Что является платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 16.2
1. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее — платежная база).
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Особенности определения платежной базы для исчисления платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона устанавливаются правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 268-ФЗ)
2. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
3. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы (ФЗ от 21.07.2014 N 219-ФЗ).
4. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 16.1 настоящего Федерального закона, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем вскрышных или вмещающих горных пород, не использованных в целях, предусмотренных статьей 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах».
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 343-ФЗ)
5. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
6. Утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Величина платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей определяется в соответствии со статьей 16.4 настоящего Федерального закона.
Изменения в правилах расчета платы за НВОС с 1 сентября 2023 года.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) – это ежегодная финансовая компенсация вреда, нанесенного окружающей среде при проведении хозяйственной и иной деятельности на территории России. Согласно российскому законодательству, любая деятельность априори наносит такой вред, поэтому юридические лица и ИП должны вносить плату в государственный бюджет.
Содержание
Обязанность для бизнеса вносить платежи указана в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ему, плата вносится за такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух, сбросы в воду и хранение, захоронение отходов.
С недавних пор в платёжную базу включаются побочные продукты, в том числе продукты животноводства, признанные отходами, а также вскрышные и вмещающие горные породы, не использованные в целях, предусмотренных техническим проектом на их использование.
Ставки платы за НВОС приводятся в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
В документе даются ставки на 2016-2018 годы, а далее к ценам на 2018 год прибавляются коэффициенты индексации, которые принимаются почти ежегодно.
В 2023 году постановлением Правительства от 20.03.2023 № 437 такой коэффициент установлен в размере 1,26. Кроме того, при расчете платы используется ряд других коэффициентов от 0 (применяется при внедрении наилучших доступных технологий и утилизации отходов) до 100 (если нарушены установленные технологические нормативы).
В 2022 году законодательно урегулирован вопрос признания побочных продуктов отходами, и в случае, если на предприятии «побочка» признана отходом и отправлена на объект захоронения отходов, то к ставке платы будет добавлен коэффициент 52.
Расчет платы представляется в виде декларации, которая составляется на основе требований Приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.
Изменения в правилах расчета платы за НВОС с 1 сентября 2023 года.
С 1 сентября 2023 года вступит в силу новый документ, регламентирующий Правила исчисления и взимания платы за НВОС – Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.
Оно заменит старое Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255. Расчёт платы по новым правилам будет производиться за 2023 год в марте 2024 года.
В новых Правилах есть несколько серьезных новшеств, о которых мы кратко расскажем ниже.
Главное нововведение – в Правилах теперь четко разделены требования к порядку расчёта платы для лиц, осуществляющих деятельность на объектах разных категорий НВОС.
Те лица, у которых есть объекты I категории НВОС, рассчитывают плату следующим образом:
- если соблюдается НДВ, НДС, лимиты на отходы и технологические нормативы – расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов территории, индексации, стимулирующих коэффициентов к отходам и т.д. Для ТКО расчет представляет сумму произведений количества ТКО, принятого у сторонних лиц, на ставку платы и ТКО, образованного в собственном производстве, на ставку платы с учетом коэффициентов. Если размер лимитов превышен, добавляется коэффициент 25;
- если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – платежная база в виде количества сбросов, выбросов умножается на ставку платы и на коэффициент 25;
- если установленные НДВ, НДС, НООЛР, ТН и временные нормативы нарушены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для сверхлимитных отходов и 100 для сверхнормативных выбросов;
- если отсутствует КЭР – плата за размещение отходов и ТКО рассчитывается для ТКО с учётом повышающего коэффициента 25, для выбросов и сбросов – с учетом коэффициента 100.
- если выбросы, сбросы и отходы укладываются в показатели, указанные в ДОВОС – расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов;
- если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – платежная база в виде количества сбросов, выбросов умножается на ставку платы и на коэффициент 25;
- если указанные в ДОВОС НДВ, НДС, НООЛР или временные нормативы нарушены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для того количества отходов, которое вышло за рамки установленных НООЛР. Для выбросов, сбросов, вышедших за рамки ДОВОС, применяется коэффициент 100;
- если ДОВОС вовремя не подавалась – плата считается для фактического объема выбросов, сбросов с учетом коэффициента 100, для отходов – с коэффициентом 25.
При этом если нормативы и лимиты превышены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для сверхлимитных отходов и 100 для сверхнормативных выбросов и сбросов (для I категории).
Для объектов III категории выбросы, сбросы и отходы учитываются по факту, указанному в отчёте о производственном экологическом контроле:
- если выбросы, сбросы, отходы находятся в пределах количества, указанного в отчёте о ПЭК, то расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов;
- если количество выбросов, сбросов, отходов, указанное в отчете о ПЭК, превышено, то плата рассчитывается с учетом коэффициента 100 для выбросов и сбросов и 25 для отходов.
- если отчет о ПЭК не представлен – плата считается для фактического объема выбросов, сбросов, отходов с учетом коэффициента 25.
Для них по объектам III категории расчет идет следующим образом:
- если соблюдается НДВ, НДС – расчет идет по обычной формуле без повышающих коэффициентов;
- если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – расчет платы проводится с учетом коэффициента 25;
- если установленные НДВ, НДС или временные нормативы нарушены, также используется 25.
Кроме описания алгоритма платы для разных категорий, в новых Правилах прописан отдельный механизм расчета платы для объектов, которые актуализировали категорию с более низкой на I категорию.
