Россия выходит из всех европейских конвенций. Чего это коснется?
Власти России начали процедуру денонсации международных договоров Совета Европы. Внести такое предложение в Госдуму может Владимир Путин по представлению правительства, опубликованному 30 декабря. Участие России в Европейской конвенции по правам человека Совет Европы прекратил вместе с ее членством в этой организации из-за агрессии против Украины. Но формально Россия остается участником еще 41 международного договора Совета Европы — в том числе об уголовной ответственности за коррупцию, пишет Русская служба Би-би-си.
Фото: assembly.coe.int
Постановление правительства о представлении Путину предложения денонсировать международные договоры Совета Европы означает финальный этап разрыва отношений с этой организацией и ее институтами.
По закону «О международных договорах» для этого Владимир Путин должен представить в Госдуму обоснование целесообразности прекращения каждого договора, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий такой денонсации.
Россия перестала быть членом Совета Европы, развязав войну в Украине. Комитет министров Совета Европы вынес резолюцию о ее исключении 23 марта. Участие России в ЕСПЧ и главном европейском международном договоре — Конвенции по защите по правам человека — в соответствии с этой резолюцией прекратилось 16 сентября. Россия заявила о выходе из Совета Европы еще в марте, а в мае в одностороннем порядке отказалась исполнять решения ЕСПЧ.
Тогда же Совет Европы прекратил сотрудничество с Россией и в сферах борьбы с наркотиками и наркозависимостью; предотвращения и организации помощи при крупных природных и техногенных катастрофах, а также в сферах кинематографа, спорта, соглашений о культурных маршрутах, развития преподавания истории в Европе и других.
При этом Совет Европы не стал исключать Россию из числа участников других международных договоров, которое не требовали членства в СЕ в качестве обязательного условия — это 41 международное соглашение, от которого собираются окончательно отказаться российские власти.
Какие договоры собирается прекратить Россия
Россия собирается прекратить участие в Конвенциях, касающихся всех сфер общественной жизни — в том числе, о защите детей от надругательства и эксплуатации сексуального характера, об отмывании доходов и финансировании терроризма, о контрафактной продукции, угрожающей здравоохранению, о взаимной правовой помощи по уголовным делам, признании высшего образования в Европейском регионе, об охране археологического наследия и совместном кинопроизводстве.
Кроме того, Россия собирается денонсировать Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, объявили на прошлой неделе власти РФ. Соблюдение этой Конвенции государствами-участниками контролирует влиятельная международная организация ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией). Ранее она активно мониторила эффективность российских мер по борьбе с коррупцией.
Например, в 2018 году в докладе ГРЕКО о мерах по предупреждению коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров в России говорилось, что коррупционные скандалы с участием высокопоставленных представителей власти в России являются обычной практикой.
В мартовской резолюции Совет Европы лишил Россию представительства в ГРЕКО, но отметил, что ГРЕКО может продолжать оценивать соблюдение Россией требований конвенции. Планы российских властей ее денонсировать совпали с указом Владимира Путина, который 29 декабря запретил публикацию всех деклараций о доходах госслужащих и разрешил некоторым категориям военных и чиновников вообще не декларировать свои доходы, отменив таким образом один из главных антикоррупционных инструментов.
Могла ли Россия сохранить участие в Конвенциях
Конвенции, в которых пока что участвует Россия, делятся на две группы — в большей части из них может участвовать только государство — член Совета Европы, но для участия в некоторых это не обязательно, однако нужно получить приглашение от Комитета министров Совета Европы.
В некоторых договорах из этой второй группы участвовал еще СССР и потом Россия — еще до вступления в организацию, объяснил Би-би-си российский эксперт по европейскому праву, попросивший об анонимности. То есть Россия и после выхода из СЕ могла сохранить свое членство в этих конвенциях.
