Закон о контрактной системе обязывает заказчика это делать. Однако есть исключения, когда товар несовместимый или невзаимозаменяемый. Каких правил следует придерживаться в этом случае участникам, как правильно подготовить заявку, когда невозможно предложить эквивалент – разберемся в статье.

Товарный знак в 44-ФЗ

Понятие товарного знака напрямую связано с эквивалентностью товара в процедуре закупки. Однако 44-ФЗ не дает определения ТЗн. Его можно найти в ст.1477 ГК РФ.

Товарный знак – это исключительное право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продукцию, которое индивидуализирует эту самую продукцию.

Если исходить из того, что закон о контрактной системе закупок основывается на гражданском законодательстве, то товарный знак в 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самого товара, которое идентифицирует предмет закупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», кроме некоторых случаев.

Что такое эквивалентность в 44-ФЗ?

Одна из целей 44-ФЗ – обеспечивать принцип конкуренции и не ограничивать потенциальных исполнителей в участии. Понятие «эквивалент» помогает соблюдать эти принципы и является одним из важнейших условий при оформлении заявки. Организаторы торгов не могут указывать такие требования к предмету закупки, которые бы сократили число участников (п.1 ч.1 ст.33). Одним из таких требований является товарный знак.

Поэтому заказчики обязаны в описании закупки указывать формулировку «или эквивалент». Что это значит, найдем в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ. Это возможность использовать или поставить товар, отличный от того, который указал заказчик, с теми же характеристиками (показателями), но от другого производителя. Такая продукция называется аналогом или эквивалентом. Разницы между этими понятиями для 44-ФЗ нет.

В электронных аукционах торговые марки используют при закупке продукции, либо если заключают договор на работы (услуги), для выполнения которых она используется.

Для более точного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также при необходимости:

  1. Товарный знак или его словесное обозначение.
  2. Знак обслуживания.
  3. Фирменное наименование.
  4. Патенты.
  5. Полезные модели.
  6. Промышленные образцы.

Если участник видит фразу «или эквивалент», он должен оценивать ситуацию как возможный выбор:

1) согласиться и поставить конкретную продукцию, заявленную заказчиком;
2) предложить аналогичный товар. Главное, чтобы конкретные показатели товара совпадали с показателями, указанными в техническом задании.

Как правильно заполнить заявку, если есть «или эквивалент»?

Если в документации организатор указал формулировку «или эквивалент», то исполнителю необходимо придерживаться следующих правил, чтобы не допустить ошибок:

  • если хотите предложить конкретно ту продукцию, которую описывает заказчик, а не аналог, то не нужно дублировать все технические показатели конкретные характеристики. Достаточно будет дать согласие на поставку товара (п.1 ч.3 ст.66 44-ФЗ);
  • если желаете заменить товар на аналогичный, то заполнять все конкретные показатели нужно обязательно. В этом же случае можно указать и товарный знак, если обладаете такой информацией;
  • на этапе заполнения заявки нельзя заменять товар на аналогичный с лучшими показателями. Заказчик такую заявку не пропустит. Такой товар можно предложить заказчику на этапе подписания контракта, путем подготовки дополнительного соглашения к контракту.

Например, в закупке на поставку бензопилы заказчик указал: марка Stihl или эквивалент:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Поставка бензопилы

  1. Общая информация об объекте закупки:

1.1. Объект закупки: поставка бензопилы

1.2. Место поставки: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 56

1.3. Срок поставки в течении 10 календарных дней с момента заключения контракта.

1.4. Описание товара:

Марка: STIHL MS – 180-16 или эквивалент

Мощность: не менее 1500 Вт / 2 л. с.

Длина шины: не менее 35 см и не более 40 см

Емкость топливного бака: не менее 0,25 л.

Емкость масляного бака: не менее 0,145 л.

Функции и возможности: тормоз цепи

Ведомая звездочка: 6-зубчатая

Макс. скорость цепи не менее согласно ISO 11681: MS 180, MS 180 C:22,3 м/сMS 180 2-MIX:24,8 м/с

Число оборотов на холостом ходу: не менее согласно ISO 11681 +/- 50 об/мин 2800 об/мин

Двигатель: одноцилиндровый двухтактный

Гарантийный срок: не менее 12 месяцев

Следовательно, контракт можно заключить на поставку бензопилы другой марки, но не отступая от указанных характеристик.

Заявка по неэквивалентному товару

Существует два исключения из правила про аналоги, которые изложены в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ:

  1. Когда закупаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует заказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, согласно руководству по эксплуатации, подходят только оригинальные картриджи НР и никакие другие.
  2. Когда заключаете контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с продукцией покупателя. Например, заказчик приобретает лицензию и дистрибутив исключительно программы Kaspersky, т.к. другие программы конфликтуют с корпоративной системой безопасности.