Для них дается 9 месяцев на получение КЭР или подачу ДОВОС либо получение разрешений на выбросы и сбросы, и за этот временный переходный период они рассчитывают плату по старым разрешительным документам для более низкой категории.
Если же актуализация привела к изменению категории с III на II категорию, то дается 3 месяца на подачу ДОВОС, а до этого можно проводить расчет платы по-старому, после подачи – по-новому.
Помимо этого, в Правилах регламентирована процедура корректировки платы за НВОС, вычета затрат на природоохранные мероприятия, механизм внесения авансовых платежей, механизм зачета излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, а также алгоритм проверки декларации о плате Росприроднадзором.
Об определении платежной базы по НВОС в отношении объектов IV категории
В частности, сообщается, что платежную базу по объектам IV категории (для лиц, осуществляющих деятельность одновременно на объектах I и/или II и/или III и IV категории) целесообразно определять как объем или массу выбросов загрязняющих веществ (по данным инвентаризации стационарных источников) и как объем или массу размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления по данным учета в области обращения с отходами, без применения к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 или 25.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2020 г. N 19-47/2482
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЛАТЕЖНОЙ БАЗЫ
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу определения платежной базы при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.
Порядок определения платежной базы определен статьей 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее — Закон). Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее — платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 установлены размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты к ним.
Перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду, установлен на основании Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее — Правила).
Минприроды России полагает целесообразным лицам, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при определении платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ (за исключением сбросов организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов), включенных в Перечень, и не относящихся к загрязняющим веществам, в отношении которых комплексным экологическим разрешением устанавливаются нормативы, технологические нормативы, использовать формулу, указанную в пункте 17 Правил.
В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчет), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)).
Требования к содержанию производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее — Требования). Форма отчета утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261.
Таким образом, при определении платежной базы для объектов III категории необходимо учитывать загрязняющие вещества, включаемые в соответствии с Требованиями в отчет.
Следует отметить, что новая редакция Правил содержит отдельные положения, которым подчиняется исчисление платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории. Это положения пунктов 11(1) и 11(2) Правил.
Что касается объектов IV категории, то следует отметить, что на официальном сайте Минприроды России в сети "Интернет" (http://www.mnr.gov.ru/) в подразделе "Новости" раздела "Пресс-центр" размещены разъяснения по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 отчетный год. Согласно данным разъяснениям платежную базу по объектам IV категории (для лиц, осуществляющих деятельность одновременно на объектах I и (или) II и (или) III и IV категории) целесообразно определять как объем или массу выбросов загрязняющих веществ (по данным инвентаризации стационарных источников, проводимой в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха") и как объем или массу размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления по данным учета в области обращения с отходами, без применения к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 или 25.
Одновременно необходимо отметить, что исходя из Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, одним из условий отнесения объекта к объекту IV категории является отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Внесение платы за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р
Платежная база для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) определяется лицами, обязанными вносить плату[1], для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества (далее — ЗВ), включенного в перечень ЗВ. В связи с этим интересен вопрос, за какие вещества следует вносить плату.
Плата за НВОС взимается (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ):
• за выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы ЗВ в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Отчетным периодом в отношении платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Перечень ЗВ
Правительством РФ устанавливается перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Такие ЗВ определяются (ст. 4.1 Закона № 7-ФЗ):
• с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в т.ч. имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
• с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
• при наличии методик (методов) измерения ЗВ.
Правовое регулирование
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень № 1316-р), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019). Перечень № 1316-р является закрытым.
Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы, сбросы ЗВ в отношении каждого ЗВ, включенного в перечень (п. 2 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Таким образом, законодательством предусмотрено, что плата вносится только за ЗВ, включенные в Перечень № 1316-р.
Ставки платы
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. от 24.01.2020; далее — Постановление № 913).
Перечень № 1316-р содержит, в частности, следующие ЗВ, ставки платы за которые утверждены Постановлением № 913:
• углеводороды предельные C1–C5;
• углеводороды предельные C6–C10;
При этом по таким веществам, как углерод (сажа), дижелезо триоксид, пыль абразивная, пентан, бутан, этан, отсутствующим в Перечне № 1316-р, ставки платы не установлены.
В письмах Минприроды России и Росприроднадзора [2] выражена следующая позиция: выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне № 1316-р и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). Все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. В связи с этим выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества, соответственно, плата в таком случае исчисляется исходя из ставок платы в зависимости от размера твердых частиц.
Вместе с тем письма не являются нормативными правовыми актами, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера[3].
Кроме того, в СанПиН 1.2.3685-21[4] предусмотрены предельно допустимые концентрации (далее — ПДК) ЗВ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений отдельно по следующим веществам: взвешенные вещества, дижелезо триоксид (железа оксид), пыль абразивная, пентан, гексан, бутан, смесь предельных углеводородов.
Судебная практика
В судебной практике складываются два противоположных подхода относительно необходимости вносить плату за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р. Приведем примеры.
[1] Плату за НВОС обязаны вносить хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021); далее — Закон № 7-ФЗ).
[2] См. письма Минприроды России от 29.11.2019 № 19-47/29872 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», Росприроднадзора от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения».
[3] Пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 18.03.2021).
[4] СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Д.М. Обухова, заместитель генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии», член Рабочей группы Комитета по экологии и охране окружающей среды по обращению с отходами Государственной Думы ФС РФ, эколог-аудитор, судебный эксперт в экологии, эксперт ОНФ по экологии
Е.С. Артюхова, юрист ООО «Юридический центр промышленной экологии»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.