Причины выхода России из всех конвенций собеседник Би-би-си связывает с обструкцией — например, России предложили участвовать в ГРЕКО «без права голоса». Кроме того, говорит собеседник Би-би-си, российские власти просто хотят дистанцироваться от всего, что связано с Советом Европы — как из-за обиды на политику внутри Совета Европы, которую считают оскорбительной и неприемлемой, так и из желания отказаться от «либеральных европейских стандартов», которые давно раздражают многих представителей властных структур.
«В других организациях — например, ООН и ОБСЕ, прекратить с Россией сотрудничество невозможно. Но в Совете Европы нет жесткой процедуры для прекращения сотрудничества — по сути, это должно было бы быть предметом переговоров, но у обеих сторон нет желания переговариваться. В итоге, после многих месяцев внутриведомственных и межведомственных обсуждений, принято решение прекратить участие во всех договорах», — заключает эксперт.
Какие решения ЕСПЧ Россия до сих пор должна исполнять
Несмотря на выход России из СЕ и отказ исполнять решения ЕСПЧ, генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич в декабре направляла письмо главе МИД России Сергею Лаврову, в котором напоминала об обязанности России исполнять все решения Европейского суда по правам человека, которые были приняты к рассмотрению до денонсации Европейской конвенции по правам человека.
По данным Совета Европы, Россия не исполнила решения ЕСПЧ по 2227 делам и не выплатила компенсацию по 1874 делам. По состоянию на 8 ноября 2022 года непогашенная сумма составляла более 2 млрд евро, в том числе около 1,87 млрд евро компенсации бывшим акционерам ЮКОСа, а также 10 млн евро компенсации и около 1,2 млн евро пени, причитающихся заявителям по межгосударственному делу «Грузия против России» о российско-грузинской войне 2008 года.
«ЕСПЧ выполнял роль пинка». Юрист — о последствиях исключения России из Совета Европы
Комитет министров Совета Европы с 16 марта исключил Россию из организации из-за боевых действий в Украине. Подобное произошло впервые — ранее из Совета Европы никого не исключали. Теперь российские граждане не могут обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
«Бумага» попросила бывшего сотрудника Конституционного суда России Антона Ильина объяснить, почему Россию исключили так быстро, приведет ли это к возвращению смертной казни и как повлияет на защиту гражданских прав и свобод в стране.
— Что значит исключение России из СЕ? Чего лишается российское государство и граждане?
— Россия лишается возможности участвовать в общеевропейских делах — и это был серьезный инструмент влияния на Европу. А с другой стороны, Совет Европы лишается возможности влиять на Россию, российскую политику и ситуацию с правами человека. Возможно, Европа понесла даже больший урон, она потеряла такой механизм.
Участие в Совете Европы помогало России подтягивать уровень законодательства и правоприменительной практики. Россия прошла огромный путь с 1996 года, и многие институты у нас появились в том числе благодаря участию в Совете Европы.
За эти 26 лет произошло много изменений, например, в уголовно-процессуальном законодательстве. ЕСПЧ принимал много решений, которые потихоньку влияли на изменения нашего законодательства, например, в отношении содержания заключенных. Здесь, конечно, всё еще предстоит большой путь, но, тем не менее, Россия хоть что-то начала делать, потому что постоянно подвергалась критике. В России долго не исполнялись многие судебные акты, было невозможно получить какие-либо компенсации — даже не было института получения компенсации за неисполнение судебных актов. Россия создала его под давлением ЕСПЧ. Это касается, в том числе, и строго конституционных вещей. Например, право на передвижение или на высылку незаконных мигрантов. Я называю большие области, которые, конечно, изменились.
— Почему Россию исключили — дело только в военных действиях в Украине или они просто стали «последней каплей»?
— Дело, конечно, только в военных действиях. Между Советом Европы и Россией были непростые отношения: всегда были проблемы с исполнением решений ЕСПЧ, взаимными претензиями России и Совета Европы, но это всегда решалось.
