Что такое акциз
Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.
Акцизы в налоговой системе РФ
Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.
Классификационные признаки акциза:
- федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
- платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
- нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
- косвенный налог (по методу изъятия);
- неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
- регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).
Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.
Подакцизные и неподакцизные товары
Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:
- спирты и содержащую их продукцию;
- напитки, содержащие алкоголь;
- табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
- легковые авто и мотоциклы;
- бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
- газ природный (в контексте международных договоров РФ);
- параксилол, бензол, ортоксилол.
Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.
Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).
Облагаемые и необлагаемые операции
Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.
Основу составляют такие операции, как:
- продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
- реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
- передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
- ввоз товаров подакцизного характера;
- получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
- получение бензина прямогонного.
На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.
Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:
- передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
- продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
- первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
- аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.
Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.
На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.
Акциз в цене товара
При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.
Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:
- твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
- адвалорная, или в процентах от стоимости;
- комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.
Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:
- на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
- авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
- сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
- газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).
Формулы расчета акциза:
- А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
- А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.
Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.
Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.
Преимущества и недостатки акцизной системы
Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:
- стабильно наполнять бюджет;
- стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.
Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.
Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.
Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.
Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:
- к снижению количества автомобилей в крупных городах;
- к переходу на производство электромобилей.
Заключение
С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.
В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.
Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.
Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.
Статья 182. Объект налогообложения
Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ в статью 182 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 182. Объект налогообложения
ГАРАНТ:
1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
2) утратил силу с 1 января 2007 г.;
Информация об изменениях:
3) утратил силу с 1 января 2007 г.;
Информация об изменениях:
4) утратил силу с 1 января 2007 г.;
Информация об изменениях:
5) утратил силу с 1 января 2006 г.;
Информация об изменениях:
6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
Информация об изменениях:
Подпункт 8 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 321-ФЗ
8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина и (или) средних дистиллятов для дальнейшего производства продукции нефтехимии, битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы, высоковязких продуктов, а также иных неподакцизных товаров, получаемых в качестве отходов или побочной продукции при производстве подакцизных товаров, в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, и (или) передачи произведенного этилового спирта для производства спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля) в структуре организации, имеющей свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции;
9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в подпункт 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам
13) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
Что является объектом налогообложения акцизами
НК РФ Статья 182. Объект налогообложения
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002))
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 182 НК РФ
1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) — 4) утратили силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина и (или) средних дистиллятов для дальнейшего производства продукции нефтехимии, битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы, высоковязких продуктов, а также иных неподакцизных товаров, получаемых в качестве отходов или побочной продукции при производстве подакцизных товаров, в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, и (или) передачи произведенного этилового спирта для производства спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля) в структуре организации, имеющей свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции;
(в ред. Федеральных законов от 30.07.2019 N 255-ФЗ, от 15.10.2020 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
15) — 19) утратили силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
20) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции или свидетельство на производство спиртосодержащих полиграфических красок.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящей главы получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность;
(пп. 20 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ)
20.1) получение (оприходование) этилового спирта организацией, имеющей свидетельство (свидетельства), предусмотренное (предусмотренные) подпунктами 2 — 6 пункта 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением этилового спирта признается приобретение этилового спирта в собственность;
(пп. 20.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 326-ФЗ; в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Для целей настоящей главы получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность по договору с российской организацией;
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 21 введен Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ)
22) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе передача произведенного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, если иное не установлено подпунктом 16 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
(пп. 22 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 338-ФЗ, от 29.09.2019 N 326-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование указанным лицом прямогонного бензина, произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
(пп. 23 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ)
24) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
(пп. 24 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ)
25) получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Для целей настоящей главы получением бензола, параксилола, ортоксилола признается приобретение бензола, параксилола, ортоксилола в собственность по договору с российской организацией;
(пп. 25 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
26) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности.
(в ред. Федерального закона от 17.02.2023 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего подпункта оприходование лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания такому лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего такому лицу на праве собственности, также считается совершенным в случае производства бензола, параксилола или ортоксилола на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства продукции нефтехимии организацией, оказывающей указанные услуги по переработке сырья (материалов), в том числе в продукцию нефтехимии;
(абзац введен Федеральным законом от 17.02.2023 N 22-ФЗ)
(пп. 26 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ)
27) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
(пп. 27 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ)
28) получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Для целей настоящей главы получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией;
(пп. 28 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ)
29) получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией;
(пп. 29 введен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ)
30) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, приобретенных у российской организации (оприходованных в результате оказания налогоплательщику услуг по переработке сырья (материалов) российской организацией) и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
(пп. 30 введен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
31) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, на основании договора с российской организацией, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации, и (или) с исполнителем, привлеченным пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе Российской Федерации для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, искусственных островов на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) с оператором нового морского месторождения углеводородного сырья;
(пп. 31 введен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ)
32) получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.
