Признаки политической партии
Политическая партия – это общественная организация, отображающая круг интересов политически активной части общества.
В современной политологии рассматривается широкий спектр различных мнений о том, какие главные признаки присущи политической партии. Каждый из подходов отражает определенные стороны деятельности партии, указывая их приоритетность и значимость.
Основные подходы к определению политических партий:
- организационный;
- идеологический;
- социально-классовый;
- функциональный.
Политическую партию от других политических институтов отличают определенные специфические признаки (Дж. Ла Паломбаро):
- партия является носителем общих ценностных ориентиров и идеологии;
- наличие у партии детально разработанных устава и политической программы;
- партия – это длительное и достаточно устойчивое объединение людей с организованной структурой на всех уровнях, которая включает местные организации, поддерживающие связи с центральными органами власти;
- основная цель политической партии – завоевание и осуществление власти, участие во властных органах, что является отличительным признаком партии от политических групп давления;
- партия через голосование избирателей на выборах и активное членство стремится обеспечить себе поддержку со стороны населения.
Политическая партия – это добровольное объединение людей, основанное на общности идейных ценностей, представляющее интересы отдельных общественных слоев, групп и классов и стремящееся к их реализации через завоевание государственной власти и участие в ее осуществлении.
Политическая партия воплощает право гражданина на политические ассоциации, отражает обще групповые цели и интересы различных слое населения, их ценности и идеалы, идеологии. С помощью института политических партий население может выдвигать к государству групповые требования, получать от него поддержку в решении различных политических вопросов.
Организация партий основана главным образом на неписанных правилах и практических установках, практически полностью регулируется традицией. Внутренние регламенты и уставы всегда описывают только ничтожную долю реальности, на практике им неукоснительно следуют редко.
Типы политических партий
Для структуры политической партии характерно многообразие. За одним понятием выстроены несколько социологических типов, которые различаются по базовым элементам, руководящим институтам, внутренним связям и способам интеграции базовых элементов партии.
Социологические типы политических партий:
- консервативные и либеральные;
- социалистические;
- коммунистические и фашистские;
- христианско-демократические.
Консервативные и либеральные партии (США). Основаны на небольших комитетах, достаточно независимых друг от друга. Их усилия направлены, главным образом, на объединение граждан. Деятельность ориентирована на парламентские комбинации и выборы, поэтому носит сезонный характер. Руководство распределено среди депутатов и носит выраженную личностную форму. Реальная власть принадлежит поочередно отдельным кланам, формирующимся вокруг парламентского лидера. Вся жизнедеятельность партии базируется на соперничестве этих группировок. Партия решает в основном политическими проблемами. Принадлежность к партии основана на традиции или интересе. Финансирование партии основано, главным образом на субсидиях и пожертвованиях частных кредиторов (предпринимателей, коммерсантов, банков, различных финансовых структур).
Социалистические партии (континентальная Европа). Ориентированы на максимально возможное вовлечение количество людей в свои ряды. Отслеживается четкая система вступления в ряды партии, строгий механизм индивидуальных членских взносов, которые главным образом обеспечивают финансирование партии. Рабочей единицей партии является «секция», основными функциями которой являются политическое воспитание своих членов и электоральная деятельность. Значительный административный аппарат. Личностный характер руководства смягчен системой коллективных институтов (национальные комитеты, съезды, бюро, советы, секретариаты) с разделением властей. На всех уровнях присутствует выборность, на практике прослеживаются олигархические тенденции. Важную роль играет доктрина. Деятельность партии охватывает не только политическую сферу, но и социальную, экономическую, семейную и др.
Коммунистические и фашистские партии. Характерны развитая централизация, система вертикальных связей, которая устанавливает строгую изоляцию друг от друга базовых элементов, противостоит попыткам раскола или фракционирования, обеспечивает строжайшую дисциплину. Деятельность партии основана на автократических принципах, роль парламентариев практически равна нулю. Избирательной борьбе отводится второстепенная роль. Основная деятельность партий направлена на политическую пропаганду и агитацию. Они используют прямые, часто насильственные методы: путчи, восстания, забастовки и др. Если государство применяет против партий преследования и запреты, они пытаются приспособиться к подпольной или открытой борьбе. Режимы основаны на жестких тоталитарных доктринах, которые требуют от членов партии политической приверженности и полного подчинения. Разграничение публичной и частной жизни не приемлемы. В членах развивается беспрекословную преданность, замешенную на преданиях и мифах религиозного толка, объединяя армейскую дисциплину и церковную веру.
Христианско-демократические партии. Занимают промежуточное положение между социалистическими и старыми разновидностями партий. К ним относятся: лейбористские партии (созданы на базе профсоюзов и кооперативов по принципу непрямой структуры); аграрные партии; партии архаического и пред исторического типа; простые клиентелы, которые складывались вокруг влиятельных лиц; кланы, объединяющиеся вокруг феодальных семей; собранные военным диктатором камарильи.
Представленное разделение партий основано на взаимодействии специфических различий, которые относятся к основным, базовым элементам политических партий, степени и характеру принадлежности к партии, механизмом вовлечения членов, роли парламентариев, выдвижению лидеров и руководителей и т.д.