Россия проделала огромный путь с момента присоединения [к Совету Европы], например, в части изменения своего законодательства: случаев радикального изменения законов было больше сотни. Поэтому я думаю, что только «операция» вынудила Европу к таким действиям.
Непонятна скорость этого процесса: 25 февраля было приостановлено участие России в СЕ, прошло три недели и там уже говорят об исключении. Еще никого и никогда не исключали из СЕ. История знает примеры выхода страны из Совета Европы — например, Греция после военного переворота в 1970-х. Но никого и никогда еще не исключали, причем так быстро. Эта стремительность показывает, что причина только в «военной операции».
— Связаны ли заявление России о намерении выйти из СЕ и исключение 16 марта? Почему СЕ не предложил России самостоятельно покинуть СЕ?
— Я думаю, что решение Совета Европы и заявление России о намерении выйти не связаны. Если желание заключалось в том, чтобы Россия покинула Совет Европы, можно было бы и воспользоваться заявлением нашей стороны. И до конца финансового года Россия бы вышла по этой процедуре. В таком случае СЕ не требуется совершать никаких действий и можно было бы потом заявить, что СЕ с политической точки зрения не виноваты в этом событии, потому что Россия самостоятельно решила уйти. Россия сказала, что она выходит, а Совет Европы ответил, что наша страна не уходит, а ее выгоняют. Такое эмоциональное решение.
— Россия остается в других международных объединениях и должна исполнять решения их комитетов, например комитета по правам человека и других. Смогут ли они заменить россиянам ЕСПЧ, учитывая, что решения ЕСПЧ, как указано в проекте ПАСЕ, не очень хорошо исполнялись Россией?
— Возможно ли заменить одно другим? Наверное, это неправильная постановка вопроса, потому что эти органы существуют параллельно. Эти комитеты, например, против пыток, несмотря на то, что они давали рекомендательные указания, имели большое значение для России. Она не может их игнорировать — об этом в 2012 году заявил Конституционный суд. Эти институты менее известны среди населения по сравнению с ЕСПЧ. Но они всё равно играли определенную роль и выполняли свою функцию.
Другое дело, что множество разных органов давали возможность более оперативного или удобного способа защиты. ЕСПЧ был более привлекательным по той причине, что это более понятный институт. Это все-таки суд, пусть и не совсем стандартный, но суд. Туда можно подать жалобу, там есть процедура. И надо отметить, что в России было многое сделано, чтобы понять, как эти решения исполнять. Кстати говоря, по выплатам практически все решения исполнялись, и Россия выполняла большинство решений ЕСПЧ, поэтому для россиян это было понятно и удобно.
Неисполненных решений ЕСПЧ очень мало — это такие заключения, когда российская сторона выражала активный протест против самого факта принятия таких решений. То есть это вопросы концептуального, фундаментального характера.
В большинстве случаев проблемы с исполнением решений не было, поэтому граждане теряют много. Комитеты не возьмут на себя эту нагрузку, они для другого существуют.
Еще я должен добавить, что и сам ЕСПЧ не является эффективным механизмом. Нужно сказать, что если это не был совершенно острый вопрос, то ЕСПЧ мог рассматривать жалобы довольно долго: 5–7 лет.
— Россия участвует в более чем 100 конвенциях Совета Европы — не только в правозащитной сфере, они также касаются борьбы с коррупцией, отмывания средств и прочего. Что теперь будет с ними и как это повлияет на Россию?
— Я не думаю, что Россия выйдет из всех конвенций. Для того, чтобы выйти из конвенции, ее надо денонсировать, а для этого принять федеральный закон. Некоторые [юристы] считают, что для денонсации европейской конвенции по правам человека достаточно выйти из Совета Европы. Но другие конвенции такой прямой связи не имеют. Я, честно говоря, уверен, что они не прекратят свое действие автоматически. Другое дело, что Россия может принять решение о выходе из некоторых конвенций, если посчитает их ненужными для себя. Но это суверенное право страны: присоединяться и покидать те или иные конвенции.