Вот пример технического задания на поставку оригинального товарного знака:

Наименование и технические характеристики

Нужно ли указывать «или эквивалент» во всей документации, где встречается товарный знак?

Формулировку «или эквивалент» в документации необходимо указывать везде, где встречается тот или иной товарный знак. Хотя контролирующие организации часто не обращают внимания на такие нарушения. Описание предмета торгов, в том числе указание фразы «или эквивалент», для заказчика очень важно. Так как, с одной стороны, можно заработать штраф и понести административную ответственность за то, что не соблюдается закон о конкуренции. И с другой стороны, можно получить много запросов на разъяснение, или (что еще страшнее!) — жалобы в ФАС от участников закупки на неправильно составленную документацию.

Участнику тоже следует самым внимательным образом подходить к изучению документации на предмет наличия фразы «или эквивалент». Это поможет правильно подготовить заявку и быть уверенным, что ее не отклонят.

Как регулируется эквивалент по 223-ФЗ?

В 223-ФЗ не указываются, какие отличия есть между аналогом и эквивалентом. В п.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ говорится, что если заказчик в описании объекта торгов указывает товарный знак, то он предусматривает возможность поставки эквивалентного товара, прописывая это условие в тексте документации. Следовательно, эти понятия являются словами-синонимами в контексте закупок по федеральному закону № 223.

Из этого правила есть исключения. Заказчик не может прописать возможность поставить аналог, если приобретает:

  • товары, которые взаимодействуют с продукцией, которую использует заказчик, а другие с ней несовместимы;
  • запасные части и расходники к машинам и оборудованию, которые применяет заказчик. В этом случае организаторам торгов следует руководствоваться технической документацией и инструкциями по эксплуатации этих машин и оборудования;
  • товары, необходимые для выполнения условий госзакупки по 44-ФЗ;
  • продукцию с конкретными товарными марками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения продукции, производителем, если это отражено в условиях международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч.2 ст.1 223-ФЗ для выполнения этими компаниями обязательств по совершенным сделкам с юрлицами, в т.ч. зарубежными предприятиями.

223-ФЗ также, как 44-ФЗ обязывает организаторов торгов прописывать фразу «или эквивалент». Заказчик посредством положения о закупке определяет порядок проведения тендера. При этом, в некоторых случаях, целесообразно устанавливать требование поставки товара с конкретным товарным знаком без возможности поставки аналогов.

ФАС России в большинстве случаев расценивает указание конкретного товарного знака как создание исполнителям преимущественных условий участия в закупке, что запрещено п.2 ч.1 ст.17 135-ФЗ и как нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции (п.2 ч.1 ст.3 223-ФЗ). Однако, как видно из судебной практики, если заказчик обосновывает невозможность поставки эквивалентов, то суды становятся на его сторону.

Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки

Заказчикам запрещено ограничивать конкуренцию и ссылаться в закупках на товарные знаки. Однако есть исключения из правил. Например, недавно вышли поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), и некоторые товары теперь можно закупать по товарным знакам. Рассказываем, что такое «эквивалент», об отличиях «аналога» от «эквивалента» и когда можно не применять общее правило.

Эквивалент товара по закону 44-ФЗ — это предложение поставщика поставить продукцию с товарным знаком, который отличается от марки, установленной в документации. Такое уточнение часто встречается в описании объекта закупки. В целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции понятие «эквивалента» в 44-ФЗ выступает одним из ключевых.

Заказчики не указывают в тендерной документации такие требования к продукции, которые сокращают число участников (п. 1 ч. 1 ст. 33). Одним из таких требований выступает товарный знак.

Поэтому заказчики обязаны в описании закупаемой продукции указывать фразу «или эквивалент». В п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ раскрывается, что значит по 44-ФЗ «или эквивалент», — это возможность использовать или поставить аналогичный по свойствам продукт других производителей. В электронных аукционах торговые марки используют при приобретении продукции либо если заключают контракт на работы (услуги), для выполнения которых она используется

Для максимально понятного описания продукции заказчики в документации указывают функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также, если нужно: товарный знак или его словесное обозначение; знак обслуживания; фирменное наименование; патенты; полезные модели; промышленные образцы.

Формулировка «эквивалент» означает, что для участника эти сведения ориентировочные. Он соглашается с требованиями документации или предлагает аналогичную продукцию. Главное, чтобы ее конкретные показатели не выходили за рамки эквивалентных характеристик, которые указаны в техническом задании.