В целях настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение налогоплательщиком средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией;
(пп. 32 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
33) оприходование организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, средних дистиллятов, произведенных в результате оказания ей услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанной организации на праве собственности;
(пп. 33 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;
(пп. 34 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 301-ФЗ)
35) — 37) утратили силу с 1 апреля 2020 года. — Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
38) использование винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде;
(пп. 38 в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
39) направление этана (в том числе полученного на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии), принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, на праве собственности, на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке этана;
(пп. 39 введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 321-ФЗ)
40) направление СУГ (в том числе полученного на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии), принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, на праве собственности, на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке СУГ;
(пп. 40 введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 321-ФЗ)
41) использование организацией стали жидкой, предусмотренной подпунктом 21 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья.
Продуктами (полупродуктами) металлургического производства для целей настоящей главы признается продукция металлургического производства, полученная путем литья стали жидкой, соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов стандарту (техническим условиям) налогоплательщика или лица, получающего соответствующие продукты (полупродукты) металлургического производства от налогоплательщика;
(пп. 41 введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ)
42) использование организацией стали жидкой, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья.
(пп. 42 введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В целях настоящей главы к производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями технических регламентов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 настоящего Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала).
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 22.07.2008 N 142-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.
5. В целях настоящей главы оприходованием подакцизного товара признается принятие этого товара на бухгалтерский учет.
Акциз: что это, виды и какие ставки
При покупке алкоголя, табачной продукции и даже некоторых сладких напитков покупатели платят за сам товар, налог на добавленную стоимость, а также за то, чтобы продавец рассчитался с государством за возможность продавать подакцизный товар. РБК Life вместе с экспертами разобрался, как работает акцизная система в России.
Содержание
Что такое акциз
Акциз — это косвенный федеральный налог на товары широкого внутреннего потребления и один из способов пополнить бюджет государства. Акцизную систему регулирует Налоговый кодекс [1]. В ст. 22 указаны подакцизные товары, ставки и порядок уплаты.
Этот вид налога достаточно древний, его истоки находятся в Древнем Риме. Подкупала простота: потребитель зачастую и не задумывался, что в стоимости товара уже есть «кусочек» для государственной казны. Испокон веков подакцизными товарами считались предметы роскоши, товары для удовольствия.
Считается, что через акцизы регулируется потребление, однако основной целью применения этого вида налогообложения все же является пополнение бюджета, и с акцизами это происходит стабильно и регулярно.
Александр Абрамов Управляющий КППС
В Россию система пришла во второй половине XIX веке и быстро стала основным источником пополнения казны. Подакцизными товарами признавали как предметы первой необходимости (например, чай, сахар или спички), так и товары массового потребления (табак, солод). В 1901 году от акцизных товаров в государственную казну поступило 60% от всех государственных доходов [2].
После революции 1917 года акцизы отменили. Затем — при новой экономической политике (НЭП) — в 1921 году вернули. Акцизная система просуществовала недолго, до 1932 года. После этого ее вновь отменили почти на 60 лет. Лишь после распада СССР и перестройки в 1992 году акцизы в России вновь вернули.
Функция акциза очевидна — фискальная, то есть формирование финансовых ресурсов государства. Кроме того, ценовые и налоговые меры служат эффективным средством сокращения потребления таких товаров, как, например, табак, оказывающий негативное влияние на здоровье человека. Всемирная организация здравоохранения рекомендует повысить акцизы на него до 70% [3]. Но надо учесть, что это сделает акциз запретительным и разрушит его фискальную функцию.
Олег Матюнин Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и партнеры»
По словам экспертов, установленная система взимания акцизов в России не меняется кардинально. Однако государство ежегодно пересматривает фиксированные ставки и список подакцизных товаров.
Под акцизом принято рассматривать так называемый косвенный налог, который налагается в момент производства товаров народного потребления внутри страны. В какой-то мере акциз напоминает удаленно таможенный сбор, но расходы уже включены в стоимость товара. Чаще всего размер акциза составляет не менее 50%, а по ряду групп товаров может составлять 2/3 стоимости.
Анна Салютина Член адвокатской палаты Ростовской области, член Ассоциации юристов России
Кто платит акциз
Налогоплательщики акциза — организации, индивидуальные предприниматели и лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [4], — то есть те, кто производит определенные действия (установленные в законе) с подакцизными товарами.
Фактическими же плательщиками акциза являются покупатели продукции, объясняет член адвокатской палаты Ростовской области Анна Салютина. Предприниматели и продавцы не платят налог из своего кошелька.