Назовите любые три признака политической партии как общественной организации и конкретизируйте пример каждый из них.
Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.
Если письма нет, проверь папку «Спам».
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Нужна регистрация на Учи.ру
«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.
9Политические партии: определение,признаки, функции
организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления Политическая партия – стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.
Основные признаки политической партии:
партия – разновидность общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения), представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.
партия представляет собой организацию, предусматривающую наличие определенных иерархических связей между различными звеньями организации, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами.
партия – субъект политики, которому присущ идеологический образ действий. Цели и задачи партии формулируются в программных документах и предвыборных платформах и реализуются в ее политической деятельности
партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством выборов, на участие через своих представителей в управлении государством. Способом, обеспечивающим политическое влияние партии, является обращение к поддержке граждан, осуществляемое открыто и на состязательной основе.
основные функции.
1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.
2. Выражают общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.
3. Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.
4. Формируют правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и реальный состав правительства, других органов центральной власти; обеспечивают связь между правительственными органами власти и обществом.
10 Политические системы и их разновидность.
Совокупность взаимодействующих политических партий, стремящихся к установлению, удержанию и осуществлению власти, называют партийной системой
типов партийных систем:
1. Однопартийные, характерные для авторитарных или тоталитарныхполитических режимов.
2. Гегемонистская система (существует несколько партий, но ведущая одна, остальные – сателлиты). Характерна для авторитарных или тоталитарных режимов, сложившихся в странах Восточной Европы после Второй мировой войны, а также Китая и Вьетнама.
3. Доминирующая система, характерная для демократических режимов, при которых существуют несколько партий, но на протяжении длительного периода (20 и более лет) на выборах побеждает и формирует правительство доминирующая партия, что обеспечивает стабильность стране вследствие отсутствия внутренних конфликтов в однопартийном правительстве (Швеция – 1932-1976гг., Япония – 1955-1995гг.).
4. Двухпартийная система, характерная, для демократического режима. Существует несколько партий, но однопартийное правительство организует одна из двух самых сильнейших, которая одерживает победу на выборах, другая находится в оппозиции. Также для этой партийной системы характерна стабильность вследствие формирования однопартийного правительства (США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия).
5. Система ограниченного плюрализма – довольно распространенна в современном мире партийная система, для которой характерно существование трех – пяти партий, ни одна из которых не в состоянии получить большинство на выборах, поэтому в результате компромисса формируется правительство в соответствии с числом полученных избирательных мандатов. При такой системе возможна нестабильность правительственных коалиций (ФРГ, Франция, Литва, Болгария, Австралия, Чехия и др.). Демократический режим.
6. Поляризованная партийная система, при которой борьбу за власть ведут несколько партий (6 и более), которые образуют блоки и коалиции в период избирательной компании. В случае слабости политического центра, такая система может привести к власти крайне левые силы(Италия, Латвия, Словакия).
7. Автомизированная партийная система, для которой характерно наличие множества малочисленных и маловлиятельных партий. Эта система складывается, как правило, в переходных к демократии обществах. Формирование коалиционного правительства дает возможность временно сосредоточить внимание на общенациональных вопросах, но в целом это нестабильная политическая система. В условиях стабильности демократического правления может преобразоваться в систему умеренного плюрализма(Украина, Польша, Грузия, Казахстан, Туркменистан и др.).
11Политическая деятельность:цели, мотивы, формы.
Политическая деятельность-это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой, совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ — это те побуждения людей, которые заставляют их включаться в политическую деятельность. Обычно различают эгоцентрические и социоцентрические политические мотивы. Эгоцентрические мотивы ориентируют индивида на следование в политической деятельности узколичностным целям; социоцентрические — на достижение блага для какой-то более широкой группы людей (нации, класса, жителей определенного региона). Эгоцентрические и социоцентрические мотивы не обязательно должны исключать друг друга
формы политической деятельности:
-по направлениям осуществления — государственная, партийная, общественно-политическая, комунікаційно-информационная;
-за субъектами политики — классовая, социально-групповая, национальная, международная, индивидуальная;
-по специфике предмета влияния — теоретическая, практическая;
-по политическим пространством — внешнеполитическая (международная), внутриполитическая (самоврядувальна);
Три признака политической партии как общественного объединения
Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлечённости в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой — полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов. Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определённость и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны; неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран).
Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений. В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности.
В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлечённость, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов — отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развёртывается вокруг конкретных проблем — общенациональных или локальных и групповых — и не претендует на участие в «большой политике», даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки политической партии как общественного объединения, например:
– организованность, наличие программы, устава
– идейная общность участников
– стремление к завоеванию государственной власти (или к участию в её осуществлении)
– выражение интересов, целей и ценностей определенных социальных групп и слоев
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста:
Ценностно-ориентированная вовлеченность граждан проявляется в желании реализовать свои интересы и предпочтения. В демократических государствах интересы больших групп граждан призваны представлять политические партии. Они, в свою очередь, участвуют в формировании органов власти и оказывают влияние на их решения.