— Что будет с проектами, которые Совет Европы реализует и финансирует в том числе в России? Много ли их и каких сфер жизни они касаются?
— Мне трудно сказать, сколько их. Я могу сказать точно, что все проекты Совета Европы точно будут свернуты, я думаю, что это уже случилось. В условиях санкций их сложно реализовывать, когда такое количество ограничений наложено, в том числе самими странами СЕ. Если Россия не член СЕ, то нет никакого смысла тратить деньги внутри страны. Да и сама Россия активно воспрепятствует деятельности подобного рода и без выхода из СЕ.
— Главный вопрос, который, кажется, волнует многих россиян. Что будет с правами человека и возможно ли возвращение смертной казни в России?
— Наша Конституция содержит те же самые права, что и Конвенция. Я бы даже сказал, что Конституция где-то больше и даже глубже эти права регулирует. С этой точки зрения, есть конвенция или нет — на нас не сильно влияет, потому что эти права в Конституции родной закреплены. С юридической точки зрения здесь нет никакого различия.
Смертная казнь фактически запрещена через решение Конституционного суда, и выход из конвенции этот вопрос никак не затрагивает. В Конституции написано, что смертная казнь сохраняется вплоть до ее отмены. В 2009 году КС констатировал отмену смертной казни. Поэтому смертная казнь никогда не может быть введена. Сейчас нет никаких юридических оснований даже ставить вопрос о возвращении смертной казни.
Может быть, мы утрачиваем побудительный мотив к более активной работе в сфере защиты прав человека: когда тебя никто со стороны не пинает, дело идет медленнее, наверное. ЕСПЧ выполнял роль пинка. Нам постоянно указывали на то, где мы не доработали. Но ведь мы и сами ведем такую работу. Конституционный суд и Верховный суд ведут такую работу. Несмотря на то, что сейчас решения ЕСПЧ не будут обязательными — эти два органа ориентируются на практику европейского суда и органов конституционного контроля других стран. Я не могу сказать, что выход из СЕ поможет нам и дальше бороться за права человека, но также и не могу сказать, что это приведет к полному краху всей системы защиты прав и свобод человека в России. Это не будет тем фактором, который способствует деградации этой системы. Мы до определенного уровня доросли.
Браво на выход: почему Россия покидает Совет Европы
Все иски, которые россияне подали в Европейский совет по правам человека (ЕСПЧ), будут рассматриваться даже после того, как РФ окончательно выйдет из Совета Европы (СЕ). Об этом «Известиям» заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Сенатор заверил: уход из СЕ, о котором Москва сообщила 10 марта, «никоим образом не скажется на правовой защищенности российских граждан». Процедура пока не запущена — для начала РФ должна уведомить о своем намерении генсекретаря совета. Если она сделает это сейчас и приступит к внутренним процедурам, то перестанет участвовать в организации к началу 2023 года. При этом ее могут исключить из организации и раньше — всё зависит от решения Комитета министров.
«Пусть наслаждаются общением друг с другом»
Россия уходит из Совета Европы (СЕ). С таким заявлением 10 марта выступил МИД РФ. По оценке ведомства, «недружественные России государства ЕС и НАТО злоупотребляют своим абсолютным большинством в Комитете министров» (КМСЕ) и «разрушают» совет.
«Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования. Пусть наслаждаются общением друг с другом, без России», — говорится в сообщении ведомства.
За две недели до этого, 25 февраля, из-за военной операции РФ на Украине КМСЕ приостановил членство России в Совете Европы. Комитет подчеркивал: речь идет именно о приостановке, а не об исключении страны из организации. Это значит, что она, не будучи представленной в Страсбурге, и дальше участвует в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), а потому ее граждане всё еще могут обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Процедура выхода начнется тогда, когда Москва официально уведомит об этом Генерального секретаря СЕ. Затем российский парламент должен принять федеральный закон, который отменит принятый в 1998 году ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». Затем ФЗ о денонсации должен подписать президент РФ. Такая процедура еще не запущена. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Совета Европы, там пока не получили от Российской Федерации официального уведомления.