Акцизы включают в итоговую стоимость продукта, но, в отличие от налога на добавленную стоимость (НДС), покупатель не видит его в чеке. Управляющий КППС Александр Абрамов объясняет, что размер этого вида отчисления включен в цену до момента предоставления товара потенциальным покупателям.
Акцизные сборы в бюджет перечисляют производители, но в итоге сумма включается в цену товара. Таким образом, фактическими плательщиками этого налога становятся покупатели (потребители). Поэтому налог и назван косвенным. Производители собирают эту надбавку с полученной цены и передают в бюджет государства.
Александр Абрамов Управляющий КППС
Что облагается акцизом
- Этиловый спирт.
- Спиртосодержащая продукция (например, эмульсии) с содержанием этилового спирта более 9%.
- Алкогольная продукция с содержанием объема этилового спирта более 0,5%.
- Табачная продукция.
- Жидкости для электронных сигарет.
- Сладкая газированная вода.
- Легковые автомобили.
- Мотоциклы (мощность двигателя свыше 112,5 кВт).
- Автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла (для дизельных и карбюраторных двигателей), авиационный керосин.
- Средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол.
- Природный газ и другое [5].
Полный список подакцизных товаров указан в ст. 181 Налогового кодекса России.
Из этого перечня видно, что это не товары первой необходимости. К подакцизным, например, относят табак, алкогольные напитки и другие. Все подакцизные товары имеют достаточно большую разницу между себестоимостью и стоимостью продажи, то есть являются высокомаржинальными.
Александр Абрамов Управляющий КППС
Содержание ст. 181 довольно часто меняется. Например, с 1 июля 2023 года ввели акциз на сахаросодержащие напитки. Ставка акциза на напитки с сахаром или подсластителями, содержание которых превышает 5 г на 100 мл, и с долей этилового спирта не выше 1,2% составляет 7 руб. за 1 л.
Минфин предложил проиндексировать акцизы на сигареты и автомобили на 5%
Ставки акциза
У каждого вида подакцизного товара есть своя ставка или формула расчета налога. Акцизы рассчитывают по двум видам ставок — фиксированной и комбинированной.
1. Фиксированная (твердая)
Фиксированная ставка — конкретная сумма за единицу, вес или определенный объем товара.
Твердый акциз — фиксированная сумма за каждую позицию товарной группы. Формула расчета примерно такова: АТС (акциз с твердой ставкой) = Количество товара (КТ) × Ставка.
Мера определяется, исходя из свойств товара — литр, штука, масса. Так, например, в 2023 году акциз на игристые вина составляет 45 руб. за литр. Если производитель продал 6500 бутылок игристого вина объемом 1 литр, его акциз составляет 292 500 руб.
Анна Салютина Член адвокатской палаты Ростовской области, член Ассоциации юристов России
2. Комбинированная
Комбинированная ставка рассчитывается в зависимости от стоимости и вида товара. Чаще всего этот вид акциза используют для табачной продукции.
Так, в 2023 году для сигарет и папирос установлена ставка в размере 2603 руб. за 1000 штук фиксированно + 16% от розничной цены, но суммарно не менее 3536 руб. за 1000 штук.
Например, производитель, продавший 50 пачек сигарет (по 20 штук в каждой) по 150 руб. должен заплатить акциз на сумму: 2603 руб. + (50 × 150 руб.) × 16% = 3803 руб. Поскольку получившаяся сумма налога больше минимальной, платить нужно именно ее.
Сергей Гебель Генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры»
Правила уплаты акциза
Срок уплаты акцизов зависит от вида совершаемой операции: различают внутренние, при ввозе товаров из ЕАЭС, при ввозе из стран, не входящих в ЕАЭС.
- Акциз по внутренним операциям платится каждый месяц. Срок уплаты — не позднее 28-го числа следующего месяца. Например, за июль 2023 года заплатить налог нужно до 28 августа 2023 года. Если 28-е число выпадает на выходной, нерабочий или праздничный день, срок уплаты переносится на ближайшую (следующую. —РБК Life) рабочую дату.
- При ввозе подакцизных товаров из ЕАЭС акциз платится за месяц, в котором ввезенные товары приняли на учет. Срок уплаты — не позднее 20-го числа следующего месяца.
- При ввозе товаров из стран, не входящих в ЕАЭС, акциз платится вместе с другими таможенными платежами до подачи таможенной декларации.
Сергей Гебель Генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры»
Как и для других сборов налоговой системы, для акцизов устанавливаются четкие сроки уплаты. Налоговый период по акцизу — один месяц, а вот сроки уплаты зависят от вида подакцизного товара.
28-е число — дата уплаты, а вот какого месяца по счету после реализации товара покупателю, зависит от вида товара. Предусматривается также в определенных случаях авансовый платеж по акцизу.