Если задаетесь вопросом, а в чем разница аналога и эквивалента по 44-ФЗ, то знайте, что это одно и то же, разницы нет. Главное, чтобы поставщик предложил продукцию, которая полностью соответствует требованиям технического задания. Учитывайте: эквивалент оборудования — это полностью аналогичный товар с идентичными параметрами.

Из описанного правила есть исключения, когда поставка аналогов невозможна (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ): закупка медизделий и лечебного питания (154-ФЗ от 28.04.2023). Новое основание-исключение работает с 09.05.2023. Конкретный перечень продукции установит правительство. Обязательное условие для применения исключения — наличие решения врачебной комиссии; приобретение запасных частей и расходных материалов к технике, которая уже имеется у заказчика. Например, к принтеру Xerox, в соответствии с его технической документацией, подходят только оригинальные картриджи; заключение контракта на поставку (использование) товаров, совместимых с оборудованием покупателя. Например, заказчику требовались лицензия и дистрибутив только программы Kaspersky, потому что продукты других производителей конфликтуют с корпоративной системой безопасности.

Нужно ли указывать в закупках по 223-ФЗ По общему правилу, нужно. Это указано в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ. В нем зафиксировано, что если заказчик использует в описании предмета закупки ссылку на товарный знак, то ему придется использовать слова «или эквивалент».

Из этого правила есть исключения. Неэквивалент поставляют, когда закупаете: несовместимые товары для обеспечения взаимодействия с теми, которые использует заказчик; запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые использует заказчик и это подтверждают техдокументы на эти машины и оборудование; товары, которые нужны для исполнения госконтракта; продукцию с конкретными товарными знаками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения товара, изготовителем товара, если это прописано условиями международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ для исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными компаниями.

Банковские гарантии, кредиты и займы для участников закупок

Большой выбор банков, быстрое оформление

Больше новостей из мира закупок в нашем сообществе «ВКонтакте». Присоединяйтесь. И удачных Вам закупок!

Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к формированию предмета контракта. Он содержит только правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона N 44-ФЗ, из п. 1 ч. 1 которой, а также п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Вместе с тем ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта.

Определенные ограничения такого совмещения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок. Однако запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких контрактов законодательство не содержит.

Закон N 44-ФЗ также не содержит ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были введены в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11). Ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) в п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены иным образом, ограничивая общую сумму закупки на основании этих пунктов, допускающих заключение контракта с единственным контрагентом в зависимости только от суммы. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик может заключить и контракты на приобретение одноименных (однородных) товаров, работ, услуг с любым интервалом на сумму до 100 тысяч рублей каждый, если при этом будет выполняться лимит на совокупный годовой объем закупки, установленный п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 12.02.2016 N Д28и-285.

Однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут придерживаться и иной позиции. Поскольку, исходя из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст.48 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента допускается только в качестве исключения, вполне можно допустить, что правовая позиция ВАС РФ о недопустимости необоснованного дробления заказа продолжает оставаться актуальной. В этой связи в том случае, если товары, работы, услуги, приобретаемые по нескольким контрактам, действительно технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ, оказания всего комплекса услуг, поставки всего комплекта товаров, необходимых для определенной цели (например, монтаж комплекса оборудования) (п. 2 ст. 170 ГК РФ). При этом, заметим, технически и (или) функционально дополняющие друг друга товары, работы, услуги не обязательно должны быть одноименными (однородными). В таком случае можно ставить вопрос о закупке на сумму свыше 100 (500) тысяч рублей без надлежащих к тому оснований. А принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе, может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Тем не менее, окончательно вопрос о "дроблении предмета закупки" в случае возникновения конфликта может быть решен только судом, исходя из конкретных обстоятельств дела. Представляется, что, например, контракты на выполнение одноименных (однородных) работ на разных объектах, на приобретение одноименных (однородных) товаров для комплектации или обеспечения работы различных единиц оборудования и тому подобные закупки, обуславливаемые технологическими условиями удовлетворения фактически сложившихся нужд заказчикам, не могут быть признаны притворными.

Также заметим, что из сказанного выше, по нашему мнению, прямо следует, что возникновение претензий со стороны контролирующих органов возможно только при закупке одноименных (однородных) или технологически и (или) функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг без проведения торгов. Проведение торгов для закупки таких товаров, работ, услуг не может быть ограничено в принципе.