Ясности по поводу того, когда российское руководство начнет процедуру выхода, пока нет.
— В части, касающейся компетенций Совета Федерации, мы, разумеется, будем рассматривать документы, которые поступят на наше рассмотрение, — сказал «Известиям» вице-спикер СФ Константин Косачев, отвечая на вопрос, в какие сроки начнется этот процесс. — Всё остальное определяется не в Федеральном Собрании РФ, поэтому давать прогнозы по срокам я не готов.
Согласно ст. 7 Устава Совета Европы, если страна сообщит генсекретарю о своем выходе в первые девять месяцев текущего финансового года, то окончательно она покинет Совет к его завершению. Иными словами, если Россия отправит свое уведомление сейчас, из СЕ она выйдет к 1 января 2023 года. Это может произойти и раньше — в соответствии со ст. 8, соответствующее решение зависит от КМСЕ.
Вечером 10 марта КМСЕ постановил, что проведет консультации с другим важным органом СЕ — Парламентской ассамблеей — в рамках ст. 8 Устава. Таким образом, Комитет министров может сам исключить Россию из организации.
Совет Европы был основан в 1949 году. Сфера его компетенций — европейские правовые стандарты, права человека, демократическое развитие, законность и культурное взаимодействие. Включая Россию, сегодня в Совет входят 47 стран.
Россия стала 39-м государством-членом СЕ в 1996 году. ЕКПЧ она ратифицировала в 1998-м. Разговоры о возможном выходе из совета начались после украинских и крымских событий 2014 года. Тогда российских представителей лишили права голоса в Парламентской ассамблее. В ответ на это Москва перестала направлять туда свою делегацию и выплачивать взносы в СЕ, говоря, что выйдет из организации сама. Это длилось несколько лет и завершилось в пользу РФ в 2019 году — ее депутаты остались в ПАСЕ.
О судах и смертной казни
Для простых россиян участие в СЕ имеет значение, как минимум, по двум причинам: 1. Возможность подать жалобу в ЕСПЧ; 2. Мораторий РФ на смертную казнь — при условии ее отмены Россию пригласили в Совет (в 1996 году президент РФ Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»).
В ЕСПЧ россияне смогут обращаться до тех пор, пока Россия формально остается в Совете Европы.
— Если мы покидаем СЕ, то мы выходим из-под компетенции ЕСПЧ, — сказал Константин Косачев. — Но, во-первых, все иски, которые поданы в период, когда Россия находилась в его компетенции, подлежат рассмотрению; более того, это касается и будущих исков, которые могут быть поданы в период, пока Россия остается в сфере компетенции ЕСПЧ. Выходя из-под компетенции ЕСПЧ, мы ни в коем случае не обнуляем наши отношения с ним. Это надо предельно четко понимать.
За 26 лет членства в Совете Европы Россия серьезно развила свою правовую систему, отмечает сенатор; прогресс очевиден, и правовая защита граждан РФ в рамках национальной судебной системы, по его оценке, «абсолютно достаточна, прогрессивна и эффективна».
— Если и когда Россия выйдет из Совета Европы, это никоим образом не скажется на правовой защищенности российских граждан, — резюмировал Константин Косачев.
Что касается смертной казни, то уже на следующий день после решения КМСЕ прозвучало заявление о том, что это «неплохой повод, наконец, хлопнуть дверью». С ним выступил замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.
«К тому же это еще и хорошая возможность восстановить ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране. Типа смертной казни для опаснейших преступников, которая, кстати, активно применяется в США и Китае», — написал он на своей странице ВКонтакте.
Вместе с тем, как поясняет в своем Telegram-канале руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, выход из СЕ не означает автоматического возвращения смертной казни. Отменить мораторий может только Конституционный суд (КС) РФ (в 1999 году он запретил судам назначать это наказание). Как сказал в 2019 году его глава Валерий Зорькин, КС принял это «решение фактически против подавляющего общественного мнения и, более того, против парламента», поэтому связывать членство России в СЕ с запретом смертной казни не стоит.
От СЕ к ЕС
Тем временем западные страны продолжают вводить в отношении Москвы санкции. Ранее на этой неделе США и Великобритания одобрили запрет на импорт российских энергоносителей — нефти и газа. Теперь вопрос в том, откажется ли от них Евросоюз. «Снижение энергозависимости от Москвы» стало одной из ключевых тем неформального саммита ЕС, который проходит 10–11 марта в Версале.
По данным агентства Reuters, на этой встрече европейские лидеры примут декларацию, в которой будет прописан отказ от российских энергоносителей. Он произойдет не так скоро, как у тех же США: как рассказал 10 марта в интервью France Info глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, для Евросоюза это будет «гораздо сложнее», потому что ЕС потребляет намного больше российских энергоресурсов. На днях Еврокомиссия уже представила примерный план того, как Евросоюз может отказываться от российского топлива, — по расчетам ЕК, это можно реализовать до 2030 года.
На фоне множества уже действующих санкционных пакетов Жозеп Боррель заявил: с финансовой точки зрения можно ввести еще много ограничений, однако сейчас Евросоюз «уже близок к границам возможного». «Мы сделали всё, что можно было сделать», — сказал дипломат. Однако, по оценке экспертов, это не значит, что ограничений больше не будет.
— Вряд ли следует принимать эти слова как сигнал того, что санкции будут остановлены. Жозеп Боррель, скорее, имеет в виду то, что меры ЕС уже нанесли серьезный ущерб — и России, и самому ЕС, — пояснил «Известиям» программный директор Российского совета по международным делам и клуба «Валдай» Иван Тимофеев. — Видимо, речь идет о небольшой паузе для того, чтобы осмыслить происходящее. Тем более что Жозеп Боррель сказал только о финансовых мерах. Помимо них, остаются еще и ограничения на импорт российской нефти, например.
Это будет довольно долгий процесс, отмечает эксперт. Но важно, что такие стратегические цели поставлены; даже если это не приведет к тотальному запрету на импорт энергоресурсов, в любом случае речь пойдет о сокращении российских доходов от их продажи, резюмировал Иван Тимофеев.
Почему Россия вышла из ЕСПЧ, а из ВТО и МВФ нет?
Т.е. для России права человека не так важны, как международный валютный фонд и всемирная торговля?
После многих лет фактических издевательств над членам российской делегации Российская Федерация объявила о выходе из Совета Европы с 16 марта 2022 года.
С 2014 года наших представителей лишали права голоса, запрещали участвовать в работе СЕ, но при этом Россия продолжала оплачивать весь этот балаган, добросовестно платила членский взнос.
В СЕ Россия находилась 26 лет, была одним из основных финансовых доноров этой организации.
Россия стала инициатором разрыва отношений с СЕ, 16.03.2022 года о выходе из организации уведомил глава МИД России Сергей Лавров.
Однако комитет министров Совета Европы отказал России даже в добровольном выходе из СЕ, и в этот же день принял решение о прекращении членства России в СЕ, то есть об исключении нашего государства из Совета Европы.
Прошёл почти год, и вот Госдума РФ приняла закон о прекращении действия в отношении России международных договоров Совета Европы. Россия не вышла из ЕСПЧ, просто после выхода из СЕ его компетенции больше не распространяются на российских граждан.
Справедливость решений ЕСПЧ сомнительна, дело о выплате $50 млрд экс-акционерам ЮКОСа о том свидетельствует.
Россия прекратила платить дань Совету Европы, ВТО и МВФ могут уже начинать подсчёт потенциальных убытков. Посмотрим, сколько ещё просуществуют эти структуры мировых финансовых и экономических надсмотрщиков.