Что делать, если в описании объекта закупки указано «или эквивалент»

Эквивалент товара по 44-ФЗ — это продукция, которая соответствует параметрам технического задания, но чей товарный знак отличается от того, который предполагает закупить заказчик. Но есть ситуации, когда закупают товары без возможности поставить аналог. Поэтому важно разбираться в правилах описания объекта закупки.

Как 44-ФЗ регулирует товарные знаки

В законе о контрактной системе нет такого определения. Оно содержится в ст. 1477 Гражданского кодекса. Под ним понимается обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право. Т. к. контрактное законодательство базируется на гражданском. Закрепим, что товарный знак по 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самой продукции, которое идентифицирует предмет госзакупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», но есть исключения.

Как 44-ФЗ регулирует эквивалентность товарному знаку

В ст. 33 указано, что, по 44-ФЗ, «или эквивалент» — это значит, что поставщик ориентируется на товарные знаки, которые прописал заказчик в техническом задании, но не обязан поставить продукцию с этим знаком.

Поставщики вправе подобрать и другую марку, если ТРУ полностью соответствует параметрам, которые прописал заказчик, — так называемые «эквивалентные показатели».

Фразу «или эквивалент» используют, чтобы максимально точно описать продукцию, которую хочет госзаказчик. Но обеспечивая конкуренцию на торгах, заказчики не ограничивают количество участников, прописывая конкретный товарный знак без возможности поставить аналог. Из этого правила есть исключения.

В контрактном законодательстве не написано, в чем разница аналога и эквивалента по 44-ФЗ. В статье 33 говорится только об эквиваленте и ни слова про аналог. Получается, что разница только в названии, а в контексте госзакупок эти понятия используют как синонимы.

Помимо производителя или марки, в документации прописывают:

  • знак обслуживания;
  • фирменное наименование;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы.

Готовим заявку с поставкой эквивалентов: наглядные примеры

Если заказчик использует понятие эквивалента в 44-ФЗ, то следуйте правилам:

  1. Если собираетесь поставить товарную марку, которую требует госзаказчик, то не заполняйте характеристики поставляемого товара. Достаточно простого согласия (п. 1 ч. 2 ст. 43 44-ФЗ).
  2. Планируете поставить аналог — заполняйте характеристики. Товарный знак указывайте при наличии сведений о нем.
  3. Не указывайте улучшенные показатели, которые выходят за рамки диапазона параметров заказчика. Замена продукции на улучшенную производится на этапе исполнения через дополнительное соглашение (ч. 7 ст. 95 закона о контрактной системе).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как указать в заявке показатели поставляемого товара. Используйте эти инструкции бесплатно.

Инструкция КонсультантПлюс: как указать показатели поставляемого товара в заявке

Например, в закупке на поставку машины термической резки металла пишут следующее: «Портальная машина термической резки металла ULTRAFLAM E SBR-1530 или эквивалент».

Вот пример указания товарного знака в аукционной документации по 44-ФЗ.

Техническое задание на поставку портальной машины термической резки металла ULTRAFLAM E SBR-1530 или эквивалента

А контракт заключают на поставку машины термической резки металла поршневой компрессор Remeza СБ4/С-200.LB40 — это эквивалент оборудования.

Предложение участника закупки о поставке портальной машины термической резки металла Remeza СБ4/С-200.LB40

Готовим заявку с неэквивалентными товарами

Из правила про аналоги есть три исключения, они прописаны в п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ:

  • приобретаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует госзаказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, по правилам его эксплуатации, подходят только «родные» картриджи НР, а Epson не подойдет;
  • подписываете контракт на поставку (использование) товаров, которые совместимы с продукцией покупателя. Например, заказчик покупает лицензию и дистрибутив исключительно софта Kaspersky, т. к. программы других разработчиков вступают в конфликт с корпоративной схемой безопасности;
  • закупают медизделия, спецпродукты лечебного питания, которые нужны для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень таких медизделий, спецпродуктов лечебного питания и порядок его формирования должно утвердить правительство дополнительно.

Вот примеры, что такое товарный знак по 44-ФЗ без возможности поставить эквивалент:

Техническое задание на поставку оригинального картриджа без возможности поставить эквивалент

Указывают ли аналог в закупках по 223-ФЗ

В 223-ФЗ не написано, чем отличается аналог от эквивалента. В п. 3 ч. 6.1 ст. 3 этого закона указано, что если заказчик описывает объект закупки с указанием бренда, то он сопровождает его фразой про возможность поставить эквивалентный товар. Получается, что это синонимы в контексте закупок отдельными видами юридических лиц.

Из этого правила есть исключения. Не прописывайте возможность поставить аналог, если закупаете:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *